СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Chambers/NW/Vologodskobl/News/Inter1

Интервью с председателем Контрольно-счетной палаты Вологодской области Б.В.Снегиревым

БЮДЖЕТНАЯ КОПЕЙКА ТОЖЕ РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ!

Уже восемь лет существует Контрольно-счетная палата Вологодской области, призванная контролировать целевое использование средств регионального бюджета. Несмотря на то, что в штате этой проверяющей структуры состоят всего 15 специалистов, им приходится выполнять огромный объем работ по анализу эффективности всей бюджетно-финансовой системы области. Другое дело, что эта кропотливая работа обычно скрыта от глаз широкой общественности.

Мы решили восполнить этот пробел и встретились с председателем Контрольно-счетной палаты Б.В.Снегиревым. Тем более что завершившийся финансовый год стал хорошим поводом для обстоятельного разговора об особенностях и некоторых проблемах рационального использования бюджетных средств на Вологодчине.

- Борис Викторович, каковы основные результаты деятельности Контрольно-счетной палаты за истекший год?

  • Сразу же оговорюсь, что пока я могу говорить лишь о предварительных результатах нашей работы. Итоговый же отчет, утвержденный областным Законодательным Собранием, позднее будет обязательно опубликован в газете «Красный Север». Всего же в течение года нашими специалистами было проведено около 50 контрольных мероприятий, проверены 104 предприятия и организации. Установлено около 200 фактов нарушения законодательных и иных нормативных актов, регулирующих расходование бюджетных средств. Отмечу, что, кроме контроля за эффективностью распределения бюджетных средств, наши специалисты проверяли ход реализации областных целевых программ, рациональность использования областного государственного имущества и исполнение бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования. Для устранения выявленных нарушений в различные органы власти и организации было направлено 127 писем, представлений и предписаний. Кроме того, отчеты по результатам всех контрольных мероприятий в обязательном порядке направлялись Губернатору области и депутатам Законодательного собрания.

- Часто приходится слышать, что на фоне многих других регионов Российской Федерации Вологодская область выглядит этаким островком бюджетной стабильности. Мол, и фактов нецелевого расходования средств у нас значительно меньше, да и учет за финансовыми потоками налажен в достаточно полном объеме. Это действительно так?

  • В определенной мере, да. И тех финансовых безобразий, что творятся, к примеру, в сибирских и дальневосточных областях, у нас никогда не было и, надеюсь, не будет. Хотя нарушений хватает и в Вологодской области. Могу сказать, что по тем из них, которые напрямую связаны с реализацией действующего законодательства в финансовой и экономической сфере, выявленные денежные нарушения исчисляются почти в 252 миллиона рублей. В эту итоговую сумму вошли 89 миллионов рублей недополученных доходов, 58,1 миллиона - неэффективных расходов бюджета и территориального фонда обязательного медицинского страхования, около 58 миллионов - освоенных с искажениями в отчетности и т.д.

- Именно эти нарушения и считаются «типичными» в бюджетной сфере Вологодчины?

  • Совершенно верно. К сожалению, у нас в области еще не изжита такая застарелая «болезнь», как завышение объемов и стоимости работ в строительстве. Областные целевые программы иногда не достигают своих целей. Бывает и так, что закупленное для бюджетных организаций дорогостоящее оборудование долгое время не используется по прямому назначению. Да и процедура конкурсных закупок товаров и услуг для нужд Вологодчины тоже далека от совершенства.

- Хотелось бы услышать несколько конкретных примеров...

  • В ходе проверки бюджетного финансирования строительства культурно-образовательного Центра в деревне Варницы Тотемского района установлено завышение объемов и стоимости выполненных работ на общую сумму 1 миллион 274 тысячи рублей. А в результате проверки использования средств по областной целевой программе «Здоровый ребенок» выявлено неэффективное использование бюджетных средств в размере 23 миллиона рублей, выразившееся в длительном неиспользовании закупленного оборудования. К примеру, в Вологодской областной детской больнице на момент проверки в декабре минувшего года рентгенодиагностическая система стоимостью более пяти миллионов рублей и другая система, управляемая дистанционно, но уже за 17 с лишним миллионов, все еще находились на складе, хотя по документам были получены в мае 2003 года. То есть не использовались более полутора лет.

- И как медики объяснили это нарушение?

  • Тем, что помещения, где планировалось установить дорогостоящие рентгенодиагностические системы, еще не готовы. И это действительно так. Но ответственности с руководителей больницы это не снимает.

- В середине минувшего года в прессу просочились сведения о нарушениях финансового законодательства при централизованных закупках топлива на предстоящий отопительный сезон. Чем закончилась та история?

  • Проверка в ОАО «Вологдалестоппром» показала, что из-за фактических поставок каменного угля по более низким ценам, против оплаченных по контракту, неэффективно израсходовано около шести миллионов рублей. Также установлено, что закупки печного топлива проводились по завышенным ценам, что привело к неэффективным расходам областного бюджета в сумме 330 тысяч рублей.

- Виновные понесли наказание?

  • Мы – проверяющая структура, а не исполнительная. Об итогах проверки, как уже говорилось выше, было доложено и Губернатору области, и депутатам Законодательного Собрания. Итоговое решение - как и кого, наказать – принимали уже они.

- Борис Викторович, жизнь не стоит на месте, а постоянно меняется. Вместе с ней меняются и межбюджетные отношения, и финансовое законодательство... Какие вопросы финансового контроля будут особенно волновать вас в текущем году?

  • Ныне на передний план в деятельности Контрольно-счетной палаты выходят такие функции, как внешний аудит и аудит эффективности исполнения областного бюджета. Это потребует применения новых методик проверок и всестороннего анализа всего бюджетного процесса. Особенно в свете принятой недавно на государственном уровне «Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ». Бюджетные средства должны расходоваться не просто по сметам и потом контролироваться, а выделяться и расходоваться под конкретный социальный заказ общества. И здесь нам будет необходимо определить, какой конкретный результат достигнут после произведения всех финансовых расходов и какую пользу от этих трат получило население и общество в целом.

- Насколько мне известно, Контрольно-счетная палата Вологодской области уже несколько лет входит в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации. Контакты на межрегиональном уровне продолжаются?

  • В конце января в Москве состоялась VII конференция ассоциации, одновременно прошли чествования Счетной палаты РФ в связи с ее десятилетием. Я принимал участие в обоих мероприятиях и почерпнул для себя и нашей дальнейшей работы много полезной информации. Кстати, еще в 2003 году под эгидой ассоциации и с привлечением специалистов Счетной палаты было проведено комплексное изучение деятельности нашей, Вологодской Контрольно-счетной палаты. Результаты проведенного анализа и обобщенный положительный опыт были отражены в соответствующем отчете, который был распространен среди всех членов ассоциации.

- Сейчас много говорится о том, что в связи с продолжающимся реформированием государственных органов власти со временем может измениться и статус контрольно-счетных органов как на федеральном, так и на региональном уровне. Какой вы видите работу палаты в перспективе?

  • Палата не должна дублировать деятельность органов финансового контроля исполнительной власти (к примеру, контрольно-ревизионного управления). Ведь главная цель государственного финансового контроля - это определение отклонений от принятых стандартов и целей госразвития, нарушений принципов, законности и эффективности формирования доходной базы и механизма расходования финансовых и материальных ресурсов. Таким образом, аудит эффективности в сравнении с традиционным финансовым аудитом будет включать в себя новые задачи для нашей палаты и позволит значительно расширить цели финансового контроля. Что, в свою очередь, пойдет на благо всему региону и вологжанам которые, так или иначе, участвуют в социальных и иных целевых программах, финансируемых из областного бюджета.

Подготовил Максим ВОЛОДИН

СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Chambers/NW/Vologodskobl/News/Inter1