карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Ассоциация контрольно-счётных органов Российской Федерации

Новости

Общая информация

Документы

Президиум

Контакты членов АКСОР

НМС АКСОР

План работы 2003-2005

Информация о работе

Состав

Структура

Положение

Информация о работе

IX конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации

VIII (внеочередная) конференция (Красноярск, 8 июня 2005 года)

VII Конференция (Москва, 27 января 2005г.)

Научно-практическая конференция (Пермь, 8-10 июня 2004 г.)

Семинар-совещание (Екатеринбург, 6-7 июня 2004г.)

VI Конференция (Москва 12-13 февраля 2004г.)

V Конференция (Геленджик, 29-30 сентября 2003г.)

IV Конференция (Москва, 3-5 декабря 2002г.)

III Конференция (Кинешма, 2 июля 2002г.)

Международная научно-практическая конференция (Суздаль, 12-16 февраля 2002г.)

II Конференция (Москва, 3-4 декабря 2001г.)

Публикации АКСОР

Книга "Контрольно-счетные органы Российской Федерации"

Фотогалереи. АКСОР России

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

03.03 Решение заседания Общественного совета внешнего финансового контроля Владимирской области от 14 февраля 2006 года. Подробнее

03.03 Материалы пресс-конференции председателя СП Владимирской области 14.02.2006 г. Подробнее

02.03 Отчет СП Владимирской области о работе в 2005 году. Закрытый раздел. Подробнее

02.03 КСП Карачаево-Черкесской Республики. Подробнее

27.02 Заключение СП Красноярского края по результатам аудиторской проверки эффективности деятельности краевого государственого учреждения "Служба государственного заказа Красноярского края" в 2004 году и 9 месяцев 2005 года. Подробнее

Фотоархивы АКСОР России


Подробнее

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

С 12.08.05г. проводится опрос сотрудников контрольно-счётных органов - пользователей сайта.

Цель опроса - оптимизация представления информационных материалов на сайте, разработка новых сервисов.

Предлагаем всем заинтересованным лицам заполнить анкету

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Ассоциация контрольно-счётных органов Российской Федерации  >>  Информация о работе  >>  V Конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации Об организации подготовки заключения Счетной палаты на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" и соответствии представленного законопроекта законодательству Российской Федерации V Конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации Резолюция V Конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации по результатам обсуждения темы: "Актуальные проблемы внешнего финансового контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации"

Об основных направлениях деятельности Контрольно-счетной палаты Краснодарского края

 :: Доклад Председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Н.И.Панченко

версия для печати 

Дорогие коллеги и друзья!

Сердечно приветствую вас на благодатной Кубанской земле – “Жемчужине России”, крае нескольких морей, достойных трудовых и казачьих традиций, доброго отношения к людям труда, в том числе и к финансовым контролёрам, которыми являемся и мы с Вами.

Благодаря Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, исполнительной и законодательной власти Краснодарского края мы собрались для обсуждения “накипевших” проблем государственного контроля в одном из стабильно развивающихся городов-курортов края – Геленджике, городе, который славен тем, что кардинально улучшает здоровье людей, поднимает настроение, вселяет в них оптимизм и стремление работать и жить лучше. Несомненно, что все это будет способствовать и нам в проведении данного мероприятия на должном уровне.

Стало доброй традицией в рамках плана работы Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации проводить Всероссийские научно-практические конференции работников региональных контрольно-счетных органов страны. Данная конференция посвящена одной их актуальных проблем внешнего государственного финансового контроля – проведение экспертиз, подготовка заключений по проектам бюджетов на 2004 год, а также задачам контрольно-счетных органов РФ по укреплению бюджетной дисциплины.

Об этом подробно, со знанием дела говорил, выступая с докладом, Сергей Вадимович Степашин. Несомненно, высказанные им предложения будут использованы в работе Контрольно-счетной палаты Краснодарского края.

У нас в крае порядок подготовки проекта краевого бюджета на будущий год, его рассмотрение и утверждение четко прописаны в Законе “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Краснодарском крае” в соответствии с которым Контрольно-счетной палатой готовится заключение на проект бюджета на очередной финансовый год. Для этого, прежде всего, специалистами Контрольно-счетной палаты проводятся анализы индикативного плана социально-экономического развития Краснодарского края на очередной финансовый год, адресной инвестиционной программы, структуры и программы краевых государственных заимствований и государственных гарантий, оценки потерь краевого бюджета от очередных изменений в налоговом законодательстве и предоставления налоговых льгот, и выпадающих доходов, а также сам проект закона и другие материалы.

Заключение делается по следующим основным направлениям:

– во-первых, оценивается степень соответствия проекта бюджета действующему законодательству, задачам по дальнейшему развитию всего социально-экономического комплекса края и его важнейших отраслей, основным направлениям бюджетной политики государства;

– во-вторых, подвергается проверке порядок налогового планирования и полнота отражения налоговых доходов по видам, изучаются изменения в налоговом законодательстве, последствия этих изменений на уровне края;

– в-третьих, анализируются планируемые неналоговые поступления, возможность их увеличения;

– в-четвертых, рассматриваются и обобщаются результаты проверок Палаты в части мер, принимаемых краевыми ведомствами и органами местного самоуправления по увеличению наполняемости краевого и местных бюджетов, эффективного использования государственных средств.

Опыт работы нашей Палаты показывает, что нередко доходная часть краевого бюджета определяется с минимальным риском его исполнения или даже с некоторым занижением.

Приведу конкретные примеры.

В индикативном плане социально-экономического развития Краснодарского края на 2001 год налогооблагаемая прибыль была отражена, как свернутое сальдо результатов деятельности прибыльных и убыточных предприятий, в результате чего налогооблагаемая база была занижена более чем на 3 млрд. рублей. Фонд оплаты труда по краю также оказался заниженным на 2,9 млрд. рублей. Подобные отклонения имели место и в проектах бюджетов на 2002 и 2003 годы.

Следует отметить, что у нас в Палате имеется специальное аудиторское направление по контролю за формированием и исполнением доходов краевого бюджета и налогового законодательства, в котором работает 5 человек. Данное аудиторское направление в течение года выполняет проверки, направленные на выявление неиспользованных возможностей пополнения бюджетных доходов, как на отдельных предприятиях, так и муниципальных территориях в целом. Такие проверки весьма позитивно отражаются на доходах краевого бюджета, наиболее ярко показывают созидательность нашего труда.

Например, в этом году мы проверили поступления земельных платежей и средств возмещения потерь сельскохозяйственного производства, выявленных изъятием сельхозугодий для несельскохозяйственных нужд, в консолидированный бюджет края за 1999 – 2002 годы предприятиями, осуществляющими строительство на территории края газопровода Россия – Турция (“Голубой поток”) и сопутствующих ему объектов.

Проверка проводилась на территориях 9 районов края и показала, что вследствие недоработок и отсутствия контроля со стороны краевого комитета по земельным ресурсам и землеустройству, а также департамента имущественных отношений края консолидированный бюджет края потерял 157,5 млн. рублей.

Результаты таких проверок находят свое отражение в наших экспертных заключениях, как при формировании краевого бюджета, так и при рассмотрении итогов его исполнения.

На сложившуюся практику занижения как доходной, так и расходной частей бюджета влияют не только ошибки, неточности, частые изменения в налоговом законодательстве, но и то, что Федеральный центр в последние годы показывает в этом не лучший пример, идет по пути занижения доходов, концентрации доходов в федеральном бюджете, что отражается на наполняемости региональных и местных бюджетов.

Хотелось бы остановиться на ряде других направлений работы КСП, высказать свое мнение по некоторым проблемам государственного финансового контроля.

На мой взгляд, в регионе, где проводятся такие мероприятия как сегодня, председатели палат этих регионов должны более подробно рассказать о деятельности своих коллективов, что я и постараюсь сделать, не злоупотребляя вашим временем.

Контрольно-счетная палата Краснодарского края создана в 1997 году. Она могла появиться и раньше, если бы в то время работавшие губернаторы своевременно подписали Закон о ней. Лишь после избрания главой администрации Н.И. Кондратенко был подписан этот Закон. При первой моей встрече с ним он сказал: “Мне нечего скрывать от избирателей, а тем более от депутатов Законодательного Собрания края. Проверяйте все”. Подобной позиции придерживается и ныне действующий глава администрации края А.Н. Ткачев. Особо, хотелось бы подчеркнуть, что В.А. Бекетов – председатель ЗСК (избранный третий раз) по отношению к работе КСП занимает разумную, четкую позицию, что способствует стабильной работе Палаты. Депутатский корпус также поддерживает курс на укрепление бюджетной дисциплины в крае, активную, принципиальную позицию.

По-видимому, нам повезло намного больше, чем некоторым КСП в других регионах. Практически за весь период существования Палаты не было препятствий в работе КСП. Но это не значит, что все было гладко и не было никаких проблем. Об этом не следует говорить, так как всегда окончательно принималось правильное решение. Этому способствовало и то, что специалисты Палаты с одной стороны проявили принципиальность, а с другой стороны - были объективными и действовали в рамках законов. Мы никогда не занимались политическими вопросами. Никогда не работали ради сенсаций, ради интересов каких-то групп или политических партий и т.д. (пример – информация о проверке Казачьего войска).

По штатному расписанию у нас числится 41 человек (вначале было 29), пять аудиторских направлений, два отдела: информационно-аналитический, а также бюджета, экспертиз и правового обеспечения, один заместитель председателя, он же – заведующий информационно-аналитическим отделом.

Коллектив Палаты четко выполняет требования Закона о КСП. Прежде всего, занимается организацией и осуществлением контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей краевого бюджета:

  • проверками насколько эффективно и целесообразно расходуются краевые государственные средства;
  • проведением финансовых экспертиз законопроектов в части бюджета и финансов и т.д.

Из общего объема работы, выполняемой специалистами КСП, 70 процентов приходится на контрольно-ревизионную деятельность и 30 процентов - на остальную работу. Это притом, что у нас в крае есть КРУ Минфина РФ по Краснодарскому краю, КРУ администрации края, ревизоры есть в городах и районах края, действует казначейская система исполнения краевого бюджета в департаменте по финансам, бюджету и контроля Краснодарского края.

Основу нашей работы составляют контрольно-ревизионные мероприятия. Да это и понятно, ведь мы и были созданы для осуществления контроля за использованием бюджетных денег. В среднем в течение года подвергаются проверкам до 150 учреждений, организаций и предприятий края, проверяется до 40% бюджетных средств.

За период нашей работы выявлено государственных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства более чем на 2,0 млрд. рублей, в том числе не по целевому назначению – около 900 млн. рублей.

В результате принятых мер в краевой и местные бюджеты возвращено более 600 млн. рублей, выявлено и поставлено на балансовый учет объектов недвижимости на десятки миллионов рублей, внесено ранее не уплаченных налогов и обязательных платежей почти на 100 млн. рублей.

Проводится серьезная профилактика финансовых нарушений. За 6 лет в бюджеты возвращено только использованных не по целевому назначению средств, почти в 9 раз больше, чем затрачено финансовых ресурсов на содержание Палаты. Но не это главное.

Главное то, что деятельность КСП способствует более рациональному использованию бюджетных средств и государственной собственности, укреплению финансово-хозяйственной дисциплины, наращиванию социально-экономического потенциала.

В 2002 году выпуск продукции и услуг базовых отраслей экономики составил 354 млрд. рублей.

Консолидированный бюджет края с учетом федеральных средств, выделенных на ликвидацию стихийных бедствий в прошлом году превысил 40 млрд. рублей. В текущем году этот объем будет несколько выше.

Проводимая работа КСП, жесткая позиция по отношению к нарушителям бюджетного законодательства со стороны депутатов ЗСК и администрации края, позволили в последнее время существенно укрепить бюджетную дисциплину в регионе, улучшить использование бюджетных средств.

Полученный опыт работы за эти годы показывает, что повышение эффективности финансового контроля, создание и внедрение передовых проверочных методик, прогрессивных методов аналитической работы без делового регионального сотрудничества, творческого обмена опытом, без активной, тесной работы в Ассоциации и со Счетной палатой РФ обречено на медленное продвижение вперед. Невозможно добиться хороших результатов в работе и без повседневной работы с каждым членом коллектива Палаты. Необходимо их вовремя поддерживать, отмечать, при необходимости, их положительную работу, своевременно заметить их инициативу, воодушевить и, при необходимости, поправить.

В целях морального и материального стимулирования работников в повышении своих профессиональных знаний, получения весомых результатов персональной работы, укрепления и развития передовых методов труда, мы, в рамках нашей Контрольно-счетной палаты два года назад учредили Книгу Чести Палаты и почетное звание “Лучший работник Контрольно-счетной палаты Краснодарского края за год”. Присвоение такого звания проходит один раз в год лишь одному работнику Палаты. В торжественной обстановке лучшему работнику вручается специальное свидетельство, его фотопортрет заносится в Книгу Чести, соответственно выплачивается премиальное вознаграждение в размере месячного оклада. В течение года лучший работник имеет ряд льгот социального характера.

Считаем, что наличие Книги Чести позволяет определенным образом повысить стимулы улучшения профессиональной деятельности наших работников, пропагандировать и распространять положительный опыт работы лучших специалистов, сохранять историю Палаты.

Понятие “оценка эффективности расходования бюджетных средств” за рубежом принято называть аудитом эффективности. К сожалению, в российской нормативной базе законодательно понятие “аудит эффективности” не определено.

Однако элементы аудита эффективности (как сейчас модно и престижно называть) у нас были всегда. Без кропотливой работы с бухгалтерскими документами, без “перелопачивания” вороха бумаг пока эти проблемы невозможно решать.

Одна из первых проверок регионального продовольственного фонда показала, что выход муки их государственного зерна ниже на 1,5 – 2 процента, чем из давальческого, хотя качество его одно и тоже. После проведенных проверок выход муки вырос (сэкономлено десятки миллионов рублей средств).

Или другой пример. Проверили организацию, которая занимается обслуживанием светофоров, нанесением разметок на дорогах и оказалось, что в течение ряда лет зарплата работников выросла (а их работает более 400 человек), а объемы средств для приобретения краски, запчастей сократились. В результате чего сократилась выработка на одного человека. После проверки были внесены соответствующие коррективы. Аналогичные примеры можно привести по стоматологическим поликлиникам края, краевому фонду имущества. В строительном секторе – распыление средств, завышение смет и объемов строительства и т.д.

Из теоретических материалов, которыми мы располагаем, аудит эффективности – прогрессивный вид госконтроля. Однако, до сих пор законодательно не определено понятие аудита эффективности, да и, откровенно говоря, не созданы условия для его реализации.

Особо следует отметить, что работа у финансовых контролеров необычна и далеко не каждому по плечу, тем более в современных условиях. Она создана для честных, принципиальных, объективных, порядочных и справедливых, я бы сказал волевых и сильных людей, не безразличных к судьбе не только регионов, но и всей России.

У финансовых контролеров регионов России отсутствует вертикаль власти. Да это и правильно. Такое положение отвечает требованиям действующего законодательства. Но у нас есть Ассоциация контрольно-счетных органов РФ, которая объединяет все региональные палаты. Если можно так выразиться, это сообщество единомышленников, объединенных общей задачей по укреплению и совершенствованию государственного финансового контроля с целью содействия в решении экономических и социальных проблем.

Правильно поставленная работа в ассоциации может принести пользы не меньше, чем вертикаль власти. Но для этого необходимо, чтобы региональные палаты работали эффективно, укреплялись и развивались. Авторитет Ассоциации складывается из авторитета каждой палаты.

Говорить о том, что КСП в несколько человек может осуществлять действенный контроль за использованием государственных средств в регионе, это, по меньшей мере, несерьезно.

Маяком для региональных КСП есть и должна быть всегда Счетная палата РФ. Да это и понятно. Она имеет больше возможностей по созданию различных методик по проверкам и анализу, по учебе, по приобретению зарубежного опыта и т. д. Мы всегда с большой заинтересованностью смотрим выступления по телевидению, и читаем статьи в газетах о работе наших старших коллег. Когда это делается удачно – радуемся, когда не очень удачно – огорчаемся. Объединяющая сила Счетной палаты РФ должна быть заметной всегда. Это – основа будущей системы государственного финансового контроля.

У нас, как и в других региональных палатах есть соглашение о сотрудничестве со Счетной палатой РФ, соглашения с правоохранительными и контрольными органами края (КРУ и др.). Очень здорово, что у финансовых контролеров появился ежемесячный журнал под названием “Финансовый контроль”. Несомненно, он оказывает положительную роль в совершенствовании деятельности государственных контрольных органов. Здесь публикуются интересные, полезные, нужные статьи по различным направлениям финансового контроля, по возникающим проблемам, путям их решения и т. д. На мой взгляд, в журнале должна появиться постоянная рубрика “Региональные контрольно-счетные палаты”, где будет освещаться их деятельность и публиковаться отдельные результаты проверок и т. д.

Особое внимание мы уделяем гласности нашей работы. Считаем, что гласность является если не основным, то важнейшим орудием в борьбе с нарушителями финансово-бюджетной дисциплины, мощным инструментом, с помощью которого укрепляется авторитет Контрольно-счетной палаты.

Итоги практически каждой проверки доводятся до сведения председателя Законодательного Собрания, губернатора края или их заместителей.

Мы ежегодно публикуем свой годовой отчет в краевых газетах, по итогам работы за год издаем информационный бюллетень. В обязательном порядке, ежеквартально, публикуем в газетах, в т.ч. и районных информацию о последних проверках, освещаем контрольно-ревизионные мероприятия по телевидению.

Часто бывает так, что директор предприятия или руководитель исполнительного органа власти готов возвратить в бюджет незаконно использованные деньги, заплатить срочно штраф, клянется больше не допускать нарушений и т. д., лишь бы факты о бюджетных средствах, затраченных не по целевому назначению не просочились на страницы газет или телеэфир.

Так что польза от гласности в нашей работе великая.

Может сложиться впечатление, что у нас все идеально хорошо. Это далеко не так. У нас есть свои проблемы и трудности, над которыми нам приходится серьезно работать.

Пользуясь тем, что на Конференции присутствует уважаемый Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Селезнев Геннадий Николаевич, хочу высказать наши пожелания.

Мы можем смело сказать, что в стране фактически заканчивается процесс формирование органов внешнего государственного финансового контроля, который осуществляется не только на федеральном, но и на региональном и даже муниципальном уровнях. Но работа по контролю за исполнением бюджетов различных уровней, расходованием бюджетных средств, ходом бюджетного процесса сдерживается и не может быть в полной мере эффективной без таких федеральных законов, как “О государственном финансовом контроле”, “О региональных контрольно-счетных органах”, которые Государственной Думой до настоящего времени не приняты, хотя законопроекты подготовлены, полезность, значимость и необходимость данных законов очевидны.

Благодарю за внимание!

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: +7 (095) 981-66-52, 981-66-53  Факс: +7 (095) 981-66-52