карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Законодательство

Российская Федерация

Республика Адыгея

Республика Алтай

Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Брянская область

Республика Башкортостан

Белгородская область

Республика Бурятия

Вологодская область

Владимирская область

Воронежская область

Волгоградская область

Республика Дагестан

Еврейская автономная область

Ивановская область

Иркутская область

Республика Ингушетия

Калининградская область

Республика Калмыкия

Калужская область

Камчатская область

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Республика Коми

Коми-Пермяцкий АО

Корякский АО

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Республика Марий Эл

Московская область

г. Москва

Республика Мордовия

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

г. Санкт-Петербург

Саратовская облать

Сахалинская область

Республика Саха (Якутия)

Свердловская область

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО

Республика Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Республика Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Республика Хакасия

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Читинская область

Чувашская республика

Чукотский АО

Эвейский АО

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ярославская область

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

02.06 Закон "Об административных правонарушениях Ивановской области". Подробнее

02.06 Закон "О внесении поправок в Устав (Основной закон) Ивановской области". Подробнее

30.05 Закон Приморского края от 05.05.2008 "О внесении изменений в Закон "О контрольно-счетной палате ЗС Приморского края". Подробнее

30.05 Обновление раздела СП ЗС Свердловской области "Постановления ЗС". Подробнее

Вестник АКСОР

          

Подписной индекс в Каталоге Роспечати - 82288

Предложение

«Контроль, анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов»

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Законодательство   >>  Вологодская область Постановления Вологодская область

Устав Вологодской области (18 октября 2001 г.)

версия для печати 

Губернатор области В.Е.ПОЗГАЛЕВ, N 716-ОЗ

Настоящий Устав в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет предметы ведения Вологодской области, территориальное устройство области, статус органов государственной власти области, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и материальную основу их деятельности, формы прямого волеизъявления населения Вологодской области и его участие в осуществлении государственной власти области.

Карта Вологодской области

Карта Вологодской области

Глава 1

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1. Вологодская область - субъект Российской Федерации

  1. Вологодская область является субъектом Российской Федерации.
  2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
  3. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.
  4. Изменение статуса, наименования, границ области, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены только в соответствии с федеральным конституционным законом на основе выраженного на областном референдуме волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.

Статья 2. Символика области

  1. Область имеет свою символику - герб, флаг.
  2. Описание и порядок официального использования символики области определяются законами области.

Статья 3. Взаимоотношения области и Российской Федерации

Взаимоотношения Вологодской области и Российской Федерации строятся на основе принципов государственной и территориальной целостности Российской Федерации, распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и областью, самостоятельного осуществления областью своих полномочий.

Статья 4. Предметы ведения и полномочия области

  1. Предметы ведения и полномочия Вологодской области:

    а) полномочия Вологодской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и области согласно Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;

    б) предметы ведения Вологодской области;

    в) полномочия, переданные Вологодской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, договорами между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области.

  2. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.
  3. Вологодская область самостоятельно в пределах полномочий по предметам ее ведения решает следующие вопросы:

    а) принятие Устава области и поправок к нему;

    б) правовое регулирование по вопросам ведения области;

    в) установление системы органов государственной власти области, определение порядка их образования, формирования и деятельности;

    г) международные и внешнеэкономические связи области;

    д) экономические, научно - технические и культурные связи области с другими субъектами Российской Федерации;

    е) административно - территориальное устройство области;

    ж) принятие и изменение законов области о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

    з) осуществление правомочий собственника в отношении имущества, находящегося в государственной собственности области;

    и) областной бюджет, областные налоги, сборы, внебюджетные фонды;

    к) определение социально - экономической политики области, принятие, исполнение областных программ в сфере государственного, экономического, социального, экологического, культурного развития области, социальной защиты населения;

    л) создание и функционирование областных энергетических, транспортных, информационных и иных систем жизнеобеспечения области;

    м) организация и функционирование государственной службы области;

    н) учреждение областных государственных наград, почетных званий, премий Вологодской области, грантов области;

    о) иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Устав области

  1. Устав Вологодской области является основным законом Вологодской области и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам Вологодской области.
  2. Устав области имеет прямое действие и применяется на всей территории Вологодской области.

Статья 6. Нормативные правовые акты области

  1. По предметам самостоятельного ведения область осуществляет собственное правовое регулирование.
  2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Вологодской области издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты области.
  3. До принятия законов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Вологодская область вправе осуществлять по ним собственное правовое регулирование. При принятии федеральных законов по данным вопросам нормативные правовые акты области приводятся в соответствие с федеральными законодательными актами.
  4. Законы области и иные нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти области, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и области. В случае противоречия между ними действует федеральный закон.
  5. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, изданным по предметам ведения области, действует нормативный правовой акт области.
  6. Устав, законы, иные нормативные правовые акты области, принятые в соответствии с полномочиями области, подлежат обязательному исполнению и государственной защите на территории области.

Статья 7. Отношения области с другими субъектами Российской Федерации

  1. Вологодская область самостоятельно устанавливает связи с другими субъектами Российской Федерации по социально - экономическим, политическим, культурным и иным вопросам.
  2. Область может участвовать в региональных объединениях.

Статья 8. Международные и внешнеэкономические связи области

Область в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, договорами и соглашениями между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области о разграничении предметов ведения и полномочий, обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей, а также на участие в деятельности международных организаций (при координации органов государственной власти Российской Федерации).

Статья 9. Территория области

  1. Территория области в пределах административных границ, установленных постановлением ЦИК СССР от 23 сентября 1937 года и последующими актами СССР, РСФСР и Российской Федерации, является частью единой территории Российской Федерации.
  2. Административные границы между областью и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с взаимного согласия в порядке, определенном Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
  3. Описание административных границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, признается официальным документом, фиксирующим границы области.

Статья 10. Административно - территориальное устройство области

  1. Вопросы административно - территориального устройства области решаются органами государственной власти области самостоятельно в соответствии с федеральным и областным законодательством.
  2. Вологодская область включает:

    районы - Бабаевский, Бабушкинский, Белозерский, Вашкинский, Великоустюгский, Верховажский, Вожегодский, Вологодский, Вытегорский, Грязовецкий, Кадуйский, Кирилловский, Кичменгско-Городецкий, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Сокольский, Сямженский, Тарногский, Тотемский, Усть-Кубинский, Устюженский, Харовский, Чагодощенский, Череповецкий, Шекснинский;

    города областного значения - Великий Устюг, Вологда, Сокол, Череповец.

Статья 11. Административный центр области

  1. Административным центром Вологодской области - местом нахождения органов государственной власти области - является город Вологда.
  2. Статус областного административного центра определяется законом области.

Статья 12. Система органов государственной власти области

  1. Систему органов государственной власти области составляют:

    Губернатор области - высшее должностное лицо области, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области;

    Законодательное Собрание области - законодательный (представительный) орган государственной власти области;

    Правительство области - высший исполнительный орган государственной власти области;

    органы исполнительной государственной власти области.

  2. Органы законодательной и исполнительной власти области при осуществлении своих полномочий самостоятельны в пределах своей компетенции.

Статья 13. Цели и принципы деятельности органов государственной власти области

  1. Целями деятельности органов государственной власти являются:

    защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

    утверждение гражданского мира;

    сохранение исторических, культурных традиций;

    обеспечение благополучия населения области.

  2. Деятельность органов государственной власти области осуществляется в соответствии с принципами:

    единства системы органов государственной власти;

    верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

    разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти или должностного лица.

Статья 14. Органы государственной власти области и органы государственной власти Российской Федерации

  1. Органы государственной власти области строят свои взаимоотношения с федеральными органами государственной власти и входящими в их систему органами, расположенными на территории области, на основе сотрудничества и координации действий в соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области, самостоятельного осуществления органами государственной власти области принадлежащих им полномочий.
  2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории области непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.
  3. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством входят два представителя от Вологодской области: один от Законодательного Собрания области и один от высшего исполнительного органа государственной власти области.
  4. Органы исполнительной государственной власти области в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом, могут заключать с федеральными органами исполнительной власти соглашения о передаче части своих полномочий, а также соглашения о формировании и реализации на территории области федеральных государственных программ, о совместном решении иных задач, представляющих взаимный интерес.

Глава 2

ЧЕЛОВЕК, ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ.

ИНСТИТУТЫ НАРОДОВЛАСТИЯ

Статья 15. Обеспечение и защита прав и свобод личности

  1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются главной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
  2. Расширение социальных льгот и гарантий прав граждан Российской Федерации на территории области возможно на основании законов и иных нормативных правовых актов области, актов местного самоуправления за счет средств областного и местного бюджетов.

Статья 16. Население и государственная власть

  1. Источником власти в области является население области.
  2. Население области осуществляет свою власть непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления области.

Статья 17. Непосредственное участие населения в осуществлении государственной власти в области

Граждане принимают непосредственное участие в осуществлении государственной власти в области посредством участия в референдумах, выборах, в народных обсуждениях, а также в иных формах, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Статья 18. Выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления

  1. Губернатор области, депутаты Законодательного Собрания области, депутаты представительных органов местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным и областным законодательством. При этом в Законодательное Собрание области 17 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 17 депутатов - по единому избирательному округу с распределением мандатов пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

    Главы муниципальных образований могут избираться из числа депутатов представительных органов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

    (в ред. Закона Вологодской области от 21.02.2003 N 871-ОЗ)

  2. Никто не может присваивать полномочия законно избранных должностных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
  3. Депутаты и выборные должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления представляют интересы населения и ответственны перед ним.

Статья 19. Референдум

  1. Наиболее важные вопросы государственного значения, отнесенные к ведению области, могут быть вынесены на областной референдум.
  2. Порядок назначения, проведения областного референдума устанавливается законом области.

Статья 20. Народные обсуждения

  1. Законодательное Собрание области по своей инициативе или по предложению Губернатора области может выносить на областное народное обсуждение наиболее важные вопросы жизнедеятельности области, проекты нормативных правовых актов области.
  2. Народное обсуждение осуществляется гласно путем проведения собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий. Свои предложения граждане вправе направлять Губернатору области, в Законодательное Собрание области. Народное обсуждение освещается в средствах массовой информации.

Статья 21. Общественная и политическая деятельность населения

  1. Общественная, в том числе политическая деятельность в области осуществляется свободно, на основе идеологического многообразия.
  2. Цели, организация, формы и методы работы партий и иных общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории области, должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам.
  3. Политические партии и иные общественные объединения, а также региональные или иные структурные подразделения политических партий и общественных объединений, осуществляющие свою деятельность на территории области, зарегистрированные в установленном порядке и имеющие в соответствии с федеральным законодательством право участвовать в выборах соответствующего уровня, могут выдвигать кандидатов или списки кандидатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления области.

    (в ред. Закона Вологодской области от 21.02.2003 N 871-ОЗ)

Статья 22. Гласность в работе органов государственной власти области

  1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области обязаны информировать население о социально - экономическом положении области, вопросах, обсуждаемых в органах государственной власти и органах местного самоуправления, принимаемых ими решениях, за исключением информации, распространение которой ограничено федеральными законами.
  2. Законы и иные нормативные правовые акты области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному опубликованию для всеобщего сведения и вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Статья 23. Ответственность органов государственной власти области

Органы государственной власти области несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов области, а также обеспечивают соответствие принимаемых (принятых) ими нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

Глава 3

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ ОБЛАСТИ

Статья 24. Экономическая политика области

  1. При осуществлении экономической политики область исходит из признания единства экономического пространства Российской Федерации и обеспечивает на своей территории равенство всех форм собственности, свободное перемещение товаров, финансовых средств, иного имущества, работ и услуг.
  2. Экономическая политика области основывается на началах поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности в интересах населения области и с учетом общегосударственных потребностей и направлена на обеспечение:

    а) экономического роста, являющегося основой для эффективной занятости, повышения уровня и качества жизни населения;

    б) содействия развитию предпринимательства;

    в) привлечения инвестиций, способствующих развитию экономики области;

    г) относительного выравнивания условий для социально - экономического развития муниципальных образований и создания равных возможностей для реализации прав и законных интересов всего населения области;

    д) экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов;

    е) повышения эффективности управления государственной собственностью области.

Статья 25. Собственность области

  1. Имущество, принадлежащее на праве собственности Вологодской области, в том числе казна и иные финансовые ресурсы, является государственной собственностью.
  2. В собственности области могут находиться:

    а) финансовые ресурсы;

    б) земельные участки, участки недр, природные объекты, обособленные водные объекты, объекты инженерной инфраструктуры;

    в) имущество, переданное области Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами;

    г) имущество органов государственной власти области;

    д) иное имущество, находящееся на территории области и за ее пределами, в соответствии с действующим законодательством.

  3. Вологодской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области могут принадлежать исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.
  4. Правомочия собственника от имени области осуществляют органы государственной власти области, определенные законодательством области в рамках их компетенции.
  5. Порядок управления и распоряжения объектами областной собственности регулируется федеральными, областными законами и иными областными нормативными правовыми актами.
  6. Управление и распоряжение объектами иной, кроме областной, собственности органы государственной власти области осуществляют в пределах полномочий, предоставленных собственником.
  7. В отношении объектов федеральной собственности органы государственной власти области осуществляют контроль за эффективным размещением и использованием производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.

Статья 26. Организация учета имущества, находящегося в государственной собственности области

  1. Имущество, находящееся в государственной собственности области, подлежит учету в Реестре собственности Вологодской области. Реестр собственности Вологодской области представляется в Законодательное Собрание области одновременно с проектом областного бюджета на соответствующий год. В последующие годы в Законодательное Собрание области одновременно с проектом областного бюджета представляются планируемые изменения в Реестр.
  2. Порядок составления, ведения, изменения Реестра собственности Вологодской области устанавливается законом области.

Статья 27. Финансовая основа области

  1. Область в пределах своей компетенции самостоятельно определяет финансовую политику.
  2. Целью финансовой политики области является повышение благосостояния, улучшение качества жизни населения и социально - экономическое развитие территории.
  3. Финансовую основу области составляют средства областного и местных бюджетов, государственных внебюджетных и валютных фондов, а также иные финансовые ресурсы, которыми может располагать Вологодская область в соответствии с законодательством.
  4. Финансовые ресурсы, сосредоточенные в областном бюджете, государственных внебюджетных и валютных фондах, находятся в непосредственном распоряжении органов государственной власти области.

Статья 28. Казна области

Средства областного бюджета и иное государственное имущество области, не закрепленное за областными государственными предприятиями и учреждениями, составляют казну области.

Статья 29. Налоги и сборы на территории области

  1. Установление налогов и сборов на территории области должно соответствовать общим принципам налогообложения и сборов в Российской Федерации, устанавливаемым законодательством Российской Федерации.
  2. На территории области взимаются налоги и сборы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и зачисляемые в соответствии с ними в федеральный, областной или местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Статья 30. Бюджетная политика области

Бюджетная политика проводится органами государственной власти и местного самоуправления области в соответствии с социально - экономической, налоговой, кредитно - финансовой и валютной политикой Российской Федерации и направлена на обеспечение бюджетными ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления для выполнения ими своих функций.

Глава 4

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ОБЛАСТИ

Статья 31. Социальная защита населения области

Органы государственной власти области определяют политику в сфере социальной защиты населения, основываясь на следующих основных принципах:

а) содействия обеспечению занятости трудоспособного населения;

б) предотвращения снижения доходов малоимущих групп населения за счет реализации системы адресной социальной помощи;

в) предоставления льгот, преимуществ и услуг категориям граждан, подпадающим под действие федеральных и областных законов;

г) повышения качества и расширения сферы социальных услуг, предоставляемых в надомных условиях нуждающимся гражданам пожилого возраста и инвалидам;

д) развития сети стационарных и полустационарных учреждений социальной защиты;

е) обеспечения необходимых условий для реализации семьей своих функций и повышения качества жизни семьи;

ж) развития реабилитационных форм работы с инвалидами и другими категориями граждан.

Статья 32. Организация охраны здоровья населения области

  1. Органы государственной власти области принимают меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряют деятельность по укреплению здоровья человека, охране труда, экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию, обеспечивают функционирование на территории области лечебных и профилактических учреждений.
  2. Органы местного самоуправления обеспечивают деятельность муниципальных учреждений здравоохранения.

Статья 33. Государственная политика области в сферах воспитания, образования и культуры

  1. Органы государственной власти области обеспечивают осуществление государственной политики в сферах воспитания, образования, культуры, искусства и использования историко - культурного наследия, разрабатывают и обеспечивают выполнение областных программ в названных сферах.
  2. В области создаются условия для занятий физической культурой и различными видами спорта.
  3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области поощряют привлечение средств организаций на развитие объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта путем предоставления льгот по налогообложению, арендной плате в пределах компетенции этих органов.

Статья 34. Социальное партнерство в области

  1. В Вологодской области поддерживается развитие социального партнерства на основе сотрудничества органов государственной власти области, органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов, а также иных общественных объединений.
  2. Отношения социального партнерства на территории области закрепляются в соответствующих соглашениях.

Глава 5

ГУБЕРНАТОР ОБЛАСТИ

Статья 35. Губернатор области

Губернатор области является высшим должностным лицом области и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство области.

Статья 36. Выборы, вступление в должность Губернатора области

  1. Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законодательством активным избирательным правом.
  2. Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет.
  3. Порядок проведения выборов Губернатора области определяется законом области в соответствии с федеральным законодательством.
  4. Губернатор области вступает в должность не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов и при вступлении в должность приносит населению области в торжественной обстановке следующую присягу:

"Вступая в должность Губернатора Вологодской области, клянусь добросовестно исполнять обязанности Губернатора области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы населения области, соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Устав и законы Вологодской области".

Статья 37. Срок полномочий Губернатора области

  1. Срок полномочий Губернатора области составляет 5 лет.
  2. Часть 2 исключена. - Закон Вологодской области от 06.12.2001 N 732-ОЗ.
  3. Срок полномочий Губернатора области исчисляется со дня вступления в должность.
  4. Полномочия Губернатора области прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Губернатора области, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом.

Статья 38. Основные полномочия Губернатора области

  1. Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель Правительства области:

    а) представляет область лично или через уполномоченных им представителей в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;

    б) обнародует законы области, акты официального толкования законов области, удостоверяя обнародование путем их подписания, либо отклоняет законы области, акты официального толкования законов области в установленном порядке;

    в) направляет в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, проекты программ социально - экономического развития области;

    г) ежегодно направляет в Законодательное Собрание области отчет об исполнении областного бюджета, в состав которого входит информация о выполнении программ социально - экономического развития области;

    д) ежемесячно представляет Законодательному Собранию области информацию об исполнении областного бюджета;

    е) информирует Законодательное Собрание области об исполнении законов области;

    ж) формирует высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство области;

    з) осуществляет полномочия по внутриорганизационному управлению и функции руководителя Правительства области как юридического лица;

    и) вправе требовать созыва внеочередной сессии Законодательного Собрания области;

    к) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области в порядке и на условиях, определенных действующим законодательством;

    л) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания области с правом совещательного голоса;

    м) дает заключения по проектам нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством;

    н) вправе заключать договоры от имени области как субъекта Российской Федерации, а также подписывать договоры и соглашения с федеральными органами исполнительной власти от имени высшего исполнительного органа государственной власти области;

    о) награждает государственными наградами области и присуждает почетные звания области;

    п) осуществляет руководство по вопросам подготовки, содержания и использования сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как начальник гражданской обороны области;

    р) вправе обращаться в Законодательное Собрание области с предложениями о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания области либо об их отмене, вправе обжаловать в судебном порядке нормативные правовые акты, принятые Законодательным Собранием области;

    с) вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации;

    т) согласовывает назначение должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством;

    у) назначает половину состава избирательной комиссии области;

    ф) решает вопросы о представительстве Губернатора области в Федеральном Собрании Российской Федерации, при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, в Северо - Западном федеральном округе, Законодательном Собрании области;

    х) при необходимости, в пределах своей компетенции, назначает представителей в иных органах государственной власти, в других субъектах Российской Федерации, а также международных, экономических организациях;

    ц) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

  2. Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области имеет первых заместителей и заместителей. Количество заместителей и распределение обязанностей между ними устанавливается решением Губернатора области.
  3. Губернатор области может поручать выполнение отдельных функций и полномочий Губернатора области как высшего должностного лица области или руководителя высшего исполнительного органа государственной власти области первым заместителям Губернатора области, другим должностным лицам органов исполнительной государственной власти.
  4. Губернатор области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Статья 39. Досрочное прекращение полномочий Губернатора области

  1. Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случае:

    а) его смерти;

    б) его отставки в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием области;

    в) его отставки по собственному желанию;

    г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;

    д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

    е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

    ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

    з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

    и) утраты им гражданства Российской Федерации.

  2. Отставка Губернатора области по собственному желанию принимается Законодательным Собранием области на основании личного заявления Губернатора области. В случае непринятия Законодательным Собранием области отставки Губернатора области Губернатор области вправе по истечении месяца с момента подачи заявления принять постановление о сложении своих полномочий.

Статья 40. Ограничения, связанные с осуществлением полномочий Губернатора области

Губернатор области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Законодательного Собрания области, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Временное исполнение обязанностей Губернатора области

  1. В случаях досрочного прекращения полномочий Губернатора области, предусмотренных статьей 39 настоящего Устава, временное исполнение обязанностей Губернатора области возлагается Законодательным Собранием области на первого заместителя Губернатора области.
  2. Должностное лицо, временно исполняющее обязанности Губернатора области, в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, не вправе:

    а) формировать и распускать высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство области;

    б) утверждать и изменять перечень органов исполнительной государственной власти области;

    в) образовывать, реорганизовывать, ликвидировать органы исполнительной государственной власти области, изменять положения о них;

    г) принимать решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области.

  3. В случаях временного отсутствия Губернатора области его обязанности исполняет должностное лицо, им уполномоченное.
  4. Должностное лицо, исполняющее обязанности Губернатора области в случаях его временного отсутствия, не вправе совершать действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, а также не вправе подписывать от имени области как субъекта Российской Федерации договоры государственно - правового характера, подписывать и обнародовать законы области.

Глава 6

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ) ВЛАСТЬ ОБЛАСТИ

Статья 42. Законодательное Собрание области - орган законодательной (представительной) власти области

  1. Законодательное Собрание области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти области.
  2. Законодательное Собрание области осуществляет свои полномочия самостоятельно в соответствии с конституционным принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Законодательное Собрание области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
  4. Порядок деятельности Законодательного Собрания области определяется федеральным законодательством, настоящим Уставом, законами области, Регламентом Законодательного Собрания области.

Статья 43. Формирование Законодательного Собрания области

  1. Законодательное Собрание области состоит из 34 депутатов (установленное число депутатов).
  2. Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания области одного созыва составляет 3 года и 3 месяца.

    (в ред. Закона Вологодской области от 21.02.2003 N 871-ОЗ)

    _____________________________________________________________

    КонсультантПлюс: примечание.

    Действие части 2 настоящей статьи не распространяется на депутатов, избранных до вступления в силу Закона Вологодской области от 21.02.2003 N 871-ОЗ.

    _____________________________________________________________

    Часть 3 исключена. - Закон Вологодской области от 21.02.2003 N 871-ОЗ.

  3. Законодательное Собрание области является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
  4. Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания области определяется законом области.

Статья 44. Основные полномочия Законодательного Собрания области

  1. Законодательное Собрание области:

    а) принимает Устав области и поправки к нему;

    б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

    в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

  2. Законом области:

    а) утверждаются областной бюджет и отчет о его исполнении, представленные Губернатором области;

    б) устанавливаются в соответствии с настоящим Уставом основы организации и деятельности Законодательного Собрания области;

    в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области в пределах полномочий Законодательного Собрания области, определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

    г) утверждаются программы социально - экономического развития области, представленные Губернатором области;

    д) устанавливаются областные налоги и сборы;

    е) устанавливается порядок образования и деятельности территориальных государственных внебюджетных, а также валютных фондов, утверждаются бюджеты этих фондов и отчеты об их исполнении;

    ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно - правовых форм;

    з) утверждается заключение или расторжение государственно - правовых договоров от имени области как субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом области;

    и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума области;

    к) устанавливается порядок проведения выборов в Законодательное Собрание области, а также выборов Губернатора области;

    л) устанавливается административно - территориальное устройство области и порядок его изменения;

    м) утверждается схема управления областью;

    н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к ведению и полномочиям области.

  3. Постановлением Законодательного Собрания области:

    а) определяется порядок деятельности Законодательного Собрания области;

    б) решается вопрос об избрании Председателя Законодательного Собрания области, его заместителей, председателей, заместителей председателей постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания области;

    в) согласовывается назначение кадров судебных и правоохранительных органов области в случаях, установленных федеральным законодательством;

    г) назначается дата выборов в Законодательное Собрание области;

    д) назначается дата выборов Губернатора области;

    е) назначается референдум области в случаях, предусмотренных законом области;

    ж) оформляется решение о недоверии Губернатору области;

    з) утверждается соглашение об изменении границ области;

    и) решается вопрос об обращениях в федеральные органы государственной власти;

    к) назначается половина состава избирательной комиссии области;

    л) принимается решение об осуществлении права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

    м) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, законами области к ведению Законодательного Собрания области.

Статья 45. Контрольные полномочия Законодательного Собрания области

Законодательное Собрание области самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:

а) соблюдением и исполнением законов и постановлений Законодательного Собрания области;

б) исполнением областного бюджета, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из бюджета Российской Федерации;

в) расходованием средств внебюджетных валютных областных фондов;

г) использованием органами местного самоуправления дотаций, субвенций и займов из областного бюджета;

д) выполнением программ социально - экономического развития области;

е) соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;

ж) исполнением договоров, заключенных от имени области как субъекта Российской Федерации.

Статья 46. Контрольно - счетная палата Вологодской области

  1. Контрольно - счетная палата Вологодской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием области и подотчетным ему, действующим на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. В рамках своих задач, определенных действующим законодательством, Контрольно - счетная палата Вологодской области обладает организационной и функциональной независимостью.
  2. Порядок образования, статус и полномочия Контрольно - счетной палаты Вологодской области определяются законом области.

Статья 47. Прекращение полномочий Законодательного Собрания области

  1. Полномочия Законодательного Собрания области могут быть прекращены досрочно в случае:

    а) принятия Законодательным Собранием области решения о самороспуске по инициативе не менее чем одной трети депутатов Законодательного Собрания области;

    б) роспуска Законодательного Собрания области Губернатором области по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;

    в) вступления в силу решения областного суда о неправомочности состава депутатов Законодательного Собрания области, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

    г) роспуска Законодательного Собрания области в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

  2. Постановление о самороспуске Законодательного Собрания области принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области. Данное постановление не может быть принято Законодательным Собранием области менее чем за шесть месяцев до окончания срока полномочий соответствующей части депутатов Законодательного Собрания области.
  3. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания области назначаются внеочередные выборы. Указанные выборы проводятся в соответствии с законом области.

Статья 48. Статус депутата Законодательного Собрания области

  1. Депутатом Законодательного Собрания области может быть избран гражданин Российской Федерации, имеющий право участвовать в выборах и обладающий в соответствии с федеральным и областным законодательством пассивным избирательным правом.
  2. Статус депутата Законодательного Собрания области устанавливается федеральными законами, настоящим Уставом, законом области.
  3. Депутаты Законодательного Собрания могут осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Условия осуществления депутатами депутатской деятельности устанавливаются законом области.
  4. Депутат Законодательного Собрания области, являющийся Председателем Законодательного Собрания области, заместителем Председателя Законодательного Собрания области, осуществляет свою деятельность на профессиональной постоянной основе.
  5. Депутат Законодательного Собрания области участвует в работе сессий Законодательного Собрания, пользуется правом решающего голоса по всем рассматриваемым вопросам, выполняет поручения Законодательного Собрания, рассматривает поступившие к нему обращения граждан, осуществляет иную деятельность, предусмотренную федеральным и областным законодательством.

Статья 49. Ограничения, связанные с осуществлением депутатской деятельности

  1. В течение срока своих полномочий депутат Законодательного Собрания области не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности области, государственные должности государственной службы области, муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  2. Депутат Законодательного Собрания области, осуществляющий свою депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
  3. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

Статья 50. Полномочия депутата Законодательного Собрания области

  1. Срок полномочий депутата Законодательного Собрания области начинается со дня избрания его депутатом Законодательного Собрания области и заканчивается со дня начала работы Законодательного Собрания области нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

    (в ред. Закона Вологодской области от 21.02.2003 N 871-ОЗ)

  2. Полномочия депутата Законодательного Собрания области прекращаются досрочно в случае:

    а) его письменного заявления о сложении депутатских полномочий;

    б) утраты им гражданства Российской Федерации;

    в) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

    г) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

    д) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

    е) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

    ж) его смерти;

    з) несоблюдения им ограничений, связанных со статусом депутата;

    и) отзыва его избирателями;

    к) досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания области.

  3. Порядок и условия осуществления полномочий депутатами Законодательного Собрания области определяются законом области.

Статья 51. Законодательная инициатива

Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании области принадлежит:

  • Губернатору области;
  • депутатам Законодательного Собрания области;
  • представительным органам местного самоуправления области;
  • областному суду, арбитражному суду области, прокурору области по вопросам их ведения.

Статья 52. Порядок принятия Законодательным Собранием области нормативных правовых актов

  1. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами и настоящим Уставом.
  2. Постановления Законодательного Собрания области принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами.
  3. Постановление Законодательного Собрания области о выражении недоверия Губернатору области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
  4. Порядок внесения и рассмотрения проектов нормативных правовых актов Законодательного Собрания области, поправок к ним устанавливается настоящим Уставом, законами области, Регламентом Законодательного Собрания области.

Статья 53. Участие Губернатора области в законодательном процессе

  1. Законодательное Собрание направляет проекты законов и других нормативных правовых актов области Губернатору области и в обязательном порядке рассматривает его заключения по указанным проектам и поправки к ним.
  2. Отсутствие заключения Губернатора области на законопроект в месячный срок рассматривается как его одобрение.
  3. Законопроекты о введении или отмене налогов и сборов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Законодательным Собранием области по представлению Губернатора области либо при наличии заключения Губернатора области. Данное заключение представляется в Законодательное Собрание области в месячный срок со дня поступления законопроекта Губернатору области. При отрицательном заключении Губернатора области по законопроекту его рассмотрение откладывается на один месяц, и законопроект дорабатывается согласительной комиссией, создаваемой Законодательным Собранием области и Губернатором области.
  4. Губернатор области вправе внести в качестве срочного в Законодательное Собрание области законопроект без соблюдения сроков внесения и рассмотрения, установленных Регламентом Законодательного Собрания области.

Статья 54. Обнародование и вступление в силу законов области, нормативных правовых актов Законодательного Собрания области

  1. Законы области, акты официального толкования законов области, принятые Законодательным Собранием области, направляются в десятидневный срок Губернатору области для подписания и обнародования.
  2. Губернатор области в течение четырнадцати дней подписывает закон области, акт официального толкования закона области и обнародует либо отклоняет закон области, акт официального толкования.
  3. Если Губернатор области в установленный срок не подписывает закон области, акт официального толкования закона области и не отклоняет их, то закон или акт официального толкования закона области подписывается и обнародуется Председателем Законодательного Собрания области.
  4. Отклоненный закон, акт официального толкования закона области направляется Губернатором области для повторного рассмотрения Законодательному Собранию области. Причины и основания возвращения закона или акта официального толкования закона области для повторного рассмотрения излагаются Губернатором области в письменном виде. Если при повторном рассмотрении закон или акт официального толкования закона области принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области, Губернатор области обязан подписать и обнародовать его в четырнадцатидневный срок в установленном порядке.
  5. Законы области, акты официального толкования законов области и постановления Законодательного Собрания области подлежат официальному опубликованию в порядке, устанавливаемом законом области.
  6. Законы области, акты официального толкования законов области и постановления Законодательного Собрания области вступают в силу со дня их официального опубликования либо в указанный в нормативном акте срок, если иной порядок не установлен законом области.
  7. Губернатор области вправе обратиться в Законодательное Собрание области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановление Законодательного Собрания области либо о его отмене. Обращение Губернатора области с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в Законодательное Собрание области не позднее десяти дней со дня поступления данного постановления Губернатору области. Законодательное Собрание области отклоняет обращение Губернатора области, если за постановление об отклонении проголосует более половины от избранного числа депутатов Законодательного Собрания области. В этом случае акт Законодательного Собрания области вступает в силу в указанный в нем срок.
  8. Если в течение месяца отклоненный Губернатором области закон области, акт официального толкования закона области, не будет рассмотрен и отклонен Законодательным Собранием области, указанный закон, акт официального толкования считается недействующим.

Статья 55. Организация деятельности Законодательного Собрания области

  1. Организационными формами деятельности Законодательного Собрания области являются сессии Законодательного Собрания, заседания постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания области, депутатских групп, публичные депутатские слушания.
  2. Для подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Законодательного Собрания области создается коллегия Законодательного Собрания области.
  3. Законодательное Собрание области для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к его ведению, образует из числа депутатов постоянные комитеты и комиссии.
  4. Законодательное Собрание области в целях реализации своих полномочий может образовывать временные комиссии и рабочие группы.
  5. Законодательное Собрание области не вправе передать свои полномочия Председателю Законодательного Собрания области, коллегии, комитетам и комиссиям Законодательного Собрания области, отдельному депутату или группе депутатов, а также любому иному лицу или группе лиц.
  6. Законодательное Собрание области самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально - технического и финансового обеспечения своей деятельности.
  7. Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания области утверждаются им самостоятельно и предусматриваются отдельной строкой в бюджете области.
  8. Для обеспечения деятельности Законодательного Собрания области создается аппарат, положение о котором утверждается постановлением Законодательного Собрания области.

Статья 56. Сессии Законодательного Собрания области

  1. Основной формой работы Законодательного Собрания области являются сессии, которые проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц.
  2. Сессия правомочна, если на ее заседании присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области.
  3. Законодательное Собрание области собирается на первую сессию не позднее чем на тридцатый день после избрания депутатов очередного созыва. Губернатор Вологодской области может созвать первую сессию Законодательного Собрания области ранее этого срока.

    (в ред. Закона Вологодской области от 21.02.2003 N 871-ОЗ)

  4. Первое заседание сессии Законодательного Собрания области открывает старейший по возрасту депутат.

    (в ред. Закона Вологодской области от 21.02.2003 N 871-ОЗ)

  5. Внеочередная сессия Законодательного Собрания области созывается по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов, либо Председателя Законодательного Собрания области, либо Губернатора области не позднее чем в двухнедельный срок.
  6. Заседания сессий Законодательного Собрания области являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами области и Регламентом Законодательного Собрания области.
  7. На заседаниях сессий Законодательного Собрания области и его органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти области или лица, уполномоченные указанными руководителями, полномочные представители Губернатора области и Правительства области, а также руководители территориальных органов федеральных органов государственной власти.

Статья 57. Председатель Законодательного Собрания области, его заместители

  1. Законодательное Собрание области избирает из числа депутатов Председателя Законодательного Собрания области и заместителя (заместителей) Председателя Законодательного Собрания области.
  2. Председатель Законодательного Собрания области и его заместитель (заместители) избираются тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области.
  3. Председатель Законодательного Собрания области и его заместитель (заместители) подотчетны Законодательному Собранию области и могут быть освобождены от должности тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области.
  4. Порядок рассмотрения вопросов об избрании, принятии отставки и освобождении от должности Председателя Законодательного Собрания области и его заместителя (заместителей) определяется Регламентом Законодательного Собрания области.

Статья 58. Полномочия Председателя Законодательного Собрания области, его заместителей

  1. Председатель Законодательного Собрания области:

    а) осуществляет внутриорганизационные полномочия и функции руководителя Законодательного Собрания области как юридического лица;

    б) организует работу Законодательного Собрания области, по поручению Законодательного Собрания области представляет его внутри области и за ее пределами;

    в) обеспечивает деятельность депутатов Законодательного Собрания области;

    г) по поручению Законодательного Собрания области представляет его во взаимоотношениях с иными организациями и лицами;

    д) формирует аппарат Законодательного Собрания области и руководит им;

    е) по решению Законодательного Собрания области подписывает исковые заявления в суды общей юрисдикции, арбитражный суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации;

    ж) дает поручения постоянным комитетам и комиссиям Законодательного Собрания области по исполнению законов и постановлений Законодательного Собрания области в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания области;

    з) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения о работе Законодательного Собрания области;

    и) выполняет другие полномочия в соответствии с Уставом области, законами области и Регламентом Законодательного Собрания области.

  2. Председатель Законодательного Собрания области в пределах своей компетенции издает распоряжения.
  3. Заместитель (заместители) Председателя Законодательного Собрания области осуществляет полномочия Председателя в его отсутствие, а также осуществляет деятельность в соответствии с распределением обязанностей между ними.

Статья 59. Председатели, заместители председателей постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания области

Председатели, заместители председателей постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания области избираются из числа депутатов открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области по представлению соответствующего комитета, комиссии.

Глава 7

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ОБЛАСТИ

Статья 60. Система органов исполнительной государственной власти области

  1. В систему органов исполнительной государственной власти области входят:

    Правительство области - высший исполнительный орган государственной власти области, возглавляемый Губернатором области;

    органы исполнительной государственной власти области.

  2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной государственной власти области входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
  3. Финансирование органов исполнительной государственной власти области осуществляется за счет средств областного бюджета.

Статья 61. Правительство области

  1. Правительство области - постоянно действующий коллегиальный орган, возглавляемый Губернатором области. Губернатор области самостоятельно определяет персональный состав Правительства области, осуществляет руководство деятельностью Правительства области.
  2. Структура Правительства области устанавливается настоящим Уставом.
  3. Порядок деятельности Правительства области определяется Регламентом Правительства области, утверждаемым Правительством области.
  4. Правительство области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов области на территории области.
  5. Правительство области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Статья 62. Структура Правительства области

  1. Структура Правительства области включает в себя Губернатора области - руководителя Правительства области, первых заместителей Губернатора области, заместителей Губернатора области, членов Правительства, назначаемых Губернатором области из числа руководителей органов исполнительной власти области.
  2. Члены Правительства области координируют и контролируют деятельность органов исполнительной власти области, выполняют иные поручения Губернатора области и Правительства области.

Статья 63. Основные полномочия Правительства области

  1. Правительство области разрабатывает и осуществляет государственную политику по обеспечению комплексного социально - экономического развития области.
  2. Правительство области:

    а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    б) разрабатывает для представления Губернатором области в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, представляет проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, отчетов об их исполнении, а также проекты областных программ социально - экономического развития;

    в) обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет о его исполнении, включая информацию о выполнении программ социально - экономического развития области для представления их Губернатором области в Законодательное Собрание области;

    г) утверждает перечень органов исполнительной государственной власти области, утверждает положения о них, структуру и штатную численность;

    д) разрабатывает, реализует финансовую, инвестиционную, ценовую политику в области, способствует развитию предпринимательства, содействует укреплению и развитию банковской и кредитной системы;

    е) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    ж) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обжаловать их в судебном порядке;

    з) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

    и) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Статья 64. Прекращение полномочий Правительства области

  1. Перед вновь избранным Губернатором области Правительство области слагает свои полномочия.
  2. Решение Законодательного Собрания области о недоверии Губернатору области, решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора области от должности влекут за собой отставку Правительства области как высшего исполнительного органа государственной власти области.
  3. В случаях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, Правительство области продолжает действовать до сформирования нового Правительства области.

Статья 65. Статус члена Правительства области

  1. Член Правительства области - государственная должность, образованная в соответствии с настоящим Уставом, с установленным кругом обязанностей по исполнению полномочий Правительства области, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
  2. Член Правительства области - государственная должность, отнесенная к государственным должностям категории "А" Реестром государственных должностей Вологодской области.
  3. Порядок замещения государственной должности члена Правительства области, срок полномочий, условия досрочного прекращения полномочий члена Правительства и другие существенные условия деятельности члена Правительства устанавливаются трудовым договором (контрактом), постановлениями Губернатора области, Регламентом Правительства области.
  4. Член Правительства области:

    а) участвует с правом решающего голоса в заседаниях Правительства области;

    б) принимает участие в выработке и реализации политики Правительства области;

    в) по поручению Губернатора области координирует в соответствии с распределением обязанностей работу органов исполнительной государственной власти области, дает им поручения и контролирует их деятельность;

    г) может наделяться полномочиями руководителей соответствующих органов исполнительной государственной власти в соответствии с действующим законодательством.

  5. Правительство области решает вопросы с обязательным участием членов Правительства области, к ведению которых отнесены эти вопросы.

Статья 66. Организация деятельности Правительства области

  1. Деятельность Правительства области осуществляется в форме заседаний и иных формах, предусмотренных Регламентом Правительства области.
  2. Заседание Правительства области правомочно, если на нем присутствует более половины его участников с правом решающего голоса.
  3. На заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства области вправе присутствовать депутаты Законодательного Собрания области либо по поручению Законодательного Собрания области или его Председателя работники аппарата Законодательного Собрания области.
  4. В заседаниях Правительства области вправе принимать участие с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной государственной власти области, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления муниципальных образований области, а также иные лица, определенные Губернатором области.
  5. Правительство области не вправе передавать свои полномочия Губернатору области, отдельным членам Правительства области, любому иному лицу или группе лиц.
  6. Правительство области самостоятельно решает вопросы организационного, материально - технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Статья 67. Органы исполнительной государственной власти области

  1. Органы исполнительной государственной власти области являются постоянно действующими, осуществляющими отраслевое, межотраслевое управление, специальные, контрольные, разрешительные, иные функции в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством. Руководители указанных органов власти и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором области, подотчетны и подконтрольны Губернатору области и Правительству области.
  2. Органы исполнительной государственной власти области могут обладать правами юридического лица, иметь гербовую печать.

Статья 68. Нормативные правовые акты Губернатора области, Правительства области и органов исполнительной государственной власти области

  1. Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства области в пределах своих полномочий издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
  2. Полномочия Правительства области реализуются путем издания постановлений, принимаемых коллегиально.
  3. Постановления Правительства области подписываются и обнародуются Губернатором области либо должностным лицом, им уполномоченным.
  4. Органы исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают приказы, инструкции, распоряжения.
  5. Нормативные правовые акты Губернатора области, Правительства области, органов исполнительной государственной власти области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и области, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу, законам области.

Глава 8

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ

(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 69. Основы взаимодействия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти области

  1. Законодательное Собрание области, Губернатор области, Правительство области взаимодействуют в установленных формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области и в интересах населения.
  2. Нормативные правовые акты Губернатора области, органов исполнительной государственной власти области направляются в Законодательное Собрание области в пятидневный срок с момента принятия.
  3. Законодательное Собрание области направляет Губернатору области планы законопроектных работ и проекты законов области, других нормативных правовых актов.
  4. Губернатор области направляет в Законодательное Собрание области планы законопроектных работ Правительства области.
  5. Законодательное Собрание области вправе обратиться к Губернатору области или в органы исполнительной государственной власти области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты губернатора области, нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти области либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
  6. Губернатор области вправе обратиться в Законодательное Собрание области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания области либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
  7. Депутаты Законодательного Собрания области пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной государственной власти области по вопросам, относящимся к осуществлению ими депутатских полномочий.
  8. Губернатор области, должностные лица органов исполнительной государственной власти области обязаны представлять официальные ответы на запросы Законодательного Собрания области или необходимые сведения в установленные законом сроки.

Статья 70. Разрешение споров между органами законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти области

Споры между Законодательным Собранием области, Губернатором области, органами исполнительной государственной власти области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются посредством создания комиссий, рабочих групп, осуществления иных согласительных процедур, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, законами области, а также в судебном порядке.

Глава 9

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ОБЛАСТИ

Статья 71. Основы государственной службы в области

  1. Правовое регулирование организации, порядка прохождения государственной службы в области, а также правового статуса государственного служащего осуществляется федеральными и областными законами.
  2. К государственным должностям, устанавливаемым для непосредственного исполнения полномочий государственных органов - государственным должностям категории "А", относятся:
    • Губернатор области;
    • Председатель Законодательного Собрания области;
    • заместители Председателя Законодательного Собрания области;
    • депутаты Законодательного Собрания области, работающие на профессиональной постоянной основе;
    • члены Правительства области;
    • председатель и заместитель председателя Контрольно - счетной палаты области;
    • председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области.
  3. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В" в соответствии с действующим законодательством.

Статья 72. Гарантии лицам, замещающим государственные должности

  1. Губернатору области, Председателю Законодательного Собрания области, заместителям Председателя Законодательного Собрания области, депутатам Законодательного Собрания области, работающим на постоянной основе, членам Правительства области, председателю, заместителю председателя и секретарю избирательной комиссии области, председателю, заместителю председателя Контрольно - счетной палаты области предоставляются гарантии по выплате назначенной им заработной платы (с учетом индексации) до устройства на новое место службы (работы) в течение одного года после освобождения их от должности в следующих случаях:

    а) неизбрания или неназначения на должность после окончания срока полномочий;

    б) упразднения должностей в связи с изменением системы или структуры органов государственной власти;

    в) сложения полномочий;

    г) удовлетворения заявления об отставке;

    д) самороспуска Законодательного Собрания области.

  2. В случае, если на новом месте службы (работы) указанные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, то производится доплата до уровня прежнего размера содержания, но не более календарного года со дня освобождения от должности. Оплата производится за счет средств областного бюджета.

Глава 10

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ОБЛАСТИ

Статья 73. Судебная власть в области

  1. В области действуют федеральные суды и мировые судьи, входящие в судебную систему Российской Федерации.
  2. Порядок назначения и деятельности мировых судей определяется федеральным и областным законодательством.

Глава 11

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 74. Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление - это признанные и гарантированные Конституцией Российской Федерации право и реальная возможность населения самостоятельно и под свою ответственность решать, исходя из своих интересов, исторических традиций и иных особенностей, вопросы местного значения.

Статья 75. Принципы осуществления местного самоуправления

Местное самоуправление в области осуществляется на следующих принципах:

а) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

б) признания собственных полномочий местного самоуправления;

в) организационной независимости местного самоуправления, его органов;

г) взаимодействия с органами государственной власти при осуществлении общих задач и функций;

д) самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий при решении вопросов местного значения;

е) ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом;

ж) гласности в работе органов и должностных лиц местного самоуправления;

з) достаточности материальных и финансовых ресурсов для осуществления предусмотренных законом функций местного самоуправления;

и) многообразия форм организации местного самоуправления;

к) самостоятельности определения структуры органов местного самоуправления;

л) экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления;

м) государственной поддержки местного самоуправления;

н) государственного контроля за реализацией органами местного самоуправления переданных им на основании законов государственных полномочий, а также за исполнением органами местного самоуправления федерального и областного законодательства.

Статья 76. Организация местного самоуправления

  1. Местное самоуправление осуществляется населением в границах территорий муниципальных образований.
  2. Порядок создания, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установление и изменение границ, наименований муниципальных образований определяются законами области.
  3. Изменение границ муниципальных образований не допускается без учета мнения населения муниципального образования.
  4. Муниципальное образование имеет устав, разрабатываемый и принимаемый им самостоятельно. Устав является основным нормативным правовым актом муниципального образования и подлежит регистрации в порядке, установленном законом области.

Статья 77. Формы местного самоуправления

  1. Местное самоуправление в области осуществляется населением непосредственно путем местного референдума, муниципальных выборов, собраний (сходов) граждан, организации территориального общественного самоуправления, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
  2. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Статья 78. Предметы ведения местного самоуправления

В ведении муниципальных образований в соответствии с федеральным и областным законодательством находятся вопросы местного значения, отдельные государственные полномочия, которыми они могут быть наделены, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Статья 79. Взаимоотношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления

  1. Органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов, входящих в их компетенцию.
  2. Контроль со стороны органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления ограничивается обеспечением ее соответствия федеральному и областному законодательству.
  3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области осуществляется законами области и допускается с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий определяется федеральными и областными законами.

Статья 80. Гарантии прав местного самоуправления

  1. Органы государственной власти области создают условия для развития муниципальных образований, принимают меры по их поддержке.
  2. Органы государственной власти области принимают законы, касающиеся вопросов местного самоуправления, с учетом мнения органов местного самоуправления.
  3. Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области, иными гарантиями, предусмотренными действующим законодательством.

Статья 81. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

  1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, настоящего Устава, федеральных законов, законов области, устава муниципального образования.
  2. Принятие органом (должностным лицом) местного самоуправления решений, а также совершение иных действий (бездействия), в результате которых ущемляются права и свободы граждан, влекут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава 12

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ УСТАВА ОБЛАСТИ

И ВНЕСЕНИЯ В НЕГО ПОПРАВОК

Статья 82. Порядок принятия Устава области, внесения в него поправок

  1. Устав области, внесение в него поправок (изъятий, изменений и дополнений) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области.
  2. Предложения о поправках в Устав области могут вносить Губернатор области, не менее одной трети депутатов Законодательного Собрания области, а также не менее одной трети представительных органов муниципальных образований.
  3. По решению Законодательного Собрания области проект Устава области, а также проект закона области о внесении в него поправок могут быть вынесены на областное народное обсуждение.

Глава 13

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 83. Вступление в силу Устава области, изменений и дополнений в Устав области

  1. Устав области, изменения и дополнения в Устав области вступают в силу через десять дней со дня их официального опубликования.

    Часть 2 исключена. - Закон Вологодской области от 06.12.2001 N 732-ОЗ.

  2. Статьи 40, 49 настоящего Устава в части установления ограничений по членству в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации вступают в силу со дня вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации - представителей от области как субъекта Российской Федерации в установленном порядке, но не позднее 1 января 2002 года.

    (в ред. Закона Вологодской области от 06.12.2001 N 732-ОЗ)

Статья 84. Переходные положения

  1. Часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 43 настоящего Устава не распространяются на избранных до вступления в силу настоящего Устава Губернатора области, депутатов Законодательного Собрания области.

    (в ред. законов Вологодской области от 06.12.2001 N 732-ОЗ, от 21.02.2003 N 871-ОЗ)

    На первом заседании после выборов депутатов Законодательного Собрания области в декабре 2003 года принимается постановление об освобождении от должности председателя Законодательного Собрания области, его заместителей, председателей постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания области и их заместителей.

    (абзац введен Законом Вологодской области от 21.02.2003 N 871-ОЗ)

  2. На основании положений настоящего Устава:

    Губернатор области:

    • формирует Правительство области в срок до 1 января 2002 года;
    • с момента сформирования Правительства области заключает срочные трудовые договоры с членами Правительства области;

    Правительство области формирует органы исполнительной государственной власти области в срок до 1 июля 2002 года.

  3. До принятия Регламента Правительства области сохраняется действующий порядок принятия нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти области.
  4. До сформирования Правительства области сохраняется действующий порядок финансового, материально - технического, кадрового обеспечения деятельности органов исполнительной власти области.

Статья 85. Приведение в соответствие настоящему Уставу правовых актов области

  1. С момента вступления в силу настоящего Устава правовые акты области, действующие на ее территории, применяются в части, ему не противоречащей.
  2. Законодательному Собранию области, Губернатору области привести правовые акты в соответствие с настоящим Уставом.
  3. Признать утратившими силу с момента вступления в силу настоящего Устава области:
    • Устав Вологодской области, принятый Законодательным Собранием области 14 сентября 1995 года,
    • закон Вологодской области от 23 февраля 1996 года N 66-ОЗ "О внесении дополнений в Устав Вологодской области",
    • закон Вологодской области от 17 апреля 1996 года N 74-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Устав Вологодской области",
    • закон Вологодской области от 2 апреля 1997 года N 140-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Устав Вологодской области",
    • закон Вологодской области от 9 октября 1997 года N 194-ОЗ "О внесении дополнений в Устав Вологодской области",
    • закон Вологодской области от 3 ноября 1997 года N 200-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Устав Вологодской области",
    • закон Вологодской области от 22 января 1998 года N 239-ОЗ "О внесении изменений в Устав Вологодской области",
    • закон Вологодской области от 28 сентября 1999 года N 404-ОЗ "О внесении дополнений в статью 72 Устава Вологодской области",
    • закон Вологодской области от 11 января 2001 года N 645-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Устав Вологодской области".

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: