карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Красноярского края

Общая информация

Историческая справка

Структура и состав

Коллегия

Контакты

Новости

Деятельность

Экспертно-аналитическая

Контрольно-ревизионная

Отчёты

Бюллетени

Публикации в СМИ

Счетная палата Красноярского края подвела итоги проверки Кежемского района

Счетная палата Красноярского края проверила Шарыповский район

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

19.10 Закон Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год". Подробнее

19.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

18.10 План работ СП Владимирской области на IV квартал 2007 года. Подробнее

18.10 Информационные бюллетени КСП Республики Адыгея. Выпуски №6-7. Подробнее

18.10 Обновление раздела КСП Волгоградской городской Думы "Заключения". Подробнее

18.10 План работ СП Рязанской области на 2007 год. Подробнее

Наши партнеры

Методические материалы Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Красноярского края  >>  Деятельность   >>  Бюллетени   >>  Бюллетень №1 за 2007 год Никитина С.К. Заключение по результатам проверки бюджета муниципального образования Ермаковский район за 9 месяцев 2006 года с использованием элементов аудита эффективности Бюллетень №1 за 2007 год Астраханцев В.С. Отчет по результатам проверки эффективности использования результатов работ, полученных в ходе выполнения природоохранных мероприятий за счет средств краевого бюджета в 2001-2005 годах

Маштакова Н.И.Заключение по результатам проверки полноты поступления, целевого и эффективного использования субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях Свердловского района г. Красноярска за 2006 год

 :: СП Красноярского края

версия для печати 

Цель проверки: эффективность финансового управления бюджетными средствами, направленными управлению образования администрации Свердловского района г. Красноярска на обеспечение общедоступного и бесплатного общего образования; достаточность выделяемых средств, необходимых для реализации общеобразовательных программ.

Общие сведения

Согласно Закону РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования (далее по тексту – общего образования), а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ, находится в ведении субъектов РФ.

Необходимо отметить, что нормы федеральных законов «Об образовании» и от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» из расходов субъектов РФ исключают только расходы на содержание зданий и коммунальные расходы, которые отнесены к расходам местных бюджетов.

При этом указанные законы не предусматривают, что расходы, на которые выделяются средства из бюджетов субъектов РФ для реализации основных общеобразовательных программ, должны быть непосредственно связаны с учебным процессом, а также не устанавливают разграничения в оплате труда работников и персонала, работа которого связана с организацией деятельности образовательного учреждения.

Основной задачей модернизации российского образования, определенной Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р, является повышение его доступности, качества и эффективности.

Комплексная среднесрочная программа общего образования на период 2005-2007 годы, определяющая направления деятельности краевой системы образования на ближайшую перспективу, не утверждена администрацией Красноярского края, не утверждены и показатели оценки результатов общего образования, характеризующие доступность и качество.

В 2006 году субвенции бюджетам муниципальных образований края из фонда компенсаций направлялись на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общего образования в общеобразовательных учреждениях края согласно Методике распределения субвенций (приложение 39 к Закону Красноярского края от 06.12.2005 № 16-4147 «О краевом бюджете на 2006 год») (далее по тексту – Методика).

Необходимо отметить, что порядок финансирования общеобразовательных учреждений (далее по тексту – школ) в 2006 году, утвержденный пп. д) п. 1 ст. 18 Закона края «О краевом бюджете на 2006 год» и Методикой, не дает возможность использовать «прозрачный» способ распределения фонда оплаты труда по школам, так как в Методике отсутствует значение нормы педагогической ставки на один класс-комплект соответствующей параллели.

В Методике не учтено также удорожание стоимости педагогической услуги на введение профильного обучения на старшей ступени школы, на обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании, на углубленное изучение отдельных учебных предметов.

Распределение средств субвенции между школами Свердловского РУО г. Красноярска осуществлялось согласно писем главного управления образования администрации города Красноярска (далее по тексту – Управление) от 03.06.2005 № 686 «Рекомендации к расчету фонда оплаты труда работающих в общеобразовательных учреждениях на 2005-2006 учебный год» и от 22.12.2005 № 1437 «О порядке реализации средств субвенции в 2006 году».

Указанные письма Управления дали право районным управлениям образования города и соответственно школам без согласования с агентством образования администрации Красноярского края (далее по тексту – Агентство) применить повышающие коэффициенты значений нормы педагогической ставки для школ с углубленным изучением предметов.

Система образования Свердловского РУО находится в режиме инновационного развития с 1998 года, когда РУО приступило к реализации проекта «Управление образованием в условиях его дифференциации». 38% школ района согласно статусу, присвоенному Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, являются федеральными экспериментальными площадками (далее по тексту – ФЭП), деятельность которых направлена на изменение структуры и содержания общего образования; создание здоровьесохраняющей среды в образовательном учреждении; организацию предпрофильного и профильного обучения; интеграцию отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в условия массового обучения.

1. Информация о состоянии образования в Свердловском районе города Красноярска

Сеть муниципальных общеобразовательных учреждений Свердловского РУО с 2004 года практически не изменилась и в 2006 году состояла из 24 общеобразовательных учреждений.

На момент проверки все 24 школы имеют лицензии на ведение образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам и свидетельства о государственной аккредитации. 25% школ имеют статус лицеев и школ с углубленным изучением предметов.

Как в целом по краю, так и в школах Свердловского района отмечается тенденция уменьшения общего количества учащихся по демографическим причинам. За период с 2004 по 2006 год среднегодовая численность учащихся сократилась на 11,5% (2004 год – 13 134 учащихся), сократилось количество классов-комплектов на 57 (2004 год – 529), снизилась наполняемость классов на 6,5% (2004 год – 24,8 учеников).

В 2006 году в школах Свердловского района обучалось 11 623 учащихся. Сформировано 472 класса-комплекта, наполняемость классов составляет 23,2 человека (норматив 25 человек). 2,6% учащихся школ района являются гражданами и беженцами ближнего и дальнего зарубежья.

 34,8% школ работают в две смены, по состоянию на 01.09.2006 в 8 школах численность учащихся превышает предельную численность учащихся на 0,8 % – 50,3 %. Вместе с тем в 16 школах численность обучающихся составляла от 31,9 % до 96 % от установленной предельной численности учащихся.

Согласно отчетным данным Свердловского РУО результаты качества общего образования района характеризуются следующими показателями.

Успеваемость по школам стабильна с незначительным приростом в 2006 году (на 0,2%) и составляет 99,7%.

Число медалистов количественно уменьшилось по сравнению с 2004 годом на 24 чел. по объективным причинам, вместе с тем качество обучения повысилось на 1,5%.

Удельный вес выпускников 11 классов, получивших более 70 баллов по соответствующему предмету ЕГЭ, составляет 17,8% (на 8,1% выше 2005 года).

Количество второгодников уменьшается (2004г. – 67 чел., 2006г. – 27 чел.), в пропорциональном отношении динамика положительная – в 2006г. 0,2% (2005 год - 0,4%). Удельный вес выпускников 11 классов, не получивших аттестат об образовании в общей численности выпускников 11 классов, практически не изменился и составил 0,008%.

Удельный вес выпускников 11 классов, продолживших обучение в учреждении высшего профессионального образования, стабильно возрастает на 2,4%, и составил в 2006 году 77,2%.

Прием выпускников 9 классов в 10 классы сохраняется постоянный на уровне 64%, но это значительно ниже «порогового» показателя (74%), утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 09.06.2006 № 506 «Об утверждении перечня количественных показателей оценки результатов осуществления функций и задач ведомств для главных распорядителей бюджетных средств».

Свердловским РУО ведется работа по созданию качественной системы дополнительного образования, расширению инновационных и экспериментальных работ в школах. Охват численности учащихся общеобразовательных учреждений дополнительным образованием составляет 62%, что на 2,1% ниже показателя 2005 года. Вместе с тем снижение уровня количества учащихся, занятых в кружках, секциях, студиях образовательных учреждений района, тесно кореллирует со снижением общего количества детей.

Комплексной проверкой (декабрь 2005 года) под председательством заместителя начальника Управления Клюевой Е.Г. положительно оценены итоги деятельности Свердловского РУО, построение эффективной системы управления образованием, подходы к внедрению положений Концепции модернизации образования.

2. Финансовое обеспечение общеобразовательных учреждений

Согласно Решению Красноярского городского Совета от 28.12.2005 № В-161 «О бюджете города на 2006 год» Свердловскому РУО на финансовое обеспечение школ предусмотрены ассигнования в сумме 211 745,0 тыс. руб., в том числе: 46 489,8 тыс. руб. за счет средств городского бюджета; 165 255,2 тыс. руб. за счет субвенции краевого бюджета на финансовое обеспечение основных общеобразовательных программ.

Сводная смета расходов на 2006 год за счет субвенции утверждена начальником Свердловского РУО 30.01.2006 в сумме 165 255,2 тыс. руб., в том числе: 119 071,9 тыс. руб. – на оплату труда; 31 165,7 тыс. руб. – на начисления на оплату труда; 14 986,4 тыс. руб. – на материальное обеспечение учреждений.

Согласно бюджетной росписи на момент проверки объем субвенции на 9 месяцев 2006 года утвержден в сумме 120 392,4 тыс. руб.

За 9 месяцев 2006 года общеобразовательные учреждения профинансированы за счет субвенции в сумме 114 697,1 тыс. руб. (95,3% сметных назначений), в том числе: 107 901,8 тыс. руб. (100,0%) на оплату труда и на начисления на оплату; 6795,3 (54,6%) на материальное обеспечение.

Проверка показала, что дефицит расчетного объема фонда оплаты труда, исчисленного Свердловским РУО в сумме 124 683,3 тыс. руб. по сравнению с объемом фонда оплаты труда, исчисленного по Методике, составлял 13 806,9 тыс. руб. и обусловлен следующими причинами:

  • применен заниженный норматив наполняемости классов (24 человека), соответственно завышено на 19 единиц количество классов-комплектов (501 класс-комплект);
  • завышена норма педставки на один класс-комплект относительно Методики, соответственно завышено количество педагогических ставок, работающих в рамках базисного учебного плана, на 134,1, а также количество административного персонала – на 13,5; учебно-вспомогательного персонала – на 14,4 и обслуживающего персонала – на 73,2;
  • применены средние значения ставок заработной платы, в то время как Методикой предусмотрено применение значений соответствующих разрядов краевой тарифной сетки (далее по тексту – КТС) и доли педагогического состава, работающего в рамках базисного учебного плана и тарифицирующегося по соответствующим разрядам КТС.

Расчетная потребность в средствах на оплату труда, исчисленная Свердловским РУО по тарификации и на основании утвержденных штатных расписаний школ по состоянию на 01.09.2005 в сумме 126 733,6 тыс. руб., превышает изначально выделенную сумму субвенции на 7661,7 тыс. руб. по причине:

  • содержания 80,5 должностей, не предусмотренных Методикой, или содержания должностей сверх установленных норм в школах с целевыми и индивидуальными программами образования в рамках инновационной деятельности ФЭП (педагоги дополнительного образования, методисты, программисты, медицинские работники, руководители структурных подразделений, заместители руководителей школ);
  • содержания 85,7 педагогических ставок в связи с превышением нормы педагогической ставки на 1 класс-комплект за счет введения в учебные планы школ предметов для профильной подготовки в рамках школьного компонента.

В соответствии с Положением об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования, утвержденным приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования», при присвоении статуса ФЭП образовательным организациям органы управления образованием субъектов РФ и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут оказывать содействие деятельности ФЭП, создавать условия, необходимые для реализации ими экспериментальных проектов.

Однако данное Положение законодательно на уровне края не закреплено, не разработан порядок и не определен источник финансирования опытно-экспериментальной деятельности школ Свердловского РУО.

Таким образом, в 2006 году изначально фонд оплаты труда для школ Свердловского РУО, был завышен на 8195,5 тыс. руб. по сравнению с объемом средств, исчисленных по Методике. Кроме того, в течение года Свердловскому РУО выделено дополнительно из краевого бюджета на оплату труда 8868,6 тыс. руб.

В результате, объем средств субвенции в части фонда оплаты труда, выделенный школам Свердловского РУО в 2006 году под фактические расходы исходя из утвержденных учебных планов и утвержденных штатных расписаний, превышает объем субвенции, исчисленный согласно Методике, на 17 064,1 тыс. руб.

Объем средств на материальное обеспечение школ выделен Управлением для школ Свердловского РУО исходя из предварительной численности учащихся и нормы расходов на одного учащегося 1260,0 руб., в том числе для вечерней и малокомплектных школ с численностью учащихся менее 275 чел. При этом обосновывающие расчеты к сметам на материальное обеспечение школ отсутствуют и представляют собой лишь направления использования субвенции по кодам экономической классификации.

Согласно отчету Свердловского РУО об исполнении бюджета за 9 месяцев 2006 года субвенция израсходована на 97,9% от финансирования, или в сумме 112 246,7 тыс. руб.

Расходы на оплату труда за 9 месяцев 2006 года составили 105 688,2 тыс. руб., или 97,9% от сметных назначений. Неполное использование субвенции в сумме 2181,8 тыс. руб. на оплату труда и на начисления на оплату обусловлено поздним зачислением средств департаментом финансов администрации города на счет Свердловского РУО (в последний рабочий день сентября). По итогам года средства освоены в полном объеме.

Расходы на материальное обеспечение школ за 9 месяцев 2006 года составили 6558,6 тыс. руб., или 52,7% от назначений, предусмотренных бюджетной росписью на 9 месяцев 2006 года (12 454,0 тыс. руб.).

Расходы на обеспечение общеобразовательной деятельности в расчете на 1 учащегося за счет средств субвенции за 9 месяцев 2006 года составили 9 657 руб., за 2006 год – 15 088 руб., что на 26.1% выше 2005 года.

В 2006 году оплата труда работников школ Свердловского района осуществлялась в соответствии с Положением о порядке исчисления заработной платы работников муниципальных образовательных учреждений города Красноярска и Положением о размерах и условиях оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, утвержденными Постановлением администрации города Красноярска от 30.12.2004 № 598 «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Красноярска».

Среднемесячная заработная плата педагогических работников школ Свердловского района в отчетном периоде составила 7 135 руб. По сравнению с 2005 годом средняя зарплата в 2006 году возросла на 36,2%.

Премирование работников школ в течение 2006 года осуществлялось: до 31.08.2006 – в соответствии с Положением о порядке расходования надтарифного фонда образовательных учреждений Свердловского района, утвержденным начальником Свердловского РУО и согласованным с председателем районного комитета профсоюзов работников образования и Советом директоров (протокол заседания от 31.08.2001); с 31.08.2006 – в соответствии с положениями о порядке, условиях и размере стимулирующих надбавок и доплат работникам муниципального общеобразовательного учреждения, утвержденными директорами школ по согласованию с начальником Свердловского РУО и председателями профсоюзных организаций школ.

Положение о порядке расходования надтарифного фонда образовательных учреждений Свердловского района противоречит пункту 2.8. Положения о порядке исчисления заработной платы работников муниципальных образовательных учреждений города Красноярска, а также пунктам 7.2 и 8.2. Положения о размерах и условиях оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, утвержденных постановлением администрации города Красноярска от 30.12.2004 № 598, в части создания фонда начальника Свердловского РУО и его использования для премирования руководителей и работников школ по приказам начальника Свердловского РУО.

За 9 месяцев 2006 года размер надтарифного фонда по школам Свердловского района составил в среднем 23,4%, за 2006 год – 24,9% (при планируемом размере 25%). В 2005 году размер надтарифного фонда по школам составлял в среднем 24,3%.

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде 2006 года средства надтарифного фонда школ в фонд начальника Свердловского РУО не перечислялись, вместе с тем в нарушение постановления администрации города Красноярска от 30.12.2004 № 598 имело место:

  • премирование руководителей школ на основании приказов начальника Свердловского РУО на сумму 353,9 тыс. руб., или 35,4% от начисленной суммы поощрения руководителей школ;
  • премирование работников школ района на основании приказов начальника Свердловского РУО на сумму 486,6 тыс. руб.

Согласно информации Свердловского РУО за 9 месяцев 2006 года средства фонда материального обеспечения школ израсходованы в сумме 6558,6 тыс. руб., или 52,7% от объема финансирования за 9 месяцев. Низкий процент освоения средств обусловлен поздним проведением конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Средства направлены на:

  • 511,5 тыс. руб. (7,8% от общей суммы исполнения) на повышение квалификации педагогов 12 школ района, из них около 49% (249,5 тыс. руб.) указанных расходов произведены МОУ «Лицей № 9»;
  • 345,9 тыс. руб. (5,3%) на подписку и приобретение периодических изданий, а также приобретение методических пособий;
  • 225,0 тыс. руб. (3,4%) на проведение культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, из них 58,4% (131,4 тыс. руб.) израсходованы МОУ «Лицей № 9»;
  • 764,6 тыс. руб. (11,7%) на приобретение учебного оборудования для кабинетов и лабораторий, аппаратуры, приборов для учебной цели;
  • 359,5 тыс. руб. (5,5%) на приобретение наглядных (звуковых) пособий, учебные расходы на приобретение пособий, материалов и предметов инвентаря для учебных и лабораторных занятий;
  • 161,1 тыс. руб. (2,5%) на приобретение мебели для учебных целей;
  • 1189,9 тыс. руб. (18,1%) на приобретение хозяйственных товаров и строительных материалов.

В ходе проверки установлено, что в сметах общеобразовательных учреждений за счет субвенции запланированы расходы, не предусмотренные структурой субвенции, на охрану (тревожная кнопка) в сумме 586,7 тыс. руб. Нецелевые расходы в сумме 173,5 тыс. руб., произведенные за оказанные услуги за 11 месяцев 2006 года, в ходе проверки восстановлены школам в полном объеме.

В 2006 году приобретение бытовой техники, спортивных товаров и мебели для школ Свердловского района осуществлялось на основе муниципальных контрактов. Конкурсы на право заключения муниципальных контрактов на поставку вышеперечисленных товаров для Свердловского РУО проводились администрацией г. Красноярска в июне 2006 года. Оплата за поставки осуществлялась Свердловским РУО в соответствии с условиями контрактов – по факту поставки товара.

Проверить соблюдение поставщиками сроков поставки по контрактам на сумму 2 698,3 тыс. руб. не представляется возможным, так как в заявках не указаны даты их представления. По условиям контрактов срок поставки товара составляет 30 дней с момента поступления заявки учреждения. За 10 месяцев 2006 года контракты выполнены на 89,2%, или на сумму 2 406,9 тыс. руб.

Выделяемых средств на подписку периодических изданий, наглядных и звуковых пособий в фонды школьных библиотек недостаточно. Приобретение энциклопедической и справочной литературы для библиотек школ производится в основном за счет спонсорских средств.

Культурно-массовые и физкультурно-спортивные мероприятия проводятся в школах Свердловского РУО согласно планам работы, утвержденным начальником Свердловского РУО.

За 9 месяцев 2006 года расходы на проведение культурно-массовых мероприятий составили 176,9 тыс. руб. (за 2004 год – 122,3 тыс. руб., за 2005 год – 541,3 тыс. руб.), расходы на проведение физкультурно-спортивных мероприятий составили 40,3 тыс. руб. (за 2004 год – 20,9 тыс. руб., за 2005 год –96,8 тыс. руб.)

Выборочной проверкой использования средств субвенций, выделенных на проведение мероприятий МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42», установлено, что произведенные расходы соответствуют обоснованиям к сметам расходов. Вместе с тем акты приема-передачи выполненных услуг по 3-м из 5-ти проверенных договоров составлены формально и подписаны руководителем школы задолго до проведенного мероприятия. Таким образом, по выявленным случаям совершено расходование средств на сумму 35,0 тыс. руб. без надлежаще составленных документов.

Всего на материальное обеспечение школ в 2006 году израсходовано 14 172,1 тыс. руб., что в расчете на одного учащегося составило в среднем за год 1219 руб., или на 7% выше расходов 2005 года.

Следовательно, увеличение расходов субвенции на общее образование обусловлено исключительно ростом расходов на материальное обеспечение школ в связи с ростом индекса потребительских цен (плановый индекс-дефлятор 7,8%).

Фонд материального обеспечения по просьбе Свердловского РУО в конце 2006 года уменьшен на сумму 738,2 тыс. руб., в том числе: 445,0 тыс. руб. – в связи с сокращением численности учащихся; 119,7 тыс. руб. – неиспользованная экономия по результатам конкурсов; 173,5 тыс. руб. – в связи с восстановлением в конце года средств, использованных в школах не по целевому назначению на охрану.

3. Эффективность использования средств субвенции на реализацию кадровой политики

Развитие образования невозможно без повышения престижа учителя, как главного фактора прогрессивных процессов в сфере образования. Анализ кадрового потенциала в Свердловском РУО показал, что общая численность педагогических работников имеет тенденцию к уменьшению. В школах Свердловского РУО работает 952 педагогических работника, или на 81 педработника меньше по сравнению с 2004 г., что обусловлено сокращением количества обучающихся. Укомплектованность педагогическими кадрами по району составила 99,5%. На одного учителя приходится 11,8 учащихся (по городу – 11,6).

Происходит омоложение педагогических кадров: на 5,6% увеличилось количество молодых специалистов со стажем до 5 лет и уменьшается количество педработников, имеющих стаж свыше 20 лет. Процент работников пенсионного возраста в районе в динамике за 3 года изменился с 17% до 12,3%.

Образовательный уровень специалистов с высшим образованием имеет положительную динамику, уменьшается количество специалистов с неполным высшим образованием с 4% до 1,8%. Увеличивается удельный вес работников с высшей квалификационной категорией, количество работников, имеющих аттестационную категорию, составляет 82,4%, что является показателем профессионализма, влияющим на повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

К числу наиболее важных направлений в расходовании средств субвенций в период модернизации российского образования относится повышение квалификации учителей школ. Начиная с 2004 года, ежегодно в Свердловском районе повышали квалификацию до 40% педагогических работников. Курсовую переподготовку преподавательских кадров осуществляли как в крае, так и за пределами края.

Расходы школ Свердловского РУО на повышение квалификации кадров за 9 месяцев 2006 года составили 511,5 тыс. руб. (в 2004 г. – 633,1 тыс. руб., 2005г. – 976,0 тыс. руб.). Учитывая показатели доступности и качества общего образования Свердловского РУО, изложенные выше, можно сделать вывод об эффективном использовании средств на послевузовское образование учителей.

4. Укрепление материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса

За период с 2004 года в структуру субвенции на обеспечение образовательной деятельности внесены дополнения, что дает возможность школам пополнить основные фонды учебным оборудованием для кабинетов и лабораторий, аппаратурой и приборами для учебных целей, физкультурно-спортивным оборудованием и мебелью для учебных целей, обновление и пополнение которых не производилось в течение длительного времени.

За 2005 год приобретено основных средств на общую сумму 6 290,1 тыс. руб., за 9 месяцев 2006 года – на сумму 1738,8 тыс. руб., из них: физкультурного оборудования – 25,0 тыс. руб.; мебели для учебных целей – 161,1 тыс. руб.; противопожарного оборудования – 37,5 тыс. руб.; учебного оборудования для кабинетов и лабораторий, аппаратуры, приборов, машин для учебных целей – 764,6 тыс. руб.; наглядных и звуковых пособий – 59,0 тыс. руб. и др.

Ежегодно, перед началом учебного года, комиссионно определяется готовность школ к учебному году, и оценивается уровень оснащения школ. Оценка оснащенности проводится исходя из Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанных Министерством образования РФ (далее по тексту – Требования). Требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений и уровню их финансирования. Однако выборочной проверкой установлено, что оценка уровня оснащения кабинетов, лабораторий, учебных классов отдельных школ определялась с позиции оптимальных рекомендаций к материально-техническому оснащению учебного процесса.

Так, например, несмотря на то, что кабинет химии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» укомплектован специализированной мебелью, шкафами вытяжными, шкафами для хранения оборудования и литературы, справочными таблицами, различными видами пособий, натуральными объектами, уровень оснащения принят 40 % по причине отсутствия мультимедийных пособий.

Аналогично произведена оценка уровня оснащения спортивных залов. Так, уровень оснащения образовательного процесса по физической культуре в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» определен 20% при наличии оснащенных типовым оборудованием двух физкультурных залов, зала для занятий ЛФК, зала для занятий фитнесом и тренажерного зала. Низкий процент оснащения определен из-за отсутствия нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности, компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.

Выводы

1. Основной задачей модернизации российского образования, определенной Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р, является повышение его доступности, качества и эффективности.

Комплексная среднесрочная программа общего образования на период 2005-2007 годы, определяющая направления деятельности краевой системы образования на ближайшую перспективу, не утверждена администрацией Красноярского края, не утверждены и показатели оценки результатов общего образования, характеризующие доступность и качество.

2. В 2006 году субвенции бюджетам муниципальных образований края из фонда компенсаций направлялись на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в школах края в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, согласно Методике (приложение 39 к Закону Красноярского края «О краевом бюджете на 2006 год»).

Порядок финансирования общеобразовательных учреждений в 2006 году, утвержденный Законом края «О краевом бюджете на 2006 год» и Методикой, не дает возможность обеспечить «прозрачный» способ распределения фонда оплаты труда по школам, так как в Методике отсутствует значение нормы педагогической ставки на один класс-комплект соответствующей параллели.

В Методике не учтено также удорожание стоимости педагогической услуги на введение профильного обучения на старшей ступени школы, на обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании, на углубленное изучение отдельных учебных предметов.

3. Распределение средств субвенции между школами Свердловского района города Красноярска осуществлялось согласно письмам Управления «Рекомендации к расчету фонда оплаты труда работающих в общеобразовательных учреждениях на 2005-2006 учебный год» и «О порядке реализации средств субвенции в 2006 году».

Указанными письмами Управления дано право районным управлениям образования города и соответственно школам без согласования с Агентством применить повышающие коэффициенты значений нормы педагогической ставки для школ с углубленным изучением предметов, тем самым были завышены расходы субвенции.

4. Система образования Свердловского РУО находится в режиме инновационного развития с 1998 года, 38% школ района являются согласно статусу, присвоенному Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, ФЭП. Это предполагает расширение инновационных и экспериментальных работ в школах, введение дополнительной численности педагогов и других должностей.

В соответствии с Положением об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования, утвержденным приказом Минобразования РФ «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования» при присвоении статуса ФЭП образовательным организациям органы управления образованием субъектов РФ и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут оказывать содействие деятельности ФЭП, создавать условия, необходимые для реализации ими экспериментальных проектов.

Однако данное Положение законодательно на уровне края не закреплено, не определен порядок и источник финансирования опытно-экспериментальной деятельности школ Свердловского РУО. Вместе с тем финансирование деятельности ФЭП в 2006 году осуществлялось из фонда компенсаций краевого бюджета.

Таким образом, в 2006 году изначально фонд оплаты труда для школ Свердловского РУО, был завышен на 8195,5 тыс. руб. по сравнению с объемом средств, исчисленных по Методике.

Кроме того, в течение года Свердловскому РУО под фактические расходы выделены дополнительные средства из краевого бюджета на оплату труда в сумме 8868,6 тыс. руб.

В результате, объем средств субвенции в части фонда оплаты труда, выделенный департаментом финансов администрации края по согласованию с Агентством школам Свердловского РУО в 2006 году под фактические расходы исходя из утвержденных учебных планов и утвержденных штатных расписаний, превышает объем субвенции, исчисленный согласно Методике, на 17 064,1 тыс. руб., с учетом начислений на оплату труда – на 21 534,9 тыс. руб., что является незаконными расходами средств краевого бюджета.

5. Утвержденная структура субвенций бюджетам муниципальных образований на 2006 год на обеспечение общеобразовательной деятельности школ края не включает часть расходов на услуги по содержанию имущества (например, не предусмотрены расходы на ремонт и техническое обслуживание локальных сетей), в то время как нормы федеральных законов «Об образовании» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» из расходов субъектов РФ исключают только расходы на содержание зданий и коммунальные расходы, которые отнесены к расходам местных бюджетов.

При этом указанные законы не предусматривают, что расходы, на которые выделяются средства из бюджетов субъекта РФ для реализации основных общеобразовательных программ, должны быть непосредственно связаны с учебным процессом.

Нормы вышеуказанных федеральных законов также не устанавливают разграничения в оплате труда работников и персонала, работа которого связана с организацией деятельности образовательного учреждения, в то время как Методика ограничена перечнем должностей дополнительного образования, не учтены отдельные должности, функции которых направлены на создание всех необходимых условий, для получения учащимися общего образования.

6. Среднемесячная заработная плата педагогических работников школ Свердловского района в 2006 году составила 7 135 руб. По сравнению с 2005 годом средняя зарплата в 2006 году возросла на 36,2%.

Размер надтарифного фонда по школам Свердловского района составил за 2006 год – 24,9% (при планируемом размере 25%). В 2005 году размер надтарифного фонда составлял в среднем 24,3%.

7. Расходы на обеспечение общеобразовательной деятельности в расчете на 1 учащегося за счет средств субвенции в 2006 году составили 15 088 руб., что на 26.1 % выше 2005 года.

Расходы на материальное обеспечение школ в расчете на одного учащегося составили в среднем за год 1219 руб., что на 7% выше расходов 2005 года.

Следовательно, увеличение средств субвенции на материальное обеспечение школ обусловлено только ростом расходов в связи с ростом индекса потребительских цен (плановый индекс-дефлятор 7,8%).

Вместе с тем по просьбе Свердловского РУО ассигнования на материальное обеспечение школ в конце 2006 года уменьшены на сумму 738,2 тыс. руб., из них: 445,0 тыс. руб. – в связи с сокращением численности учащихся на начало учебного года (2006-2007г.); 119,7 тыс. руб. – экономия по результатам конкурсов; 173,5 тыс. руб. – использованные в школах не по целевому назначению на охрану и восстановленные в конце года.

8. Начиная с 2004 года ежегодно в Свердловском районе повышают квалификацию до 40% педагогических работников. Общий уровень укомплектованности штатов образовательных учреждений педагогическими кадрами по району составил 99,5%. На одного учителя приходится 11,8 учащихся (по городу – 11,6). Увеличивается удельный вес работников с высшей квалификационной категорией, количество работников, имеющих аттестационную категорию составляет 82,4%, что является показателем профессионализма, влияющим на качество предоставляемых образовательных услуг.

9. Комплексной проверкой Свердловского РУО (декабрь 2005 года) под председательством заместителя начальника Управления Клюевой Е.Г. положительно оценены итоги деятельности Свердловского РУО, построение эффективной системы управления образованием, подходы к внедрению положений Концепции модернизации образования. Это подтверждается показателями качества общего образования Свердловского района города Красноярска за 2005-2006 учебный год.

Предложения

Законодательному Собранию Красноярского края:

Рассмотреть вопрос законодательного закрепления порядка и источников финансирования опытно-экспериментальной деятельности общеобразовательных учреждений.

Департаменту образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярского края:

  1. Определить краевую государственную политику инновационной деятельности общеобразовательных учреждений края в рамках федеральных экспериментальных площадок.
  2. Определить порядок и источники финансирования опытно-экспериментальной деятельности общеобразовательных учреждений, которым присвоен статус федеральных экспериментальных площадок.
  3. Учитывая судебную практику по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотреть вопрос о целесообразности введения ограничений в структуру субвенции на обеспечение общеобразовательной деятельности муниципальных учреждений, в части фонда материального обеспечения, сверх норм федеральных законов от 10.07.1992 № 3266-1 и от 6.10.1999 № 184, которые исключают из расходов субъектов РФ только расходы на содержание зданий и коммунальные расходы.
  4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Методику в части расчета нормы педагогической ставки на один класс-комплект на обеспечение общеобразовательных учреждений средствами, необходимыми для реализации основных общеобразовательных программ, с учетом перехода общеобразовательных учреждений на базисный учебный план 2004 года и особенностей формирования школьного компонента учебных планов школ.
  5. Разработать порядок определения нормативов бюджетного финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений, дающий возможность объективного и «прозрачного» способа распределения полученных муниципальными образованиями средств субвенций по общеобразовательным учреждениям.

Департаменту финансов администрации Красноярского края:

Учесть замечания, отмеченные в заключении Счетной палаты края, при уточнении субвенций бюджетам муниципальных образований в 2007 году, выделяемых из фонда компенсаций краевого бюджета на обеспечение общеобразовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений края.

Агентству образования администрации Красноярского края:

  1. Рассмотреть заключение Счетной палаты края по результатам проверки и выработать комплекс мероприятий, направленных на устранение отмеченных недостатков и нарушений.
  2. Принять меры по внесению изменений и дополнений в расчет субвенций из фонда компенсаций на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования на 2007 год.
  3. Во взаимодействии с департаментом образования, науки, культуры и спорта администрации края принять меры по разработке порядка финансирования инновационной деятельности общеобразовательных учреждений края в рамках федеральных экспериментальных площадок, а также порядка определения нормативов бюджетного финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений, дающего возможность объективного и «прозрачного» способа распределения полученных муниципальными образованиями средств субвенций по общеобразовательным учреждениям.

Главному управлению образования администрации города Красноярска:

  1. Принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Красноярска.
  2. Реализовать меры по повышению эффективности использования средств фонда материального обеспечения общеобразовательных учреждений, в том числе посредством своевременного проведения конкурсных торгов на закупку товаров, работ, услуг; использования экономии средств, сложившейся по результатам конкурсов, на нужды общеобразовательных учреждений; недопущению нецелевого использования средств субвенции.

Направить для ознакомления заключение Счетной палаты края Совету администрации Красноярского края и управлению образования администрации Свердловского района города Красноярска.

Аудитор Счетной палаты края Н.И.Маштакова

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: