карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Красноярского края

Общая информация

Историческая справка

Структура и состав

Коллегия

Контакты

Новости

Деятельность

Экспертно-аналитическая

Контрольно-ревизионная

Отчёты

Бюллетени

Публикации в СМИ

Счетная палата Красноярского края подвела итоги проверки Кежемского района

Счетная палата Красноярского края проверила Шарыповский район

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

16.04 Обновление раздела СП Ульяновской области "Информация о контрольных мероприятиях". Подробнее

15.04 Показатели работы КСП Ульяновской области за 2004 - 2008 годы. Подробнее

14.04 Обновление раздела КСП ГС Чувашской Республики "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

14.04 План работы КСП Иркутской области на II квартал 2009 года. Подробнее

14.04 План проверок и ревизий КСП Иркутской области на II кв. 2009 года. Подробнее

13.04 План работы КСП Ярославской области на 2009 год. Подробнее

Вестник АКСОР

          

Подписной индекс в Каталоге Роспечати - 82288

Предложение

«Контроль, анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов»

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Красноярского края  >>  Деятельность   >>  Экспертно-аналитическая деятельность Заключение на проект закона Красноярского края     «О краевом бюджете на 2008 год» Экспертно-аналитическая деятельность Заключение на проект закона Красноярского края “О краевом бюджете на 2007 год”

Заключение на проект закона края «Об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 2006 год»

 :: СП Красноярского края

версия для печати 

Заключение Счетной палаты Красноярского края (далее – Счетная палата края) на законопроект «Об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 2006 год» (далее – законопроект) подготовлено в соответствии с Законами края от 21.12.1995 № 8-193 «О Счетной палате Красноярского края» и от 28.10.2003 № 8-1467 «О бюджетном процессе в Красноярском крае», распоряжением заместителя председателя Законодательного Собрания Красноярского края от 27.04.2007 № 109.

При подготовке заключения использовались материалы контрольной и аналитической деятельности Счетной палаты края за 2006 год, а также информация представленная на основании запросов Счетной палаты края агентством по управлению краевым имуществом администрации края, агентством промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации края, агентством строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации края, агентством сельского хозяйства администрации края, службой по ветеринарному надзору администрации края, службой племенного животноводства администрации края, ГУВД Красноярского края, муниципальными образованиями края.

Рассмотрев законопроект и обобщив результаты внешней проверки отчета об исполнении краевого бюджета за 2006 год, изложенные в приложении 1 (не опубликовывается) к настоящему заключению, считаем необходимым отметить следующие основные моменты.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ отчет об исполнении краевого бюджета за 2006 год внесен в Законодательное Собрание края в форме проекта закона края вместе с необходимыми документами и материалами в срок, установленный ст. 69 Закона края от 28.10.2003 № 8-1467 «О бюджетном процессе в Красноярском крае».

Итоги реализации налоговой и бюджетной политики

Особенностью региональной налоговой политики на 2006 год являлось ее осуществление в рамках предстоявшего объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (далее - автономные округа), в связи с этим, были определены конкретные направления налоговой политики края на 2006 год, которые, прежде всего, связаны с необходимостью уточнения налогового законодательства. Изменения, внесенные в законодательство по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, поставили налогоплательщиков трех субъектов в равные условия в части льготирования.

В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Красноярского края на 2006 год, представленных в составе бюджетного послания к проекту закона края о краевом бюджете на 2006 год, было определено, что главной целью налоговой политики Красноярского края на 2006 год и на перспективу до 2008 года является увеличение доходной части бюджета края в условиях завершающегося этапа реформирования налоговой системы Российской Федерации, путем комплексного решения задач, изложенных в Программе социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года. Обращаем внимание, что в материалах, представленных одновременно с законопроектом, отсутствует анализ поступления дополнительных доходов в бюджет в результате реализации мероприятий указанной программы.

Кроме того, до настоящего времени программа социально-экономического развития края законодательно не утверждена, как это предусмотрено статьей 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Прирост доходов краевого бюджета (без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета и поступлений по автономным округам и ЗАТО) составил по сравнению с 2005 годом 21,9 млрд. руб., из которых 18 млрд. руб. приходится на налог на прибыль организаций, в том числе от налогоплательщиков г. Норильска - 14 млрд. руб., г. Красноярска – 3 млрд. руб., Северо-Енисейского района – 0,4 млрд. руб., Большеулуйского района – 0,2 млрд. руб.

Иными словами, пополнение сверхплановыми поступлениями краевого бюджета обеспечено в основном за счет налогоплательщиков цветной металлургии.

Справочно: Что касается предприятий других отраслей экономики края согласно сведениям налоговых органов, более 300 предприятий находятся на различных стадиях процедур банкротства.

Необходимо отметить работу Совета администрации края по взаимодействию с финансово-промышленными группами, действующими на территории края, выполнившими условия заключенных соглашений в части роста налоговой базы и условий организации финансовых потоков, способствовавшую получению сверхплановых доходов бюджета.

Формирование налоговой отчетности о налоговых базах и льготах по отдельным налогам осуществляется в сроки, установленные на федеральном уровне (в зависимости от вида налога это май – сентябрь). В соответствии со ст. 2 Закона края от 27.06.2006 № 19-4941 «Об оценке социально-экономической эффективности налоговых льгот, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков» оценка эффективности налоговых льгот за предшествующий период должна осуществляться уполномоченным органом ежегодно до 1 июля текущего финансового года. На дату подготовки настоящего заключения отсутствует информация необходимая для проведения анализа исполнения налоговых доходов бюджета и потерь от предоставленных льгот.

При формировании бюджета на 2006 год налоговые льготы, установленные как на федеральном, так и на краевом уровнях, по краевому бюджету были заявлены в сумме 3 850,4 млн. руб. По итогам года только по налогу на имущество организаций и транспортному налогу с организаций, без учета налога на прибыль организаций, транспортного налога с физических лиц, сбора за пользование объектами животного мира, выпадающие доходы бюджета в результате предоставления налоговых льгот составили 3 662 млн. руб., или 6% к общему объему налоговых доходов краевого бюджета.

Таким образом, не обеспечено выполнение Закона края от 27.06.2006 № 19-4941 «Об оценке социально-экономической эффективности налоговых льгот, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков», предусматривающего, что сумма налоговых льгот по каждому налогу не должна уменьшать сумму доходов краевого бюджета от этого налога, без учета предоставления таких льгот, более чем на 5%.

Фактически по налогу на имущество организаций уровень «краевых» льгот составил 29%, а по транспортному налогу - 14%, или превысил установленное ограничение на 24 и 9 процентных пунктов, соответственно.

Одной из причин введения Закона края от 15.11.2005 № 16-4011 «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента» было стремление органов власти как федерального, так и краевого уровня к легализации деятельности налогоплательщиков в сферах, подпадающих под возможность налогообложения на основе патента. Согласно имеющимся отчетным данным налоговой службы можно констатировать, что по итогам 2006 года предполагаемая эффективность от введения вышеназванного Закона края не достигнута. Из предполагаемых к поступлению в бюджет дополнительных доходов в объеме 1,2 млн. руб. поступило менее 2%, или 21 тыс. руб.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ земельный налог, налог на имущество физических лиц являются местными налогами, а налог на имущество организаций и транспортный налог – региональными. Установление на федеральном уровне льгот для отдельных категорий плательщиков этих налогов отрицательно влияет на объем доходов региональных и местных бюджетов. Так потери краевого бюджета от предоставления льгот на федеральном уровне составили по налогу на имущество организаций и транспортному налогу 1,7 млрд. руб.

Развитие малого бизнеса возможно только при условии развития крупных и средних предприятий, именно они создают «нишу», которую могут заполнить предприятия малого бизнеса, занятые в реальном секторе экономики. На сегодняшний день ситуация обратная - подавляющая доля предприятий малого бизнеса занята оптовой и розничной торговлей. При этом многие из существующих в реальном секторе экономики малых предприятий, не являются вновь созданными, а возникли путем дробления крупных и средних с целью минимизации налогообложения и использования преференций, предоставляемых действующим законодательством для малого бизнеса.

Статистическая отчетность и материалы, представленные к законопроекту не содержат информации о влиянии малого и среднего бизнеса на формирование доходной части краевого и консолидированного бюджетов края.

В качестве одного из направлений бюджетной и налоговой политики края на 2006 год была поставлена задача по «обеспечению повышения реальных доходов населения края». В этой связи следует отметить, что на фоне прироста среднедушевых доходов населения на 20%, темпы прироста реальной заработной платы на одного работника, учитывающей сложившийся уровень инфляции, снизились на 0,7 процентного пункта по сравнению с 2005 годом.

При планируемом увеличении численности занятых в экономике края, фактически за 2006 год произошло снижение данного показателя на 24,4 тыс. человек. Учитывая тот факт, что средняя численность работников списочного состава занятых в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, обязательном социальном обеспечении, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, культуре и спорте увеличилась на 7,2 тыс. человек, снижение касается численности работников занятых в сфере материального производства.

Увеличение объема средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, не сопровождалось принятием целевых программ развития отрасли, основанных на комплексном подходе к решению обозначенных задач, ориентированных, прежде всего, на достижение конечного результата по увеличению объема валовой продукции сельского хозяйства. По итогам 2006 года индекс производства продукции сельского хозяйства по краю составил 98,2%. Производство зерна снижено на 6,8%, при сокращении посевных площадей сельскохозяйственных культур на 8%. Прирост продукции животноводства по сельскохозяйственным организациям края обеспечен за счет ООО «Сибирская Губерния», без учета которого производство продукции снижено более, чем на 250 млн. руб. Объем производства скота и птицы на убой по всем категориям хозяйств увеличен на 7% к уровню 2005 года, при сокращении поголовья крупного рогатого скота на 6,4%. Основной прирост молока (7,5%) по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю (далее – Красноярскстат) отмечается по хозяйствам населения, при одновременном сокращении поголовья коров на 9,3%.

Заявленный приоритет по созданию в 2006 году условий для обеспечения доступным жильем реализовался не в полной мере по причине недостаточно оперативной работы главных распорядителей средств и исполнителей мероприятий краевых целевых программ в жилищной сфере, что отразилось на выполнении социальных обязательств Красноярского края. На степень реализации государственной поддержки по решению жилищных вопросов оказало влияние и недоступность кредитных ипотечных ресурсов для большинства молодых семей, как по причине довольно высоких процентных банковских ставок и темпов роста стоимости жилья По данным Красноярскстата (Статистический сборник № 9-5 «Уровень жизни населения Красноярского края в 2005 году», доклад № 1-1 «Социально-экономическое положение Красноярского края в 2006 году») средняя цена 1 кв.м. общей площади квартир по краю на первичном рынке составила в декабре 2006 года 27 653 руб., что на 31,2% больше, чем в декабре 2005 года, а на вторичном рынке жилья – 30 815 руб., или на 42,1% больше. При этом, за этот период индексы цен на строительную продукцию составили 112,4%, а рост реальных располагаемых денежных доходов населения края (включая автономные округа) – 103,8%., так и по причине недостаточного уровня доходов молодых семей. Объемы государственной поддержки, направленные в 2006 году на решение жилищных вопросов, не способствовали существенному сокращению числа семей, состоящих на учете для получения жилья По данным Красноярскстата на конец 2005 года в целом по краю в «очереди» числилась 56 961 семья, улучшили в течение года свои жилищные условия лишь 19,9% населения..

В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Красноярского края на 2006 год было заявлено, что прогноз основных показателей развития отрасли здравоохранение разработан в соответствии с проектом отраслевой программы «Развитие системы здравоохранения Красноярского края на период до 2008 года», а прогноз основывался на повышении эффективности работы системы здравоохранения края за счет обеспечения потребности населения качественной медицинской помощью, улучшения доступности этой помощи населению. Проверка показала, что отраслевая программа администрацией края в 2006 году не утверждена, кроме того, законодательно не определены критерии доступности и качества медицинской помощи. Перечисленные в пояснительной записке к законопроекту достижения итогов реализации бюджетной политики в области здравоохранения в 2006 году в большей степени не подтверждены конкретными финансовыми объемами и показателями результативности деятельности. Так в пояснительной записке к законопроекту в разделе «Итоги реализации бюджетной политики» указано, что «предоставление медицинской помощи…в соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи…обеспечило ее доступность для населения…». В материалах, представленных одновременно с законопроектом, отсутствует отчет о выполнении объемов и стоимости краевой Программы, не представлен анализ о фактически сложившихся расходах на единицу объема медицинской помощи в рамках Программы, о балансе утвержденной и исполненной стоимости краевой Программы. При этом необходимо отметить, что в 2006 году объем платных услуг населению краевых государственных учреждений здравоохранения планировалось снизить на 6,3% по сравнению с 2005 годом, фактически доля средств, полученных от оказания платных услуг населению, имеет тенденцию к увеличению. В 2006 году расходы здравоохранения за счет средств населения возросли на 61,4%, что свидетельствует о недостаточной финансовой обеспеченности краевых государственных учреждений здравоохранения.

Оценка исполнения краевого бюджета в 2006 году

Утвержденные ст. 1 Закона края от 06.12.2005 № 16-4147 «О краевом бюджете на 2006 год» (далее – закон края о бюджете на 2006 год) в первоначальной редакции объемы доходов и расходов краевого бюджета рассчитывались исходя из валового регионального продукта (далее – ВРП) в объеме 493,6 млрд. руб., темпа роста ВРП – 104,3% и уровня инфляции – 8%.

Согласно представленным материалам и статистической отчетности, объем ВРП в 2006 году составил 561 млрд. руб., при темпе роста – 103,2%, уровень инфляции – 9,6%.

В целом результаты исполнения бюджета подтверждают наличие резервов в повышении уровня бюджетного планирования.

Законопроектом предлагается утвердить отчет об исполнении краевого бюджета за 2006 год с учетом средств, поступивших с территорий Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов и из федерального бюджета для Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов по доходам в сумме 74 373 007,5 тыс. руб., по расходам – 65 065 533,7 тыс. руб., что составляет 113,9% и 96,2% от назначений, утвержденных законом края о краевом бюджете на 2006 год, в ред. от 26.12.2006. По сравнению с первоначальной редакцией закона края о краевом бюджете на 2006 год исполнение краевого бюджета по доходам и расходам составило 130% и 105,6%, соответственно. По итогам 2006 года превышение доходов бюджета над его расходами (профицит бюджета) составило 9 307 473,8 тыс. руб., при планируемом дефиците в размере 2 293 367,2 тыс. руб.

Остатки средств краевого бюджета на 01.01.2007 составили 5 811 267,4 тыс. руб., что более чем в 4 раза превышает законодательно утвержденные назначения (1 321 265,1 тыс. руб.).

Объем государственного долга Красноярского края на 1 января 2007 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократился на 5 309 358,1 тыс. руб. и составил 4 739 947,1 тыс. руб., на обслуживание государственного долга направлено 542 972,1 тыс. руб. В качестве положительного момента можно отметить превышение средств направленных на погашение долговых обязательств над суммами привлеченных средств. Впервые за ряд лет край не имеет задолженности перед коммерческими банками.

В ходе проверки соблюдения предельных значений параметров краевого бюджета, размера государственного долга и расходов на его обслуживание, определенных Бюджетным кодексам РФ, нарушений не установлено.

Несмотря на ежегодные замечания Счетной палаты края на проекты законов края о краевом бюджете на очередной финансовый год, в законе края о краевом бюджете на 2006 год предоставлено право департаменту финансов администрации Красноярского края уточнять бюджетную роспись доходов и расходов краевого бюджета по более широкому перечню оснований, в сравнении с Бюджетным кодексом РФ. На основании указанной статьи произведено уточнение бюджетной росписи без внесения соответствующих изменений в закон края о бюджете на 2006 год по доходам в сумме 514 928 тыс. руб., по расходам – 740 770,9 тыс. руб.

Внешняя проверка отчета показала, что объем доходов краевого бюджета, согласно бюджетной росписи, по строке «доходы» на 387 365 тыс. руб. меньше аналогичного показателя, указанного в отчете, представленного в Министерство финансов Российской Федерации, в тоже время, данные по строке «безвозмездные поступления» выше на 490 884 тыс. руб. Следовательно, в законопроекте плановые показатели по доходам краевого бюджета по строке «всего» завышены, по сравнению с данными отчета, представленного в Министерство финансов Российской Федерации, на 103 519 тыс. руб.

Доходы бюджета

За последние годы прослеживается тенденция значительного отклонения фактического исполнения доходов краевого бюджета от первоначально утвержденных законом края назначений, в целом в сторону их перевыполнения, а по отдельным доходным источникам и в сторону невыполнения первоначальных планов.

Если по итогам 2005 года фактические поступления налоговых доходов превысили первоначально утвержденные назначения на 3%, то по итогам 2006 года данное отклонение сложилось в размере 32%, а за январь – май 2007 года предлагается увеличение плановых назначений на 14% к Закону края от 08.12.2006 № 1 «О краевом бюджете на 2007 год» в первоначальной редакции.

В процессе формирования бюджета на 2006 год завышение объемов производства подакцизной продукции привело к необеспечению наполняемости бюджета акцизами, в то время как занижение цены реализации никеля в 1,5 раза способствовало получению сверхплановых поступлений по налогу на прибыль. Данные факты свидетельствует о недостаточном уровне оценки функционирования отдельных отраслей экономики края на этапе прогнозирования показателей, формирующих доходную базу бюджета.

Основными факторами поступлений доходов краевого бюджета сверх бюджетного задания стали: улучшение финансовых результатов деятельности отдельных организаций, в частности, занятых в сфере добычи и экспорта цветных металлов, дополнительные поступления от уплаты налогов крупнейшими налогоплательщиками по результатам контрольных мероприятий налоговых органов, свидетельствующие о необъективности предоставляемой налогоплательщиками на этапе формирования бюджета информации.

Доходы бюджета без учета безвозмездных поступлений (далее - собственные доходы) консолидированного бюджета края (без ЗАТО и автономных округов) исполнены на 71% за счет доходов краевого бюджета, на доходную базу 56 муниципальных образований края приходится 29%. Необходимо отметить, что прирост собственных доходов краевого бюджета в 2006 году, по сравнению с 2005 годом, составил 21,9 млрд. руб. и является самым значительным за последние четыре года (в 2004 году к уровню 2003 года - 12 млрд. руб., в 2005 году к уровню 2004 года - 5,8 млрд. руб.) В последние четыре года прослеживается увеличение удельного веса налоговых платежей и других доходов, администрируемых налоговыми органами, поступающих в консолидированный бюджет края (отчет 1-НМ), с 70% по итогам 2003 года до 79% в 2006 году, при снижении доли федерального бюджета с 30% до 21%, при этом удельный вес краевого бюджета изменился от 32% до 59%..

В рамках межбюджетных отношений, основанных на Бюджетном кодексе РФ и Законе края от 29.11.2005 № 16-4077 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае», налоговые доходы, формирующие в 2006 году практически ¾ доходов краевого бюджета, увеличились по сравнению с объемом, полученным в 2003 году, на 43 млрд. руб. Здесь главное влияние оказали увеличение нормативов отчислений налогов в краевой бюджет и поступления налога на прибыль организаций (только по сравнению с 2005 годом налог увеличился на 18 млрд. руб., или в 2,4 раза, с 2003 годом на 29 млрд. руб., или почти в 7 раз). Включение в доходы бюджета доходов автономных округов и ЗАТО не оказало существенного влияния: в 2006 году в краевой бюджет поступило налоговых доходов от плательщиков автономных округов и ЗАТО в сумме 4 млрд. руб., что составляет 9% к объему прироста налоговых доходов.

Доля собственных доходов территорий в консолидированном бюджете края снизилась, по сравнению с 2005 годом, на 10 процентных пунктов и составила 26%. В части налоговых доходов муниципальных образований края (без ЗАТО) за последние два года, по сравнению с уровнем 2004 года, в целом отмечается рост поступлений в сопоставимом виде на 11%, что ниже уровня инфляции за этот период (2005 год – 9,3%, 2006 – 9,6%).

На фоне общего увеличения, по 18 территориям налоговые доходы снижены, по сравнению с 2004 годом, что свидетельствует о сокращении в доходах бюджетов муниципальных образований налоговой составляющей.

В 2006 году финансовые проблемы муниципальных образований усугубились перераспределением поступлений налога на прибыль организаций, связанным с изменением порядка уплаты налога структурными подразделениями налогоплательщиков, расположенными на территориях нескольких муниципальных образований края, а также возникновением значительного числа проблем в области земельных отношений, что привело к недополучению доходов и напряженности при исполнении бюджетов.

Обеспеченность доходами и расходами на одного жителя края в разрезе муниципальных образований неоднозначна и варьирует по доходам от 83 тыс. руб. (Туруханский район) до 10 тыс. руб. и по расходам от 85 тыс. руб. (Северо-Енисейский район) до 10 тыс. руб. По всем муниципальным образованиям края отмечается рост обеспеченности доходами на 1 человека к уровню 2005 года (как за счет собственных доходов, так и безвозмездных поступлений) в среднем на 3 тыс. руб. и расходами на 2,3 тыс. руб.

Иная ситуация сложилась по ЗАТО: в 2005 году бюджетная обеспеченность доходами на 1 жителя была выше среднекраевого уровня (по г. Железногорску - 20 тыс. руб., по п. Кедровому - 68 тыс. руб., по г. Зеленогорску - 30,2 тыс. руб., по п. Солнечный информация отсутствует), в условиях 2006 года обеспеченность доходами увеличилась по г. Железногорску до 21,6 тыс. руб., а по другим ЗАТО снизилась (по г. Зеленогорску до 24,9 тыс. руб., по п. Кедровому до 27 тыс. руб.), тем самым условие сохранения бюджетной обеспеченности ЗАТО не выполнено.

Основная проблема реальности налогового потенциала не только для края, но и в масштабах Российской Федерации, на наш взгляд, это действие фактора «теневой» экономики. Оценка параметров «теневого» оборота края, предусмотренная в разделе налоговая политика Программы социально-экономического развития края до 2010 года ни в бюджетном послании к проекту бюджета на 2006 год, ни в материалах, представленных одновременно с законопроектом, не освещена.

По итогам 2006 года задолженность по налогам и сборам составила 7,5% к объему налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет края в целом за 2006 год, соответственно объем недоимки - 6,2%.

Как задолженность, так и недоимка, по сравнению с уровнем начала 2006 года, имеют тенденцию к росту. Задолженность приросла в целом на 24% до 5 876 млн. руб., а недоимка более чем в 2 раза до 4 863 млн. руб. (83% от общей суммы задолженности). Сложившаяся ситуация объясняется и работой налоговых органов в части доначисления сумм налогов в результате проведения контрольно-ревизионной работы, что говорит о низкой платежной дисциплине налогоплательщиков. Так, только по результатам отдельных контрольных мероприятий доначислено в консолидированный бюджет края по акцизам на спиртосодержащую продукцию 1 320 млн. руб., а по налогу на прибыль организаций - 480 млн. руб.

Исполнение доходов за 2006 год показало, что прогнозный уровень собираемости по отдельным налогам не обеспечен (налог на имущество организаций, транспортный налог, единый сельскохозяйственный налог). Отмечено снижение к уровню 2005 года по земельному налогу, транспортному налогу, единому сельскохозяйственному налогу.

По итогам 2006 года доходы краевого бюджета с учетом автономных округов исполнены в сумме 74 373 007,5 тыс. руб. Сверх плановых назначений, предусмотренных бюджетной росписью, по собственным доходам получено 9 079 664 тыс. руб., в тоже время, по безвозмездным поступлениям недополучены средства в объеме 534 198 тыс. руб., из которых реальная потребность не обеспечена в объеме 66 942 тыс. руб. по субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Завышение плановых показателей доходной части бюджета в целом на 187 372,7 тыс. руб. произошло по причине завышения планов по отдельным видам субсидий и субвенций из федерального бюджета, рассчитанных в объемах превышающих реальную потребность.

Исходя из фактического исполнения за 2006 год первоначально утвержденного плана по налогу на доходы физических лиц в размере 98% (недополучено 210 млн. руб.) можно констатировать, что для внесения изменений в течение года в план по данному источнику в сторону уменьшения на 769 млн. руб. не было оснований.

Поступление акцизов по подакцизным товарам за 2006 год составило 2 834 699 тыс. руб., удельный вес которых в составе налоговых доходов равен 4,8%. Исполнение к первоначальному плану – 93%, к бюджетной росписи – 110%. Однако объемные показатели по итогам 2006 года снижены по сравнению с уровнем 2005 года по всем подакцизным товарам за исключением пива.

Доходная часть краевого бюджета за счет поступлений за пользование природными ресурсами составила 2 546 886,2 тыс. руб., или 110,6% от годовых назначений. Удельный вес данных платежей в общей величине доходов краевого бюджета занимает 3,4%, что на 0,5 % ниже уровня 2005 года.

Динамика поступлений от использования имущества, находящегося в краевой собственности, за ряд лет указывает на сокращение их доли по отношению к общему объему доходов краевого бюджета. Так, только с 2003 года с учетом доходов от продажи земли сокращение составило 3 процентных пункта (с 4,4% по факту 2003 года до 1,4% по факту поступлений в 2006 году). Невыполнение бюджетных назначений по отдельным доходным источникам составило по итогам 2006 года 22 510,4 тыс. руб. или 2,3% по отношению к плану согласно закона края о бюджете на 2006 год в окончательной редакции, в то время как по итогам 2005 года аналогичный показатель составлял 1,6%. При этом общий объем поступивших в краевой бюджет доходов от имущества в 2006 году соответствует уровню, зафиксированному в 2004 году, что указывает на недостаточную активность органов власти в данном направлении, от которой во многом зависит увеличение поступлений по данной подгруппе доходов.

В 2006 году, как и в предыдущие годы, не использовались в полном объеме резервы дивидендных выплат при том, что государство, владея более чем 25% акций акционерных обществ, обеспечивающих почти 100% поступлений в краевой бюджет по данному доходному источнику, в лице своих представителей в органах управления имеет возможность активного влияния на принятие соответствующих решений о выплате дивидендов. Так, в среднем удельный вес дивидендов, поступивших в краевой бюджет в общей прибыли акционерных обществ составил 17%. При повышении этого уровня до 50% объем поступивших в краевой бюджет средств составил бы 700 млн. руб., что почти в 3 раза превышает фактически полученные доходы (245,8 млн. руб.).

Поступления арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности до и после разграничения государственной собственности на землю, и поступления от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков в 2006 году составили 535 680 тыс. руб., что превышает размер соответствующих поступлений 2005 года на 118 583,7 тыс. руб. или на 28,4%. Наиболее динамично увеличение поступлений в 2006 году происходило от аренды участков, находящихся в краевой собственности - 696,8 тыс. руб. при факте поступлений 2005 года в размере 1,1 тыс. руб., и вызвано активизацией процесса оформления прав собственности на земельные участки в связи с упрощением соответствующей процедуры. Также стоит отметить и более чем трехкратный рост указанных поступлений и в консолидированный бюджет края, составивших в 2006 году 3 807,1 тыс. руб. (в 2005 году - 1 112,3 тыс. руб.).

Все более увеличивается роль поступлений от использования земли как фактора повышения доходов и краевого бюджета, и консолидированного бюджета края на фоне снижения динамики иных поступлений от использования имущества, во многом вызванного объективными причинами, связанными с приватизацией государственного и муниципального имущества.

Особую значимость рост указанных поступлений имеет для местных бюджетов, большинство которых находится в значительной финансовой зависимости от межбюджетных трансфертов, поступающих из краевого бюджета, и остро нуждается в укреплении собственной доходной базы.

Вместе с тем, настораживает состояние задолженности по арендной плате за земли, уровень которой, в сравнении с 2005 годом, практически не изменился и составляет 485,6 млн. руб. в консолидированный бюджет края и 197,5 млн. руб. – в краевой бюджет. При этом по ряду муниципальных образований в течение 2006 года отмечается многократное увеличение размера задолженности перед краевым бюджетом по арендной плате за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, что свидетельствует о недостаточной работе органов местного самоуправления с арендаторами. Одновременно, по переданным в аренду земельным участкам, находящимся в краевой собственности, (29 договоров аренды) в текущем году выявлена задолженность по арендной плате по состоянию на 01.01.2007 в размере 797 тыс. руб., которая на 104 тыс. руб. превышает фактические поступления 2006 года и подлежит включению в план доходов краевого бюджета на 2007 год.

Рост доходов как краевого, так и местных бюджетов от аренды земли напрямую зависит от процесса регистрации прав собственности на земельные участки. Между тем, в настоящее время данный процесс не получил достаточного развития. Так, по состоянию на конец отчетного года право собственности края зарегистрировано лишь на 151 земельный участок из почти четырех тысяч.

В этой связи проблема развития земельно-имущественных отношений, особенно в муниципальных образованиях края, осложняющаяся не только отсутствием в достаточном объеме средств, необходимых для решения указанных вопросов, но и зачастую невысоким профессиональным уровнем ответственных работников, а равно и их пассивностью, заслуживает особого внимания.

Также продолжают оставаться актуальными вопросы инвентаризации государственного и муниципального имущества, в том числе земли, его оценки, вовлечения в хозяйственный оборот, оформления соответствующих прав собственника, завершения процесса передачи имущества, необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления и, как следствие, определения доходных возможностей бюджетов в указанной сфере.

Эволюция роли государственного и муниципального имущества, являющегося одним из базовых элементов укрепления собственной доходной базы бюджетов (в особенности местных), наличие значительных доходообразующих резервов использования государственной и муниципальной собственности на фоне недостаточной результативности деятельности органов власти по его вовлечению в хозяйственный оборот, одним из основных препятствий которому служит отсутствие надлежаще оформленных прав собственности, указывают на острую необходимость разработки и принятия комплексной краевой целевой программы по развитию земельно-имущественных отношений в крае.

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении государственных и муниципальных унитарных предприятий поступили в краевой бюджет в 2006 году в размере 86 450,9 тыс. руб., что составляет 95,5% поступлений, имевших место в 2005 году (90 545 тыс. руб.). Снижение, согласно пояснительной записке к законопроекту, объясняется «изъятием из арендных отношений части площадей и передачей их в безвозмездное пользование краевым и федеральным учреждениям и организациям». Между тем, как показала проверка Счетной палаты края эффективности управления и законности использования расположенных на территории г. Красноярска объектов недвижимости государственного казенного имущества Красноярского края в 2005-2006 годах, не использовались почти две трети объектов государственного казенного имущества, что может служить резервом поступлений в бюджет при их вовлечении в хозяйственный оборот. Помимо других недостатков проверкой также установлено, что в проверяемом периоде не обеспечено ведение стоимостного учета объектов казны, соответственно сведения о балансовой и остаточной стоимости объектов казны, приведенные в материалах законопроекта, не являются исчерпывающими и отражают лишь существующие по объектам данные, являющиеся неполными.

Результаты реализации в 2006 году прогнозного плана (программы) приватизации краевого имущества на 2006 год свидетельствуют о его невыполнении в части продажи имущества, как в количественном, так и суммовом выражении, что повторяет негативную тенденцию предыдущих лет. Так, осуществлена продажа лишь 7 из 18 пакетов акций, находящихся в краевой собственности, 3 из 8 объектов недвижимого имущества, не реализован единственный, включенный в программу, имущественный комплекс.

Расходы краевого бюджета

При увеличении в течение года законодательно утвержденных назначений по расходам на 5 970 964,6 тыс. руб. (9,7%) отмечается низкий процент исполнения бюджетных назначений - 95,2% (для сравнения: в 2005 году исполнение составляло 98,9%, в 2004 году - 97,3%), что связано, на наш взгляд, с недостатками бюджетного планирования и неудовлетворительным выполнением своих функций и обязанностей распорядителями бюджетных средств. Следствием недостатков в планировании и исполнении расходов бюджета стало наличие в 4 квартале значительных остатков средств краевого бюджета, смещением нагрузки по расходам на последний месяц года, рост кредиторской и дебиторской задолженности у ряда главных распорядителей и получателей бюджетных средств, что, в конечном итоге снижает эффективность использования бюджетных средств. В разрезе разделов функциональной классификации расходов исполнение варьируется от 82% по разделу жилищно-коммунальное хозяйство до 97,6% по разделу образование. Самое низкое исполнение 58,1% отмечается по разделу общегосударственные вопросы (исполнение по разделу без учета предоставления и возврата бюджетных ссуд и кредитов составило 85,3%).

В 2006 году из краевого бюджета предоставлено бюджетных кредитов на общую сумму 1 021 481,9 тыс. руб., или 50,6% от плановых назначений, погашено 1 778 207,8 тыс. руб. (79,2%). Можно отметить положительную динамику сокращения задолженности перед краевым бюджетом, включая просроченную задолженность. Вместе с тем, показатель соотношения объема задолженности по бюджетным кредитам к объему государственного долга Красноярского края по сравнению с 2005 годом вырос и составил 59,1% (в 2005 году 42,4%).

Просроченные обязательства по возврату бюджетных кредитов (ссуд) по состоянию на 01.01.2007 составляют 731 375,4 тыс. руб., основными должниками являются ОАО «Красноярский завод прицепной техники», ОАО «Игарский морской порт» и ГП КК «Сельскохозяйственное производственное объединение».

Впервые за последние годы отсутствуют не погашенные в срок бюджетные кредиты, предоставленные из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований. Немаловажную роль в сокращении задолженности имеет списание долгов и проведение зачетов встречных обязательств. В 2006 году по муниципальным образованиям общая сумма погашения бюджетных кредитов «зачетами» составила 1 179 527,4 тыс. руб., из них в нарушение положений ст. 141 Бюджетного кодекса РФ зачтены субвенции и субсидии, причитающиеся местным бюджетам, на общую сумму 452 938,8 тыс. руб.

Расходы краевого бюджета на руководство и управление в сфере установленных функций осуществлены в сумме 1 699 257,1 тыс. руб., или с увеличением к 2005 году в 1,4 раза. Рост расходов бюджета обусловлен, в том числе, созданием новых и увеличением штатной численности действующих структур. Динамика численности штатных единиц по государственным должностям и должностям государственной гражданской службы, с 2003 года указывает на сложившуюся тенденцию роста численности. Абсолютный прирост численности за указанный период составил 2 051 ед., или в 1,9 раза. При наличии на 1 января 2007 незамещенных государственных должностей и должностей государственной гражданской службы в количестве 477 единиц, установленная предельная численность выше утвержденной штатной еще на 436 единиц.

При отсутствии адекватных мер, направленных на стимулирование производства сельскохозяйственной продукции, в 2006 году допущено общее ухудшение финансовых показателей по сельскохозяйственным товаропроизводителям края. В том числе в целом по 15 крупным хозяйствам края, вошедшим в рейтинги лучших 300 хозяйств России по результатам 2003-2005 годов, в 2006 году отмечено снижение размера чистой прибыли на 3,5% и опережение роста себестоимости над выручкой на 3,8%.

Доведение до районных администраций показателей прироста продукции в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (далее по тексту – ПНП «Развитие АПК») без выделения необходимых объемов государственной поддержки носило декларативный характер. Из 36 районов края планируемые в рамках ПНП «Развитие АПК» показатели по производству мяса по общественному сектору выполнили 14 районов и только три района края – по производству молока.

В ходе исполнения расходов краевого бюджета на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей по ряду направлений вновь отмечено недофинансирование из-за недостаточности сумм, утвержденных в бюджете. Так, при планируемом в рамках ПНП «Развитие АПК» росте производства молока на 5,4% к 2005 году, расчет объема субсидированного молока в краевом бюджете в пределах 270 тыс. т составил 77% от производства молока и 79,5% от реализованного молока за 2005 год.

В ходе выборочных проверок по пяти хозяйствам края установлено недофинансирование 2 682,6 тыс. руб., или 14,8% от начисленных субсидий на весь объем реализованного молока и мяса свиней.

Кроме того, при полном освоении средств в пределах утвержденных в краевом бюджете сумм и доведенных лимитов, по расчетам не хватило 36 933,6 тыс. руб. на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, сельскохозяйственной техники и на компенсацию части процентных ставок по кредитам до 5 лет. В результате пропорционального сокращения выплат в пределах выделенных средств хозяйствами в целом недополучено от 17,5% до 11,2% от причитающихся субсидий. По ряду направлений не выполнено условие софинансирования расходов из краевого бюджета в полном объеме.

Не обеспечено соблюдение Закона края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса» в части отнесения к получателям бюджетных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, доля выручки которых от реализации сельскохозяйственной продукции предусмотрена по итогам предыдущего года.

В результате выделения средств государственной поддержки организациям, не имевшим деятельности в 2005 году, допущено превышение полномочий агентством сельского хозяйства администрации края при выплате субсидий, а расходы, произведенные с нарушением условия их получения, классифицируются как незаконные расходы краевого бюджета в сумме 2 063,9 тыс. руб.

Расходы краевого бюджета на социально-культурную сферу составили 32 283 936,9 тыс. руб. и исполнены на 103,3% к первоначальной редакции закона края о краевом бюджете на 2006 год, на 96,3% к утвержденному бюджету в последней редакции. Выше 100% исполнены расходы краевого бюджета по всем отраслям социальной сферы к первоначальному утвержденному бюджету, за исключением расходов на территориальную программу обязательного медицинского страхования (89,6%). В 2006 году темп роста расходов на социальную сферу (с учетом изменений) к 2005 году составил 35,3%, темп роста расходов краевого бюджета в целом составил 30,2%. Удельный вес расходов краевого бюджета социальной направленности составил 49,6% от расходов краевого бюджета, тогда как планировалось - 56,9% (в 2005 году – 55,7%). Доля межбюджетных трансфертов (фонд софинансирования социальных расходов, фонд компенсаций, прочие субвенции бюджетам муниципальных образований) в объеме расходов на социальную сферу составила 55,4%, при плане 55,9%.

По-прежнему не соблюдаются принципы эффективности и экономности при использовании капитальных расходов краевого бюджета, показатели результативности завышаются. Несмотря на то, что на один объект краевой адресной инвестиционной программы (далее – КАИП) в 2006 году приходилось 9 197 тыс. руб., или в 1,6 раза больше, чем в 2005 году, введено в эксплуатацию 25 объектов или 61% от планируемого, что меньше, чем в 2005 году, когда уровень результативности (ввод в эксплуатацию) составил 72,7%. Из 25 вводных объектов на полную мощность сданы только 17, а 8 – с выделением пусковых очередей, в том числе по объектам, уже введенным в эксплуатацию в предыдущие годы.

Продолжается практика распыления капитальных вложений по множественным объектам. Зачастую на включение объектов в КАИП и результативность капитальных вложений оказывает влияние субъективный фактор, когда не учитываются ни степень подготовленности инвестиционного проекта, ни наличие его обоснования и экспертной оценки. Это отражается на срыве нормативных сроков строительства и наращивании объектов незавершенного строительства: за год их количество только у одного из государственных заказчиков – агентство строительства и жилищно-коммунального хозяйства возросло с 320 до 350, из них 75 – объектов образования и 73 – коммунального строительства. Как следствие, увеличение сметной стоимости объектов в связи с ежеквартальным ростом индекса пересчета сметной стоимости строительства.

При этом по-прежнему средства краевого бюджета отвлекаются на строительство объектов для федеральных государственных нужд. В 2006 году на указанные цели незаконно использовались 32 557,1 тыс. руб.

Все вышеизложенное подтверждает отсутствие четких приоритетов инвестиционной политики, реализуемой через КАИП, и взаимосвязанности ее с Программой социально-экономического развития края до 2010 года. Этому способствует отсутствие нормативных подходов формирования КАИП на краевом уровне.

Общая сумма расходов краевого бюджета по разделу межбюджетные трансферты составила 37 387 055,1 тыс. руб., или 99% от годовых назначений по закону края о бюджете на 2006 год, удельный вес расходов по разделу в общем объеме расходов краевого бюджета составил 57,5%.

В рамках межбюджетных отношений бюджетам муниципальных образований выделялись субсидии на реализацию полномочий, в том числе в сфере дорожного строительства и жилищно-коммунального хозяйства. При этом отдельными муниципальными образованиями края обязательства по софинансированию расходов не выполнялись. В ходе внешней проверки установлено, что в результате недостаточного контроля со стороны органов государственной власти края муниципальными образованиями допускалось использование субсидий краевого бюджета в нарушение порядков их использования (перечисления) на общую сумму 74 165,1 тыс. руб., что классифицируется как незаконное использование средств краевого бюджета.

Из 6 215 927,3 тыс. руб. (или 9,6% от общей суммы расходов краевого бюджета), предоставленных бюджету г. Красноярска в виде межбюджетных трансфертов, 575 213,5 тыс. руб. предусмотрены на решение проблем в дорожной и жилищно-коммунальной отраслях. Достаточно большой объем бюджетных инвестиций позволяет г. Красноярску ускорять темпы социально-экономического развития, увеличивая диспаритет в развитии по сравнению с другими муниципальными образованиями края, что отражается на показателях качества жизни населения.

За 2006 год расходы краевого бюджета на реализацию 24 краевых целевых программ (далее – КЦП) составили 3 648 632,3 тыс. руб., или 95,4% к годовым назначениям (в 2005 – 97,5%, в 2004 – 81,3%). В разрезе программ исполнение варьировалось от 100% до 3,5%, при этом только по 14 программам процент исполнения сложился выше 90%. В ходе внешней проверки установлено длительное нахождение средств, выделенных на реализацию КЦП, на счетах получателей (без движения), что свидетельствует о неэффективном использовании средств краевого бюджета в сумме 9 930,2 тыс. руб.

В 2006 году, как и в предыдущие годы, дополнительным источником финансирования расходов, носящим плановый и регулярный характер, являлись средства резервного фонда. На расходы подлежащие финансированию из средств федерального бюджета направлено 15 852 тыс. руб., в том числе по обеспечению безопасности и жизнедеятельности личного состава ГУВД края при выполнении служебно-боевых задач на территории Чеченской Республики в сумме 5 852 тыс. руб. и на тушение лесных пожаров – 10 000 тыс. руб., что классифицируется как незаконные расходы краевого бюджета. На проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, израсходовано 44 652,2 тыс. руб., или 25% от суммы расходов резервного фонда (178 700,3 тыс. руб.).

Согласно п.4 ст.81 Бюджетного кодекса РФ средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Положением о порядке расходования средств резервного фонда Совета администрации края, утвержденным постановлением Совета администрации края от 21.04.2005 № 120-п, цели создания резервного фонда Совета администрации края наряду с финансированием непредвиденных расходов дополнены финансированием мероприятий, имеющих важное общественное и (или) социально-экономическое значение для края, не предусмотренных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Замечания и предложения к приложениям законопроекта

Для приведения в соответствие между собой данных приложений к законопроекту и данных Отчета о предоставлении и погашении бюджетных кредитов, выданных из краевого бюджета, за 2006 год, предлагаем:

  • в приложении 3 «Распределение расходов краевого бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в 2006 году» по строке № 111 в графе «Исполнено» цифру 85 382,8 заменить на 85 420,8;
  • в приложении 4 «Ведомственная структура расходов краевого бюджета в 2006 году» по строке № 870 в графе «Исполнено» цифру 85 382,8 заменить на 85 420,8, по строке № 874 цифру 5 195,8 заменить на 5 167,8.

Рассмотрев документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, обращаем внимание, что Отчет об исполнении смет краевых целевых бюджетных фондов не представлен, так как в 2006 году в составе краевого бюджета целевые бюджетные фонды не формировались, Отчет о реализации краевых целевых программ, действовавших в 2006 году на территории Красноярского края, содержит неточности и ошибки, в Отчете об использовании имущества, находящегося в краевой собственности в 2006 году, приведена недостаточно полная информация.

Кроме того, обращаем внимание, что согласно п. ж ст. 5 Закона края от 10.10.1996 №11-341 «О государственной казне Красноярского края» в число полномочий администрации края по управлению объектами краевой казны входит представление на утверждение Законодательному Собранию края, отчетов о результатах использования имущества краевой казны, размерах поступлений в краевой бюджет от использования объектов краевой казны и расходов на содержание краевой казны. В составе материалов к законопроекту указанные сведения отсутствуют.

Выводы и предложения

Счетная палата края высоко оценивает работу Совета администрации края по взаимодействию с крупнейшими налогоплательщиками, результаты которой позволили обеспечить высокую наполняемость бюджета доходами. Вместе с тем отмечаем, что итоги социально-экономического развития Красноярского края как за 2006 год, так и за ряд предшествующих лет свидетельствуют, что в целом вектор развития региона симметричен направлению развития на данном этапе страны в целом, и направлен в сторону экспортно-сырьевой экономической модели. Между тем, эта модель экономического развития, несмотря на исключительно благоприятную динамику мировых цен как на энергоресурсы, так и полезные ископаемые, в значительной степени исчерпала свои возможности по обеспечению экономического подъема и сдерживанию инфляции.

Дальнейшее поступательное развитие краевой экономики должно преимущественно обеспечиваться не за счет увеличения объемов добычи полезных ископаемых на фоне увеличения мировых цен на сырье, а за счет возникновения и расширения производств глубокой переработки, повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов края как на внутреннем, так и на мировом рынке за счет модернизации основных фондов, стимулирования инноваций, улучшения предпринимательского климата и, как следствие, ускоренного развития малых и средних форм хозяйствования, что, в конечном итоге должно обеспечить значительное улучшение качества жизни населения. К сожалению, указанные процессы еще не получили в крае достаточного развития.

В целом результаты исполнения бюджета подтверждают наличие недостатков в планировании бюджетных показателей, а дополнительно полученные доходы не позволили в полной мере обеспечить выполнение ряда задач, определенных законом края о краевом бюджете на 2006 год.

В ходе внешней проверки отчета установлены недостатки и нарушения в использовании средств краевого бюджета 2006 года в сумме 134 568,3 тыс. руб., в том числе неэффективное использование в сумме 9 930,2 тыс. руб., незаконное использование – 124 638,1 тыс. руб., из них 48 409,1 тыс. руб. на осуществление расходов подлежащих финансированию из федерального бюджета.

По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой края в 2006 году и за истекший период 2007 года, установлены недостатки и нарушения в использовании средств краевого бюджета 2006 года в сумме 86,7 млн. руб., в том числе нецелевое использование - 10,5 млн. руб., неэффективное использование - 46,1 млн. руб., незаконное использование - 29,2 млн. руб., прочие нарушения в сумме - 0,9 млн. руб. Необходимо отметить, что на дату подготовки заключения выполнены все предложения Счетной палаты края по восстановлению средств в краевой бюджет.

Исходя из вышеизложенного Счетная палата края предлагает:

Комитету Законодательного Собрания Красноярского края по бюджету и налоговой политики

  1. Внести проект закона края «Об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 2006 год» на рассмотрение сессии Законодательного Собрания края.
  2. Обратить внимание Совета администрации края на недостатки планирования краевого бюджета и рекомендовать учесть выводы и предложения Счетной палаты края.
  3. При утверждении закона края о краевом бюджете на очередной финансовый год не допускать включения в него:
  • расходов подлежащих финансированию из федерального бюджета;
  • статьи, дающей право финансовому органу края уточнять бюджетную роспись по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом РФ.

Совету администрации Красноярского края

Принять меры к недопущению использования средств краевого бюджета на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов власти.

Привести Положение о порядке расходования средств резервного фонда Совета администрации края в соответствие Бюджетному кодексу РФ, а также рассмотреть вопрос о возможности исключения критерия отнесения расходов к категории непредвиденных как расходов «финансирование которых не предусмотрено законом края о краевом бюджете».

В целях проведения объективного анализа исполнения краевого и консолидированного бюджетов края, в рамках Соглашения о взаимодействии с региональным органом Федеральной налоговой службы о предоставлении информации в части налогов и сборов, принять меры по организации получения информации по налогам и сборам, а также по предоставленным налоговым льготам за прошедший финансовый год до срока предоставления отчета об исполнении краевого бюджета в Законодательное Собрание края.

Обратить внимание на неэффективность действующей системы государственной поддержки сельскохозяйственного производства, не обеспечившей выполнение показателей ПНП «Развитие АПК» и прогноза социально-экономического развития края на 2006 год. Дать оценку проводимой в крае агропродовольственной политики и определить ответственность органов управления за несоблюдение возложенных полномочий, определенных в бюджетном послании Президента и основных направлениях бюджетной политики в крае.

Рассмотреть вопрос о передаче на муниципальный уровень власти отдельных направлений государственной поддержки для выполнения возложенных задач по реализации ПНП «Развитие АПК».

Рассмотреть возможность разработки и принятия:

  • комплексной краевой целевой программы по развитию земельно-имущественных отношений в крае;
  • нормативного правового акта, регламентирующего позицию Красноярского края как акционера в акционерных обществах по вопросам выплаты дивидендов;
  • положения о порядке использования гидрогеологических скважин, пробуренных на подземные пресные, минеральные воды и рассолы, в котором должен быть отражен механизм их зачисления на баланс уполномоченного органа исполнительной власти края.

Активизировать работу по проведению соответствующих процедур по ликвидации и исключению из Реестра государственного имущества Красноярского края краевых унитарных предприятий, фактически не осуществляющих свою деятельность.

В целях обеспечения большей прозрачности при формировании и исполнении краевого бюджета:

  • продолжить работу по внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат;
  • создать нормативно правовую и методическую базу для перехода от сметного к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.

Проинформировать Законодательное Собрание края о реализации в 2006 году ведомственных целевых программ в соответствии с постановлением Совета администрации края от 28.06.2006 № 179-П «Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ и перечня показателей результативности деятельности органов исполнительной власти края».

Повысить эффективность инвестиционных расходов бюджета путем:

  • отказа от «распыления» бюджетных инвестиций по многочисленным объектам, реализации необеспеченных финансированием инвестиционных проектов с целью безусловного выполнения на этой основе социальных обязательств края в рамках краевых целевых программ и непрограммных мероприятий;
  • ориентации госкапвложений на конечный результат использования бюджетных средств – ввод мощностей строящихся (реконструируемых) объектов в нормативные сроки;
  • обеспечении контроля со стороны главных распорядителей средств краевого бюджета (государственных заказчиков, заказчиков-застройщиков) и получателей бюджетных средств за достижение поставленных целей;
  • в случае невозможности освоения инвестиций в полном объеме своевременно перераспределять их по вводным объектам;
  • не допускать включения новых объектов в КАИП без технико-экономического обоснования расходов.

Продолжить работу по совершенствованию краевого законодательства в части совершенствования межбюджетных отношений с целью повышения заинтересованности и ответственности органов местного самоуправления края в социально-экономическом развитии территорий.

Обеспечить контроль за выполнением органами местного самоуправления обязательств по долевому финансированию расходов, при выделении субсидий из краевого бюджета, а также устанавливать единые требования к обязательствам софинансирования и документам, подтверждающим фактическое их выполнение.

Заключение на проект закона края «Об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 2006 год» рассмотрено коллегией Счетной палаты края 7 июня 2007 года (протокол № 9) и рекомендовано к утверждению.

Председатель Счетной палаты края И. А. Ланчинский

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: +7 (495) 986-04-30  Факс: +7 (495)