карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Красноярского края

Общая информация

Историческая справка

Структура и состав

Коллегия

Контакты

Новости

Деятельность

Экспертно-аналитическая

Контрольно-ревизионная

Отчёты

Бюллетени

Публикации в СМИ

Счетная палата Красноярского края подвела итоги проверки Кежемского района

Счетная палата Красноярского края проверила Шарыповский район

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

16.10 Счетная палата Оренбургской области. Подробнее

10.10 Заключение контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края на проект закона Приморского края "О краевом бюджете на 2007 год". Подробнее

09.10 "Кому выгодно неэффективное использование средств, предназначенных для оздоровления "Цветов жизни"? Подробнее

03.10 Закон Ставропольского края "О Счетной палате Ставропольского края". Подробнее

02.10 Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Тверской области. Подробнее

Предложение

«Контроль, анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов»

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

С 12.08.05г. проводится опрос сотрудников контрольно-счётных органов - пользователей сайта.

Цель опроса - оптимизация представления информационных материалов на сайте, разработка новых сервисов.

Предлагаем всем заинтересованным лицам заполнить анкету

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Установка пневматической подвески пневмоподвеска ваз сервис подвески.
Главная  >>  Счетная палата Красноярского края  >>  Деятельность   >>  Бюллетени   >>  Бюллетень №4 2005 года. Отчет по результатам проверки законности и целевого использования средств краевого бюджета, выделенных Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Красноярского края на мероприятия по гражданской обороне в 2004 году и 1 полугодии 2005 года Бюллетень №4 2005 года. Отчет по результатам проверки законности и эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных в 2001-2005 годах на развитие системы телевизионного вещания “Енисей”

Отчет по результатам проверки эффективности выдачи разрешений на право пользования месторождениями общераспространенных полезных ископаемых и выполнения условий лицензионных соглашений за 2003-2005 годы

 :: Заместитель председателя председателя Счетной палаты края В. С. Астраханцев

версия для печати 

На основании решения постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Законодательного Собрания края от 24.11.2004 № 74-4, плана работы Счетной палаты края на 2005 год аудиторским направлением по контролю за доходами и расходами краевого бюджета в сфере охраны окружающей природной среды и природных ресурсов проведена проверка и подготовлено заключение по результатам проверки эффективности выдачи разрешений на право пользования месторождениями общераспространенных полезных ископаемых и выполнения условий лицензионных соглашений за 2003-2005 годы.

Анализ состояния и использования минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых в Красноярском крае

Важнейшим фактором в развитии государства и Красноярского края на ближайшую перспективу остается развитие минерально-сырьевого комплекса - базовой сферы экономики.

Минерально-сырьевая база (далее по тексту - МСБ) Красноярского края включает в себя свыше 1300 месторождений и перспективных проявлений более чем на 80 видов полезных ископаемых.

По запасам и добыче многих полезных ископаемых край занимает передовые позиции.

МСБ общераспространенных полезных ископаемых (далее по тексту – ОПИ) в Красноярском крае представлена 758 месторождениями различных видов ОПИ.

В структуре выпуска продукции горнодобывающей промышленности по видам, продукция ОПИ в 2005 году составит около 0,15 %, в 2010 году ожидаются на уровне 0,25%.

ОПИ - природные скопления минералов и горных пород в недрах, физико-химические свойства которых позволяют использовать их для нужд производственно-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, включая производство строительных материалов, создание искусственных оснований, насыпей, плотин и других сооружений, а также подземные воды первого водоносного горизонта, не являющиеся источником централизованного хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения.

Перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространенным на территории Красноярского края, утвержден постановлением администрации Красноярского края от 25.05.1999 № 292-п и дополнен постановлением Совета администрации Красноярского края от 22.04.2002 № 130-п.

Мощная база добычи и производства нерудных строительных материалов в крае была создана в 70-80 годы, в период строительства комплекса промышленных предприятий, когда резко возросли объемы промышленного и гражданского строительства. В это время в среднем в год производилось до 15 млн. куб. м материалов. Под потребности производства проведена геологоразведка месторождений на территории края.

Начиная с 1993 года, объемы промышленного и гражданского строительства в крае упали, практически полностью прекратилось строительство объектов производственного назначения. При значительном снижении масштабов жилищного строительства добыча нерудных строительных материалов сократилась до 4,5 млн. куб. м в год. По данным статистики до 1993 года коэффициент использования мощностей по добыче и переработке нерудных материалов составлял до 0,8. Коэффициент использования мощностей в 2004 году составил 0,5.

Приоритетом в строительной отрасли края в перспективе остается жилищное строительство, с ожидаемым ростом объемов потребления строительных материалов. Согласно информации Управления капитального строительства администрации края ситуация выглядит следующим образом:

Таблица 1

Производство нерудных строительных материалов за период 2002-2005 годов

Наименование Ед. изм. 2002 2003 2004 2005
Нерудные строительные материалы тыс. куб. м 3606 3829 3716 3900

В 2003-2004 годах доходная часть краевого бюджета, формируемая за счет налога на добычу полезных ископаемых (далее по тексту - НДПИ) и регулярных платежей за пользование недрами, составляла 1,9-2,1%, или в денежном выражении 0,7-0,9 млрд. руб. с постоянным годовым приростом на уровне 103-140%. В 2005 году прогнозные поступления в бюджет края по данной статье доходов составят свыше 1,5 млрд. руб., в том числе доля налога на добычу ОПИ ожидается в пределах 0,12 млрд. руб., или 0,3% доходной части бюджета.

В таблице 2 приведены данные о начисленных и поступивших суммах налога на добычу ОПИ в крае за период 2003-2005 годов.

Таблица 2

Начисление и поступление налога на добычу ОПИ во все уровни бюджетной системы РФ за период 2003-2005 годов

Тыс. руб.

Период Начислено к уплате во все уровни бюджета Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы
федерального бюджета консолидированного бюджета субъекта РФ из них: в доходы местных бюджетов
2003 73673 X 63602 63602
2004 114718 X 124783 481
I полугодие 2005 79297 X 77310 151

За период 1998-2004 годы на геологическое изучение недр и развитие МСБ в Красноярском крае из бюджета края суммарно было потрачено 1,8 млрд. руб., за счет чего получен прирост извлекаемых запасов и ресурсов полезных ископаемых потенциальной стоимостью 603,9 млрд. руб. Затраты на развитие минерально-сырьевой базы ОПИ из краевого бюджета не производились.

В процессе анализа и изучения материалов по развитию и использованию МСБ ОПИ в Красноярском крае отмечаются следующие особенности:

– в крае отсутствует комплексный и системный подход к развитию и использованию МСБ ОПИ;

  • отношение к прогнозным исследованиям, поискам и разведкам месторождений ОПИ является второстепенным направлением геологических исследований, в результате чего в крае отсутствует динамика анализирующих и обобщающих работ по данному сектору минерально-сырьевой базы, что не позволяет дать объективную оценку эффективности использования МСБ ОПИ;
  • существующий спрос, сложившийся в крае на ОПИ, предопределил концентрацию геологоразведочных работ преимущественно в южной и центральной частях Красноярского края и вблизи городов и наиболее крупных поселков слабо освоенных территорий Нижнего Приангарья, Таймыра и Эвенкии;

В целях более эффективного использования МСБ ОПИ в Красноярском крае с учетом передачи полномочий по осуществлению лицензирования на предоставление права пользования участками недр, содержащими ОПИ, необходимо принятие краевой целевой программы развития и использования МСБ ОПИ.

Эффективность выдачи разрешений на право пользования участками недр, содержащими месторождения ОПИ

Главная цель политики лицензирования недр - повышение эффективности недропользования путем мониторинга выполнения лицензионных соглашений и разработки рекомендаций по их совершенствованию в направлении повышения экономической ответственности недропользователя перед собственником недр.

Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 “О недрах” (далее по тексту – Закон РФ) определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью, в течение установленного срока, при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Статья 12 Закона РФ регламентирует условия и форму договорных отношений (далее по тексту - лицензионные соглашения) недропользователя, которые закрепляет лицензия, а также возможные дополнения иными условиями, не противоречащими настоящему Закону РФ.

Выдача лицензий на право пользования участками недр, содержащими ОПИ осуществлялась до 01.01.2005 федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ в статью 16 Закона РФ, внесены изменения, согласно которым полномочия по осуществлению лицензирования на предоставление права пользования участками недр, содержащими ОПИ, с 01.01.2005 переданы субъектам Российской Федерации.

По данным территориального фонда информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Красноярскому краю список действующих лицензий на право пользования участками недр, содержащими ОПИ, по утвержденным полезным ископаемым на территории Красноярского края по состоянию на 01.07.2005 составляет 171 лицензия. Запасы по ОПИ на 01.01.2003 действующих лицензий по категории (А+В+С1) оцениваются 604624,3 тыс. куб. м, по категории (С2) 175562,5 тыс. куб.м.

Разведано 10 месторождений, прошедших государственную экспертизу в территориальной комиссии по запасам за период 2003-2004 годы.

От общего количества выданных за 2003-2004 годы лицензий (171), количество изъятых 129, или 75,9 %, в том числе лицензии, досрочно сданных недропользователями по собственной инициативе - 69, за нарушение лицензионных условий - 1, в связи с ликвидацией предприятия - 4, по решениям судов изъятий не было, по истечению срока действия - 55.

В соответствии с Федеральным законом от 22.06.2004 № 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” участником правоотношений при пользовании участками недр, содержащими ОПИ, с 31.08.2004 являются органы исполнительной власти субъектов РФ. В целях исполнения переданных полномочий в крае принят 1 закон и 7 подзаконных актов.

По состоянию на 12.10.2005 управлением природных ресурсов администрации Красноярского края получено 69 заявок на право пользования участками недр, содержащими ОПИ, из которых 52 переданы территориальным агентством по недропользованию по Красноярскому краю. За период с 31.08.2004 по 01.07.2005 выдано 9 лицензий, на стадии согласования в районах находится 15 лицензионных материалов, 2 лицензии подготовлены к выдаче.

При проверке эффективности выдачи лицензий на право пользования участками недр, содержащими ОПИ, использовались следующие критерии оценки:

1. Обеспечение доступности недропользователей к добыче после получения лицензии на право пользования участками недр, содержащими ОПИ.

Недропользователи, получившие лицензии на право пользования участками недр, содержащими ОПИ, не имеют возможности начать его осуществление без определенного пакета документов, разрешающего доступ к участку земли, участку недр, право производства отдельных видов работ, права использования определенных объемов природных ресурсов (лесных, водных и других,) и права на сброс в природную среду ограниченных объемов загрязняющих веществ.

Фактически суммарная продолжительность последовательности согласований разрешительной документации для осуществления недпропользования может превышать 12 месяцев, а иногда затягивается до двух и более лет.

Анализ показывает, что выданные лицензии на право пользования участками недр, содержащими ОПИ, недропользователями использовались в 2003-2004 годах неэффективно. Из выданных за период 2001-2003 годов 106 лицензий на право пользования участками недр, содержащими ОПИ, в 2003 году не осуществляли добычу ОПИ по разному роду причин 37 владельцев лицензий, в 2004 году - 39. Удельный вес недропользователей, осуществляющих добычу ОПИ, в данный период составил 65%.

Сдерживающие факторы (длительный цикл по времени в разработке и составлении документации, прохождении согласований, малое количество предприятий оказывающих услуги по отработке проектной документации и подсчета запасов, рост цен на проведение экспертиз и разработку проектов, оформление и получение ссуд и ряд других), не позволяют недропользователям своевременно оформить и получить разрешительную документацию на право использования ОПИ, своевременно приступить к добыче. Вследствие этого, снижается наполняемость бюджета субъекта Российской Федерации по НДПИ.

Органы исполнительной власти края должны быть заинтересованы в ускорении согласований разрешительной документации и, в конечном итоге, в коммерческом успехе недропользователей поскольку, чем быстрее будет осуществляться добыча, тем больше доходов получит бюджет края, а уменьшение объемов добычи хозяйствующих недропользователей тут же отражается в сокращении налоговых поступлений в бюджетную систему.

2. Рациональное использование запасов полезных ископаемых.

В качестве оценки использовано соотношение производственных мощностей, согласованных объемов работ и фактической добычи ОПИ, а также соблюдение главного условия - недопущение сверхнормативных потерь, выборочной отработки отдельных участков месторождения, которые могут привести к увеличению общих потерь полезного ископаемого в недрах.

Доля добычи и переработки ОПИ от производственных мощностей в среднем по краю составила в 2003 году 40 %, в 2004 году – 50 %. Согласно данным статистики объемы производства нерудных материалов в 2003 году составили 3829,3 тыс. куб. м, в 2004 году - 3716,3 тыс. куб. м, или к уровню 2003 – 97 %, за январь-июнь 2005 года 1907,2 тыс. куб. м, к аналогичному периоду 2004 года это составило 97,7 %. Объемы работ по добыче ОПИ, предварительно согласованные с Ростехнадзором, недропользователями в основном не выполняются и корректируются под фактические данные по результатам года. Потери при добыче и переработке, согласно данным Ростехнадзора в разрезе недропользователей не превышают соотношения, предусмотренные планами работ при согласовании. Проверками установлено, что имеют место факты, когда объемы добычи и потери при добыче и переработке недропользователями не согласовываются, отчетность по форме 5 гр. “Отчетный баланс запасов полезных ископаемых” не представляется, в результате чего невозможно в целом дать оценку рациональности использования ресурсов ОПИ.

3. Эффективность проведения контрольных мероприятий и принятие соответствующих мер.

В период 2003-2005 годов выдана 171 лицензия, по которым силами государственного геологического контроля Росприроднадзора в крае проверено выполнение лицензионных обязательств по 35 лицензиям, или 20,.4 % от выданных за данный период.

По подземным водам первого водоносного горизонта, не являющихся источником централизованного водоснабжения (200 объектов), проверок не производилось.

При ознакомлении с материалами проверок контролирующих органов Росприроднадзора и Ростехнадзора, а также по результатам встречных проверок Счетной палатой края установлено, что на территории края имеют место нарушения законодательства в недропользовании по ОПИ, земельного законодательства при отработке месторождений ОПИ. Некоторые владельцы лицензий осуществляют добычу в отсутствии технических проектов отработки месторождений, технические проекты не проходят государственной экспертизы, объемы работ по добыче не согласовываются уполномоченными органами Ростехнадзора. В отдельных случаях добыча ведется на земельных участках, не отведенных в порядке соответствующем законодательству, платежи за фактическое пользование землей не осуществляются. При реорганизации юридических лиц – пользователей недр, лицензии своевременно не переоформляются. Имеют место факты несвоевременного перечисления НДПИ, а также несоответствия объемов добычи ОПИ, представляемых в налоговых декларациях и государственной статистической отчетности и другие нарушения.

В ходе встречных проверок установлено несвоевременное перечисление НДПИ за период 2003 - 1 полугодие 2005 года в сумме 1282,13 тыс. руб.

Согласно данным Росприроднадзора в результате выявленных нарушений в 2003 году было наложено и взыскано 2 штрафа на общую сумму 7,0 тыс. руб. В 2004 году наложено - 7 штрафов на общую сумму 82,0 тыс. руб., из них взыскано 5 штрафов на сумму 19,0 тыс. руб., или 23,1%. В 2005 году штрафные санкции составили в 18 случаях 178,5 тыс. руб., взыскано 110,0 тыс. руб., процент взысканий составил 61,6 %. Общая сумма недоимок по штрафным санкциям в бюджет составила 131,5 тыс. руб.

Выполнение условий лицензионных соглашений по общераспространенным полезным ископаемым за период 2003-2005 годы

Результаты встречных проверок, проведенных Счетной палатой края, свидетельствуют о том, что некоторые владельцы лицензий нарушают требования законодательства и не выполняют условия, лицензионных соглашений, а именно:

ОАО “КАДС”

  • в нарушение п. 3.3.2 лицензионного соглашения не представлены в Ростехнадзор годовые планы развития горных работ на 2004-2005 годы;
  • в нарушение п. 3.2.6 лицензионного соглашения своевременно не уплачивается НДПИ. Задолженность по состоянию на 01.01.2004 составила 92,7 тыс. руб., на 01.01.2005 - 109,4 тыс. руб.

ООО “ЗКЗ”

– в нарушение ст. 30,31,88 Земельного кодекса РФ, земельный участок используется без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, хозяйственная деятельность осуществляется без разрешающих документов на территории карьера по добыче суглинков;

  • установлено, что ООО “ЗКЗ” была организована добыча глин и суглинков при отсутствии специального государственного разрешения в виде лицензии на право пользования недрами, что является нарушением ст.11 Закона РФ;
  • выявлено, что горные работы ведутся без согласованного плана развития горных работ, горный отвод не зарегистрирован в Ростехнадзоре, не произведена маркшейдерская съемка карьера и контрольный подсчет запасов. Таким образом, нарушены ст.7,ст.22, ст.24 Закона РФ, п.2.1.6-2.1.8 лицензионного соглашения;
  • в течение трех месяцев после получения лицензии КРР №01500 ТЭ (до 15.12.2004) не выполнена исполнительская съемка фактического состояния горных работ на предоставленном лицензией участке недр, что является нарушением п.2.1.1 условий лицензионного соглашения;
  • отработка месторождений начата до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и оформления горноотводного акта, что является нарушением п.2.1.5 условий лицензионного соглашения;
  • в установленном порядке по мере продвижения фронта горных работ права пользования земельными участками, на которые на момент оформления лицензии отсутствовали правоудостоверяющие документы, что является нарушением п.10) части второй ст.22 Закона РФ, п.2.1.10 условий лицензионного соглашения;
  • в нарушение п.2.5.1 лицензионного соглашения договор по участию в социально-экономических программах и их инвестированию не заключен.

На момент проверки Счетной палатой Красноярского края установлено, что практически все нарушения, выявленные ранее, не были устранены, разрешительная документация не получена.

Выявлено расхождение в объемах добытого полезного ископаемого, указанных в налоговых декларациях за 2004 г. и статистической отчетности по форме 5-гр.

МУПЕР “Гранит”

Проверками соблюдения требований Закона РФ и выполнения условий лицензионного соглашения было установлено:

  • в нарушение п.10 части второй ст.22, ст. 23.2 Закона РФ, п.2.1.3 лицензионного соглашения до начала отработки месторождения недропользователь не получил положительное заключение государственной экологической экспертизы на проект разработки месторождения и оформленный в установленном порядке горноотводной акт;
  • в нарушение п. 2.1.5 лицензионного соглашения до начала работ не получено в Центре Госсанэпиднадзора по Красноярскому краю экспертное радиационно-гигиеническое заключение качества песчано - гравийного материала;
  • в нарушение п.10 части второй ст.22 Закона РФ, п.2.1.6 и п.2.1.8 лицензионного соглашения отсутствуют перспективные и годовые планы развития горных работ, согласованные Ростехнадзором, оформленное в установленном порядке право пользования земельным участком.

Органами, представившими лицензию, в адрес недропользователя направлено “Уведомление о нарушениях, допущенных при пользовании недрами, необходимости их устранения и возможном досрочном прекращении права пользования недрами”. Недропользователь не устранил в установленный срок (12.10.2004г.) и на момент проверки все нарушения, указанные в “Уведомлении…”, а именно:

  • продолжил добычные работы на месторождении песчано-гравийного материала Песчанка (участок Северный), не получив положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта, и не оформив (зарегистрировав) горноотводный акт;
  • не получил в Центре Госсанэпиднадзора по Красноярскому краю экспертное радиационно-гигиеническое заключение качества песчано-гравийного материала;
  • не согласовал план развития горных работ на 2005 год в Ростехнадзоре.

На основании всех вышеизложенных фактов нарушений было предложено органам, представившим лицензии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации принять решение об изъятии лицензии.

На момент проверки Счетной палатой Красноярского края было установлено, что раннее выявленные нарушения в 2005 году устранены и разрешительная документация получена.

ООО "ТД “Березовский”

В ходе проверки выявлено нарушение сроков выполнения условий лицензионного соглашения:

  • в нарушение ст.22, ст.23.2 Закона РФ, п.2.1.2 лицензионного соглашения не разработан в срок до 01.09.2004 проект отработки Приняшинского месторождения песчано-гравийного материала;
  • в нарушение ст.22, ст.23.2 Закона РФ, п.2.1.5 лицензионного соглашения в срок до 01.04.2004 не было получено экспертное радиационно-гигиеническое заключение качества песчано-гравийного материала.

ГПКК "Уярское ДРСУ”

За проверяемый период установлено:

  • в связи с реорганизацией 10.06.2003 государственного унитарного дочернего предприятия “Уярское дорожное ремонтно-строительное управление” в форме преобразования в государственное предприятие Красноярского края “Уярское ДРСУ”, раннее выданные лицензии на право пользования недрами были своевременно не переоформлены. В нарушении ст. 17.1 Закона РФ добыча строительного камня производилась без переоформленной лицензии.

В ходе проверки выявлено невыполнение ряда условий лицензионного соглашения:

  • в течение одного месяца после получения лицензии горный отвод не был зарегистрирован в Управлении Енисейского округа Госгортехнадзора России. Нарушены п.10 части второй ст.22, ст.23.2 Закона РФ, п.2.1.3 лицензионного соглашения;
  • не был продлен в Центре Госсанэпиднадзора Красноярского края сертификат радиационно-гигиенического качества строительного камня. Нарушены п.10 части второй ст.22, ст.23.2 Закона РФ, п.2.1.4 лицензионного соглашения;
  • предприятие не имеет согласованных в Ростехнадзоре перспективных и годовых планов развития горных работ. Нарушены п.10 части второй ст.22, ст.23.2 Закона РФ, п.2.1.5 лицензионного соглашения;
  • проектная документация, связанная с отработкой месторождения,на государственную экологическую экспертизу не представлялась. Добычные работы ведутся без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Нарушены п.10 части второй ст.22, ст.23.2 Закона РФ, п.2.2.1 лицензионного соглашения;
  • предприятие не участвует в социально-экономических и инвестиционных мероприятиях на территории Уярского района, что является нарушением п.2.5.1 лицензионного соглашения.

ООО “Кирпичный завод “Песчанка”

Проверкой установлено, что в 2003 году у ООО “Кирпичный завод “Песчанка”:

  • отсутствовала согласованная в установленном порядке проектная документация;
  • не согласован план развития горных работ;
  • не зарегистрирован горный отвод.

На момент проверки Счетной палаты края указанные нарушения устранены.

Однако, в нарушение п.10 ч.2 ст. 22 Закона РФ у ООО “Кирпичный завод” отсутствует заключение государственной экологической экспертизы.

Данные о количестве добытых кирпичных суглинков, согласованных планах развития горных работ, отпускных ценах добытых кирпичных суглинков и начисленных и перечисленных суммах НДПИ за 2003 год в период проверки не представлены. В нарушение п. 2.1.5 лицензионного соглашения ООО “Кирпичный завод “Песчанка” не согласовало с Управлением Ростехнадзора годовые планы развития горных работ и на 2004 год.

ЗАО “Сибагропромстрой”

Актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства РФ, проведенной Росприроднадзором от 02.04.2003, было установлено, что добыча песчано-гравийного материала осуществлялась в нарушение ст.11 Закона РФ без лицензии. На момент проверки лицензия получена.

Проверкой установлено нарушение ЗАО “Сибагропромстрой” ст. 11 и п. 10 части второй ст. 22 Закона РФ и п. 2.1.9 лицензионного соглашения, а именно:

  • не оформлено в установленном порядке право пользования земельным участком в границах горного отвода.

ГП КК “КрайДЭО”

Нарушен п. 10 части второй ст. 22 Закона РФ, а именно:

  • по 16 месторождениям не утверждены проекты отработки полезных ископаемых;
  • рабочие проекты отработки по 24 месторождениям не имеют положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • по 9 месторождениям не заключены договора аренды земельных участков.

В нарушение условий лицензионных соглашений из 28 месторождений согласованы с Ростехнадзором планы развития горных работ на 2005 год только по 10.

Имеют место расхождения данных налоговых деклараций и государственной статистической отчетности ф.5-гр “Отчетный баланс запасов полезных ископаемых” за 2003-2004 годы.

Количество добытого полезного ископаемого в 2005 году по Ирбейскому и Мотыгинскому филиалам ГП КК “КрайДЭО” составило 4,716 и 3,5 тыс. м3, при этом до настоящего времени лицензии находятся в стадии оформления. Таким образом, в нарушение ст.11 Закона РФ добыча ОПИ осуществляется ГП КК “КрайДЭО” без лицензии.

В ходе проверок также установлено, что лицензионные соглашения, предусматривающие “участие владельца лицензии” в социально-экономическом сотрудничестве и партнерстве по развитию города, района, недропользователями не выполняются.

Выводы:

  1. В крае отсутствуют прогнозно-поисковые исследования, геолого-экономические оценки выявленных объектов ОПИ включая подготовку запасов прогнозируемых ресурсов, а также обоснования инвестиционной привлекательности конкретных видов и запасов ОПИ. Кроме того, отсутствует научно-методическое сопровождение развития и использования МСБ ОПИ, направленное на повышение эффективности ее использования.
  2. Оценка месторождений ОПИ, их лицензирование до настоящего времени производится на заявочной основе, без подтверждающих расчетов финансово-экономического обоснования целесообразности освоения того или иного объекта.
  3. Неизученной остается проблема, связанная с потреблением подземных вод, не относимых к ОПИ. Отсутствует прогноз потребностей под трубопроводное строительство, строительство технологических дорог лесного комплекса и др.
  4. На территории края имеют место нарушения требований законодательства при разработке и использовании МСБ ОПИ, включая несанкционированную добычу этого вида сырья. Владельцы лицензий осуществляют добычу в отсутствии технических проектов отработки месторождений, технические проекты не проходят государственной экспертизы, объемы работ по добыче не согласовываются уполномоченными органами Ростехнадзора.
  5. В отдельных случаях добыча ведется на земельных участках, не отведенных, в соответствии с законодательством порядке, платежи за фактическое пользование землей не осуществляются. Недропользователями не выполняются условия лицензионных соглашений. При реорганизации юридических лиц – пользователей недр лицензии своевременно не переоформляются. Имеют место факты несвоевременного перечисления НДПИ, а также несоответствия объемов добычи ОПИ представляемых в налоговых декларациях и государственной статистической отчетности. Так за период 2003 год - 1 полугодие 2005 года несвоевременное перечисление НДПИ составило 1282,13 тыс. руб.
  6. Осуществление контроля, за выполнением требований законодательства при разработке и использовании ОПИ и меры пресечения к нарушителям осуществляется неэффективно. За период 2003-2005 годов выдана 171 лицензия, по которым силами государственного геологического контроля Росприроднадзора в крае проверено выполнение лицензионных обязательств по 35 лицензиям, или 20,4 %. Согласно данным Росприроднадзора в результате выявленных нарушений в 2003 году было наложено только 2 штрафа на общую сумму 7,0 тыс. руб. В 2004 году наложено - 7 штрафов на общую сумму 82,0 тыс. руб., из них взыскано 5 штрафов на сумму 19,0 тыс. руб., или 23,1%. В 2005 году штрафные санкции составили в 18 случаях сумму 178,5 тыс. руб., взыскано 110,0 тыс. руб., процент взысканий составил 61,6 %. Недоимка по штрафным санкциям за нарушение требований законодательства по ОПИ за период 2003 год - 1 полугодие 2005 года составляет 131,5 тыс. руб.
  7. Выданные лицензии на право пользования участками недр, содержащими ОПИ, недропользователями использовались в 2003-2004 годах неэффективно. Из выданных за период 2001-2003 годов 106 лицензий на право пользования участками недр, содержащими ОПИ, в 2003 году не осуществляли добычу по разному роду причин 37 владельцев лицензий, в 2004 году - 39. Удельный вес недропользователей, осуществляющих добычу ОПИ, в данный период составил 65%.
  8. Сдерживающие факторы (длительный цикл по времени в разработке и составлении документации, прохождении согласований, малое количество предприятий оказывающих услуги по отработке проектной документации и подсчета запасов, рост цен на проведение экспертиз и разработку проектов, оформление и получение ссуд и ряд других ), не позволяют недропользователям своевременно оформить и получить разрешительную документацию на право использования ОПИ, своевременно приступить к добыче. Вследствие этого, снижается наполняемость бюджета субъекта Российской Федерации по НДПИ.
  9. В 2005 году полномочия по осуществлению лицензирования, на предоставление права пользования участками недр, содержащими ОПИ, с 01.01.2005 входят в круг полномочий субъектов Российской Федерации. В условиях изменившегося правового поля в крае: - не отработан механизм выдачи лицензий на право пользования участками недр, содержащими ОПИ; из 60 имеющихся заявок на право получения лицензии в 2005 году выдано 9 лицензий; - не отлажен порядок совместных действий по вопросам контроля за использованием ОПИ между управлением природных ресурсов администрации края, Росприроднадзором, Ростехнадзором, правоохранительными и налоговыми органами с целью пресечения выявленных нарушений законодательства в области использования ОПИ и недопущению их в дальнейшем.
  10. Требуется срочная реализация мер, направленных на эффективное использование МСБ в Красноярском крае по ОПИ, посредством принятия на уровне края комплексной краевой целевой программы развития МСБ.
  11. Не используются возможности решения социальных проблем в крае и на муниципальных территориях путем привлечения субъектов малого предпринимательства (недропользователей) к выполнению обязательств, принимаемых лицензионными соглашениями, где одним из условий является “Участие в социально-экономическом развитии, города, района”. Посредством заключенных соглашений “О социальном партнерстве”, можно частично решить проблемы занятости населения, а также решить вопросы благоустройства территорий и другие.

Заключение рассмотрено на заседании коллегии Счетной палаты края (протокол от 25.10.2005 №14) и направлено с предложениями: Законодательному Собранию края, Совету администрации края, Енисейскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору, управлению службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, управлению природных ресурсов администрации края.

Заместитель председателя

Счетной палаты края

В. С. Астраханцев

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: , 645-66-53  Факс: