СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/StavrGD/actions/Zakl1

Заключение контрольно-счетной палаты Государственной Думы Ставропольского края на проект Закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2006 год".

Заключение контрольно-счетной палаты Государственной Думы Ставропольского края на проект закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2006 год" (далее Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актам Российской Федерации.

При составлении Заключения контрольно-счетной палатой были проанализированы: уточненный прогноз социально-экономического развития Ставропольского края на 2006 год и на период до 2008 года, проект бюджета Ставропольского края на 2006 год, оценено состояние налоговой и законодательной базы, регулирующей порядок формирования основных показателей бюджета.

Особенностями формирование бюджета Ставропольского края на 2006 год явилось его формирование в продолжении радикальных преобразовании в межбюджетных отношениях, начатых в крае с 2005 года, социальной сфере, модернизации финансово-бюджетного процесса с переходом к бюджетированию по результатам, продолжения изменения в налоговом законодательстве.

В ежегодном послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России обозначил основные задачи бюджетной политики государства на 2006 год и среднесрочную перспективу, одной из которых является разработка и утверждение перспективного финансового плана на три года, в котором должны быть отдельно отражены действующие и вновь принимаемые расходные обязательства, обеспеченные финансовыми ресурсами

Проект закона о бюджете Ставропольского края внесен Правительством Ставропольского края на рассмотрение Государственной Думы Ставропольского края 12 декабря 2005 года, т.е. с нарушением сроков предоставления, определенных статьей 20 Закона Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае".

На рассмотрение в Государственную Думу Ставропольского края представлен дефицитный бюджет, сформированный исходя из пессимистического прогноза социально-экономического развития Ставропольского края на 2006 год.

В общем, макроэкономические условия развития экономики Ставропольского края предшествующие формированию бюджета Ставропольского края на 2006 год характеризуются положительной динамикой основных показателей на фоне высокого уровня инфляции. Фактические итоги 10 месяцев 2005 года и прогнозные оценки 2005 года свидетельствуют о поддержании темпов экономического развития края на достаточно высоком уровне.

Сравнительный анализ прогнозных макроэкономических показателей принятых в расчетах к краевому бюджету на 2006 год, представлен в следующей таблице:

млн.руб.

2003г. отчет 2004г. отчет 10 мес. 2005 года 2005г. прогноз 2006г. вариант 1 2006г. вариант 2

Валовой региональный продукт

110122,7

139943,6

-

176407,8

217086,3

223542,1

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

105,4

111,6

-

108,0

108,0

109,7

Индекс-дефлятор, в % к пред.году

121,5

113,9

-

116,7

113,9

115,5

Объем промышленной продукции

50713,9

67593,9

71963,8

841116,6

104531,7

107640,6

в % к предыдущему году

107,5

104,3

122,3

106,0

107,5

109,0

Индекс-дефлятор, в % к пред.году

110,1

127,8

-

117,4

115,6

117,4

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

107,5

104,3

111,3

106,0

107,5

109,0

Объем сельскохозяйственной продукции

31490,4

42138,6

45078,4

46788,2

52631,5

51971,4

в % к предыдущему году

88,1

125,7

104,0

103,0

101,8

102,0

Индекс-дефлятор, в % к пред.году

132,0

105,9

-

107,8

110,5

108,9

Объем инвестиций в основной капитал

22173,3

24062,1

18071,1

28548,7

33255,6

34408,3

в % к предыдущему году

104,0

95,1

105,4

105,0

106,0

108,0

Индекс-дефлятор, в % к пред.году

112,9

114,1

113,0

110,4

112,1

Индекс потребительских цен, в % к пред.году

114,3

113,8

114,1

113,4

109,6

108,6

Оборот розничной торговли

60487,8

79870,4

80935,5

104045,6

124960,8

126389,4

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

108,1

117,8

115,1

116,0

111,0

113,0

Объем платных услуг населению

21811,0

25855,7

31598,5

33819,4

42436,2

43488,3

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

105,7

102,4

120,0

109,0

107,8

110,0

Индекс цен и тарифов на услуги в % к предыдущему году

119,8

115,3

120,0

116,4

116,9

Из представленных в таблице показателей видно, что в 2004 году прирост валового регионального продукта Ставропольского края достиг максимального значения за период экономического роста, начиная с 1999 года, и составил 11,6%, превысив российский показатель на 4,4 процентных пункта. Высокий темп роста валового регионального продукта характерен и для 2005 года, по прогнозной оценке он составит - 108 процентов, что будет выше среднероссийского показателя.

В 2005 году в структуре валового регионального продукта Ставропольского края доля промышленности составит 22,7%, торговли и общественного питания - 15,9 %, сельского хозяйства - 13,6%, транспорта и связи - 16%, при уменьшении доли строительства до 6,1 процента. Доля других отраслей, включающая нерыночные услуги, предполагается на уровне 22,3%.

В структуре валового регионального продукта Ставропольского края в 2005 году на отрасли, производящие товары, приходится 40,9 процентов всей добавленной стоимости, а на отрасли, оказывающие услуги, – 54,3 процента.

Это важнейший показатель, указывающий на произошедший структурный сдвиг в экономике края, которая развивается в полном соответствии с законами постиндустриального общества. Это же предопределяет необходимость уточнения приоритетов дальнейшего развития края.

Вместе с тем, несмотря на высокие темпы роста валового регионального продукта, не удалось диверсифицировать развитие отраслей экономики. Доля инноваций достаточно высокая, растет инвестиционная и инновационная активность предприятий, но необходимого осязаемого результата пока нет.

По прогнозной оценке темпы роста ВРП Ставропольского края в 2006 году, так же как и в предыдущие годы, будут опережать темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации и составят от 108% по первому варианту прогноза социально-экономического развитии края до 109,7% - по второму.

Прогноз основных макроэкономических показателей Ставропольского края, позволяет сделать вывод о том, что в 2006 году Правительству Ставропольского края можно ставить и решать более масштабные задачи экономического развития края, а не только выполнение части социальных обязательств, как предлагается в проекте бюджета Ставропольского края на 2006 год.

Несмотря на высокие темпы экономического роста, основные параметры проекта краевого бюджета на 2006 год сформированы по доходам в сумме 23550,6 млн. рублей и расходам в сумме 25560,1 млн. рублей. Дефицит бюджета достигает максимальной отметки ограничений установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации и составит 2009,4 млн. рублей или 14,7% к объему собственных доходов краевого бюджета. В целях покрытия дефицита краевого бюджета во втором полугодии 2006 года планируется привлечь банковские кредиты в сумме 2368,9 млн. рублей. Кроме того, планируется выпуск облигаций Правительства Ставропольского края в сумме 500 млн. рублей со сроком погашения в 2009 году, с возможным привлечением частичной кредитной гарантии облигационного выпуска от международной финансовой организации.

В 2006 году верхний предел государственного внутреннего долга Ставропольского края в сравнении с 2005 годом возрастет в 2,8 раза и составит на 1 января 2007 года 3087,7 млн. рублей, в том числе объем государственных гарантий 44 млн. рублей. Вместе с тем, верхний предел государственного долга, установленный статьей 33 законопроекта, не соответствует объемным показателям структуры государственного долга по видам долговых обязательств на 14,8 млн. рублей. Контрольно-счетная палата полагает необходимым привести в соответствие показатель верхнего предела государственного долга с нормой статьи 33 проекта закона. Основу государственного внутреннего долга составит задолженность по банковским кредитам в сумме 2383,8 млн. рублей, со сроками их погашения в 2007-2010 годах. При этом расходы на обслуживание государственного внутреннего долга планируются в объеме 290,4 млн. рублей, в том числе: на выплату процентов кредитным организациям 238,1 млн. рублей, выплату купонного дохода по облигациям Правительства Ставропольского края 50 млн. рублей, оплату возможной частичной кредитной гарантии, обеспечивающей выпуск облигаций 2,3 млн. рублей. Вместе с тем, расходы, связанные с обращением облигаций Правительства Ставропольского края планируются в сумме 9 млн. рублей.

Для финансирования дефицита краевого бюджета статьей 35 законопроекта предлагается утвердить программу государственных внутренних заимствований Ставропольского края, в том числе путем выпуска облигаций Правительства Ставропольского края. Вместе с тем, предложенная программа государственных внутренних заимствований Ставропольского края не в полном объеме содержит информацию, установленную нормами статьи 110 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей в случае выпуска долговых обязательств содержание полной информации о перечне имущества, которое может служить обеспечением исполнения данных обязательств в течение срока заимствования. В предложенной программе внутренних заимствований перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения обязательств по облигациям, выпущенным Правительства Ставропольского края, не определен.

Кроме того, положениями статьи 17 проекта закона предусматривается направление на погашение дефицита бюджета Ставропольского края, остатков средств на основном счете краевого бюджета по состоянию на 1 января 2006 года, за исключением остатков средств, образовавшихся в результате неполного использования получателями средств краевого бюджета бюджетных ассигнований в 2005 году. Данное положение входит в противоречие со статьей 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой определено, что одним из источников финансирования дефицита может служить внутренний источник, - изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, в приложение №1 "Источники финансирования дефицита бюджета Ставропольского края на 2006 год" к законопроекту в качестве источника финансирования дефицита краевого бюджета изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Ставропольского края не включено.

Таким образом, в 2006 году перед Правительством Ставропольского края будет стоять непростая задача - сокращение долговых обязательств, которая будет реализоваться напряженно. Возникшая дополнительная нагрузка погашения долговых обязательств может стать залогом финансовой нестабильности края и создать условия для неэффективного управления бюджетом.

Анализ соответствия проекта бюджета Ставропольского края Бюджетному кодексу Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что законопроект сформирован не в полном соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Из 70 статей законопроекта – 10 статей частично или полностью не соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации. Отдельные положения статьей законопроекта расширяют полномочия Правительства Ставропольского края в ходе исполнения бюджета по сравнению с нормами установленным Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

В проекте закона предлагаемые редакции статьи 9,10, определяющие источники доходов бюджетов муниципальных районов и городских округов, не соответствуют нормам установленным статьями 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 16 законопроекта, Правительству Ставропольского края предоставляется право в ходе исполнения настоящего закона по представлению главных распорядителей средств краевого бюджета вносить изменения в ведомственную, функциональную и экономическую структуры расходов на сумму средств связанных с изменением структуры органов государственной власти Ставропольского края с последующим внесением изменений в закон о бюджете. Контрольно-счетная палата полагает, что данная норма позволит превышать пределы перемещения бюджетных ассигнований между главными распорядителями, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификации расходов бюджета Ставропольского края, что не соответствует нормам статьи 234 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктами 2 и 3 статьи 17 проекта закона предусматривается направление поступлений от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, от сдачи в аренду имущества, находящегося в краевой собственности, в качестве дополнительного источника финансирования расходов на те же цели, сверх объемов установленных, законопроектом. При этом, объем поступлений от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности и от сдачи в аренду имущества в бюджет Ставропольского края сверх сумм, установленных законопроектом, в том числе приложением №2, не определен, что входит в противоречие со статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета. Кроме того, положениями данной статьи законопроекта не определены объемы неиспользованных и переданных из краевого бюджета в местные бюджеты целевых средств в 2005 году.

Статьей 23 законопроекта предусматривается зачисление доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, средств от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, полученных краевыми бюджетными учреждениями, финансирование которых осуществляется за счет субвенций из Фонда компенсаций, зачисляются в местные бюджеты и направляются на финансирование, указанных бюджетных учреждений. При этом объемы данных видов доходов и расходов положениями данной статьи не определены, что входит в противоречие с нормами статьи 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме.

Статьей 30 законопроекта предусматривается выделение 3-м муниципальным образованиям денежных средств в объеме 50,6 млн. рублей из краевого фонда софинансирования социальных расходов (приложение №27) на финансирование компенсации удорожания стоимости строительства жилых домов жилищно-строительных кооперативов, что не является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Включение данной статьи в расходную часть бюджета Ставропольского края в 2006 противоречит статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 110 Жилищного кодекса Российской Федерации. Контрольно-счетная палата отмечает, что в заключение на проект закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" обращалось внимание Правительства Ставропольского края на не правомерность включения в состав краевого бюджета расходов, направленных на финансирование компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства.

Статьей 44 законопроекта, предусматривается финансирование расходов краевого бюджета за счет временно свободных денежных средств, находящихся на лицевых счетах получателей средств краевого бюджета, не соответствует положениям статей 38, 219, 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данная статья законопроекта позволяет выделенные в распоряжение конкретных получателей денежные средства с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, отвлекать и направлять на цели не соответствующие условиям их получения.

Статьей 49 законопроекта устанавливаются меры ответственности за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных юридическим лицам и подлежащих возврату в краевой бюджет, в виде наложения штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению. Положения данной статьи не соответствуют статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Статьей 52 законопроекта, предусматривается выделение субсидий на компенсацию 35 процентов затрат связанных с изданием информационного бюллетеня "Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края". При этом не определены конкретные и предельные объемы расходов краевого бюджета на выделение субсидий для компенсации 35 процентов указанных затрат, чем нарушаются нормы статьи 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета в обязательном порядке и в полном объеме.

Статьей 62 проекта закона устанавливается продление финансового года на 6 рабочих дней для завершения операций по поступлениям за 2005 год, что вступает в противоречия со статьями 12 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Восемь статей законопроекта (21,25,38,44,46,53,54,69) содержат ссылку на принятие нормативных правовых актов Правительства Ставропольского края, предусматривающих условия и порядок выделение средств из бюджета Ставропольского края. Подобная практика формирования законопроекта может отрицательно сказаться на бюджетном процессе и создаст условия для несвоевременного финансирования получателей средств краевого бюджета уже в 1 квартале 2006 года.

По мнению контрольно-счетной палаты, необходимо внести в Закон Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" норму, обязывающую Правительство Ставропольского края принимать необходимые для реализации закона бюджете Ставропольского края нормативно правовые акты не позднее чем через 15 дней со дня его вступления в силу.

Отсутствие законодательно установленных объемов дополнительных поступлений и расходов краевого бюджета свидетельствует о недостаточной прозрачности бюджета и бюджетных процедур, что затрудняет осуществление комплексного анализа исполнения данных поступлений и расходов краевого бюджета по сравнению с законодательно установленными параметрами.

Доходная часть бюджета Ставропольского края на 2006 год сформирована в условиях вступивших в силу или предусматривающих к вступлению в силу с 1 января 2006 года изменений налогового законодательства. Изменения коснулись порядка формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, увеличение налоговой ставки на игровые автоматы по налогу на игорный бизнес, индексация ставок акцизов, введение в действие Федерального закона «О земельном налоге» и т.д.

Общий объем доходов краевого бюджета составляет 23550,6 млн. рублей, из которых доля налоговых доходов составляет 12478,6 млн. рублей или 53%, доля неналоговых доходов предусмотрена в размере 1211,3 млн. рублей или 5,1% всех доходов краевого бюджета, доля безвозмездных поступлений составит 9860,8 млн. рублей или 41,9%. Приходится констатировать, что несмотря на показатели высокого экономического роста развития Ставропольского края за последние годы, рост объема собственных доходов краевого бюджета в 2006 году составил 1656,2 млн. рублей или на 7,6% выше уточненного бюджета текущего года.

В ходе работы над принятием Концепции консолидированного бюджета Ставропольского края на 2006 год был проведен тщательный анализ доходной части бюджета и определены дополнительные резервы доходной части консолидированного бюджета в сумме 612,9 млн. рублей, которые были распределены следующим образом: 26,0 млн. рублей направлено на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, 100,5 млн. рублей направлены на расходы социального характера, 386,4 млн. рублей направлено на компенсацию объема средств из Фонда сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, 100 млн. рублей на увеличение краевого Фонда сбалансированности бюджета.

Контрольно-счетная палата полагает, что потенциальным резервом увеличения доходов краевого бюджета могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате более активной работы по совершенствованию налогового администрирования, в том числе за счет взыскания существующей задолженности по налоговым платежам.

В представленной к проекту бюджета Ставропольского края пояснительной записке содержатся только укрупненные показатели проектируемых доходов бюджета. Не приводятся расчеты и целый ряд необходимых показателей, использованных при расчетах доходов бюджета по видам налогов. Отсутствие расчетов проектируемых доходов краевого бюджета затрудняет анализ этих расчетов, оценку их обоснованности. Таким образом, можно с уверенностью говорить об отсутствии необходимой прозрачности формирования доходов краевого бюджета.

В целях обеспечения обоснованности и прозрачности расчетов доходов краевого бюджета контрольно-счетная палата неоднократно обращала внимание Правительства и министерства финансов Ставропольского края на необходимость разработки и утверждения в установленном порядке соответствующих методических указаний, предусматривающих алгоритм расчета налоговой базы, налоговых вычетов, ставок налогов, уровня собираемости налоговых доходов, используемых в расчетах оценок доходной базы бюджета.

Важнейшим вопросом при работе над проектом бюджета явилось продолжение реализации начатой в 2005 году на территории края реформы местного самоуправления и формирование устойчивой системы межбюджетных отношений на всех уровнях местного самоуправления. С целью дальнейших преобразований межбюджетных отношений в Ставропольском крае был принят ряд законодательных актов определяющих порядок реализации проводимой реформы, в частности по передаче в бюджеты муниципальных образований части федеральных и региональных налогов. При этом доля межбюджетных трансфертов из фондов финансовой поддержки муниципальных образований в общем объеме собственных доходов краевого бюджета снизилась с 18,4 до 12,1 процентов за счет расширения состава закрепленных по единым нормативам федеральных и региональных налогов. Правом замены дотаций в объеме 496,8 млн. рублей на дополнительные (дифференцированные) нормативы от федеральных и региональных налогов воспользовались 13 муниципальных образований. Контрольно-счетная палата отмечает, что закрепление за местными бюджетами единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов, замена дотаций на дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов, в целом позволит сократить дотационность местных бюджетов в 2006 году в сравнении с 2005 годом на 11 процентов.

В 2006 году в краевой бюджет будет зачисляться весь поступающий объем финансовых средств по налогу на прибыль, большая часть налога на доходы физических лиц и налогу на имущество будет сконцентрировано на краевом уровне. Законодательно установленные единые нормативы отчислений от бюджетообразующих налогов, таких как налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц подлежащих зачислению в местные бюджеты определены в размере 10%. Таким образом, в 2006 году сохраниться централизация на краевом уровне основных бюджетообразующих налогов, что, как и в текущем году приведет к тому, что основную часть финансовых средств органы местного самоуправления будут получать из краевого бюджета из Фондов в виде дотаций и субсидий в местные бюджеты. Контрольно-счетная палата отмечает, что уровень централизации доходов на краевом уровне практически не снизился и остался на уровне 2005 года. Если в 2005 году краевом бюджете было сосредоточено 71,6% налоговых доходов, то в 2006 году предполагается сконцентрировать 70,5%. Сохраняющийся уровень централизации на краевом уровне как доходных, так и расходных обязательств ведет к уменьшению финансовых возможностей муниципальных образований и ограничивает исполнение переданных им бюджетных полномочий.

На сегодняшний день полностью не определен налоговый потенциал муниципальных образований, не закончена инвентаризация и кадастровая оценка земель в крае, незавершен учет налогоплательщиков. В течение 2006 года будет оставаться открытой проблема наполняемости доходной части бюджетов муниципальных образований. Примером тому может служить завышение темпов роста налогового потенциала муниципальных образований по налогу на доходы физических лиц. Данный вывод, обосновывается следующим: темп роста по НДФЛ в целом по краю, составляет 120%, вместе с тем в отдельных муниципальных образованиях темп роста данного вида налога просчитан 135 % и более (Кировский район 137,9%). Таким образом, в муниципальных образованиях заведомо запланировано не выполнение плана по доходам по данному виду налога.

Аналогичная ситуация складывается по поступлениям земельного налога в местные бюджеты. Объемы поступлений земельного налога просчитаны муниципальным образованиям на уровне плана 2005 года, без учета кадастровой стоимости земли там, где она проведена. Таким образом, вопрос исполнения муниципальными образованиями выполнения назначений по земельному налогу остается проблематичным.

Расходы бюджета Ставропольского края на 2006 год по разделу межбюджетные трансферты, предусматриваются в объеме 11021,3 млн. рублей или с ростом на 18,3%. Анализ структуры и целевой направленности межбюджетных трансфертов показывает, что основную долю в них занимают трансферты, направленные на обеспечение текущих расходов местных бюджетов. При сохранении преимущественной роли межбюджетных трансфертов текущего характера, местные бюджеты, имеющие низкий уровень развития экономического и налогового потенциала, будут оставаться зависимыми от финансовой помощи из краевого бюджета.

В проекте закона "О бюджете Ставропольского края на 2006 год" предусмотрено финансирование 14 краевых целевых программ на общую сумму 367816 тыс. рублей и 10 ведомственных целевых программ на общую сумму 670513 тыс. рублей.

Удельный вес краевых целевых и ведомственных целевых программ в общих расходах проекта бюджета Ставропольского края составляет 4,06 %. В перечень краевых и ведомственных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств бюджета Ставропольского края в 2006 году, включено 7 программ со сроком завершения их реализации в 2006 году. Анализ объемов финансирования этих программ показывает, что такие краевые целевые программы как «Охрана и укрепление здоровья населения Ставропольского края на 2004-2006 годы», «Неотложные меры по борьбе с Крымской геморрагической лихорадкой в Ставропольском крае на 2004-2006 годы», «Поддержка выставочно - ярмарочной и презентационной деятельности в Ставропольском крае на 2004-2006 годы» в 2005 году финансировались менее, чем на 50% от предусмотренных объемов. Анализ утвержденных и предусмотренных к финансированию из краевого бюджета краевых целевых программ в 2002-2005 годах показывает, что такие краевые целевые программы как, «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2003-2005 годы», «Повышение безопасности дорожного движения в Ставропольском крае на 2002-2005 годы» профинансированы менее чем на 16 % от объема предусмотренного программами.

На выполнение программных мероприятий в 2004-2005 годах по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2004-2005 годы и на период до 2010 года» направлено 9,7% средств от предусмотренного объема. Анализ объемов финансирования данных программ предполагаемых к финансированию в 2006 году, ниже утвержденных паспортами, что в конечном итоге может привести к невыполнению программных мероприятий. Учитывая дефицитность представленного к рассмотрению проекта бюджета было бы целесообразным определить расходы данных программ до уровня их реального финансирования в 2006 году.

Из 14 краевых и 10 ведомственных целевых программ – 14 программ на общую сумму 634418 тыс. рублей, не были представлены в контрольно-счетную палату Государственной Думы Ставропольского края для рассмотрения и согласования, в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 11 февраля 2005 г. № 57 «О порядке разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ». Вместе с тем, программы не прошедшие в установленном порядке финансовую экспертизу, включены в расходную часть краевого бюджета и предлагаются к рассмотрению.

На 2003-2005 годы на выполнение мероприятий в соответствии с краевой целевой программой «Совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом на основе автоматизации казначейского исполнения бюджета Ставропольского края на 2003-2005 годы» предусмотрено финансирование за счет средств бюджета Ставропольского края в объеме 172,8 млн. рублей. На сегодняшний момент финансирование составило 168,7 млн. рублей, или 97,6% от предусмотренного программой объема.

В рамках выполнения мероприятий данной краевой целевой программы на 2006-2008 годы предусмотрено финансирование за счет средств бюджета Ставропольского края в объеме 184 млн. рублей: в том числе на 2006 год - 56 млн. рублей; на 2007 год – 61 млн. рублей; на 2008 год – 67 млн. рублей.

Таким образом, можно с уверенность утверждать, что данные подходы к финансированию краевых целевых программ носят избирательный характер. Учитывая дефицитность представленного к рассмотрению проекта бюджета было бы целесообразным определить в проекте бюджета расходы по согласованным и утвержденным программам по уровню их реального финансирования в 2006 году, не согласованные в установленном порядке краевые целевые и ведомственные целевые программы исключить из проекта бюджета.

Концепция бюджета Ставропольского края на 2006 определила его социальную направленность. Вместе с тем, нет оснований с уверенностью утверждать о социальной направленности бюджета, учитывая, что в краевом бюджете заложены расходы по выплатам детских пособий на ребенка в размере 70 рублей в месяц. Доля расходов на социально-культурную сферу в общем объеме расходов краевого бюджета в сравнении с текущим годом увеличены всего лишь на 0,1%. Номинальный рост расходов на финансирование социально-культурной сферы обусловлен планируемым увеличением по отраслям социально-культурной сферы заработной платы на 25% и индексацией расходов коммунальных услуг, с учетом повышения тарифов. С ростом на 8,5 процентов проиндексированы только расходы бюджетных учреждений на приобретение продуктов питания и медикаментов. Расходы материального характера бюджетных учреждений установлены на уровне 2005 года.

Расходная часть краевого бюджета сформирована в условиях неутвержденных тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. До настоящего времени не приняты решения по установлению тарифов на электрическую энергию, тепловую энергию, на газ, услуги по водоснабжению и водоотведению, что не позволяет в должной мере определить обоснованность планируемых сумм увеличения расходов на оплату коммунальных услуг для учреждений бюджетной сферы. При формировании проекта бюджета на 2006 год рост тарифов на тепловую энергию планировался в размере 17,7%. По прогнозным данным РЭК Ставропольского края рост составит 15,4%. Отклонение роста тарифа на 2,3% от запланированного только на тепловую энергию может повлечь за собой экономию расходов бюджета в отраслях бюджетной сферы.

Важной задачей бюджетной политики в области расходов на 2006 год поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, является повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечивающих повышение жизненного уровня населения края.

Вместе с тем, как и в прошлые годы в крае продолжает применяться практика формирования расходов бюджета Ставропольского края на основе уточненных показателей финансирования предшествующего года. Отсутствует четко определенная связь между выделяемыми объемами финансирования и достижением конечных результатов.

Председатель

Контрольно-счетной палаты

Государственной Думы

Ставропольского края А.А. Колесников

СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/StavrGD/actions/Zakl1