СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Rostov/Publish/Interview/Interview2

Часовые бюджета

– Во многих ведомствах сейчас ждут, что наступивший 2006 год по многим параметрам окажется сложнее своего предшественника. В Контрольно-счетной палате тоже так думают?

–Ну, во-первых, никогда нельзя строить работу с расчетом на легкую жизнь. А потом, наступивший год действительно обещает быть непростым. Хотя бы уже потому, что у нас в результате муниципальной реформы появился принципиально новый бюджетный уровень. Я говорю об уровне поселений. А это 463 муниципальных образований и, соответственно, 463 бюджета. И порядок их исполнения влияет на состояние консолидированных бюджетов – от районов до области.

Плюс к тому в действие вступил новый Гражданский кодекс. По нему установлен трехлетний срок давности по исковой ответственности. А это значит, что если мы хотим принимать действенные меры по возврату бюджетных средств – в том числе и судебные, - то нужно иметь свежие данные, чтобы уложиться в срок исковой давности. Иными словами, возникает необходимость увеличить частоту проверок. А именно: проводить проверки на каждом объекте не реже, чем раз в два года.

И, наконец, начинающаяся реализация приоритетных национальных проектов ставит перед контрольно-счетной системой новые задачи по отслеживанию финансовых потоков и проверки эффективности их использования.

Вот, исходя из всех этих обстоятельств, и был сформирован план работы Контрольно-счетной палаты области в 2006 году, утвержденный на последнем заседании Законодательного собрания. Согласно ему, в 2006 году планируется проверить 28 муниципальных районов и городских округов. Вместе с сельскими поселениями это будет 224 муниципальных образования. Проверкам подвергнутся и главные исполнители средств областного бюджета – 14 областных министерств и ведомств.

– Возросший объем работы как-то повлияет на численность Палаты?

–Уже повлиял. Число наших сотрудников выросло почти вдвое – с 47 до 78 человек. Чтобы не показался такой рост чрезмерным, замечу, что объем работы, выполняемой Палатой, увеличился в 4,5 раза. Несколько облегчает дело система внутриведомственного контроля, созданная по распоряжению губернатора. Но координация деятельности этих органов возложена на Контрольно-счетную палату.

– Могли бы вы более подробно остановиться на контрольных мероприятиях, связанных с реализацией национальных проектов?

–Окончательный объем средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов, еще не определен. Разумеется, суммы будут достаточно внушительные. Но надо ли ждать окончательной цифры? Считаю, что к такой работе следует подготовиться загодя. Уточнить круг проверяемых получателей бюджетных средств, перечень интересующих нас вопросов. Иными словами, определить четкую тактику проверки. Чтобы потом, когда станут известны конкретные цифры ассигнований, можно было, не теряя времени, приступить к контролю их использования.

Хочу отметить, что использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов в сфере образования, будет проверяться совместно со Счетной палатой Федерации. По остальным проектам мы будем вести проверки автономно.

А проверять придется не только расходование денежных сумм, но и использование других материальных ресурсов. Ведь по нацпроектам будут поступать не только деньги, но и непосредственно техника, оборудование и другие ресурсы. К таким проверкам тоже надо быть готовыми, и наши специалисты получили все необходимые знания и навыки. Думаю, сегодня они способны четко отследить ситуацию, и таких неприятных вещей, как получение из центра оборудования по более высокой цене, и других подобных «чудес» в ходе реализации приоритетных нацпроектов не возникнет.

В общем, работа нашим специалистам предстоит напряженная. Вот взгляните на план проверок. Ни одной свободной недели…

– Областные целевые программы тоже станут объектом проверки?

–Безусловно. Причем, прежде всего, те, что имеют четко выраженную социальную направленность. Здесь речь идет о миллиардных суммах. Так, будет проверено целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных на реализацию областной целевой программы развития системы долгосрочного финансирования жилищного строительства. Будут оценены эффективность региональной поддержки и целевого использования средств областного бюджета, предоставленных шахтерским территориям.

Что же касается финансовых средств федерального бюджета, эту часть проверки мы проведем совместно со специалистами Счетной палаты России. Проверке подвергнется использование субвенций, предоставленных муниципальным бюджетам на реализацию мер социальной поддержки ветеранов труда. А также еще целый ряд крупных потоков бюджетных средств.

– А какие наиболее характерные нарушения выявляются при проверках?

-Их спектр еще достаточно широк. Поясню на наиболее распространенных примерах. Возьмем капитальный ремонт любого объекта социальной сферы. Здесь нарушения нередко начинаются уже на этапе составления списка аварийных объектов. Некачественно оформляются дефектные ведомости, несвоевременно и с отступлениями от существующих норм проводятся конкурсы, грешит ошибками, а то и вообще отсутствует проектно-сметная документация. Не поверите: доля изменений, по ходу дела вносимых в уже готовый проект, по ряду аварийных школ достигает 100 процентов! Это ж как надо было проектировать…

Мы сталкиваемся с большими остатками выделенных средств, с их несвоевременным освоением. Вплоть до приписок к объемам работ. И все чаще речь идет не столько о нецелевом, сколько о неэффективном использовании выделенных средств. Это сегодня вырастает в большую проблему. Вот подвели магистральный газопровод к станице Милютинской. Но ведь после этого больше года ни одна конфорка в домах жителей не зажглась! Да, область выполнила свои обязательства, и газ к станице был подведен вовремя.

А вот муниципалитет ничего не сделал, чтобы параллельно обеспечить своевременную разводку сетей внутри станицы. В итоге год газопровод простоял без дела. Вложенные средства были омертвлены. Система не эксплуатировалась. А какой моральный урон такая ситуация наносит!.. Его не подсчитаешь…

– Нарушения выявлены. Что дальше?

–Сегодня мы располагаем достаточными полномочиями, чтобы добиться устранения нарушений. По результатам проверки направляются предписания и представления. Практически всегда они выполняются. Ясно же, что проще самому исправить нарушение, нежели доводить дело до санкций. Это большинство наших руководителей уже поняли. Знают, насколько жесткую позицию по отношению к финансовым нарушениям занимает губернатор области, не останавливающийся ни перед дисциплинарными мерами в отношении отдельных руководителей, ни перед финансовыми санкциями к муниципалитетам, ведомствам, другим организациям, где было выявлено нецелевое или неэффективное расходование бюджетных средств.

Кстати, по проверке газификации области, эпизод которой по станице Милютинской я привел, были приняты очень жесткие меры. Они коснулись, в первую очередь «Ростовоблгазификации», где прошла замена руководителя.

До конца 2005 года по результатам этой проверки устранены нарушения на сумму более 6 миллионов рублей, и эта работа продолжается.

Министерством строительства Ростовской области изменены подходы при проектировании и строительстве объектов газификации, учитывающие более полную загрузку потребителей.

Вообще же, хочу заметить, что сегодня в Ростовской области в числе весьма немногих регионов существует целая система, исключающая грубые нарушения бюджетного процесса.

– Как сказывается это на вашей работе?

–Если говорить о динамике выявления нарушений, то она свидетельствует, что мы на правильном пути. Так, размеры самых грубых нарушений, таких, как нецелевое использование бюджетных средств неуклонно сокращаются. Если в 2003 году «мимо цели», по нашим данным, прошло 157 млн. руб., то в 2004 – уже 61,9 млн. А в минувшем году только 11,4 млн.

– Выходит, нарушений скоро не останется?

–Если бы! Думаю, нам еще придется поработать над тем, чтобы изжить финансовые нарушения в вопросах капитальных ремонтов и капитального строительства, проведения закупок для государственных нужд и других сферах. Причем, предстоит добиться устранения даже незначительных, на первый взгляд, нарушений в работе с бюджетными деньгами. Кроме того, говоря о развитии собственной доходной базы бюджетов всех уровней, надо изживать порочную психологию отдельных руководителей, когда лень наклониться за рублем, который лежит под ногами, а легче съездить и выпросить сотню в центре. Бюджетный процесс должен быть железно выверен, отточен и совершенно прозрачен. В том, чтобы способствовать этому, и видит свою задачу Контрольно-счетная палата Ростовской области.

СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Rostov/Publish/Interview/Interview2