Уважаемые коллеги!
Уважаемый Сергей Вадимович, уважаемые участники конференции! От имени контрольно-счетных органов муниципалитетов выражаю искреннюю благодарность за приглашения принять участие в работе Конференции и за то внимание, которое Вы оказываете муниципальным контрольно-счетным органам.
Как Вы уже знаете в мае в г. Калининграде была проведена первая Всероссийская конференция муниципальных контрольно-счетных органов, на которой были рассмотрены проблемы муниципального финансового контроля и создан наш Союз. Очень важно, чтобы мы, муниципалы, ощущали себя частицей общей системы финансового контроля.
В этой связи хочу обратить Ваше внимание на некоторые проблемы осуществления финансового контроля. Одна-единственная статья 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации формально, юридически рекомендует законодательным органам субъектов Федерации и представительным органам местного самоуправления создавать собственные финансовые органы с целью осуществления независимого финансового контроля, в том числе и последующего. При этом федеральным законодательством вообще не определены ни статус региональных, ни статус муниципальных контрольно-счетных органов, ни их функции. Такой правовой вакуум способствует тому, что законодательные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления весьма произвольно определяют полномочия контрольно-счетных органов на местах, и вопрос о создании контрольно-счетных органов полностью порой зависит от прихоти не всегда добросовестных и долгосрочных интересов отдельных региональных и местных властей. А при осуществлении непосредственно своих функций контрольные органы вынуждены иногда играть по правилам, которые выгодны на сей политический момент властям. Вот вам и вся независимость финансового контроля.
Поэтому очень важно, чтобы в федеральном законе о государственном финансовом контроле в Российской Федерации отражение следующие проблемы:
• При трехуровневой бюджетной системе в Российской Федерации система финансового контроля должна быть соответствующей. В федеральном законе должны быть прописаны органы муниципального финансового контроля. (На сегодня имеются случаи внесения прокуратурой протестов по самому факту создания муниципальных контрольно-счетных органов).
• Должны существовать единые методические и методологические принципы построения контроля, единые правила проведения ревизий и проверок, порядок оформления актов, справок, ознакомления с ними проверяемых сторон, сроки подписания материалов проверок стороной. В бюджетном кодексе слово «Ревизия» не встречается. А ведь различия между ревизией и проверкой существенны, и контрольно-счетным органам вне зависимости от того, муниципальный это контроль, федеральный или региональный, необходимо основание для принятия решения о проведении конкретного вида контроля с проведением в необходимых случаях инвентаризации (бюджетных средств, имущества).
Очень радует то, что сегодня Счетная палата мобильно реагирует на эти проблемы, и мы услышали это в выступления Сергея Вадимовича Степашина.
• Единая система принципов, устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Сегодня мы используем в контрольной практике такие понятия, как нецелевое, неэффективное, нерациональное, незаконное использование бюджетных средств и собственности. Отсутствие в бюджетном законодательстве нормативной квалификации "неэффективного" и "нерационального" использования бюджетных средств и правовые последствия совершения данных видов нарушений вызывают споры при обсуждении результатов проверок. Очень трудно применять в контрольной практике ст. 34 Бюджетного кодекса «Принцип эффективности, экономности использования бюджетных средств», так как при осуществлении последующего контроля и при отсутствии нормативной квалификации невозможно изменить и сложно доказать, что результат был получен с неэкономным использованием бюджетных средств. Необходимо также решать вопрос о статусе контрольно-счетного органа как самостоятельного юридического лица, которое находится вне структуры власти, а основными принципами его деятельности должны стать полная функциональная и организационная независимость и открытость.
То, что сегодня происходит в Санкт-Петербурге, в общем-то, может произойти в любом из регионов и в любом из муниципалитетов. У нас в Калининграде исполнительная власть и бюджетополучатели до сегодняшнего момента реагируют правильно на деятельность Контрольно-счетной комиссии, пусть даже конфликтная ситуация и создается, но тем не менее решение какое-то находится. И ничего не остается делать нашим бюджетополучателям, как приводить в порядок и принимаемые акты, и использование бюджетных средств.
• Наделение контрольно-счетных органов правом проведения контрольных мероприятий по вопросам полноты и своевременности зачисления обязательных платежей в региональные и муниципальные бюджеты. Плавный перевод деятельности контрольно-счетных органов от ревизорской деятельности к экспертно-аналитической. Это поле деятельности очень велико. Это и сам бюджет, и принимаемые законодательными собраниями акты, и те же пресловутые льготы.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 272) предусматривает внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета. Необходимо прописать в Бюджетном кодексе право контрольно-счетных органов проводить проверку поквартального исполнения бюджета, в том числе отчета главных распорядителей и получателей бюджетных средств на любой стадии бюджетного процесса и за любой период. Последовательность и системность контрольных мероприятий позволит подготовить заключение контрольно-счетным органам уже по итогам бюджетного года. Сегодня в регионах и городах фактически отсутствует независимая система действенного финансового контроля за эффективностью формирования и законностью распоряжения бюджетными средствами. Следовательно, возрастает роль создающейся в Российской Федерации определенной системы единого государственного финансового контроля. Именно эта система должна обеспечить реальное взаимодействие между Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами регионов и муниципалитетов.
В лице Счетной палаты Российской Федерации и ее Председателя С.В.Степашина мы видим центр, вокруг которого происходит сплочение истинных финансовых контролеров, создается поле единого финансового контроля. Подтверждением этому является активное участие Счетной палаты Российской Федерации, ее Председателя, сотрудников в жизнедеятельности не только контрольно-счетных органов регионов, но теперь уже и муниципалитетов.
Уважаемый Сергей Вадимович, уважаемый Николай Сергеевич, я от имени контрольно-счетных органов муниципалитетов, которые приняли участие в конференции, выражаю искреннюю благодарность за то внимание, понимание и вплетение муниципалитетов в ту систему, о которой мы сегодня говорим и над которой мы сегодня работаем.
13-14 мая в г. Калининграде была проведена первая Всероссийская конференция муниципальных контрольно-счетных органов по теме «Муниципальный финансовый контроль: проблемы и пути их решения». В работе приняли участие Председатель Счетной Палаты, Председатель ассоциации контрольно-счетных органов С. В. Степашин, заместитель Председателя Счетной Палаты Александр Николаевич Семиколенных, аудитор Счетной Палаты Пансков Владимир Георгиевич, начальник Управления по взаимодействию с контрольно-счетными органами, Исполнительный секретарь Ассоциации Николай Сергеевич Столяров, члены Президиума Ассоциации и другие участники нашего финансового поля деятельности. Результатом этой Конференции явилось создание Союза муниципальных контрольно-счетных органов. Мне было оказано доверие– избрание Председателем этого союза. Заместителями Председателя избраны Владимир Иванович Гордин (председатель Контрольно-счетной палаты Волгограда, представитель юга России) и Геннадий Иванович Салов (представитель Урала, Севера и Сибири, председатель Счетной палаты Тюмени). Проблем у муниципальных контрольно-счетных органов предостаточно, но ощущение такое, что Счетная палата России знает о них, принимает конкретные меры к тому, чтобы мы, муниципалы, стали частичкой, участниками общей системы финансового контроля, которая должна быть построена на единых принципах функционирования и решения поставленных задач. И это очень обнадеживает и придает уверенность в том, что в результате все-таки будут приняты соответствующее изменения в действующее законодательство.
Пожелаем нашей уважаемой Счетной палате Российской Федерации, чтобы ее наделили правом законодательной инициативы. А мы, контрольно-счетные органы регионов, муниципалитетов, можем стать активными участниками в выработке предложений по улучшению нашего не очень совершенного законодательства – налогового, финансового и бюджетного.
Бюджетный кодекс – это вообще особая тема для совместной работы и обсуждения. Очень большое значение при наших встречах имеет фактор человеческого общения. Когда происходит диалог «вопрос-ответ», - что может быть полезнее и действеннее при решении, казалось бы, порой тупиковой ситуации?
Закончить свое выступление хочу девизом Союза муниципальных контрольно-счетных органов: « возьмемся за руки, друзья, что не пропасть поодиночке» и сообща, я думаю, у нас многое получится из задуманного.
Всем вам спасибо огромное за внимание, за поддержку, за понимание и за доверие.
|