Контрольно-счетная палата в тверском регионе была создана по инициативе депутатского корпуса Законодательного Собрания Тверской области. 25 июля 1996 года депутаты областного парламента первого созыва приняли закон «О контрольно-счетной палате Тверской области». Закон определял, что контрольно-счётная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием области и ему подотчетным. Были определены задачи, которые должна решать Палата. Но на основе принятого в 1996 году регионального закона «О контрольно-счетной палате Тверской области» действенный орган финансового контроля сформировать не удалось. Отсчет фактической деятельности контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области ведется с момента принятия закона 1998 года.
Депутаты Законодательного Собрания Тверской области второго созыва 30 июля 1998 года приняли новый закон Тверской области «О контрольно-счётной палате Законодательного Собрания Тверской области», отменив предыдущий. В нем обеспечены преемственность с предыдущим законом в части задач и функций контрольно-счётной палаты.
С начала своего действия в закон «О контрольно-счётной палате Законодательного Собрания Тверской области» был внесен ряд изменений, с целью приведения норм, регулирующих деятельность органа внешнего финансового контроля Тверской области, в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве, рекомендациями Счетной палаты РФ и Ассоциации контрольно-счетных органов РФ. Согласно последним поправкам, принятым 17 сентября 2009 года на очередном заседании областного парламента, функции и полномочия контрольно-счетной палаты существенно расширились. С этого дня в полномочиях Палаты закреплена возможность взаимодействия с муниципальными образованиями тверского региона в области финансового контроля. Важным достижением является установление возможности по созданию Коллегии КСП в соответствии с коллективным принципом руководства деятельности контрольного органа, закрепленным Лимской декларацией руководящих принципов контроля. В соответствии с принятыми изменениями, КСП может проводить аудит эффективности, направленный на проверку эффективности и экономичности расходования государственных средств. Кроме этого за Палатой теперь законодательно закреплены полномочия проведения стратегического аудита. Вопросу его внедрения было посвящено проходившее в мае 2008 года в Тверской области совещание руководителей контрольно-счетных органов регионов на тему «Роль контрольно-счетных органов в реализации стратегий развития регионов». Применение стратегического аудита, принятое за приоритетное направление деятельности, наряду с финансовым аудитом и аудитом эффективности, позволит охватить весь цикл использования бюджетных средств – от разработки стратегии до получения конечного результата. Это, в свою очередь, послужит во благо социального и экономического развития Тверской области, наряду с еще одним прогрессивным нововведением: в задачи Палаты теперь законодательно включена экспертиза проектов нормативных правовых актов на предмет коррупциогенности содержащихся в них положений. Данная необходимость была установлена Национальным планом по противодействию коррупции, утвержденным Президентом РФ от 31.07.08 Пр-568, с целью предотвращения коррупционных проявлений.
Аудиторский состав контрольно-счётной палаты впервые был сформирован в начале 1999 года. Первые экспертные заключения КСП по проекту бюджета Тверской области на 1999 год, по отчету об исполнении областного бюджета за 1998 год, направленные в Законодательное Собрание Тверской области и впервые использованные им в работе – это результаты профессионального и весьма непростого труда первых аудиторов КСП.
Деятельность контрольно-счётной палаты как государственного органа основывается на принципах плановости, законности, объективности, независимости, гласности. Действующий Регламент контрольно-счётной палаты служит целям упорядочения работы всех должностных лиц палаты по контролю над эффективностью бюджетного процесса в Тверской области, за целевым и законным использованием бюджетных средств на социальную защиту населения, образование, здравоохранение, культуру, поддержку сельскохозяйственного производства и жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевыми фигурами в работе КСП являются аудиторы, каждый из которых возглавляет соответствующее направление деятельности палаты, организует и осуществляет контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, несет ответственность за достоверность выводов и вырабатывает предложения по результатам всех мероприятий, проведенных в рамках аудиторского направления.
В структуре контрольно-счётной палаты Законодательного Собрания Тверской области сформировано пять аудиторских направлений:
- Направление контроля эффективности бюджетного управления социально-экономическим развитием Тверской области;
- Направление контроля эффективности расходования бюджетных средств Тверской области в сфере здравоохранения, спорта и бюджета ТТФОМС;
- Направление контроля эффективности расходования бюджетных средств Тверской области на государственное управление, правоохранительную деятельность, в сферах культуры, социальной политики и образования;
- Направление контроля эффективности расходования бюджетных средств Тверской области в хозяйственной сфере;
- Направление контроля эффективности расходования бюджетных средств Тверской области в сфере межбюджетных отношений и внешнего аудита местных бюджетов.
Начиная с 2001 года, КСП тесно взаимодействует со Счетной палатой РФ в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов РФ, членом которой она является. Контрольно-счетная палата Тверской области принимает участие в совершенствовании законодательства в сфере бюджетного процесса и бюджетного устройства, государственного и муниципального контроля, в разработке и внедрении единой системы контроля над исполнением бюджетов всех уровней.
|