СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Chambers/SibFO/Irkutsk/News/2006-01-30

Контрольно-счетной палатой Иркутской области проведена экспертиза представленного пакета документов по ИОГП «Коммунтеплоэнерго» на предмет наличия или отсутствия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ольга Ризман провела экспертизу представленного пакета документов по ИОГП «Коммунтеплоэнерго» на предмет наличия или отсутствия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства

Арбитражным судом Иркутской области принято определение о введении в отношении предприятия ИОГП «Коммунтеплоэнерго» процедуры банкротства – наблюдение до 01.12.2005, назначен временный управляющий Мурашов Д.В. – член саморегулируемой организации «Иркутский филиал некоммерческое партнерство СРО АУ «Авангард».

В один день, одновременно в отношении этого предприятия вынесено решение собственником, КУГИ обладминистрации о его ликвидации. В связи с этими обстоятельствами и проводилась вышеупомянутая экспертиза КСП.

Коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, в течение исследуемого периода не превышал 0,08. По состоянию на 31.12.2003 этот показатель был равен 0,08, на 01.07.2005 и на 01.10.2005 его значение было равно 0,01. Таким образом, на дату подачи в арбитражный суд заявления о банкротстве немедленно могли быть погашены не более 1% краткосрочных обязательств.

Коэффициент текущей ликвидности, характеризующий обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств, за исследуемый период изменялся с 0,53 до 0,87. Таким образом, можно сделать вывод о нехватке у должника оборотных активов для осуществления хозяйственной деятельности.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам характеризует текущую платежеспособность организации, объемы ее краткосрочных заемных средств и период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки.

Если для погашения текущих обязательств по состоянию на 31.12.2003 должнику требовались денежные средства в размере семимесячной выручки, то по состоянию на 01.07.2005 этот показатель возрос до величины выручки за 16 месяцев, на 01.10.2005 составил 13 месяцев.

Как следует из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что у ИОГП «Коммунтеплоэнерго» на дату подачи в Арбитражный суд заявления о признании его несостоятельным (банкротом) отсутствовала возможность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности.

Таким образом, признаки фиктивного банкротства ИОГП в представленных на экспертизу документах «Коммунтеплоэнерго» отсутствуют.

Для экспертизы на предмет наличия признаков преднамеренного банкротства пакет документов был представлен в недостаточном объеме, в связи с чем КСП предложила КУГИ обратиться в Арбитражный суд с ходатайством о назначении независимой эксперизы.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 21.10.2005 об обеспечении иска приостановлено действие распоряжения главы администрации Иркутской области от 04.08.2005 № 192-ра «О ликвидации ИОГП «Коммунтеплоэнерго». В случае принятия арбитражным судом решения о признании ИОГП «Коммунтеплоэнерго» банкротом и открытии конкурсного производства все имущество данного предприятия включается в конкурсную массу. В перечень имущества, подлежащего исключению из конкурсной массы в соответствии с п.2 ст. 131 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», котельные не включены. Согласно п.4 ст.132 указанного закона объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, продаются путем проведения торгов в форме конкурсов. При этом обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя содержать и обеспечивать эксплуатацию и использование данных объектов в соответствии с их целевым назначением. Передача котельных в муниципальную собственность возможна в случае неисполнения покупателем условий конкурса и расторжении судом на этом основании договоров купли-продажи данных объектов, либо в случае, если они не будут проданы на конкурсе в установленном порядке (ст. 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В случае принятия арбитражным судом решения о прекращении производства по делу о банкротстве исполнению подлежит постановление главы администрации Иркутской области от 04.08.2005 № 192-ра «О ликвидации ИОГП «Коммунтеплоэнерго». В этом случае по решению собственника имущества котельные могут быть переданы в муниципальную собственность либо на баланс другого областного предприятия.

--------------------------------------------------------------------------------

Контрольно-счетная палата проверила готовность муниципальных образований самого низшего уровня – поселенческого – к исполнению бюджета в 2006 году. Она проводилась в Ольхонском районе в рамках запроса Законодательно собрания области и проверяющие изучили, что сделано на этом уровне для того, чтобы с 1 января 2006 года в полной мере можно было исполнять бюджеты и районного и поселенческого уровня.

Аудитор Вахрина А.И. , возглавлявшая проверку, отметила, что, несомненно, была проведена большая работа в этом направлении: нормативно-правовая база на уровне района практически подготовлена, в уставы заложены вопросы организации бюджетного процесса. Приняты положения о бюджетном процессе, нормативные акты по установлению налогов: земельного, на имущество физических лиц и другие.

Лицевые счета всех поселенческих бюджетов открыты, заключены соглашения поселений с районной администрацией о передаче части своих полномочий по организации исполнения бюджета на районный уровень. Формируется централизованная бухгалтерия муниципального района, открыты счета получателей в Федеральном казначействе, то есть с этой точки зрения готовность есть.

Но остался еще ряд вопросов, которые должны были быть решены к началу года. Отсутствуют компьютеры, программное обеспечение для учета исполнения бюджетов, не хватает помещений. Нет определенности с лицевыми счетами юридических лиц-бюджетополучателей поселенческого уровня. Кстати, это проблема не только Ольхонского района, но и других муниципальных образований.

Таким образом, сложности есть и, по-видимому, будут еще. Например, проблемы, связанные с финансированием ЖКХ. Для такого отдаленного района, каким является Ольхонский, они могут причинить много хлопот с отрицательными последствиями.

Котельная стояла раньше на балансе администрации и финансировалась по смете. Теперь придется организовывать унитарное или частное предприятие, потому что бюджет напрямую не имеет права финансировать ЖКХ. Нужно решать вопросы организации газо-тепло-электроснабжения, но деньги из бюджета выделяться не будут, все должно оплачиваться населением.

Самая большая проблема заключается в том, что бюджет глубоко дефицитный – всего Ольхонского района и его поселений. Взять, к примеру, Хужирское городское поселение. Собственных доходов у него около 500 тысяч, вместе с дотациями, субвенциями, субсидиями наберется сумма около 1300 тыс. руб., а расходы составят только в первом квартале свыше 1400 тыс. руб.

Более того - все бюджеты, принятые на 2006 год, полностью недостоверны, и учитывают расходы на решение лишь 5-6 вопросов местного значения вместо 30, предусмотренных законом № 131-ФЗ.

Законом № 199 ФЗ- от 31.12.05. был расширен перечень вопросов местного значения, но никак не учтен в расходных обязательствах района. Тех доходов, что имеются у муниципального образования, едва хватит на 2 квартала. Чем закроются остальные расходы, где брать источники финансирования, никто не знает. По расчетам аудиторов дефицит консолидированного бюджета даже в первом приближении составит около 60 млн. руб. – 233% вместо 10%, которые допускает БК РФ.

И это без учета капитальных затрат. Но ведь, чтобы организовать функционирование власти на местах на уровне поселений, конечно, потребуется определенный объем расходов – нужно привести помещения в порядок, обеспечить связь, транспорт.

Аудиторы в своих расчетах учитывали только самые необходимые и крупные – на здравоохранение, образование, в лучшем случае культура, хотя зачастую на нее расходы не предусматривались вообще из-за отсутствия средств.

Вопросы транспортного обслуживания внутри и между поселениями никак не решаются, на них не заложено ни рубля. Содержание и ремонт дорог между поселениями оставлены на произвол судьбы.

СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Chambers/SibFO/Irkutsk/News/2006-01-30