СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/VolgogradSD/activity/Zaklucheniya/2008/art10

Заключение «Об утверждении Концепции управления муниципальным имуществом и приватизации в Волгограде на 2007 год и на период до 2009 года»

Контрольно-счётная палата Волгоградской городской Думы (далее – контрольно-счётная палата) рассмотрела по поручению председателя Волгоградской городской Думы от 17.12.2007 № 16-03в/170СП пакет документов к проекту Решения Волгоградской городской Думы «Об утверждении Концепции управления муниципальным имуществом и приватизации в Волгограде на 2007 год и на период до 2009 года» (далее – проект Решения, Концепция).

Контрольно-счетная палата считает необходимым отметить, что в своих заключениях, начиная с 2005 года, неоднократно указывала администрации Волгограда на необходимость разработки единой концепции развития муниципального сектора экономики и повышения эффективности её управления.

Представленный проект Концепции разработан на основе актов федеральных органов власти: Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ № 1024 от 09.09.99 г., Федеральным законом от 06.10.2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – 131ФЗ) и др.

В ходе работы над проектом Решения контрольно-счетная палата принимала участие в работе рабочей группы (распоряжение председателя Волгоградской городской Думы от 15.10.2007 № 565-р) для выработки рекомендаций по данной Концепции, а также проводила совместные совещания с разработчиками проекта Концепции для согласования позиций, устранения замечаний контрольно-счетной палаты и выработки предложений.

При внесении проекта Решения на рассмотрение в Волгоградскую городскую Думу рекомендации, замечания и предложения контрольно-счетной палаты по проекту Решения в основном разработчиками учтены.

Так, 14 февраля 2008г. в контрольно-счетную палату дополнительно представлено письмо департамента муниципального имущества администрации Волгограда (исх.№1465), в котором отмечается, что департамент муниципального имущества администрации Волгограда «в целом согласен с замечаниями и предложениями контрольно-счетной палаты по тексту предлагаемого документа».

В связи с чем предлагается при рассмотрении документа учесть следующие согласованные изменения:

  • в преамбуле документа заменить ссылку на «Программу управления государственным имуществом и приватизации в Волгоградской области на период 2001-2005 годов» на действующий в настоящее время Закон Волгоградской области от 06.12.1999 г. № 335-ОД «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области» (ред. на 03.04.2006);
  • в названии документа и далее по тексту Концепции редакционно заменить период действия документа «на 2007 год и на период до 2009 года» на «2008 - 2009 годы»;
  • в разделе II п.1 строка 19 слово «принципами» заменить словом «направлениями»;
  • в целях создания единообразия Концепции целесообразно изменить наименование разделов 2.1 и 3.1 «Оценка состояния управления имуществом муниципальных унитарных предприятий Волгограда», «Оценка состояния управления имуществом муниципальных учреждений Волгограда, отраслевых и территориальных структурных подразделений администрации Волгограда» на «Анализ структуры, отраслевой ориентированности и социальной значимости соответственно муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, отраслевых и территориальных структурных подразделений администрации Волгограда», идентично наименованию раздела 4.1 «Анализ структуры, отраслевой ориентированности и социальной значимости существующих хозяйственных обществ Волгограда», исключив слова «оценка эффективности их деятельности».

Вместе с тем, контрольно-счетная палата отмечает, что в разделе Концепции «Управление акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в муниципальной собственности Волгограда», предлагается для решения определенных вопросов местного значения создать соответствующие акционерные общества (далее – АО). В то же время в этом же разделе отмечается, что существующая система организации управления АО с долей города в уставном капитале не обеспечивает в полной мере реализацию потребностей города как акционера. Среди причин называются низкое качество управления, отсутствие стратегии развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, финансового и бизнес-планирования деятельности АО, и другие.

Контрольно-счетная палата по итогам проведенных проверок анализировала ситуацию с деятельностью МУП и считает наиболее рациональным для решения вопросов местного значения создавать не АО, а унитарные предприятия в форме казенных предприятий по следующим причинам.

Гражданский кодекс РФ (часть первая, в ред. от 26.06.2007 г.) и Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 01.12.2007) (далее – № 161-ФЗ) подразделяют унитарные предприятия на два вида. Один из них – казенное предприятие, за которым закрепляется муниципальное имущество на праве оперативного управления. В соответствии с п.4 ст.8 ФЗ № 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано в случае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования. Согласно п.2 ст.20 ФЗ № 161-ФЗ собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

То есть, данный пункт предусматривает доведение до казенных предприятий их собственниками обязательных для исполнения заказов в связи с тем, что соответствующие казенные предприятия создаются, в частности, если преобладающая или значительная часть производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) предназначена для нужд муниципального образования.

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от 09.09.99 г. № 1024 (в ред. от 29.11.2000 г.), исходит из того, что для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия, в т.ч. казенного, создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: органам местного самоуправления целесообразно создавать унитарные предприятия в форме казенных предприятий. Аналогичные положения отражены в подразделе 2 раздела Концепции «Управление имуществом муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и органов местного самоуправления».

Однако, если будет принят инновационный сценарий развития организации муниципального хозяйства Волгограда, рекомендуемый Концепцией через преобразование предприятий в ОАО, данный сценарий будет эффективен только в случае отлаженной системы организации управления акционерных обществ, жесткого контроля за работой и распределением прибыли акционерных обществ, разработки и внедрения эффективной дивидендной политики в Волгограде, что предполагает большую серьезную работу в определенном промежутке времени. В противном случае существует риск занижения стоимости пакета акций муниципального образования Волгоград, наличия упущенной выгоды и образования потерь, что подтверждается результатами проверок Счетной палаты РФ в отношении государственных предприятий.

На основании вышеизложенного контрольно-счетная палата считает целесообразным рассмотрение проекта Решения Волгоградской городской Думы «Об утверждении Концепции управления муниципальным имуществом и приватизации в Волгограде на 2007 год и на период до 2009 года».

СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/VolgogradSD/activity/Zaklucheniya/2008/art10