Сухое адаптированное молочное питание для новорожденных в Твери - вне закона.
По запросу депутата Заксобрания Тверской области Сергея Петрова контрольно-счетная палата ЗС провела проверку муниципального конкурса на поставку сухих адаптированных молочных смесей для нужд МУЗ "Детская городская больница N 2" Твери. Оказалось, что без малого 5 миллионов рублей, выделенных из областного бюджета администрации города на закупку питания для новорожденных, было потрачено совершенно непонятным образом. Что же случилось с 5 миллионами, выясняли Сергей Петров, КСП и "Тверская Жизнь".
 4 сентября прошлого года управление здравоохранения Твери начало рассматривать заявки участников конкурса на поставку смесей. Аукцион предусматривал заключение муниципальных контрактов по 6 лотам. Общая сумма составляла 4937000 рублей. Все деньги были выделены Твери из регионального бюджета.
Экспертная комиссия конкурса и управление Федеральной антимонопольной службы Тверской области рассмотрели заявки шести претендентов и… отклонили. Тут и начинается самое интересное.
Вместо того чтобы провести повторный конкурс, управление здравоохранения администрации Твери принимает решение разместить заказ у единственного поставщика. Были выбраны (почему-то) сухие адаптированные молочные смеси "Мамекс", произведенные датской компанией "Нутритек". Справедливости ради нужно сказать, что поставщик "Мамекса" принимал участие и в первом конкурсе. И его заявка в числе прочих также была отклонена. Причина указана в заключении экспертной комиссии: нарушение порядка сертификации детского питания, импортированного на территорию Российской Федерации.
На этом странности не заканчиваются. Мало того, что с поставщиком "Мамекса" был безо всякого конкурса заключен контракт, так еще и сами смеси были закуплены по максимально возможной начальной цене. При этом было закуплено только 32913 упаковок детского питания, вместо 41000 упаковок, указанных в аукционной документации.
— Результатом заключения муниципального контракта на закупку сухой адаптированной молочной смеси "Мамекс" для обеспечения питанием новорожденных тверитян стало удорожание закупки и уменьшение количества закупаемого продукта, — подытоживает Петров. — Мотивы, которыми руководствовались ответственные должностные лица управления здравоохранения при выборе поставщика, мне не понятны. Почему именно "Мамекс" был выбран среди разнообразия смесей — заменителей грудного молока для питания наших детей?
С ним согласна и председатель контрольно-счетной палаты Заксобрания Людмила Желтова. В своем письме депутату о результатах проверки она пишет: "Муниципальный контракт на закупку молочной смеси "Мамекс" согласован с уполномоченным органом по контролю в сфере размещения заказов администрации города Твери ненадлежащим образом. В нарушение порядка согласования возможности заключения муниципального контракта с единственным поставщиком [...] решение о возможности заключения контракта не оформлено организационным управлением администрации города Твери письмом и не направлено заказчику".
Следовательно, выделенные средства областного бюджета были израсходованы неэффективно.
Кстати, вся эта история напрямую касается исполнения главного закона Тверского региона — "Об областном бюджете Тверской области".
Памятуя об этом, Сергей Петров считает, что был создан опасный прецедент в области проведения закупок для государственных нужд, последствиями которого могут стать как дискредитация конкурсной системы госзакупок, так и нарушения антимонопольного законодательства.
"Это непременно приведет к расцвету коррупции и увеличению финансовой нагрузки бюджета", — ставит диагноз Петров.
В настоящее время депутат занимается подготовкой документов проверки для передачи в суд. Суд рассмотрит вопрос о законности заключения муниципального контракта с поставщиками "Мамекс". Надеемся, что виновные лица будут привлечены к ответственности.
Чувствуют ли себя виновными работники управления здравоохранения администрации Твери? Этот вопрос "Тверская жизнь" адресовала начальнику управления Юрию Лошкареву.
— Мы закупили столько, сколько нужно. И никто не жаловался на качество закупленного питания. А если у вас остались какие-то вопросы, то обратитесь в управление муниципального заказа, — сказал Лошкарев и положил трубку.
В управлении муниципального заказа нам ответил мужчина, решивший не представляться:
— Горздрав закупил все сам, без конкурса. По закону так сделать можно. Но тогда горздрав должен был объяснить нам, почему он сделал такой выбор. При этом не должно быть такого, что в конкурсной документации обозначено 41 тысяча упаковок, а закуплено меньше — 33 тысячи. А вообще почему Лошкарев вас к нам переправил? — поинтересовались в мунзаказе.
— Не знаю.
После нашего ответа на другом конце трубки воцарилось молчаливое удивление. Прервалось оно фразой: "Мы только за процедуру проведения конкурса отвечаем".
Чтобы таких эпизодов было поменьше, чтобы новорожденные дети питались качественными смесями, а бюджетные деньги тратились эффективно, Сергей Петров предлагает возложить обязанности по проведению конкурсов на региональную власть:
— Сегодня граждане одного региона находятся в неравных условиях, так как в различных муниципальных образованиях закупается разный набор продуктов как по качеству, так и по составу. К тому же существует достаточно большой разброс цен на одни и те же продукты, что ведет к нерациональному использованию бюджетных средств. И ко всему в области не существует единого стандарта для обеспечения бесплатным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до трех лет. В связи с этим предлагаю как можно быстрее разработать областной закон, регулирующий сферу бесплатного питания матерей и детей. В конечном итоге, надеюсь, это улучшит демографические показатели и успешность реализации национального проекта "Здоровье".
Сергей Петров со своей инициативой ссылается на опыт других регионов. В Новгородской, Ивановской, Калужской, Свердловской, Мурманской, Магаданской, Кировской и многих других областях закупками детского питания и питания для беременных и кормящих женщин занимается областной заказчик. При этом, по мнению Петрова, качество и количество оказываемой помощи значительно возрастают.
О необходимости принятия такого закона в беседе с "Тверская жизнь" заявил и председатель комитета ЗакСа по социальной политике Владимир Данилов. Хотя он попросил не торопиться с выводами: "Эту проблему нужно внимательно изучить. Для этого у нас в Законодательном собрании будет создана рабочая группа. Мы прекрасно понимаем, что проблема появилась, и у нас, у региональной власти, по закону есть право заниматься закупками детских смесей. Мы знаем и о положительном опыте других субъектов. Однако все равно нужно взвесить все "за" и "против", чтобы на выходе получился действительно нужный закон".
Кстати, инициатива депутата ЗС Петрова согласуется с ФЗ-122, в статье 23 которого говорится, что порядок обеспечения питанием матерей и их новорожденных детей устанавливается законодательством субъекта РФ. А значит, ситуацию областные законодатели вскоре возьмут под свой контроль. И 5 миллионов рублей бюджетных средств не утекут абы куда.
|