Как работает федеральный закон по замене части льгот на денежные выплаты
Контрольно-счетная палата проверила, как в Иркутской области реализуется Федеральный закон № 122 по замене части льгот на денежные выплаты.
До вступления его в действие, по данным Главного управления социальной защиты населения, на учете состояло более 400 тыс. льготников. С вступлением в силу вышеуказанного закона произошло деление льготников на "федеральных" и "региональных". За 2005 год число первых возросло на 28 тыс. 492 человека, до 225 тыс. 942. Общее количество льготных категорий граждан, по сравнению с началом 2005 года, увеличилось на 14,4%. Увеличение количества получателей льгот произошло за счет роста численности ветеранов боевых действий и всех групп инвалидов.
Если рассматривать динамику численности лиц, имеющих право на социальную поддержку, то видно, что после принятия ФЗ-122 количество региональных льготников уменьшилось на 14 тыс. 129 человек, которые перешли в разряд федеральных.
- Правильность установленного деления льготников на "федеральных" и "региональных" вызывает сомнение, - говорит аудитор Контрольно-счетной палаты Ольга Мокрецова. - Такие категории, как труженики тыла и реабилитированные, согласно федеральным законам, работали на благо Отечества в период Великой Отечественной войны, стали жертвами произвола тоталитарного государства в годы Советской власти и, как следствие, на наш взгляд, должны получать социальную поддержку за счет средств федерального бюджета.
С 2006 года 37,4% льготников (84 тыс. 585 человек) решили отказаться от лекарств, путевок и бесплатного проезда на санаторно-курортное лечение, и, что называется, взять деньгами. Набор таких услуг стоит 474 рубля. Анализ свидетельствует, что основными причинами отказа от набора социальных услуг послужил длинный список претензий к работе поликлиник и аптек: недостаточный перечень бесплатных лекарственных средств, длительность оформления льготного рецепта, необходимость неоднократного обращения за выпиской одного и того же лекарственного препарата, отсутствие лекарственных препаратов в аптеках и самих аптек в населенных пунктах. Сюда же можно отнести отсутствие нужды в санаторно-курортном лечении либо наличие противопоказания к нему, а часть льготников пожелала увеличить свой семейный бюджет за счет этих средств. Наибольшим процентом отказов отметились Усть-Удинский район - 50,19% от общего числа проживающих льготников, Черемхово и Черемховский район - 50,32%, Тулун и Тулунский район - 48,94%, Усть-Кут - 47,22%. Странно, но в этом же списке и благополучный Ангарск - 45,07%.
Такая категория льготников, как инвалиды, от помощи государства не отказывается, потому что им самим с проблемами не справиться. Расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, профинансированы и использованы в сумме 33 млн. 633,3 тыс. рублей, или 100% от плана. Однако, по мнению аудитора Ольги Мокрецовой, проводившей проверку, этих средств недостаточно, о чем свидетельствует и тот факт, что из 1 тыс. 499 инвалидов, проживающих на территории области и обратившихся за инвалидными креслами, получили их только две трети нуждающихся, а 405 человек остались ждать своей очереди.
Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение профинансировано в сумме 213 млн. 722,1 тыс. рублей, или 100,2% от плана. Остаток средств в сумме 1 млн. 157,7 тыс. рублей сложился по причине возвратов денежных средств здравницами из-за неполного срока пребывания или неявки граждан.
Обеспечение путевками зависело, прежде всего, от желания гражданина реализовать свое право на бесплатное санаторно-курортное лечение и наличия медицинских показаний. Бывало, что справки учреждениями здравоохранения выдавались без учета перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения, а в ряде случаев врачи нарушали порядок отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение. С другой стороны, на 1 января 2006 года получения путевок ожидали 5 тыс. 382 человека, из-за того, что федеральный бюджет выделяет недостаточно средств.
Готовность медиков отправить на лечение всех желающих привела к тому, что в 2005 году пятеро уже приехавших на место больных не были приняты на санаторно-курортное лечение в связи с наличием медицинских противопоказаний.
В адрес губернатора и депутатов Государственной думы РФ поступали жалобы от "пролеченных" на условия проживания, питание, лечение и организацию досуга в санаторно-курортных учреждениях. Например, в ОАО "Братское взморье", "Ангара", санатории-профилактории "Солнечный" и др. проживание ветеранов и инвалидов контрактом предусмотрено в полублагоустроенных корпусах без лифтов, в комнатах без туалетов и душевых кабин, стоимость питания на один койко-день рассчитана в сумме от 80 до 101 рубля. Ни оснащение, ни качество питания не учитывало возраст и физическое состояние больных, что вызвало заслуженные нарекания.
Расходы на выплату ЕДВ для региональных льготников профинансированы (с учетом фактической потребности) в сумме 677 млн. 773,4 тыс. рублей, или 99,9% от плана. Из-за снижения численности региональных категорий граждан остаток средств областного бюджета на начало 2006 года составил 278,6 тыс. рублей.
Возмещение расходов лечебным учреждениям по бесплатному зубопротезированию осуществлено в сумме 70 млн. 10 тыс. рублей, или 98,4% от плана.
Расходы на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, профинансированы и выплачены в сумме 522 млн. 557,8 тыс. рублей. Задолженности по выплате детских пособий нет.
- Сумма ежемесячного пособия на разных территориях РФ колеблется от 70 до 200 рублей. В Иркутской области она составляет 100 рублей. Главное управление социальной защиты населения предлагает размер ежемесячного пособия на ребенка увеличить до 500 рублей, а на наш взгляд, оно должно быть не ниже величины прожиточного минимума, то есть, около 3 тыс. рублей, - считает Ольга Мокрецова.
Несмотря на выявленные проверкой КСП ошибки, можно сказать в утешение: ФЗ-122 наконец-то начал действовать нормально. Промахи исправили, несогласованность скоординировали, нормативную базу отрегулировали. Это было очень непросто сделать, если учесть, что категории льготников разнообразны и многочисленны - одних только переживших лихолетье Великой Отечественной 20 наименований. А есть еще пострадавшие от радиации, реабилитированные после репрессий, инвалиды труда...
- К началу 2005 года общая задолженность по социальным выплатам составляла 1,9 млн. рублей. С принятием Федерального закона №122 на реализацию мер социальной поддержки в 2005 году бюджетами разного уровня запланировано выделить 4,7 млрд. рублей, и, что важно, расходы профинансированы в полном объеме. Кроме того, к концу 2005 года объем кредиторской задолженности снижен до 870,6 млн. рублей. - говорит Ольга Мокрецова. - Результаты нашей проверки показали, что в области этот закон работает, граждане своевременно и в установленных размерах получают ежемесячные денежные выплаты и социальную поддержку, налажена четкая координация между всеми уровнями власти.
Елена Гущина
|