карта сайта

почта

АКСОР Члены АКСОР Все новости ГИАС КСО Электронная Библиотека ФГУП "СП-Центр" IBN



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики

Общая информация

Структура

Внутренние документы

Взаимодействие

Законодательство

Контакты

Деятельность

Планы работ

Отчеты

Публикации

Информационно-методические сборники

Статьи

Сервисные ссылки

Личная страница

Поиск по сайту

Подписка на новости

В н и м а н и е !

 Введена в эксплуатацию Электронная Библиотека АКСОР

 АКСОР приглашает сотрудников контрольно-счётных органов Российской Федерации стать пользователями и авторами публикаций в ЭБ АКСОР.

 Подробнее об ЭБ АКСОР можно прочесть здесь.

Регистрация пользователей ЭБ АКСОР осуществляется по заявлению на адрес эл. почты elib@ach-fci.ru

Последние обновления

15.06 Обновлен раздел "Публикации в СМИ" КСП Петропавловск-Камчатского ГО Подробнее

09.06 Добавлен "Бюллетень КСП Петропавловск-Камчатского ГО № 2 (32) 2012" Подробнее

08.06 Обновлен раздел Союза МКСО "Документы" Подробнее

08.06 Обновлен раздел КСП Еврейской АО "Контрольно-ревизионная деятельность" Подробнее

05.06 Добавлен "Отчет о работе за 2011 год" в раздел КСП ГО Подольск Подробнее

04.06 Добавлен бюллетень № 2 (36) за 2012 год в раздел КСП Томской области "Бюллетени" Подробнее

Вестник АКСОР

          

Подписной индекс в Каталоге Роспечати - 82288

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ


Главная  >>  Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики  >>  Публикации  >>  Статьи сотрудников ГКК УP Статьи сотрудников ГКК УP Организация государственного финансового контроля  в Удмуртской Республике, проблемы  его нормативно-правового регулирования и возможные пути их решения

Особенности организации, проблемы и пути совершенствования государственного и муниципального финансового контроля в Удмуртской Республике

 :: Аникин В.Н., Информационно-методический сборник Государственного Совета Удмуртской Республики № 41(раздел 5.4)

версия для печати 

Государственный финансовый контроль в Удмуртии, как и в других регионах, прошел ряд этапов становления и развития и находится в стадии дальнейшего совершенствования, что связано, прежде всего, с реформами бюджетной системы и местного самоуправления.

В соответствии с положениями Конституции УР о наделении высшего законодательного органа республики (Государственного Совета УР) контрольными функциями и полномочиями по созданию в этих целях органа государственного контроля, на основе опыта других регионов 8 октября 1996 года принят Закон «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики».

Особенностью Закона и его основным отличием от проекта модельного закона РФ «О контрольно-счетном органе субъекта Российской Федерации» является то, что контрольному органу, наряду с задачами государственного финансового контроля, определена задача осуществления контроля за исполнением Конституции УР и законов УР, что не противоречит федеральному законодательству.

Комплекс решаемых задач обусловливает и особенности построения системы Контрольного комитета, которую составляют центральный аппарат и территориальные подразделения – управления комитета. Штатная численность Контрольного комитета 53 человека.

Согласно Закону Контрольный комитет является органом государственного контроля при Госсовете УР, чем определяется его особый статус, как по процедуре планирования контрольных мероприятий, так и по другим организационным вопросам. Основной объем контрольной работы приходится на проведение проверок законности, эффективности и целевого использования средств бюджета УР и государственной собственности по поручению Госсовета УР.

С 2004 года Контрольный комитет строит свою работу на основе годовых программ контрольно-проверочных и экспертно-аналитических мероприятий, которые готовятся на основе предложений Президента, Госсовета и Правительства УР. Его деятельность все в большей степени ориентируется на комплексные проверки по всей цепочке прохождения бюджетных средств, в т.ч. так называемые «сквозные» проверки исполнения республиканских целевых программ. Основная направленность таких проверок – целевое и эффективное использование бюджетных средств в отраслях экономики и социальной сфере, при этом акцент делался на экономность и результативность бюджетных вложений.

В 2004 году с участием территориальных подразделений комитета проведено 17 комплексных и целевых контрольных мероприятий, в рамках которых проверена деятельность 7 министерств и выполнение 7 республиканских целевых программ.

Актуальность тем проверок, комплексный подход к их проведению и выработка конкретных предложений по эффективному использованию бюджетных средств позволяют использовать результаты контрольных мероприятий в качестве основы для принятия управленческих решений органами государственной власти УР.

Практика работы Контрольного комитета подтвердила правильность решения Госсовета УР по созданию профессионального органа парламентского контроля. Выполняемые им функции все более трансформируются в сторону финансового контроля, что вполне закономерно, поскольку отражает не только существующую правовую действительность в области бюджетного законодательства, но и отвечает требованиям организации управления финансами в регионе.

Принятый в 2004 году Закон УР «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике» позволил более четко регламентировать и согласовывать действия законодательных и исполнительных органов государственной власти в вопросах подготовки, рассмотрения и принятия законов о бюджете УР и внесения изменений и дополнений в эти законы, а также обозначил роль органа парламентского контроля в бюджетном процессе. В частности, на него возложены полномочия по проведению внешней проверки и подготовке заключения по отчету об исполнении закона о бюджете.

Вместе с тем, Контрольный комитет по поручениям Госсовета УР дает заключения на проекты законов о бюджете УР и изменений к нему, проводит экспертизу проектов других законов УР, проверяет не только целевое использование, но и эффективность использования бюджетных средств и государственной собственности, что пока не прописано в Законе «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики».

Поэтому в настоящее время с участием Контрольного комитета подготовлен и внесен на рассмотрение Госсовета УР проект закона «О Контрольно-счетной палате Удмуртской Республики», где задачи, функции и полномочия контрольного органа приведены в соответствие с его практической деятельностью, а также предусмотрены должности аудиторов.

В соответствии с Законом Контрольный комитет взаимодействует по вопросам контрольной деятельности с другими контролирующими и правоохранительными органами, для чего с ними заключены соглашения о сотрудничестве. При этом мы руководствуемся принципиальным положением о том, что взаимодействие особенно необходимо тогда, когда контрольный или правоохранительный орган не может обойтись собственными силами, либо ему не достает определенных полномочий в решении тех или иных вопросов.

Кроме того, в процессе взаимодействия решаются вопросы совершенствования методического и методологического обеспечения, информационно-аналитической работы, включая внедрение современных информационных технологий в деятельность контрольных и правоохранительных органов. Эти приоритетные направления взаимодействия закреплены в резолюции по итогам состоявшейся в июне 2004 года научно-практической конференции «Внешний государственный финансовый контроль: методология и практика проведения, проблемы взаимодействия контрольных и правоохранительных органов».

Одной из важнейших целей реализуемой реформы федеративных отношений и местного самоуправления является разграничение бюджетных обязанностей и ответственности за их исполнение, а значит и функций финансового контроля между органами власти разных уровней. При отсутствии базового закона, регулирующего принципы и механизмы организации муниципального финансового контроля, представляет интерес практика взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в этих вопросах.

В Удмуртии местное самоуправление, как в большинстве субъектов РФ, организовано в границах районов и городов. Всего в республике 30 таких муниципальных образований. Соответственно, формируется столько же местных бюджетов. Их доля в консолидированном бюджете республики составляет около 40%. Большинство муниципальных образований (25 из 30) являются дотационными и получают финансовую помощь из Фонда финансовой поддержки территорий Удмуртской Республики.

Исходя из административного деления республики, численности населения и требований Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», количество муниципальных образований на уровне поселений с 1 января 2006 года составит более 300.

В настоящее время муниципальный финансовый контроль в Удмуртии находится в стадии становления: орган муниципального финансового контроля создан только в г. Ижевске – Контрольная палата Городской думы.

В соответствии с указанным федеральным законом и ст. 265 Бюджетного кодекса РФ представительным органам местного самоуправления предоставлено право создания, как собственных органов финансового контроля, так и привлечения для этих целей аудиторов. Понятно, что изыскать дополнительные финансовые средства при дефицитности муниципальных бюджетов непросто, в связи с чем представляется возможным использовать опыт привлечения контрольно-счетных органов государственной власти регионов для финансового контроля исполнения местных (муниципальных) бюджетов.

В Удмуртии с самого начала создания органа парламентского контроля сложилась практика его взаимодействия с представительными органами местного самоуправления в области осуществления финансового контроля за использованием средств местных бюджетов. С этой целью в его структуре образовано 6 территориальных (межрегиональных) управлений.

Взаимодействие осуществляется на основании соглашений о сотрудничестве на срок полномочий представительного органа муниципального образования, согласно которым территориальные управления комитета осуществляют контроль по исполнению местного (муниципального) бюджета, владению, пользованию, распоряжению муниципальной собственностью и анализ эффективности ее использования, анализ исполнения бюджетного законодательства, разрабатывают предложения по совершенствованию бюджетного процесса.

Контрольный комитет по вопросам, входящим в его компетенцию и имеющим отношение к муниципальному образованию, ставит об этом в известность представительный орган местного самоуправления и может привлечь к проверкам специалистов местного самоуправления, в т.ч. в соответствие с требованиями ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления» и ст.140 БК РФ в части контроля за расходованием средств, поступивших из бюджета УР.

При возникновении вопросов, представляющих интерес для представительного органа местного самоуправления и входящих в его компетенцию, по просьбе этого органа Контрольный комитет обязуется оказать помощь в проведении контрольных мероприятий. Материалы данных проверок передаются соответствующему представительному органу местного самоуправления для принятия мер. Только за 2004 год нашими территориальными подразделениями проведено 147 проверок муниципальных объектов во всех муниципальных образованиях.

Другим действенным механизмом взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления для проведения согласованной бюджетной политики в регионе является заключение соглашений между Правительством УР и администрациями городов и районов об осуществлении совместных действий по обеспечению эффективного и целевого использования бюджетных средств. Эта практика также используется уже несколько лет и оправдывает себя.

Обязательства Правительства УР и администраций муниципальных образований в УР определяются исходя из требований закона о бюджете УР. (Примеры обязательств: направление на выплату заработной платы не менее 50% собственных доходов, меры по оптимизации бюджетных расходов).

В республике функционирует казначейская система исполнения бюджетов. На нее переведены бюджет Удмуртии, местные бюджеты. Все республиканские и муниципальные бюджетные учреждения, а их более двух тысяч, сегодня обслуживаются через лицевые счета в системе казначейства. С этой целью создано Управление казначейского исполнения при Минфине УР, разработаны и утверждены нормативные документы, определяющие порядок работы в условиях казначейского исполнения бюджетов.

Важной составляющей контрольной деятельности в системе местного самоуправления в республике является последующий финансовый контроль, также основанный на взаимодействии органов финансового контроля и органов местного самоуправления.

С 2001 года в Удмуртии сформирована единая система финансовых органов, в которую вошли Минфин УР и его территориальные органы - управления финансов в городах и районах. Они, на основании заключенных договоров с администрациями муниципальных образований, осуществляют деятельность по формированию и исполнению местных бюджетов.

Кроме того, в Минфине УР создано структурное подразделение, которое занимается вопросами финансового контроля. В соответствие с графиками не менее одного раза в 2-3 года проводятся комплексные ревизии по составлению и исполнению бюджетов муниципальных образований.

В этих ревизиях принимает участие Контрольный комитет. По соглашению с Минфином УР он проверяет вопросы соблюдения бюджетного законодательства при формировании, рассмотрении и утверждении бюджета, целевого использования средств, выделенных из регионального бюджета администрациям органов местного самоуправления, муниципального долга и долговых обязательств. Практика таких скоординированных контрольных мероприятий также показала их результативность. В конечном итоге они позволяют не только выявлять нарушения бюджетного законодательства, но и резервы местных бюджетов.

Помимо того, в т.г. по обращениям органов местного самоуправления территориальными подразделениями Контрольного комитета проведены внешние проверки и подготовлены заключения на отчеты об исполнении бюджетов крупных муниципальных образований.

Сложившаяся в республике система контроля за исполнением местных бюджетов является эффективной. Однако для ее продолжения с 01.01.2006 г. необходимо сохранить в БК РФ права контроля со стороны субъектов РФ за использованием финансовых средств, муниципального имущества органами местного самоуправления, получающими финансовую помощь из бюджета субъекта РФ.

Одновременно с этим должна развиваться система муниципального финансового контроля.

К сожалению, развитие муниципального финансового контроля в Удмуртии затруднено тем, что его правовые основы в Законе «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике» разработаны недостаточно.

Не во всех муниципальных образованиях в УР приняты нормативные акты, регламентирующие порядок подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, проведения внешней проверки отчета о его исполнении.

В РФ законодательно не закреплены общие принципы организации и методологии контроля за местными бюджетами.

Таким образом, в качестве направлений совершенствования финансового контроля в бюджетной сфере на региональном и муниципальном уровнях можно выделить:

  • принятие на федеральном уровне закона «Об общих принципах государственного и муниципального финансового контроля»;
  • образование полноправных контрольно-счетных органов субъектов РФ;
  • приоритетное использование современных приемов и методов предва-рительного и текущего финансового контроля в ходе исполнения бюджетов;
  • решение вопросов взаимодействия органов финансового контроля и правоохранительных органов;
  • создание нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы ор-ганизации бюджетного процесса и контроля в самих муниципальных образо-ваниях;
  • внесение необходимых изменений в законодательство РФ, позволяю-щих осуществлять финансовый контроль в муниципальных образованиях по-средством взаимодействия органов государственного финансового контроля и органов местного самоуправления в субъектах РФ;
  • согласование полномочий контрольных органов различного уровня и органов государственной власти и местного самоуправления в бюджетной сфе-ре.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

АКСОР Члены АКСОР Все новости ГИАС КСО Электронная Библиотека ФГУП "СП-Центр" IBN

Личная страница | Поиск по сайту | Подписка на новости |