- Людмила Дмитриевна, десятилетие контрольно-счётной палаты - это серьезная дата, позволяющая делать выводы о той роли, которую сыграл этот орган в деле становления государственного финансового контроля Тверской области. С чего начиналась деятельность палаты?
-Прежде всего хочу отметить, что наша контрольно-счётная палата родилась одной из первых в Российской Федерации. Сама идея их создания впервые была воплощена в жизнь в 1994 году в Москве. Московская инициатива получила активную поддержку и в регионах, что позволяет судить о той особой роли и надеждах, которые возлагались именно на эту форму государственного финансового контроля.
У нас в области инициатором и активным проводником создания контрольно-счётной палаты стало Законодательное Собрание. Первые шаги на этом пути были очень непростыми. Я не буду говорить о тех трудностях, которые приходилось преодолевать депутатам, только сформировать действенный орган финансового контроля на базе принятого в 1996 году закона не удалось. Поэтому депутатами Законодательного Собрания уже второго созыва в 1998 году был принят новый закон «О контрольно-счётной палате Законодательного Собрания Тверской области «, который действует и в настоящее время. Он обеспечивает преемственность в депутатской деятельности и соответствует федеральному законодательству.
Ну, а что касается вопроса, с чего начиналась деятельность контрольно-счётной палаты, то она начиналась с того, что составляет ее основу и по сей день: с осуществления действенного контроля за бюджетным процессом.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о задачах и функциях контрольно-счётной палаты.
-Они определяются законом, Прежде всего, как я уже говорила, мы осуществляет контроль за бюджетным процессом. Мы следим за тем, как идет исполнение областного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Контролируем законность и обоснованность предоставления налоговых и иных льгот, поскольку это непосредственно связано с наполнением бюджета. Проводим внешнюю проверку отчета Губернатора Тверской области об исполнении областного бюджета. Определяем, насколько эффективно и целесообразно расходуются средства областного бюджета, а также собственность и имущество Тверской области. Кроме того, депутаты даже не принимают к рассмотрению без заключения контрольно-счётной палаты проекты законов Тверской области об областном бюджете и иные нормативные правовые акты бюджетного законодательства.
Важнейшим моментом в нашей работе является организация и проведение оперативного контроля за исполнением областного бюджета и проведение комплексных и тематических проверок по отдельным разделам и статьям областного бюджета и внебюджетных фондов. Хочу особо подчеркнуть, что в нашей работе отсутствует какая-либо предвзятость. Как государственный орган финансового контроля, мы подчиняемся строгим правилам и действуем в соответствии с утвержденным регламентом контрольно-счётной палаты.
- Людмила Дмитриевна, чем вы можете охарактеризовать действенность государственного контрольного органа – контрольно-счётной палаты Законодательного Собрания Тверской области?
-Прежде всего тем, что в результате контрольной работы мы выявляем нарушения бюджетного законодательства при использовании бюджетных средств и государственного имущества. Денежная оценка выявленных контрольно-счётной палатой в 2005 году нарушений и предложенных к возмещению в областной бюджет составила 39647,4 тысяч рублей, в государственные внебюджетные фонды – 107 тысяч рублей. Из них возмещено (возвращено) в бюджет 7169,9 тысячи рублей, или 18,1 процента.
К сожалению, к нарушениям крайне редко применяются меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства, предусмотренные статьей 284-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Между тем практическое применение может стать действенным средством профилактики правонарушений в использовании бюджетных средств не по назначению.
Установленная с декабря 2003 года уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов говорит об ужесточении мер ответственности за нарушения в использовании бюджетных средств. Поэтому мы особое внимание обращаем на улучшение нашего взаимодействия с правоохранительными органами, куда, как правило, направляются материалы по результатам проведенных нами контрольных мероприятий.
Только в 2005 году, например, контрольно-счётной палатой в шести случаях направлены в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел. При этом по материалам нашего обследования, насколько полно и своевременно поступает в областной бюджет плата за аренду участков лесного фонда для заготовки древесины, прокуратурой Тверской области возбуждено уголовное дело.
- Что, на ваш взгляд, является главным итогом десятилетней деятельности контрольно-счётной палаты?
-Мы работаем не только ради выявления нарушений бюджетного процесса, хотя это очень важный аспект нашей работы. Но спрашивается: ради чего мы все это делаем? Вся наша экспертно-аналитическая работа направлена на совершенствование бюджетного процесса, когда сами нарушения, злоупотребления «казенными»деньгами становятся невозможными.
С 2001 года контрольно-счётная палата Законодательного Собрания Тверской области является членом Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации. В рамках ассоциации мы сотрудничаем со Счетной палатой Российской Федерации, принимаем участие в проводимых ею контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.
По итогам проделанной экспертно-аналитической работы мы разрабатываем предложения по совершенствованию бюджетного процесса. Налогового законодательства, других правовых актов Тверской области. Этот момент я считаю главным в нашей работе.
- Людмила Дмитриева, что принципиально нового появилось в деятельности контрольно-счётной палаты в последнее время?
В связи с реформой бюджетной системы и переходом на бюджетирование, ориентированное на результат, уже с нынешнего года вносятся существенные изменения в методику проведения проверок. Безусловно, по-прежнему мы будем контролировать соблюдение финансовой дисциплины. Но не только. Главное в том, насколько эффективно используются средства областного бюджета! Получатели бюджетных средств будут финансироваться из бюджета в зависимости от эффективности своей работы, которая определяется параметрами, предусмотренными в бюджетных целевых программах. Разумеется, это потребует изменения подходов к проводимым проверкам: насколько произведенные расходы бюджетных средств способствуют достижению конкретных социально значимых результатов. Но основные принципы деятельности контрольно-счётной палаты, которые были заложены изначально, - законность, системность, объективность, независимость, гласность – остаются неизменными.
В контрольно-счётной палате Законодательного Собрания Тверской области работают неравнодушные люди
Ключевой фигурой в работе контрольно-счётной палаты Законодательного Собрания Тверской области является аудитор. В настоящее время их шесть, под их начало трудятся ведущие инспектора контрольно-счётной палаты Законодательного Собрания Тверской области. Аудиторский состав был сформирован в начале 1999 года. Первые экспертные заключения контрольно-счётной палаты Законодательного Собрания Тверской области по проекту областного бюджета на 1999 год, по отчету об исполнении бюджета за 1998 год, направленные в Законодательное Собрание и впервые использованные им в работе, - это результаты профессионального и весьма непростого труда первых аудиторов контрольно-счётной палаты Законодательного Собрания Тверской области.
Значительный вклад в формирование комплексного подхода к проверкам и обследованиям, которые включают как анализ нормативной правовой базы Тверской области, так и проверку фактического использования бюджетных средств на основе этих нормативных правовых актов, с самого начала деятельности палаты внесли аудиторы контрольно-счётной палаты, работающие по сей день: И.И. Иванова, Л.П. Кононенко, Л.М. Аксенова, А.Н. Ефремов, О.А. Зверева, И.И. Нагибина, Т.Н. Козлова. Именно ими была начала систематическая работа по экспертизе проектов региональных целевых программ, на финансирование которых используются средства областного бюджета, внебюджетных фондов. В последующем это было закреплено Бюджетным кодексом Российской Федерации как функция органов государственного финансового контроля, создаваемых законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
Конечно, нам было интересно узнать, что думают о своей работе сами аудиторы контрольно-счётной палаты Законодательного Собрания Тверской области.
Ирина Ивановна ИВАНОВА, заместитель председателя контрольно-счётной палаты: «Эффективности использования средств областного бюджета всегда уделялось основное внимание. И сейчас, имея в своем коллективе неравнодушных людей, мы готовы продолжать эту традицию. Главное, чтобы нас поддержали».
Александр Николаевич ЕФРЕМОВ: «Хотелось бы большего внимания к выводам и предложениям контрольно-счётной палаты, сделанным в ходе проведения контрольно-ревизионных мероприятий и экспертно-аналитической деятельности как со стороны депутатов Законодательного Собрания Тверской области, так и, особенно, со стороны Администрации Тверской области, руководителей областных исполнительных органов власти Тверской области. Ведь у всех нас одна цель – повышение эффективности использования бюджетных средств, которых, кстати, в областном бюджете Тверской области не так и много».
Ольга Авенировна ЗВЕРЕВА: «Контрольно-счётная палата Законодательного Собрания Тверской области в первую очередь является помощником исполнительной сласти области в части правильного и законного использования бюджетных средств и государственного имущества Тверской области, следовательно, способствует эффективной деятельности исполнительной власти области и укреплению доверия общества к ней».
Любовь Петровна КОНОНЕНКО: «Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является достоверность бюджета, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета, что должно подтвердиться экспертизой законопроекта и соответствующим заключением.
В доходах областного бюджета Тверской области за 2005 год учтена сумма поступлений 607160 тыс.руб., что является результатом контрольной и экспертной работы по возглавляемому мной направлению деятельности по контролю за формированием и исполнением доходов консолидированного бюджета. И это отрадно!».
Ирина Ивановна НАГИБИНА: «Одной из существенных мер решения проблемы создания контрольных органов с целью реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальных районах и городских округах Тверской области может явиться предоставление субсидий из федерального бюджета на начальном этапе в период формирования и становления контрольных органов».
Тамара Николаевна КОЗЛОВА: «Главное, чтобы исполнительная власть и «контролеры» нашли взаимопонимание. Кто как не чиновники должны сильнее всего радеть за каждый бюджетный рубль? В этом контрольно-счётная палата – первый помощник не только законодательной власти, но и исполнительной».
Лидия Михайловна АКСЕНОВА: «Совершенствование методологии контроля связано с реализацией приоритетных национальных проектов, сформулированных Президентом российской Федерации. Усиление контроля за использованием средств бюджетов всех уровней на реализацию приоритетных национальных проектов – основная задача контрольно-счётной палаты».
|