карта сайта

почта

Члены АКСОР Все новости СП-Центр Персоналии ГИАС КСО ЭБ АКСОР IBN



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Контрольно-счетная палата Кировской области

Общая информация

Нормативно-правовая база

Состав и структура

Контакты

Деятельность

Планы работ

Годовые отчеты

Контрольно-ревизионная

Экспертно-аналитическая

Сервисные ссылки

Личная страница

Поиск по сайту

Подписка на новости

Внимание!

 Введена в эксплуатацию Электронная Библиотека АКСОР

 АКСОР приглашает сотрудников контрольно-счётных органов Российской Федерации стать пользователями и авторами публикаций в ЭБ АКСОР.

 Подробнее об ЭБ АКСОР можно прочесть здесь.

Регистрация пользователей ЭБ АКСОР осуществляется по заявлению на адрес эл. почты elib@ach-fci.ru

Последние обновления

12.12 Обновлен раздел КСП Кировской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

06.12 Обновлен раздел КСП Магаданской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

05.12 Обновлен раздел КСП Камчатского края "Экспертно-аналитическая деятельность". Подробнее

05.12 Обновлен раздел КСП Камчатского края "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

Вестник АКСОР

          

Подписной индекс в Каталоге Роспечати - 82288

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ


Главная  >>  Контрольно-счетная палата Кировской области  >>  Деятельность  >>  Экспертно-аналитическая деятельность Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на развитие среднего профессионального образования в Кировской области» Экспертно-аналитическая деятельность Заключение  на проект закона области   «Об областном бюджете на 2011 год»

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ налогового потенциала консолидированного бюджета за 2008 – 2010 годы"

11.10.2011  :: КСП Кировской области

версия для печати 

Контрольно-счетной палатой Кировской области совместно с департаментом финансов Кировской области и муниципальными образованиями во втором, третьем кварталах текущего года проводилось плановое экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ налогового потенциала консолидированного бюджета за 2008 – 2010 годы, роль неналоговых доходов в формировании доходной базы консолидированного бюджета. Внесение предложений по увеличению доходов бюджета».

По итогам проведенного анализа сделаны следующие выводы:

1) Рост основных макроэкономических показателей экономики области, а также увеличение налоговой базы по отдельным налогам, обусловили положительную динамику доходов бюджета. Сальдированный финансовый результат за 2010 год по крупным и средним организациям составил 11 335,5 млн. рублей, что 2,4 раза выше, чем за 2009 год. Фонд оплаты труда всех работников на протяжении анализируемого периода увеличивался. В 2010 году начисления налогов в бюджеты всех уровней составили 26 539,3 млн. руб. и возросли по сравнению с 2008 и 2009 годами на 6% и 20,7% соответственно. Произошло увеличение поступления НДФЛ в консолидированный бюджет области, как основного источника формирующего собственную доходную базу областного и местных бюджетов и наиболее стабильный по поступлению, с 9 161 млн. руб. в 2008 году до 9 924 млн.руб. в 2010 году или на 8%.

Положительная динамика роста социально-экономических показателей области начавшаяся в 2010 году сохраняется в текущем году и свидетельствует о наращивании налогового потенциала у Кировской области.

2) Формирование налогового потенциала региона не возможно без эффективно работающей экономики и качественного администрирования доходов. Для развития экономики Правительством Кировской области принимается ряд мер, направленных на укрепление экономического и финансового состояния хозяйствующих субъектов. Осуществляются как финансовые так и не финансовые виды государственной поддержки.

В соответствии с Законом Кировской области от 28.12.2005 № 399-ЗО «О регулировании инвестиционной деятельности» на территории области частным инвесторам оказывается государственная поддержка.

В 2008-2010 годы бюджетная эффективность (для областного бюджета) инвестиционных проектов частных инвесторов, получавших государственную поддержку в форме субсидирования части процентных ставок по привлекаемым кредитным ресурсам, на уплату лизинговых платежей и применявших дифференцированные ставки по налогу на имущество составила 781,9 млн. рублей, а прирост налоговых поступлений в областной бюджет на рубль господдержки в 2008 году составил 3,96 рублей, в 2009 году - 1,16 рублей, в 2010 году - 2,17 рублей.

В тоже время существенное влияние на уменьшение налогового потенциала области оказывают льготы по региональным и местным налогам, предоставленные как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. (В основном, это налог на имущество организаций, земельный налог). Сумма налогов, не поступивших в бюджет области в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, установленных региональным законодательством и местными органами власти, возросла к показателям 2008 года на 186,6 млн. руб., или на 17,4% и составила 1 258,5млн. рублей.

В настоящее время Правительством области разработаны меры, направленные на сокращение региональных льгот. Эффективность их будет оцениваться Контрольно-счетной палатой в следующем году.

3) По отношению к докризисному 2008 году за 2010 год поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет увеличились на 2 256,4 млн. рублей, или на 11,7%, в том числе по областному бюджету на 12,7%, по местным бюджетам на 9%.Доля налоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета области (без учета безвозмездных поступлений) в анализируемом периоде остается примерно на одном уровне (за2008 год – 80,7%, за 2009 – 80,1%, за 2010 – 81%). По областному бюджету она имеет тенденцию к увеличению, а по местным бюджетам к уменьшению.

В бюджете 2012 года Правительством области планируется установить для муниципальных образований единые нормативы отчислений от налоговых доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет. Это приведет к увеличению налоговых доходов местных бюджетов.

Определенные результаты имеет деятельность комиссий по легализации заработной платы и ликвидации задолженности. На заседания приглашаются работодатели, несвоевременно выплачивающие заработную плату и выплачивающие ее в размере ниже ее среднего уровня. За 2008 – 2010 годы это позволило дополнительно привлечь налогов (взносов) более 800 млн. рублей, в том числе, налога на доходы физических лиц – более 400 млн. рублей.

Своевременное проведение работ по актуализации кадастровой стоимости земельных участков и утверждение ее результатов, а также по идентификации плательщиков земельного налога и уточнении сведений о земельных участках для целей налогообложения земель, позволили увеличить поступление земельного налога в 2010 году к уровню 2008 года в 2 раза, которое составило 411,4 млн. рублей.

Переоценка имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности, дополнительно увеличит доходы местных бюджетов от поступления данного налога в 6 раз, по прогнозным оценкам это составит в 2012 году более 180 млн. рублей.

4) Значительную роль в финансовом обеспечении области и муниципалитетов принадлежит неналоговым доходам. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета области в течение 2008-2010 гг. сохранялась на уровне 19% в 2008 и 2010 годах с увеличением в 2009 году до 20%.В то время как для областного бюджета доля неналоговых доходов относительно невелика (в 2008-2009 годах – 10%, в 2010 году – 9%), то на муниципальном уровне за счет неналоговых доходов пополняется в среднем до 37-39% бюджета.

Предпосылкой для увеличения неналоговых доходов бюджетов всех уровней является эффективное использование государственного и муниципального имущества. Анализ свидетельствует о недостаточной работе в этом направлении. Не организован должный учет за сохранностью государственного и муниципального имущества. Удельный вес стоимости неиспользуемого имущества в общей стоимости имущества увеличился в 2 раза. Общая сумма долгов по платежам за аренду земельных участков возросла с 2008 года к 2010 году на муниципальном уровне в 1,6 раза, на уровне региона в 3,7 раза.

5) Имеется резерв увеличения доходного потенциала в муниципальных образованиях за счет организации работы по введению самообложения. В текущем году средства самообложения введены почти в 60% поселений от их общего количества. В 2010 году собрано средств самообложения 10 440,7 тыс. руб., за 2009 год 3 045,7 тыс. руб.

На активизацию работы органов местного самоуправления городских и сельских поселений по введению самообложения граждан Правительством области выделены дотации, сумма которых составила за 2009 год – 1 522,9 тыс. руб., а за 2010 год – 5 220,4 тыс. руб., или по 50 копеек на каждый собранный рубль (без учета безвозмездных поступлений).

6) Определенная работа по увеличению доходного потенциала проводилась в муниципальных образованиях, но не везде она осуществлялась в полном объеме и носила системный характер. Недостаточно организована работа по инвентаризации неиспользуемых и нерационально используемых земельных участков, незарегистрированных объектов недвижимого имущества, заключению договоров аренды земельных участков и муниципального имущества только при условии отсутствия задолженности по налогам, а также активизации претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендным платежам. По мнению Контрольно-счетной палаты, только в 4 муниципальных образованиях г. Киров, г. Кирово-Чепецк, Унинский район, Нолинский район работу по обеспечению достоверности и расширению налогооблагаемой базы по имущественным налогам можно признать достаточной.

На основании полученных выводов Правительству области и муниципальным образованиям направлены предложения по совершенствованию работы по увеличению налогового потенциала.

Правительству области

  1. При проведении оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области анализировать работу органов власти, направленную на социально-экономической развитие области.
  2. Осуществлять совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Кировской области мониторинг работы органов местного самоуправления по расширению налоговой базы местных бюджетов.
  3. Обеспечить проведение инвентаризации и организацию полного учета и контроля за эффективным использованием государственного имущества и своевременным поступлением неналоговых доходов в областной бюджет.
  4. В целях увеличения налогового потенциала рассмотреть вопрос отмены неэффективных налоговых льгот, заменив их на точечную поддержку отдельных отраслей и предприятий, по итогам 2011 года провести анализ действия дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения, рассмотреть возможность внесения изменений в законодательные и нормативные правовые акты области, регулирующие вопросы государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей.
  5. Анализ налогового потенциала в силу необходимости и значимости его практического применения проводить с определенной периодичностью, создавая при этом объективную информационную базу.

Муниципальным образованиям рекомендовано

1) Повысить уровень практического взаимодействия органов местного самоуправления с налоговыми и другими контролирующими органами по обеспечению соблюдения действующего налогового законодательства.

2) Обеспечить комплекс мер по повышению доходности от использования муниципального имущества.

3) Обеспечить выполнение мероприятий по увеличению доходов и расширению налоговой базы местных бюджетов, в том числе за счет:

  • активизации работы по взысканию задолженности по налоговым и неналоговым платежам;
  • проведения мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами требований трудового законодательства в части своевременной выплаты заработной платы и установления заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, а также своевременности и полноты уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов во внебюджетные фонды;
  • проведения совместно с налоговыми органами области мероприятий по легализации налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе рассмотрение деятельности организаций, заявляющих убытки;
  • продолжения развития системы самообложения граждан;
  • организации работы межведомственных рабочих групп по вопросам увеличения налоговой базы местных бюджетов, проведения органами местного самоуправления мероприятий по инвентаризации объектов недвижимого имущества и земельных участков с целью выявления незарегистрированных и принятие мер к их регистрации, выявления скрытых от налогообложения доходов физических лиц, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

4) С учетом внесенных изменений в Закон области от 30.04.2009 № 366-ЗО «Об установлении на территории Кировской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, избравшими объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов» более активно проводить разъяснительную работу о действии на территории области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения.

В ходе настоящего исследования не удалось в полной мере оценить состояние налогового потенциала области в виду ряда объективных причин. Поэтому Контрольно-счетная палата предполагает продолжать эту работу и в будущем.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Члены АКСОР Все новости СП-Центр Персоналии ГИАС КСО

Личная страница | Поиск по сайту | Подписка на новости | 

Телефон: (499)245-26-18  Факс: (499)245-22-06