СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Krasnoyarsk/activity/bulleteni/Bul2007-1/art4

Астраханцев В.С. Отчет по результатам проверки эффективности использования результатов работ, полученных в ходе выполнения природоохранных мероприятий за счет средств краевого бюджета в 2001-2005 годах

На основании решения постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Законодательного Собрания края от 14.12.2005 № 107-8, плана работы Счетной палаты края на 2006 год, направлением по контролю за доходами и расходами краевого бюджета в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов проведена проверка эффективности использования результатов работ, полученных в ходе выполнения природоохранных мероприятий за счет средств краевого бюджета в 2001-2005 годах.

Результаты проверки

По данным, приведенным в заключении со ссылкой на соответствующие источники, в крае наблюдается рост по всем основным показателям загрязнения окружающей среды. Доля края в суммарных выбросах по Сибирскому Федеральному округу составляет 46%.

Актуальность решения проблем в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности остается высокой и будет нарастать по мере увеличения объемов производства и потребления, а также по причине неадекватных вложений в исправление ситуации со стороны экономических субъектов и государства.

В крае не определена четкая стратегия с соответствующим программно-целевым обеспечением, направленная на повышение эффективности природопользования и улучшение качества окружающей среды и экологической безопасности.

Из-за ограниченного выделения бюджетных средств в 2002 году было прекращено строительство начатых в 2001 году водозаборных, природоохранных сооружений, объектов энергосбережения, резко сократились объемы строительства, реконструкции объектов социальной сферы. Распыление материальных и финансовых ресурсов по многочисленным незавершенным объектам привело к «утяжелению» сумм, необходимых для их завершения.

Расходы на охрану окружающей среды и экологической безопасности из краевого бюджета продолжают предусматриваться на отдельные локальные, точечные мероприятия, не оказывающие существенного влияния на улучшение экологической обстановки в крае.

Общие сведения

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Основная роль в избрании путей и средств реализации экологической политики принадлежит государственному управлению.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды определены ст.6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон «Об охране окружающей среды»).

Органами исполнительной власти края, обеспечивающими государственное управление в области охраны окружающей среды и экологической безопасности с 2001 по 2005 год являлись:

– в 2001 году управление по экологии и природным ресурсам администрации края, являвшееся структурным подразделением администрации края, образованное постановлением администрации края от 08.09.1999 . № 561-П;

– в 2002 году Главное управление природных ресурсов администрации края, образованное постановлением администрации края от 29.12.2001 № 926-п;

– в 2003 году постановлением администрации края от 08.04.2003 № 98-п Главное управление природных ресурсов администрации края переименовано в управление природных ресурсов администрации края (далее по тексту - Управление);

– в 2005 году Законом Красноярского края от 09.06.2005 № 14-3510 «О системе исполнительных органов государственной власти Красноярского края» и Указом Губернатора Красноярского края от 22.07.2005 № 71-уг «О структуре исполнительных органов государственной власти Красноярского края», в крае созданы: департамент природных ресурсов и лесного комплекса администрации Красноярского края, агентство природопользования и лесной отрасли Красноярского края, (далее по тексту - Агентство), служба по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края.

В целях обеспечения реализации программ в области охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов, в соответствии с постановлением администрации края от 22.10.1998 № 585-П создано государственное учреждение «Центр реализации программ по экологии и природопользованию Красноярского края», (далее по тексту - ЦРПЭП). В дальнейшем, в соответствии с постановлением от 10.04.2002 № 96-п было реорганизовано путем присоединения к нему в 2002 году Красноярского краевого экологического фонда. Распоряжением от 20.06.2004 № 679-р ЦРПЭП переименовано в государственное учреждение «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края».

Оценка состояния окружающей природной среды в крае

Согласно данным статистики Красноярский край продолжает оставаться одним из основных лидеров на территории России по антропогенному воздействию на атмосферный воздух, наземную и водную среду, внося тем самым существенный вклад в суммарные показатели, характеризующие состояние окружающей среды в Российской Федерации.

По объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух край занимает второе место в РФ, по сбросу загрязненных сточных вод – десятое, по количеству отходов производства и потребления – четвертое.

Наличие крупных промышленных объектов, связанных с экологически опасным производством, сосредоточенных в городах края и, таким образом, привязанных к местам проживания основной части его населения, перспектива роста промышленного производства, наметившаяся в последние годы, способствуют усилению техногенного давления на окружающую среду, являющуюся, в том числе и средой обитания человека.

Несмотря на достаточно низкие темпы роста промышленного производства по основным секторам экономики, определяющим развитие Красноярского края в период 2001-2005 годов, сворачивание деятельности значительного числа предприятий в результате банкротств, сохраняется тенденция поступательного роста выбросов загрязняющих веществ различного класса опасности.

Суммарно указанная информация представлена данными, приведенными в таблице 1.

Таблица 1. Динамика воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

Наменование 2001 2002 2003 2004 2005
Забор воды из водных источников, млн. м3 2874,8 2841,7 3016,8 2745,2 3040,7
Сброс загрязненных сточных вод, млн. м3 620,0 611,6 577,8 531,4 530,5
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тыс. тонн 2775,7 2617,3 2637,8 2717,8 2718,3
Нарушено земель в связи с несельскохозяйственной деятельностью, га 13997,0 13854,0 13293,0 13714,0 14085,0
Отработано нарушенных земель, тыс.га 1,0 3,8 3,1 3,6 3,7
Образовано токсичных отходов, тыс.тонн 18095,9 98857,2 101687,2 132483,1 157554,0
из них использовано и обезврежено, тыс. тонн 3873,2 29244,0* 28419,4* 54188,3* 61583,5

 * По данным управления Ростехнадзора России по Красноярскому краю

Из представленных данных следует, что, начиная с 2002 года, после короткой отрицательной динамики показателей увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух к 2005 году составило 3,8%, или с абсолютным приростом в размере 101,0 тыс. тонн. Увеличение образования токсичных отходов в 2005 году к 2002 году составило 58697,0 тыс. тонн, или 59,3%.

Из общего объема выбросов вредных веществ, выбросы от стационарных источников в 2005 году составили 2542,8 тыс. тонн, их увеличение к 2002 году составило 71,2 тыс. тонн, или 2,8%; к 2003году 62,7 тыс. тонн, или 2,5%. Увеличиваются выбросы от автотранспорта, прирост которого в рассматриваемом периоде ежегодно составлял 6-8%.

Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 1 жителя края приведены в таблице 2.

Таблица 2. Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 1 жителя края

Наименование Ед. измер. 2001 2002 2003 2004 2005
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух тыс. тонн 2775,7 2617,3 2637,8 2717,8 2718,3
Среднегодовая численность постоянного населения края тыс.чел 2981,7 2961,9 2942,0 2925,0 2906,2
Выброс загрязняющих веществ на 1-го жителя края тонн/чел. 0,93 0,88 0,89 0,93 0,94

Приведенные данные с 2002 по 2005 год, свидетельствуют о возрастании техногенных нагрузок на население края, с поправкой на ухудшение демографической ситуации, принимающейся в расчет при определении количества выбросов на одного жителя. Вместе с тем, при допустимых по норме 116-132 кг пыли на квадратный километр, в крупных городах ее выпадает от 500 до 900 кг.

Высокое загрязнение атмосферного воздуха с превышением ПДК более чем в 10 раз было неоднократно зарегистрировано в крупных городах края.

Растет образование токсичных отходов, которые представляют наибольшую экологическую опасность. Статистика беспристрастно фиксирует накопление токсичных отходов в хранилищах, на полигонах, шлаконакопителях, на свалках.

По состоянию на 01.01.2006 г. накоплено 444,8 млн. тонн токсичных отходов производства и потребления (на 01.01.2005 г. – 338,3 млн. тонн).

В 2005 г. на строительство установок для утилизации и переработки отходов производства было использовано 28,5 млн. руб. Мощность введенных объектов по утилизации и переработке отходов, за счет всех источников финансирования, составила 115,0 тыс. тонн в год, или 0,02% от накопленных (115/444800).

В крае отсутствуют мусороперерабатывающие заводы, не решаются вопросы, связанные со строительством специализированных объектов по размещению, переработке и утилизации опасных отходов, не принимаются меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду увеличивающихся выбросов от автотранспорта, о чем Счетной палатой края уже было отмечено в предыдущих заключениях.

В неудовлетворительном состоянии продолжают оставаться водоемы края. Согласно данным представленным Счетной палате Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее по тексту – Роспотребнадзор), в крае наблюдается резкое ухудшение качества воды из источников централизованного водоснабжения, как по санитарно-химическим, так и по бактериологическим показателям по сравнению с предыдущим годом.

Причинами, объясняющими неблагоприятное санитарное состояние источников питьевого назначения на территории Красноярского края являются: отсутствие надлежащим образом устроенных зон санитарной охраны водоисточников, недостаточный контроль за режимом хозяйствования на их территории, отчасти природное загрязнение водоемов и подземных горизонтов.

В 2005 году по сравнению с предшествующими годами наблюдается отрицательная динамика в приведении объектов питьевого водоснабжения в соответствие с санитарными требованиями. Доля водозаборов, не оборудованных комплексом водоподготовки, к 2004 году увеличилась в 2 раза.

Доля водозаборов, не оборудованных системами обеззараживания, несколько снизилась, с 6,4% до 5,3%.

По данным Среднесибирского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 2004 году в водных объектах, расположенных на территории Красноярского края, зарегистрировано два случая экстремально высокого загрязнения на одном водном объекте, 51 случай высокого загрязнения на 24 водных объектах. В 2005 году - 39 случаев высокого загрязнения на 24 водных объектах и один случай экстремально высокого загрязнения.

По данным Роспотребнадзора, по всем классам болезней обусловленных экологическими причинами, фактически зарегистрированных в 2004 году по сравнению с предыдущими годами, отмечается рост уровня заболеваемости населения. Заболеваемость населения болезнями крови и кроветворных органов за период с 2000 по 2004 год увеличилась, темп прироста составил 29,5%, по болезням эндокринной системы темп прироста составил 21,8%, болезням системы кровообращения 48,3%.

По болезням органов дыхания, в целом по классу «Болезни органов дыхания» с 2001 по 2005 год также наблюдается рост заболеваемости населения.

Уровень заболеваемости детского населения аналогичными экологически обусловленными болезнями в несколько раз выше заболеваемости совокупного населения: болезнями органов дыхания в 3,2 раза, болезнями крови и кроветворных органов в 3,4 раза, болезнями эндокринной системы в 2 раза.

Сопоставляя масштабы экологической угрозы, существующей в Красноярском крае, на основе данных о загрязнении окружающей среды и росте антропогенной нагрузки на население с объемами финансовых средств, направляемых на предупреждение и ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду за счет всех источников финансирования, нельзя не отметить, что объем инвестиций в основной капитал, направляемый на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в 2005 году возрос к уровню 2004 года на 45,7% и составил 5308,9 млн. руб., при 8100,0 млн. руб. по Сибирскому региону. Инвестиции на охрану атмосферного воздуха увеличились в 2 раза, однако это не улучшило экологическую ситуацию. Уменьшились инвестиции на охрану и рациональное использование земель на 34,9%, водных ресурсов на 76,4%.

Основными источниками финансирования природоохранных мероприятий остаются собственные средства организаций. Совокупный вклад краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований в разрешение экологических проблем в 2005 году составил 0,7%, против 4,9% в 2004 году.

Доля объемов финансирования из федерального бюджета имеет тенденцию к сокращению, с 0,3% в 2002 году до 0,2% в 2003 году, до 0,1% в 2005 году.

Текущие затраты на охрану природы в крае в 2003 году составляли 7568,4 млн. руб., в 2004 году 8104,4 млн. руб., что выше уровня 2003 года на 7,1%, в 2005 году 9665,8 млн. руб., что выше уровня 2004 года на 19,2%.

Основную часть затрат (40,7% от общего объема текущих затрат) составили затраты на охрану окружающей среды от отходов производства и потребления, 29% затрат приходилось на охрану и рациональное использование водных ресурсов, 29,5% на охрану атмосферного воздуха, 0,8% на рекультивацию земель.

В 2005 году на строительство природоохранных объектов инвестировались средства краевого бюджета 7 муниципальным образованиям края, 10 - в 2004 году. Основная доля (98% в 2005 и 94% в 2004 году) в объеме инвестиций приходится на 3 города края – Норильск, Красноярск, Ачинск.

В городах Назарово и Красноярск произошло сокращение объемов капитальных вложений на строительство природоохранных объектов.

Следует подчеркнуть, что при незначительном увеличении капитальных затрат на строительство природоохранных объектов, в крае не удается существенно снизить неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Неадекватность вложений в исправление ситуации со стороны субъектов и государства, сопровождающееся постепенным снижением адсорбционных свойств окружающей природной среды, а также проблемы с изменением действующего законодательства в части перераспределения полномочий, все это в совокупности характеризует ситуацию, сложившуюся в природоохранной сфере.

Так, только за период с 2003 по 2005 годы в связи с изменением федерального законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды претерпели существенные изменения, ранее действовавшие полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области радиационной безопасности населения, охраны атмосферного воздуха, отходов производства и потребления.

В области охраны и использования водных объектов, полномочия органов исполнительной власти края были сведены к подготовке предложений по порядку объявления условий общего водопользования и установлению ограничений на пользование водными объектами.

С вступлением с 01.01.2005 года новой редакции Лесного кодекса РФ перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов был значительно сокращен.

С 2007 года в соответствии с законодательством значительные изменения претерпели полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха, водных и лесных ресурсов. Субъектам передана часть полномочий по проведению государственной экспертизы объектов регионального уровня и другие.

Неоднократно менялась нормативно-правовая база поступлений в бюджет платежей за пользование природными ресурсами.

Проводимые в последние годы реформы в условиях быстро меняющегося законодательства, определяющего полномочия и ответственность федеральных, краевых и муниципальных органов, не способствовали тому, чтобы органы исполнительной власти эффективно и качественно выполняли задачи и функции в сфере природоохранной деятельности.

Анализ финансирования из краевого бюджета природоохранных мероприятий за период 2001-2005 годы и эффективность использования результатов работ

За период с 2001 по 2005 год из краевого бюджета на весь блок природоохранной деятельности выделены средства в объеме 710 834,2 тыс. руб.

В 2001 году объем финансирования составил 210 121,0 тыс. руб., что составило 45,5% от утвержденных бюджетных ассигнований; в 2002 году – 166 018,8 тыс. руб., или 20,5%; в 2003 году – 76 425,4 тыс. руб., или 98,0%; в 2004 году – 180 190,8 тыс. руб., или 93,2 %; в 2005 году – 78 078,2 тыс. руб., или 98,3 % соответственно.

Удельный вес финансирования природоохранных мероприятий в расходах краевого бюджета в 2001 году составлял 1,5%, при планируемых 2,4%; в 2002 году 0,8 %, при 3,3%; в 2003 году 0,3%, при 0,3%; в 2004 году 0,6%, при 0,6%; в 2005 году 0,2%, при 0,2%, соответственно.

Анализируя показатели объема средств, фактически выделенных из краевого бюджета за период с 2001 по 2005 год на природоохранные мероприятия (710 834,2 тыс. руб.), с объемами поступлений в доходную часть краевого бюджета платежей за пользование водными объектами, сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежей за пользование лесным фондом, в совокупности составивших за пять лет 1 525 700,0 тыс. руб., можно сделать вывод, что доля фактического финансирования на природоохранный блок (46,6%), не сопоставима с объемом наполняемости доходной части краевого бюджета в виде платежей за пользование природными ресурсами и платой за негативное воздействие на окружающую среду.

С ликвидацией в 2002 году Красноярского краевого государственного экологического фонда (далее по тексту – Фонд), утрачен целевой характер использования, поступающих в бюджеты различного уровня платежей в виде платы за загрязнение и иное негативное воздействие на окружающую среду, направляемых на реализацию природоохранных мероприятий, в том числе по причине неопределенности правового статуса платы за загрязнение и иное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем, в ряде регионов России плата за негативное воздействие на окружающую среду, как и ряд других доходных источников поступающих за природопользование, являются доходами целевых бюджетных фондов.

Объем финансирования мероприятий по охране окружающей среды и экологической безопасности из краевого бюджета в 2005 году составил 78 078,2 тыс. руб. В общей сумме расходов краевого бюджета их доля составила 0,2%, а доходы краевого бюджета, формируемые в части платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2005 году составили 325 370,2 тыс. руб. Таким образом, расходы на мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности в сопоставлении с объемами средств поступивших от платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2005 году составили 23,9%, в 2004 - 42,4%, в 2003- 14,7%.

Исходя из анализа природоохранных мероприятий, проведенного Счетной палатой края, установлено, что наибольшее количество мероприятий реализовывалось в 2001 году – 167 мероприятий, в 2002 году – 63 мероприятия, в 2003 году – 21 мероприятие, в 2004 году – 52 мероприятия и наименьшее в 2005 году – 17 мероприятий.

В проверяемом периоде наиболее устойчиво реализовывались и финансировались следующие темы:

– разработка территориального комплексного кадастра природных ресурсов Красноярского края (2001-2005) в объеме 16 649,3 тыс. руб.;

– разработка проектно-сметной документации на установление водоохранных зон водных объектов (2001-2004) – 3781,3 тыс. руб.;

– представление гидрометеорологической информации и информации по мониторингу окружающей среды (2003-2005) – 24 000,0 тыс. руб.;

– создание краевой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (КрасАСКРО) (2001-2003, 2005) – 15 104,4 тыс. руб.;

– мероприятия в области контроля за состоянием окружающей среды (2003-2005) – 9489,8 тыс. руб.;

– выполнение природоохранных, просветительских и научных работ на территории Ботанического сада Вс. М. Крутовского (2003-2005) – 3006,0 тыс. руб.;

– радиационно-гигиеническая паспортизация территории края (2001-2005) в объеме 2000,0 тыс. руб.;

– осуществление работ по воспроизводству осетровых рыб (2001-2005) – 7866,8 тыс. руб.;

– демеркуризация отработанных люминисцентных ламп (2003-2005) – 1200,0 тыс. руб.;

– комплексное обследование радоноопасности территории и жилой застройки с. Атаманово (2001, 2002, 2004) – 654,4 тыс. руб.;

– районирование по радоноопасности территории г. Красноярска (2001, 2002, 2004) – 684,3 тыс. руб.;

– разработка сводных томов предельно допустимых выбросов (2004-2005) – 12156,5 тыс. руб.;

– проведение научно-исследовательских работ по изучению, анализу состояния растительного мира и подготовки перечня растений для включения в Красную книгу и ее издание (2001, 2002, 2004) – 1990,0 тыс. руб.

Группировка расходов краевого бюджета по направлениям природоохранной деятельности показывает, что наибольшая доля расходов краевого бюджета в 2001 году пришлась на строительство жилья для переселения граждан и ремонт природоохранных объектов – 28,3%; мероприятия по оздоровлению населения (приобретение медицинского и природоохранного оборудования) составили 20,6%; 16,6% составили мероприятия по разработке ПСД; 7,9% - мероприятия по лесовосстановлению; 5,3% – мероприятия по предотвращению негативного воздействия источников загрязнения на окружающую среду и экологическому мониторингу; 4,8% – мероприятия по использованию, восстановлению и охране водных объектов; 4,0% – мероприятия по обеспечению радиационной безопасности.

В 2005 году объем финансирования мероприятий по охране окружающей среды и экологической безопасности снизился к уровню 2004 года и составил 76,5%, при этом значительное снижение доли финансирования наблюдается по мероприятиям в области охраны атмосферного воздуха и сохранению биологического разнообразия.

Расходы на прочие мероприятия по сравнению с 2004 увеличились на 31,2 %, с включением работ различного назначения, направления средств на приобретение оборудования, разработку межмуниципальных программ, оценку состояния гидротехнических сооружений, разработку проектов законов края.

Реализация мероприятий по охране окружающей природной среды, финансируемых за счет средств краевого государственного экологического фонда

При рассмотрении расходов краевого бюджета и источников формирования его доходной части в динамике за 5 лет следует, что в 2001 году финансовое обеспечение ряда краевых экологических программ и мероприятий осуществлялось за счет средств существующего на тот момент Фонда. Удельный вес природоохранных мероприятий в общем объеме расходов краевого бюджета в 2001 составлял 2,4%. Для справки: в 2005 году аналогичный показатель составил 0,2%.

Основными доходными источниками бюджета Фонда являлись: плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов производства и потребления, а также суммы, полученные по искам за возмещение вреда от взимания штрафов за экологические правонарушения и средств конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытой с их помощью продукции. Статьями 4, 5 Закона края от 26.12.2000 № 13-079 «О краевом бюджете на 2001 год» плата за нормативные и сверхнормативные выбросы в окружающую среду распределялась следующим образом: 27% в краевой бюджет, 54% в бюджеты районов и городов краевого подчинения. Статьей 3 вышеуказанного Закона была определена доходная часть Фонда на 2001 год в сумме 306 800,0 тыс. руб., фактически сумма поступлений в Фонд составила 253 968,0 тыс. руб., или 82,7 %. На финансирование направления, предусматривающего разработку проектно-сметной документации, а также создание новых и реконструкцию действующих природоохранных объектов капитального строительства было направлено 8523,0 тыс. руб., или 21% от запланированной суммы, что составило 9% от выполненной доходной части. При этом финансирование реконструкции и строительства очистных сооружений, а также строительство полигонов твердых бытовых отходов в 2001 году не осуществлялось.

Анализ проектно-сметной документации на реконструкцию и строительство очистных сооружений, полигонов твердых бытовых отходов показал, что в документации отдельных проектов, представленных получателями средств фонда, отсутствовали заключения государственной вневедомственной экологической экспертизы, которые проводятся в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает интересы государства или не отвечают требованиям стандартов, норм и правил.

При принятии решений о включении объектов в Мероприятия 2001 не учитывалось состояние хода строительства, отсутствовала информация или документы об объемах незавершенного строительства, нормативных сроках строительства и сроков его окончания, других источниках финансирования.

Выборочной проверкой проведенной Счетной палатой края по использованию результатов выполненных работ установлено, что около 30 % из них имеют научно-исследовательский характер и информационную направленность, что лишь косвенно влияет на улучшение состояния окружающей среды. Установлено, что из 442 наименований выполненных работ и переданных в краевой фонд отчетных материалов, фактически подлежат использованию не более 70 %.

В связи с упразднением с 2002 года Фонда, с утратой целевых источников финансирования природоохранных мероприятий, а также резкого недофинансирования мероприятий предусматриваемых Программой 2002, ряд мероприятий по охране окружающей среды и экологической безопасности не был завершен и не включен в последующие периоды.

Анализ и проверка выполняемых мероприятий показали, что из-за неудовлетворительного финансирования и нарушений в использовании бюджетных средств, конечный результат по ряду запланированных мероприятий не достигнут.

Так, в рамках краевой целевой программы «Мероприятия по охране окружающей природной среды, финансируемой за счет средств краевого государственного экологического фонда в 2001 году (I ЧАСТЬ)», утвержденной Законом Красноярского края от 18.09.2001 № 16-1480, (далее по тексту - Программа 2001) были предусмотрены первоочередные мероприятия по снижению воздействия выбросов автотранспорта на атмосферный воздух в Красноярском крае в общей сумме 1000,0 тыс. руб. Из них:

  • комплексная оценка воздействия автотранспортных средств (далее по тексту – АТС) на окружающую среду (далее по тексту – ОС) в городах края, в том числе создание (усовершенствование, развитие) системы учета и оценки воздействия АТС на ОС в крае и подготовка аналитических материалов для развития нормативно-правовой базы в вопросах регламентации воздействия АТС на ОС и разработки программы дальнейших действий по снижению воздействия автотранспорта на атмосферный воздух в 2003-2005 гг.

На реализацию данного мероприятия предусмотрено и выделено 300,0 тыс. руб. Целью научно-исследовательской работы являлось усовершенствование системы учета воздействия автотранспорта на окружающую среду, а также оценка современного состояния нормативной правовой базы в вопросах регламентации воздействия АТС на ОС.

Согласно отзыву о проделанной работе, данному комитетом природных ресурсов по Красноярскому краю, была подчеркнута актуальность выполненной работы, но вместе с тем отмечены недостатки, проявившиеся в чрезмерной загруженности текста бессистемной информацией и слабой компетентности авторов о владельцах информации.

В соответствии с протоколом рабочей комиссии от 16.12.2002 № 1, комиссия пришла к выводу о том, что в результате проделанной работы выработаны предложения для среднесрочной программы дальнейших действий по снижению воздействий автотранспорта на атмосферный воздух. Отмечена необходимость в продолжении данной работы.

Анализируя исполнение мероприятия, Счетная палата пришла к выводу о том, что так называемое продолжение работы, планируемое к завершению в 2002 году, является ни чем иным, как доработкой или переработкой предыдущего материала.

Реализация в 2002 году данной работы предусматривалось краевой целевой программой «Мероприятия по охране окружающей природной среды, финансируемые за счет средств Красноярского краевого государственного экологического фонда в 2002 году (I ЧАСТЬ)», (далее по тексту – Программа 2002) на сумму 400,0 тыс. руб., фактическое выполнение составило 350,0 тыс. руб.

Согласно техническому заданию все цели и результаты работ дублируют предыдущую работу по данной теме.

В ходе проверки установлено, что информация, полученная в результате выполнения данных мероприятий, не используется, а предложения, разработанные для среднесрочной программы не реализованы. Следовательно, результат не достигнут;

  • совершенствование системы контроля за качеством горюче-смазочных материалов, используемых на территории края, в том числе усовершенствование и развитие системы контроля за качеством топлива.

На реализацию мероприятия были предусмотрены ассигнования в размере 250,0 тыс. руб., фактически работы выполнены на сумму 250,0 тыс. руб., финансирование осуществлено в той же сумме. Авторами работы предложен проект «Положения о системе контроля качества моторного топлива и масел на территории Красноярского края», как основа для формирования механизма эффективного управления качеством производимой, закупаемой и потребляемой в крае продукции. Внедрением этого предложения, предусматривалось создать условия для снижения негативного воздействия выбросов от передвижных источников загрязнения на окружающую среду. Результат проделанной работы не достигнут, контроль за качеством ГСМ по предложенному проекту не осуществлялся;

– проведение операции «Чистый воздух» на территории края на примере г. Красноярска.

Законом предусмотрено финансирование данного мероприятия в размере 200,0 тыс. руб., фактическое исполнение составило 200,0 тыс. руб., профинансировано в той же сумме. Планируемый результат от данного мероприятия – разработка рекомендаций по снижению влияния автотранспорта на городскую среду. Работа планировалась проводиться в два этапа: начало в 2001 году, окончание в 2002 году.

В 2002 году в рамках реализации Программы 2002 предполагалось финансирование на продолжение работ по данному мероприятию в сумме 300,0 тыс. руб., фактическое выполнение составило 172,7 тыс. руб., средства в 2002 году не выделялись. Данное мероприятие предполагало проведение научно-исследовательской работы по изучению степени загрязненности и гигиенической оценке атмосферного воздуха в рамках проведения операции «Чистый воздух». Из-за отсутствия финансирования работы остались не завершенными, результат не достигнут;

– внедрение альтернативных видов топлива и улучшение качества применяемых видов топлива, в том числе проведение экспериментов по внедрению экологически чистых видов топлива на автотранспорте.

Законом о Программе 2001 предусмотрены расходы на данное мероприятие в сумме 250,0 тыс. руб., фактическое исполнение составило 250,0 тыс. руб. Целью работ являлось определение наиболее эффективных экологически чистых видов топлива в обстановке практического применения на транспорте автохозяйств. Проведение мероприятия было запланировано на период с 2001-2006 годы. Работы выполнялись только в 2001 году.

В результате проект системы мер, остался лишь проектом и практического применения не получил.

Одним из мероприятий Программы 2001 являлась «Инвентаризация мест размещения и хранения отходов на территории Красноярского края и оценка их экологической безопасности». Выполнение работ составило 299,9 тыс. руб., финансирование осуществлено в том же объеме. В ходе выполнения выявлено приоритетное направление в продолжении этой работы, а именно, разработка эффективных природоохранных мероприятий – внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, развитие комбинированных производств, обеспечивающих полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающих или существенно снижающих вредное воздействие отходов на окружающую среду. Выявлена необходимость реализации регионального подхода к проблеме обращения с отходами производства и потребления. В соответствии с информацией, представленной Агентством, велись работы по разработке и наполнению базы данных об объектах размещения отходов в 2004, 2006 годах, т.е. данные инвентаризации использовались при наполнении базы данных.

Проверкой установлено, что в Программу 2001 были включены мероприятия, которые ранее были профинансированы, но результаты по которым не используются.

Так, в соответствии с договором № 2/46/3 от 31.09.1999 года, была проведена «Инвентаризация отчетной документации по договорам, выполненным за счет средств Фонда в 1994-1998гг.». Аналогичная работа «Разработка нормативных документов по организации и ведению краевого фонда отчетных материалов» включается в Программу 2001 и финансируется Фондом в 2001 году в объеме 100,0 тыс. руб.

Выборочной проверкой документов, представляемых при формировании проекта Программы 2001 установлено, что на отдельные мероприятия отсутствовали заявки, технико-экономическое обоснование, смета на выполнение работ, однако, при наличии указанных нарушений, такое мероприятие, как «Организация и проведение эколого-образовательных мероприятий Главного управления образования администрации Красноярского края» было включено в Программу 2001 с объемом бюджетных ассигнований 1228,5 тыс. руб. и профинансировано в сумме 1042,23 тыс. руб.

В соответствии с КЦП по использованию, восстановлению и охране водных объектов на 2002 год на финансирование научно-исследовательских работ по оценке и прогнозу гидробиологического режима и качества вод экосистемы Красноярского водохранилища для разработки мероприятий по улучшению его экологического состояния предусмотрено средств краевого бюджета в объеме 150,0 тыс. руб. Мероприятие профинансировано в полном объеме.

Оценить эффективность данных научно-исследовательских работ не представляется возможным в виду не представления Агентством в процессе проверки данных о разработанных мероприятиях по улучшению экологического состояния Красноярского водохранилища.

Реализация мероприятий в 2001-2002 годах, финансируемых за счет средств, поступивших в краевой бюджет от ФГУП «Горно-химический комбинат» за отработавшее ядерное топливо

Законом края от 26.12.2000 № 13-1079 «О краевом бюджете на 2001 год» предусматривалось финансирование социально-экологических мероприятий, осуществляемых за счет средств, поступивших в краевой бюджет от ФГУП «ГХК» в 2001 году (далее по тексту – Мероприятия 2001) в объеме 62 959 тыс. руб.

Фактически Мероприятия 2001 были профинансированы в объеме 50 847,0 тыс. руб., или 39,5% от сумм, поступивших в краевой бюджет от ФГУП «ГХК».

Предполагалась реализация 26 мероприятий по четырем направлениям. Государственным заказчиком Мероприятий 2001 являлась администрация Красноярского края. Главными распорядителями были определены: Главное финансовое управление администрации края (в части предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований) – 22 450,0 тыс. руб., или 35,6% от общего объема финансирования, предусмотренного Мероприятиями 2001; управление здравоохранения администрации края – 16 600,0 тыс. руб., или 26,4%; Государственное учреждение «Центр реализации программ по экологии и природопользованию Красноярского края» – 12 709,0 тыс. руб., или 20,2%; управление капитального строительства администрации края 11 200,0 тыс. руб., или 17,8% соответственно.

Наибольшая доля бюджетных ассигнований в объеме 40 577,9 тыс. руб., или 47,63%, от общего объема финансирования, предусмотренного Мероприятиями 2001, направлена на снижение антропогенного воздействия и оздоровление окружающей среды, разработку и внедрение экологически чистых технологий, из них на финансирование капитального строительства предполагалось направить 29 016,0 тыс. руб.

В 2002 году Законом края от 10.07.2002 № 3-415 «О краевой целевой программе «Мероприятия, финансируемые в 2002 году, за счет средств поступивших в краевой бюджет от ФГУП «ГХК» за временную выдержку отработавшего ядерного топлива» предусматривалось финансирование мероприятий (далее Мероприятия 2002) в объеме 128 012,0 тыс. руб., с учетом изменений предусмотрено 48 012,0 тыс. руб., или 73,5%, с одновременным уменьшением объема субвенций муниципальным образованиям до 18 287,0 тыс. руб.

В 2002 году Мероприятия 2002 были профинансированы в объеме 35 272,0 тыс. руб., что составило 41,0% от суммы, фактически поступивших в краевой бюджет средств от ФГУП «ГХК» – 86 000,0 тыс. руб.

Государственным заказчиком Мероприятий 2002 являлся Совет администрации Красноярского края. Из средств, выделенных на реализацию 62 мероприятий, предполагалось финансировать: социальный блок в объеме 33 000,0 тыс. руб., или 25,8% от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Мероприятиями 2002; экологический блок – 33 912,0 тыс. руб., или 26,5%; социально-экологические мероприятия г. Железногорска и ФГУП «ГХК» – 22 000 тыс. руб., или 17,2%, по пяти направлениям, со следующим распределением финансовых средств по главным распорядителям: управление природных ресурсов администрации края – 21 212,0 тыс. руб., или 16,6% от общего объема финансирования, предусмотренных Мероприятиями 2002; управление здравоохранения администрации края – 16 000,0 тыс. руб., или 12,5%; управление капитального строительства администрации края – 17 000,0 тыс. руб., или 13,3%; Главное финансовое управление администрации края – 34 700,0 тыс. руб., или 27,1%;.

Сумма недофинансирования в 2001-2002 годах по социально-экологическому блоку составила 15 093,5 тыс. руб., по экологическому блоку 6308,5 тыс. руб., а общая сумма недофинансирования Мероприятий 2002 составила 24 852,0 тыс. руб.

Из-за ограниченного выделения бюджетных средств в 2002 году, было прекращено строительство начатых в 2001 году водозаборных, природоохранных сооружений, объектов энергосбережения, резко сократились объемы строительства, реконструкции объектов социальной сферы.

Согласно информации, представленной Счетной палате края агентством строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации края, из 15 объектов, финансируемых в рамках Мероприятий 2001, главным распорядителем бюджетных средств которых являлось в 2001 году управление капитального строительства администрации края, по состоянию на 01.01.2007 не осуществлен ввод в эксплуатацию 6 объектов, при этом остаток сметной стоимости (в действующих ценах) составил 144 573,0 тыс. руб.

Реализация социально-экологических мероприятий муниципальными образованиями Красноярского края за счет субвенций, из краевого бюджета

В 2001 году Законом края от 26.12.2000 № 13-1079 «О краевом бюджете на 2001 год» (далее по тексту – Закон о бюджете на 2001 год) были предусмотрены субвенции муниципальным образованиям на реализацию социально-экологических мероприятий, финансируемых за счет средств, поступивших в краевой бюджет от ГХК в сумме 28 139,0 тыс. руб.

В 2002 году Законом Красноярского края от 29.03.2002 № 2-144 «О краевом бюджете на 2002 год», в рамках целевой программы «Мероприятия, финансируемые в 2002 году за счет средств, поступивших в краевой бюджет от ФГУП «Горно-химический комбинат» за временную выдержку отработавшего ядерного топлива» были предусмотрены субвенции муниципальным образованиям в сумме 18 287,0 тыс. руб.

В ходе проведения встречных проверок использования результатов работ, по природоохранным мероприятиям в Сухобузимском, Емельяновском и Березовском районах Счетной палатой края, были установлены нарушения, выразившиеся в следующем.

Так, администрации Сухобузимского района в 2001 году были выделены субвенции в общей сумме 2640,0 тыс. руб., в том числе сумме 690,0 тыс. руб. на мероприятие по строительству и приобретению жилья для жителей с. Атаманово, проживающих в квартирах с повышенной концентрацией радона.

Планируемое мероприятие по приобретению гражданам 4 квартир выполнено не в полном объеме. Несмотря на то, что государственным санитарно-эпидемиологическим надзором еще в 1999 году установлено превышение гигиенического норматива, равного для жилых помещений 200 Бк/м3, а в соответствии с требованиями «Норм радиационной безопасности НРБ-96», необходимо перепрофилирование помещений или снос зданий при невозможности их использования. Жилье семье Гордеевых, проживающих более семи лет в с. Атаманово, до настоящего времени не предоставлено.

При этом, Законом края от 08.12.2006 № 20-5450 «О краевой целевой программе «Реализация социально-экологических мероприятий в зоне наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» на период 2007-2009 годы», мероприятие по строительству и приобретению жилья для семьи Гордеевых, проживающей в квартире с повышенной концентрацией радона, не предусмотрено, следовательно, здоровье людей остается под угрозой.

Таким образом, можно сделать вывод, что органами исполнительной власти края при формировании программ и определении мероприятий на последующие годы не проводится анализ результативности проводимых ранее работ.

В 2002 году были выделены субвенции в общей сумме 1420,0 тыс. руб., в том числе на реконструкциию систем водоснабжения с разработкой проектно-сметной документации (далее по тексту – ПСД) в п. Высотино в сумме 770,0 тыс. руб.

Установлено, что в нарушение Постановления Правительства РФ от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» проектная документация по водоснабжению п. Высотино не была направлена на государственную экспертизу, не было получено соответствующее заключение.

При этом, в то время когда ПСД находилась в стадии разработки, строительство уже велось.

В 2001 году Березовскому району были выделены субвенции на разработку проектно-сметной документации и реконструкцию канализационных коллекторов п. Березовка в сумме 500,0 тыс. руб. Предусматривалось, что с вводом объекта в эксплуатацию должно прекратиться загрязнение окружающей среды и бассейна реки Енисей, что значительно улучшит экологическую обстановку района.

В ходе проверки установлено, что работы по строительству данного объекта велись параллельно с прохождением государственной экспертизы, что является нарушением Постановления Правительства РФ от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации». Государственную экспертизу проекта необходимо было пройти в 2001 году, однако положительное заключение по проектной документации – рабочему проекту «Реконструкция канализационных сетей в п. Березовка» и инженерным изысканиям было получено только 30.11.2006 года.

Также установлено, что приобретенные трубы диаметром 159х5 мм ГОСТ 8732-78 ст. 20 не соответствуют ГОСТУ, определенному проектом. Согласно акту приемки выполненных работ трубы уложены в 3 квартале 2005 года.

Дальнейшее финансирование по строительству данного объекта продолжилось только с 2004 года, за период с 2004 по 2006 год было выделено 7000,0 тыс. руб. (сметная стоимость составляет 22 923,71 тыс. руб.). Согласно ПСД продолжительность строительства 4 месяца.

При данном положении дел (недостаток финансирования и затянувшаяся разработка ПСД) можно сделать вывод о том, что строительство перешло в разряд долгостроя, а результат от выполнения данных работ до сих пор не достигнут.

В 2001 году Емельяновскому району утверждены субвенции на реализацию социально-экологических мероприятий, финансируемых за счет средств, поступивших в краевой бюджет от ФГУП «ГХК» в объеме 1700,0 тыс. руб.

Средства субвенции предусматривалось направить на выполнение следующих мероприятий:

– разработка ПСД реконструкции и расширения очистных сооружений канализации п. Емельяново и начало строительства в объеме 500,0 тыс. руб.;

– бурение водозаборной скважины п. Шивера в объеме 1200,0 тыс. руб.

Средства субвенций поступили из краевого бюджета и использованы в полном объеме. На момент проверки проектно-сметная документация по объекту «Реконструкция и расширение очистных сооружений канализаций п. Емельяново» не прошла экологическую экспертизу и находится на доработке у исполнителя. Срок разработки проектно-сметной документации растянулся на пять лет. При этом неизвестно будет ли осуществляться, и за счет каких средств реконструкция и расширение очистных сооружений канализации п. Емельяново, так как их собственником является ОАО АК «Красноярские авиалинии». В результате средства краевого бюджета в сумме 500,0 тыс. руб. использованы неэффективно, без достижения требуемого результата.

Реализация природоохранных мероприятий финансируемых за счет средств краевого бюджета в 2003-2005 годах

Выявленные в результате ранее проведенных проверок нарушения и недостатки в части выполнения природоохранных мероприятий, а также факты нецелевого и неэффективного использования средств краевого бюджета, позволяют сделать вывод о том, что Управлением, Агентством, ЦРПЭП, не осуществлялся должный контроль за ходом выполнения работ по заключенным государственным контрактам. Оперативная отчетность об освоении средств и выполнении основных объемов работ по объектам предусматриваемыми контрактами своевременно не представлялась и не анализировалась. При этом контрольных проверок за период с 2001 по 2005 год проведено лишь по 20 природоохранным мероприятиям, из 320 планируемых за счет средств краевого бюджета, или 6,2%.

Имели место факты нарушения законодательства, регулирующего отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, нарушения сроков проведения конкурсов и заключения государственных контрактов.

Так, по отдельным мероприятиям конкурсы проводились в мае – июне месяце, в результате исполнители приступали к работе во II полугодии. Это осложняло выполнение работ, которые по оценкам комиссии НТС подлежали доработке и совершенствованию в последующем году. Таким образом, результаты работ своевременно не могли быть достигнуты и соответственно, не были использованы в установленные сроки.

Одними из задач, выполняемых в 2004 – 2005 годах в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности являлись работы по созданию сводных томов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух отдельно по городу Красноярску и городу Ачинску.

На данные мероприятия из краевого бюджета за период с 2004 по 2005 гг. было выделено средств в объеме 12 156,5 тыс. руб.

Выполняемые мероприятия должны были способствовать принятию управленческих решений, направленных на оздоровление городской среды, а также служить базой для определения сроков и оценки эффективности реализации природоохранных мероприятий, быть основой для проведения экологической экспертизы и установления норм лимитов предприятий на выбросы загрязняющих веществ контрольными и надзорными органами.

На момент проверки тома ПДВ не прошли экологическую экспертизу, данные полученные в ходе разработки томов ПДВ, не обновляются, следовательно, теряют свою актуальность. Таким образом, главная цель проделанных мероприятий на сегодняшний день не достигнута. На повестке дня остается открытым вопрос эффективности вложений в размере 12 156,5 тыс. руб. Кроме того, необходимо отметить, что выполнение работ по данной тематике логично было бы реализовывать, в том числе и за счет бюджетов соответствующих муниципальных образований.

По мероприятию «Создание аналитической системы для разработки межмуниципальных программ по обеспечению экологической безопасности края», проводимому в 2004 году ГЦ «Природа», в 2005 году КНИИГиМС, установлено следующее. В данных работах отмечается низкая наполняемость баз данных по основным направлениям состояния экологии окружающей среды. Для управления экологическими проблемами в целом по краю требуется наличие действующих, регулярно пополняемых современных информационных систем по всем направлениям (вода, воздух, отходы и т.д.) Кроме того, существует необходимость формирования и обобщения единого краевого банка экологической информации.

На уровне края законодательно не решен вопрос о более оперативном и менее затратном доступе к информационным ресурсам, которыми владеют отраслевые федеральные структуры.

Лесные пожары, рубки леса, биологические вредители, ветровалы и иные неблагоприятные факторы оказывают негативное воздействие на состояние лесного фонда и соответственно отрицательно влияют на окружающую природную среду. В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, в целях воспроизводства лесов края и планирования перспектив его развития был принят Закон края от 12.07.2000 № 11-856 «О краевой целевой программе лесовосстановления на период 2000-2004 годы».

Основной целью проведения работ по воспроизводству лесов является сохранение и воспроизводство лесов края, как важнейшего природоформирующего компонента окружающей среды и как лесосырьевой базы по обеспечению спроса экономики и населения на древесную и не древесную продукцию.

Объем финансирования из краевого бюджета предусмотренный на выполнение данной программы за период с 2000 по 2004 годы составил 111,4 млн. руб. Фактически, финансирование в 2000 году составило 100% от бюджетных ассигнований, в 2001 – 99,7%, в 2002 – 72,1%, в 2003 – 98,3%, в 2004 – 97,0% соответственно.

Согласно данным агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, представленным по запросу Счетной палаты края следует, что за период реализации программы, лесовосстановительные работы лесхозами края проведены на площади 262,7 тыс.га., при планируемых программой 240,7 тыс.га., или 109,1%. В категорию ценных древесных насаждений переведены молодняки на площади 421,0 тыс. га, что выше планируемых на 16,0 тыс. га, или 103,9%. В целом по краю достигнута нормативная приживаемость лесных культур по всем трем годам учета.

Сравнительный анализ эффективности результатов работ, полученных в ходе выполнения мероприятий программы, свидетельствует о том, что за период с 2001 по 2005 год на территории лесного фонда края был достигнут положительный баланс между объемами рубок и объемами лесовосстановления. Увеличение площадей кедровых лесов за 5 лет составило 33,8 тыс. га, в том числе за счет создаваемых лесных культур кедра 24,7 тыс. га, за счет рубок ухода 9,1 тыс. га.

Наряду с положительными результатами нельзя не отметить тот факт, что за пятилетний период лесные культуры погибли на площади 3,54 тыс. га. Основная причина гибели связана с повреждением их в большей степени лесными пожарами, объем ущерба составил 5,2 млн. руб.

Определить полную экономическую эффективность использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство, и использования результатов по истечении двух лет, не представляется возможным, ввиду того, что многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе длительного периода их роста (50 – 100 лет).

Проверкой целевого и эффективного использования средств, выделенных из краевого бюджета в 2005 году на охрану и функционирование особо охраняемых природных территорий, установлено, что недостаточное внимание уделяется финансированию мероприятий по сохранению биологического разнообразия.

Деятельность КГУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края», на которую возложены функции управления комплексной системой мер по сохранению биологического разнообразия, уникальных и особо ценных объектов животного и растительного мира края, в значительной степени сводилась к обходам и рейдам, ввиду несопоставимости материальных и финансовых возможностей организации с объемом поставленных задач и наличием полномочий.

Утвержденной постановлением администрации Красноярского края от 12.02.1998 № 86-П «Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2005 года» (далее по тексту – Схема), являющейся региональной частью сети особо охраняемых природных территорий (далее по тексту – ООПТ) предполагалось увеличение общей площади ООПТ в крае до 6249,2 тыс. га (с 4,2% до 8,5% от общей площади), путем организации 55 новых ООПТ краевого значения на площади 3119,7 тыс. га.

В рамках реализации Схемы организовано 9 ОППТ краевого значения площадью 729,7 тыс.га. Таким образом, в ходе реализации Схемы, общая площадь ООПТ увеличилась с 4,2% до 5,4%, вместо 8,5%. Программа формирования государственных заказников краевого значения выполнена на 1/3.

В 2001-2005 годах в целях сохранения биологического разнообразия, уникальных и особо ценных объектов животного и растительного мира края, проведены мероприятия по формированию и изданию Красной книги Красноярского края в количестве 2100 экземпляров (животный мир) и 500 экземпляров (растения, грибы). Объем финансирования данного мероприятия за период с 2001-2005 годы составил 2000,0 тыс. руб. Изданные книги и их применение вносят весомый вклад в информирование населения региона, как просветительно-образовательный материал, имеющий социально-экономическую направленность. Вместе с тем, по мнению Счетной палаты края выпуск 500 экземпляров Красной книги (растения, грибы), для всей территории Красноярского края недостаточен.

В 2004-2005 годах за счет средств краевого бюджета выполнялось мероприятие по «Оценке негативного влияния ГЭС Красноярского края на рыбные ресурсы (на примере Красноярской ГЭС) для определения размера ущерба рыбных ресурсов». Сумма оплаты мероприятия за 2 года составила 1070,1 тыс. руб.

Итогом выполненного мероприятия является доказательная база представленная исполнителем работ, по оценке наносимого ущерба рыбным ресурсам конкретным природопользователем, а также предложен перечень обоснованных предложений, направленных на уменьшение ущерба в дальнейшем.

В результате выполненной работы появилась возможность предъявления исков и возмещения ущерба наносимого рыбным запасам.

В соответствии с федеральным законодательством право регулирования таких вопросов принадлежит, как федеральным, так и краевым органам исполнительной власти. В ходе проверки установлено, что как Управлением, так и затем Агентством решений в части дальнейшего использования разработанного и оплаченного мероприятия не осуществлялось. Материалы не направлялись в природоохранные организации для принятия решений в части возмещения нанесенного экологического ущерба и ОАО «Красноярская ГЭС» для применения практических мероприятий по минимизации ущерба в последующем. Выполненная работа не нашла своего отражения в 2005 - 2006 годах, следовательно средства в сумме 1070,1 тыс. руб., использованы неэффективно.

Выводы

1. Сопоставляя масштабы экологической угрозы существующей в крае, на основе данных о загрязнении окружающей среды и росте антропогенной нагрузки на население, с объемами финансовых средств направляемых на предупреждение и ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду за счет всех источников финансирования, необходимо отметить крайне незначительное участие федерального, краевого и местных бюджетов в финансировании расходов на предупреждение и ликвидацию последствий техногенного воздействия на окружающую среду, являющуюся к тому же средой обитания человека.

2. Государственная политика в области природоохранной деятельности в крае реализуется при отсутствии на региональном уровне стратегической концепции, предусматривающей системное решение задач, направленных на улучшение состояния окружающей среды и экологической безопасности, а также отсутствия на краевом уровне целевых программ по направлениям (охрана атмосферного воздуха, совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечения радиационной безопасности населения, повышения уровня экологической культуры населения).

Отсутствие перспективного планирования, системного анализа проводимых природоохранных мероприятий с оценкой их экономической и экологической результативности, а также контроля за целевым и эффективным использованием средств со стороны Управления, Агентства, ЦРПЭП приводит к снижению результативности бюджетных вложений.

3. При небольшом объеме бюджетных инвестиций все актуальнее становится необходимость решения задачи достижения большей эффективности от их вложений. Эффективность и экономность использования бюджетных средств являются одними из принципов организации бюджетной системы, установленными ст.34 Бюджетного кодекса РФ. Это означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.

4. Из-за ограниченного выделения бюджетных средств в 2002 году было прекращено строительство начатых в 2001 году водозаборных, природоохранных сооружений, объектов энергосбережения, резко сократились объемы строительства, реконструкции объектов социальной сферы. Распыление материальных и финансовых ресурсов по многочисленным незавершенным объектам привело к «утяжелению» сумм, необходимых для их завершения.

Из 15 объектов, финансируемых в рамках Мероприятий 2001, главным распорядителем бюджетных средств которых являлось в 2001 году управление капитального строительства администрации края, по состоянию на 01.01.2007 не осуществлен ввод в эксплуатацию 6 объектов, при этом остаток сметной стоимости (в действующих ценах) составляет 144 573,0 тыс. руб., что в 5 раз превышает первоначальную сметную стоимость.

5. Установлено, что недостаточное внимание уделяется финансированию мероприятий по сохранению биологического разнообразия. Выполнение функций по охране и функционированию ООПТ краевого значения осуществляется не в полной мере, ввиду несопоставимости материальных и финансовых возможностей организации с объемом поставленных задач и наличием полномочий.

Деятельность КГУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края», на которую возложены функции управления комплексной системой мер по сохранению биологического разнообразия, уникальных и особо ценных объектов животного и растительного мира края, в значительной степени сводится к обходам и рейдам.

Программа формирования государственных заказников предполагаемая в рамках реализации Схемы выполнена на 23,4%.

6. Неопределенность с полномочиями органов исполнительной власти края, ограничивала возможности администрация края в части принятия решений по реализации конкретных мер направленных на улучшение экологической обстановки в крае. Около 30 % выполненных работ имеют научно-исследовательский характер и информационную направленность, что лишь косвенно влияет на улучшение состояния окружающей среды. Установлено, что из 442 наименований выполненных работ и переданных в краевой фонд отчетных материалов, фактически подлежат использованию не более 70 %.

За период с 2001-2005 годы, проверками проводимыми Счетной палатой края, были установлены факты незаконного расходования средств выделенных на природоохранные мероприятия в сумме 14,9 тыс. рублей, неэффективного использования в размере 104 476,6тыс. рублей, нецелевого в сумме 199,3 тыс. рублей, что составляет 14,7 % от общего объема средств, выделенных из краевого бюджета на природоохранные мероприятия за данный период.

Проверкой отдельных мероприятий в ходе подготовки настоящего заключения установлено, что конечный результат по ряду запланированных мероприятий не достигнут, что привело к неэффективному использованию средств краевого бюджета в 2001-2002 годах в сумме 1000,0 тыс. руб., в 2003-2005 годах в сумме 13 226,5 тыс. руб.

7. Выявленные в ходе проверок нарушения в использовании средств краевого бюджета выделенных на природоохранные мероприятия, свидетельствуют о недостаточном контроле за исполнителями работ со стороны заказчика и главных распорядителей средств (Управления, Агентства и ЦРПЭП). За период с 2001 по 2005 год Управлением, Агентством и ЦРПЭП проведены проверки лишь по 20 природоохранным мероприятиям из 320, что составило 6,2%.

8. В рамках проведения встречных проверок использования результатов работ, по природоохранным мероприятиям, выполняемыми муниципальными образованиями за счет субвенций из краевого бюджета в 2001-2002 годах, был установлен ряд характерных нарушений, выразившихся в следующем:

– в нарушение Постановления Правительства РФ от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» работы по строительству объектов велись параллельно с прохождением государственной экспертизы, либо параллельно с разработкой ПСД;

– из-за отсутствия контроля со стороны органов исполнительной власти края дальнейшее финансирование работ с 2004 года в Березовском районе продолжает осуществляться без разрешительной документации. Кроме того, из-за недостатка финансирования и затянувшейся разработки ПСД строительство перешло в разряд долгостроя, а результат от выполнения данных работ до сих пор не достигнут.

Аналогичная ситуация с затянувшейся разработкой ПСД сложилась в Емельяновском районе. В результате средства краевого бюджета в сумме 500,0 тыс. руб. использованы неэффективно, без достижения требуемого результата;

– при формировании программ и определения мероприятий на последующие годы не проводиться анализ результативности, проводимых ранее мероприятий, в результате начатые объекты остаются не завершенными, при этом в программы включаются новые. Так семье Гордеевых, проживающих в селе Атаманово, в квартире с повышенной концентрацией радона, предусматривалось приобретение жилья еще в 2001 году. Вопрос в настоящее время не решен.

При этом, во вновь принятой Законом края от 08.12.2006 № 20-5450 «О краевой целевой программе «Реализация социально-экологических мероприятий в зоне наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» на период 2007-2009 годы», данное мероприятие не предусматривается.

Заключение рассмотрено коллегией Счетной палаты края (протокол № 4 от 06.02.2007 года.

Постоянной комиссии Законодательного Собрания края по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности предложено рассмотреть заключение Счетной палаты края по результатам проверки эффективности использования результатов работ, полученных в ходе выполнения природоохранных мероприятий за счет средств краевого бюджета в 2001-2005 годах.

Совету администрации края предложено принять меры:

  • по разработке и принятию на краевом уровне стратегической концепции, предусматривающей системное решение задач направленных на улучшение состояния окружающей среды и экологической безопасности в крае;
  • по разработке программ по направлениям (охрана атмосферного воздуха, совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечения радиационной безопасности населения, повышения уровня экологической культуры населения и другие);

– по приобретению жилья семье Гордеевых, проживающей в селе Атаманово, в квартире с повышенной концентрацией радона, переселение которой предусматривалось еще в 2001 году;

  • по решению вопросов связанных со строительством специализированных объектов по размещению, переработке и утилизации опасных отходов, мусороперерабатывающих заводов;
  • по внедрению новых, более эффективных методов экономического стимулирования предприятий к снижению негативного воздействия на окружающую среду, определению на региональном уровне правового статуса платы за загрязнение и иное негативное воздействие на окружающую среду, с точки зрения финансирования природоохранных мероприятий в объемах поступающих средств от данного доходного источника, в рамках краевых целевых программ в сфере экологии. Реализация настоящих предложений позволит также повысить качество администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Департаменту природных ресурсов и лесного комплекса администрации края предложено разработать проект закона края о внесении изменений в краевую целевую программу «Реализация социально-экологических мероприятий в зоне наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» на период 2007-2009 годы», в части предоставления жилья семье Гордеевых, проживающей в селе Атаманово, в квартире с повышенной концентрацией радона.

Агентству природопользования и лесной отрасли администрации края предложено разработать план системных мер направленных на улучшение состояния окружающей природной среды, с учетом недостатков выявленных в ходе подготовки настоящего заключения, с предоставлением соответствующей информации Счетной палате края. В целях эффективного использования средств краевого бюджета выделенных на природоохранные мероприятия, разработать критерии оценки использования результатов выполненных работ, направленных на достижение конечных целей, оказывающих практическое влияние на улучшение состояния окружающей природной среды. Принять меры по обеспечению соответствующего анализа и контроля за ходом выполнения природоохранных мероприятий.

Заключение Счетной палаты края по результатам данной проверки направить для ознакомления в департамент финансов администрации Красноярского края, департамент природных ресурсов и лесного комплекса администрации Красноярского края, агентство строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации края.

Заместитель председателя Счетной палаты края В.С.Астраханцев

СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Krasnoyarsk/activity/bulleteni/Bul2007-1/art4