Мы, участники VIII (внеочередной) конференции Ассоциации контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, обсудив проблемы и перспективы развития внешнего государственного и муниципального финансового контроля в свете реформы местного самоуправления, отмечаем следующее.
Для демократического федеративного государства, каким является Российская Федерация, местное самоуправление является одним из ключевых институтов государственного устройства страны. Современный этап развития местного управления в России начался с принятием Конституции 1993 года. За прошедший период были созданы правовые основы местного самоуправления, накоплен определенный практический опыт, а также выявились "узкие места" и наиболее характерные проблемы в решении социально-экономических задач на современном уровне. Необходимость решения этих проблем давно назрела и реформирование местного самоуправления на современном этапе является одним из приоритетных направлений государственного строительства.
Законодательную основу предстоящей реформы местного самоуправления образует принятый 6 октября 2003 года Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ, в полном объеме вступающий в силу с 1 января 2006 года.
Данный закон предусматривает коренные преобразования всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, существенно модифицирует ранее принятые в этой области общественных отношений законы. Вместе с тем глубина и сложность предполагаемых изменений правового, экономического, социального и иного плана на муниципальном уровне создает целый ряд потенциальных трудностей при реализации данного закона.
Особую озабоченность участников Конференции вызвало то обстоятельство, что предусмотренная реформой передача государством органам местного самоуправления исполнения значительной части полномочий и больших объемов материальных и финансовых ресурсов не обеспечена должным внешним финансовым контролем. Это чревато снижением эффективности работы муниципальных образований, ростом финансовых и административных злоупотреблений и может стать тормозом проводимой реформы местного самоуправления.
Участники конференции считают, что контрольно-счетные органы обязаны сделать все от них зависящее, чтобы реформа местного самоуправления была проведена успешно.
Участники конференции решили:
 1. Согласиться с выводами и предложениями, содержащимися в докладе Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Председателя Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации С.В.Степашина о совершенствовании государственного и муниципального контроля в условиях реформирования местного самоуправления.
 2. Обратиться к Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с выражением глубокой озабоченности недостаточным законодательным обеспечением государственного и муниципального финансового контроля на региональном и муниципальном уровнях и предложить:
а) принять Федеральный закон "Об общих принципах организации внешнего государственного и муниципального контроля в субъектах Российской Федерации";
б) внести поправки в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в части:
- создания нормативной правовой базы государственного и муниципального контроля, единой для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, определяющей сферы ведения, границы и порядок взаимодействия органов внешнего и внутреннего финансового контроля;
- законодательного наделения контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации полномочиями проверять финансы муниципальных образований, поступающие из региональных бюджетов;
- восстановления в Бюджетном кодексе Российской Федерации положений исключенных ранее статей 138 и 140;
- включения в Бюджетный кодекс Российской Федерации положений, согласно которым проекты местных бюджетов должны утверждаться на основании данных о результативности и эффективности бюджетных расходов и качестве предоставляемых бюджетных услуг, с использованием метода бюджетирования по результатам;
- предоставления субъектам Российской Федерации права замещения всех дотаций муниципальным образованиям дополнительными нормативами отчислений от любых налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, а также увеличения с 30 до 40% доли налога на доходы физических лиц и закрепления ее на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований;
- наделения права использовать собственные доходы бюджета одного типа муниципального образования при осуществлении полномочий, относящихся к полномочиям муниципальных образований другого типа предусматривая возможность финансирования соответствующих расходных обязательств не только за счет субвенций, но и за счет собственных средств бюджета муниципального образования, принявшего на себя дополнительные обязательства.
 4. Предложить Правительству Российской Федерации установить мораторий на уплату государственной пошлины за регистрацию учредительных документов при передаче имущества в муниципальную или государственную собственность, на лицензионные сборы, а также рассмотреть возможность наделения статусом Федеральной целевой программы всего комплекса мероприятий по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
 5. Рекомендовать контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации осуществлять контроль:
- обоснованности расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2006 год в части средств, передаваемых муниципальным образованиям для обеспечения сбалансированности муниципальных бюджетов;
- обеспечения делегированных муниципальным образованиям государственных полномочий средствами на организацию их исполнения;
- процесса передачи исполнительной властью субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления государственного имущества.
 6. Считать одной из важнейших задач Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации содействие становлению и развитию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне (в первую очередь в городских округах) и оказание соответствующей поддержки Союзу муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации.
 7. Президиуму Ассоциации издать материалы VIII (внеочередной) конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. Направить материалы в Федеральное Собрание Российской Федерации, в субъекты Российской Федерации, в общественные организации, деятельность которых способствует повышению результативности внешнего финансового контроля.
|