СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Yaroslavlobl/actions/Control/2008

Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты Ярославской области за 2008 год.

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статей 3 и 21 Закона Ярославской области от 26.01.2000 № 5-з «О контрольно-счетной палате Ярославской области» о ежегодном представлении Ярославской областной Думе отчета о результатах деятельности контрольно-счетной палаты Ярославской области.

1. Общие сведения

Контрольно-счетная палата Ярославской области в 2008 году осуществляла свою деятельность в соответствии с планом работы, утвержденным Постановлением Ярославской областной Думы № 23 от 29.01.2008. В план работы были включены предложения депутатов Ярославской областной Думы и Администрации Ярославской области. План выполнен в полном объеме, реализованы все предусмотренные мероприятия.

Для выполнения задач, возложенных на орган государственного финансового контроля Ярославской областной Думы, в отчетном 2008 году контрольно-счетная палата провела 86 контрольно-ревизионных и 80 экспертно-аналитических мероприятий.

Отчеты о результатах проведенных контрольных мероприятий, вытекающие из них выводы, рекомендации и предложения представлены Губернатору и в Ярославскую областную Думу. Деятельность контрольно-счетной палаты неоднократно освещалась в средствах массовой информации.

В соответствии с Постановлением Государственной Думы Ярославской области № 79 от 03.07.2007 численность палаты увеличена до 22 человек. Согласно штатному расписанию контрольно-счетной палаты Ярославской области, утвержденным в соответствии с указанным постановлением, в первой половине 2008 года из числа лиц, состоящих в кадровом резерве, приняты в контрольно-счетную палату на государственную гражданскую службу Ярославской области 6 сотрудников. Все сотрудники имеют высшее профессиональное образование. В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2004 г. № 79-фз «О государственной гражданской службе Российской Федерации» после успешного завершения испытания проведен квалификационный экзамен, по результатам сдачи которого им присвоены первые классные чины.

Всего в 2008 году проведено 2 квалификационных экзамена для решения вопроса о присвоении очередных и первых классных чинов 16-ти гражданским служащим. Решением квалификационной комиссии 10 гражданских служащих рекомендованы для присвоения очередных классных чинов.

Два сотрудника палаты повысили квалификацию в Центре государственного и муниципального контроля Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе повышения квалификации сотрудников контрольно-счетных органов «Государственный аудит и управления бюджетными ресурсами субъектов Российской Федерации» в Москве.

Контрольно-счетная палата области является членом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, возглавляемой председателем Счетной палаты РФ С.В. Степашиным, основной задачей которой является содействие в разработке и внедрении системы контроля за формированием и исполнением бюджетов различных уровней.

Председатель палаты Морозова Е.Б. принимала участие в различных мероприятиях, посвященных проблемам финансового контроля. В марте в Счетной палате РФ состоялась XII конференция Ассоциации контрольно-счетных органов России. На конференции подводились итоги работы Ассоциации за 2007 год, обсуждалась тема «Стратегическое развитие России и задачи контрольно-счетных органов. По сложившейся традиции в работе конференции приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Министерства финансов, Федерального казначейства, видные ученые-экономисты. В рамках указанной конференции состоялся семинар-совещание по вопросам: внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ, развития государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов.

Председатель контрольно-счетной палаты Ярославской области принимала участие в совещаниях-семинарах руководителей органов государственного финансового контроля субъектов РФ, проходившие:

  • в Твери на тему «Роль контрольно-счетных органов в реализации стратегий развития регионов (на примере органов, входящих в ЦФО)»;
  • в Сыктывкаре по теме «Экспертная деятельность контрольно-счетных органов. Проблемы и перспективы развития».

В декабре 2008 года в Счетной палате Российской Федерации прошел семинар-совещание на тему «О первоочередных задачах органов внешнего финансового контроля в условиях финансово-экономического кризиса» с участием председателя палаты области.

В составе делегации руководителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации Морозова Е.Б. участвовала в парламентских слушаниях на тему: "Становление и развитие парламентского контроля за использованием средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации", приуроченных к 15-летию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В рамках указанных мероприятий в Москве в Мраморном зале Кремля Администрацией Президента Российской Федерации проведено совещание по вопросам совершенствования системы государственного контроля в Российской Федерации. Руководитель палаты также приняла участие в научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации, которая состоялась в Государственном Кремлевском дворце.

Для повышения эффективности работы палатой в отчетном году были заключены Соглашения:

  • об основах взаимодействия с Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой;
  • по взаимодействию с Государственным автономным учреждением Ярославской области «Государственная экспертиза в строительстве».

Контрольно-счетная палата считает одной из своих задач организацию взаимодействия с муниципальными контрольно-счетными органами области.

14 февраля 2008 года состоялся семинар на тему «Государственный и муниципальный финансовый контроль в свете изменения бюджетного законодательства». Инициатором проведения семинара выступила контрольно-счетная палата при поддержке Ярославской областной Думы. Семинар проводился для сотрудников контрольно-счетных органов муниципальных образований Ярославской области.

Основная цель встреч – это усиление методологической помощи специалистам контрольно-счетных органов, что в конечном итоге должно привести к повышению эффективности контроля за расходованием бюджетных средств.

Сотрудники контрольно-счетной палаты области выступили с докладами об основных изменениях в Бюджетный кодекс РФ, об особенностях новой бюджетной классификации. Участники обсудили особенности внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, методологические аспекты организации и проведения контрольных мероприятий. На совещании подведены итоги деятельности контрольно-счетных органов за 2002-2007 годы.

Внастоящее время в области только в 13 муниципальных образованиях созданы и действуют контрольно-счетные органы. В Уставах ряда муниципальных районов отсутствуют нормы о контрольно-счетных органах.

Сотрудники Контрольно-счетной палаты Ярославской области постоянно оказывали консультационную помощь вновь создаваемым муниципальным органам финансового контроля.

2. Экспертно-аналитическая работа

В целях обеспечения деятельности Ярославской областной Думы по финансовому контролю, одной из функций контрольно-счётной палаты является проведение экспертной оценки законов и иных нормативных правовых актов Ярославской области, затрагивающих вопросы областного бюджета.

Председатель контрольно-счетной палаты принимала участие в заседаниях комиссии по предоставлению льгот по налогам и сборам при Администрации Ярославской области; экспертным отделом анализировались представленные материалы к заседанию комиссии.

Проекты законов оценивались с учетом положений Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, изменений федерального законодательства.

Всего подготовлено 38 заключений, в том числе: заключение на проект закона «Об исполнении областного бюджета за 2007 год», заключение на проект закона «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», 5 заключений на проекты законов о внесении изменений и дополнений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2008 год», заключения на проект закона «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области за 2007 год» и проект закона «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В ходе рассмотрения законопроектов и подготовки аналитических записок было направлено 43 запроса в организации и учреждения.

В течение 2008 года осуществлялся мониторинг реализации приоритетных национальных проектов на территории Ярославской области, информация ежеквартально представлялась в Ярославскую областную Думу. Кроме того, к расширенному заседанию региональной коллегии был проведен анализ результатов реализации приоритетных национальных проектов на территории Ярославской области за 2006-2007 год и 1-ый квартал 2008 года. В целях осуществления мониторинга палата взаимодействовала с отраслевыми департаментами, внебюджетным фондом и бюджетными учреждениями.

В рамках сотрудничества со Счетной палатой РФ в течение 2008 года осуществлялось совместное мероприятие по мониторингу реализации на территории Ярославской области приоритетного национального проекта «Здоровье». В Счетную палату РФ направлено 12 информаций. Счетной палатой РФ 24.01.2008 выражена благодарность за сотрудничество и своевременное представление информации.

В отчетном периоде контрольно-счетной палатой Ярославской области было подготовлено 5 заключений по проектам законов Ярославской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2008 год».

Внесение изменений было вызвано увеличением доходов областного бюджета в связи с перечислением средств из федерального бюджета, от Фонда содействия реформированию ЖКХ, с увеличением бюджетных назначений по отдельным видам налоговых и неналоговых доходов, уточнениями доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, корректировками расходов бюджета.

В заключениях контрольно-счетной палаты на законопроекты «О внесении изменений и дополнений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2008 год» анализировались предлагаемые изменения расходной части бюджета, в том числе фонда софинансирования субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов), Адресной инвестиционной программы, областных целевых программ, источников финансирования бюджета.

В одном из указанных законопроектов учтено предложение об исключении пункта 3 статьи 34, которое было изложено контрольно-счетной палатой в заключении на проект закона об областном бюджете на 2008 год.

По результатам рассмотрения проекта закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и поправок к нему контрольно-счетной палатой было предложено:

а) увеличить прогнозируемую сумму доходов областного бюджета по отдельным доходным источникам;

б) разработать переходные положения, регламентирующие:

  • увязку бюджетных ассигнований, выделяемых главным распорядителям бюджетных средств и государственным автономным учреждениям, с государственными заданиями на оказание государственных услуг юридическим и физическим лицам;
  • раздельное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств;

в) внедрять в практику оценку эффективности бюджетных расходов в рамках Докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти (ДРОНД);

г) использовать механизм замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений Ярославской области дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты;

д) одновременно с проектом закона об областном бюджете представлять методики и расчеты распределения субвенций местным бюджетам;

е) распределить межбюджетные трансферты на содержание жилищного фонда по региональным стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг между муниципальными образованиями области и утвердить региональные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и экономически обоснованных затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по муниципальным образованиям Ярославской области на 2009 год;

ж) сформировать в составе областного бюджета фонд стимулирования муниципальных образований;

з) изменить коэффициенты, применяемые для расчета размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным районам (городским округам) и поселениям.

Законопроект об областном бюджете направлен в Ярославскую областную Думу в срок, нарушающий требования федерального и регионального законодательства.

Поправками к проекту закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» были учтены предложения контрольно-счетной палаты в части:

  • увеличения суммы бюджетных назначений на 100 млн. руб. по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 20 млн. руб. по транспортному налогу, а также доходов от использования имущества;
  • распределения межбюджетных трансфертов на содержание жилищного фонда по региональным стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг между муниципальными образованиями области;
  • корректного отражения бюджетных назначений разделов федеральной адресной целевой программы;
  • представления методик распределения субвенций местным бюджетам в составе документов, представляемых одновременно с проектом бюджета;
  • уточнения коэффициентов, применяемых для расчета размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений.
  • приведения в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса части 4 статьи 18 законопроекта о нормативном регулировании порядка расчета и условий предоставления дотации для обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) Ярославской области;
  • исключения из текста законопроекта пункта 3 статьи 30, предусматривающей условия использования остатков средств областного бюджета на 01.01.2008 г.

В 2008 году оперативный контроль осуществлялся в соответствии со статьей 8 Закона Ярославской области «О контрольно-счетной палате Ярославской области». С этой целью изучалась и анализировалась ежемесячная отчетность департамента финансов Ярославской области по исполнению областного бюджета за 2008 год, подготовлено 10 оперативных отчетов и 1 заключение об исполнении областного бюджета за 1 полугодие 2008 года.

Следует отметить, что ряд предложений контрольно-счетной палаты был реализован в ходе рассмотрения и принятия следующих областных законов:

  • «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Ярославской области»,
  • «Об утверждении областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области».

В заключениях контрольно-счетной палаты отмечалось, что отдельные законопроекты не соответствовали требованиям областных нормативно-правовых актов (отсутствует заключение Губернатора, не содержится расчета дополнительных доходов, необходимых для финансирования предполагаемых затрат). Так, например, законопроект «О государственной поддержке агропромышленного комплекса» был отклонен Ярославской областной Думой.

В заключениях контрольно-счетной палаты обращалось внимание на нарушения законодательной техники субъектами права законодательной инициативы. В частности, не соблюдались требования, предъявляемые к форме поправок к законопроектам, к структуре законопроекта, его составным частям.

Последующий контроль при проведении экспертно-аналитических мероприятий осуществлялся контрольно-счетной палатой в процессе экспертизы отчета об исполнении областного бюджета за 2007 год. В заключении на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2007 год» контрольно-счетной палатой было отмечено:

  • отклонение утвержденных бюджетных назначений по безвозмездным поступлениям, отраженным в законе Ярославской области «Об областном бюджете на 2007 год» и годовом отчете об исполнении консолидированного бюджета Ярославской области за 2007 год Департамента финансов Ярославской области, на сумму 4,89 млн. руб., а по расходам на 22,8 млн. руб.;
  • наличие в областном бюджете на 2007 год 3-х резервных фондов на общую сумму 234 млн. руб., более 88 % которой направлены на финансовую помощь бюджетам муниципальных районов и на погашение задолженности бюджетов поселений. Данный факт объясняется недостаточностью собственной налоговой базы поселений для исполнения ими полномочий по решению вопросов местного значения
  • несоответствие отчёта за 2007 год о предоставленных юридическим лицам бюджетных кредитах данным бухгалтерской отчетности;
  • наличие на 01.01.2008 года остатка средств на едином счете бюджета в сумме 1,1 млрд. руб. Основная сумма остатка – 0,92 млрд. руб. - сложилась по федеральным целевым средствам и составила 21% от всех средств, полученных в течение года из бюджета РФ (4,5 млрд. руб.);
  • отсутствие графика погашения задолженности по кредитам из областного бюджета бюджетам других уровней. В данной задолженности отражена переоформленная на муниципальные образования задолженность по централизованным кредитам и начисленным на них процентам, выданным сельхозтоваропроизводителям в 1993-94 годах.

В 2008 году в Ярославскую областную Думу были направлены 2 аналитические записки о проведённом анализе применения Администрацией Угличского муниципального района методики расчета размера дотаций поселениям на выравнивание финансовых возможностей и анализе выполнения областной целевой программы «Содействие развитию малого предпринимательства Ярославской области на 2006-2007 годы».

По итогам подготовки первой аналитической записки было, в частности, отмечено, что:

1) методика, содержащаяся в законе Ярославской области от 04.12.2006 № 95-з, должна была обеспечивать соблюдение положений Бюджетного кодекса РФ и не требовать дополнительных разъяснений, по своей сути являющихся продолжением законодательно утвержденного порядка расчета;

2) в условиях полного соблюдения методики наблюдается ситуация, при которой поселения, имевшие до выравнивания наименьший уровень бюджетной обеспеченности после распределения дотации стали бы иметь наибольший уровень бюджетной обеспеченности, что является нарушением п. 4 ст. 142.1 Бюджетного кодекса РФ.

Контрольно-счетной палатой было предложено утвердить нормативы финансовых затрат на предоставление бюджетных услуг, что позволит более обоснованно оценить расходные обязательства местных бюджетов (на благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, работу с детьми и молодежью и т.д.).

Следует отметить, что в основном предложения контрольно-счетной палаты учтены в дальнейшем при подготовке новых документов по вопросу межбюджетных отношений.

Анализ выполнения областной целевой программы «Содействие развитию малого предпринимательства Ярославской области на 2006-2007 годы» показал следующее.

  1. Фактическое исполнение Программы составило 65,8%, в том числе: по областным средствам - 82,6%. Федеральные средства освоены на 22,9%.
  2. Целевые показатели, предложенные в Программе для оценки эффективности ее реализации, не зависят от выполнения программных мероприятий в полном объеме.
  3. ГУП «Бизнес-инкубатор», на создание которого из областного бюджета выделено 60,0 млн. руб. (72,8 % от фактического объема финансирования Программы), не осуществлял уставную деятельность по поддержке субъектов малого предпринимательства. У ГУП «Бизнес-инкубатор» отсутствуют функции контроля по строительству здания, изменения сроков строительства и стоимости работ. Перечисление средств из областного бюджета не обеспечено гарантийными обязательствами. На конец отчетного периода объект в эксплуатацию не сдан. По мнению контрольно-счетной палаты, со стороны Администрации области был ослаблен контроль за использованием указанных средств.
  4. На мероприятия Программы, такие как обучение и переподготовка кадров, организация и проведение выставок и ярмарок с участием субъектов малого предпринимательства, информационно-консультационная поддержка и др., выделено 22,4 млн. руб.

За период действия программы поддержки малого предпринимательства на 2006-2007 годы ООО «Ярославский ЦНТИ» получил на выполнение мероприятий Программы 8814,9 тыс. руб. бюджетных средств, в том числе, из областного бюджета - 6375,9 тыс. руб.

В рамках реализации Программы между Администрацией Ярославской области и ООО «Ярославский ЦНТИ» заключались Соглашения и договоры на выполнение мероприятий Программы, утверждались сметы расходов.

В течение 2006-2007 гг. за счет средств областного бюджета ООО «Ярославский ЦНТИ» приобретено оборудование (плазменная панель, ноутбуки, компьютеры, принтеры и др.) на сумму 0,5 млн. руб. Контрольно-счетной палатой обращено внимание на то, что средства областного бюджета предоставлялись для возмездного оказания услуг информационно-консультативного характера, но не приобретения оборудования. Покупка коммерческой организацией имущества в собственность за счет средств областного бюджета не отвечает критерию эффективности использования бюджетных средств.

3. Контрольно-ревизионная работа.

Согласно закону Ярославской области «О контрольно- счетной палате Ярославской области» палата реализует свои контрольные полномочия путем проведения проверок. За прошедший период 2008 года контрольные мероприятия проведены в 86 организациях в ходе 59 основных и 27 встречных проверок.

В результате контрольных мероприятий проверено средств:

  • Областного бюджета 12709,6 млн. руб.;
  • ОМС 4539,6 млн. руб.;
  • организаций (внебюджетных) 110,5 млн. руб.

Выявлено:

Размещение госзаказа за счет средств областного бюджета на бесконкурсной основе на сумму 1,4 млн. руб.

Нецелевое использование средств областного бюджета 0,223 млн. руб. Необоснованных расходов:

  • средств областного бюджета 55,1 млн. руб. ;
  • средств ОМС 0,07 млн. руб. (возмещено 0,06 млн. руб.);
  • средств организаций (внебюджетных) 1,9 млн. руб.

Неэффективное использование:

  • средств областного бюджета 11,8 млн. руб.;
  • средств организаций 1,2 млн. руб.

Потери областного бюджета (средства, не поступившие в областной бюджет) 9,0 млн. руб.

Возмещено нецелевых и необоснованных расходов средств областного бюджета – 0,16 млн. руб., необоснованных расходов средств ОМС – 0,06 млн. руб.

В результате проведенной внешней проверки годовой бюджетной отчетности за 2007 год 40 главных администраторов (главных распорядителей) средств областного бюджета выявлено:

  • нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 0,222 млн. руб.;
  • необоснованные расходы в сумме 54,0 млн. руб.;
  • осуществление расходов сверх лимитов бюджетных обязательств в сумме 6,7 млн. руб.;
  • осуществление оплаты услуг энергоснабжающих организаций с применением авансовых платежей, произведенной в нарушение постановления Правительства РФ от 4.04.2000 №294 «Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ», в сумме 5,7 млн. руб.;
  • произведены расходы на развитие коммерческой структуры- Центра лыжного спорта «Демино» в сумме 37,1 млн. руб.;
  • материальные ценности Резервного фонда для устранения технологических нарушений в сфере ЖКХ Ярославской области использованы в оплату услуг по его хранению в сумме 0,4 млн. руб.;
  • другие расходы, произведенные с нарушением законодательства, в сумме 0,656 млн. руб.

Кроме того, установлены нарушения ведения бухгалтерского учета, повлекшие за собой искажение отчетности, у 20 бюджетополучателей, которые, главным образом, касаются применения Бюджетной классификации, утвержденной приказом МФ РФ от 8.12.2006 №168-н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» и инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом МФ РФ от 10.02.2006 №25н.

По результатам внешней проверки Департаментом финансов Ярославской области издан приказ от 10.07.2008 №82 «Об устранении недостатков, выявленных проверкой».

Средства нецелевого использования в сумме 0,1 млн. руб. восстановлены путем уменьшения финансирования бюджетополучателям департаментом финансов по соответствующим статьям бюджетной классификации. Также бюджетополучателями возмещены необоснованно израсходованные средства областного бюджета и ОМС в сумме 0,1 млн. руб.

Проверка использования средств на реализацию областной целевой программы «Развитие льняного комплекса Ярославской области на 2005-2008 годы» проведена в Департаменте агропромышеленного комплекса (основная), в ГУП по МТО «Ярославльагопромтехснаб», ЗАО «Лен-21», ЗАО «Святово-лен», ООО «Данилов-лен», СКПК «Союз-лен», ЗАО «Агропромлен» (встречные).

Выявлено, что субсидии на приобретение техники в сумме 10,8 млн. руб. выплачены восьми организациям, не включенным в программу «Развитие льняного комплекса Ярославской области на 2005-2008 годы». В связи с необходимостью установления правового характера выявленных нарушений и в соответствии с Соглашением о взаимодействии между прокуратурой Ярославской области и контрольно-счетной палатой Ярославской области от 14.10.2005 материалы проверки направлены в прокуратуру Ярославской области письмом от 02.02.2009 №02-08/02.

В ходе проверки установлено необоснованное расходование средств областного бюджета в сумме 1,0 млн. руб., а именно, выплачены субсидии на покупку семян льна несоответствующей кондиции. Утвержденные программой мероприятия по применению семян с высокими сортовыми и посевными качествами и планы закупки семян суперэлиты и элиты не выполнены.

Как показала проверка, имело место неэффективное расходование средств областного бюджета в сумме 8,4 млн. руб.:

  • СКПК «Союз-лен» были выданы льготные кредиты восьми организациям, не относящимся к сектору льняного комплекса, на сумму 2,5 млн. руб.;
  • выданный СКПК «Союз-лен» льготный кредит на год в сумме 2,6 млн. руб. не взыскан по истечении года;
  • выдача СКПК «Союз-лен» льготных кредитов путем формального переоформления в кассе кооператива на сумму 3,4 млн. руб.

Кроме того, выявлено, что СКПК «Союз-лен» в нарушение Порядка предоставления из областного бюджета средств на пополнение фондов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов взимал дополнительную плату при выдаче кредитов за счет средств областного бюджета, в виде членского взноса, и необоснованно получил доход по расчетным данным порядка 1,0 млн. руб.

Программой предусматривалось увеличение посевных площадей льна и валового сбора льнопродукции.

Посевные площади льна к 2008 году должны были составить 5080 га, фактически они составили 3380 га. Невыполнение заданий по увеличению посевных площадей явилось одной из основных причин невыполнения производственных показателей.

Так, средний ежегодный прирост объемов производства льнотресты на период 2005-2008 намечался в размере 45%., фактически средний прирост объемов производства льнотресты – 0,87%. Фактическое выполнение показателя по объему льнотресты к 2008 году составило 46,8% от намеченного.

Общий объем выработки льноволокна в соответствии с Программой в 2008 году должен быть достигнут в размере 5,6 тыс. тонн. Фактически выработка составила лишь 2,6 тыс. тонн.

Таким образом, прирост посевных площадей и объемов производства, намеченный Программой, не достигнут, не смотря на улучшение динамики в 2008 году по сравнению с результатами 2007 года.

Проверка использования средств областного бюджета, выделяемых на поддержку средств массовой информации в Правительстве Ярославской области.

На государственную поддержку в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации в течение 2006-2008 гг из областного бюджета Правительству Ярославской области было выделено 5,0 млн. руб., что составляет 57% от предусмотренных назначений. Проведенной проверкой установлено, что за счет средств областного бюджета, выделяемых на государственную поддержку средств массовой информации, в проверяемом периоде осуществлена оплата стоимости обучения студентов в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д.Ушинского на основании договоров о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, заключенных в период с 2001 по 2004 годы. В соответствии с условиями договоров для целевой контрактной подготовки по дневной форме обучения по специальности «Журналистика» и на выплату стипендий произведен расход в сумме 2,0 млн. руб., который является неэффективным использованием средств областного бюджета: из 13 окончивших обучение студентов в средства массовой информации Ярославской области были трудоустроены лишь 7 выпускников, в средства массовой информации муниципальных районов Ярославской области никто из выпускников трудоустроен не был.

При проверке средств, выделенных на приобретение социально значимой литературы, установлено, что в типографии ОАО «Рыбинский Дом печати» по заказу издательства «Рыбинское подворье» были отпечатаны книги Грешневикова А.Н. «Хранитель русского лада», «Любитель природы – 2005». Как выявила проверка, фактический тираж книг значительно превышает количество закупленных Администрацией области экземпляров (закуплено 1100 книг при общем тираже 3400 экземпляров). Общая стоимость приобретенных книг составляет 0,4 млн. руб., что превышает расходы издательства на весь тираж и, как следствие, является нерациональным расходом средств областного бюджета.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности Государственного унитарного предприятия Ярославской области «Переславское автотранспортное предприятие» по вопросу целевого и эффективного использования средств областного бюджета выявила необоснованные расходы средств предприятия в сумме 1,9 млн. руб., а именно:

  • завышены затраты предприятия по аренде автомашин в 2007, 2008 годах в сумме 1,8 млн. руб.;
  • начислена и выплачена заработная плата (с начислениями) водителю, не являющемуся работником предприятия в сумме 0,03 млн. руб.;
  • произведены расходы по автомойке на обслуживание машин, не относящихся к предприятию в сумме 0,01 млн. руб.;
  • произведены расходы на ГСМ по заправке автобуса, не относящегося к предприятию в сумме 0,004 млн. руб.

Кроме того, выявлено, что неэффективно использованы средства в сумме 1,2 млн. руб., которые перечислены авансом в МПО «Золотая ось» на приобретение автобусов еще в 2006 году. Автобусы не получены до настоящего времени, предприятие обратилось в арбитражный суд.

Установлено, что полученная выручка за 2007 от работы автотранспорта по маршрутам: Переславль - Сергиев-Посад, Переславль-Ярославль, Переславль – Москва, - в АТП учтена не в полном объеме и занижена на 178,157 тыс. руб.

Проверка показала, в 2008 году организация движения транспортных средств по городским маршрутам осуществлялась путем проведения конкурсов Управлением городского хозяйства администрации г. Переславля-Залесского. На конкурс от 08 июля 2008 года было выставлено 11 городских маршрутов.

ГУП ЯО «Переславское АТП» были поданы заявки на участие в конкурсе лишь по 4 малодоходным маршрутам. Кроме того, на конкурс АТП выставило автотранспорт в неисправном техническом состоянии и с большим сроком эксплуатации. В результате, АТП выиграло конкурс по маршрутам № 7 и 4 , т.е. по 2 маршрутам, на которые не подавались заявки другими участниками конкурса.

В то же время встречная проверка, проведенная в Управлении городского хозяйства администрации г. Переславля-Залесского, показала, что транспортные средства, заявленные ИП Шангиной Е.А. на конкурс в июле 2008 года по лотам № 5, № 9, № 6, были предоставлены ей по договору аренды от 14.04.2008 г. безвозмездно собственником транспортных средств – Шангиным А. С., являющимся директором ГУП ЯО «Переславское АТП». Таким образом, директор АТП Шангин А.С. действовал в интересах третьих лиц, участвующих в конкурсе наряду с ГУП ЯО «Переславское АТП», а не в интересах предприятия. Более того, в обеспечении интересов ИП Шангиной Е.А., осуществляющей предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских перевозок, у директора ГУП ЯО «Переславское АТП» Шангина А.С. существует прямая заинтересованность, поскольку в соответствии со ст. 34 Семейного кодекса РФ доходы каждого из супругов от предпринимательской деятельности являются их совместной собственностью.

Департаментом промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области сообщено о принятых мерах по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУП ЯО «Переславское АТП», а также доведено до сведения контрольно-счетной палаты, что материалы представлены в УБЭП УВД по Ярославской области, которым в настоящее время осуществляется проверка деятельности директора предприятия Шангина А.С. на предмет выявления признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст. 201 УК РФ. Следует отметить, что по выявленным нарушениям, связанным с деятельностью АТП за период руководства Серогодского М.Ю., дела также переданы в УБЭП и прокуратуру.

Проверка использования средств предупредительных мероприятий страховыми медицинскими компаниями Ярославской области: филиалом ООО «Страховая компания «Ингосстрах-М» в г. Ярославле, филиалом ООО «РГС – Медицина»-«Росгосстрах-Ярославль-Медицина», а также ОАО Страховая компания «Арсенал».

Проверкой установлено нарушение, допущенное СК «Ингосстрах-М». По направлению «участие в инвестиционных проектах по внедрению новых современных и информационных технологий в медицинских учреждениях» страховой компанией для Ярославской областной клинической психиатрической больницы приобретена компьютерная техника и программное обеспечение на общую сумму 0,056 млн. руб. Однако, данное учреждение не работает в системе ОМС, таким образом, средства предупредительных мероприятий в сумме 0,056 млн. руб. израсходованы необоснованно. По данным ТФ ОМС Ярославской области (от 17.12.2008 №4790) по результатам проверки контрольно-счетной палаты страховой компанией «Ингосстрах-М» восстановлен резерв предупредительных мероприятий в сумме 0,056 млн. руб. за счет собственных средств СМО (средств на ведение дела).

Отсутствие конкретизации оплачиваемых за счет резерва предупредительных мероприятий товаров и услуг, позволяла страховым медицинским компаниям различное толкование направлений расходования РФПМ, установленных Положением о порядке формирования и использования РФПМ.

В соответствии с приказом председателя контрольно-счетной палаты от 25.07.2008 № 46п с 29.07.2008 года была предусмотрена проверка использования средств предупредительных мероприятий ОАО СК «Арсенал». Имело место явное уклонение генерального директора страховой медицинской компании «Арсенал» Воронина А.Н. от предоставления документов для проверки, о чем 05.08.2008 г. было доведено до сведения руководства Управления внутренних дел по Ярославской области. С целью выемки финансово-хозяйственных документов с 14 октября по 12 ноября 2008 года состоялась совместная проверка данной страховой компании контрольно-счетной палаты Ярославской области и Управления внутренних дел по Ярославской области. В ходе проверки установлено, что по адресу местонахождения, отраженного в Едином государственном реестре юридических лиц, ОАО СМК «Арсенал» нет, там располагается ООО «Страховая медицинская компания «РЕСО-МЕД». Документы финансово-хозяйственной деятельности ОАО СМК «Арсенал» по адресу местонахождения отсутствуют, проверку провести невозможно. В настоящее время в отношении ОАО СМК «Арсенал» Управлением внутренних дел Ярославской области производятся оперативно-следственные мероприятия.

Проверка по вопросу эффективности реализации ГУП ЯО по МТО «Ярославльагропромтехснаб» объектов недвижимости, расположенных в г. Ярославле на улице Трефолева, проспекте Октября и проспекте Фрунзе.

Государственным унитарным предприятием Ярославской области по материально-техническому обеспечению «Ярославльагропромтехснаб» в 2006-2007 г.г. на основании постановлений Администрации Ярославской области была осуществлена реализация объектов недвижимости и имущества, являющихся собственностью Ярославской области и переданных предприятию на праве хозяйственного ведения, расположенных в г. Ярославле на ул. Трефолева, д. 22; пр. Октября, д. 40-в; пр. Фрунзе, д. 97.

Предприятием на предмет определения рыночной стоимости продаваемой недвижимости были заключены договоры с оценщиками: ИП Замуракиным Д.В. (здание по ул. Трефолева, д. 22) и ООО «Эксперт-инвест» (здание по пр. Октября, д. 40-в с ж/б забором, производственная база по пр. Фрунзе, д. 97).

Проверкой выявлен ряд ошибок и неточностей в оценке стоимости здания по ул. Трефолева,22, в результате которых рыночная стоимость здания, выведенная оценщиком, оказалась ниже на 710,94 тыс. руб.

Документы по реализации всех трех объектов недвижимости направлялись департаментом по управлению государственным имуществом ЯО в марте 2007 года в УВД области. В настоящее время УБЭП УВД Ярославской области проводятся проверочные мероприятия.

Счетной палатой РФ совместно с контрольно-счетной палатой Ярославской области проведено контрольное мероприятие «Проверка учета, использования и распоряжения государственным имуществом, являющимся объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в 2006-2007 годах». Выявлено, что до настоящего времени фактически полностью отсутствует правовая база, необходимая для регулирования правоотношений, возникающих в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Из 552 объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Ярославской области (за исключением объектов археологии), в неудовлетворительном состоянии находится 371 объект, или 67% от их общего количества, в руинированном состоянии – 22 объекта. Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации. По результатам Счетной палатой РФ направлены представление Министерству культуры РФ, информационное письмо Председателю Правительства РФ В.В. Путину.

Проверка использования средств областного бюджета на мобилизационную подготовку экономики проведена в департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, ГУ здравоохранения ЯО Медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв», департаменте промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области, ГУП Ярославской области «Ярославское АТП», Правительстве Ярославской области, ГУ МЧС России по Ярославской области.

В целях обеспечения сопоставимости показателей по мобилизационной подготовке экономики Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации в 2001 году было предписано, расходы на содержание складов мобилизационного резерва, ЗПУ и техническое обслуживание централизованной системы оповещения ГУ МЧС России отражать по подразделу 913 0204 «мобилизационная подготовка экономики» по целевой статье 209 01 00 «мероприятия по обеспечению мобилизационной готовности экономики». Финансирование расходов ГУ МЧС России по Ярославской области на содержание складов мобрезерва стало осуществляться департаментом финансов области с 2008 года. Как показала проверка, Главному управлению МЧС России по Ярославской области не переданы полномочия по проведению мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Ярославской области. Отражение средств областного бюджета, предназначенных для мобилизационной подготовки экономики, не в полной мере соответствует бюджетной классификации Российской Федерации.

Отсутствует контроль со стороны департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области за использованием средств областного бюджета, выделяемых на мобилизационную подготовку ГУП «Ярославское АТП». Так, при проверке в АТП путевых листов автомашин, закрепленных для обеспечения мобилизационной подготовки в мирное время, установлено, что легковые автомобили эксплуатировались ежедневно, причем большую часть времени эти автомобили находились в командировках в г. Москве, г. Анапе, Нижегородской области, г. Балаково Саратовской области и др. Расходы предприятия на приобретение горюче-смазочные материалы за счет средств мобрезерва на поездку в г. Балаково в 2007 году составили 25,361 тыс. руб. Кроме того, в отдельные дни одновременно убывали в г. Москву по 2 или по 3 автомашины. В путевых листах отсутствует информация о лицах, использовавших автотранспорт и фактических целях командировок. Кроме того, выявлено, что за счет средств мобрезерва АТП оплачены расходы в сумме 300,264 тыс. руб.(за 2006 и 2007 гг) на горюче-смазочные материалы, использованные автомобилем «SKODA» государственный номер «м657нн 76», который не числится в составе мобколонны.

Органами исполнительной власти Ярославской области не организован контроль за выполнением мероприятий по мобилизационной подготовке экономики, а также за использованием средств областного бюджета на указанные цели. Планирование мероприятий по мобилизационной подготовке экономики осуществляют получатели средств областного бюджета.

В ходе проверки выполнения предложений по устранению нарушений, выявленных в департаменте по управлению государственным имуществом Ярославской области установлено, что для реализации предложений КСП, отраженных в актах предыдущих проверок ДУГИ был осуществлен ряд эффективных мероприятий по возмещению потерь областного бюджета и вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов:

  • взыскана задолженность, проценты и пени за пользование чужими денежными средствами с 10-ти организаций в сумме 1,46 млн. руб., а в адрес 2-х организаций в 2009 году направлены уведомления о погашении суммы неосновательного обогащения в размере 0,3 млн. руб.;
  • ДУГИ заключены новые договоры с ОАО «ЯТСК», ООО «Угличское ДСУ», ЗАО «Социальное питание»;
  • взыскана арендная плата в размере 0,1 млн. руб. с ОАО «Ярославский кирпичный завод» за пользование имуществом и заключен договор аренды;
  • за 2007-2008 гг. ДУГИ направлены заявления в УФССП о принудительном исполнении решений суда по 12 организациям на сумму 6,2 млн. руб., поступили денежные средства только от ООО ИНТЦ «Техника Нечерноземья» в сумме 0,05 млн. руб.;
  • установленная предыдущей проверкой задолженность по арендной плате перед ГУП ЯО ГК «Медвежий угол» трех арендаторов в общей сумме 5,0 млн. руб. полностью погашена. Постановлением Правительства ЯО от 23.10.2008 № 546-п здание, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Волжская набережная, д. 3 было изъято из хозяйственного введения ГУП и закреплено на праве оперативного управления за ГУК ЯО «Ярославский художественный музей».

В тоже время ДУГИ не приняты меры к взысканию доначисленной проверкой арендной платы в сумме 3, 3 млн. руб. с 6 организаций и в отношении 4-х организаций к начислению и взысканию пени.

В соответствии с Постановлением Администрации ЯО от 10.12.2002 № 209, 04.12.2002 был заключен тройственный инвестиционный договор между Ярославской областью-Собственник, ГУП ГК «Медвежий угол»-Владелец, ЗАО «Диастера»-Инвестор по реконструкции здания на ул. С.-Щедрина, 21. Проверкой установлено, что по результатам реализации инвестиционного проекта доля Ярославской области составила лишь 3% от общей площади объекта. В нарушение ст.ст. 299, 131 ГК РФ здание было передано на баланс ЗАО «Диастера» при отсутствии госрегистрации об изъятии из хозяйственного ведения, что повлекло за собой не начисление арендной платы в сумме 2,6 млн. руб.

По результатам проведенных контрольных мероприятий (по отделу ревизионной работы) в 2008 году в органы государственной власти Ярославской области было направлено 21 информационное сообщение и предложения, в правоохранительные органы - 13 материалов.

Председатель контрольно-счетной палаты Е.Б.Морозова

СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ :: http://www.ach-fci.ru/Yaroslavlobl/actions/Control/2008