СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Irkutsk/Publish/Publ5

Десять лет на страже бюджета

Еще в 1994 году, когда составлялся Устав Иркутской области, один из его разделов был специально отведен будущей Контрольно-счетной палате. Потребовалось два года, чтобы задуманное стало реальностью. На февральской сессии 1996 года депутаты Законодательного собрания утвердили первую пятерку аудиторов КСП. В их числе был и Василий Митрофанов, который в течение всех десяти лет существования палаты является ее бессменным руководителем.

- Контрольно-счетные палаты пришли на смену КРУ - контрольно-ревизионным управлениям, которые нагоняли страх на финансистов?

  • Не совсем. У них разные функции. КРУ - подразделения Минфина, проводящие по его указке внутренние ревизии финансовых органов. Чистая бухгалтерия: сколько денег получено, сколько потрачено. Известно, что на того, кто жил в дружбе с министерством, КРУ не напускали, ну а коль ссорился, то... КСП же орган внешний, независимый, над ним нет командиров. К тому же у палаты более обширные обязанности. Она осуществляет сразу три контроля: предварительный, оперативный и последующий.

- Прямо Змей Горыныч о трех головах. Чем эти "головы" отличаются друг от друга? И вообще, как можно осуществить предварительный контроль?

  • Очень просто - на стадии законопроекта. Прежде чем закон о бюджете поступит на рассмотрение Законодательного собрания, мы проводим его экспертизу. Выверяем все параметры: доходы, расходы, дефицит. А через год тем же порядком проверяем точность его исполнения, особенно в наиболее уязвимых точках: целевое или нецелевое использование денежных средств, сколько выдано кредитов, сколько их не погашено. Называем фамилии виновников, суммы растранжиренных денег. Огромная, я вам скажу, работа. По два месяца аудиторы безотрывно корпят над бумагами, вылавливая "охотников" на бюджетные деньги.

- И зарабатывая себе дополнительных врагов?

  • К ним мы давно привыкли. У КСП было достаточно много противников еще с момента ее создания. Вспомните начало 1990-х годов - бюджет щипали со всех сторон, как курицу. Пока деньги дойдут до бюджетополучателя - половины как не бывало. Виновных даже не искали. А зачем искать, когда творцы перестройки, все эти младогайдаровцы, уверяли: на этапе первоначального накопления капитала все дозволено, деньги, мол, не пахнут. Ну и шла вакханалия.

- Но здравый смысл все же восторжествовал?

  • К счастью, да. Стало ясно: если не поставить к бюджету часовых, мы прикончим всю финансовую систему страны и свалимся в хаос. Тогда и возникла Счетная палата РФ, давшая толчок к созданию аналогичных палат в регионах. Надо сказать, что Иркутская область была в десятке первопроходцев. Основной спор разгорелся по вопросу о статусе: быть ли палате самостоятельным органом или сделаться отделом Законодательного собрания? Ранг отдела, как вы понимаете, превратил бы нас в то же КРУ. Надо отдать должное тогдашнему губернатору Юрию Ножикову, который сказал: они должны писать то, что видят, а не то, что им подсказывают.

- И никто больше не покушался на вашу самостоятельность?

  • Покушались, и не раз. Уже через пару месяцев нашей работы многим стало понятно, какого опасного джина выпустили из бутылки. Тогда как раз начались задолженности по выплате зарплаты, мы сделали проверки и доложили на сессии, с фамилиями, цифрами, где и как оседают деньги. Тогда и нажили первых врагов. А когда мы сумели прикрыть "Финпром", эту лазейку для выкачивания бюджетных денег, нас начали ломать разными способами: от угроз до сладких пряников. Новый губернатор два года мирился с нашей независимостью, а потом предпринял попытку переписать Устав области и загнать нас в состав Законодательного собрания. Но депутаты не дали этого сделать.

- Под вашим надзором находится только бюджет?

  • И все областное имущество в виде долей, акций, зданий. Ни один план по приватизации не минует наших рук. Только после заключения КСП он выносится на обсуждение депутатов.

- Были случаи, когда вы отклоняли ту или иную продажу имущества?

  • Довольно часто. Порой мы предлагали вычеркнуть до трети представляемого администрацией списка объектов, подготовленных к приватизации.

- Считали, что дешево продается?

  • Иногда, да, из-за низкой цены. Иногда, считая, что незачем продавать "дойную корову", способную принести бюджету хорошие деньги. Именно по этой причине мы рекомендовали отменить продажу областной доли морского порта "Восточные ворота", находящегося в Находке. У него большие перспективы развития, и он в будущем может стать хорошим источником доходов. И депутаты согласились с нашими доводами.

- По каким критериям подбираются аудиторы КСП?

  • Они должны быть профессионалами высочайшего класса. Их кандидатуры согласуются с председателями всех комитетов Законодательного собрания, а утверждаются на сессии. По блату к нам попасть просто невозможно.

- Из первого состава кто-то остался?

  • Да, конечно. Ольга Михайловна Ризман. Она пришла в КСП с должности заместителя председателя комитета по имуществу. Александра Ивановна Вахрина работала до этого в комитете по экономике. Петр Иванович Темников пришел из науки, а Вячеслав Васильевич Дормидонов - из антимонопольного комитета...

- А вы сами как оказались в КСП?

  • Я много лет возглавлял горисполком Саянска, естественно, изучил все тонкости бюджетного процесса, и когда был избран депутатом облсовета, то меня коллеги выдвинули в председатели планово-бюджетного комитета. Оттуда, после ликвидации Советов, я попал в комитет по экономике администрации области, замом председателя. А как стали создавать КСП, то Юрий Ножиков рекомендовал меня туда. Вот такая моя "одиссея".

- Как вам работалось с Ножиковым?

  • Он не любил верхоглядства. Требовал, чтобы в любую проблему влезали по самую макушку. Кстати, это принцип и нашей палаты.

- Все знают, что КСП копает глубоко и тщательно. За 10 лет вы выявили финансовых и прочих нарушений на 18 млрд. рублей. 2 млрд. из них вам удалось вернуть в бюджет. Много это или мало?

  • Для того инструмента, которым мы сейчас владеем - это, наверное, немало. Мы же имеем право только рекомендовать. Наше дело провести проверку, вскрыть недостатки и передать отчеты в Законодательное собрание и обладминистрацию. На этом наша миссия заканчивается. Принимать собственные решения по фактам нарушений нам не позволяет областной закон о КСП.

- Роль только информаторов вас устраивает?

  • Конечно, нет. Из 62 контрольно-счетных палат, имеющих статус юридического лица, только шесть, в том числе и мы, живут по таким урезанным правам. У остальных есть целый набор мер: предписание, представление, обращение в суд. Естественно, что это сильно влияет на эффективность работы. Еще в 2002 году мы попытались внести изменения в областной закон. Но противодействие было столь велико, что часть депутатского корпуса дрогнула и не поддержала нас.

- И больше попыток вы не делали?

  • Как раз два месяца назад мы представили законодателям поправки в закон. Те же самые, что и раньше: наделить КСП правом давать предписание, представление, обращаться в суд.

- Как вы считаете, на сей раз депутаты поддержат вас?

  • Пока открытых противников не наблюдается. Мне известно, что многие депутаты Законодательного собрания на нашей стороне.

- Добровольно взваливая на себя дополнительные функции, вы берете и лишнюю ответственность. Не пугает ее груз?

  • Конечно, удобнее, как говорится, не высовываться. Но обидно видеть, как бестолково расходуются порой бюджетные деньги. Надо, чтобы контроль был на всех уровнях: от областного до муниципального. Нынешняя реформа местного самоуправления позволяет создавать в районах свои местные КСП. Для меня великая радость, что за три с половиной месяца, прошедших с начала реформы, уже созданы контрольные органы в 18 муниципальных образованиях. Теперь за бюджеты можно быть спокойным, есть кому их охранять.

Олег Гулевский

СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Irkutsk/Publish/Publ5