карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Красноярского края

Общая информация

Историческая справка

Структура и состав

Коллегия

Контакты

Новости

Деятельность

Экспертно-аналитическая

Контрольно-ревизионная

Отчёты

Бюллетени

Публикации в СМИ

Счетная палата Красноярского края подвела итоги проверки Кежемского района

Счетная палата Красноярского края проверила Шарыповский район

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

16.10 Счетная палата Оренбургской области. Подробнее

10.10 Заключение контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края на проект закона Приморского края "О краевом бюджете на 2007 год". Подробнее

09.10 "Кому выгодно неэффективное использование средств, предназначенных для оздоровления "Цветов жизни"? Подробнее

03.10 Закон Ставропольского края "О Счетной палате Ставропольского края". Подробнее

02.10 Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Тверской области. Подробнее

Предложение

«Контроль, анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов»

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

С 12.08.05г. проводится опрос сотрудников контрольно-счётных органов - пользователей сайта.

Цель опроса - оптимизация представления информационных материалов на сайте, разработка новых сервисов.

Предлагаем всем заинтересованным лицам заполнить анкету

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Красноярского края  >>  Деятельность   >>  Бюллетени   >>  Бюллетень №4 2005 года. Отчет по результатам проверки содержания, управления и законности использования имущества гостиничного комплекса “Сосна”. Бюллетень №4 2005 года. Отчет по результатам проверки законности и целевого использования средств краевого бюджета, выделенных Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Красноярского края на мероприятия по гражданской обороне в 2004 году и 1 полугодии 2005 года

Заключение по результатам проверки формирования налоговой базы, поступления и влияния на доходы бюджетов муниципальных образований единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

 :: Аудитор Т. П. Семенова

версия для печати 

На основании поручения Законодательного Собрания Красноярского края от 26.01.2005 № 145и-ЗС, плана работы Счетной палаты края на 2005 год аудиторским направлением по контролю за формированием и исполнением доходов краевого бюджета, налогового законодательства и налоговой политики проведена проверка формирования налогооблагаемой базы, поступления и влияния на бюджеты муниципальных образований единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за 2003-2004 годы, 6 месяцев 2005 года.

Общие сведения

К числу приоритетных направлений экономической политики в крае относится развитие малого бизнеса, что для экономики “сырьевого” Красноярского края крайне актуально и призвано снизить безработицу, улучшить условия жизни населения, и тем самым увеличить доходную часть бюджета..

Как показывают статистические данные (Статистические бюллетени №10-21 “Основные показатели деятельности малых организаций края” за 2003, 2004, 1 квартал 2005 года) деятельность организаций малого бизнеса (без учета индивидуальных предпринимателей) в крае за последние годы характеризуется некоторым ростом. Так в 2004 году по сравнению с предыдущим годом на 2% выросло количество организаций, увеличились по сравнению с уровнем 2003 к 2002 году темпы роста:

среднемесячной заработной платы в расчете на одного работника с 17 до 42%;

выручки от реализации товаров, продукции, работ (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) с 18 до 37%;

оборота розничной торговли организаций малого бизнеса с 10 до 11%.

увеличить

Удельный вес замещенных рабочих мест в организациях малого бизнеса в среднегодовой численности занятых в экономике в 2004 году по сравнению с уровнем 2002 года вырос с 7 до 10 процентов.

Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника малых организаций по итогам 2004 года составила 52% к уровню среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в экономике, тогда как в 2002 году это соотношение было равно 45, а в 2003 году – 44 процентам.

По итогам 1 полугодия 2005 года количество замещенных рабочих мест в организациях малого бизнеса к показателю за аналогичный период прошлого года увеличилось на 8,2%, среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника выросла на 12,4%, темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг составил 33,9%.

Доля малого бизнеса в ВРП края по итогам 2004 года, рассчитанная исходя из выпуска товаров и услуг в фактических ценах (без НДС и акциза) по всем видам деятельности организаций малого бизнеса сложилась на уровне чуть ниже 7%. Из числа экономически активного населения края за 2004 год в организациях малого бизнеса (без учета индивидуальных предпринимателей) занято около 7%.

Справочно: В большинстве европейских стран малое предпринимательство обеспечивает до 50-60% ВВП, а количество предприятий малого бизнеса превышает 70-80% от общего числа действующих предприятий. Кроме того, в этом секторе экономики, как правило, работает до двух третей трудоспособного населения.

Проанализировав данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю можно отметить, что по состоянию на 01.01.05 на 1000 человек населения края приходится 3,9 малых предприятия, что более чем в полтора раза ниже средних значений по России.

Отраслевая структура малого бизнеса края представлена диаграммой.

увеличить

По состоянию на 01.07.05 в крае осуществляло свою деятельность 9819 малых предприятий, из которых наибольший удельный вес приходится на предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей – 42,3%, операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг в данной сфере – 14,4%, обрабатывающие производства – 11,9%, в сфере строительства – 11%, занимающихся сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством –5 ,5% и т.д.

Чтобы малое предпринимательство стало заметным явлением в экономике со стороны органов власти всех уровней делается немало, но и многое еще предстоит сделать.

В целях стимулирования инвестиционных процессов в Красноярском крае Законом края “О краевом бюджете на 2004 год” были предусмотрены средства на субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, привлеченным субъектами малого предпринимательства в сумме 10 млн. руб., перечислено за год – 68,9 тыс. руб. (0,7% от предусмотренного в бюджете). В 2005 году из 20 млн. руб., утвержденных в краевом бюджете на субсидии на возмещение лизинговых платежей и части процентной ставки по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов, на момент проверки направлено 8,2 млн. руб. или 41%.

Единый налог на вмененный доход

В 1998 году в рамках проводимой на федеральном уровне налоговой реформы был введен один из самых спорных налогов – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД), впоследствии значительно измененный при введении с 1 января 2003 года новой главы 26.3 “Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности” Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Прежде всего, этот налог затронул малый бизнес, поскольку именно субъекты малого предпринимательства преимущественно осуществляют те виды деятельности, которые переводятся на уплату вмененного налога.

Перевод на уплату ЕНВД обусловлен рядом обстоятельств, вытекающих из действующего налогового законодательства и негативной практики уплаты налогов отдельными (в основном малыми) хозяйствующими структурами.

Во-первых, действующая система налогообложения громоздка, содержит большое количество налогов с разными объектами налогообложения, что создает сложности в расчетах хозяйствующих субъектов с бюджетом и в осуществлении предпринимательской деятельности.

Во-вторых, существуют некоторые сферы предпринимательской деятельности, в которых учет доходов и контроль за полнотой уплаты налогов затруднен. Это в основном сферы деятельности, применяющие налично-денежные расчеты, например, торговля, оказание услуг населению.

В главе 26.3 НК РФ прописаны общие принципы уплаты ЕНВД, относящегося к специальным налоговым режимам, определены виды деятельности, переводимые на уплату этого налога, даны основные используемые понятия. Этот налог является обязательным, и выбирать: переходить на его уплату или нет, налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в главе 26.3, при условии их введения на уровне субъекта РФ, не могут.

Особенностью и сущностью ЕНВД является определение налоговой базы не по отчетности, а на основе нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, установленной НК РФ, к которой применяются корректирующие коэффициенты. В основу расчета налоговой базы положены не экономические, а физические показатели сферы деятельности организации, такие как количество работников, площадь помещения, количество транспортных средств, количество торговых мест, и т.д.

Базовая доходность, исходя из которой исчисляется налог, устанавливается НК РФ, является единой для всех субъектов РФ и корректировке на уровне субъекта РФ не подлежит.

Данный налог заменяет ряд налогов, подлежащих уплате в случае применения общей системы налогообложения, а именно: налог на прибыль от деятельности, облагаемой ЕНВД (налог на доходы физических лиц в отношении индивидуальных предпринимателей), налоги на имущество, используемого для такой деятельности, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость.

С момента введения главы 26.3 НК РФ она неоднократно уточнялась, вносились изменения и дополнения, в частности вводились новые виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД, увеличивался размер базовой доходности и т. д.

На территории Красноярского края система в виде ЕНВД введена Законом края от 20.11.02 №4-688 “О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Красноярском крае” (с последующими изменениями от 28.05.03, 30.09.04, 12.11.04) по всем видам предпринимательской деятельности, предусмотренным в главе 26.3 НК РФ.

Плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, подлежащие обложению ЕНВД, согласно закона субъекта Российской Федерации.

Наиболее привлекательной для предпринимателей остается непроизводственная сфера, особенно торговля и общественное питание, в которой по данным статистического наблюдения, в 2004 году работало 43,6% всех малых предприятий и 31% от численности работников.

С момента введения данного налога на территории края (декабрь 1999 года) по 01.01.05 количество налогоплательщиков возросло на 10876 единиц, при этом количество налогоплательщиков юридических лиц уменьшилось на 879 единиц, а индивидуальных предпринимателей увеличилось на 11755 единиц.

По состоянию на 01.01.05 из общего числа плательщиков ЕНВД в крае - 11,4% являются организациями и 88,6% - индивидуальными предпринимателями (5028 и 39058 единиц).

В разрезе территорий изменение числа плательщиков данного налога не однозначно, в 31 территории наблюдается рост плательщиков, в остальных 26 -снижение. При этом, в 23 территориях снижение значится от 1 (Балахтинский район) до 69 единиц (Уярский район), в городе Заозерном и Рыбинском районе число плательщиков налога сократилось почти на половину с 749 до 392 (48%), в городе Бородино снижение составило 42% (с 639 до 371 единиц), в г. Енисейске и Енисейском районе сократилось на одну треть с 1190 до 755 единиц.

Максимальный рост числа плательщиков единого налога наблюдается в г. Красноярске, а именно на 1918 единиц или на 12%, в процентном отношении наибольший рост плательщиков ЕНВД в Мотыгинском (46,7%) и Березовском (44,3%) районах. В Пировском районе число плательщиков на 01.01.05 по сравнению с аналогичным периодом 2004 увеличилось в 5 раз.

Исходя из численности населения территорий края на 1 плательщика ЕНВД приходится от 49 человек по г. Назарово и Назаровскому району, до 227 человек по Туруханскому району, при среднем показателе по краю – 57,9 человек.

Значения корректирующего коэффициента К2 в разрезе территорий края

В соответствии с Законом Красноярского края от 20.12.02 № 5-785 представительные органы местного самоуправления краевых городов и районов, в том числе закрытых административно-территориальных образований края наделены полномочиями по установлению коэффициента К2 для расчета единого налога на вмененный доход в соответствии с Законом края от 20.11.02 №4-688 “О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Красноярском крае” (далее – Закон края).

Воспользовавшись предоставленным правом, представительные органы местного самоуправления при установлении значений корректирующего коэффициента К2 для отдельных видов деятельности (столовые общедоступные, розничная торговля детскими товарами, ювелирными изделиями) использовали минимальный предел определенный федеральным законодательством, а именно 0,005 ( в Законе края нижнее значение – 0,06).

Спектр отклонения значений корректирующих коэффициентов от утвержденных краевым законом широк. Анализ значений корректирующих коэффициентов К2 показывает, что в большинстве городов и районах края данные коэффициенты значительно меньше значений, утвержденных Законом края.

Максимальные отклонения в 2004-2005 годах по большинству видов деятельности имеют: в северных территориях - г. Енисейск и Енисейский район; в южной группе районов – Каратузский, Курагинский и Минусинский; на западе края - Боготольский, Назаровский, Новоселовский, Шарыповский районы; на востоке - Саянский, Ирбейский, Абанский и Дзержинский районы.

В ряде городов и районов края на 2005 год по одним видам деятельности значения корректирующих коэффициентов соответствовали значениям, утвержденным Законом края, по другим – были установлены ниже краевого уровня. К таким районам относятся: Ачинский, Балахтинский, Казачинский, Козульский, Партизанский, Пировский, Тюхтетский, Уярский, Канский, Сухобузимский и другие.

В городах Игарка, Лесосибирск и Назарово, в Ермаковском, Краснотуранском, Мотыгинском и Северо-Енисейском районах по ряду видов деятельности корректирующие коэффициенты превышают значения, принятые краевым Законом.

По данным прокуратуры Красноярского края на 30.08.05 в 13 краевых городах и районах края вступили в силу определения Арбитражного суда Красноярского края о признании недействующими аналогичных решений представительных органов местного самоуправления (города: Дивногорск, Заозерный, Минусинск, Шарыпово; районы: Емельяновский, Ермаковский, Казачинский, Краснотуранский, Назаровский, Новоселовский, Саянский, Тюхтетский, Шарыповский). В Манском и Иланском районах произведена добровольная отмена решений, устанавливающих значения корректирующего коэффициента К2.

Отмена решений муниципальных органов власти по установлению корректирующего коэффициента К2 при вступлении с силу решения Арбитражного суда Красноярского края, признавшего передачу полномочий не соответствующей Налоговому Кодексу Российской Федерации, затронет бюджеты практически всех муниципальных образований, в основной массе в сторону увеличения поступлений в доходы местных бюджетов при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Так, на примере, организаций осуществляющих розничную торговлю на территории г. Сосновоборска, Березовского и Емельяновского районов можно сказать, что размер ЕНВД по данному виду деятельности в среднем увеличивается в 2 раза.

Роль ЕНВД в доходах бюджетов территорий

В доходах бюджетов муниципальных образований значимость ЕНВД за рассматриваемый период возрастает. В целом по всем муниципальным образованиям края удельный вес ЕНВД в 2003 году в собственных доходах бюджетов территорий сложился на уровне 0,8%, в налоговых доходах - 0,9%; в 2004 году – 2,3% и 2,7% соответственно (рост в 2,9 раза и 3 раза), по данным 6 месяцев 2005 года удельный вес налога в собственных доходах к удельному весу за 2004 год возрос на 70%, в налоговых доходах в 1,7 раза и составил 3,9% в собственных доходах и 4,7% в налоговых доходах.

В разрезе территорий значимость данного налога в собственных налогах не однозначна. Удельный вес колеблется от 1,1% (Ачинский, Большеулуйский и Рыбинский районы) до 15,7% (Сухобузимский район).

Относительно роли данного налога в налоговых доходах на 01.07.05 ситуация следующая. В Казачинском районе налоговые доходы были пополнены на 27,4% доходами, поступившими от единого налога на вмененный доход, в г. Енисейске на 18,6%. Уровень в диапазоне от 10% до 17,9% отмечается по 25 территориям. В остальных 30 территориях данный показатель варьирует от 9,8 до 1%.

В целом по всем муниципальным образованиям края удельный вес ЕНВД в 2004 году как в собственных доходах, так и в налоговых доходах бюджетов территорий вырос в 3 раза по сравнению с 2003 годом. По данным 6 месяцев 2005 года удельный вес налога в собственных доходах территорий к удельному весу за 2004 год возрос на 70%.

На повышение роли данного налога в доходах местных бюджетов повлияло увеличение нормативов отчислений по данному налогу в бюджеты территорий с 45% до 90%, рост количества налогоплательщиков, также сокращение как в 2004, так и в 2005 годах по сравнению с 2003 годом в 4,5-5 раз по всем территориям края, за исключением четырех территорий, нормативов отчислений по налогу на прибыль. Нормативы отчислений по налогу на доходы физических лиц за этот период также претерпели изменения в сторону уменьшения.

Кроме того, на удельном весе ЕНВД в налоговых доходах сказались результаты налоговой и бюджетной реформы в виде изменения межбюджетных отношений. Так, с 1 января 2005 года в бюджеты муниципальных образований не поступает налог на имущество организаций, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ресурсные платежи, отменены почти все местные налоги.

В муниципальных образованиях, имеющих высокий удельный вес в доходах налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, значимость поступлений по единому налогу на вмененный доход не высокая и наоборот.

Необходимо отметить, что утвержденные решениями многих местных органов власти планы по поступлению ЕНВД были занижены. Так, в 2004 году в 38 из 57 территорий исполнение плана по ЕНВД сложилось на уровне выше 100%, в том числе: г. Лесосибирск – 182%, Б-Улуйский район – 174%, г. Боготол - 170%, Козульский - 146% и т. д. По итогам 1 полугодия 2005 года при среднем уровне исполнения годового плана в размере 42,8% исполнение по 7 территориям составило от 62 до 73%.

Анализ недоимки по ЕНВД

Первоначально ЕНВД задумывался как авансовый платеж, в чем и была заложена целесообразность его введения, однако, в последующем срок уплаты был изменен, в настоящее время налог уплачивается по окончании налогового периода (квартала), что способствовало росту задолженности.

Как показали проверки в территориях недоимка (задолженность) по ЕНВД на 01.01.05 составляла в общих поступлениях данного налога от 5 до 38%.

Форма налоговой отчетности №4-НМ “Отчет о задолженности по налогам и сборам и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации” не предусматривает конкретизации задолженности по налогам со специальным налоговым режимом, а именно задолженность по ЕНВД, единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и единому сельскохозяйственному налогу, отражается общей суммой. Анализ недоимки (задолженности) по 9 территориям показал, что на 01.01.05 снижение сумм недоимки отмечается по одной территории, в текущем году снижение недоимки прослеживается уже по 4 территориям, что является результатом совместной работы органов власти муниципальных образований совместно с налоговыми органами. Как следует из отчета формы 1-НМ за 2004 год в бюджет края недопоступило от начисленных сумм единого налога 29 млн. руб., по состоянию на 01.07.05 - 19 млн. руб.

Cнижение недоимки по ЕНВД является источником пополнения доходной базы бюджетов муниципальных образований.

Соотношение общей системы налогообложения и ЕНВД по группе организаций края

Одним из важных вопросов рассматриваемых при введении ЕНВД, как на территории субъекта Российской Федерации, так и с 2006 года в отдельных муниципальных образованиях края, конечно же, является соотношение налоговой нагрузки при применении обычной системы налогообложения и при введении ЕНВД.

ЕНВД заменяет ряд налогов, подлежащих уплате в случае применения общей системы налогообложения, а именно: налог на прибыль от деятельности, облагаемой ЕНВД (налог на доходы физических лиц в отношении индивидуальных предпринимателей), налог на имущество, используемого для такой деятельности, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость.

Не подлежит замене налог на землю и введение кадастровой оценки земли увеличит доходную часть местных бюджетов по данному налогу и налоговую нагрузку на плательщиков ЕНВД.

Выборочным анализом были охвачены 20 организаций, расположенных на территории 5 районов и городов края (города Красноярск, Дивногорск, Сосновоборск, Емельяновский и Березовский районы). Все рассматриваемые организации занимаются только видами деятельности, подлежащими обложению ЕНВД в следующих сферах: розничная торговля, специализированная розничная торговля, услуги населению, фотоуслуги, ритуальные услуги.

Если рассматривать плательщиков ЕНВД в целом, то при переходе на уплату ЕНВД наблюдается снижение налоговой нагрузки. Но при рассмотрении конкретно каждого плательщика по отдельным из них налоговая нагрузка при переходе на уплату ЕНВД увеличивается. Одной из причин является следующее - если плательщик до перехода на ЕНВД имел собственные основные средства и при переходе на ЕНВД освобожден от уплаты налога на имущество, то для него налоговая нагрузка снижается, но если плательщик до перехода на ЕНВД не платил заменяемые ЕНВД налоги, например НДС, не имел собственного имущества и в настоящее время платит арендную плату, то в этом случае ситуация может быть обратной.

Количество человек, занятых на рассмотренных объектах, варьируется от 1 до 25. Средний объем выручки в пересчете на 1 занятого в организации имеет тенденцию к росту. По итогам 2003 года выручка (розничная торговля в неспециализированных магазинах) от продажи товаров, работ и услуг (за минусом НДС, акциза и т.д.) в пересчете на 1 работника сложилась на уровне 233 тыс. руб. и варьируется по отдельным организациям в диапазоне от 14 до 400 тыс. руб. По итогам 2004 года средний показатель сложился на уровне 360 тыс. руб., а в разрезе организаций варьируется от 22 до 819 тыс. руб.

В среднем по 20 организациям удельный вес заработной платы в общей сумме себестоимости реализованной продукции сложился по 2004 году на уровне 11,6% и увеличился в 1 полугодии 2005 года до 13,6%. В разрезе организаций показатель изменяется от 1,2 до 75%. Наибольший удельный вес приходится на организации оказывающие услуги населению, в том числе предприятиями бытового обслуживания и оказывающими услуги по хранению автотранспортных средств (75-37%).

Следует отметить, что среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника малых организаций по итогам 2004 года составила 52% к уровню среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в экономике, а заработная плата в рассмотренных организациях уплачивающих ЕНВД ниже, чем в среднем в организациях малого бизнеса.

Уровень доходности хозяйственной деятельности рассматриваемых организаций, рассчитанный как коэффициент прибыльности значительно колеблется на отдельные отчетные даты. Самый высокий показатель зафиксирован в размере 28% по 2003 году, 25 процентов по 2004 году и 27 процентов по итогам 1 полугодия текущего года (организация розничной торговли). По двум организациям с приблизительно равными объемами выручки коэффициент прибыльности по итогам 2003 года составил – 3,1 и 4,4%, 2004 года – 5,2 и 4,4%, по итогам 1 полугодия 2005 года – организации “сработали” с убытком.

О вкладе малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в бюджеты разных уровней судить трудно, так как нет четко выраженной системы подсчета финансовых результатов. Не содержат информации о доле в доходах бюджетов городов и районов края от деятельности малого предпринимательства и статистические данные.

Изменение законодательной базы по ЕНВД с 1 января 2006 года

Федеральными законами №95-ФЗ от 29.07.04, №63-ФЗ от 18.06.05, №64-ФЗ от 18.06.05, №101-ФЗ от 21.07.05 установлен целый ряд существенных изменений и дополнений в главу 26.3 НК РФ “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”, а также в главу 26.2 “Упрощенная система налогообложения”, вступающими в силу с 1 января 2006 года Данные изменения окажут существенное влияние на формирование и поступление ЕНВД в 2006 году.

Основные изменения, конечно же, связаны с передачей полномочий по введению ЕНВД с уровня субъекта Российской Федерации на уровень муниципального образования.

Расширяется и пересматривается перечень видов деятельности в отношении которых может быть введен ЕНВД, что увеличит поступление данного налога.

Введение ограничения в размере 50% на суммы выплаченных налогоплательщиками пособий по временной нетрудоспособности также является фактором увеличения поступлений налога.

Другие изменения в основном приведут к сокращению поступлений ЕНВД:

ограничительные меры, установленные нормами федерального и краевого законодательства в области торговли алкогольными напитками и пивом;

применение упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальными предпринимателями, не привлекающими наемных работников, а в настоящее время являющимися плательщиками ЕНВД, приведет к сокращению количества налогоплательщиков (снятие проблемы возможно при не включении в перечень видов деятельности переводимых на уплату патента видов деятельности подлежащих обложению ЕНВД).

Наиболее существенное влияние на поступления данного доходного источника окажет коэффициент К2, учитывающий применение нормы количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности к количеству календарных дней в данном месяце. Отсутствие обязанности по применению контрольно-кассовых аппаратов мелкими плательщиками ЕНВД не позволит осуществить контроль со стороны налоговых органов по правильности отражения фактически отработанных дней при расчете сумм налога, подлежащего уплате за соответствующий период. В этих условиях налогоплательщики будут стремиться к заявлению меньшего количества рабочих дней по сравнению с фактически отработанными и как следствие сумма налога исчисленного к уплате будет “стремиться” к нулевому значению.

Как следует из налоговой политики Российской Федерации с 1 января 2005 года окончательно оформилась структура налоговой системы России. Поэтому главное внимание в ближайшее время должно быть уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах.

Существует проблема, связанная с налоговой отчетностью, что затрудняет, а в отдельных случаях не позволяет провести должный анализ формирования и исполнения ЕНВД.

В частности по отчету формы 5-ЕНВД “Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход”, для эффективности контроля и анализа за ЕНВД целесообразно изменить сроки предоставления отчета, а именно по итогам каждого налогового периода (ежеквартально), а не по полугодию. Кроме того, в данной налоговой отчетности следует предусмотреть отражение налоговой базы по видам деятельности, что позволит производить полный и глубокий анализ.

В форме 1-НМ “Отчет о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации” также не предусмотрена разбивка начисленных и уплаченных сумм по категориям налогоплательщиков, что затрудняет осуществление анализа по ЕНВД.

В настоящее время в форме налогового отчета 2-НК “Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов” не предусмотрено отражение состояния контрольной работы налоговых органов по категориям налогоплательщиков ЕНВД (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Все вышеперечисленные сложности не позволят органам местного самоуправления полно и объективно формировать один из источников собственных доходов бюджета.

Заключение по данной проверке рассмотрено коллегией Счетной палаты Красноярского края (протокол от 25.10.2005 № 14). По результатам проверки предложено:

Законодательному Собранию края

Предложить постоянной комиссии Законодательного Собрания Красноярского края по финансам, бюджету и налоговой политике рассмотреть Заключение Счетной палаты края по результатам проверки формирования налоговой базы, поступления и влияния на доходы бюджетов муниципальных образований единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Совету администрации края

  1. При формировании доходов бюджета края и определении фонда финансовой поддержки муниципальных образований края учесть изменения, вносимые в федеральное законодательство в части ЕНВД, обратив особое внимание на принятые органами местного самоуправления решения по введению данного налога на соответствующей территории.
  2. Рассмотреть возможность обращения в адрес Правительства Российской Федерации с предложениями:

о внесении изменений в формы налоговой отчетности в части введения в интересах субъектов Российской Федерации детализации по уровням бюджетной системы, перечню налогов и сборов, видам деятельности, категориям налогоплательщиков (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям); изменения периодов предоставления отчетности;

о введении нормы об обязательности ведения налогового учета всеми субъектами предпринимательской деятельности, при этом система учета должна быть максимально простой;

о внесении изменения в законодательство по порядку уплаты ЕНВД в виде авансовых платежей до начала налогового периода с выдачей свидетельства об уплате налога.

Заключение направлено для сведения:

  • Главному финансовому управлению администрации Красноярского края;
  • Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам.

Аудитор

Счетной палаты края

Т.П. Семенова

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: , 645-66-53  Факс: