карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Контрольно-счетная палата Государственной Думы Ставропольского края

Деятельность

Заключение контрольно-счетной палаты Государственной Думы Ставропольского края по отчету Правительства Ставропольского края об исполнении бюджета Ставропольского края за 2005 год.

Заключение контрольно-счетной палаты Государственной Думы Ставропольского края на проект Закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2006 год".

Общая информация

Законодательство

Структура

История

Контакты

Статистика

Сводные итоги развития в 2006 г.

Сводные итоги развития в 2005 г.

Сводные итоги развития в 2004 г.

Сводные итоги развития в 2003 г.

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

18.05 План работы КСП Ростовской области на 2006 год. Подробнее

17.05 Областной закон Ростовской области "Об областном бюджете на 2006 год". Подробнее

17.05 Обновления в разделе Публикации СМИ о КСП Иркутской области. Подробнее

16.05 Бюллетень Счетной палаты Красноярского края №4 2005 года. Подробнее

15.05 Обновления в разделе Публикации СМИ о КСП Иркутской области. Подробнее

Внимание, конкурс!

КСП Ростовской области объявляет конкурс:

1. На замещение вакантной должности ведущего специалиста организационно-технического отдела (специалист по программному обеспечению, компьютерным сетям).

2. На замещение вакантной должности главного специалиста организационно-технического отдела (специалист по закупкам для госнужд).

Подробнее

Фотоархивы АКСОР России


Подробнее

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Контрольно-счетная палата Государственной Думы Ставропольского края  >>  Деятельность Деятельность Заключение контрольно-счетной палаты Государственной Думы Ставропольского края на проект Закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2006 год".

Заключение контрольно-счетной палаты Государственной Думы Ставропольского края по отчету Правительства Ставропольского края об исполнении бюджета Ставропольского края за 2005 год.

 :: КСП ГД Ставропольского края

версия для печати 

Заключение Контрольно-счетной палаты Государственной Думы Ставропольского края по отчету Правительства Ставропольского края об исполнении бюджета Ставропольского края за 2005 год (далее – Заключение), подготовлено в соответствии со статьей 50 Закона Ставропольского края «О бюджетном процессе в Ставропольском крае», Законом Ставропольского края «О Контрольно-счетной палате Государственной Думы Ставропольского края».

Отчет об исполнении бюджета Ставропольского края за 2005 год представлен Правительством Ставропольского края в Государственную Думу Ставропольского края в форме проекта Закона Ставропольского края «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2005 год».

Документы и материалы представленные одновременно с отчетом Правительства Ставропольского края соответствуют перечню документов и материалов, установленному статьей 32 Закона Ставропольского края «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».

Макроэкономические условия исполнения бюджета Ставропольского края в 2005 году

Макроэкономические условия исполнения краевого бюджета в 2005 году характеризовались положительной динамикой основных показателей развития экономики Ставропольского края.

Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей, принятых в расчетах к краевому бюджету на 2005 год, фактически сложившихся в отчетном году, а также показателей 2004 года в % к 2003 году представлен в таблице №1:

Таблица №1

Макроэкономические условия исполнения бюджета Ставропольского края в 2005 году

Макроэкономические условия исполнения краевого бюджета в 2005 году характеризовались положительной динамикой основных показателей развития экономики Ставропольского края.

Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей, принятых в расчетах к краевому бюджету на 2005 год, фактически сложившихся в отчетном году, а также показателей 2004 года в % к 2003 году представлен в таблице №1:

Таблица №1

Показатели Принято в расчетах к бюджету на 2005 год* Отчетные данные за 2005 год 2005г. в % к 2004 г. Справочно: 2004г. в% к 2003 г.

Валовой региональный продукт(ВРП), млн.руб.

174305,1*

176407,8**

108,0**

111,6**

Индекс-дефлятор ВРП в % к преды-дущему году

115,0*

116,7**

116,7**

113,9**

Объем промыш-ленной продук-ции, млн. руб.

84849,3*

90806,2

124,2

133,5

Индекс промыш-ленного производ-ства, %

104,0*

-

109,5

104,9

Индекс базовых отраслей экономики (оценка), %***

-

-

106,7

110,3

Продукция сель-ского хозяйства, млн. руб.

51911,1*

47098,1

104,7

125,7

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

27723,9*

28708,5

105,8

97,5

Оборот розничной торговли,млн. руб

98221,4*

101378,1

114,4

117,8

Объем платных услуг населению, млрд. рублей

34615,4*

38956,5

121,8

110,3

Реальные распо-лагаемые денеж-ные доходы насе-ления, %

111,0*

-

116,3

111,2

Индекс потреби-тельских цен, %

111,8*

110,5

113,5

113,9

*- Данные предварительного прогноза социально-экономического развития Ставропольского края на 2006 год и на период до 2008 года.

** - Данные уточненного прогноза социально-экономического развития Ставропольского края на 2006 год и на период до 2008 года.

*** - Индекс выпуска продукции и услуг базовых отраслей (ИБО) исчисляется на основе данных об изменении физического объема выпуска промышленных товаров, сельского хозяйства, строительства, транспорта, розничной торговли, объем которых в структуре производства края занимает около 60 %.

Характерной особенностью социально-экономического развития Ставропольского края в 2005 году являлось сохранение тенденции замедления темпов экономического роста следующих важных макроэкономических показателей: ВРП, индекса базовых отраслей экономики, объема продукции сельского хозяйства, оборота розничной торговли.

По данным уточненного прогноза социально-экономического развития Ставропольского края на 2006 год и на период до 2008 года, объем валового регионального продукта в 2005 году составил 176407,8 млн. рублей, или 108% по сравнению с 2004 годом в сопоставимых ценах, индексдефлятор ВРП составил 116,7 %. В 2004 году темп роста ВРП (по отношению к предыдущему году) составлял 111,6%, индекс-дефлятор-113,9%.

Индекс выпуска продукции базовых отраслей экономики (оценка) в 2005 году составил 106,7 %, тогда как в 2004 году он составлял 110,3%.

Темп роста объема продукции сельского хозяйства также снизился по сравнению с 2004 годом на 21 процентный пункт и составил 104,7%.

Темп роста оборота розничной торговли снизился со 117,8% в 2004 году до 114,4% в 2005 году.

Индекс потребительских цен в 2005 году составил 110,5% против 113,9% за 2004 год. На уровень инфляции в 2005 году основное влияние оказали следующие немонетарные факторы: значительное повышение цен на продовольственные товары, бензин автомобильный, тарифов на жилищно-коммунальные, санаторно-оздоровительные услуги, системы образования. Индекс цен на продовольственные товары составил 110,3%, непродовольственные товары – 106,6%, платные услуги – 117,4%. Объем реализации платных услуг населению в 2005 году составил 39 млрд. рублей, или на 21,8% больше, чем за 2004 год.

Из общего числа, прогнозируемых минэкономразвития и торговли Ставропольского края макроэкономических показателей–по 11 показателям контрольно-счетной палатой ГДСК проведен анализ. В целом анализ отклонений прогнозных показателей послуживших базой для формирования краевого бюджета на 2005 год, от отчетных данных территориального органа федеральной службы государственной статистики России по Ставропольскому краю осуществленный по отдельным макроэкономическим показателям социально-экономического развития края, показал следующее: по 6 показателям отклонения от отчетных данных составили менее 3 %, по 3 – превысили 5 процентный рубеж. Наиболее существенное отклонение имело место по объему платных услуг населению – 12,8%.

Отклонение фактических параметров основных макроэкономических показателей от прогнозируемых оказало влияние на исполнение краевого бюджета в 2005 году. Анализ соотношения утвержденных краевыми законами о бюджете Ставропольского края и фактически исполненных основных характеристик краевого бюджета за ряд лет представлен в таблице №2:

Таблица №2

(млн. рублей)

2002 2003 2004 2005* 2005**
Утверждено 13782,5 11404,6 17360,3 18547,4 23008,4
ДОХОДЫ Исполнено 14055,7 14083,8 17444,8 22812,6 22812,6
Отклонение (абс.) +273,2 +2679,2 +84,5 +4265, -195,8
Утверждено 14172,5 11404,6 18296,1 19892,6 24277,6
РАСХОДЫ Исполнено 13535,1 13636,1 17586,5 23291,4 23291,4
Отклонение (абс.) -637,4 +2231,5 -709,6 +3398,8 -986,2
Утверждено -390,0 0 -935,8 -1345,2 -1269,3
ДЕФИЦИТ (-) Исполнено +520,6 +447,8 -141,7 -478,8 -478,8
ПРОФИЦИТ (+) Отклонение (абс.) +130,6 +447,8 -794,1 -866,4 -790,5
СПРАВОЧНО:Остатки на нача-ло года, следую-щего за отчетным 910,6 660,9 726,3 820,2 820,2

*- Закон Ставропольского края от 31.12.2004 № 126-кз "О бюджете Став-ропольского края на 2005 год".

** - Закон Ставропольского края от 31.12.2004 № 126-кз "О бюджете Став-ропольского края на 2005 год" (в редакции законов СК от21.03.2005 №17-кз, от 28.07.2005 № 36-кз, от 22.11.2005 №56-кз, от 31.12.2005 № 83-кз).

Таким образом, макроэкономические условия исполнения краевого бюд-жета в 2005 году характеризовались положительной динамикой, вместе с тем, темпы роста отдельных макроэкономических показателей по сравнению с 2004 годом замедлились. Сложившиеся темпы роста в развитии экономики не позво-лили обеспечить выполнение контрольных назначений по сбору налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет в 2005 году.

Структурные особенности Закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2005 год»

Утвержденные Законом Ставропольского края от 31.12.2004 года №126-кз "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" плановые расходы краевого бюджета в процессе исполнения закона были увеличены на 4385,0 млн. рублей или с 19892,6 млн. рублей до 24277,6 млн. рублей. Фактически расходная часть краевого бюджета исполнена в сумме 23291,4 млн. рублей.

Увеличение объема расходов частично обусловлено получением безвозмездных поступлений, в том числе из федерального бюджета и других уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сверх запланированного объема финансовой помощи на сумму 2913 млн. рублей, в том числе:

  • средств субвенций на финансирование целевых расходов в сумме 98,4 млн. рублей;
  • средств бюджетов, полученных, по взаимным расчетам - 1 млн. рублей;
  • средств субсидий для долевого участия финансирования целевых расходов в сумме 237,3 млн. рублей;
  • средств на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы в сумме 1514 млн. рублей;
  • прочих безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы в сумме 122,3 млн. рублей;
  • дотации на поддержку мер сбалансированности бюджетов в сумме 482 млн. рублей;
  • дотации на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы переданных в ведение органов местного самоуправления в сумме 307,1 млн. рублей;
  • дотации на обеспечение расходов по выплатам с 1 марта 2005 года ежемесячного денежного поощрения военнослужащим и сотрудникам внутренних дел и государственной противопожарной службы в сумме 148 млн. рублей;
  • прочих безвозмездных поступлений - 2,9 млн. рублей.

Кроме того, за счет дополнительно полученных доходов от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности расходы краевого бюджета были увеличены на 176 млн. рублей. На основании статьи 20 Закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" сверх объемов определенных приложениями 4 и 5 закона в качестве дополнительного финансирования получателей бюджетных средств направлены остатки денежных средств на лицевых счетах бюджетополучателей в объеме 672,5 млн. рублей, что соответственно повлияло на увеличение расходной части бюджета.

В связи с принятием нормативно-правовых актов Ставропольского края, направленных на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе, связанных с денежными выплатами взамен бесплатного проезда на общественном транспорте, были уточнены в сторону увеличения первоначально принятые плановые назначения по расходам краевого бюджета. Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных законом Ставропольского края "О мерах социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в сельской местности" потребовала увеличения расходной части краевого бюджета.

В течение 2005 года в закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" от 31.12.2004 года №126-кз внесено 4 изменения:

  1. Законом Ставропольского края от 21.03.2005 года №17-кз "О внесении изменений в закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" расходы на финансирование денежных выплат отдельным категориям граждан взамен бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования были увеличены на 294 млн. рублей. На погашение кредиторской задолженности прошлых лет перед транспортными организациями по льготному проезду расходы были увеличены на 96 млн. рублей. При этом для увеличения средств, предназначенных для осуществления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан было произведено сокращение отдельных видов расходов бюджета на 250 млн. рублей. Вместе с тем, в процессе исполнения краевого бюджета образовалась экономия денежных средств, предназначенных для финансирования мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, которая составила 256,2 млн. рублей, что равнозначно сумме сокращения расходов. Контрольно-счетная палата полагает, что неточности, допущенные при планировании расходов предназначенных на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан поставили под сомнение целесообразность произведенных сокращений расходов и соответственно внесения изменений в закон о бюджете.
  2. Законом Ставропольского края от 28.07.2005 года № 36-кз "О внесении изменений в закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" увеличена расходная часть, в связи с реализаций положений Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в сельской местности". На реализацию данного закона потребовалось 154,8 млн. рублей.
  3. Законом Ставропольского края от 22 ноября 2005 года №56-кз "О внесении изменений в закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" внесены изменения в связи с получением дополнительных доходов превышающих утвержденные годовые назначения более 10 процентов, перемещением расходов между разделами и наличием экономии денежных средств. Кроме того, были восстановлены расходы краевого бюджета, сокращенные, согласно Закону Ставропольского края от 21.03.2005 года №17-кз "О внесении изменений в закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год". Отдельные статьи закона о краевом бюджете были приведены в соответствие с бюджетным законодательством, в том числе частично положения статьи 19 и исключена статья 20 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года №126-кз "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" (в редакции законов от 21.03.2005 года №17-кз, от 28.07.2005 года №36-кз).
  4. Законом Ставропольского края "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" от 31 декабря 2005 года №83-кз внесены изменения в связи с дополнительными поступлениями денежных средств федерального бюджета и перемещением расходов между разделами при наличии экономии денежных средств по отдельным расходным статьям краевого бюджета.

Законами Ставропольского края от 22.11.2005 года №56-кз и от 31.12.2005 года №83-кз "О внесении изменений в закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005" были скорректированы плановые назначения по отдельным видам расходов, предназначенных на финансирование мер по реализации федеральных и региональных социальных законов, в связи с экономией денежных средств. Экономия денежных средств составила 507,7 млн. рублей из них:

  • по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла в сумме 219,2 млн. рублей;
  • по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий в сумме 37 млн. руб-лей;
  • по выплате ежемесячного пособия на ребенка в сумме 25,7 млн. рублей;
  • по субсидиям, передаваемых местным бюджетам на финансирование расходов на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 225,8 млн. рублей или третья часть от первоначальных плановых назначений.

Кроме того, экономия денежных средств на финансирование расходов по погашению кредиторской задолженности за 2004 год по предоставленным населению субсидиям на оплату жилья и коммунальных услуг составила 53,9 млн. рублей. Контрольно-счетная палата в заключении на проект закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" обращала внимание Правительства Ставропольского края на неточность планирования расходов краевого бюджета направленных на погашение кредиторской задолженности за 2004 год по предоставленным населению субсидиям на оплату жилья и коммунальных услуг.

Контрольно-счетная палата считает, что задача практически всех внесений изменений в первоначальный Закон о бюджете на 2005 год заключалась в исправлении погрешностей допущенных в бюджетном планировании расходной части. Кроме того, внесение изменений осуществлялось на последнем этапе исполнения бюджета по бюджетным назначениям по состоянию на 1 декабря 2005 года. Данное внесение изменений позволило минимизировать риски по исполнению планируемых показателей бюджета, так как последние изменения вносились в два этапа в ноябре и декабре.

Статьей 19 Закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" Правительству Ставропольского края до 22 ноября 2005 года были предоставлены полномочия по корректировке объема поступлений по отдельным видам доходов без внесения изменений в закон о бюджете. Кроме того, Правительству Ставропольского края было предоставлено право внесения изменений в ведомственную, функциональную и экономическую структуру расходов краевого бюджета сверх пределов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Таким образом, Правительству Ставропольского края в ходе исполнения краевого бюджета были предоставлены полномочия по корректировке доходов и расходов краевого бюджета, что не соответствует ограничениям по использованию сверх доходов, определенных статьей 232 и ограничениям по перемещению сумм ассигнований установленных статьей 234 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, контрольно-счетная палата полагает, что внесение изменений в доходную и расходную часть краевого бюджета, в ведомственную, функциональную и экономическую структуру расходов бюджета, соблюдение ограничений по перемещению бюджетных ассигнований должны были осуществляться исключительно в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 20 Закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" от 31.12.2004 года, №126-кз (в редакции от 21.03.2005 года №17-кз, от 26.07.2005 года №36-кз) Правительству Ставропольского края было предоставлено право осуществлять увеличение расходной части краевого бюджета сверх сумм, определенных приложениями 4 и 5 закона, на сумму остатков денежных средств образовавшихся в результате неполного использования по-лучателями бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о бюджете на 2004 год. При этом, дополнительный объем расходов по бюджетополучателям не был утвержден в законодательном порядке. В ходе исполнения бюджета расходы краевого бюджета были увеличены на 672,5 млн. рублей,

Вместе с тем, контрольно-счетная палата отмечает, что отсутствие законодательно установленного распределения дополнительных расходов краевого бюджета по ведомственной структуре расходов, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации, требует дополнительного контроля обеспечивающего правильность произведенных расходов краевого бюджета, и не позволяет на данном этапе произвести объективный анализ исполнения расходов бюджета Ставропольского края за 2005 год.

Статьей 44 Закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2005 год» установлено, что финансирование расходов краевого бюджета за счет временно свободных денежных средств, находящихся на лицевых счетах получателей, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Ставропольского края. Вместе с тем, Временным порядком не был установлен перечень неотложных нужд краевого бюджета, требующих опережающего финансирования расходов и конкретные сроки возмещения заимствованных денежных средств. При этом, заимствованные денежные средства с лицевых счетов бюджетополучателей в феврале и марте 2005 года в сумме 493,7 млн. рублей на финансирование неотложных нужд, были восстановлены 28-31 декабря 2005 года или практически через 9 месяцев.

Таким образом, выделенные в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели бюджетные средства, переадресовывались в распоряжение других бюджетополучателей, в связи с чем не соблюдался один из принципов адресности и целевого характера бюджетной системы, установленный статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Контрольно-счетная палата полагает, что санкционирование и финансирование расходов краевого бюджета должно осуществляться в соответствии с нормами бюджетного законодательства.

Законом Ставропольского края от 21.03.2005 года №17-кз "О внесении изменений в закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" было установлено, что поступления государственной пошлины в сумме 100 млн. рублей за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, а также за прием экзаменов подразделениями государственной инспекции безопасности дорожного движения, направляются на финансирование их деятельности. При этом, была нарушена норма ограничений, установленная статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой доходы бюджета и поступления из источников его финансирования не могут быть связаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов.

Дефицит бюджета Ставропольского края и источники финансирования дефицита бюджета

Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2005 год» от 24 декабря 2004 год дефицит краевого бюджета был утвержден в объеме 1345,2 млн. рублей. С учетом изменений внесенных в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2005 год» дефицит краевого бюджета был установлен в размере 1269,3 млн. рублей. Фактически бюджет Ставропольского края исполнен с дефицитом в сумме 478,8 млн. рублей.

Анализ исполнения краевого бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета в разрезе привлечения денежных средств и погашения суммы задолженности показал, что для погашения дефицита в декабре 2005 года был привлечен банковский кредит в сумме 850,0 млн. рублей. При этом сводной бюджетной росписью бюджета Ставропольского края на 2005 год (с учетом внесенных изменений) привлечение банковских кредитов предусматривалось в 1 квартале в сумме 435,0 млн. рублей, во 2 квартале – 144,0 млн. рублей, в 4 квартале – 273,5 млн. рублей.

Источниками финансирования дефицита бюджета в 2005 году являлись:

  • доходы, полученные от продажи государственной собственности Ставропольского края в сумме 38,3 млн. рублей;
  • погашение кредитов в сумме 315,6 млн. рублей, заимствованных в предшествующие годы;
  • остатки средств бюджета в сумме (минус) 93,9 млн. рублей.

В итоге сумма источников финансирования дефицита бюджета составила 478,8 млн. рублей. Объем средств дефицита краевого бюджета соответствует, размеру установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Государственный внутренний долг Ставропольского края.

Объем государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января 2006 года не превышает верхний предел государственного внутреннего долга Ставропольского края, установленный статьей 33 Закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2005 год» (с учетом внесенных изменений). Государственный внутренний долг Ставропольского края по состоянию на 1 января 2006 года представлен следующими обязательствами:

перед Акционерным коммерческим банком "Московский Индустриальный банк" - на сумму 850,0 млн. рублей;

перед федеральным бюджетом по ранее выданным кредитам, в том числе:

  • централизованным кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями в коммерческих банках в 1992-1994 годах, в сумме 169,3 млн. рублей;
  • налоговому кредиту, предоставленному на реализацию федеральной программы "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод", в сумме 93,3 млн. рублей.

В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 10 декабря 2004 года министерству финансов Ставропольского края было поручено осуществить заимствования в акционерном коммерческом банке "Еврофинанс Моснарбанк" в сумме 250,0 млн. рублей со сроком погашения до 25 марта 2005 года, в связи с невыполнением плана по доходам и необходимостью профинансировать в текущем году мероприятия, предусмотренные Законом о бюджете Ставропольского края на 2004 год, 29 декабря 2004 года министерством финансов Ставропольского края было заключено кредитное соглашение с акционерным коммерческим банком "Еврофинанс Моснарбанк" КК/91.02.93-04 на сумму 250,0 млн. рублей. Предусмотренная процентная ставка составляла 11,5%, срок погашения определен датой 25 марта 2005 года. Кредитным договором также предусматривалась комиссия банку в размере 0,5% годовых, при условии досрочного погашения кредита. В соответствии с Соглашением кредит был предоставлен для покрытия дефицита краевого бюджета. Необходимо отметить, что по состоянию на 1 декабря 2004 года бюджет Ставропольского края был исполнен с профицитом в сумме 641,0 млн. рублей (исполнение по доходам составило 15480,3 млн. рублей или 97,9% к утвержденным годовым назначениям, по расходам в сумме 14839,3 млн. рублей или 93,9%). При этом остатки денежных средств составляли 1259,8 млн. рублей, что позволяло до конца 2004 года осуществлять предусмотренные законом о бюджете расходы.

Контрольно-счетная палата считает, что необходимости в осуществлении Ставропольским краем государственных заимствований в сумме 250,0 млн. рублей не было. Кроме того, расходы министерства финансов Ставропольского края в 1 квартале 2005 года в части уплаты процентов по кредитному соглашению составили 5898,2 тыс. рублей, что по мнению контрольно-счетной палаты является неэффективным использованием бюджетных средств.

Доходы краевого бюджета

Исполнение доходной части бюджета Ставропольского края в 2005 году характеризуется не исполнением в полном объеме законодательно установленных бюджетных заданий по ряду налоговых доходов и не использованием всех имеющихся резервов дополнительных поступлений в краевой бюджет.

В результате внесенных в установленном порядке изменений, бюджет Ставропольского края на 2005 год был утвержден по доходам в сумме 23008,4 млн. рублей.

За 2005 год в бюджет Ставропольского края поступило доходов всего 22812,6 млн. рублей, или 99,1 % от законодательно утвержденного показателя. Доходы бюджета составили 12,9 % ВРП, что на 0,2 процентных пункта выше, чем в 2004 году (12,7 %).

В общем объеме доходов краевого бюджета собственные доходные источники составили 12527,8 млн. рублей, или 54,9%. Финансовая помощь из бюджетов других уровней составила 10284,8 млн. рублей, или 45,1%. Структура доходов бюджета Ставропольского края представлена в диаграмме.

увеличить

За 2005 год фактическое поступление налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет составило 11764,6 млн. рублей. Контрольные показатели по сбору налоговых и неналоговых доходов обеспечены на 99,5%. Фактическое поступление безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составило 10281,8 млн. рублей, или 99,2% от утвержденного показателя. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составили 763,2 млн. рублей, или 93% от плановых назначений.

Не обеспечено выполнение плана по налогу на прибыль организаций – 96,4%; акцизам – 87,7 % (акцизы на алкогольную продукцию и вино составили 60,3 % от плановых назначений, в разрезе видов подакцизной алкогольной продукции план по акцизам не выполнен ни по одному из наименований); государственной пошлине –97,5 %; доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в госсобственности Ставропольского края – 79%; платежам при пользовании природными ресурсами – 87,6%; административным платежам и сборам –66,9%.

В заключении на проект бюджета 2005 года контрольно-счетная палата указывала на расхождение показателей прогноза социально-экономического развития Ставропольского края с показателями доходной части бюджета, а также на хроническое невыполнении плановых назначений по акцизному сбору на алкогольную продукцию. Замечания контрольно-счетной палаты полностью подтверждаются фактическими сборами по акцизам.

Другой острой проблемой остается проблема «вымывания» налоговой базы краевого бюджета. Создаются торговые дома, регистрируемые за пределами края, лишаются прав юридического лица дочерние и зависимые организации. С помощью этих и других способов из края выводится один из основных регулируемых налогов - налог на прибыль. Данная проблема на сегодняшний день является одной из самых актуальных, а ее решение на уровне Правительства Ставропольского края одним из самых важных.

Не менее важной проблемой наполняемости доходной части бюджета Ставропольского края являются выпадающие доходы от предоставления налоговых льгот. Налоговые льготы, предоставленные в 2005 году, составили порядка 2,3 млрд. рублей.

Бюджетные кредиты бюджетам других уровней

Статьей 38 Закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2005 год» (с учетом изменений) верхний предел годового объема бюджетных кредитов, предоставляемых местным бюджетам, установлен в сумме 500,0 млн. рублей, в том числе кредитов, выходящих за пределы 2005 года в сумме 60,0 млн. рублей. Вместе с тем, переходящий остаток кредитов, предоставленных в 2005 году муниципальным образованиям со сроком погашения в 2006 году, составил 71,1 млн. рублей, что превысило законодательно установленный размер переходящего остатка на 11 млн. рублей. Всего в 2005 году 78 муниципальным образованиям из краевого бюджета было предоставлено кредитов на сумму 289,4 млн. рублей или 58 % от плановых назначений, т.е. каждое четвертое муниципальное образование края воспользовалось бюджетным кредитом. Вместе с тем, анализ соблюдения установленного «Порядка предоставления, использования и возврата местными бюджетами бюджетных кредитов» утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16 февраля 2005 г. № 18-п показал, что бюджетные кредиты из краевого бюджета муниципальным образованиям предоставлялись с превышением установленного размера. Порядком установлено, что размер бюджетного кредита не может превышать 25 процентов от общего объема собственных доходов местного бюджета в соответствии с утвержденным решением о местном бюджете на текущий финансовый год. В тоже время, из краевого бюджета предоставлены бюджетные кредиты 31 муниципальному образованию, сверх утвержденного размера. Сверхнормативный процент предоставленных бюджетных кредитов по муниципальным образованиям сложился от 1 до 190 процентов.

Расходование средств резервного фонда Правительства Ставропольского края

Статьей 81 Бюджетного Кодекса Российской Федерации размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов на очередной финансовый год. Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" расходы резервного фонда первоначально были утверждены в объеме 93,9 млн. рублей или на уровне плановых показателей 2004 года. В соответствии со статьей 20 закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" бюджетные назначения по резервному фонду увеличены на 29,7 млн. рублей за счет неиспользованных остатков средств резервного фонда по состоянию на 1 января 2005 года. Законами Ставропольского края от 22.11.2005 года №56-кз и от 31.12.2005 года №83-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2005 год» объем расходов резервного фонда уменьшен на 51,3 млн. рублей. Уменьшение резервного фонда было связано с передачей средств резервного фонда органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по решениям Правительства Ставропольского края. При этом статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены ограничения использования средств резервных фондов, а так же не предусматривается передача средств резервного фонда органам местного самоуправления. Кроме того, в декабре 2005 года на основании статьи 234 Бюджетного кодекса Российской Федерации и по распоряжению Правительства Ставропольского края от 6 декабря 2005 года расходы в сумме 4,9 млн. рублей переданы местным бюджетам, для оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате стихийного бедствия в июне 2002 года. В тоже время, пункт 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривает направление средств резервного фонда на ликвидацию последствий стихийных бедствий, произошедших в предыдущие финансовые годы.

Анализ расходования средств резервного фонда показал, что в 2005 году за счет средств резервного фонда производились расходы, направление которых не соответствует задачам создания и расходования резервного фонда, установленным статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Расходы резервного фонда в сумме 19,3 млн. рублей или 29% не связаны с финансированием непредвиденных расходов, в том числе с проведением аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем финансовом году. Так, профинансированы расходы, связанные с проведением торжественных мероприятий, семинаров, заседаний и приемом делегаций в сумме 6,1 млн. рублей, расходы текущего и капитального характера составили 1,9 млн. рублей и 11,3 млн. рублей соответственно.

Таким образом, направление денежных средств в сумме 19,3 млн. рублей не соответствует бюджетному законодательству и в соответствии со статей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются нецелевыми расходами краевого бюджета.

Исполнение краевых целевых программ Ставропольского края

Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2005 год» от 31 декабря 2004 года (с учетом изменений) утверждены расходы на выполнение 22 краевых целевых программ в объеме 455,5 млн. рублей. Профинансированы расходы по краевым целевым программам на 402,2 млн. рублей, или на 88,4%, в том числе: 11 краевых целевых программ профинансированы на 100%; 9 краевых целевых программ от 80,4 до 99,9%. В тоже время, краевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Ставропольском крае на 2004-2006 годы» профинансирована на 70,5%, "Совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом на основе автоматизации казначейской системы исполнения бюджета Ставропольского края на 2003-2005 годы» - на 50,5%.

Анализ ресурсного обеспечения программ в 2005 году показывает, что выделяемые из краевого бюджета объемы денежных средств значительно ниже объемов утвержденных паспортами краевых целевых программ. Так, финансовое обеспечение из краевого бюджета 11 краевых целевых программ составило от 18 до 77%. Например, ресурсное обеспечение краевой целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2003-2005 годы» исполнено на 18%; «Переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2004-2005годы и на период до 2010 года» на 40%; «Реабилитация инвалидов в Ставропольском крае на 2002-2006 годы» на 42%.

Соответствие сводной бюджетной росписи Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год"

Постановлением Правительства Ставропольского края от 16 марта 2005 года №18-п (в редакции от 27 апреля 2005 года) "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" была предусмотрена подготовка 20-ти нормативно-правовых актов Правительства Ставропольского края. Постановлением были установлены сроки подготовки нормативно-правовых актов, в том числе в январе 3 акта, в феврале 13 актов, в марте 4 акта и 2 законопроекта. Вместе с тем, в установленные сроки часть нормативно-правовых актов не была подготовлена, в том числе:

  • порядок выделения субвенций муниципальным районам Ставропольского края в целях поддержки сельскохозяйственного производства утвержден постановлением Правительства Ставропольского края 30 марта 2005 г. № 43-п, по сроку принятия в феврале 2005 года;
  • порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Ставропольского края, в 2005 году утвержден постановлением Правительства Ставропольского края 30 марта 2005 г. № 42-п, по сроку принятия в феврале 2005 года;
  • порядок предоставления и размеры дотации из краевого Фонда сбалансированности местных бюджетов на 2005 год утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 16 февраля 2005 г. № 23-п, но в течение I квартала 2005 года не согласован Государственной Думой Ставропольского края.
  • порядок предоставления субсидий на возмещение части процентных ставок по привлеченным среднесрочным кредитам (на срок до трех лет), полученных в российских кредитных организациях, организациями всех форм собственности отраслей промышленности на приобретение технологического оборудования и автотранспортными организациями всех форм собственности, осуществляющими пассажирские перевозки, на приобретение автобусов, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края 26.05.2005 года № 68-п, по сроку принятия феврале 2005 года;

Контрольно-счетная палата отмечает, что нарушение сроков подготовки нормативно-правовых актов, не позволило своевременно и в полном объеме профинансировать расходы, предусмотренные бюджетной росписью на 1 квартал 2005 года.

Формирование, утверждение и исполнение сводной бюджетной росписи расходов бюджета Ставропольского края на 2005 год осуществлялось министерством финансов Ставропольского края. Статьями 25, 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены правила составление сводной бюджетной росписи. Вместе с тем, в сводные бюджетные росписи не были включены распорядители и получатели бюджетных средств, а также не отражено распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета.

Анализ составления сводной бюджетной росписи показывает, что корректировка сводной бюджетной росписи на текущие кварталы производилась одновременно с уточнениями, вносимыми в бюджетную роспись за предыдущие кварталы. Так, бюджетной росписью по состоянию на 1 января 2005 года (раздел «Общегосударственные вопросы») ассигнования на «Возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, переданных в государственную и муниципальную собственность» на 1 квартал были предусмотрены в сумме 75 млн. рублей, на 2 квартал в сумме 93,2 млн. рублей. Бюджетной росписью по состоянию на 1 апреля ассигнования на эти же кварталы были изменены и предусмотрены соответственно в размере 2,4 млн. рублей и 92,7 млн. рублей. Бюджетной росписью на 1 апреля 2005 года ассигнования на финансирование расходов «Субсидии на реформирование и оздоровление региональных финансов» (раздел «Общегосударственные вопросы») были предусмотрены в сумме 143,9 млн. рублей, с расходованием во 2 квартале. Бюджетной росписью по состоянию на 1 июля 2005 года, ассигнования на 2 квартал изменены и предусмотрены в объеме 72,8 млн. рублей и на 1 квартал запланированы в объеме 66,3 млн. рублей. Бюджетной росписью по состоянию на 1 октября 2005 года, поквартальные ассигнования на финансирование расходов «Субсидии на реформирование и оздоровление региональных финансов» еще раз изменены и запланированы в 1 квартале в объеме 70,9 млн. рублей, во 2 квартале - 2,7 млн. рублей, в 3 квартале - 70,1 млн. рублей.

По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в части целевой статьи «Реализация государственных функций, связанных с обеспечением национальной безопасности и правоохранительной деятельности» бюджетной росписью по состоянию на 1 апреля 2005 года предусмотрены плановые ассигнования на 1 квартал - 259,4 млн. рублей. В тоже время, бюджетной росписью по состоянию на 1 июля 2005 года в 1 квартал внесены изменения в плановые назначения в сторону уменьшения на 1,5 млн. рублей.

Исполнение сводной бюджетной росписи приведено в таблице:

Период Уточненные бюджетные ассигнования в ходе исполнения бюджета Кассовый расход исполнения бюджета Финансирование
1 квартал 5604,1 4129,4 4975,3
1 подугодие 11537,5 10078,1 11057,6
9месяцев 17348,1 15548,0 16754,9
11месяцев 19401,4
Годовые наз. 24277,6 23291,4 24083,6

Объем финансирования опережает кассовый расход, в связи с действием статьи 44 закона краевого бюджета.

Приведенные данные таблицы показывают, что на 4 квартал 2005 года приходиться 28 процентов (24277,6-17348,15=6929,5:24277,6) от запланированных годовых назначений. При этом получателям бюджетных средств доводится освоить финансирование в объеме 7328,7млн. рублей (24083,6-16754,9=7328,7) или 30 процентов от годового объема расходов.

Согласно отчету «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 11 месяцев 2005 года» кассовый расход краевого бюджета произведен в сумме 19401,4 млн. рублей. Таким образом, на декабрь 2005года пришлось 17 процентов (23291,4-19401,4=3889,6:23291,4) от годового объема расходов краевого бюджета.

Контрольно-счетная палата считает, что одной из причин неравномерности освоения бюджетных ассигнований является тот факт, что источники финансирования дефицита краевого бюджета были привлечены только в декабре 2005 года. Кроме того, получателями бюджетных средств в течение отчетных периодов выделенные бюджетные ассигнования не осваивались в полном объеме, что автоматически повлекло за собой накапливание в течение финансового года остатков денежных средств на лицевых счетах бюджетополучателей.

Статьей 20 Закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" (с учетом изменений от 21.03.2005 года №17-кз, от 26.07.2005 года №36-кз) Правительству Ставропольского края было предоставлено право, остатки средств на лицевых счетах получателей, образовавшиеся на 1 января 2005 года направлять в качестве дополнительного финансирования в 2005 году. В сводную бюджетную роспись расходов краевого бюджета по состоянию на 10 января 2005 не были включены остатки средств на лицевых счетах бюджетополучателей в сумме 675,2 млн. рублей. Остатки денежных средств были включены в сводную бюджетную роспись расходов краевого бюджета по состоянию на 1 апреля 2005 года, при этом в объеме 661,8 млн. рублей или на 13,4 млн. рублей меньше.

Таким образом, продление сроков использования остатков денежных средств в качестве дополнительного финансирования снижает темпы разассигнований денежных средств, что в конечном итоге приводит к несвоевременному выполнению расходных обязательств.

Анализ исполнения расходов бюджета Ставропольского края

Анализ исполнения расходов краевого бюджета показал, что кассовое исполнение составило 23291,4 млн. рублей или 95,9% от утвержденных плановых назначений. В разрезе разделов исполнение расходов краевого бюджета по отношению к утвержденным плановым назначениям сложилось от 73,9% до 99,3% и составило:

  • по разделу «Общегосударственные вопросы» -74,7% ;
  • по разделу «Национальная оборона» - 98,7%;
  • по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - 94,6%;
  • по разделу «Национальная экономика» – 93,7%;
  • по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 97,1%;
  • по разделу «Охрана окружающей среды» - 73,9%;
  • по разделу «Образование» - 95,0%;
  • по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» - 94,6%;
  • по разделу «Здравоохранение и спорт» - 98,4%;
  • по разделу «Социальная политика» - 99,0%;
  • по разделу «Межбюджетные трансферты» - 99,3%.бюджета

В тоже время расходы краевого бюджета профинансированы в объеме 24083,6 млн. рублей или 99,2% от уточненных плановых назначений, недофинансирование расходных статей составило 194,0 млн. рублей или 0,8% от плановых назначений. Объем остатков средств краевого бюджета на конец года составил 820,2 млн. рублей, в том числе на счетах бюджетополучателей в сумме 712,7 млн. рублей. В сравнении с началом года общий объем остатков увеличился на 93,9 млн. рублей.

В структуре расходов краевого бюджета значительный удельный вес расходов приходится на следующие разделы: «Межбюджетные трансферты» - 39,9% и «Национальная экономика» - 19,97%. Наименьший удельный вес по разделам «Национальная оборона» - 0,02%, «Охрана окружающей среды» - 0,25%, «Культура, кинематография и средства массовой информации» - 1,25%, «Социальная политика» - 3,02%, «Общегосударственные вопросы» - 3,9% .

Расходы бюджета Ставропольского края на социальную сферу (социальная политика, образование, культура, кинематография и средства массовой информации, здравоохранение и спорт) составили в 2005 году 5229,6млн. рублей, или 22,4% от общей суммы расходов. В 2004 году доля расходов на социальную сферу составляла 42,7%, или 7517,1 млн. рублей. Снижение расходов на социально- культурную сферу по отношению к прошлому году связано с разграничением расходных полномочий между региональным и местным уровнями власти. Часть расходов на социально-культурную сферу была предусмотрена по разделу «Межбюджетные трансферты». Финансирование расходов социальных отраслей произведено в объеме 5308,0 млн. рублей, или 98,7% к уточненному плану.

Межбюджетные отношения

Исполнение бюджета Ставропольского края в части межбюджетных отношений осуществлялось в условиях досрочной реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ходе исполнения ярко проявилась диспропорция в системе межбюджетных отношений. Централизация на краевом уровне доходных и расходных полномочий отразилась на стабильности местных бюджетов. Сократилось число районов и городов "доноров", при этом число дотационных муниципалитетов резко возросло в сравнении с 2004 годом. В течение 2005 года состояние местных бюджетов являлось неустойчивым. За 1 полугодие 2005 года план по собственным налоговым и неналоговым доходам выполнили только 23% муниципальных образований.

Бюджеты муниципальных образований запланированы по доходам в сумме 15453,9 млн. рублей, по расходам в сумме 15793,1 млн. рублей, с дефицитом 339,2 млн. рублей. Исполнены бюджеты муниципальных образований по доходам на 100,1 %, или в сумме 15470,0 млн. рублей, по расходам в сумме 15207,1 млн. рублей или на 96,3 % с профицитом в сумме 262,9 млн. рублей. Положительный результат исполнения местных бюджетов сложился за счет невыполнения плановых назначений по расходам. В структуре доходов местных бюджетов (без учета предпринимательской и иной приносящий доход деятельности) 64% занимает финансовая помощь из краевого бюджета. Удельный вес дотаций из фонда финансовой поддержки местных бюджетов субвенций и дотаций из фонда сбалансированности местных бюджетов составил 16%.

Исполнение доходной части местных бюджетов в разрезе доходных источников за 2005 год сложилось следующим образом:

по налогу на прибыль организаций на 100,3%; налогу на доходы физических лиц на 100,7%; по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения на 145,5%; единому сельскохозяйственному налогу на 118,1%, налогу на имущество организаций на 139,5%; земельному налогу на 103%.

В тоже время, не выполнены плановые назначения по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 8,9%.

В разрезе муниципальных образований выполнены и перевыполнены плановые назначения по доходам 231 муниципальным образованием, не выполнены по 82 муниципальным образованиям. При этом исполнение по доходам в разрезе муниципальных образований сложилось от 26 % до 543 %

В 2005 году из бюджета Ставропольского края муниципальным образованиям выделено дотаций, субсидий и субвенций в сумме 8830,4 млн. рублей или 99,7% от уточненных плановых показателей, в том числе:

  • дотации из краевого Фонда финансовой поддержки местных бюджетов – 1778,1 млн. рублей, или 100% от уточненных плановых показателей;
  • дотации и субвенции из краевого Фонда сбалансированности местных бюджетов – 698,5 млн. рублей, или 98,5% от уточненных плановых показателей;
  • субсидии из краевого Фонда софинансирования социальных расходов – 810,4млн. рублей, или 99,8% от уточненных плановых показателей;
  • субсидии из краевого Фонда реформирования муниципальных финансов – 29,1 млн. рублей, или 80,9% от уточненных плановых показателей;
  • дотации и субвенции из краевого Фонда компенсаций – 5514,2млн. рублей, или 99,8% от уточненных плановых показателей.

Кроме того, муниципальным образованиям были направлены иные безвозмездные и безвозвратные перечисления, а также другие межбюджетные трансферты в сумме 458,8 млн. рублей. В общем, по разделу «Межбюджетные трансферты» кассовое исполнение бюджета Ставропольского края составило 9289,2 млн. рублей или 99,3% от уточненных показателей.

Председатель

контрольно-счетной палаты

Государственной Думы

Ставропольского края А. А. Колесников

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: +7 (095) 981-66-52, 981-66-53  Факс: +7 (095) 981-66-52