Р А З Д Е Л IV. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов контрольных мероприятий. Принятие решений по результатам контрольных мероприятий
Статья 16. Основания для проведения контрольных мероприятий
Контрольные мероприятия проводятся контрольно-счётной палатой в соответствии с утвержденным в установленном порядке годовым планом работы или распоряжением контрольно-счётной палаты при проведении оперативного контроля за исполнением областного бюджета и бюджета внебюджетного фонда.
Обязательным условием проведения контрольного мероприятия является наличие утвержденных программ проведения контрольного мероприятия.
Статья 17. Порядок подготовки контрольных мероприятий
1. Проведение контрольных мероприятий оформляется распоряжением о проведении мероприятия.
Проекты соответствующих распоряжений разрабатываются аудитором, ответственным за проведение контрольного мероприятия.
Распоряжения о проведении контрольных мероприятий подписываются председателем контрольно-счётной палаты.
Распоряжения должны содержать ссылку на соответствующий пункт плана работы контрольно-счётной палаты или на иной документ, который послужил основанием для проведения контрольного мероприятия.
В распоряжениях о проведении контрольных мероприятий указываются:
1) полное наименование мероприятия;
2) персональный состав сотрудников контрольно-счётной палаты и привлеченных специалистов, осуществляющих проведение контрольного мероприятия с указанием руководителя контрольного мероприятия;
3) дата начала проведения контрольного мероприятия.
Форма Распоряжения о проведении контрольных мероприятий приведена в приложении № 2 к настоящему Регламенту.
2. Документом, дающим разрешение на осуществление контрольных действий и мероприятий аудиторам и иным должностным лицам контрольно-счётной палаты, а также привлечённым специалистам сторонних организаций, является удостоверение установленного образца на право проведения проверок и обследований.
Удостоверения на право проведения контрольного мероприятия выдаются председателем контрольно-счётной палаты, а в его отсутствие - заместителем председателя, на основании распоряжения о проведении контрольного мероприятия.
В удостоверении на право проведения контрольного мероприятия указываются:
1) основание для проведения контрольного мероприятия;
2) полное наименование контрольного мероприятия;
3) реквизиты распоряжения контрольно-счётной палаты о проведении контрольного мероприятия;
4) дата начала проведения контрольного мероприятия;
5) перечень объектов контроля (в соответствии с утвержденной программой);
6) персональный состав сотрудников контрольно-счётной палаты и привлечённых специалистов, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия.
Форма Удостоверения приведена в приложении № 4 к настоящему Регламенту.
Удостоверение на право проведения проверки или обследования предъявляется руководителю проверяемой организации в день начала проведения контрольного мероприятия.
Вместе с удостоверением на право проведения контрольного мероприятия при проведении проверки сотрудники контрольно-счётной палаты должны предъявить руководителю проверяемой организации свои служебные удостоверения.
Статья 18. Программа контрольного мероприятия
1. Программы контрольных мероприятий разрабатываются аудитором, ответственным за проведение данного мероприятия.
Составлению программы контрольного мероприятия предшествует изучение необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов, отчетных и статистических данных, иных имеющихся материалов, содержащих информацию, касающуюся тематики контрольного мероприятия, а также характеризующих финансово-хозяйственную деятельность подлежащих проверке или обследованию объектов.
2. Программа контрольного мероприятия должна содержать:
1) основание для проведения контрольного мероприятия;
2) полное наименование контрольного мероприятия;
3) цель и предмет проводимого контрольного мероприятия с указанием проверяемого периода времени;
4) перечень вопросов контрольного мероприятия;
5) название объектов контроля;
6) персональный состав исполнителей контрольного мероприятия с указанием руководителя;
7) дата начала и окончания проведения контрольного мероприятия;
8) срок предоставления акта (справки) проверки;
9) срок предоставления отчёта по результатам проверки.
Форма Программы приведена в приложении № 3 к настоящему Регламенту.
3. Программа контрольного мероприятия предварительно рассматривается и визируется заместителем председателя контрольно-счётной палаты, который в случае необходимости вправе предложить аудитору, ответственному за проведение контрольного мероприятия, доработать её в соответствии с конкретными замечаниями.
Программа утверждается председателем контрольно-счётной палаты.
Утверждённая программа контрольного мероприятия в ходе его проведения при необходимости может быть дополнена или сокращена в порядке, установленном настоящим Регламентом для утверждения самой программы. При этом аудитор, ответственный за выполнение контрольного мероприятия, представляет на утверждение председателю контрольно-счётной палаты новую редакцию программы с кратким обоснованием необходимых изменений и дополнений.
4. При участии в проверке двух и более инспекторов, аудитор (при необходимости) составляет рабочий план контрольного мероприятия.
Статья 19. Сроки проведения и состав участников контрольного мероприятия
1. Сроки проведения и состав участников контрольного мероприятия определяются с учётом объема предстоящих работ, необходимых и достаточных для достижения целей и решения задач контрольного мероприятия, вытекающих из основания для его проведения, а также особенностей деятельности проверяемых объектов.
Период проведения контрольного мероприятия, направление на ознакомление и подписание акта (справки) по результатам проверки, рассмотрение возражений (в случае их получения) и подготовка ответа на них по поручению председателя контрольно-счётной палаты, а также оформление отчёта составляет не более 2 месяцев.
В силу значительного объема контрольного мероприятия период его проведения может быть установлен более 2 месяцев при утверждении председателем контрольно-счётной палаты программы контрольного мероприятия.
Срок проведения контрольного мероприятия в форме аудита эффективности составляет не менее 6 месяцев.
2. При необходимости, в силу объективных обстоятельств, приводящих к увеличению запланированного срока проведения контрольного мероприятия, и значительного количества проверяемых объектов, период проведения контрольного мероприятия может быть продлён по решению председателя контрольно-счётной палаты на основании служебной записки аудитора, содержащей причины и факторы, обусловившие изменение сроков, и конкретные предложения по новым срокам.
3. Началом проведения контрольного мероприятия является дата, указанная в удостоверении на право проведения контрольного мероприятия, а окончанием – дата направления отчета по результатам проверки в Законодательное Собрание с одновременным направлением представлений в адрес руководителя проверенного объекта, органам исполнительной власти Тверской области и т. д.
Статья 20. Этапы реализации контрольного мероприятия
1. Реализация контрольного мероприятия включает в себя следующие этапы:
1) подготовка к проведению контрольного мероприятия (составление программы контрольного мероприятия, изучение базы нормативных правовых актов) – не более 5 календарных дней;
2) проведение контрольного мероприятия с оформлением акта (справки) по одному проверяемому объекту – не более 30 календарных дней;
3) ознакомление руководителя проверенного объекта с актом (справкой) и его подписание – не более 10 календарных дней;
4) рассмотрение возражений по акту (справке) и подготовка ответа по поручению председателя контрольно-счётной палаты – не более 5 календарных дней;
5) составление отчёта по результатам контрольного мероприятия после получения возражений (или установленного срока на их предоставление) и направление его на утверждение председателю контрольно-счётной палаты – не более 7 календарных дней.
2. Направление отчёта в Законодательное Собрание, исполнительным органам власти Тверской области, направление представлений (предписаний) проверенным объектам и органам исполнительной власти Тверской области осуществляется не позднее 3 календарных дней со дня утверждения отчёта председателем контрольно-счётной палаты.
Статья 21. Порядок привлечения к контрольным мероприятиям специалистов и независимых экспертов
В соответствии со статьей 35 Закона «О КСП» к проводимым проверкам и обследованиям на договорной основе могут быть привлечены специалисты иных организаций и независимые эксперты, а также из них могут образовываться временные рабочие группы.
Участие привлеченных специалистов в проведении контрольных мероприятий и иных работах оформляется распоряжением контрольно-счётной палаты. На основании изданного распоряжения привлеченным специалистам выдаётся удостоверение на право проведения контрольного мероприятия в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Оплата указанных работ осуществляется на основе договора подряда.
Сумма оплаты по договору подряда рассчитывается в зависимости от сложности и объёма выполняемой работы применительно к должностным окладам работников контрольно-счётной палаты.
Завершение работы оформляется актом приёмки работ, который является основанием для расчёта с исполнителем за выполненную работу.
Статья 22. Уведомление руководителя проверяемого объекта о проведении контрольного мероприятия
Перед началом контрольного мероприятия аудитор, ответственный за его выполнение, уведомляет руководителя проверяемого объекта о проведении контрольного мероприятия в письменной форме.
Уведомление оформляется на бланке контрольно-счётной палаты и должно содержать:
1) основание для проведения контрольного мероприятия;
2) полное наименование контрольного мероприятия;
3) персональный состав исполнителей контрольного мероприятия с указанием руководителя;
4) дата начала проведения контрольного мероприятия;
5) в соответствии со статьёй 21 Закона «О КСП» указание о необходимости создания условий для работы сотрудников контрольно-счетной палаты:
- предоставление помещения;
- средств связи;
- обеспечение технического обслуживания и выполнение работ по делопроизводству.
Форма Уведомления приведена в приложении № 5 к настоящему Регламенту.
Уведомление оформляется аудитором, подписывается председателем контрольно-счётной палаты и направляется в адрес руководителя проверяемой организации не позднее, чем за 3 дня до установленной даты начала контрольного мероприятия по почте, заказным письмом с уведомлением.
Статья 23. Запросы на предоставление информации
В ходе проведения контрольного мероприятия, при необходимости, оформляются запросы на предоставление информации, имеющей существенное значение для выполнения контрольного мероприятия и оформления его результатов.
Запросы оформляются на бланках контрольно-счётной палаты и должны содержать:
- ссылку на наименование контрольного мероприятия, для целей реализации которого запрашивается информация;
- основания его проведения;
- чётко сформулированный предмет запроса, обеспечивающий представление необходимой информации в достаточном для целей реализации контрольного мероприятия объёме и приемлемой для использования в работе форме;
- сроки предоставления ответа.
Запросы оформляются за подписью председателя контрольно-счётной палаты.
Срок предоставления информации по запросу устанавливается, как правило, не более 10 дней с момента его направления.
Статья 24. Действия сотрудников контрольно-счётной палаты в случае отказа в допуске к необходимым объектам, материалам, документам
1. В случае отказа представителем проверяемого объекта в допуске проверяющих (аудитора и (или) иного исполнителя контрольного мероприятия, предъявивших распоряжение, удостоверение на право проведения проверки и служебное удостоверение) на территорию проверяемого объекта, исполнители контрольного мероприятия обязаны в предельно короткий срок незамедлительно оформить акт об отказе в допуске на объект.
Форма Акта об отказе в допуске на объект приведена в приложении № 6 к настоящему Регламенту.
2. В случае отказа в предоставлении документов либо неполного предоставления документов, проверяющие обязаны оформить перечень непредставленных документов, письменно согласовать его с руководителем проверяемого объекта, а также взять письменные объяснения по факту их отсутствия у ответственных лиц.
3. В случае необходимости получения сведений (информации), необходимых для выполнения задач и функций контрольно-счётной палаты, руководитель контрольного мероприятия готовит запрос о предоставлении сведений (информации), направляемый руководителю организации с уведомлением о вручении за подписью председателя контрольно-счётной палаты.
В запросе на предоставление сведений (информации) устанавливается срок, до окончания которого необходимо предоставить информацию в контрольно-счётную палату, а также указывается на возможность привлечения руководителя организации к административной ответственности по статье 64 закона Тверской области от 14.07.2003 N 46-ЗО «Об административных правонарушениях», за непредставление или несвоевременное представление в контрольно-счётную палату сведений (информации), необходимых для выполнения задач и функций контрольно-счётной палаты.
В случае непредставления или несвоевременного представления в контрольно-счетную палату сведений (информации), а также представления таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, руководителем контрольного мероприятия готовится Извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении руководителя организации, допустившего указанное нарушение. Извещение вручается нарушителю под роспись, либо направляется в его адрес с уведомлением о вручении за подписью председателя, заместителя председателя или аудитора контрольно-счётной палаты.
Форма Извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении приведена в приложении № 14 к настоящему Регламенту.
4. В случае иного препятствования проведению проверки проверяющие оформляют акт о факте создания препятствий для проведения проверки с указанием конкретных препятствий со стороны проверяемого объекта.
Форма Акта о факте создания препятствий для проведения проверки приведена в приложении № 7 к настоящему Регламенту
5. В актах указываются дата, время, место составления, данные должностного лица объекта, допустившего противоправные действия.
Акты составляются в 2 экземплярах, подписываются проверяющими и должностным лицом проверяемого объекта. В случае отказа должностного лица подписать акт, сотрудник контрольно-счётной палаты в конце акта производит запись об отказе от подписи.
Второй экземпляр акта вручается руководителю проверяемого объекта под роспись, либо передается через канцелярию с проставлением на первом экземпляре отметки о получении (дата, входящий регистрационный номер и подпись лица, получившего документ, оттиск печати или штампа проверяемого объекта), либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Названные акты не позднее следующего рабочего дня с момента составления представляются председателю контрольно-счётной палаты, который принимает решение о необходимости применения мер по исполнению требований статей 21 и 22 Закона «О КСП».
Статья 25. Порядок проведения контрольного мероприятия
1. Работники контрольно-счётной палаты проводят контрольные мероприятия, как правило, в составе не менее двух человек при наличии всех необходимых документов:
1) распоряжения о проведении проверки;
2) удостоверения на право проведения проверки;
3) служебного удостоверения;
4) программы контрольного мероприятия.
Перед началом проверки проверяющие знакомятся с режимом работы объекта, порядком закрытия служебных помещений, согласовывают на месте организацию работы, сообщают руководству контрольно-счётной палаты адрес и контактный телефон.
2. Аудитор, ответственный за проведение контрольного мероприятия, обеспечивает согласование с руководителем проверяемого объекта следующих вопросов:
1) создание необходимых условий для работников контрольно-счетной палаты, проводящих проверку, в том числе путем предоставления им необходимых помещений, средств связи, обеспечения технического обслуживания;
2) режим работы сотрудников контрольно-счетной палаты с учетом сроков проведения проверки;
3) определение конкретных должностных лиц проверяемого объекта, ответственных за оперативную связь с сотрудниками контрольно-счётной палаты и обеспечение необходимыми для целей проверки документами и материалами;
4) иные вопросы с учётом особенностей проверки.
Непосредственно перед началом проведения контрольных действий аудитор, ответственный за проведение проверки, проводит подробный инструктаж с проверяющими о характере и особенностях предстоящей проверки.
3. Исполнители контрольного мероприятия (инспекторы и иные сотрудники контрольно-счётной палаты), исходя из программы контрольного мероприятия и поставленных перед ними вопросов и задач, самостоятельно определяют необходимость и возможность применения тех или иных контрольных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, сбора требуемых сведений и доказательств. При этом они должны исходить из необходимости обеспечения качественного проведения проверки, своевременной подготовки акта (справки) по результатам контрольного мероприятия.
4. При проведении проверки сотрудники контрольно-счётной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемого объекта, предавать гласности свои выводы до завершения проверки и оформления её результатов, а также ни с кем их не обсуждать, кроме руководства контрольно-счётной палаты.
Статья 26. Обязанности руководителя и исполнителей контрольного мероприятия в ходе его проведения
Руководитель контрольного мероприятия в ходе его проведения обязан:
1) участвовать в проведении контрольного мероприятия (представлять группу проверяющих, решать проблемные вопросы, представлять (в случае необходимости) акт (справку) на подпись для ознакомления руководителю проверенного объекта под роспись или направлять по почте с уведомлением о вручении);
2) непосредственно в ходе контрольного мероприятия осуществлять оперативный контроль за выполнением программы контрольного мероприятия;
3) обеспечить выполнение программы контрольного мероприятия в полном объеме и в установленные сроки;
4) консультировать (при необходимости) проверяющих по наличию, применению и использованию в работе необходимой нормативной правовой базы;
5) контролировать надлежащее документирование фактов, установленных в ходе проведения проверки.
В ходе проведения проверки исполнители контрольного мероприятия обязаны:
1) осуществлять работу в соответствии с утвержденной программой контрольного мероприятия и поставленными перед ними целями и задачами;
2) четко и качественно выполнять задания и поручения руководителя контрольного мероприятия;
3) выявлять и оценивать факты нарушения бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Тверской области;
4) самостоятельно формировать документальную доказательную базу для подтверждения установленных фактов нарушений законодательства, в том числе документов пояснительного характера (объяснительные записки);
5) своевременно докладывать руководителю контрольного мероприятия о возникновении обстоятельств, препятствующих проведению контрольных действий, иных фактах, имеющих существенное значение для проверки;
6) оперативно доводить до сведения руководителя контрольного мероприятия информацию о ходе осуществления контрольных действий, их предварительных результатах;
7) оформлять по результатам контрольного мероприятия акты (справки);
8) в случае непредставления документов, запрашиваемых проверяющими, оформлять перечень непредставленных документов, письменно согласовывать его с руководителем проверяемого объекта; а также брать письменные объяснения по факту их непредставления у ответственных лиц.
Статья 27. Ответственность руководителя и исполнителей контрольного мероприятия
Руководитель контрольного мероприятия несет ответственность за организацию и качество работы в рамках контрольного мероприятия, соблюдение сроков выполнения контрольного мероприятия, за достоверность фактов, изложенных в акте (справке) и в отчёте;
Исполнители контрольного мероприятия несут ответственность за полноту и качество проверки в соответствии с утвержденной программой, за соблюдение установленных сроков проверки.
Статья 28. Правила поведения проверяющих на проверяемом объекте
Правила поведения сотрудников осуществляющих контрольные мероприятия на проверяемом объекте определяются Кодексом чести сотрудника контрольно-счетной палаты.
В ходе проведения контрольных мероприятий проверяющие, руководствуясь программой проверки, ведут себя на проверяемом объекте корректно, не вступают в споры и обсуждения, не отвечают на заведомо провокационные вопросы.
В случае создания конфликтной ситуации, спровоцированной со стороны проверяемых, проверка может быть прекращена после предварительного уведомления о случившемся председателя или заместителя председателя контрольно-счётной палаты. При невозможности уведомления руководства палаты решение принимается на месте по обстоятельствам.
В случае прямых угроз и действий со стороны проверяемых, работа прекращается немедленно, ставится в известность руководство Палаты и (или) принимаются меры по доведению указанных фактов до правоохранительных органов.
Статья 29. Оформление результатов проведенных контрольных мероприятий
1. По результатам контрольного мероприятия проверяющими должен быть составлен акт (при наличии в дальнейшем представления или предписания по результатам контрольного мероприятия) или справка. Форма акта (справки) приведена в приложении № 8 к настоящему Регламенту.
Акт или справка проверки должны содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе фактов нецелевого и (или) неэффективного использования бюджетных средств и государственных ресурсов и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, либо указание на отсутствие таковых.
Акт или справка проверки должны быть составлены на бумажном носителе и иметь сквозную нумерацию страниц.
Объем акта или справки не ограничивается, но необходимо обеспечить лаконичность при отражении в нем ясных и полных ответов на вопросы программы контрольного мероприятия.
2. Акт или справка проверки по структуре должны состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
3. Вводная часть акта или справки проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом объекте.
Вводная часть акта или справки проверки должна содержать необходимую информацию общего характера, имеющую значение при проведении контрольного мероприятия:
1) дату акта или справки проверки (под указанной датой понимается дата подписания акта или справки проверяющими);
2) место составления акта или справки проверки;
3) основание для проведения контрольного мероприятия;
4) должности, фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их классные чины (при наличии);
5) перечень нормативных правовых актов, а также иных документов по теме контрольного мероприятия;
6) цель и предмет проводимого контрольного мероприятия;
7) проверенный период времени;
8) объекты проверки – полное наименование и реквизиты;
9) местонахождение объектов;
10) сроки проведения контрольного мероприятия;
11) фамилии, имена, отчества должностных лиц проверяемого объекта – руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде (в случае, если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности);
12) основные цели и виды деятельности объекта;
13) сведения о наличии учредительных документов, анализ их соответствия действующему законодательству (при необходимости);
14) сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный);
15) виды проверенных документов (при необходимости перечень конкретных документов);
16) объем бюджетных средств, проверенных (охваченных) при проведении контрольного мероприятия (с разбивкой по годам).
4. Описательная часть акта или справки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе фактов нецелевого и (или) неэффективного использования бюджетных средств и государственных ресурсов и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, либо указание на отсутствие таковых.
Описательная часть акта или справки проверки должна состоять из разделов в соответствии с вопросами программы контрольного мероприятия.
Содержание описательной части акта или справки проверки должно соответствовать следующим требованиям:
1) объективность и обоснованность выводов (в акте или справке должны быть ссылки на первичные документы объекта, подтверждающие наличие факта нарушения);
2) полнота и комплексность отражения всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства (каждый установленный в ходе проверки факт нарушения законодательства должен быть проверен полно и всесторонне);
3) четкость, лаконичность и доступность изложения (содержащиеся в акте или справке формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным; описание фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, нормативные правовые и иные акты или их отдельные положения нарушены (либо не обеспечено их соблюдение), за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденных нарушений);
4) системность изложения.
5. Выявленные в процессе проверки нарушения должны быть сгруппированы по разделам в соответствии с характером нарушений, исходя из программы проверки. Однородные нарушения могут быть сгруппированы в таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту или справке.
Каждое приложение к акту или справке должно быть подписано проверяющими.
6. Итоговая часть акта или справки представляет собой краткое обобщение итогов контрольного мероприятия, замечания и установленные факты нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе фактов нецелевого и (или) неэффективного использования бюджетных средств со ссылками на законодательные и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Итоговая часть включает в себя Справку о нарушениях, выявленных в ходе проведения проверки, являющуюся приложением к Акту и составленную по форме приложения № 9 к настоящему Регламенту.
В случае непредставления проверяемым объектом требуемых документов итоговая часть должна содержать перечень документов и материалов, которые не были представлены к проверке.
Кроме того, итоговая часть акта или справки проверки должна содержать указание на количество листов приложений.
Акт или справка проверки подписывается проверяющими и аудитором, ответственным за проведение контрольного мероприятия и согласовываются с сотрудником экспертно-правового отдела.
Статья 30. Ознакомление руководителя проверенного объекта с результатами проведенного контрольного мероприятия
Акт или справка по результатам проверки с сопроводительным письмом за подписью председателя контрольно-счётной палаты представляются проверяющими для ознакомления под роспись руководителю проверенного объекта, либо направляются по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
В сопроводительном письме указывается срок возврата подписанного акта или справки, а также право предоставления письменных возражений по результатам проверки с приложением копий документов, подтверждающих обоснованность своих возражений не позднее 10 календарных дней со дня получения акта или справки проверки.
Статья 31. Последствия отказа руководителя проверенного объекта от ознакомления с результатами проведенного контрольного мероприятия
При отказе руководителя от подписания акта или справки об ознакомлении на последней странице акта или справки производится запись: «от подписи отказался» с указанием должности, фамилии и инициалов руководителя объекта, заверенная подписью аудитора, ответственного за проведение проверки. При этом указывается дата и обстоятельства получения отказа либо период, в течение которого не получен ответ руководителя.
Как отказ руководителя проверенного объекта от подписи в ознакомлении с актом или справкой проверки квалифицируются следующие случаи:
1) если акт (справка), направленный с сопроводительным письмом в адрес проверенного объекта в указанные сроки, с учетом сроков пересылки (доставки), не возвращен в контрольно-счётную палату, и в эти же сроки отсутствует ответ руководителя проверенного объекта о причинах задержки его возврата;
2) если акт (справка) возвращён в контрольно-счетную палату без подписи;
3) если руководитель при непосредственном контакте заявил об отказе от подписи об ознакомлении с актом или справкой.
Отказ от подписи руководителя проверенного объекта отражается в отчете аудитора, ответственного за проведение проверки.
Статья 32. Предоставление возражений на результат контрольного мероприятия
1. При наличии письменных возражений по акту или справке, поступивших от проверенного объекта в адрес контрольно-счётной палаты, они приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.
Представленные в установленный срок возражения по акту или справке должны быть рассмотрены аудитором, ответственным за проведение контрольного мероприятия, на предмет их обоснованности в течение 3 календарных дней со дня представления возражений.
В ходе рассмотрения возражений аудитором в обязательном порядке проверяются факты, замечания, которые подкреплены дополнительными документами.
По итогам рассмотрения представленных возражений аудитором готовится письменный ответ по поручению председателя, который приобщается к материалам проверки и является неотъемлемой их частью. В ответе чётко выражается позиция по существу возражения (принимается или отклоняется) с ее обоснованием и ссылкой на нормативные правовые акты.
Итоги рассмотрения возражений учитываются аудитором при оформлении отчёта о результатах контрольного мероприятия.
2. Непредставление письменных возражений к акту или справке в установленный срок расценивается как отсутствие возражений со стороны проверяемой организации по существу изложенных в акте или справке фактов, сделанных выводов и замечаний.
Статья 33. Оформление отчётов по итогам проведения контрольных мероприятий
1. В соответствии со статьей 29 Закона «О КСП» по итогам проведения проверки или обследования аудитор, ответственный за ее проведение, составляет и подписывает отчёт. За достоверность отчёта аудитор несет персональную ответственность перед председателем контрольно-счётной палаты.
2. Отчёт представляет собой обобщение результатов по проведённому контрольному мероприятию, а также сделанных на их основе выводов и предложений. Форма отчёта приведена в приложении № 10 к настоящему Регламенту.
Отчёт по структуре должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
3. Вводная часть отчёта представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом объекте.
Вводная часть отчёта должна содержать:
1) дату отчёта;
2) место составления отчёта;
3) основание для проведения контрольного мероприятия;
4) цель и предмет проводимого контрольного мероприятия;
5) проверенный период времени;
6) перечень объектов проверки;
7) даты начала и окончания проверки на объекте или объектах (датой начала проверки является дата, указанная в удостоверении на право проведения проверки, а датой окончания проверки является дата подписания актов или справок проверки);
8) фамилии, имена, отчества должностных лиц проверяемой организации – руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде (в случае, если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности);
9) перечень нормативных правовых актов, а также иных документов по теме контрольного мероприятия;
10) сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный);
11) объём бюджетных средств, проверенных (охваченных) при проведении контрольного мероприятия (с разбивкой по годам).
4. Описательная часть отчёта должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации, фактов нецелевого и (или) неэффективного использования государственных финансовых средств и государственных ресурсов и иных, имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых.
Описательная часть отчёта должна состоять из разделов в соответствии с вопросами программы контрольного мероприятия и содержать:
1) перечень обнаруженных фактов нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в деятельности проверяемого объекта или по теме контрольного мероприятия;
2) перечень фактов нецелевого и (или) неэффективного использования финансовых и иных государственных ресурсов;
3) перечень иных выявленных финансовых нарушений в деятельности проверяемого объекта или по теме контрольного мероприятия.
При этом установленные факты нарушений должны быть приведены в денежном выражении, в том числе в процентном отношении к общей сумме проверенных бюджетных средств по теме контрольного мероприятия.
В случае представления возражений по актам или справкам проверок указываются итоги рассмотрения возражений и принятая позиция по существу возражений (приняты или отклонены представленные возражения) с её обоснованием.
5. Итоговая часть отчёта должна содержать выводы и предложения по результатам контрольного мероприятия.
В выводах указывается:
1) информация общего характера, имеющая значение при проведении контрольного мероприятия, а именно законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по теме контрольного мероприятия, утверждённую сумму бюджетных ассигнований по проверяемому направлению или объекту, своевременность доведения средств до получателей, их освоение, в том числе в процентном отношении к общей сумме выделенных средств.
2) краткое обобщение вошедших в описательную часть отчёта замечаний, установленных нарушений, иных недостатков со ссылками на законодательные или иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
3) денежная (финансовая) оценка выявленных нарушений в результате проведённого контрольного мероприятия – всего (с разбивкой по годам), в том числе нецелевое, неэффективное использование средств областного бюджета (с разбивкой по годам) и другие квалифицированные нарушения (в соответствии с утвержденной методикой по заполнению учётных карт по итогам проведения контрольного мероприятия), а также их процентное соотношение к общей сумме выявленных нарушений в соответствующем периоде;
4) процентное соотношение выявленных нарушений к общей сумме проверенных средств областного бюджета в соответствующем периоде.
6. В предложениях указывается:
- перечень органов исполнительной власти Тверской области (кому направляются отчёт и представление по результатам контрольного мероприятия) с указанием предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также возврату или восстановлению бюджетных средств;
- предложения по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения требований действующего законодательства.
Кроме того, итоговая часть отчёта должна содержать указание на количество листов приложений.
Отчёт о результатах контрольного мероприятия по своему содержанию должен быть кратким, точным, объективным и ясным.
Статья 34. Порядок прохождения отчётов по результатам контрольных мероприятий, выносимых на рассмотрение коллегии контрольно-счётной палаты
После согласования со специалистом экспертно-правового отдела контрольно-счётной палаты отчет с письменной заявкой на рассмотрение его на Коллегии представляется аудитором, ответственным за проведение контрольного мероприятия, председателю для решения вопроса о его готовности к рассмотрению на Коллегии. Председатель контрольно-счётной палаты назначает дату проведения заседания Коллегии.
По итогам рассмотрения отчёта Коллегия выносит решение об утверждении отчёта в окончательной форме.
В случае необходимости доработки отчёта, он дорабатывается исполнителем с учетом всех принятых на заседании Коллегии предложений и замечаний в течение 3 рабочих дней (за исключением случаев, когда Коллегией устанавливаются иные сроки).
Контроль за доработкой отчета осуществляет секретарь Коллегии и руководитель экспертно-правового отдела контрольно-счётной палаты. Доработанный отчёт визируется руководителем экспертно-правового отдела.
Статья 35. Направление отчётов по итогам проведения контрольных мероприятий
Отчёт направляется в Законодательное Собрание, в органы исполнительной власти Тверской области, администрациям муниципальных образований Тверской области и проверенным объектам (учреждениям, организациям) с представлениями для принятия соответствующих мер по выявленным фактам нарушений и недостатков не позднее 3 календарных дней после утверждения Коллегией.
В случае проведения контрольных мероприятий по одной теме в ряде проверяемых объектов, в отчёте, направляемом в адрес каждого из проверенных объектов, отражаются данные проверки касающиеся только этого объекта. В Законодательное Собрание направляется сводный отчёт по итогам проверки.
По итогам проведения контрольного мероприятия заполняется учётная карта по форме, утвержденной распоряжением контрольно-счётной палаты.
Статья 36. Порядок подготовки и направления представлений и предписаний контрольно-счётной палаты
1. В соответствии со статьей 18 Закона «О КСП» контрольно-счётная палата по результатам проведённых ею проверок и обследований направляет органам исполнительной власти Тверской области, должностным лицам проверенных объектов представления, подписанные председателем контрольно-счётной палаты, для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого области ущерба и привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.
После утверждения Коллегией отчёта по результатам контрольного мероприятия аудитором, ответственным за проведение контрольного мероприятия, готовятся проекты представлений в контексте, изложенном в отчёте, в разделе «Выводы и предложения по результатам контрольного мероприятия».
Представления контрольно-счётной палаты подписываются председателем контрольно-счётной палаты или, в случае его отсутствия, заместителем председателя контрольно-счётной палаты.
Форма Представления приведена в приложении № 11 к настоящему Регламенту.
По получении информации на представление о принятых мерах по результатам контрольного мероприятия и выполнении всех предложений контрольно-счётной палаты в полном объеме контрольное мероприятие признается завершённым.
Копия представления и копия ответа с результатами рассмотрения представления направляются в Законодательное Собрание в течение 3 рабочих дней после его получения в дополнение к ранее направленному отчёту.
В представлении контрольно-счётной палаты отражаются (в контексте выводов и предложений, отраженных в отчёте):
1) общая характеристика проверенного направления расходования бюджетных средств или объекта (утверждённая сумма бюджетных средств, своевременность доведения средств до получателей и их освоение, в том числе в процентном отношении к общей сумме выделенных средств);
2) нарушения, выявленные в результате проведения контрольного мероприятия;
3) предложения по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого ущерба;
4) предложения по привлечению должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, к ответственности (в том числе административной, с оформлением протокола об административном правонарушении и последующим рассмотрением дела об административном правонарушении на заседании Административной коллегии Тверской области);
5) сроки принятия мер по устранению нарушений и ответа по результатам рассмотрения представления.
Форма Протокола об административном правонарушении приведена в приложении № 15 к настоящему Регламенту.
Представление оформляется в 2 экземплярах и направляется нарочным с распиской в получении или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
В соответствии со статьей 18 Закона «О КСП» представление должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок, но не позднее месячного срока со дня его получения.
Аудитор, ответственный за проведение контрольного мероприятия осуществляет контроль за своевременным получением ответа о принятых мерах.
2. В случаях выявления на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений контрольно-счётной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий, аудитор, ответственный за проведение контрольного мероприятия, готовит проект обязательного для исполнения государственными органами и администрацией проверяемых организаций предписания.
Предписания контрольно-счётной палаты подписываются председателем контрольно-счётной палаты или, в случае его отсутствия, заместителем председателя контрольно-счётной палаты.
Формы Предписаний приведены в приложениях №12 и №13 к настоящему Регламенту.
Проекты предписаний в течение 5 рабочих дней после установленного срока предоставления ответа на выданное представление подготавливают аудиторы, ответственные за проведение контрольного мероприятия.
Предписания контрольно-счётной палаты подписываются председателем контрольно-счётной палаты, а в случае его отсутствия, заместителем председателя контрольно-счётной палаты.
В предписании контрольно-счётной палаты отражаются:
1) нарушения, выявленные в результате проведения контрольного мероприятия;
2) требования по устранению выявленных нарушений;
3) сроки исполнения предписания.
Предписание оформляется в 2 экземплярах и направляется нарочным с распиской в получении или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Статья 37. Порядок взаимодействия контрольно-счётной палаты с правоохранительными органами
В случаях выявления при проведении проверок и обследований признаков преступлений и иных правонарушений, требующих принятия мер прокурорского реагирования, копии материалов проверок и обследований за подписью председателя контрольно-счётной палаты направляются в правоохранительные и (или) контролирующие органы. О направленных в правоохранительные и (или) контролирующие органы материалах председатель контрольно-счётной палаты информирует Законодательное Собрание.
Статья 38. Организация контроля за исполнением представлений и предписаний контрольно-счётной палаты
1. Контроль за принятием мер в соответствии с представлениями, а также за исполнением предписаний контрольно-счётной палаты и предоставлением ответов контрольно-счётной палате осуществляет аудитор, ответственный за выполнение контрольного мероприятия.
По окончании срока, отведенного для принятия мер по представлениям и предписаниям контрольно-счётной палаты и подготовки ответов о мерах по их реализации, аудитор представляет председателю контрольно-счётной палаты информацию об исполнении или неисполнении предписания или представления, принятии или непринятии мер по устранению выявленных нарушений с предложением о снятии представления или предписания с контроля, в случае его выполнения, или о принятии контрольно-счётной палатой дополнительных мер по отношению к должностным лицам, не исполняющим законные требования контрольно-счётной палаты.
В случае если судом принято определение об отмене предписания контрольно-счётной палаты, аудитор, ответственный за контроль исполнения данного предписания, незамедлительно вносит председателю контрольно-счётной палаты предложение об обжаловании судебного решения либо исполнении судебного решения без обжалования. В этом случае аудитор готовит проект решения о снятии предписания с контроля.
По итогам полугодия и года в срок до 10 июля и 01февраля аудиторы представляют заместителю председателя контрольно-счётной палаты или иному ответственному за контрольную работу лицу отчет обо всех контрольных мероприятиях, проведенных по направлениям деятельности в указанные выше периоды.
Методика составления годового отчёта утверждается распоряжением контрольно-счётной палаты.
2. В случае необходимости отмены ранее принятого предписания контрольно-счётной палаты, аудитор готовит на имя председателя контрольно-счётной палаты письменное мотивированное предложение об отмене предписания контрольно-счётной палаты.
Вопрос об отмене предписания может быть инициирован руководителем объекта, в адрес которого было вынесено предписание.
Решение об отмене предписания оформляется в форме визы председателя контрольно-счётной палаты на документе, инициирующем отмену предписания.
|