Данный анализ проведен в рамках подготовки заключения на законопроект об исполнении республиканского бюджета за 2008 год (пункт 2.2. плана на 2009 год) в части налоговых доходов.
По итогам 9 месяцев 2008 года КСП была проведена прогнозная оценка поступления налоговых доходов в республиканский бюджет Чувашской Республики за 12 месяцев 2008 года. Результаты прогноза (с учетом прогнозируемого КСП дополнительно поступления перераспределяемых акцизов) представлены в строках 4 и 5 графы 3 нижеследующей таблицы 1.
Таблица №1.
N п/п
|
Метод расчета
|
Прогнозный (КСП) объем налоговых доходов, тыс. рублей
|
Итоги 2008 г., тыс. рублей
|
Отклонение фактического итога от прогноза КСП, %
|
1
|
Макроэкономический
|
13 115 400,0
|
Х
|
Х
|
2
|
Динамика текущего исполнения бюджета
|
14 732 300,0
|
Х
|
Х
|
3
|
Факторный анализ
|
14 318 561,8
|
Х
|
Х
|
4
|
Среднеарифметическое значение
|
14 055 420,6
|
13 642 751,0
|
-2,9%
|
5
|
Линейная комбинация с использованием весовых коэффициентов(0,6:0,3:0,1)(*)
|
14 446 488,5
|
13 642 751,0
|
-5,6%
|
6
|
Утверждено законодательно при наличии данных по итогам 11 месяцев 2008 года
|
13 563 245,1
|
13 642 751,0
|
+0,6%
|
(*) по аналогии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2006 № 87, по которым предлагается определение средневзвешенного значения величин, путем сложения этих величин, умноженных на весовые коэффициенты в следующем порядке: при наличии 3 величин к наибольшей из них применяется весовой коэффициент 0,6, к средней - 0,3, к наименьшей - 0,1.
Если определение средневзвешенного значения с использованием весовых коэффициентов применить в обратном порядке, а именно: при наличии 3-х величин к наименьшей применить весовой коэффициент 0,6; к средней – 0,3; к наибольшей – коэффициент 0,1, то можно было бы получить прогнозный объем налоговых доходов в сумме 13 638 038,5 (13 115 400 х 0,6 + 14 318 561,5 х 0,3 + 14 732 300 х 0,1) тыс. рублей, что всего на 4 712,5 тыс. рублей, или 0,03% меньше фактического результата.
Достоверность связи макроэкономических параметров с налоговыми доходами может быть уточнена в апреле 2010 года, когда должна быть опубликована официальная величина валового регионального продукта в 2008 году.
Прогноз на основе анализа динамики текущего исполнения бюджета имеет недостаток, выражающийся в неопределенности (в плюс или в минус) объемов возвращаемых из Смоленска централизованных в соответствии с федеральным бюджетным законодательством акцизов на алкоголь и нефтепродукты.
Сравнение прогноза и предварительных итогов в разрезе факторного анализа, охватывающего 85,6% (фактическая их доля составила 82,4%) поступающих налоговых доходов, представлена в таблице 2.
Таблица №2.
Наименование налога
|
Утверждено по закону о бюджете на момент составления прогноза КСП, тыс. рублей
|
Прогноз КСП, тыс. рублей
|
Итоги 2008 г. фактические, тыс. рублей
|
Отклонение факта от прогноза КСП, %
|
Налог на прибыль организаций
|
5 480 543,4
|
5 550 118,0
|
4 786 135,5
|
-13,8%
|
НДФЛ
|
4 472 000,0
|
4 311 523,0
|
4 258 832,1
|
-1,2%
|
Налог на имущество
|
2 220 786,6
|
2 052 647,9
|
2 202 818,6
|
+7,3%
|
Сумма по рассмотренным налогам (85,6% налогов)
|
12 173 330,0
|
11 914 288, 9
|
11 247 786,2 (составило 82,4% налогов)
|
-5,6%
|
Хотя прогноз КСП правильно указал направление изменений объемов поступлений налоговых доходов в республиканский бюджет чувашской Республики в 2008 году в сторону их уменьшения, но итоговое поступление оказалось еще ниже прогноза КСП в зависимости от метода расчета средневзвешенной величины на величину от 2,9 до 5,6 процентов.
Выводы
- Отдельные оценки КСП отклоняются от фактических итогов более чем на 5 процентов, что выходит за приемлемый диапазон расчетной ошибки.
- Тот факт, что итоги 2008 года оказались ниже прогнозных оценок в части поступления налоговых доходов, а также то, что прогноз, основанный на параметрах текущего исполнения бюджета, не сигнализировал о возможности снижения налоговых доходов, могут говорить о том, что: во-первых кризисные явления в экономике начались раньше октября 2008 года; во-вторых кризисные явления имеют более глубинные и масштабные параметры.
- Если в условиях развивающейся экономики наилучшую сходимость демонстрирует определение средневзвешенного значения с использованием весовые коэффициенты в следующем порядке: при наличии 3 величин к наибольшей из них применяется весовой коэффициент 0,6, к средней - 0,3, к наименьшей - 0,1, то в кризисных условиях наилучшую сходимость дает использование весовых коэффициентов в обратном порядке: к наименьшей из них применяется весовой коэффициент 0,6, к средней - 0,3, к наибольшей - 0,1,
Предложения
Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики:
- продолжить работы по совершенствованию методологии прогнозирования налоговых доходов республиканского бюджета чувашской Республики;
- направить настоящую прогнозную оценку в Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.
Аудитор В.К. Спиридонов
|