В условиях реформирования межбюджетных отношений роль Ассоциации контрольно-счетных органов России в обеспечении независимого государственного финансового контроля на региональном и муниципальном уровнях существенно возрастает. Об этом заявил сегодня Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, выступая в г. Сочи на заседании Президиума Ассоциации, посвященном ее роли и месту в организации финансового контроля в условиях реформирования системы местного самоуправления.
Анализ межбюджетных отношений в текущем году и проекта федерального бюджета на 2006 год, отметил глава Счетной палаты, указывает на существенные проблемы реализации реформы местного самоуправления. Так, задолженность консолидированных бюджетов субъектов Федерации по обязательствам перед федеральным бюджетом составляет более 18 млрд. рублей, в том числе по выплатам льготным категориям граждан – 15 млрд. рублей, а по выплате пособий на детей – 2 млрд. рублей. Просроченная кредиторская задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в регионах составила на 1 августа 2005 года 11 млрд. рублей.
Болезненной остается проблема значительной зависимости большинства субъектов от федерального бюджета. Сергей Степашин сообщил участникам заседания, что в нынешнем году в 27 высокодотационных регионах доля финансовой помощи из федерального бюджета превышает 50 процентов расходов их консолидированных бюджетов. Большинство таких регионов сосредоточено в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Различия в социально-экономическом развитии субъектов Федерации имеют тенденции к увеличению, причем согласно прогнозу социально-экономического развития России эти различия в будущем году сохранятся.
В этих условиях, подчеркнул Сергей Степашин, внешний контроль должен стать для органов управления на местах гарантом научно обоснованной, авторитетной с правовой точки зрения оценки бюджетно-финансовой системы и практической помощи в эффективном управлении ею. Вот почему Счетная палата предложила внести в Бюджетный кодекс поправки, наделяющие ее полномочиями по осуществлению контроля за формированием и исполнением региональных бюджетов, а контрольно-счетные органы субъектов – полномочиями по осуществлению контроля за формированием и исполнением бюджетов муниципальных образований. Большое значение имеют совместные контрольные мероприятия Счетной палаты и контрольно-счетных органов субъектов. По мнению Сергея Степашина, в перспективе подобные мероприятия должны проводиться и с участием контрольных органов муниципальных образований.
Деятельность контрольно-счетных органов субъектов Федерации, сказал в заключение Председатель Счетной палаты, должна быть направлена, прежде всего, на оценку эффективности работы органов местного самоуправления и укрепление единства системы внешнего финансового контроля. Это будет на деле способствовать повышению эффективности государственного финансового контроля в стране, а, значит, укреплению доверия общества к государственной власти.
Департамент внешних связей
Счетной палаты
Российской Федерации
 18 октября 2005 года
|