СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Petropav-Kamchat/Activity/art1/libart2

Аналитическая записка по вопросу оценки эффективности работы муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия» за 2007 год

Настоящая аналитическая записка подготовлена в соответствии с планом работы Контрольно-счётной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Контрольно-счётная палата) на 2008 год, решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.01.2008 № 40-р «О поручениях Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Контрольно-счётной палате Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год» и на основании результатов контрольных мероприятий, проведённых Контрольно-счётной палатой.

Новая система бюджетного учёта, действующая с 2005 года, предполагает прозрачность движения государственных (муниципальных) финансовых потоков, что обеспечивает возможность оценки эффективности и результативности использования бюджетных средств. Необходимость такой оценки продиктована ограниченностью бюджетных средств. Президент РФ ежегодно в своих посланиях Федеральному собранию отмечает, что бюджетная политика должна формироваться исходя из решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Эти цели предполагается достичь путём:

  • разработки стратегии расходования бюджетных средств исходя из долгосрочных тенденций;
  • повышения результативности расходования бюджетных средств (расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на достижение конечного результата наиболее эффективным способом);
  • повышения уровня среднесрочного планирования;
  • увеличения степени самостоятельности и ответственности главных распорядителей (разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развитие внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины);
  • обеспечения прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, на сегодняшний день одна из самых актуальных тем в сфере государственных финансов - реформирование бюджетного процесса, который предполагает эффективное и рациональное использование бюджетных средств не только при разработке стратегических государственных (муниципальных) программ, но и в первую очередь при их реализации участниками бюджетного процесса.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа наделены, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, установленных Бюджетным кодексом РФ. Согласно статье 34 Бюджетного кодекса РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств.

Таким образом, оценку эффективности работы муниципального учреждения с точки зрения бюджетного законодательства необходимо производить через сопоставление полученных результатов деятельности с ресурсами, потраченными на их достижение. Между тем на уровне городского округа в практике бюджетного планирования расходов в части финансирования муниципальных учреждений не применяются какие-либо количественные показатели, нормативы, иные критерии оценки, позволяющие объективно оценить фактические результаты деятельности учреждений.

Ввиду отсутствия установленных нормативными правовыми актами показателей конечных результатов деятельности учреждения оценить эффективность расходования бюджетных средств весьма затруднительно. Таким образом, речь может идти исключительно об экономном и целевом расходовании. В теории существует также и понятие рационального использования бюджетных средств, под которым принято понимать выбор наилучшего из нескольких предложенных вариантов для выполнения учреждением поставленной задачи.

По мнению Контрольно-счётной палаты в сложившейся ситуации не представляется возможным в полной мере объективно оценить эффективность работы муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия» (далее - МУ «Централизованная бухгалтерия», Учреждение). Вместе с тем, учитывая актуальность рассматриваемого вопроса, а также наличие определённого объёма данных о деятельности МУ «Централизованная бухгалтерия», полученных по результатам контрольных мероприятий, представляется возможным оценить эффективность отдельных аспектов деятельности МУ «Централизованная бухгалтерия». Руководствуясь положениями нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность муниципального учреждения, принятых на уровне городского округа, возможно оценить степень выполнения задач, поставленных перед Учреждением для достижения главной цели его создания.

I. Общие положения

МУ «Централизованная бухгалтерия» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утверждённого приказом Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Комитет по управлению имуществом) от 04.12.2006 года № 579 и согласованного 04.12.2006 года руководителем Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Департамент социального развития). Устав разработан в соответствии с законодательством РФ и определяет статус, цели, задачи, права, обязанности и ответственность МУ «Централизованная бухгалтерия».

Согласно Уставу МУ «Централизованная бухгалтерия» является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме «муниципальное учреждение» с целью ведения бухгалтерского учёта и отчётности в бюджетных учреждениях на основе заключаемых договоров. Целью создания МУ «Централизованная бухгалтерия» является минимизация управленческих затрат по осуществлению учётных и отчётных процедур, унификации порядка проведения контрольных мероприятий, а также повышение эффективности использования бюджетных средств.

Учредителем Учреждения является Петропавловск-Камчатский городской округ (далее – городской округ) в лице Комитета по управлению имуществом.

Согласно Уставу МУ «Централизованная бухгалтерия» является получателем бюджетных средств городского округа в пределах ассигнований, утверждённых Городской Думой городского округа в бюджете города на финансовый год, и несёт ответственность по своим обязательствам имеющимися в его распоряжении денежными средствами.

МУ «Централизованная бухгалтерия» заключены договоры на бухгалтерское обслуживания на безвозмездной основе с 111 учреждениями в том числе: 46 детских садов, 38 общеобразовательных школ, 2 коррекционные школы, 4 детских дома, 9 организаций дополнительного образования, 6 детских музыкальных школ, детская художественная школа, дом культуры «СРВ», культурный центр «Русская горница», городской центр культуры «Досуг», муниципальное учреждение «Городской оркестр», Централизованная библиотечная система. Численность работников обслуживаемых учреждений составляет 6117 единиц, численность детей, которым предоставляется горячее питание – 4820 единиц, численность детей в детских домах – 230 единиц, численность детей в дошкольных учреждениях – 7608 единиц.

В 2007 году общий объём финансирования МУ «Централизованная бухгалтерия» составил 123647,5 тыс. рублей; объём финансирования обслуживаемых учреждений составил порядка 1940000,0 тыс. рублей.

II. Результаты проверки формирования и использования фонда оплаты труда работников муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия» за 2007 год

Прежде чем говорить о выполнении МУ «Централизованная бухгалтерия» задач, реализуемых для достижения цели создания Учреждения, необходимо отметить, что в ходе проверки формирования и использования фонда оплаты труда непосредственно МУ «Централизованная бухгалтерия» установлены финансовые нарушения на общую сумму 463,2 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что контрольное мероприятие проведено в условиях ограниченного доступа работников Контрольно-счётной палаты к информации. Соответственно, в акте, оформленном по результатам проверки, не даны ответы на вопросы программы проверки в полном объёме. Так, в ходе проверки, в результате непредставления трудовых книжек работников, не проверены соблюдение квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности и правомерность включения периодов работы (службы) в стаж, дающий право на получение надбавки за продолжительность непрерывной работы.

Кроме того, данная сумма переплат и неположенных выплат не отражает весь объём выявленных нарушений, так как по отдельным нарушениям размер переплаты не рассчитывался.

Правовые основы регулирования и оплаты труда работников муниципальных учреждений городского округа установлены Положением об оплате труда .

Расчётный фонд оплаты труда Учреждения на 2007 год, с учётом внесённых изменений в связи с кадровыми изменениями, составил 40870,0 тыс. рублей, начисления на фонд оплаты труда - 10707,9 тыс. рублей. Решением о бюджете городского округа на 2007 год (с учётом изменений) в расходной части предусмотрено финансирование МУ «Централизованная бухгалтерия» в части оплаты труда работников на сумму 36679,1 тыс. рублей, начисления на фонд оплаты труда – 8051,0 тыс. рублей. Однако, в нарушение статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета Учреждения на 2007 год в части фонда оплаты труда в сумме 41223,0 тыс. рублей не была приведена в соответствие с изменениями, внесёнными в решение о бюджете городского округа на 2007 год в части уменьшения плановых назначений.

В нарушение требований Госкомстата РФ штатное расписание МУ «Централизованная бухгалтерия» составлено по форме, не соответствующей унифицированной. В результате в штатных расписаниях отсутствует подпись главного бухгалтера. Таким образом, предварительный контроль со стороны главного бухгалтера в части соответствия содержания штатных расписаний нормативным документам в полном объёме не осуществляется.

В соответствии с Уставом МУ «Централизованная бухгалтерия» директор обязан разрабатывать в пределах средств, предусмотренных в смете на оплату труда, и представлять на согласование руководителю Департамента социального развития штатное расписание Учреждения.

Согласно штатному расписанию количество утверждённых должностей Учреждения в 2007 году составило 174,5 штатных единиц. Необходимо отметить, что в течение 2007 года по собственному желанию уволились 17 работников МУ «Централизованная бухгалтерия», что свидетельствует о высокой текучести кадров. Также 22 работника Учреждения находились в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребёнком.

Количество занимаемых должностей на декабрь 2007 года составило 167,5 штатных единиц. Однако в нарушение статьи 15 Трудового кодекса РФ в отдельных случаях работники принимались на должности, не предусмотренные штатным расписанием. По состоянию на декабрь 2007 года количество таких работников составляло 7 человек. Согласно пояснениям должностных лиц Учреждения, должность ведущего бухгалтера предусматривает определённые квалификационные требования, найти работника с такой квалификацией не всегда представляется возможным, поэтому вынуждены принимать работников на должность бухгалтера I категории без внесения изменений в штатное расписание.

В МУ «Централизованная бухгалтерия» тарифные разряды в порядке, соответствующем действующим нормативным правовым актам, по конкретным работникам согласно занимаемыми должностями не установлены. Согласно пояснениям должностных лиц МУ «Централизованная бухгалтерия» аттестация работников муниципального учреждения не проводилась. В штатном расписании МУ «Централизованная бухгалтерия» предусмотрены конкретные тарифные разряды, в соответствии с которыми и производилась тарификации работников, принятых (переведённых) на соответствующие должности.

Необходимо отметить, что согласно письму Департамента социального развития от 28.07.2008 № 16/6053 численность штатных единиц, включённых в штатное расписание МУ «Централизованная бухгалтерия» определяется на основании следующих нормативных правовых актов:

  1. Приказ Министерства просвещения СССР от 20.08.1987 № 135 «Об утверждении типовых положений и штатов внешкольных учреждений»;
  2. Приказ Министерства просвещения СССР от 31.08.1987 № 166 «Об утверждении типовых штатов детских домов и школ-интернатов»;
  3. Постановление Минтруда РФ от 21.04.1993 № 88 «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений»;
  4. Методические рекомендации Управления образования администрации Камчатской области от 13.11.2006 года.

Данные нормативные правовые акты разработаны конкретно для каждого вида учреждения. Так например, в вышеуказанных методических рекомендациях от 13.11.2006 года нормативы разработаны для штатной численности работников начальных, основных, средних (полных) общеобразовательных учреждений. Средняя численность бухгалтеров по каждому учреждению составляет 3 штатные единицы (в том числе: главный бухгалтер, бухгалтер, кассир).

Таким образом, вышеуказанные нормативные акты для определения штатной численности работников МУ «Централизованная бухгалтерия» не применимы.

В ходе проверки установлено, что при возложении на работника исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, заработная плата выплачивалась в завышенном размере. Согласно статье 151 Трудового кодекса РФ при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определённой трудовым договором, работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора. Исходя из содержания приказов руководителя Учреждения, работникам за время исполнения обязанностей основного работника должна была выплачиваться разница в окладах. Однако, фактически, устанавливался новый должностной оклад, начисление всех выплат производилось на вновь установленный оклад. В результате излишне выплачено 23,5 тыс. рублей. В отдельных случаях в связи с некорректной формулировкой приказов руководителя установить сумму переплаты, неположенной выплаты не представилось возможным.

В результате неправомерного завышения размера коэффициента особенности работ в срочном трудовом договоре, заключённом с руководителем Учреждения, в проверяемом периоде допущена переплата заработной платы в размере 203,1 тыс. рублей.

В проверяемом периоде в соответствии с приказами руководителя Учреждения работникам выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий работникам муниципального учреждения. Между тем, в отдельных случаях в нарушение нормативных актов, регламентирующих премирование работников, не были указаны конкретные задания, за выполнение которых выплачивалась премия.

Кроме того, приказом руководителя МУ «Централизованная бухгалтерия» в проверяемом периоде работникам установлена стимулирующая надбавка за сложность, напряжённость и высокое качество работы. Однако, Положением об оплате труда данная надбавка не предусмотрена. Общая сумма неположенной выплаты составила 135,1 тыс. рублей.

По данным контрольного мероприятия приказом руководителя Учреждения утверждён перечень должностей работников с ненормированным рабочим днём, имеющих право на дополнительный оплачиваемый отпуск: директор, заместитель директора, главный бухгалтер и заместитель главного бухгалтера. Вместе с тем в нарушение Трудового кодека РФ порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём в организациях, финансируемых из местного бюджета, органами местного самоуправления не установлен. Общая сумма неположенной выплаты в результате данного нарушения составила в проверяемом периоде 101,5 тыс. рублей.

II. Результаты контрольных мероприятий по проверке организаций, которым муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия» оказывает услуги в области бухгалтерского учёта

Согласно Уставу МУ «Централизованная бухгалтерия» в компетенцию Учреждения входит выполнение следующих задач и обязанностей:

  1. организация и ведение бухгалтерского и налогового учёта и отчётности хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении путём сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в бухгалтерских регистрах в соответствии с Инструкцией по бюджетному учёту, с действующими законодательными и подзаконными актами Российской Федерации и Камчатской области (края), а также муниципальными правовыми актами Петропавловск-Камчатского городского округа;
  2. предварительный контроль за соответствием заключаемых договоров объёмам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов обслуживаемых бюджетных учреждений; сметой доходов и расходов по деятельности, приносящей доход, а также нефинансовых активов, расчётов и обязательств обслуживаемых учреждений;
  3. проверка законности документов, поступающих для учёта, правильности и своевременности их оформления, соответствия расходов утверждённым ассигнованиям;
  4. предварительный контроль за соответствием заключаемых договоров лимитам бюджетных обязательств, за своевременным и правильным оформлением первичных документов и законностью совершаемых операций;
  5. контроль за правильным расходованием целевых бюджетных и внебюджетных средств по утверждённым сметам доходов и расходов; за наличием и движением имущества, использованием нефинансовых активов, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами и сметами;
  6. составление и согласование с руководителями бюджетных учреждений смет доходов и расходов и расчётов к ним;
  7. организация и проведение годовой и периодической инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное определение её результатов и отражение их в учёте;
  8. предотвращение отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений;
  9. способствование наиболее эффективному и рациональному использованию бюджетных средств и другие задачи в соответствии с Уставом Учреждения.

Вместе с тем, в ходе проведённых КСП проверок целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2006-2007 годах на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2010 годы», расходования средств местного бюджета на организацию питания за 2007 год, эффективности использования средств местного бюджета, выделенных в 2007 году на содержание и обеспечение деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений установлены следующие нарушения:

1. Отсутствие соответствующих плановых смет (заявок) с чётким обоснованием (расчётами) конкретных расходов учреждения. Так, по вопросу целесообразности и обоснованности включения тех или иных расходов в сметы дошкольных образовательных учреждений МУ «Централизованная бухгалтерия» и Департаментом социального развития были представлены несистематизированные (в разрезе статей бюджетной классификации) заявки дошкольных учреждений в виде типовых таблиц, составленных по наименованиям и количеству товаров, работ и услуг, необходимых учреждению, без обоснования потребности учреждений в товарах, работах услугах и прочих расходах. При этом, в указанных таблицах в ряде случаев отсутствовала стоимость товаров (работ, услуг) за единицу; расходы не обобщены по статьям бюджетной классификации.

В результате, провести проверку целесообразности включения расходов в сметы, их обоснованности, а также определить фактическую потребность дошкольных учреждений в финансовых средствах не представилось возможным в связи с отсутствием плановых смет (заявок), составленных каждым получателем бюджетных средств с чётким обоснованием (расчётами) потребности в финансовых средствах по конкретным видам расходов.

Выборочная проверка целесообразности и полноты включаемых в смету расходов, показала, что в сметах доходов и расходов дошкольных учреждений не предусматриваются расходы по статье 290 «Прочие расходы», которая включает в себя расходы по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней; уплате разного рода платежей, сборов, государственных пошлин, лицензий; штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов и другие экономические санкции.

Также в ходе проверки установлено, что при утверждении расходов по смете на приобретение основных средств и материальных запасов в ряде случаев не соблюдался принцип отнесения расходов по соответствующим статьям классификации операций сектора государственного управления (далее – КСОГУ), в зависимости от их экономического содержания. Так, в составе расходов на приобретение материальных запасов предусматривались расходы на приобретение товарно-материальных ценностей, которые относятся к основным средствам учреждения.

В результате неправильного и неполного отражения расходов по смете в течение финансового года учреждениями осуществляется неоднократное перемещение бюджетных ассигнований между статьями КСОГУ.

2. Нарушения применения бюджетной классификации: неправильное отнесение расходов на статьи бюджетной классификации.

При этом, в ряде случаев приобретённые товарно-материальные ценности принимались МУ «Централизованная бухгалтерия» к учёту на основании бюджетной классификации расходов, указанной в платёжных поручениях, что в свою очередь, приводит к искажению бухгалтерских данных о наличии основных средств и материальных запасов обслуживаемых учреждений, а также нарушению порядка сохранности товарно-материальных ценностей.

Так, при проверке реализации долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2010 годы» установлено, что спортивный инвентарь принимался к бухгалтерскому учёту в зависимости от бюджетной классификации, указанной в платёжных поручениях. Однако, согласно Инструкции по бюджетному учёту и Общероссийскому классификатору основных средств спортивный инвентарь относится к основным средствам. Например, расходы по приобретению массажных и гимнастических дорожек в одном случае относились МУ ЦБ на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств», в другом – на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», и соответственно были приняты МУ «Централизованная бухгалтерия» к бухгалтерскому учёту: в одном случае как основные средства, в другом - как материальные запасы.

Также в ряде случаев, на основании экономической классификации расходов, указанной в платёжном поручении, приобретённые материальные ценности, относящиеся к материальным запасам, приняты бухгалтерией к учёту как основные средства, и предметы стоимостью до 1,0 тыс. рублей были списаны на забалансовый счёт. Однако такие товарно-материальные ценности должны учитываться в порядке, определённом Инструкцией по бюджетному учёту в зависимости от группы материальных запасов (мягкий инвентарь, прочие материальные запасы, строительные материалы и т.п.).

3. Нарушения порядка отражения в бухгалтерском учёте хозяйственных операций, что приводит к искажению бухгалтерских данных о состоянии расчётов с поставщиками и подрядчиками.

Так, при проверке расходования средств на организацию питания учащихся в муниципальных образовательных учреждениях (МОУ) установлено, что МУ «Централизованная бухгалтерия» осуществляла учёт расчётов МОУ с поставщиками не на основании выставленных поставщиком счетов, а на основании справок-отчётов МОУ. Таким образом, в нарушение статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» , пункта 3 Инструкции по бюджетному учёту, МУ ЦБ принимаются к учёту документы, не соответствующие требованиям, предъявляемым к первичным документам. Например, МУП «Столовая № 5» предъявлен к оплате счёт-фактура от 29.01.07 № 12 за услуги по питанию за январь 2007 года на сумму 90,8 тыс. рублей. Фактически на основании представленных МОУ справок об объёмах оказанных услуг МУ ЦБ приняты к оплате услуги на сумму 85,5 тыс. рублей.

Аналогичные факты установлены при проведении проверки реализации долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2010 годы»: по данным бухгалтерского учёта за поставщиками числится задолженность, в то время как товары в учреждения поставлены.

При этом, сверка расчётов с поставщиком по объёмам выполненных услуг и поставленных товаров за соответствующий период ни общеобразовательными учреждениями, ни МУ «Централизованная бухгалтерия» не осуществлялась.

4. Недостоверность бухгалтерских данных по расчётам обслуживаемых учреждений с поставщиками и подрядчиками; несвоевременное и недостоверное отражение поведённых хозяйственных операций.

В ходе проведения отдельных проверок не представилось возможным подтвердить достоверность и реальность числящейся по данным бюджетного учёта МУ «Централизованная бухгалтерия» кредиторской и дебиторской задолженности дошкольных учреждений.

Так, до 2007 года бюджетный учёт по дошкольным учреждениям осуществлялся централизованной бухгалтерией Управления образования, которое было реорганизовано в 2006 году в Управление культуры. При этом Управлением образования бюджетный учёт по дошкольным учреждениям вёлся консолидировано. Документы (передаточный акт, соответствующая отчётность, акты (описи) инвентаризации обязательств реорганизуемой организации, расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности), подтверждающие задолженность, принятую МУ «Централизованная бухгалтерия» по дошкольным учреждения, к проверке не были представлены.

Также по окончании финансового 2007 года в нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учёте» МУ «Централизованная бухгалтерия» не проведена инвентаризация финансовых обязательств с подтверждением её итогов актами сверки расчётов. В результате установить достоверность сложившейся на конец проверяемого периода кредиторской и дебиторской задолженности не представилось возможным.

Кроме того, по результатам проведённой в отдельных дошкольных образовательных учреждениях выборочной инвентаризацией установлено, что задолженность отдельных поставщиков, числящаяся по данным бюджетного учёта МУ «Централизованная бухгалтерия», являлась не в полной мере достоверной, т.к. фактически часть оплаченных товаров на определённую отчётную дату в учреждения поставлена, но МУ «Централизованная бухгалтерия» к бухгалтерскому учёту не была принята. Согласно разногласиям, представленным МУ «Централизованная бухгалтерия» к акту проверки, товары своевременно не приняты к учёту в результате не соблюдения работниками дошкольных учреждений графика документооборота. При этом согласно пояснениям работников дошкольных учреждений накладные передаются в МУ ЦБ своевременно.

В ходе проведения инвентаризации установлены отдельные случаи замены оплаченных товаров на другие равноценные товары. Данные факты также не нашли своего отражения по данным бюджетного учёта МУ «Централизованная бухгалтерия». К бухгалтерскому учёту приняты товары на основании оплаченных счетов, а не на основании накладных.

Таким образом, в нарушение Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» МУ ЦБ не осуществляется своевременная регистрация хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта, контроль за ассортиментом поставляемых товаров в учреждения, что отчасти связано с тем, что в МУ ЦБ принимаются к учёту заранее выписанные поставщиками накладные (до фактической поставки товаров). Кроме того, проведённая выборочная инвентаризация показала, что между МУ «Централизованная бухгалтерия» и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями отсутствовал налаженный, регулярный обмен информацией о фактически полученных учреждениями товарах, их замене на иные предметы.

5. Отдельные нарушения учёта основных средств: разным объектам основных средств присваивались одинаковые инвентарные номера; принятие к учёту товарно-материальных ценностей в качестве основных средств осуществлялся с нарушениями соответствующего порядка, установленного Инструкцией по бюджетному учёту.

6. Нарушение порядка бухгалтерского (бюджетного) учёта.

Проверкой правильности ведения МУ «Централизованная бухгалтерия» бюджетного учёта по дошкольным учреждениям установлено, что в нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учёте», Инструкции по бюджетному учёту, Инструкции о порядке составления и представления отчётности , а также условий договоров на бухгалтерское обслуживание дошкольного учреждения, МУ «Централизованная бухгалтерия» в период 2007 года журналы операций, Главная книга и соответствующая бухгалтерская отчётность отдельно по каждому учреждению в установленном порядке не составлялись. Согласно пояснению руководства МУ «Централизованная бухгалтерия», автоматизированные системы бухгалтерского учёта и базы данных переданы в Учреждение из Управления образования, которые не обеспечивали ведение бюджетного учёта отдельно по каждому учреждению. Кроме того, используемая в бюджетном учёте автоматизированная система «Смета» в полном объёме не функционирует в связи с отсутствием специалистов, способных осуществлять сопровождение программы (адаптировать автоматизированную систему «Смета» с учётом особенностей бюджетного учёта обслуживаемых учреждений), несовершенством программы (после очередных обновлений происходят постоянные сбои, в результате возникает необходимость повторного внесения информации), а также наличием в МУ ЦБ устаревшего парка компьютерной техники и отсутствием на филиалах серверов и локальной сети. В результате ведение бюджетного учёта по дошкольным учреждениям осуществлялось МУ «Централизованная бухгалтерия» консолидировано.

Согласно представленному МУ «Централизованная бухгалтерия» письму о принятых мерах по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки, с 2008 года бюджетный учёт по учреждениям ведётся МУ ЦБ раздельно; бюджетные сметы составляются на основании плановых заявок по каждому учреждению и по конкретным видам расходов; регулярно проводится сверка расчётов с поставщиками и подрядчиками.

7. При организации и ведении бюджетного учёта учреждений социальной сферы городского округа МУ «Централизованная бухгалтерия» не осуществляется выполнение таких задач и обязанностей, определённых Уставом Учреждения, как способствование наиболее эффективному и рациональному использованию бюджетных средств.

Так в ходе проверки реализации долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2010 годы» установлено неэффективное использование средств бюджета городского округа на сумму 238,5 тыс. рублей: средства перечислены поставщикам в июле, октябре-декабре 2007 года на 100% предоплату поставок спортивного, игрового оборудования и инвентаря, которые по состоянию на 12 мая 2008 года, т.е. по истечении 5-9 месяцев со дня оплаты, в дошкольные учреждения не были поставлены.

При этом следует отметить, что на условиях предварительной оплаты между учреждениями дошкольного образования и поставщиками договоры не заключались. Соответственно, претензионная работа дошкольными учреждениями образования и МУ «Централизованная бухгалтерия» по несвоевременной поставке в отношении таких поставщиков надлежащим образом не велась, т.к. отсутствовали установленные сроки поставки товаров. Вместе с тем, согласно статье 159 Гражданского кодекса РФ устно могут совершаться все сделки, исполняемые при самом их совершении. Следовательно, по сделкам, совершение и исполнение которых не совпадает во времени, договоры розничной купли-продажи должны облекаться в простую письменную форму в соответствии со статьёй 161 Гражданского кодекса РФ.

8. В проверяемом периоде МУ «Централизованная бухгалтерия» не в полной мере соблюдались требования Устава Учреждения и условия договоров, заключенных между МУ «Централизованная бухгалтерия» и обслуживаемыми учреждениями, в части составления годовой бюджетной отчетности. Так, в 2007 году годовая бюджетная отчётность не составлялась отдельно по каждому обслуживаемому учреждению. МУ «Централизованная бухгалтерия» формировалась только консолидированная бюджетная отчётность по учреждениям, что противоречит требованиям Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

Исходя из вышеизложенного, следует, что МУ «Централизованная бухгалтерия» осуществляет выполнение определённых Уставом задач и обязанностей не в полной мере качественно.

III. Оценка деятельности муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия»

Оценка эффективности бюджетных услуг предполагает сопоставление полученных результатов с ресурсами, потраченными на их достижение. В соответствии с технологией бюджетирования, ориентированного на результат, оценивать качество бюджетных услуг возможно по трем аспектам:

  • качество структуры (уровень укомплектованности, квалификация работников, организация работы персонала и т.д.);
  • качество процесса (соблюдение стандартов оказания услуги, соблюдение финансовой дисциплины, отсутствие нарушений бюджетного и налогового законодательства, уровень исполнительской дисциплины; техническая обеспеченность процесса и качество программного продукта и др.);
  • качество конечного результата (экономическая и социальная эффективность).

В отношении качества структуры организации при отсутствии нормативных актов, регламентирующих численность работников централизованной бухгалтерии, сделать однозначный вывод нельзя.

В МУ «Централизованная бухгалтерия» аттестация работников муниципального учреждения не проводилась. Однако, на основании вышеуказанной информации о выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушениях можно сделать вывод о недостаточной квалификации отдельных работников, допустивших нарушения. Аналогично, в связи с многочисленными нарушениями порядка ведения бухгалтерского учёта, порядка формирования и использования фонда оплаты труда, можно констатировать, что качество процесса оказания бухгалтерских услуг находится не на должном уровне.

Повышение экономической эффективности заключается в экономии расходов при сохранении прежнего объёма услуг или увеличении объёма услуг при сохранении того же объёма финансирования.

Кроме экономической эффективности необходимо оценивать социальную эффективность, как соотношение достигнутого социально значимого результата и потраченных ресурсов. Также одним из признаков социальной эффективности является наличие положительных отзывов со стороны заказчиков и потребителей услуг.

Как было отмечено выше, для того, чтобы оценить эффективность деятельности бюджетного учреждения, показатели (критерии) эффективности работы должны быть разработаны и утверждены на соответствующем уровне.

Также необходимо отметить, что для объективной оценки эффективности деятельности учреждения необходима и система мониторинга, т.е. сравнительный анализ деятельности учреждения за несколько лет.

Решение о создании МУ «Централизованная бухгалтерия» принято Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа 22 ноября 2006 года. В настоящей аналитической записке дана оценка деятельности Учреждения за 2007 год – первый год деятельности. Также необходимо отметить, что на эффективность деятельности Учреждения отрицательное влияние при его создании оказало состояние бухгалтерских документов, переданных из централизованных бухгалтерий реорганизованных управлений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Управления образования, Управления культуры и Управления здравоохранения. Бухгалтерские документы были предоставлены МУ «Централизованная бухгалтерия» в разрозненном, зачастую в фрагментарном виде. Так, часть бухгалтерских документов Управления здравоохранения за 2006 год в распоряжении МУ «Централизованная бухгалтерия» отсутствует.

По результатам проведённых КСП проверок руководство МУ «Централизованная бухгалтерия» на основании предложений КСП принимает меры по устранению выявленных проверками нарушений.

Таким образом, в настоящей аналитической записке дана оценка отдельным показателям деятельности МУ «Централизованная бухгалтерия».

Выводы

1. В практике бюджетного планирования расходов бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в части финансирования муниципальных учреждений не применяются какие-либо количественные показатели, нормативы, иные критерии оценки, позволяющие объективно оценить фактические результаты деятельности учреждений, сопоставив их с плановыми.

2. Согласно Уставу МУ «Централизованная бухгалтерия» является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме «муниципальное учреждение» с целью ведения бухгалтерского учёта и отчётности в бюджетных учреждениях на основе заключаемых договоров. Целью создания МУ «Централизованная бухгалтерия» является минимизация управленческих затрат по осуществлению учётных и отчётных процедур, унификации порядка проведения контрольных мероприятий, а также повышение эффективности использования бюджетных средств.

3. На эффективность деятельности МУ «Централизованная бухгалтерия» отрицательное влияние при его создании оказало состояние бухгалтерских документов, переданных из централизованных бухгалтерий реорганизованных управлений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Управления образования, Управления культуры и Управления здравоохранения.

4. В ходе проверки формирования и использования фонда оплаты труда МУ «Централизованная бухгалтерия» установлены финансовые нарушения на общую сумму 463,2 тыс. рублей:

  • в результате завышения коэффициента особенности работ переплата руководителю составила 203,1 тыс. рублей;
  • завышение размера доплаты в период исполнения обязанностей отсутствующих работников составило 23,5 тыс. рублей;
  • неправомерно установлена и выплачена стимулирующая надбавка на общую сумму 135,1 тыс. рублей;
  • в результате неправомерного предоставления оплачиваемого дополнительного отпуска неположенные выплаты составили 101,5 тыс. рублей.

5. В результате непредставления трудовых книжек работников не проверены соблюдение квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности и правомерность включения периодов работы (службы) в стаж, дающий право на получение надбавки за продолжительность непрерывной работы.

6. В ходе проведённых КСП проверок установлен ряд нарушений по ведению бухгалтерского (бюджетного) учёта МУ «Централизованная бухгалтерия»: нарушения порядка отражения в бухгалтерском учёте хозяйственных операций, что приводит к искажению бухгалтерских данных о состоянии расчётов с поставщиками и подрядчиками; недостоверность бухгалтерских данных по расчётам обслуживаемых учреждений с поставщиками и подрядчиками; несвоевременное и недостоверное отражение осуществлённых хозяйственных операций; нарушения учёта основных средств; нарушения применения бюджетной классификации.

7. При организации и ведении бюджетного учёта учреждений социальной сферы городского округа МУ «Централизованная бухгалтерия» не осуществляется выполнение такой задачи, определённой Уставом Учреждения, как способствование наиболее эффективному и рациональному использованию бюджетных средств.

В результате в ходе проверки реализации долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2010 годы» за 2007 год установлено неэффективное использование средств бюджета городского округа на общую сумму 238,5 тыс. рублей.

8. В нарушение Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и условий договоров, заключённых с обслуживаемыми учреждениями, в проверяемом периоде МУ «Централизованная бухгалтерия» годовая бюджетная отчётность не формировалась отдельно по каждому учреждению, а велась консолидировано.

9. Отражённые в настоящей аналитической записке факты отрицательно отражаются на эффективности деятельности МУ «Централизованная бухгалтерия» и препятствуют достижению целей и задач, установленных Уставом учреждения.

Предложения

1. Направить аналитическую записку для сведения в адрес Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа.

2. Направить информационное письмо с приложением аналитической записки в адрес Главы Петропавловск-Камчатского городского округа с предложением принять решение о разработке и утверждении показателей (критериев) оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений, а также решение об обязательном использовании муниципального задания при оказании органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами муниципальных услуг.

Аудитор О.Н. Артёмова

Аудитор Е.А. Коваленко

СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Petropav-Kamchat/Activity/art1/libart2