На основании постановления Законодательного Собрания края от 09.06.2005 № 14-3530П “О деятельности государственного краевого телерадиоканала “Енисей-Регион” и плана работы Счетной палаты края на 2005 год, аудиторское направление по контролю за исполнением расходных статей краевого бюджета, фонда финансовой поддержки проведена проверка и подготовлено Заключение по результатам проверки законности и эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных в 2001-2005 годах на развитие системы телевизионного вещания “Енисей”.
Общие сведения
Государственное краевое учреждение “Дирекция краевых телепрограмм” (далее по тексту – Дирекция краевых телепрограмм) создано в соответствии с постановлением администрации края от 07.08.2000 №587-П и является некоммерческой организацией. Учредитель – управление по телерадиовещанию, печати и информации администрации Красноярского края, имущество учреждения находится в краевой собственности, отражается на самостоятельном балансе и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Согласно уставу Дирекция краевых телепрограмм создана в целях развития краевого телевидения и радиовещания, создания единого информационного пространства края, удовлетворения общественной потребности в получении социально значимой информации. Предметом деятельности учреждения является производство, выпуск, распространение продукции средств массовой информации, телевизионное вещание и деятельность в области связи.
Свою деятельность Дирекция краевых телепрограмм осуществляет на основании лицензии от 14.12.2001 года (срок действия - 5 лет) на осуществление телевизионного вещания (телевидение эфирное) СМИ “Енисей-Регион”.
Согласно лицензии телевещание осуществляется на территории Красноярского края в 97 населенных пунктах с численностью населения - 326,2 тыс. чел., ежедневно, круглосуточно, с объемом программ собственного производства 7% от общего объема вещания 168 часов в неделю (в среднем – 11 часов 45 минут в неделю).
По состоянию на 1 июля 2005 года вещание осуществлялось в объеме 20 часов в сутки в 95 населенных пунктах края с охватом 330 тыс. чел., что составляет 11% от общей численности постоянного населения Красноярского края, включая автономные округа (2 925 тыс. человек). В зоне уверенного приема системы “Енисей” находится 20 населенных пунктов с численностью 12,8 тыс. чел., в 7 населенных пунктах (города Ачинск, Игарка, Железногорск, Канск, Минусинск, Назарово, Сосновоборск с общей численностью населения 515,7 тыс. чел.) осуществляется вещание краевых телепрограмм по договорам с местными телекомпаниями и Красноярским КРТПЦ.
Опытно-экспериментальное вещание по системе “Енисей” начато с 01.11.2001, разовые включения с целью ввода системы “Енисей” в эксплуатацию проводились в октябре 2001 года.
В проверяемом периоде отсутствовала нормативно правовая база, устанавливающая порядок вещания. Информационная загрузка телевизионного канала производилась программами сетевых партнеров и готовыми к прокату передачами, произведенными красноярскими телекомпаниями: “ИКС”, аналитическая программа “В центре. Край за неделю”, информационная программа “Регион”, “Законодательная власть”, “В поисках радости”, “Волшебный микрофон”, ток-шоу “По полам”, “Детали”, “Изюминка”, “Сельские грани”, “Сибирский левша”, “Под ключ”, “Будни”. Время вещания красноярских телекомпаний составляло в среднем 1,5 часа в 2002 году и по 2 часа в 2003-2005 годах. Основным тематическим направлением в проверяемом периоде являлось информационное и информационно-аналитическое вещание. Согласно условиям договоров, заключенных как с сетевыми партнерами, так и местными телекомпаниями Дирекция телепрограмм не имела права вносить изменения в приобретаемые телевизионные продукты, в связи с чем не получала доходы от рекламной деятельности.
Дирекция краевых телепрограмм до 2005 года, не имевшая производственно-технической базы и соответствующих специалистов, не осуществляла производство программ, как это предусмотрено уставом учреждения и не выполнила возложенные на неё задачи - создание единого информационного пространства края, удовлетворение общественной потребности в получении социально значимой информации.
В настоящее время редакция СМИ “Енисей-Регион” вместо двух, предусмотренных Законом края “О краевом бюджете на 2005 год”, выпускает одну программу “Икс-Регион” на собственном оборудовании, приобретенном за счет средств краевого бюджета. Кроме того, за счет средств краевого бюджета оплачены расходы, связанные с производством и распространением телепрограмм о сельских товаропроизводителях (“Сельские грани” и “Сибирский левша”).
Использование средств краевого бюджета
За период с 2001 года по 1 полугодие 2005 года общий объем средств краевого бюджета, предусмотренных на осуществление телевизионного вещания, составил 157,5 млн. руб., исполнение – 119,5 млн. руб. Средства краевого бюджета направлялись на приобретение оборудования в рамках краевой целевой программы “Модернизация и развитие телерадиовещания Красноярского края на 2001-2005 годы” в сумме 14 млн. руб., на оплату услуг связи по распространению телепрограмм - 85,9 млн. руб., содержание Дирекции краевых телепрограмм – 12,4 млн. руб., погашение кредиторской задолженности прошлых лет – 6,3 млн. руб., производство и распространение социально значимых программ - 0,9 млн. руб.
Краевая целевая программа “Модернизация и развитие телерадиовещания Красноярского края на 2001-2005 годы” утверждена Законом края от 28.02.2001 №13-1197 с объемом финансирования 103,4 млн. руб., но законами края о краевом бюджете на 2002, 2003, 2004, 2005 годы финансирование программы приостановлено в полном объеме. Финансирование КЦП осуществлялось только в 2001 году. Несмотря на низкий процент исполнения - 55,8% от годовых назначений, финансовых ресурсов хватило на реализацию программных мероприятий, предусмотренных на 2001 год. Установлена малая земная станция спутниковой связи “Луч” и произведена замена аналогового оборудования цифровым на существующих ППС системы “Енисей”. Проверка показала, что, без внесения соответствующих изменений в Закон края о краевой целевой программе, вместо 103 комплектов оборудования приобретено 118, из них установлено - 97. Необходимо отметить, что управление по телерадиовещанию, как главный распорядитель бюджетных средств, не выходило с предложением корректировки Закона края о КЦП по изменению объемов финансирования и количества комплектов оборудования. Дополнительно приобретенное и неустановленное оборудование (для 21 комплекта) на общую сумму 1 231,3 тыс. руб. используется Красноярским КРТПЦ для организации бесперебойной трансляции, проведения регламентных и ремонтных работ.
В ходе проверки установлено, что в реестр государственного имущества Красноярского края не включено оборудование, приобретенное в рамках целевой программы и отраженное на балансе учреждения, на общую сумму 1 381,3 тыс. руб.
В связи с приостановкой финансирования краевой целевой программы в 2002-2005 годах остались невыполненными основные программные мероприятия:
- установка дополнительно 12 мощных станций (ППС) в крупных населенных пунктах края (включая города Красноярск, Норильск);
- установка дополнительно 263 маломощных станций (ППС) в населенных пунктах края (13 из них в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе;
- оснащение ЦЗССС и всех ППС оборудованием для трансляции радиовещания.
Остались недостигнутыми ожидаемые конечные результаты реализации программы - обеспечение населения края качественными краевыми телевизионными и радиопрограммами в объеме 12 часов с охватом населения до 99%.
Фактическое финансирование КЦП в 2001 году составило 14 069 тыс. руб. Несмотря на низкий процент исполнения - 55,8% от годовых назначений, финансовых ресурсов хватило на реализацию программных мероприятий, предусмотренных на 2001 год, а именно, на реконструкцию ЦЗССС и замену аналогового оборудования цифровым на существующих ППС системы “Енисей”, включая разработку системного проекта, приобретение оборудования, монтажные и пусконаладочные работы.
В результате исполнения КЦП установлено 97 ППС в 97 населенных пунктах Красноярского края. В 2003 году в связи с пожаром прекращена работа ППС, находящейся в п. Осиновый Мыс, Богучанского района. В 2004 году в п. Нижнетерянске, Богучанского района произошла кража оборудования.
По результатам конкурса общая экономия бюджетных средств составила 7 031,55 тыс. руб. или 30,5% от объема выделенных годовых ассигнований (23 025,6 тыс. руб.), что может свидетельствовать и о недостатках планирования при разработке программы по мероприятиям:
- поставка комплекта оборудования для реконструкции центральной заемной станции спутниковой связи на базе станции “Орбита”, г. Красноярск (по КЦП -12 112,14 тыс. руб., по контракту – 8 001 тыс. руб.);
- поставка комплектов оборудования для реконструкции приемной части 103 ППС (по КЦП - 10 913,51 тыс. руб., по контакту - 7 993,1 тыс. руб.).
Проверка показала, что приобретено 118 комплектов или на 15 больше, чем предусмотрено КЦП (103), из них установлено - 97 комплектов.
Дополнительно приобретенное и неустановленное оборудование (для 21 комплекта: приемники DVS8010, конвекторы, облучатели Ku-диапазона, ВЧ кабель, комплекты НЧ-соединителей) на общую сумму 1 231,3 тыс. руб. используется Красноярским КРТПЦ для организации бесперебойной трансляции, проведения регламентных и ремонтных работ.
Необходимо отметить, что управление по телерадиовещанию, как главный распорядитель бюджетных средств, не выходило с предложением корректировки Закона края о КЦП по изменению объемов финансирования и увеличения количества оборудования по реконструкции приемной части ППС.
С 1 января 2005 года согласно ст. 26.11 Федерального Закона от 06.10.1999 №184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” в собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в ст. 26.3. Так как, находящиеся в краевой собственности малая земная станция спутниковой связи “Луч” и комплекты оборудования, установленные на ППС системы “Енисей”, не относятся к имуществу необходимому для обнародования (официального опубликования) правовых актов государственной власти субъекта РФ, иной официальной информации, то указанное имущество до 1 января 2009 года подлежит перепрофилированию или отчуждению.
Основной удельный вес в расходах краевого бюджета на осуществление телевизионного вещания занимают услуги по распространению телепрограмм. За четыре с половиной года расходы краевого бюджета на указанные цели, с учетом погашения кредиторской задолженности прошлых лет, составили 88,8 млн. руб., что почти в шесть раз превышает стоимость оборудования системы “Енисей”, приобретенного за счет средств краевого бюджета. При этом, стоимость услуг как по аренде емкости космического сегмента (ЗАО “Зонд-Холдинг”), так и по распространению телевизионных программ (Красноярский КРТПЦ) определяется только на основании соглашения сторон.
Необходимо отметить, что у Дирекции краевых телепрограмм отсутствует техническая возможность проверки фактического времени и качества телевещания в населенных пунктах края. Реагировать на прекращение или изменение качества трансляции Дирекция краевых телепрограмм может только по факту поступления жалоб от населения. Качество вещания с малой земной станции спутниковой связи “Луч” в г. Красноярске контролируется круглосуточно.
Расходы краевого бюджета на содержание Дирекции краевых телепрограмм за четыре с половиной года составили 12 421,6 тыс. руб., из них оплата труда с учетом начислений - 4 640 тыс. руб.
В проверяемом периоде штатные расписания менялись 9 раз. За период с 01.01.2001 по 01.07.2005 фактическая численность работников возросла с 6 до 9 человек, исключение составляет 2001 год. Так, штатным расписанием, утвержденным 25.06.2001, было предусмотрено содержание 77 единиц. За период с июля 2001 года по апрель 2002 года численность работников составляла от 12 до 20 человек. Необходимо отметить, что в указанный период времени Дирекция краевых телепрограмм не осуществляла производство телепрограмм собственными силами. Таким образом, неэффективные расходы краевого бюджета на оплату труда журналистского коллектива, технических и иных работников составили 254,7 тыс. руб. (с учетом начислений), в том числе за 2001 год - 141,2 тыс. руб., в 2002 году– 113,5 тыс. руб.
Кроме того, в ходе проверки использования средств краевого бюджета, выделенных Дирекции краевых телепрограмм, установлено следующее.
В 2001 году приобретены 6 сотовых телефонов, которые не используются с момента приобретения, что свидетельствует о неэффективных расходах краевого бюджета на сумму 56,4 тыс. руб.
В 2003 году, при отсутствии источников финансирования (смета доходов на поступление целевых взносов участников фестиваля не составлялась), Дирекция краевых телепрограмм приняла обязательства по оплате услуг и товаров для организации и проведения регионального телевизионного фестиваля “Телеосень-2003”, что привело к образованию кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2004 в сумме 298 тыс. руб., в том числе ЗАО “СРК “Кинопарк “Пикра” за аренду помещения, техническое сопровождение и питание участников фестиваля - 277,8 тыс. руб., ЗАО “Сибирский сафари клуб” за проживание - 16,2 тыс. руб., ООО “Такси-Блюз” за проезд - 4 тыс. руб.
В нарушение ст. 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете” по данным учета Дирекции краевых телепрограмм перечисленные выше организации обозначены и в качестве дебиторов, что не отражает реального состояния задолженности.
В соответствии с Решением Арбитражного суда Красноярского края 25.10.2004 произведено взыскание с лицевого счета Дирекции краевых телепрограмм в пользу ЗАО “Семейно-развлекательный комплекс “Кинопарк “Пикра” г.Красноярск - 277,8 тыс. руб., что привело к нецелевым расходам краевого бюджета.
Заключение рассмотрено коллегией Счетной палаты Красноярского края и направлено в Законодательное Собрание края, в Совет администрации края, Главному финансовому управлению администрации края, управлению по телерадиовещанию, печати и информации администрации края, ГКУ “Дирекция краевых телепрограмм”.
Постоянной комиссией по законности, правопорядку, защите прав граждан и информационной политике Законодательного Собрания края 10.11.2005 рассмотрено и принято к сведению заключение Счетной палаты края по результатам проверки.
Кроме того, постановлением Законодательного Собрания края от 15.11.2005 № 16-4020П “О принятии в первом чтении проекта закона края “О краевом бюджете на 2006 год” предложено агентству администрации края по вопросам телевидения, радиовещания, периодической печати и издательства:
- проработать в соответствии с Соглашением о развитии и модернизации сетей телевидения, радиовещания и связи в крае, заключенным с ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", возможность уменьшения тарифов по обслуживанию приемо-передающих станций, предназначенных для вещания программ краевого государственного телеканала "Енисей-Регион";
- представить обоснование по затратам на создание авторских программ;
- дополнительно рассмотреть взаимоотношения с сетевым партнером НТК "Звезда" с целью сокращения бюджетных расходов со стороны края на цели партнерства.
От Главного финансового управления администрации края получен ответ, в котором сообщается, что Заключение Счетной палаты края рассмотрено, а также, что возврат средств в краевой бюджет использованных не по целевому назначению ГКУ “Дирекция краевых телепрограмм” в сумме 277,8 тыс. руб. может быть осуществлен при условии исполнения обязательств, предусмотренных сметой доходов и расходов за счет предпринимательской деятельности на 2005 год в полном объеме, и при наличии источника, в виде прибыли, находящейся в распоряжении учреждения. После представления отчетности за 2005 год в адрес Счетной палаты будет направлена информация по восстановлению средств краевого бюджета.
Управлением по телерадиовещанию, печати и информации администрации края совместно с ГКУ “Дирекция краевых телепрограмм” подготовлен план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных проверкой, в котором предусмотрено:
- восстановление в краевой бюджет средства, использованные не по целевому назначению в сумме – 277,8 тыс. руб.;
- представление информации управлению имущественных отношений администрации Красноярского края об основных средствах, состоящих на балансе учреждения и подлежащих внесению в реестр государственного имущества Красноярского края;
- организация совместно с филиалом ФГУП “РТРС” “Красноярский КРТПЦ” оперативного учета движения (перемещения) оборудования, приобретенного в рамках краевой целевой программы “Модернизация и развитие телерадиовещания Красноярского края на 2001-2005 годы” и т.д.
Аудитор
Счетной палаты края
Н. В. Москова
|