карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Владимирской области

Новости

Бюджет/экономика

Закон о бюджете региона

Закон об исполнении бюджета региона

Основные направления бюджетной и налоговой политики региона

Программа развития региона

Анализ исполнения бюджета региона

Анализ социально-экономического развития региона

Деятельность

Решения коллегии

Аналитика

Контрольные мероприятия

Методические материалы

Отчеты о работе

Национальные проекты

План работы

Эффективность деятельности

Общественный совет внешнего ФК ВО

Экспертно-аналитическая

Общая информация

Законодательство

История

Нормативно-правовая база

Персоналии

Состав и структура

Взаимодействие

Конкурсы

Контакты

Пресс-центр

Пресс-релизы

Публикации сотрудников

Пресса о СПВО

Бюллетени

Ссылки

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

26.06 Основные итоги развития Ставропольского края за январь-май 2008 года. Подробнее

26.06 Обновление раздела КСП Петропавловск-Камчатского ГО "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

24.06 Отчет о работе КСП Ростовской области в 2007 году. Подробнее

24.06 Обновление разедла КСП Волгоградской городской Думы "Заключения". Подробнее

24.06 Обновление раздела СП ЗС Свердловской области "Постановления ЗС". Подробнее

Вестник АКСОР

          

Подписной индекс в Каталоге Роспечати - 82288

Предложение

«Контроль, анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов»

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Владимирской области  >>  Деятельность  >>  Контрольные мероприятия Отчет по результатам проверки полноты поступления, целевого и эффективного использования средств, выделенных на финансирование оплаты труда и централизованные закупки медицинского оборудования, в части укрепления диагностической службы первичной медицинской помощи и материально-технической базы службы скорой медицинской помощи, на финансирование обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» Контрольные мероприятия Отчет о результатах проверки полноты поступления, целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта «Образование»: на дополнительное вознаграждение за классное руководство, поощрение лучших учителей, переход на новую систему оплаты труда педагогов, на приобретение оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов

Отчет о результатах проведения проверки эффективности обеспечения социальной защиты населения муниципальных образований Владимирской области, включая реализацию областной целевой программы «Старшее поколение» в 2005 году и текущем периоде 2006 года

 :: СП Владимирской области

версия для печати 

Проверка проведена на основании плана мероприятий Счетной палаты Владимирской области на 1 квартал 2006 года, согласованного решением коллегии Счетной палаты Владимирской области, и удостоверения на право проведения проверки от 13.02.2006 №7 инспектором направления контроля эффективности расходов бюджета области на государственное управление и социальную сферу Серовой Е.Н.

Сроки проведения проверки: с 13 февраля по 31 марта 2006 года.

Цель проверки: Оценить результативность организации и обеспечения социальной защиты населения области, в том числе в условиях разделения полномочий и функций между органами государственной власти Владимирской области и муниципальными образованиями.

Задачи проверки:

  1. Оценить результативность, действенность и экономичность деятельности органов государственной власти и бюджетных учреждений Владимирской области для решения комплексных задач социальной защиты различных категорий населения области, в том числе с помощью программно-целевых методов.
  2. Проверить наличие индикативных показателей деятельности органов государственной власти и бюджетных учреждений области, характеризующих оптимизацию региональной системы предоставления социального обслуживания и обеспечения социальной защиты населения области.
  3. Проверить адресность, законность и результативность предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
  4. Оценить результаты выполнения в 2005 году программных мероприятий с точки зрения достижения целей, поставленных в областной целевой программе «Старшее поколение».
  5. Оценить соответствие задач областной целевой программы «Старшее поколение» основным направлениям региональной политики в сфере предоставления социального обслуживания и обеспечения социальной защиты граждан пожилого возраста на территории Владимирской области.
  6. Оценить достаточность финансовых средств за счет всех источников финансирования на обеспечение деятельности государственных учреждений социльного обслуживания с учетом изменяющейся структуры, а так же на программные мероприятия.
  7. Оценить законность и эффективность использования бюджетных средств для выполнения программных мероприятий в 2005 году и текущем периоде 2006 года.

Объекты проверки:

Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области.

Государственное учреждение здравоохранения Владимирской области «Областной госпиталь для ветеранов войн».

Муниципальное учреждение социального обслуживания «Дом милосердия» (г.Вязники).

Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росинка» (г.Вязники)

Предмет проверки:

  • нормативное и правовое обеспечение социальной защиты населения Владимирской области;
  • документы, подтверждающие исполнение программных мероприятий;
  • бюджетные и внебюджетные средства, направленные в 2005 – текущем периоде 2006 года на обеспечение социальной защиты всех категорий населения области, в том числе в рамках программных мероприятий;
  • показатели, характеризующие результативность деятельности органов государственной власти и бюджетных учреждений, направленные на достижение оптимизации региональной системы социального обслуживания, обеспечения социальной защиты населения и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Перечень изученных документов:

• Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Программой развития Владимирской области на 2004 – 2006 г.г.:

• Федеральный Закон от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

• Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

• Федеральный Закон от 19.05.1995 №81-ФЗ (ред. от 22.12.2005) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

• Федеральный закон от 02.08.1995 №122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

• Федеральный закон РФ от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

• Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

• Федеральный закон от 09.01.1997 №5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы».

• Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 04.07.2003) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

• Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

• Закон Российской Федерации от 09.06.1993 №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».

• Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

• Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.1995 №1151 (ред. от 17.04.2002) «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

• Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 №473 (ред. от 17.04.2002) «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

• Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.1996 №739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами».

• Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 №244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».

• Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 15.02.2002 №12 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации питания в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

• Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.05.2002 №35 «Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора и стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

• Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 28.07.1995 №170 «Об утверждении Инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемиологических и санитарно-гигиенических мероприятий в домах-интернатах для престарелых и инвалидов».

• Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 24.06.1996 №180 «Об утверждении форм примерных договоров, заключаемых между государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами, получающими данные услуги, или их законными представителями».

• Закон Владимирской области от 13.03.1998 №11-ОЗ (ред. от 29.12.2004) «О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза».

• Закон Владимирской области от 27.04.2000 №27-ОЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, ранее замещавшим должности в органах власти и управления, общественных организациях Владимирской области, исполнявших функции государственного управления»Закон Владимирской области от 27.08.2004 №135-ОЗ (ред. от 27.12.2005) «О государственной гражданской службе во Владимирской области».

• Законом Владимирской области от 04.06.2002 №49-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам».

• Закон Владимирской области от 02.09.2002 №92-ОЗ (ред. от 01.12.2004) «О мерах государственной поддержки многодетных семей во Владимирской области».

• Закон Владимирской области от 30.11.2004 № 196-ОЗ «О мерах социальной поддержки граждан, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, а также признанных пострадавшими от политических репрессий жителей Владимирской области».

• Закон Владимирской области от 01.12.2004 № 209-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой отечественной войны»

• Закон Владимирской области от 01.12.2004 № 210-ОЗ «О льготах на проезд в междугороднем транспорте для детей, не являющихся инвалидами, нуждающихся в санаторно-курортном лечении».

• Закон Владимирской области от 01.12.2004 №213-ОЗ «О ежемесячном пособии гражданам, имеющим детей во Владимирской области».

• Закон Владимирской области от 29.12.2004 №246-ОЗ (ред. от 30.11.2005) «Об областном бюджете на 2005 год»;

• Закон Владимирской области от 12.05.2005 №93-ОЗ «Об областной целевой программе «Старшее поколение на 2005 – 2007 годы».

• Закон Владимирской области от 29.12.2005 №218-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан».

• Закон Владимирской области от 29.12.2005 № 219-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки».

• Закон Владимирской области от 29.12.2005 №215-ОЗ «Об областном бюджете на 2006 год»;

• Постановление Губернатора Владимирской области от 16.05.2002 № 254 «О положении о департаменте социальной защиты населения администрации Владимирской области»

• Постановление Губернатора Владимирской области от 17.01.2003 №22 (ред. от 31.12.2004) «О мерах по реализации Закона «О мерах государственной поддержки многодетных семей во Владимирской области».

• Постановление Губернатора администрации Владимирской области от 18.11.2004 №610 «Об утверждении Порядка и условий предоставления стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам во Владимирской области, государственных стандартов обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем и продуктами питания в учреждениях социального обслуживания населения Владимирской области».

• Постановление Губернатора Владимирской области от 25.10.2004 №562 «О порядке возмещения гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия за счет средств областного бюджета».

• Постановление Губернатора Владимирской области от 09.11.2004 №602 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (вместе с «Перечнем гарантированных социальных, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания Владимирской области» и «Порядком и условиями предоставления социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания Владимирской области»).

• Постановление Губернатора Владимирской области от 14.12.2004 №683 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей».

• Постановление Губернатора Владимирской области от 14.12.2004 №684 «О порядке предоставления льгот на проезд в междугороднем транспорте для детей, не являющихся инвалидами, нуждающихся в санаторно-курортном лечении».

• Постановление Губернатора Владимирской области от 31.12.2004 №742 «О ведении регистра лиц, проживающих на территории Владимирской области и имеющих право на получение мер социальной поддержки».

• Постановление Губернатора Владимирской области от 24.01.2005 №30 «О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с областным законодательством».

• Постановление Губернатора Владимирской области от 31.01.2005 №40 (ред. от 24.08.2005) «О форме предоставления ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор».

• Постановление Губернатора Владимирской области от 06.02.2006 №84 «О порядке финансирования и расходования субвенции по осуществлению отдельных государственных полномочий в области социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан в 2006 году».

• Указ Губернатора Владимирской области от 25.10.2004 №17 «О выплате государственной социальной помощи в 2005 году»

По результатам проведенного аудита составлено 6 актов и 1 справка, подписанных без разногласий.

Проверкой установлено:

Органом исполнительной власти, определяющим направления и принципы социальной политики на территории Владимирской области, определен департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области (далее Департамент). Департамент действует на основании положения, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 16.05.2002 №254 «О положении о департаменте социальной защиты населения администрации Владимирской области». В соответствии с возложенными функциями основной задачей Департамента следует определить создание системы социальной защиты населения Владимирской области, обеспечивающей удовлетворение потребности граждан в предоставлении социального обслуживания и мер социальной поддержки. При этом Департаменту, как главному распорядителю средств областного бюджета, необходимо осуществлять деятельность с целью оптимизации государственных расходов на функционирование региональной системы социальной защиты.

В зависимости от способов реализации принципов социальной политики всю систему социальной защиты населения области можно разделить на три составляющие:

  1. Предоставление социального обслуживания различным категориям населения в стационарных и нестационарных социальных учреждениях области.
  2. Предоставление социальных льгот и мер по социальной поддержке населения.
  3. Предоставление социальных выплат, пособий и денежных компенсаций.

В ходе проведения проверки были проанализирована деятельность Департамента по обеспечению функционирования всех трех составляющих системы социальной защиты населения Владимирской области.

1. Предоставление социального обслуживания сетью социальных учреждений области

Сеть социальных стационарных и нестационарных учреждений Владимирской области организована Департаментом с целью предоставления социального обслуживания различным категориям граждан. Одним из показателей эффективности деятельности Департамента в данном направлении определено увеличение численности обслуживаемых в социальных учреждениях. Следует отметить, что структура сети за период 2003-2006 г.г. изменялась. В связи с проведением административной реформы и передачей вследствие этого части функций муниципальных органов здравоохранения органам социальной политики, на базе муниципальных учреждений здравоохранения были созданы социальные учреждения (дома милосердия, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты и проч.). Таким образом, число учреждений социальной защиты всех типов за указанный период увеличилось с 18 до 72 учреждений или в четыре раза. Размер социального коечного фонда стационарных учреждений за период 2003 - 2005 г.г. возрос с 3309 до 4311 коек или на 30,3%, численность обслуживаемых в год в нестационарных социальных учреждениях за тот же период увеличилась с 83 до 21306 человек или в 257 раз. Объем средств, необходимых для обеспечения деятельности сети социальных учреждений, за период 2003 - 2005 г.г. объективно возрос в 2,8 раза и составил в 2005 году 343698,0 тыс.руб.

Осуществлению полномочий Департамента способствует сформированная в области нормативная правовая база, включающая:

  • правовые акты, регламентирующие перечень социальных услуг, порядок, механизм и формы предоставления социального обслуживания в социальных учреждениях (указы, постановления и распоряжения Губернатора Владимирской области, приказы Департамента и проч.);
  • стандарты обеспеченности продуктами питания, одеждой, обувью и мягким инвентарем в стационарных социальных учреждениях;
  • порядок взимания платы за предоставление стационарного социального обслуживания;
  • нормативные документы, определяющие систему социальных гарантий работникам социальных учреждений области.

В зависимости от обслуживаемых категорий граждан социальные учреждения подразделяются на:

- учреждения, предоставляющие социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам

По состоянию на начало 2005 года количество граждан пенсионного возраста составляло около 25% от общей численности Владимирской области. Основной задачей Департамента при организации сети социальных учреждений является предоставление полного перечня социальных услуг гражданам престарелого возраста и инвалидам, снижение социальной напряженности в семьях, осуществляющих уход за престарелыми гражданами.

Сеть стационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов включает 10 психоневрологических интернатов, 3 дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа, 2 геронтологических центра, один специальный дом-интернат для умственно-отсталых детей и специальный дом для ветеранов, 8 домов милосердия, 7 отделений временного проживания.

В целях предоставления данной формы социального обслуживания на территории Владимирской области Департаментом разработан Порядок и условия предоставления стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам (далее Порядок), утвержденный постановлением Губернатора Владимирской области от 18.11.2004 №610. Кроме того, постановлением Губернатора Владимирской области от 09.11.2004 №602 утвержден перечень социальных услуг, гарантированных учреждениями социального обслуживания Владимирской области гражданам пожилого возраста и инвалидам. В 2005 году финансирование сети учреждений осуществлялось за счет средств областного бюджета и составило 194356,6 тыс.руб. Кроме того, в качестве платы за стационарное социальное обслуживание было получено 72150,0 тыс.руб. или 27,1% от общего объема финансирования учреждений.

По состоянию на 01.01.2006 в стационарных учреждениях проживали более 3700 человек, в течение 2005 года в дома-интернаты области учреждениями социальной защиты населения было направлено 801 человек, что на 17,6% больше, чем в 2004 году. Средняя обеспеченность населения стационарными учреждениями социального обслуживания за период 2003 - 2005 г.г. возросла в 1,9 раза и в 2005 году составила 25,2 места на 10,0 тысяч населения.

Одним из индикаторов эффективности деятельности Департамента при организации данной формы социального обслуживания является отсутствие очередности в социальные учреждения. Проверкой установлено, что имевшаяся по состоянию на 01.01.2005 очередность размещения в дома-интернаты общего типа ликвидирована с момента открытия в марте 2005 года ОГСУ «Геронтологический центр «Ветеран». Однако существующая сеть стационарных социальных учреждений не удовлетворяет потребность в стационарном обслуживании граждан, страдающих психическими расстройствами. Проверка показала, что очередность в психоневрологические интернаты по состоянию на 15.03.2006 составляет порядка 230 человек. Наличие очередности обусловлено увеличение числа людей преклонного возраста, нуждающихся в посторонней помощи, неудовлетворительным состоянием здоровья, низкими доходами престарелых граждан и инвалидов, нарушением семейных социальных связей. Кроме того, рост очередности обусловлен реструктуризацией сети лечебно-профилактических учреждений и сокращением на 12,6%, несмотря на потребность, профильных психиатрических стационарных коек за период 1999-2005 г.г. Для решения данной проблемы Департаментом проводится работа по инвентаризации подходящих помещений для открытия учреждения указанного профиля и анализируется возможность привлечения средств Пенсионного фонда Российской Федерации для финансирования капитального ремонта.

С 1 января 2006 года 8 Домов милосердия и 7 отделений временного проживания приняты в государственную собственность Владимирской области с передачей всего комплекса муниципального имущества в собственность Владимирской области. В результате оплата проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных социальных учреждениях с 2006 года производится в соответствии с областными государственными стандартами обеспеченности. Проверкой установлено, что в момент проживания в домах-интернатах среднемесячный доход проживающего реально увеличивается за счет вложения средств областного бюджета в среднем в 2,8 раза по сравнению со средним размером пенсии во Владимирской области на 01.01.2006.

В 2005 году при проведении Департаментом инвентаризации муниципальных социальных учреждений, передаваемых с 01.01.2006 в государственную собственность Владимирской области, было установлено, что 40% учреждений имеют неудовлетворительную материальную базу. Однако, при приеме Департаментом имущественного комплекса социальных учреждений не были своевременно выявлены нарушения в использовании имущества. Так, в ходе проверки учреждений социального обслуживания в Вязниковском районе установлено следующее.

На основании свидетельства о государственной регистрации права (от 28.08.2003 серия 33 АБ № 035733) за ОГСУ «Дом милосердия» (д.Сарыево) на праве оперативного управления был закреплен объект муниципального имущества - нежилое здание бывшей больницы, переданное учреждению в соответствии с договором от 20.03.2003 №6 Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами округа Вязники. Общая площадь здания составляет 489,9 кв.м. С 2003 года (с момента организации Дома милосердия) 100,5 кв.м. в указанном здании занимает муниципальное учреждение здравоохранения «Сарыевская амбулатория». Однако, договор аренды помещения между Домом милосердия и амбулаторией не заключен. Таким образом, из-за отсутствия должного контроля со стороны Департамента социальной защиты, как учредителя Дома милосердия, с 2006 года собственность Владимирской области фактически безвозмездно используется муниципальным учреждением. Вследствие этого, потери областного бюджета от недополученной арендной платы за 2005 год – 3 месяца 2006 года (период финансирования Дома милосердия за счет средств областного бюджета) оценочно составляют 410 тыс.руб. Так же установлено, что в течение периода финансирования за счет средств областного бюджета на оплату расходов электроэнергии муниципального учреждения здравоохранения «Сарыевская амбулатория» Домом милосердия было оценочно израсходовано 6,5 тыс.руб.

- учреждения, предоставляющие социальные услуги семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, осуществляющие профилактику социального сиротства

По данным на 01.01.2006 на территории Владимирской области находилось в особо сложных условиях порядка 40% семей с детьми.

С целью предоставления мер по социальной помощи указанной категории населения в области открыты 4 центра социальной помощи семье и детям, 12 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 6 социальных приютов для детей и подростков, 1 центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Общая численность обслуженных в указанных учреждениях в 2005 году составила порядка 41 тыс.человек (в том числе 28 тыс. несовершеннолетних) и возросла по сравнению с 2004 годом на 27%. Объем финансирования учреждений в 2005 году составил 58976,0 тыс.руб., в том числе за счет областного бюджета 58091,3 тыс.руб. или 98,5% от общего объема финансирования.

Одним из показателей эффективности мер, принимаемых Департаментом в целях функционирования указанных учреждений, является обеспечение их полной загрузки. В ходе анализа выполнения государственных заданий по предоставлению услуг указанными социальными учреждениями установлено следующее. Исполнение плановых показателей по количеству койко-дней (плановая загрузка), предоставленных в 2005 году, в среднем составило 91,7%, в том числе социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних – 85,5% от плана, социальными приютами для детей и подростков – 95,8%, центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей – 93,7% от плановых назначений.

Однако, процент выполнения заданий по различным учреждениям неодинаков. Так, исполнение плана социально-реабилитационным центром в округе Кольчугино в 2005 году составил 105,3%, в Юрьев-Польском районе- 103,5%, Гороховецком районе – 101,8%. При этом план предоставления койко-дней центром в Селивановском районе исполнен на 91%, в округе Муром – на 84,5%, в Меленковском районе – на 31,1%. Аналогичная ситуация выявлена по социальным приютам – процент исполнения заданий в 2005 году в зависимости от места нахождения учреждения варьировался от 87,4% до 103,7%. Неравномерность загрузки учреждений социальной защиты - следствие работы органов социальной защиты по выявлении и степени охвата указанных категорий граждан. Таким образом, Департаменту социальной защиты следует провести мониторинг загрузки указанных типов социальных учреждений в разрезе муниципальных образований с целью проведения их реструктуризации.

Кроме того, проверкой выявлены случаи несоответствия учетных данных при анализе Департаментом плана выполнения некоторыми социальными учреждениями задания по предоставлению государственных социальных услуг. Так, при установлении Департаментом социальной защиты населения плана по предоставлению социальных услуг на 2005 год в ОГСУ «Социально-реабилитационный центр «Росинка» г.Вязники были учтены койко-дни в стационарном и в дневном отделениях учреждения. Специфика функционирования указанного учреждения заключается в том, что продолжительность периода реабилитации различается в зависимости от степени дезадаптации несовершеннолетнего и варьируется от 15 дней до 1 года. При этом ребенок получает медицинскую, педагогическую и психологическую помощь во всех 6 структурных подразделениях социально-реабилитационного центра «Росинка», а учет предоставленных социальных услуг осуществляется в детоднях. Однако фактически в зачет выполнения плановых назначений Департаментом были приняты только койко-дни, в которые несовершеннолетние получали питание (стационарное отделение). Вследствие этого, согласно отчету выполнение плана по учреждению в 2005 году составило 74,6%, а фактическое выполнение нагрузки (без предоставления питания в детоднях) составило 149,5%. Однако, Департаментом не разработана методика, позволяющая учитывать исполнение заданий по оказанию услуг социально-реабилитационным центром «Росинка» и аналогичных учреждений.

Кроме того, в ходе проверки выявлена задолженность социально-реабилитационного центра «Росинка» по состоянию на 17.03.2006 в сумме 4,5 тыс.руб. за аренду земельного участка площадью 1887,0 кв.м, находящегося в государственной собственности (договор аренды от 19.09.2005 №386).

- учреждения, предоставляющие социальные услуги семьям с детьми-инвалидами, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В целях предоставления указанных услуг на территории области функционирует 2 центра реабилитации детей с ограниченными возможностями. Одним из показателей эффективности мер, принимаемых Департаментом для функционирования указанных учреждений, можно определить увеличение численности детей, обратившихся за получением медико-социальной и социально-педагогической помощи с целью интеграции их в общество. В 2005 году услугами центров воспользовалось 1050 детей, численность обратившихся осталась на уровне показателя 2004 года. Объем финансирования учреждений в 2005 году составил 4003,0 тыс.руб., в том числе за счет областного бюджета 3998,0 тыс.руб. или 99,8 % от общего объема финансирования.

- учреждения, предоставляющие социальные услуги гражданам без определенного места жительства и занятий и лицам, освобожденным из мест лишения свободы

С 2005 года указанный вид услуг предоставляется Владимирским центром реабилитации для лиц без определенного места жительства. Одним из показателей эффективности мер, принимаемых Департаментом для функционирования указанных учреждений, является увеличение численности выявленных и обратившихся лиц указанной категории, сокращение первичной преступности в обществе. В 2005 году в стационаре учреждения было обслужено 350 человек, что почти в 2 раза превысило число граждан данной категории, получивших стационарное обслуживание в учреждениях здравоохранения в 2004 году. Объем финансирования центра в 2005 году составил 2848,0 тыс.руб., в том числе за счет областного бюджета 2707,0 тыс.руб. или 95,0% от общего объема финансирования. Кроме того, в результате деятельности центра по выявлению граждан указанной категории, численность обратившихся в органы социальной защиты в 2005 году составила 1816 человек, что на 16,0% больше, чем в 2004 году. При этом оказано порядка 4,0 тыс. социальных услуг, около 250 человек получили материальную помощь на сумму 73,2 тыс.руб.

- учреждения, предоставляющие комплекс социально-оздоровительных услуг на льготных условиях гражданам пожилого возраста, не имеющим право на бесплатное санаторно-курортное лечение

Комплекс социально-оздоровительных услуг на льготных условиях предоставляется Муромским социально-оздоровительным центром граждан пожилого возраста. Объем финансирования центра в 2005 году составил 3720,0 тыс.руб., в том числе за счет областного бюджета 2944,0 тыс.руб. или 79,1% от общего объема финансирования. Кроме того, в течение 2005 года 662 ветерана труда, войны и пенсионеров получили комплексные социальные услуги в реабилитационом отделении Геронтологического центра «Ветеран».

- учреждения, предоставляющие социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в нестационарных условиях

С 2005 года указанный вид услуг в соответствии с утвержденным перечнем предоставляется 19 территориальными центрами социального обслуживания населения. Количество обслуженных составило 97486 человек, численность социальных работников при этом превысила 2000 человек. Объем финансирования территориальных центров в 2005 году составил 95689,0 тыс.руб., в том числе за счет областного бюджета 79125,0 тыс.руб. или 82,7% от общего объема финансирования.

2. Предоставление социальных льгот, мер по социальной поддержке населения, социальных выплат, пособий и денежных компенсаций

С целью приведения системы социальной защиты граждан, пользующихся льготами, социальными гарантиями и получающими компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между органами государственной власти различного уровня был принят и с 01.01.2005 вступил в действие Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ). В результате с 2005 года финансирование полномочий по предоставлению мер по социальной поддержке и отельных социальных льгот осуществляется за счет средств областного бюджета. Для приведения региональной нормативной правовой базы в соответствие с Федеральным законом №122-ФЗ Департаментом было разработано 9 Законов Владимирской области, 36 постановлений, 3 Указа, 4 распоряжения Губернатора Владимирской области. Кроме того, Департаментом была проведена значительная работа по составлению и ведению регистров численности граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки. С 01.01.2005 за счет средств областного бюджета осуществляется финансирование предоставления мер социальной поддержки следующих категорий граждан.

  • Ветераны труда и труженики тыла

В 2005 году меры социальной поддержки и утвержденные выплаты получили 172343 ветерана труда и 2330 тружеников тыла, или 61,1% от общей численности воспользовавшихся льготами в 2004 году в соответствии с федеральным законодательством. Уменьшение численности обусловлено уточнением при формировании регистра численности. В соответствии с законодательством ветеранам труда выплачивалась ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей; денежная компенсация на топливо для ветеранов, проживающих в домах без центрального отопления, в размере 750 рублей в год; предоставлялась 50,0% скидка на проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Ежемесячная выплата труженикам тыла составляла 300 рублей. При этом объем расходов областного бюджета в 2005 году составил 885119,0 тыс.руб. или 167,6 % к факту 2004 года. Следует отметить, что размер среднего расхода в год на 1 ветерана вырос в 2005 году по сравнению с предыдущим годом в 2,2 раза, на 1 труженика тыла – в 2,4 раза.

  • Граждане, имеющие детей

В целях повышения качества жизни семей с детьми семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в области, выплачивались ежемесячные пособия. В соответствии с законодательством были произведены следующие прямые выплаты:

  • на 123223 детей - ежемесячное базовое пособие в размере 100,0 руб.;
  • на 18140 детей одиноких матерей - ежемесячное пособие в размере 200,0 руб.;
  • на 152 детей военнослужащих и детей разыскиваемых родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов - ежемесячное пособие в размере 150,0 руб.

Всего в течение 2005 года была произведена ежемесячная выплата на 141515 детей, что составляет 78,3% к факту численности 2004 года. При этом средний размер пособия за этот период возрос с 84,0 руб. до 150,0 руб. или в 1,8 раза. Объем расходов областного бюджета при этом составил 201753,0 тыс.руб. или 110,2% к факту 2004 года. Следует отметить, что в среднем дополнительный годовой доход на 1 ребенка в малообеспеченной семье в 2005 году составил 1,4 тыс.руб. и возрос по сравнению с предыдущим годом в 1,4 раза.

  • Многодетные семьи

В связи с переданными полномочиями по социальной поддержке многодетных семей с 01.01.2005 в региональный Закон были внесены изменения, позволившие обеспечить в полном объеме меры социальной поддержки малообеспеченным многодетным семьям, установленных федеральным законодательством. Одновременно в целях предоставления равноправной социальной поддержки всем малообеспеченным многодетным семьям ранее установленные льготы, исключая услуги жилищно-коммунального хозяйства, были монетизированы.

В соответствии с законодательством малообеспеченным многодетным семьям в 2005 году были произведены следующие прямые выплаты:

  • для 7274 детей в течение учебного года 550 руб. ежемесячно на питание и проезд городским транспортом, 835 руб. в год на обеспечение школьной и спортивной формой. Объем средств областного бюджета при этом составил 42080,1 тыс.руб. или 46,6% от плана;
  • 3733 детям в возрасте до 6 лет ежемесячно 50 руб. на приобретение лекарств, 1581 ребенку ежемесячно 150 руб. на оплату за содержание в дошкольных учреждениях. Объем затраченных средств составил 5109,6 тыс.руб. или 66,7% от плана;
  • 3676 детям ежемесячно в размере 20 руб. на дополнительное ежемесячное пособие. Объем фактически выплаченных сумм составил в 2005 году 882,2 тыс.руб. или 96,2% от плана;
  • 696 семьям, проживающим в домах без центрального отопления, в размере 750 руб. на ежегодные компенсации за топливо;
  • 3276 семьям на оплату 50,0-% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Объем расходов областного бюджета при этом составил 12111,3 тыс.руб. или 60,8% от плана.

Всего в 2005 году была осуществлена социальная помощь 3441 многодетной семье или 112,5% к факту 2004 года. При этом средний размер льгот возрос с 50 руб. до 485 руб. или в 9,7 раза, средний размер монетизированной льготы составил 827 руб. Общий объем расходов областного бюджета составил 61292,8 тыс.руб. или в 16,4 раза больше объема фактических расходов в 2004 году. Дополнительный годовой доход 1 многодетной малообеспеченной семьи в 2005 году в среднем составил 17,8 тыс.руб. и возрос по сравнению с предыдущим годом в 14,8 раза.

  • Дети, не являющиеся инвалидами, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении.

Выплата компенсации стоимости проезда на междугороднем транспорте для детей, не являющихся инвалидами, нуждающихся в санаторно-курортном лечении является одной из мер адресной социальной поддержки семей с детьми. В 2005 году компенсации в размере 50% расходов на проезд получили 17 человек или 58,6% к факту 2004 года. Объем расходов областного бюджета составил 11,5 тыс.руб. или 47,8 % к факту 2004 года. Средняя обеспеченность одного льготополучателя в 2005 году снизилась по сравнению с 2004 годом на 22,3% и составила 676,4 руб. на человека.

  • Дети первого-второго года жизни для обеспечения их полноценным питанием.

В соответствии с законодательством в 2005 году на 10439 детей первого-второго года жизни для обеспечения их полноценным питанием семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного на территории Владимирской области, были выплачены денежные компенсации в размере 370 руб. (дети первого года) и 270 руб. (дети второго года) Объем средств областного бюджета при этом составил 53389,4 тыс.руб.

  • Жертвы политических репрессий.

Меры социальной поддержки были предоставлены 2342 гражданам. При этом репрессированным осуществлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 200,0 руб. (реабилитированным – 370,0 руб.), являющиеся монетизированной формой льгот, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством до 01.01.2005. Кроме того, указанной категории получателей производилось возмещение льгот по жилищно-коммунальным услугам, проживающим в домах с печным отоплением выплачивалась денежная компенсация на топливо в размере 750,0 руб. в год, было предоставлено право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. В 2005 году объем расходов областного бюджета составил 19058,6 тыс.руб. и в 7,6 раза превысил уровень фактических расходов федерального бюджета в 2004 году.

  • Граждане, не работающие и не являющиеся пенсионерами.

В соответствии с законодательством расходы на погребение указанной категории граждан в 2005 году составили 5438,6 тыс. руб. При этом материальная помощь оказана при погребении 5376 человек.

Кроме того, в 2005 году Департаментом предоставлены меры социальной поддержки, не являющиеся вновь принятыми обязательствами областного бюджета, в том числе:

Выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности в администрации Владимирской области произведена 86 гражданам или 76,8% от числа получателей в 2004 году. Средний размер пенсии составил в 2005 году 3563,7 руб. в месяц и снизился по сравнению с прошлым годом в среднем на 20,0%. Общий объем средств областного бюджета при этом составил 3677,7 тыс.руб.

Доплата к государственной пенсии лицам, ранее замещавшим должности в органах власти и управления произведена 23 гражданам или 92,0% от числа получателей в 2004 году. Средний размер доплаты к пенсии составил в 2005 году 2671,4 руб. в месяц и возрос по сравнению с прошлым годом на 27,6%.Общий объем средств областного бюджета при этом составил 737,3 тыс.руб.

Выплата за выслугу лет работникам фтизиатрии произведена на общую сумму 10,4 тыс.руб. Средний размер доплаты к пенсии составил в 2005 году порядка 600,0 руб. в месяц и возрос по сравнению с прошлым годом в среднем на 20,0%.

Государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в 2005 году оказана 4924 малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, что на 7,2% превышает численность получателей в прошлом году. Средний размер государственной помощи в 2005 году составил 625,0 руб., что почти вдвое больше показателя 2004 года. Объем расходов областного бюджета составил 3079,0 тыс.руб. или 178,5% к факту 2004 года.

Кроме того, Департаментом в 2005 году осуществлялись государственные полномочия, финансирование которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета.

  • Гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России»

В соответствии с созданным в области реестром указанной категории получателей денежные компенсации предоставлены 7698 гражданам. Выплата осуществлялась в сумме 6,0 тыс.руб., и предоставлялась ежемесячно равными долями в сумме 500,0 руб. Общий объем расходов средств федерального бюджета, выделенных из Фонда компенсаций, в 2005 году составил 45540,3 тыс.руб.

  • Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы

Выплаты были осуществлены 37 гражданам. Средства федерального бюджета на осуществление указанных выплат в 2005 году были направлены через отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области в сумме 447,8 тыс.руб.

Всего в 2005 году на выполнение государственных полномочий, переданных Владимирской области в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета, было направлено 410080,1 тыс.руб. или 20,5% от общего объема расходных обязательств Департамента социальной защиты населения на 2005 год.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что в 2005 году Департаментом проведена значительная работа по выполнению областных и федеральных полномочий, связанных с социальной поддержкой отдельных категорий граждан. Объем средств на предоставление мер социальной поддержки, в том числе выделяемых из федерального бюджета, был утвержден Законом Владимирской области «Об областном бюджете на 2005 год» в разрезе муниципальных образований. Меры социальной поддержки предоставлялись на адресной целевой основе, денежные средства зачислялись на личные счета граждан, открытые в отделениях Сберегательного банка России.

3. Механизм финансирования и выполнение государственных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами в 2006 году

С 1 января 2006 года изменился механизм предоставления и финансирования мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан. В соответствии с Законом Владимирской области от 29.12.2005 № 218-ОЗ отдельные государственные полномочия Владимирской области переданы органам местного самоуправления. Финансовые средства, необходимые для осуществления этих полномочий предусмотрены в Законе Владимирской области от 29.12.2006 №215-ОЗ «Об областном бюджете на 2006 год» в форме субвенций. Сведения о содержании государственных полномочий в соответствии с Законом № 218-ОЗ и плановом объеме их финансирования в соответствии с Законом № 215-ОЗ «Об областном бюджете на 2006 год» представлены в таблице №1.

Из данных таблицы №1 следует, что общий объем средств областного бюджета, направляемый в 2006 году в виде субвенций для выполнения государственных полномочий в соответствии с Законом № 218-ОЗ, составит 1613332,0 тыс.руб. или 55,2% от общего объема ведомственных расходов Департамента социальной политики, и возрастет по сравнению с фактическими затратами на реализацию указанных полномочий в 2005 году на 13,6%. При этом планируемая численность получателей мер социальной поддержки, выплат и компенсаций составит порядка 600,0 тыс.человек, что в среднем на 20% выше уровня 2005 года.

Таблица № 1

Перечень государственных полномочий по исполнению мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан План по Закону "Об областном бюджете на 2006 год" Отклонение к факту 2005 года

Предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла, а также ветеранам военной службы и ветеранам государственной службы, получившим удостоверения до 31 декабря 2004 года

1003029,0

+13,3

Предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, а также признанным пострадавшими от политических репрессий, по назначению и осуществлению ежемесячной денежной выплаты, ежегодных денежных компенсаций на приобретение топлива при отсутствии центрального отопления, в связи с возмещением расходов организациям, предоставляющим льготы по оплате жилой площади, коммунальных услуг, принятия на учет в связи с обеспечением жилыми помещениями в случае возвращения на прежнее место

20070,0

+63,4

Осуществление назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с региональным законодательством

204024,0

+1,3

Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям области по назначению и выплате денежных выплат, ежегодных денежных компенсаций на приобретение топлива при отсутствии центрального отопления, в связи с возмещением расходов организациям, предоставляющим льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг

78875,0

+28,9

Назначение и выплата государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с региональным законодательством

5153,0

+67,3

Назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации беременным женщинам, кормящим матерям, на детей до 3-летнего возраста для обеспечения их полноценным питанием по заключению врачей в соответствии с региональным законодательством

61966,0

+60,1

Принятие решений о возмещении затрат в размере 50-процентной скидки на проезд на междугородном транспорте детям, не являющимся инвалидами, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, в соответствии с региональным законодательством

26,0

+126,1

Назначения социального пособия на погребение в соответствии с федеральным законодательством (в части предоставления социального пособия за счет средств областного бюджета)

5678,0

+4,4

Обеспечение деятельности государственных учреждений социального обслуживания

234511,0

+18,7

итого:

1613332,0

+13,6

Кроме того, в соответствии с Законом Владимирской области от 29.12.2005 № 219-ОЗ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по исполнению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в части полномочий Владимирской области, финансирование которых осуществлялось ранее за счет средств федерального бюджета. Сведения о содержании государственных полномочий в соответствии с Законом № 219-ОЗ и плановом объеме их финансирования в соответствии с Законом № 215-ОЗ «Об областном бюджете на 2006 год» представлены в таблице №2.

Таблица № 2

Перечень государственных полномочий по исполнению мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан План по Закону "Об областном бюджете на 2006 год" Отклонение к факту 2005 года

Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральными законами «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О ветеранах», а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов;

896195,0

+44,9

Предоставление ежегодной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР»

58371,0

+28,2

Назначение и выплата государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций в соответствии с Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений

34,0

+156,2

итого:

954600,0

+43,7

Следует отметить, что финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления этих полномочий, предусмотрены Законом Владимирской области «Об областном бюджете на 2006 год» в форме субвенций в пределах объема средств, поступившего из федерального бюджета.

Расчет показывает, что общий объем субвенций федерального бюджета, направляемых в 2006 году в виде субвенций для выполнения государственных полномочий в соответствии с Законом № 219-ОЗ, составит 954600,0 тыс.руб. или 32,7% от общего объема ведомственных расходов Департамента в 2006 году, и возрастет к уровню 2005 года на 43,7%. При этом, планируемая численность получателей мер социальной поддержки составит около 250,0 тыс.чел., что на 8,6% больше уровня 2005 года.

В ходе проверки установлено, что порядок финансирования и расходования субвенций на выполнение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с областными законами № 218-ОЗ и № 219-ОЗ, осуществляется на основании постановления Губернатора Владимирской области от 06.02.2006 № 84. Указанным нормативным правовым актом установлена предельная штатная численность муниципальных служащих, осуществляющих государственные полномочия, и финансирующаяся за счет средств областного бюджета в количестве 715 человек. Фактическая численность муниципальных служащих по состоянию на 05.04.2006 составляет 706 человек, что соответствует нормативному показателю. Объем средств областного бюджета, предусмотренный на исполнение государственных полномочий в соответствии с Законами № 218-ОЗ и № 219-ОЗ, в 2006 году составил 102856,0 тыс.руб. или 4,0% от общего объема переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

4. Анализ реализации мероприятий областной целевой программы «Старшее поколение» на 2005 – 2007 годы» в 2005 – текущем периоде 2006 года

Проверка показала, что в части реализации функции по исполнению областных целевых программ Департамент социальной защиты населения в 2005 году реализовывал на территории Владимирской области 4 целевые программы. Одна из программ - «Старшее поколение» на 2005 – 2007 годы», утвержденную Законом Владимирской области от 12.05.2005 № 93-ОЗ (далее – Программа).

В качестве исполнителей областной Программы также определены департамент здравоохранения администрации Владимирской области, комитет по культуре администрации Владимирской области, областной фонд социальной поддержки населения.

Разработка Программы была обусловлена необходимостью принятия принципиальных решений и проведения целенаправленных мероприятий в интересах старшего поколения, что соответствует основным направлениям региональной политики в сфере предоставления социального обслуживания и обеспечения социальной защиты граждан пожилого возраста на территории Владимирской области, численность которых в 2004 году составила 24% от общего числа жителей области, и прогнозируется дальнейшее повышение доли пожилых людей в составе населения области.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Старшее поколение» в 2003 - 2004 гг. социальными учреждениями Владимирской области было получено автотранспорта и оборудования на сумму 11,1 млн. руб. за счет средств федерального бюджета. При этом потребность в приобретении реабилитационного и медицинского оборудования, предметов длительного пользования не была покрыта полностью. Кроме того, существовала необходимость укрепления материально-технической базы функционирующих и вновь открываемых учреждений для проживания и медицинской реабилитации пожилых граждан.

Департамент социальной защиты населения, как основной разработчик, обеспечивал в ходе реализации Программы координацию деятельности исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий.

Объем финансирования Программы утвержден в сумме 20169,4 тыс.руб., в том числе за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников – 19989,4 тыс.руб. (99,1% от общего объема финансирования), средства Владимирского областного фонда социальной поддержки населения – 180,0 тыс.руб. (0,9%).

Проверкой реализации Департаментом социальной защиты населения Программы в 2005 году установлено следующее. Фактический объем расходов на проведение программных мероприятий составил 13393,1 тыс.руб. или 99,9% от плана на год. Из них средства областного бюджета направлены в запланированном объеме в сумме 13277,4 тыс.руб. или 99,1% от общего объема расходов. Средства фонда социальной поддержки населения – 63,7 тыс.руб. (79,6% от плана) или 0,5% от общего объема, внебюджетные средства – 52,0 тыс.руб. (100% от плана) или 0,4%.

Проверка показала, что в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 30.03.2005 № 179 «О порядке разработки и контроля за реализацией областных целевых программ» исполнители Программы ежеквартально направляли в адрес департамента социальной защиты населения отчеты о ходе реализации программных мероприятий, произведенных объемах финансирования и фактическом расходовании бюджетных средств, подтвержденном первичной документацией.

Департаментом социальной защиты населения в 2005 году в рамках реализации Программы проведены следующие мероприятия:

  1. Осуществлена инвентаризация сети учреждений социального обслуживания населения с целью перепрофилирования отдельных стационарных учреждений под психоневрологические дома-интернаты. В результате анализа реальной потребности в учреждениях приняты решения о закрытии 3 отделений временного проживания и дома милосердия. Кроме того, проанализирована материально-техническая база 58 муниципальных учреждений социального обслуживания населения, с 01.01.2006 принятых в областную собственность.
  2. В феврале 2005 года открыт социально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста. В рамках программных мероприятий за счет средств областного бюджета приобретено оборудования, транспорта и предметов длительного пользования на общую сумму 500,0 тыс.руб. или 100% плановых назначений. Кроме того, 690,0 тыс.руб. (100% от плана) направлено на приобретение 375 льготных путевок пожилым неработающим гражданам, не являющимся инвалидами.
  3. В апреле 2005 года произведено заселение областного государственного учреждения социального обслуживания «Геронтологический центр «Ветеран». В рамках Программы на проведение капитального ремонта здания учреждения направлено 1400 тыс.руб. (100% плановых назначений). Кроме того, 560,0 тыс.руб. направлено на предоставление путевок на льготных условиях в социально-оздоровительное отделение центра.

Таким образом, в течение 2005 года в рамках мероприятий Программы за счет средств областного бюджета проведено оздоровление на льготных условиях 662 пожилых граждан, что на 32,4% превысило первоначально запланированный Программой уровень (500 человек).

  1. В рамках мероприятий по укреплению материально-технической базы приобретено реабилитационное и медицинское оборудование (кровати функциональные, аппараты для гальванотерапии, стерилизаторы, дистилляторы паровые, кушетки, наборы медицинской мебели) на общую сумму 223,4 тыс.руб. (100,0% от плана), в том числе для Болотского ПНИ – 60 тыс.руб., Гусевского ПНИ – 50 тыс.руб., Копнинского ПНИ – 50,4 тыс.руб., Хольковкого ПНИ – 30 тыс.руб., Черкутинского ПНИ – 33 тыс.руб. Кроме того, в 5 учреждениях стационарного социального обслуживания проведена установка и ремонт средств пожарно-охранной сигнализации на общую сумму 926 тыс.руб. (100% от утвержденных назначений).
  2. В сентябре 2005 года для организации областного торжественного собрания, посвященного Дню пожилых людей, проведен «круглый стол» с активистами общественных организаций ветеранов и пенсионеров городов, округов и районов на тему «Социальная поддержка граждан пожилого возраста в условиях реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ», на что израсходовано 10 тыс.руб. (100% плана).

Проверкой реализации мероприятий Программы департаментом здравоохранения в 2005 году установлено следующее. В целях поддержания жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера в раздел «Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения» Программы было включено создание в 2005 году областного госпиталя для ветеранов войн на базе филиала ГУЗ ВО «Областная клиническая больница» в д.Пенкино. Утвержденный Программой объем финансирования за счет средств областного бюджета составлял 8600 тыс.руб. Проверка, проведенная в ГУЗ ВО «Областной госпиталь для ветеранов войн», показала, что указанный объем финансирования, равный первоначально утвержденным сметным назначениям учреждения на 2005 год, был включен в Программу без предварительной заявки, согласования и, фактически, без уведомления об этом руководства Госпиталя. При этом, указанная сумма не была разбита по конкретным мероприятиям и статьям финансирования расходов. Кроме того, установлено, что в лимитах бюджетных обязательств и в уведомлениях об изменении бюджетных ассигнований средства, утвержденные Программой, целевым образом не выделялись. Объем средств областного бюджета, фактически выделенный в 2005 году на создание учреждения, составил 28002,1 тыс.руб. или в 3,3 раза превысил первоначально утвержденную сумму. Следует отметить, что на момент проведения проверки (05.03.2006) отчет о реализации программных мероприятий за 2005 год главным врачом Госпиталя не был подписан и в департамент здравоохранения не направлялся. При этом, департаментом здравоохранения в адрес департамента социальной защиты населения информация об освоении 8600 тыс.руб. на выполнение мероприятий Программы была предоставлена (исх.№ ДЗО-50-05-04 от 13.01.2006). Однако, представленная информация ничем не была подтверждена, обоснования произведенных расходов именно на Программу не представлены..

Проверка показала, что ремонт неврологического отделения Госпиталя на момент проведения проверки не завершен, поэтому использование возможностей учреждения на полную мощность не обеспечено. Так, с момента открытия учреждения медицинскую помощь получило 357 человек или 59,5% от реальной мощности Госпиталя. Таким образом, цель Программы в части обеспечения доступной стационарной медицинской помощи и реабилитации для ветеранов войн в количестве 600 человек в год (при полной загрузке Госпиталя) не достигнута.

Комитетом по социальной политике администрации Владимирской области в рамках реализации Программы в 2005 году проведены акции «Забота» и «Труженики тыла»; издан первый том областной книги «Солдаты Победы»; проведена областная встреча с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла военных лет; организован областной конкурс среди первичных ветеранских организаций. Общие расходы средств областного бюджета на проведение указанных мероприятий составили 358 тыс.руб. (100% от плановых назначений), внебюджетных средств – 52 тыс.руб. Кроме того, комитетом по культуре администрации Владимирской области на проведение мероприятий, посвященных Дню пожилого человека, израсходовано 5 тыс.руб. (100 % от утвержденных назначений).

Фондом социальной поддержки населения в рамках мероприятий по предоставлению адресной помощи гражданам старшего поколения была оказана помощь пенсионерам по старости, размер пенсии которых не превышал прожиточный минимум, установленный областным законодательством. Общая сумма средств Фонда, дополнительно направленных на финансирование Программы, составила 63,7 тыс.руб. (79,6% от первоначально запланированного объема). Средства были направлены на оплату медицинских услуг, проведение ремонтных и восстановительных работ.

Таким образом, план мероприятий Программы, утвержденный к исполнению в 2005 году, в целом выполнен.

В ходе проверки механизма финансирования расходов на проведение программных мероприятий в 2006 году установлено следующее. Финансирование осуществляется в пределах сметных назначений учреждений в соответствии с планом программных мероприятий на 2006 год. При этом в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, направляемых получателям бюджетных средств, расходы на реализацию мероприятий Программы выделяются отдельной строкой и носят целевой характер. Объем финансирования, утвержденный Программой на 2006 год, составляет 3370 тыс.руб., из них средства областного бюджета и внебюджетные средства – 3320 тыс.руб. (98,5% от общего объема финансирования на год), средства фонда социальной поддержки населения– 50 тыс.руб. (1,5% от общего годового объема средств).

Следует отметить, что выделения дополнительного объема средств к сметным назначениям социальных учреждений Программой изначально запланировано не было, средства областного бюджета направлялись на финансирование мероприятий Программы в пределах сметного финансирования. Однако в уведомлениях о суммах бюджетных ассигнований, направляемых учреждениям, средства на реализацию программных мероприятий целевым образом не выделялись. Кроме того, Программа законодательно утверждена в июле 2005 года, то есть по истечении полугода с момента утверждения смет расходов социальных учреждений. Таким образом, включение в Программу мероприятий, изначально запланированных к проведению в рамках сметных назначений на 2005 год, свидетельствует о формальном подходе к формированию Программы.

Выводы:

Проведенная проверка показала, расходы консолидированного бюджета на социальное обеспечение населения муниципальных образований ежегодно возрастают. Так, в 2005 году они составили 2308268 тыс.руб. или в 1,5 раза превысили уровень 2004 года, в 2006 году расходы должны составить 2859740 тыс.руб. или 124% к уровню 2005 года. При этом если в 2005 году доля областного бюджета в общем объеме расходов составляла 89%, в 2006 году - 100%. Это обусловлено изменением механизма финансирования и структуры оказываемой социальной помощи, перераспределением полномочий между областью и органами местного самоуправления региона. При этом в 2005 -2006 г.г. областным бюджетом населению муниципальных образований предоставляются все меры социальной защиты, установленные действующим законодательством.

В связи с реализацией Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в 2005 году на финансирование социальных выплат льготным категориям населения муниципальных образований из областного бюджета направлено 1293418 тыс.руб. Кроме того, выплаты за счет федерального бюджета составили 410080 тыс.руб. В 2006 году отдельные государственные полномочия Владимирской области по финансированию мер социальной поддержки переданы органам местного самоуправления, на что предусмотрены субвенции областного бюджета в размере 1613332 тыс.руб. или 125% к уровню 2005 года. Кроме того, переданные на муниципальный уровень федеральные полномочия будут профинансированы в объеме 811860 тыс.руб. или увеличены в 1,9 раза против 2005 года.

Кроме того, в связи с проведенной реструктуризацией сети лечебно-профилактических и социальных учреждений количество государственных учреждений социальной защиты всех типов к 2006 году возросло с 18 до 81 (из них 2 – вновь созданных), в том числе для граждан пожилого возраста и инвалидов – 33 или 41% от общего числа учреждений, для групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации – 27 или 33%, нестационарные центры социального обслуживания на дому – 21 или 26%. Одновременно за период 2003 - 2005 г.г. возросли расходы областного бюджета на обеспечение деятельности сети социальных учреждений, в 2005 году составившие 343698 тыс.руб. (17% от общего объема расходов). В 2006 году расходы на содержание сети запланированы в объеме 434548 тыс.руб. или с увеличением к уровню 2005 года на 26 %.

Направление финансовых потоков из областного бюджета на функционирование сети социальных учреждений позволило выровнять и довести до установленных государственных стандартов условия содержания проживающих. Вследствие этого обеспеченность граждан в домах милосердия возросла на 15%, социально-реабилитационных центрах – на 45%, центрах реабилитации для лиц без определенного места жительства – на 83%.

Проверка показала, что за счет открытия в марте 2005 года ОГСУ «Геронтологический центр «Ветеран» была ликвидирована очередь в дома-интернаты общего типа. Вместе с тем, постоянная очередность в психоневрологические интернаты (по состоянию на 15.09.2006 – 167 человек) вызвана не только увеличением числа людей преклонного возраста, нуждающихся в посторонней помощи, но и реструктуризацией сети лечебно-профилактических учреждений с сокращением за период 1999-2005 г.г. на 13% стационарных психиатрических коек. Рост очередности так же обусловлен низкими доходами престарелых граждан и инвалидов и нарушением социальных семейных связей.

Проведенная проверка показала неравномерную загрузку социальных учреждений. Так, загрузка социально-реабилитационного центра для детей в Меленковском районе в 2005 году составила 31% против установленной мощности, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств оценочно в объеме 2,3 млн.руб. Вместе с тем, перевыполнение плановой нагрузки на 5% в округе Кольчугино не повлекло увеличения бюджетного финансирования.

Проверка использования средств областного бюджета в учреждениях социального обслуживания выявила ряд недостатков. Например, на площадях принятого в областную собственность ОГСУ «Дома милосердия» с.Сарыево Вязниковского района безвозмездно, без заключения договора аренды, размещается муниципальное учреждение здравоохранения «Сарыевская амбулатория». Вследствие этого потери областного бюджета из-за непоступления арендной платы за период 2005 год – 3 месяца 2006 года оценочно составили 410 тыс.руб. Кроме того, за указанный период за счет средств областного бюджета израсходовано около 7 тыс.руб. по счетам за электроэнергию, использованную учреждением здравоохранения, что является нецелевым использованием средств. В ходе проведения проверки данное нарушение было устранено путем сокращения сметного финансирования учреждения на указанную сумму.

Проверка реализации областной целевой программы «Старшее поколение на 2005 – 2007 г.г.» показала, что средства областного бюджета непосредственно на Программу бюджетополучателем не направлялись, финансировались только текущие расходы учреждений в пределах их смет расходов. Таким образом, не был обеспечен подход к данной Программе как к инструменту бюджетного планирования, как того требует постановление правительства Российской Федерации от 22.05.2004 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». В результате, департаментом социальной защиты населения и департаментом здравоохранения (исполнители программных мероприятий) не был обеспечен целевой порядок финансирования программных мероприятий в разрезе получателей, что привело к фактическому неисполнению программы «Старшее поколение».

Предложения:

Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области:

  • в целях выявления фактов нецелевого и неэффективного использования имущественного комплекса, переданного в собственность Владимирской области, провести сплошную проверку учреждений социальной защиты населения, переданных с 01.01.2006 в государственную собственность;
  • в целях улучшения финансирования и внедрения эффективного использования бюджетных средств разработать механизм перераспределения нагрузки между учреждениями социального обслуживания населения муниципальных образований в зависимости от их места расположения с учетом возникновения потребности;
  • для полного обеспечения адресной поддержки различных категорий социально незащищенных слоев населения муниципальных образований координировать деятельность с целью повышения качества менеджмента и создания динамичной структуры региональной системы социального обслуживания.

Аудитор Т.Ю.Аннина

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: