Правительство Рязанской области почему-то освобождается от потенциально рентабельных активов, находящихся в госсобственности
К государственному имуществу Рязанской области помимо просто объектов недвижимости относятся предприятия, уставный фонд которых сформирован за счет бюджета и весь пакет акций принадлежит региону. Кроме того, оно представлено и в виде акций предприятий, в которых регион имеет долевое участие на правах собственника. По идее, это имущество не должно просто «висеть на балансе мертвым грузом», а приносить реальные доходы в бюджет. Недавно комитет по бюджету и налоговой политике облдумы рассматривал отчет о работе Счетной палаты Рязанской области. В нем палата пришла к выводу, что в последние годы распоряжение государственной собственностью было, мягко говоря, малоэффективным, от чего бюджет недополучил солидные деньги.
Неэффективное акционерное участие
Доходы от государственного имущества могут быть в виде дивидендов по акциям, находящимся в областной собственности, в виде платы от аренды региональной недвижимости, в виде средств, поступающих в бюджет от приватизации областной собственности. С 2002 г. до начала 2005 г. количество акционерных обществ, пакет акций которых принадлежал области, сократилось в 1,2 раза.
За это время их чистая прибыль выросла в 1,7 раза и составила 127,6 млн. руб. На дивиденды в доход областного бюджета эти предприятия отчисляли всего 1% от прибыли, поэтому поступления увеличились совсем незначительно — в 1,2 раза. В 2004 г. из 22 предприятий, имевших чистую прибыль, только 7 перечислили дивиденды в бюджет. В органах управления акционерных обществ с областной долей есть представители государства, которые обязаны защищать в них экономические интересы региона. Есть постановление главы областной администрации, предусматривающее голосование государственных представителей на акционерных собраниях за направление 50% чистой прибыли на выплату дивидендов. В результате неисполнения ими этого требования только в 2002 г. областной бюджет недополучил более 10 млн. руб. Счетная палата полагает, что такие явления происходят из-за малоэффективного механизма, который применяется исполнительной властью в деле управления государственной собственностью. Представительство региональных интересов в акционерных обществах полностью не отвечает своим задачам, а контроль за результатами его деятельности не на должном уровне.
Сразу в нескольких акционерных обществах область представляет только один чиновник, а его назначение на эту службу происходит без оценки профессиональных качеств, квалификации и специальной подготовки. Поэтому к этим представителям нельзя применить меры имущественной ответственности за результаты их деятельности. Практика показала, что для государственного представительства эффективнее привлекать доверительных управляющих, ответственность которых заметно выше. В последние годы в Рязанской области сдается в аренду 4,6% от всех площадей государственного недвижимого имущества, оборудование и газовые сети низкого и среднего давления. Поступления арендных платежей были заметно выше ожидаемых. Казалось бы, что это «плюс» в работе Управления госимущества, но в действительности при верстке областного бюджета им не были учтены потенциально возможные поступления. За последние 3 года задолженность арендаторов перед областным бюджетом выросла в 3 раза и прошлой осенью составляла более 2,3 млн руб.
Избавление от потенциальных доходов
Приватизацию государственного имущества можно назвать источником дохода областного бюджета, но только относительным и сиюминутным.
Предприятие, полностью или частично находящееся в собственности области, худо-бедно, но приносящее доход в виде дивидендов, — источник дохода, причем постоянный. В случае приватизации оно принесет доход, но только единожды, второй раз его уже не приватизируешь. Где потом искать доходные источники, чем наполнять бюджет? В последнее время создается впечатление, что областное правительство приватизирует потенциально рентабельные доходные предприятия, как перед смертью, что после окончания его полномочий жизни в Рязанской области не будет.
Правительство, нарушая федеральное и региональное законодательство, предоставляет в облдуму для утверждения планы приватизации госимущества без ее условий и сроков, без характеристик выставляемых на продажу областных активов. Эти планы, уже утвержденные Думой, исправлялись в течение 2004 г. 4 раза, а в 2005 г. — 14 раз. Областной закон о приватизации госимущества дает право исполнительной власти менять планы приватизации в течение года, что противоречит федеральному законодательству.
В прошлом году региональное правительство продало областные акции большинства предприятий ликеро-водочной промышленности.
В то, что они были бременем для областного бюджета, не верится. А эта государственная собственность была продана по бросовым ценам. В имущественный комплекс ликеро-водочного завода «Рязанский» входили земельный уча¬сток в 1,9 га, нехилые помещения на нем площадью 13,3 тыс. кв. м, сооружения, 4 транспортных средства, различные устройства, оборудование и хозяйственный инвентарь. К тому же все это находится в самом центре г. Рязани.
Завод был оценен на смехотворную сумму — 26,5 млн. руб. и за эти же деньги без единого аукционного шага продан. Специалисты Счетной палаты рассчитали, что если бы это имущество не продавали, а сдали в аренду, то бюджет получил бы значительно больше средств, а доход от него был бы постоянным. В 2004 г. региональное правительство создало ОАО «Ликеро-водочный завод «Шацкий» якобы для того, чтобы сохранить участие области во владении и управлении ОАО «Шацкий ликероводочный завод».
Однако ничего из деклараций правительства выполнено не было, и его пустили с аукциона. Начальная цена составляла 9,8 млн руб., а продали завод за 10,3 млн руб. На подобных аукционах, в кавычках, были проданы пакеты акций ОАО «Ибердский спиртзавод» по начальной цене в 452 тыс. руб., а ОАО «Вердеревский спиртзавод» посред¬ством публичного предложения за 2,6 млн руб. при начальной цене продажи в 5,1 млн руб.
В этих акционерных обществах региональный пакет акций был равен 51%, а представителями государства были чиновники областной исполнительной власти, которые по своему положению должны были участвовать в управлении предприятий и влиять на их экономику в плане повышения эффективности и получения бюджетной прибыли.
Однако ничего подобного они не делали. Часть прибыли от спиртовых заводов в виде дивидендов была мизерной — по итогам деятельности 2002 г. и 2003 г. только 246,6 тыс. руб. Еще до продажи заводов «для развития спиртовой и ликеро-водочной промышленности и стабилизации производства» было создано ОАО «Рязаньспиртпром». В его уставный капитал было перечислено из бюджета 5 млн руб. Теперь в руках областной власти нет не только стабилизации в этой отрасли, но и самого производства.
Передача без отдачи
При создании ОАО «Рязанская ипотечная корпорация» в 2004 г. в ее уставный капитал из областного бюджета было перечислено 10 млн. руб. В областном бюджете 2005г. ассигнования на финансирование программы «Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2005—2010 гг.» было сокращено на 20 млн. руб.
Эти деньги при недостаточной экономической обоснованности тоже пошли на увеличение уставного капитала корпорации. «Дивиденды» на бюджетные вложения в корпорацию не заставили себя долго ждать.
В 2004 г. корпорация сработала с убытками в 33 тыс. руб., а только в I полугодии 2005 г. — в 2,3 млн. руб.
До недавнего времени ощутимые дивиденды от находившихся в областной собственности 16 тыс. акций Сбербанка России шли на нужды детей и инвалидов, оставшихся без попечения родственников. Якобы «для ускорения развития газификации» региона исполнительная власть создала ОАО «Рязаньгазинвест», в уставный капитал которого эти акции и внесла, то есть приватизировала.
Теперь уже их собственником является ОАО и область не может по ним получать дивиденды. Правительство даже не могло теоретически доказать экономическую целесообразность и обоснованность создания «Рязаньгазинвеста».
При отсутствии экономической эффективности зачем области такое предприятие?
С такими-то активами почему бы его не приватизировать?
О большой ликвидности акций Сбербанка, которые перекочевали в «Рязаньгазинвест», можно судить по тому, что сумма дивидендов, поступившая от них в бюджет в прошлом году, в 2,5 раза больше всех дивидендов, полученных от акционерных обществ с долей областных акций.
М. Седов
|