Уважаемый Сергей Вадимович!
Уважаемые участники заседания Президиума!
Рад приветствовать вас на гостеприимной земле Московской области. Позвольте пожелать участникам расширенного заседания Президиума Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации плодотворной работы и успехов в дальнейшей деятельности.
Уважаемые коллеги! Наша Контрольно-счетная палата была создана относительно недавно. Постановлением Московской областной Думы от 11 ноября 2010 года был принят, а 12 ноября 2010 года подписан Губернатором Московской области Закон «О Контрольно-счетной палате Московской области».
Должен отметить, что и процесс создания нашей Контрольно-счетной палаты, и начальный период ее становления проходили под пристальным вниманием руководства Счетной палаты Российской Федерации и лично Сергея Вадимовича Степашина, который встретился со всеми сотрудниками КСП, выступил перед нами и дал положительную оценку проведенной организационной работе и первому этапу нашей деятельности. На этом этапе состоялись рабочие встречи практически со всеми аудиторами Счетной палаты России, руководителем ее аппарата Сергеем Михайловичем Шахраем, тогда еще его заместителем и ответственным секретарем Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации Николаем Сергеевичем Столяровым и другими должностными лицами Счетной палаты, которые оказали нам всестороннюю организационную, информационную и методическую помощь. С лекциями по злободневным проблемам финансового контроля перед сотрудниками КСП выступили аудиторы Счетной палаты Александр Васильевич Филипенко, Сергей Анатольевич Агапцов, Сергей Николаевич Мовчан, Владимир Семенович Катренко.
К осуществлению своих полномочий мы приступили уже 11 января 2011 года, начав работу с анализа исполнения бюджета Московской области за 2010 год, что позволило в установленные сроки подготовить аналитические записки об исполнении бюджета Московской области за 2010 год и за первый квартал.
Всего в первый год нашей деятельности удалось провести 10 экспертно-аналитических и 14 контрольных мероприятий, в результате которых были выявлены финансовые нарушения на 1 млрд 261 млн рублей. Контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями в 2011 году было охвачено 170 объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Особенно важно то, что нам удалось проверить по различным направлениям 100% муниципальных районов и городских округов области.
В целях взаимодействия и обмена информацией в течение первого полугодия 2011 года были подписаны соглашения о сотрудничестве со Счетной палатой Российской Федерации; Контрольно-счетной палатой Москвы; Управлением Федерального казначейства по Московской области; Управлением федеральной налоговой службы России по Московской области; Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области. Также организовано взаимодействие с Прокуратурой Московской области.
Первые контрольные мероприятия показали, что для повышения эффективности и качества нашей деятельности, увеличения количества объектов проверок, а, следовательно и объемов проверенных бюджетных средств требуется создание пятого аудиторского направления по работе с муниципальными образованиями.
Московская областная Дума и Губернатор Московской области поддержали нас. Законом от 23 августа 2011 года было введено пятое аудиторское направление, а штат увеличен до 104 человек. На этой основе разработана и действует наша структура.
Средний возраст сотрудников КСП – 43 года. В основном они имеют высшее профессиональное образование в области финансов, экономики и права. У нас два доктора экономических наук, восемь кандидатов наук. Трое сотрудников являются соискателями ученых степеней.
Работа КСП проходит в соответствии с утвержденным Планом работы на 2013 год по пяти аудиторским направлениям, которые представлены на слайдах.
Проведенные структурные изменения позволили нам в 2012 году добиться значительно более высоких как количественных, так и качественных показателей.
Нами было проведено 19 экспертно-аналитических и 31 контрольное мероприятие, которыми был охвачен 701 объект.
Совместно или параллельно со Счетной палатой Российской Федерации – 7 мероприятий.
В 2011 году совместно со Счетной палатой России было проведено одно экспертно-аналитическое мероприятие «Комплексный анализ эффективности системы предотвращения торфяных пожаров в Московской области», которое завершилось в марте 2012 года. И уже в первом квартале 2013 года мы провели одно параллельное со Счетной палатой экспертно-аналитическое мероприятие, а два контрольных мероприятия проводятся в настоящее время. Совместные проверки положительно влияют на качество профессионального становления и наших сотрудников, и сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов, которые активно участвуют в контрольных мероприятиях КСП. Таким образом, впервые в нашей работе выстроена вертикаль, повышающая эффективность финансового контроля: Счетная палата – Контрольно-счетная палата Московской области – контрольно-счетные органы муниципальных образований.
В результате проверок в 2012 году нами выявлены финансовые нарушения на сумму 11 млрд 446,2 млн рублей. Непосредственно в ходе контрольных мероприятий были устранены финансовые нарушения на сумму 1 млрд 973,8 млн рублей, часть этих средств возвращена в бюджет области.
В рамках экспертно-аналитических мероприятий особое значение мы придаем проведению ежеквартальных мониторингов исполнения как в целом бюджетных показателей, так и долгосрочных целевых программ, других программ, разработанных Правительством области, в целях повышения эффективности использования выделенных финансовых средств. Хочу заметить, что наши предложения и замечания, направленные в Московскую областную Думу и Правительство области, были учтены, в том числе и по методикам определения налогового потенциала муниципальных образований. Также приняты наши замечания о необходимости разработки основных финансовых документов, регламентирующих расходы бюджета до начала финансового года, по анализу внесенных изменений в бюджет 2013 года.
В настоящее время мы с вами перешли на новый этап бюджетной реформы, который определяется переходом к программному бюджету. Его основные задачи – повышение эффективности бюджетных расходов, внедрение программно-целевых методов управления. Естественно, это требует совершенствования финансового контроля. Ведь внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти требует изменения формата составления и утверждения бюджетов и, соответственно, корректировки бюджетной классификации. Мы знаем, что программная структура должна охватывать большую часть расходов федерального бюджета, поскольку программная и ныне существующая классификации основаны на разных принципах. Таким образом будет обеспечена их увязка и возможность получения информации о бюджетных ассигнованиях в различных разрезах. И мы стремимся к тому, чтобы к моменту введения новой бюджетной классификации не была утеряна преемственность, чтобы объем информации не был сокращен, а, напротив, содержательно расширен и систематизирован.
Уважаемые члены Президиума и приглашенные!. От нас ждут усиления контроля за эффективностью и результативностью бюджетных расходов по ключевым направлениям социально-экономического развития (образование, здравоохранение, социальная защита, формирование инновационной инфраструктуры); повышения влияния контрольно-счетных органов в вопросах финансово-экономического обоснования расходных обязательств бюджетов; расширения нашего участия в экспертизе проектов законов и нормативных правовых актов, касающихся бюджетного процесса, расходных обязательств; а также ускорения процесса становления контрольно-счетных органов в городских и сельских поселениях области.
Эти задачи, на мой взгляд, являются приоритетными для всех нас, а развитие и укрепление системы контрольно-счетных органов Московской области, повышение эффективности ее работы – наш главный инструмент в деле повышения результативности внешнего государственного финансового контроля в целом.
Новая для нас задача – финансово-экономическая экспертиза проектов государственных программ Московской области, к выполнению которой мы приступили на минувшей неделе. В этой работе наша задача заключается в исследовании достаточности финансовых ресурсов, правильности применения бюджетного законодательства, правомерности применения механизмов финансового регулирования, соотношения между затратами и финансовым результатом.
В 2012 году нами была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Московской области. В настоящее время контрольно-счетные органы имеются во всех муниципальных районах и городских округах региона. Сегодня в области выполняют задачи внешнего финансового контроля наша Контрольно-счетная палата и 107 контрольно-счетных органов муниципальных образований. Всего – 108 КСО. К концу 2013 года в области будут работать 120 контрольно-счетных органов.
В марте мы подвели итоги работы Ассоциации контрольно-счетных органов за 2012 год. Контрольные мероприятия были проведены более чем на 1000 объектах. 63 млрд рублей – таков объем проверенных средств. Нарушений при этом выявлено на сумму около 1 млрд рублей, из них возвращено в бюджет около 54 млн рублей и устранено нарушений на сумму более 170 млн рублей. По всем нарушениям было направлено 440 представлений и 184 предписания. Эти показатели говорят о том, что в муниципальных образованиях имеется достаточная база для совершенствования работы контрольно-счетных органов и дальнейшему укреплению системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля области.
Хочу подчеркнуть, что в целях повышения профессионализма наших сотрудников и сотрудников контрольно-счетных органов муниципальных образований организовано обучение на курсах повышения квалификации в Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, в Московском областном учебном центре «Нахабино», в Национальной промышленно-экологической Палате, в Российском университете дружбы народов, Российской академии государственной службы. Так за два года 83 наших сотрудника повысили свою профессиональную квалификацию. До конца 2013 года дополнительное обучение пройдут почти 100 % сотрудников.
Кроме обучения, на повышение профессионализма заметно влияет работа во время контрольных мероприятий, которые мы проводим совместно с муниципальными КСО. Такую практику мы будем совершенствовать, так как совместные проверки не только позволяют получить более обширную и глубокую информацию о состоянии дел в муниципальном образовании, но и способствуют росту профессионализма наших коллег, повышают авторитет местных органов внешнего финансового контроля, консолидируют контрольно-счетные органы области.
Говоря об особенностях подготовки наших сотрудников к выполнению своих профессиональных обязанностей, хотел бы отметить, что с самого начала мы ориентировались на опыт и методическую подготовленность сотрудников Счетной палаты Российской Федерации, где разработаны и утверждены её Коллегией Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, которые предусматривают унификацию подходов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к разработке стандартов и обеспечение их соответствия законодательству Российской Федерации, ее субъектов, а также международным стандартам в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности. Работу в этом направлении мы считаем очень важной, поскольку она напрямую влияет на качество подготовки наших специалистов к проверкам.
В течение двух лет со дня образования КСП мы стремились строить свою работу так, чтобы каждый сотрудник Контрольно-счетной палаты, включенный в состав рабочей группы контрольного мероприятия, в профессиональном смысле был на голову выше тех, кого ему приходится проверять.
Эту работу мы будем продолжать и совершенствовать по мере приобретения нашими сотрудниками новых знаний и нового опыта. В этом мы видим значительный потенциал повышения эффективности внешнего государственного и муниципального финансового контроля в нашей Московской области.
|