Расходы на строительство и приобретение жилья за 2005 год профинансированы в сумме 264509 тыс. руб. или 90,2 % от годового плана.
В областную собственность приобретены 12 квартир. Из них 7 квартир - на вторичном рынке жилья, и средства в сумме 19677 тыс. руб. вложены в строительство 5 квартир. В реестр государственной собственности Иркутской области в 2005 году включено шесть квартир.
Одна квартира, приобретенная с участием средств областного бюджета, для ГУВД Иркутской области в реестр не включена. Расходы в сумме 2000 тыс. руб. на приобретение квартиры для федерального органа (ГУВД Иркутской области) в нарушение БК РФ совершены без оформления договора или соглашения между органом исполнительной власти РФ и юридическим лицом (или в данном случае МВД РФ) об участии в собственности. Квартира, приобретенная с участием средств областного бюджета, оформлена в федеральную собственность без выделения доли области.
3 квартиры, переданные в 2005 году в оперативное управление Комитету по хозяйственной деятельности, не оформлены Комитетом по управлению государственным имуществом области в специализированный служебный фонд области, что противоречит распоряжению администрации области от 12.12.05 № 390-ра «О приобретении жилых помещений». Типовые договоры найма специализированных жилых помещений с гражданами, проживающими в этих квартирах, не заключены.
Учет жилищного фонда ведется не в соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ, а по количеству квадратных метров жилой площади, закрепленной за балансодержателями, что затрудняет контроль и не дает возможности получить информацию, характеризующую жилищный фонд области.
Субсидии в сумме 4999,4 тыс. руб. на приобретение жилья выданы 11 работникам бюджетных учреждений, подведомственных ГУНО, Главному управлению здравоохранения, ГУСЗН, Комитету по физкультуре и спорту. По-прежнему, остается неурегулированным ряд вопросов распределения субсидий, в результате чего отдельные работники бюджетных учреждений не имеют возможности получить субсидии, а работники, получившие субсидии ставятся в неравные условия.
Субсидии также получили 24 инвалида ВОВ, проживающие в сельской местности, в сумме 13534,3 тыс. руб. Все инвалиды, получившие субсидии, доплачивали собственные средства от 8,5 % до 15,8 % от площади жилья, так как их площадь, превышала социальную норму. Одному человеку (одинокому инвалиду ВОВ - Бессудову И.Е.) в соответствии с распоряжением губернатора области от 27.07.05 № 263-р субсидия в сумме 550,5 тыс. руб. не была перечислена. Гражданин отказался от приобретения жилья, предложенного ГУСЗН в г. Ангарске, «в связи с отсутствием средств на доплату в сумме 119,5 тыс. руб., но согласен на однокомнатную квартиру в пределах предоставленной субсидии». По мнению ГУСЗН выдать субсидию Бессудову И.Е. «не представлялось возможным». При этом, остались не использованными лимиты бюджетных обязательств на сумму 6465,7 тыс. руб.
Как отметила аудитор, не были использованы лимиты бюджетных обязательств на сумму 1829,7 тыс. руб. В ГУСЗН имеется список инвалидов, проживающих в районах Крайнего Севера и состоящих на учете на улучшение жилищных условий, в котором числятся 3073 человека. Однако отдельный учет инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, и имеющими первоочередное право на получение субсидий муниципальными образованиями и ГУСЗН не ведется.
Проверка исполнения Областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2010 года», профинансированной из областного бюджета на 100 % , установила, что при расчете субвенций трем муниципальным образованиям (Казачинско-Ленский район, г. Усть-Кут, Нижнеилимский район) завышена средняя рыночная стоимость 1 кв. м. общей площади жилья, установленная приказом Министерства регионального развития РФ, что ставит муниципальные образования в неравные условия и свидетельствует о недостаточно объективном подходе к распределению субвенций из областного бюджета.
Программа более чем на 50 % финансируется за счет средств областного бюджета. Муниципальные образования обязательства по софинансированию не выполняют как в части финансирования из местных бюджетов, так и привлечения внебюджетных источников. Из 11 муниципальных образований, с которыми администрацией области заключены договоры об осуществлении совместной деятельности, только 3 (г. Иркутск, г. Зима, Нижнеилимский район) смогли выполнить условия софинансирования и привлечь внебюджетные источники. В целом в 2005 году на 1 руб. средств областного бюджета привлечено 0,44 руб. местных бюджетов и 0,27 внебюджетных средств.
Как показала проверка, не выполнены условия договоров об осуществлении совместных действий по вводу жилья 6 муниципальными образованиями. В результате 403 человека остались проживать в ветхом и аварийном жилье, а средства областного бюджета в сумме 98634 тыс. руб. использованы муниципалитетами неэффективно.
Заложенные в Программу основные показатели - финансовое обеспечение, объемы ввода жилья и сроки ликвидации ветхого жилья - изначально не выполнимы, считает аудитор. Финансовые средства не способны решить задачу переселения к 2010 году 1,08 тыс. семей, так как при расчете потребности применена стоимость 1 кв. м. жилья в 1,5 раза ниже стоимости 2005 года. Соответственно для выполнения показателей требуется ежегодное увеличение объемов финансирования, как из областного, так и из местных бюджетов, что крайне затруднительно в условиях значительного дефицита бюджетов. Также крайне сомнительно и привлечение внебюджетных средств в заданном объеме, потому что безвозмездно средства инвесторы не предоставляют. Наверное, более эффективно провести работы по снижению стоимости квадратного метра.
Отсутствуют решения органов местного самоуправления о распределении жилья и документы, а в имеющихся документах отмечены несоответствия в списках на распределение жилья и реестрах ветхого и аварийного жилья, приложенных к Программе.
Из-за задержки подготовки необходимых документов фактически работа по реализации областной государственной социальной программы «Молодым семьям –доступное жилье» и ее финансирование были начаты только во втором полугодии 2005 года, из 15000 тыс. руб. распределено между муниципалитетами 6345 тыс. руб. или 42,3 %. Таким образом, лимиты бюджетных обязательств 2 квартала остались неиспользованными.
Соответственно с существенным отставанием начата работа по реализации программных мероприятий и муниципальными образованиями, в частности по выбору кредитных организаций и оформлению кредитных договоров. Многие участники программы не смогли своевременно оформить кредит в банках. В результате в 2005 году муниципалитетам перечислено в форме субсидий с единого счета областного бюджета в порядке межбюджетных отношений 2067,7 тыс. руб. или 14 % от утвержденного объема бюджетных ассигнований. Одновременно по этой же причине два муниципальных образования не использовали полученные субсидии в сумме 655,7 тыс. руб.
Одной семье не выплачено единовременное вознаграждение за рождение ребенка в сумме 336,8 тыс. руб., из-за того, что муниципальным образованием г. Иркутска не представлена заявка на финансирование. При этом остались неиспользованными лимиты бюджетных обязательств на сумму свыше 8 млн. руб.
КСП рекомендовала Комитету по управлению государственным имуществом совместно с Комитетом по хозяйственной деятельности завершить процедуру оформления и регистрацию права собственности на приобретенные жилые помещения.
Главному управлению социальной защиты области совместно с муниципальными образованиями необходимо провести инвентаризацию имеющей базы данных о численности отдельных категорий ветеранов и инвалидов, а также жителей, выезжающих из районов Крайнего Севера.
Администрации области, считает КСП, целесообразно сформировать единые принципы и механизмы оказания поддержки различным категориям граждан за счет бюджетных средств, а также решить вопрос о прекращении финансирования из областного бюджета расходов федеральных органов без выделения доли собственности.
|