карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Контрольно-счётная палата Ярославской области

Общая информация

Законодательство

Контакты

Деятельность

Планы работ

Отчёты

Экспертно-аналитическая

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

13.03 План работы КК Тульской областной Думы на I полугодие 2006 года. Подробнее

13.03 Краткий отчет КК Тульской областной Думы о проделанной работе за 2005 год. Подробнее

13.03 План работы КСП Амурской области. Закрытый раздел. Подробнее

13.03 Отчет о деятельности КСП Амурской области в 2005 году. Закрытый раздел. Подробнее

10.03 Закон Амурской области об областном бюджете на 2006 год. Подробнее

Фотоархивы АКСОР России


Подробнее

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

С 12.08.05г. проводится опрос сотрудников контрольно-счётных органов - пользователей сайта.

Цель опроса - оптимизация представления информационных материалов на сайте, разработка новых сервисов.

Предлагаем всем заинтересованным лицам заполнить анкету

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Контрольно-счётная палата Ярославской области  >>  Деятельность   >>  Экспертно-аналитическая деятельность Экспертно-аналитическая деятельность Заключение контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2005 год»

Заключение Контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2004 год».

 :: КСП Ярославской области

версия для печати 

1. Общие положения.

Заключение на проект Закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2004 год» подготовлено в соответствии со ст. 53 закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» и планом работы контрольно-счетной палаты на 2005 год.

Отчет Администрации Ярославской области об исполнении областного бюджета за 2004 год представлен в Государственную Думу Ярославской области 29.04.2005 и направлен в контрольно-счетную палату Ярославской области 4 мая 2005 года.

Заключение подготовлено на основании результатов оперативного контроля за ходом исполнения областного бюджета в 2004 году, результатов проверок и экспертиз контрольно-счетной палаты, внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2004 год и иных отчетных данных.

Внешняя проверка в Департаменте финансов Ярославской области проведена в соответствии с требованиями п.4 ст.272 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3.7 плана работы контрольно-счётной палаты на 2005 год.

Согласно п. 2 ст. 272 Бюджетного кодекса РФ, отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета.

В нарушение указанной нормы, в структуру отчета об исполнении областного бюджета за 2004 год не включено приложение об исполнении субвенций местным бюджетам на компенсацию расходов по оплате проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, при вызове или направлении на консультацию в медицинские противотуберкулезные учреждения, а также для прохождения лечения в условиях дневного стационара (распределение этой субвенции – приложение 35 к Закону Ярославской области «Об областном бюджете на 2004 год»).

В нарушение требований п. 9 ст. 76 БК РФ, к проекту закона об исполнении бюджета не представлен отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. В нарушение статьи 51 закона Ярославской области от 23.04.2001 № 19-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» не представлен отчет об исполнении целевого бюджетного фонда за отчетный финансовый год. Следует отметить, что в соответствии со ст. 12 закона Ярославской области от 02.06.2003 № 26-з «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области» ежегодно одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за прошедший финансовый год в Государственную Думу Ярославской области должен представляться отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества за прошедший финансовый год с указанием предусмотренных законом сведений. Такой отчет за 2004 год в Государственную Думу не представлен.

2. Макроэкономические условия исполнения областного бюджета в 2004 году.

В 2004 году макроэкономические условия исполнения областного бюджета характеризовались положительной динамикой основных показателей.

Сравнительный анализ макроэкономических показателей, учитываемых в расчетах к областному бюджету 2004 года и фактически сложившихся показателей, представлен ниже:

Основные социально-экономические показатели развития Ярославской области за 2004 год.

млн. руб.

Показатель Прогноз 2004 Факт 2004 Исполнение, %
Промышленная продукция в отпускных ценах предприятий (без НДС), млн. руб. 89453,9 93715,6 104,8
Валовая продукция сельского хозяйства, млн. руб. 12176,2 10441,8 85,76
Объем платных услуг населению, млн. руб. 11489,4 12121,4 105,5
Розничный товарооборот, млн. руб. 29650,6 31028,2 104,6
Грузооборот по всем видам транспорта, млн. т км 23048,2 26250,9 113,9
Среднемесячная заработная плата, руб. 5943 6240 105,0
Индекс потребительских цен, % декабрь к декабрю 110,8 111,7

Как видно из таблицы, большая часть показателей по итогам года превысила прогнозные значения на 4,6 – 13,9 процентного пункта. Однако следует отметить, что показатель валовой продукции сельского хозяйства сложился значительно ниже прогнозного (85,76% от плана).

Сравнивая итоги 2004 года с оценочными показателями социально-экономического развития Ярославской области, утверждёнными постановлением Администрации Ярославской области от 05.07.2004 № 108 «О Плане мероприятий по реализации в 2004 году стратегии социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 годы «От выживания к благополучию»», следует отметить, что:

  • средняя заработная плата в области составила 6240 руб. или 107,6% от контрольной цифры (5800 руб.);
  • объём промышленного производства на душу населения составил 69,7 тыс. руб. или 104,5% от контрольной цифры (66,7 тыс. руб.).

По оперативным данным Ярославльстата, увеличение производства промышленной продукции в 2004 году в сравнении с 2003 годом в сопоставимой оценке составило 4,7%, что на 1,9 процентного пункта выше прогнозируемой величины, учитываемой при расчётах параметров областного бюджета.

Больше половины промышленных предприятий области завершили 2004 год с прибылью в сумме 6824,5 млн. руб. Убытки общей суммой 1989,7 млн. руб. получили 42% предприятий.

По состоянию на 1 января 2005 года кредиторская задолженность предприятий Ярославской области составила 40763,8 млн. руб., в т.ч. просроченная в сумме 10921,7 млн. руб. Следует отметить, что в объёме кредиторской задолженности, в 2004 году доля просроченной задолженности снизилась по сравнению с прошлым годом на 7,7 процентного пункта.

Дебиторская задолженность составила 27456,8 млн. руб., в т.ч. просроченная в сумме 4291,1 млн. руб.

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности показывает, что кредиторская превышает дебиторскую задолженность в 1,5 раза, в том числе по просроченной в 2,5 раза.

Сводный индекс потребительских цен в декабре 2004 года по отношению к декабрю 2003 года составил 111,7%, что на 0,2 процентного пункта ниже, чем в 2003 году. Следует отметить, что сложившийся индекс превысил прогнозный на 0,9 процентного пункта.

Таким образом, в 2004 году на фоне сохранения положительной тенденции в социально-экономическом развитии области, наряду с изменениями в налоговом законодательстве, сохранялись факторы, также негативно влияющие на формирование и исполнение областного бюджета.

3. Доходы областного бюджета.

За 2004 год доходная часть областного бюджета по сравнению с 2003 годом уменьшилась в номинальном выражении на 8 %.

Законом Ярославской области от 31.12.2003 № 77-з «Об областном бюджете на 2004 год» (первоначальная редакция) доходы бюджета были установлены в сумме 9219,6 млн. руб. Указанным законом (в ред. от 31.12.2004 № 72-з) доходы областного бюджета были увеличены на 96 млн. руб., или на 4,1%, и установлены в сумме 9315,6 млн. руб. (приложение № 1).

Исполнение доходов за 2004 год составило 7723,6 млн. руб., или 82,91% от объема, установленного областным законом.

В соответствии с первоначальной редакцией закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2004 год» налоговые доходы были определены в сумме 8280,0 млн. рублей, последней редакцией указанного закона уменьшены на 458,4 млн. руб. и установлены в сумме 7821,6 млн. руб., их исполнение составило 78,87%.

Согласно приказу Минфина РФ от 18.02.2003 № 41 «О порядке оценки кредитоспособности и качества управления бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований», одним из показателей качества управления бюджетом является исполнение бюджета по налоговым доходам в процентах от первоначально утвержденного значения налоговых доходов, нормативное значение которого должно быть более 90%.

Такой показатель по областному бюджету за 2004 год равен 74,5%, что меньше нормативного значения.

Одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета в Государственную Думу Ярославской области представлена информация о налоговых льготах, предоставленных в соответствии с законодательством области. Указанная информация о налоговых льготах не позволяет оценить выпадающие доходы областного бюджета за истекший финансовый год.

В соответствии со статьей 21 Закона Ярославской области «О порядке и условиях предоставления льгот по налогам и сборам» предусмотрено предоставление информации о сумме, на которую уменьшена величина платежей в доходы областного бюджета за отчетный финансовый год в результате использования льгот по налогам и сборам.

Неналоговые доходы исполнены в сумме 293 млн. руб. при назначениях в сумме 249,4 млн. руб., или на 117,5 %.

В соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты подготовлена аналитическая записка на тему «анализ эффективности управления областной собственностью по формированию неналоговых доходов в 2004 году», в которой было предложено Администрации Ярославской области:

  • представить в Государственную Думу Ярославской области отчет об анализе процессов управления земельными участками и контроле за арендной платой за земли городов и поселков;
  • определить долю доходов областного бюджета от реализации имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий;
  • приблизить к рыночным ставки арендной платы за пользование областным имуществом;
  • производить оценку показателей экономической деятельности государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за прошедший финансовый год;
  • повысить экономическую эффективность управления государственной собственностью Ярославской области посредством применения механизма рыночной оценки государственного имущества;
  • оптимизировать количество унитарных предприятий, сохранив только те, цели и задачи которых не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;
  • увеличить количество пакетов акций, находящихся в собственности области, превышающих 25% в уставных капиталах обществ, в том числе за счёт реализации не приносящих ожидаемые дивиденды миноритарных пакетов акций;
  • реформировать институт представителей области в хозяйственных обществах путём повышения профессиональной подготовки представителей – работников Администрации области и привлечения профессиональных управляющих.

В ходе подготовки вышеназванной аналитической записки по информации учитывающих ведомств о регистрации юридических лиц – унитарных предприятий на 01.01.2005 было установлено следующее:

  • количество ГУП, учтенных Департаментом по управлению государственным имуществом Администрации области, 75,
  • по сведениям Ярославльстата, количество государственных предприятий с областной формой собственности, учтенных в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования, составило 97, в том числе в названии которых присутствует слово «унитарные» – 72.

Таким образом, можно ставить вопрос о недостаточном уровне администрирования ГУП органами, на которые возложены координация и регулирование деятельности по всем вопросам идентификации государственных унитарных предприятий.

В соответствии с последней редакцией закона о бюджете безвозмездные перечисления в 2004 году были запланированы в сумме 1174,4 млн. руб., фактическое исполнение составило 1194,2 млн. руб., или 101,68%.

Доходы целевых бюджетных фондов исполнены в сумме 67,4 млн. руб., что в сравнении с ожидаемыми поступлениями (70,3 млн. руб.) составляет 95,92%.

В нарушение ст. 50 закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2004 год» Администрацией области не утвержден порядок формирования и расходования средств областного целевого фонда ГИБДД УВД области.

В рассматриваемом законопроекте не представлены данные о доходах от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываемых по коду бюджетной классификации 5000000.

По результатам отчета об исполнении сметы доходов и расходов по доходам от предпринимательской деятельности (на основе кассового исполнения) остатки внебюджетных средств на начало 2004 года составляли 13,6 млн. руб., поступило за истекший год 283,2 млн. руб., израсходовано – 268,5 млн. руб., налоги, сборы и другие перечисления за счет прибыли составили 12,2 млн. руб., остаток средств на 1 января 2005 года – 16,0 млн. руб. В условиях дефицита бюджета средства, полученные от платных услуг, следует рассматривать как дополнительный источник погашения договорных обязательств и отражать в доходах бюджета в соответствии со ст. 42 Бюджетного Кодекса РФ.

4. Расходы областного бюджета.

В ходе исполнения областного бюджета в 2004 году были приняты 6 законов “О внесении изменений и дополнений в Закон “Об областном бюджете на 2004 год”. В результате, сумма расходов была увеличена по сравнению с первоначальной на 106,6 млн. руб. и утверждена в размере 10511,0 млн. руб.

В соответствии с проектом закона «Об исполнении областного бюджета за 2004 год» фактическое исполнение расходов составило 9183,7 млн. руб. или 87 % к уточненному плану. Показатели исполнения расходов областного бюджета приведены в приложении №2.

По итогам исполнения областного бюджета за год произошло снижение объёма поступления доходов на 17%, что привело к неполному финансированию расходов на 13 % годовых назначений. Согласно норме статьи 230 Бюджетного Кодекса РФ, в этом случае орган исполнительной власти области должен представить Государственной Думе области проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете о сокращении расходов бюджета более, чем на 10%, что исполнено не было.

Изменения в закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2004 год», внесенные в соответствии со статьёй 230 Бюджетного кодекса РФ по итогам исполнения за Iполугодие 2004 года, предусматривали сокращение расходов только на 3%, что не соответствовало регламентирующей норме данной статьи.

Объем выделенных в прошедшем году бюджетных ассигнований на капитальные расходы составил 1489,6 млн. руб. и выполнен на 81 %. Исполнение бюджетных назначений по капитальным расходам снижается из года в год: в 2001 и 2002 годах - 92%, в 2003 году - 86 %.

Текущие расходы исполнены на 89% от планового объема и определены в сумме 7694,1 млн. руб., что также ниже аналогичного показателя 2001 года (96%), 2002 года (95%) и 2003 года- 91 %. Сумма исполненных текущих расходов не превышает объема доходов областного бюджета и составляет 99,6%, что соответствует требованиям п. 6 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ.

В абсолютном выражении расходы областного бюджета в 2004 году сократились по сравнению с 2003 годом на 27,9 млн. руб., при этом текущие расходы выросли на 372,8 млн. руб. или на 5,1 %.

По данным проекта закона «Об исполнении областного бюджета за 2004 год», размер дефицита областного бюджета составляет 22,4 % объема доходов областного бюджета, что превышает предельное значение в размере 15 %, установленное статьей 92 Бюджетного кодекса РФ.

Задачи эффективной бюджетной политики, поставленные Губернатором области в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2004 год, выполнены не в полной мере.

Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2004 год» на финансирование отраслей социально-культурной сферы предусмотрено 2324,8 млн. руб., фактическое исполнение составило 2026,2 млн. руб. или 87,2 % к плановым назначениям.

Доля расходов по отрасли «здравоохранение и физическая культура» в общих расходах областного бюджета снизилась с 8,4% до 8,2%, «культура, искусство и кинематография» осталась на прежнем уровне – 1,7 %, в то же время доля расходов на «государственное управление и местное самоуправление» увеличилась с 4,0 % до 4,9 %.

Допущен опережающий рост государственных расходов над темпами роста экономики. По оперативным данным Ярославльстата, рост производства промышленной продукции в 2004 году в сравнении с 2003 годом в сопоставимой оценке составил 4,7%, расходы на «государственное управление и местное самоуправление» за указанный период возросли с учетом инфляции на 21,3%, а скорректированные на индекс потребительских цен на 8,6 %.

Анализ исполнения расходов в разрезе разделов функциональной классификации показывает, что в анализируемом периоде ни один раздел не профинансирован в полном объеме.

В разрезе функциональной классификации расходов областного бюджета исполнение бюджетных назначений варьируется от 14,1 % по разделу «Развитие рыночной инфраструктуры» до 99,8 % по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство».

Проведенной выборочной проверкой целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных в 2004 году по разделам 800 «Сельское хозяйство и рыболовство» и 900 «Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия», выявлено, что департаментом агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования (далее -департамент АПК) не обеспечивается выполнение подпункта 3.12 Положения о департаменте АПК в части должного контроля за расходованием средств областного бюджета, выделяемых для финансирования мероприятий по сельскому хозяйству, рыболовному хозяйству, подготовке кадров, природоохранных мероприятий.

В соответствии с Порядком финансирования прочих текущих расходов, содержащихся в приложении к постановлению Администрации области от 01.04.2002 № 359-а (в редакции постановления Администрации области от 16.06.2003 № 94), из областного бюджета выделяются средства на компенсацию сельхозпроизводителям затрат на ремонтно-эксплуатационные работы внутрихозяйственных мелиоративных систем.

Департаментом АПК в 2004 году за счет средств, предназначенных для компенсации затрат на ремонтно-эксплуатационные работы внутрихозяйственных мелиоративных систем, по договору от 05.06.2003 № 237/30 на выполнение мелиоративных мероприятий по частичному ремонту канала холодной воды было профинансировано ОАО «ЭРП «Нептун» в сумме 100 тыс. руб. Факт выполнения работ подтверждается актом приемки выполненных работ на ремонт канала холодной воды от 20.05.2003 № 1 на сумму 199,988 тыс. руб., подписанным департаментом АПК.

В соответствии со ст. 20 Федерального Закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации. Согласно информации Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области «Ярославльмелиоводхоз» в паспортизации, осуществляемой данным учреждением, мелиоративная система и канал ОАО «ЭРП «Нептун» не числятся. Следовательно, выделение бюджетных средств на компенсацию затрат по ремонту канала в ОАО «ЭРП «Нептун» в сумме 100 тыс. руб. является нецелевым использованием средств областного бюджета.

По подразделу 0804 «Рыболовное хозяйство» департаментом АПК было произведено финансирование мероприятий по реконструкции Ярославского экспериментального питомника ОАО «ЭРП «Нептун» в сумме 930 тыс. руб., предусмотренных областной целевой программой «Развитие рыбного хозяйства Ярославской области» (в ред. Постановления Администрации области от 28.05.2004 № 78). В программе выделение средств на ремонт здания зимовального комплекса предусматривалось единой суммой. Заказчиком программы был определен департамент АПК.

В нарушение ст.5 Закона Ярославской области от 30.06.2003 № 31-з «О закупках (поставках) продукции для государственных нужд Ярославской области» размещение госзаказа на реконструкцию питомника произведено на бесконкурсной основе и с разделением государственным заказчиком своих закупок на отдельные договоры. Для выполнения работ по ремонту здания зимовального комплекса и инкубационного цеха департаментом АПК был заключен ряд договоров с бюджетополучателем - ОАО «ЭРП «Нептун», что также противоречит порядку размещения государственного заказа. Фактическое выполнение работ составило 928 тыс. руб. против профинансированных на эти цели 930 тыс. руб. Задолженность в сумме 2 тыс. руб. в департаменте не числится. Таким образом, расходование департаментом АПК средств областного бюджета в сумме 930 тыс. руб. проведено с нарушением процедуры установленного порядка размещения госзаказа и является неэффективным.

Кроме того, в ходе проверки выявлено, что в нарушение ст.65 закона Ярославской области от 31.12.2003 №77-з «Об областном бюджете на 2004 год» департаментом АПК за счет средств 2004 года неправомерно осуществлены расходы по неучтенным, неотраженным в бухгалтерском учете и отчетности, обязательствам по оплате работ и услуг, произведенным в предыдущем 2003 финансовом году, на общую сумму 1090,9 тыс. руб. Указанные средства в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ являются нецелевым использованием бюджетных средств.

Департаментом АПК в 2004 году осуществлялось финансирование Ярославского института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК (далее – ЯрИППК АПК) в соответствии с договором от 01.03.2004 №1/2004/27 в размере 1166,561 тыс. руб. на профессиональную переподготовку и повышение квалификации и аттестации руководителей и специалистов АПК.

Также, департамент АПК в 2004 году финансировал информационно-консультационную службу (ИКС) в размере 1767,4 тыс. руб. и областной центр оценки кадрового потенциала АПК (ОЦОК) в размере 91 тыс. руб., являющиеся структурными подразделениями ЯрИППК АПК. Статус структурного подразделения ИКС и ОЦОК подтверждается соответствующими Положениями, утвержденными ректором ЯрИППК АПК и согласованными с директором департамента АПК. Стоимость конкретных услуг, оказываемых ИКС и ОЦОК (консультирование, составление бизнес-плана и т.п.) детально не регламентирована. Акты выполненных работ содержат указания на конкретные мероприятия, проводимые в рамках реализации договоров, однако стоимость данных мероприятий не определена.

Всего по вышеуказанным договорам перечислено департаментом АПК в ЯрИППК АПК 3024, 96 тыс. руб.

Таким образом, департамент АПК осуществлял финансирование смежных по видам оказываемых услуг договоров. При этом цена договора определялась на основании сметы затрат и содержания структурных подразделений (ИКС и ОЦОК) самостоятельного юридического лица (ЯрИППК АПК), а не на основании стоимости конкретных услуг в рамках договоров. Такой подход затрудняет контроль за расходованием бюджетных средств, а совокупность договоров, направленных на достижение сходных целей с одним и тем же юридическим лицом, приводит к неэффективному использованию выделяемых средств.

Помимо этого департаментом АПК был произведен расход средств областного бюджета в размере 244,216 тыс. руб. в соответствии с договором от 09.03.2004 № 31, заключенным между департаментом АПК и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий области. В обязанности Ассоциации в соответствии с вышеуказанным договором входит, в том числе, и организация обучения фермеров и сельхозпроизводителей на базе того же ЯрИППК, несмотря на то, что ЯрИППК осуществляет обучение и переподготовку специалистов для АПК в рамках указанных выше договоров. В целях рационального и эффективного расходования бюджетных следует:

1) заключить договор на оказание услуг с одной организацией с четким определением перечня услуг (консультации, семинары, помощь в составлении бизнес-планов и т.п.) и определением получателей услуг (сельхозпроизводители, фермеры и т.п.) и регламентацией их стоимости. Таким образом, оплата по договору будет производиться в соответствии с фактически оказанным объемом услуг конкретным потребителям этих услуг по заложенным в договоре расценкам. Возможно также учреждение самостоятельной некоммерческой организации (как вариант – реорганизация ИКС в виде выделения юридического лица), которая будет заниматься оказанием необходимых услуг, содержание которой будет осуществляться в рамках сметы.

2) Ассоциации фермеров при необходимости выделять бюджетные средства в рамках конкретных проектов, целевых программ.

Для утилизации непригодных к применению ядохимикатов и пестицидов и ртутьсодержащих ядохимикатов Департамент АПК заключил с ООО «Тодес» на бесконкурсной основе 3 договора на общую сумму 599,997 тыс. руб.

При этом у ООО «Тодес» лицензия на деятельность по утилизации отсутствует (есть лицензия на сбор и транспортировку опасных отходов I-V класса). Нет в департаменте и документов, подтверждающих факт передачи ООО «Тодес» ядохимикатов перерабатывающим предприятиям на утилизацию. Следовательно, не обеспечен контроль за фактом утилизации непригодных к применению опасных химических веществ. Расход средств областного бюджета в сумме 600 тыс. руб. внеконкурсного размещения средств является неправомерным и не обеспечивает эффективного их использования.

В рамках проверки исполнения областного бюджета за 2004 год выборочно проверено 11 договоров на информационно-правовое обслуживание, заключенных Администрацией области с соответствующими организациями (в том числе СМИ) на сумму 1,16 млн. руб.

Финансирование произведено по разделам: 1601 «Телевидение и радиовещание», 1602 «Периодическая печать и издательства». Финансирование осуществлялось через департамент финансов Ярославской области. Данные расходы по информационному сопровождению деятельности Администрации Ярославской области в смету расходов Администрации не закладывались.

В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств МУ ИЦ «Берега» на сумму 40 тыс. руб. по коду экономической классификации 130140 «Прочие субсидии», по которому производить оплату договоров на оказание услуг по информационному обслуживанию не предусмотрено.

В 2004 году ГУП «Ярославский удостоверяющий центр» было выделено из областного бюджета по кодам 3001 «Резервный фонд» и 3004 «Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам» 499,073 тыс. на выполнениеработы по регистрации вкладчиков и перечислению им выделенной компенсации. Кроме того, по состоянию на 01.01.2004 имелся остаток бюджетных средств в размере 136,5 тыс. руб. Всего в 2004 году израсходовано 635,6 тыс. руб. бюджетных средств. На 01.01.2005 года имеется кредиторская задолженность в размере 342,6 тыс. руб.

ГУП «Ярославский удостоверяющий центр» в 2004 году зарегистрировало 1497 вкладчиков, сумма выплаченной компенсации составила 759,2 тыс. рублей. Соответственно выплата 1 тысячи рублей компенсаций (за счет средств федерального бюджета) обходится областному бюджету в 837 рублей.

В целях экономного расходования бюджетных средств предлагается рассмотреть вопрос о передаче работы по регистрации граждан-вкладчиков, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках РФ, и осуществлению им компенсационных выплат соответствующей структуре исполнительной власти.

Наибольший удельный вес в расходах областного бюджета в 2004 году занимает финансовая помощь бюджетам других уровней – 40,4%.

Часть расходов областного бюджета в 2004 году была исполнена путем проведения зачетов денежных средств. В частности, по приказам Заместителя Губернатора области – директора департамента финансов области от 22.09.2004 № 24 и от 31.12.2004 № 47 было произведено погашение задолженности муниципальных образований по бюджетным ссудам, выделенным в 2000 году, в счет финансирования дотации, субвенций и субсидий, подлежащих перечислению в бюджеты муниципальных образований в соответствии с Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2004 год» на сумму 118,3 млн. руб. Часть этих средств в сумме 61,4 млн. руб. была выделена местным бюджетам из областного бюджета для:

  • выполнения минимального бюджетного финансирования государственного образовательного стандарта общего образования – 6,1 млн. руб.;
  • обеспечения специализированных детских учреждений системы образования и социальной защиты питанием и мягким инвентарем – 0,2 млн. руб.;
  • выполнения государственных функций по регистрации актов гражданского состояния – 1,7 млн. руб.;
  • оплаты страховых взносов за неработающее население в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области – 19,8 млн. руб.;
  • подготовки к зиме ЖКХ и объектов социальной сферы – 3,0 млн. руб.;
  • содержания ЖКХ, объектов социальной сферы и оплаты топливно-энергетических ресурсов – 27,0 млн. руб.;
  • поддержки массового спорта – 3,6 млн. руб.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса РФ указанные средства являются целевыми и должны направляться на финансирование конкретных целей.

В нарушение статьи 235 Бюджетного кодекса РФ, Администрацией Ярославской области не разработан порядок проведения зачета денежных средств.

В ходе анализа представленных документов по исполнению областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2004 год установлено, что, несмотря на финансирование из областного бюджета субсидий на оплату страховых взносов за неработающее население в размере 100% таким муниципальным округам как Рыбинский, Ростовский, Тутаевский, Борисоглебский, Гаврилов-Ямский, Некоузский, Первомайский и г. Переславлю-Залесскому (приложение 17 к вышеуказанному законопроекту), в бюджет ФОМС органы местного самоуправления этих районов перечислили только 32% полученных средств.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса бюджетные ссуды на покрытие кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета, предоставляются муниципальным образованиям на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Положением о Департаменте финансов Ярославской области, утвержденным постановлением Администрации Ярославской области от 20.07.2001 №107, установлено, что одной из функций Департамента является выдача по ходатайствам органов местного самоуправления бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов на срок не более шести месяцев в пределах текущего финансового года в соответствии с законом об областном бюджете.

Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд, согласно п.5 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным Кодексом и законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Администрацией Ярославской области порядок и условия предоставления бюджетных ссуд муниципальным образованиям (в том числе и возможность их пролонгации) не установлены.

Таким образом, действующими федеральными и региональными нормативными актами не предусмотрена пролонгация бюджетных ссуд Департаментом финансов Ярославской области.

Контрольно-счетная палата считает необходимым отметить, что по состоянию на 01.01.2005 года задолженность территорий перед областным бюджетом по ссудам составляет 88,1 млн. руб., в том числе задолженность в сумме 82,9 млн. руб. числится и по состоянию на 01.01.2003 года. Кроме того, Тутаевскому муниципальному округу ссуда в размере 30 тыс. руб. предоставлена при наличии просроченной задолженности по ранее полученной ссуде.

Согласно статье 16 Закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области», резервный фонд образуется в целях покрытия непредвиденных расходов, которые не могли быть предусмотрены при составлении проекта областного бюджета. Цель создания и расходования средств резервных фондов определена ст. 81 Бюджетного кодекса РФ как финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. В то же время, в 2004 году направлено из средств резервного фонда на организацию и проведение юбилейных торжеств и подготовку к ним – 1 млн. руб.; на поощрение, награждение, премирование Администрации области – 1,4 млн. руб.; на издание книги «Ярослав Мудрый» – 0,3 млн. руб. Расходы на указанные мероприятия не являются непредвиденными и чрезвычайными.

5. Анализ исполнения Адресной инвестиционной программы.

Адресная инвестиционная программа Ярославской области принята Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2004 год» в сумме 369,6 млн. руб., выполнена в целом на 73% (профинансировано 268,7 млн. руб.). Освоено капитальных вложений 267,5 млн. руб., что составляет 99,6% от суммы финансирования.

При разработке программы должно предусматриваться решение приоритетных социально-экономических, природоохранных и других задач с достижением требуемого конечного результата в установленные сроки. Проведенный анализ формирования адресной инвестиционной программы на 2004 год показал, что из 57 объектов, включенных в бюджетную заявку департамента строительства на финансирование из областного бюджета, нормативные сроки строительства не выдержаны ни по одному объекту.

Двадцать семь объектов, указанных в Бюджетной заявке на финансирование департамента строительства, имеют фактический срок строительства от 5 до 22 лет. Пять объектов, не завершенных строительством, включенных в «Адресную инвестиционную программу Ярославской области на 2003 год» со сроком строительства от 2 до 12 лет и заявленных в бюджетной заявке на 2004 год, не включены в «Адресную инвестиционную программу Ярославской области на 2004 год». Например, с 1990 года (15 лет) ведется строительство учебно-лабораторного корпуса Ярославской государственной сельскохозяйственной академии, с 1991 года (14 лет) ведется строительство училища культуры на ул. Слепнева.

Наличие «долгостроев» приводит к дополнительному расходованию средств на содержание незавершенного строительства: охрану, коммунальные услуги. Мероприятия по перепрофилированию объектов, работы по усилению разрушенных конструкций с целью прекращения дальнейшего разрушения, замене кровли, отдельных частей зданий в связи с их физическим износом также увеличивают стоимость строительства.

При наличии объектов незавершенного строительства в «Адресную инвестиционную программу Ярославской области на 2004 год» включено 9 новых объектов с общей суммой капитальных вложений 32,9 млн. руб., в том числе объекты для реализации целевой программы «Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности» на сумму 28, 0 млн. руб.

Четкий порядок отбора объектов, формирование перечня объектов и финансирования Адресной инвестиционной программы не определены.

С целью выполнения Адресной инвестиционной программы Ярославской области на 2004 год департаментом строительства Администрации области заключены контракты, в соответствии с которыми департамент делегирует предприятиям (заказчикам- застройщикам) полномочия по подбору на конкурсной основе подрядных организаций, по осуществлению контроля и технадзора за строительством. Размер средств областного бюджета, выделяемых данным предприятиям на выполнение функций заказчика по технадзору за строительством, определен на основании предложений ГУ Ярославской области «Государственная вневедомственная экспертиза в строительстве», которые не обосновывают данный размер. Кроме того, его пределы для заказчиков-застройщиков составляют от 1,5% до 4% от фактической стоимости строительства объекта. Однако, в соответствии с Постановлением Госстроя России от 13.02.2003 №17 норматив финансирования из федерального бюджета на эти цели не должен превышать 1,7 % годового объема выполненных работ в текущих ценах.

На региональном уровне нормативный акт, регулирующий использование средств областного бюджета на содержание службы заказчика, технического надзора, отсутствует.

Выборочной проверкой установлено, что в 2004 года израсходовано 5402,3 тыс. руб. средств областного бюджета, которые были выделены ОАО «Яроблстройзаказчик», ЗАО «Ярославль-GSM», ГУ Ярославской области «Областная служба заказчика», ГУП «Завод детского питания» на выполнение функций государственного заказчика.

При условии применения аналогичного норматива, регулирующего сходные отношения, принятого Постановлением Госстроя России от 13.02.2003 № 17, размер средств на функционирование службы заказчика должен был быть определен в сумме 2,4 млн. руб. Таким образом, средства областного бюджета в сумме 3,0 млн. руб. использованы нерационально и могли быть использованы на строительство объектов Адресной инвестиционной программы.

В 2004 году закончено строительство 12 объектов, включенных в «Адресную инвестиционную программу Ярославской области на 2004 год». Объекты принимались и вводились в эксплуатацию в период с апреля по декабрь 2004 года. До настоящего времени право собственности на указанные объекты недвижимости не оформлено.

Адресной инвестиционной программой в 2004 году предусмотрены ассигнования по объекту «Административное здание по пр. Толбухина-64а» в сумме 2,4 млн. руб. В соответствии с постановлением от 16.02.2004 № 30-а государственным заказчиком-застройщиком назначено ГУ Ярославской области «Областная служба заказчика». С целью выполнения программы и по поручению департамента строительства Администрации области заказчиком–застройщиком заключены два договора с подрядчиком.

В нарушение ст. 72 п. 2 Бюджетного кодекса РФ без проведения конкурса ГУ Ярославской области «Областная служба заказчика» заключен договор от 12.02.2003 № 1 с Ярославским филиалом Компании «АЙ-БИ-СИ Менеджмент Холдинг Лимитед» на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации.

Финансирование объекта осуществлялось за счет средств областного бюджета в 2003-2004 годах в сумме 8,28 млн. руб., в том числе в 2004 году – 1,68 млн. руб. Фактические затраты на строительство и содержание данного объекта составили 5,5 млн. руб., в том числе затраты 2004 года- 0,7 млн. руб. В 2005 году комплекс незавершенного строительства в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 15.03.2005 № 51 передан в федеральную собственность. Имеет место факт неэффективного использования средств областного бюджета в сумме 5,5 млн. руб.

В 2003 году ГУ Ярославской области «Областная служба заказчика» для выполнения строительно-монтажных работ выплатила подрядчику Компании «Ай-Би-Си менеджмент Холдинг Лимитед» авансовый платеж в сумме 3,0 млн. руб. На момент проверки работы подрядчиком выполнены частично.

Средства областного бюджета, выплаченные в виде аванса, не возвращены подрядчиком и фактически являются беспроцентным кредитом, предоставленным коммерческой организации и используемым ею уже в течение полутора лет.

Строительство «Завода детского питания» ведется с ноября 1994 года (11 лет). Процент готовности на 01.01.2004 года – 90%. Функцию заказчика по строительству объекта выполняет ГУП ЯО «Завод детского питания».

В 2004 году в рамках Адресной инвестиционной программы Ярославской области на данный объект профинансировано из областного бюджета 3,3 млн. руб. по статье «Строительство объектов производственного назначения, исключая строительство военных объектов». В распоряжении предприятия остались неизрасходованные денежные средства областного бюджета, выделенные на строительство объекта в 2003 году в сумме 1,5 млн. руб. В 2004 году ГУП Ярославской области «Завод детского питания» занималось торговой деятельностью с получением прибыли в сумме 378,0 тыс. руб.

Встречной проверкой в ГУП «Завод детского питания» установлено, что фактические затраты на содержание незавершенного строительством объекта составили 2,2 млн. руб. (охрана, пуско-наладочные работы, коммунальные услуги), 0,2 млн. руб. затрачено на выполнение функций государственного заказчика.

Затраты на содержание дирекции ГУП «Завод детского питания», произведенные за счет средств областного бюджета в сумме 2,4 млн. руб., являются неэффективным использованием средств областного бюджета.

6. Анализ финансирования областных программ.

В 2004 году законом об областном бюджете утверждено 57 областных целевых программ (48 в 2003 году) с общей суммой финансирования 2141,2 млн. руб. Фактическое исполнение составило 1817,8 млн. руб. (84,9%), что составляет 19,8% от суммы расходов, осуществлённых в 2004 году.

С начала года общий объём планируемых расходов на реализацию областных целевых программ уменьшился с 2320 млн. руб. до 2141,2 млн. руб. или на 7,7%.

Полнота финансирования областных целевых программ представлена ниже:

Размер финансирования, (% от плана) Количество программ
более 100 2
100 4
75-100 14
50-75 11
25-50 11
до 25 9
не финансировались 6

По сравнению с 2003 годом наблюдается резкое снижение исполнения плана финансирования большинства социально-направленных программ. Так, программы в области здравоохранения при росте плановых назначений профинансированы на 40 процентных пунктов ниже показателей прошлого года, программа «Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области» - на 70 процентных пунктов ниже, «Улучшение условий и охраны труда» - на 60.

Не финансировались такие социально важные программы, как «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Ярославской области», «Неотложные меры борьбы с туберкулёзом в Ярославской области», «Противоэпидемическая защита жителей Ярославской области от природно-очаговых инфекций».

Полностью в отчётном году были профинансированы лишь 6 программ.

Основная доля бюджетных ассигнований в 2004 году (73,5% общей суммы финансирования всех программ) пришлась на финансирование Губернаторской целевой программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог Ярославской области. Исполнение данной программы составило 93% от установленного плана.

Неполное финансирование действующих программ в 2004 году не способствует достижению поставленных целей, а значит, средства используются не достаточно эффективно.

Так же отрицательно влияет на эффективность ряда областных целевых программ наблюдаемое из года в год несоответствие назначенного законами о бюджете финансирования суммам, утверждённым в паспортах программ на соответствующий год. Данная тенденция имела место и в 2004 году.

Проверкой расходования средств областного бюджета на выполнение программы повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2002-2003 годы и на период до 2005 года «Ярославское качество-2005» (утверждена Постановлением Губернатора Ярославской области от 17.05.2002 № 297) установлено, что в рамках данной программы предполагается ежегодное проведение конкурса по качеству. Положение о ежегодной премии по качеству «За лучшую работу в области обеспечения качества» (утверждено Постановлением Губернатора Ярославской области 16.07.1997 № 460) использует 2 различных понимания термина «качество»:

1) как системы обеспечения качества на базе международных стандартов ИСО 9000 (что включает повышение конкурентоспособности, работу по сертификации услуг);

2) как уровня оказываемых услуг, продукции (бытовое понимание слова «качество»).

Конкурс проводился департаментом государственного регулирования хозяйственной деятельности Администрации Ярославской области.

В 2004 году в конкурсе приняло участие 53 организации, из них 30 составили бюджетные организации. Сумма организационных взносов, уплаченных организациями-участниками, составила 22,1 тыс. руб., из них 11,6 тыс. руб. – взносы бюджетных организаций. Всего же на организацию конкурса и конференции «Управление качеством в органах исполнительной власти» было израсходовано 361, 4 тыс. руб. Таким образом, организационные взносы составили всего лишь 6 % от общей суммы расходов на проведение конкурса и конференции.

Ни на региональном, ни на федеральном уровне нет нормативных актов, обязывающих государственные и муниципальные организации внедрять стандарты качества, в том числе международные стандарты качества на базе международных стандартов ИСО 9000. Таким образом, участие бюджетных организаций, а также внесение ими организационных взносов для участия в конкурсе в настоящее время нецелесообразно, так как внедрение систем качества требует значительного вложения финансовых и трудовых ресурсов.

Победители конкурса (лауреаты и дипломанты) получают право использовать в документах и рекламных материалах соответствующее звание лауреата или дипломанта премии по качеству Ярославской области.

Получаемое звание и размер премии как положительный эффект конкурса не соотносимы с размером расходов бюджета по его проведению. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о проведении указанного конкурса исключительно для предприятий, занимающихся производством продукции и оказанием услуг на коммерческой основе с привлечением внебюджетных средств для организации данного мероприятия.

В рамках областной программы «Совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Ярославской области на 2001-2005 годы», утвержденной Губернатором Ярославской области от 18.10.2000 № 695, департаментом АПК производилось финансирование Ярославской государственной сельскохозяйственной академии (далее по тексту – Академия).

Академия организовывала обучение студентов, а также руководителей и специалистов АПК, а департамент АПК частично возмещал затраты на обучение, исходя из сметы расходов на обучение. Оплата из средств областного бюджета за обучение студентов имела целью дальнейшее их трудоустройство на предприятиях АПК.

Из 240 человек, поступивших на обучение в 2004 году, 36 человек (15 %) покинули Академию. Стоимость услуг по обучению, оплаченных департаментом АПК за студентов и специалистов АПК, прекративших свое обучение, составила только в 2004 году 310,0 тыс. руб.

В силу того, что департаментом АПК при заключении договоров о целевой контрактной подготовке специалистов меры ответственности по возмещению затраченных бюджетных средств на обучение в случае отчисления обучаемого из Академии или отказа приступить к работе в соответствии с решением комиссии по трудоустройству не предусматривались до 2004 года, 310 тыс. руб. – прямые потери при расходовании средств областного бюджета.

7. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

В ходе внешней проверки исполнения областного бюджета за 2004 год проведен анализ отдельных показателей отчетов об исполнении смет расходов 32 главных распорядителей и получателей бюджетных средств, кассовые расходы которых составляют 4375684 тыс. руб. или 47,6 % от общей суммы расходов областного бюджета.

По состоянию на 01.01.2005 года у главных распорядителей и получателей средств областного бюджета задолженность прочих дебиторов (субсчет 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами») составила 85751,9 тыс. руб. или 2% от кассовых расходов за 2004 год.

В структуре дебиторской задолженности наибольший объем приходится на следующие статьи:

  • 111000 «Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг» - 31041,9 тыс. руб. (36,23%),
  • 240100 «Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования» - 36760,9 тыс. руб. (42,9%),

В нарушение п. 77, 78 приказа МФ РФ от 29.07.1998 года № 34-н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» в балансах учреждений и организаций числится дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Так, в департаменте культуры и туризма Администрации области числится просроченная дебиторская задолженность, образованная с 1998 года в сумме 7,3 тыс. руб. по расчетам с ООО «Кописервис»; с 2000 года - в сумме 105,9 тыс. руб.

Рядом бюджетополучателей департамента не обеспечивается своевременное взыскание нереализованной дебиторской задолженности. На протяжении 2004 года без изменения на балансе департамента культуры и туризма числится текущая дебиторская задолженность. Наибольшая из них по статье 240330 «Капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, исключая капитальный ремонт жилого фонда», в том числе:

  • в сумме 293,025 тыс. руб. по расчетам Ярославского областного центра творческой реабилитации инвалидов с ГУП «Ярославльстройматериалы», образованная в декабре 2003 года;
  • в сумме 119,511 тыс. руб. по расчетам с ООО проектно-строительной фирмой «ДА»;
  • в сумме 250,0 тыс. руб. по расчетам с ООО «Гипроприбор», образованная в июле 2003 года;
  • в сумме 250,0 тыс. руб. по расчетам с ГУ Ярославской области Переславль-Залесский государственный историко - архитектурный художественный музей - заповедник с ООО «Виста-Рус», образованная в июне 2003 года.

В департаменте дорожного хозяйства Ярославской области по состоянию на 01.01.2005 год числится дебиторская задолженность в размере 23304,1 тыс. руб. по расчетам с ООО «Вега-автодор». Данная дебиторская задолженность образовалась в результате переуступки прав требования, принадлежащего ГУ Ярославской области «Ярдорслужба» по задолженности ООО «Вега-автодор» по договору от 06.03.2003 № 36 в сумме 26975,8 тыс. руб. Согласно договору ООО «Вега-автодор» обязано обеспечить поставку материалов подрядным организациям в счет выполняемых дорожных работ для департамента дорожного хозяйства Ярославской области. За период с момента возникновения задолженности перед департаментом по 01.01.2005 года ООО «Вега-автодор» отгружено товарно-материальных ценностей на сумму 3671,7 тыс. руб.

В департаменте ЖКХ и инфраструктуры Администрации области в связи с тем, что с начала года не была применена регрессивная шкала ставки единого социального налога, к 31.12.2004 г. сформировалась дебиторская задолженность по расчетам с Пенсионным фондом в размере 270,15 тыс. руб., с ФОМС – 36,4 тыс. руб.

Сумма кредиторской задолженности бюджетополучателей по анализируемым отчетам на 01.01.2005 г. составила 187289,9 тыс. руб. Максимальная кредиторская задолженность приходится на следующие статьи расходов:

  • 110700 «Оплата коммунальных услуг» - 22311,5 тыс. руб. (11,9%),
  • 111000 «Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг» - 96700,2 тыс. руб. (51,6%),
  • 240300 «Капитальный ремонт» - 46161,26тыс. руб. (24,7%).

С 2000 года в департаменте культуры и туризма Администрации области числится просроченная кредиторская задолженность в сумме 17,8 тыс. руб. с истекшим сроком исковой давности, которая образовалась ввиду недостаточного финансирования.

В департаменте дорожного хозяйства на 01.01.2005 г. общая кредиторская задолженность числится в размере 106662,98 тыс. руб., которая в основной своей части образовалась по причине недофинансирования отдельных статей расходов, в основном работ по устройству и содержанию автодорог (прочие расходы, строительство объектов производственного назначения, прочий капитальный ремонт).

8. Управление государственным долгом.

На 1 января 2005 года размер государственного долга и расходов на его обслуживание составили соответственно 4233 млн. руб. и 335 млн.руб., что не противоречит требованиям и ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ и Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2004 год».

Для оценки долговой нагрузки на областной бюджет контрольно-счетной палатой проведен анализ долговых обязательств области:

  • отношение объема долга к объему доходов областного бюджета (без финансовой помощи из федерального бюджета) в 2004 году снизилось по сравнению с 2003 годом с 0,761 до 0,648. Тем не менее, по состоянию на 01.01.2005 года область по данному показателю занимает 16-место из 18-ти субъектов Центрального федерального округа;
  • при снижении по сравнению с 2003 годом суммы долга в абсолютном размере возросли расходы на обслуживание долга в 3 раза (со 108 млн. руб. до 335 млн. руб.), соответственно увеличилась доля расходов на обслуживание долга в расходах областного бюджета. По данному показателю область занимает предпоследнее место среди субъектов Центрального федерального округа;
  • за последние три года происходит ежегодное удвоение суммы собственного долга области: с 803 млн. руб. на 01.01.2003 года, до 1573 млн. руб. на 01.01.2004 года и до 3112 млн. руб. на 01.01.2005 года;
  • объем обязательств Ярославской области перед федеральным бюджетом по кредитам иностранных государств, банков и фирм в иностранной валюте по сравнению с 2003 годом уменьшился в 2,9 раза и по состоянию на 01.01.2005 года составляет 712 млн. руб. Однако, этот показатель продолжает оставаться одним из самых высоких в Центральном федеральном округе.

На основании Концепции долговой политики и управления государственным долгом Ярославской области на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Администрации Ярославской области от 26.07.2004 года № 128-а, приказом Департамента финансов Ярославской области от 20.09.2004 № 23, разработан План мероприятий по реализации Концепции, включающий в себя 10 мероприятий.

При этом часть мероприятий (4 из 10 пунктов Плана) по своей сути направлены не на реализацию положений Концепции, а на исполнение норм бюджетного законодательства и исполнение основных функций Департамента финансов Ярославской области в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Ярославской области от 20.07.2001 № 107, например:

  • помесячное планирование доходов и расходов бюджета;
  • определение объемов текущих и капитальных расходов областного бюджета на основании месячных отчетов;
  • обеспечение обслуживания и погашения государственного долга в установленные сроки;
  • обеспечение эффективности и целевого использования заемных средств являются принципами бюджетной системы Ярославской области.

Кроме того, план мероприятий не отражает некоторые из направлений Концепции:

  • проведение долгосрочных расчетов на весь период до погашения долговых обязательств, на что в Концепции указано как на принципиально важное направление;
  • мероприятия по накоплению на счете областного бюджета средств, необходимых для погашения долговых обязательств в целях сглаживания пиков долговых платежей;
  • мероприятия по совершенствованию учета долговых обязательств Ярославской области.

Реализация мероприятий, запланированных согласно Концепции на 2004 год, привела к ряду положительных результатов, основным из которых можно считать изменение структуры государственного долга Ярославской области. Динамика рассматриваемых изменений за последние три года представлена в нижеследующей таблице:

(в процентах)

Виды заимствований На 01.01.2003 На 01.01.2004 На 01.01.2005
Кредиты кредитных организаций 8,4 13,4 15,1
Бюджетные кредиты 9,4 9,4 11,2
Государственные ценные бумаги 0,0 9,8 47,2
Государственные гарантии 82,2 67,4 26,5
Итого: 100 100 100

Как видно из таблицы, за 2004 год в структуре государственного долга Ярославской области произошло резкое снижение доли государственных гарантий с 67,4% до 26,5% (согласно Концепции объём обязательств по государственным гарантиям к 2007 году не должен превышать 20% объёма государственного долга). Одновременно с этим значительно выросла доля государственных ценных бумаг. Таким образом, к 01.01.2005 года государственный долг Ярославской области приобрёл более рыночный характер.

Всего в 2004 году согласно плану было привлечено кредитных ресурсов кредитных организаций на сумму 2372 млн. руб., погашено 2420 млн. руб. Остаток задолженности по кредитам по состоянию на 01.01.2005 года составил 637 млн. руб. Кредиты привлекаются на основании постановлений Администрации Ярославской области с указанием банка-кредитора и суммы заимствования.

Ограничения, установленные ст. 95 БК РФ в части привлечения средств для покрытия дефицита бюджета в виде кредитов только кредитных организаций, соблюдены.

Бюджетных ссуд и кредитов из федерального бюджета было привлечено 448 млн. руб. (в т.ч. отражена консолидация основного долга и процентов в сумме 373 млн. руб. по ГУП «Цех детского питания» соглашение о реструктуризации от 31.12.2003 № 01-01-06/07-775). Следовательно, в качестве источника покрытия дефицита бюджета в 2004 году использовались средства в сумме 75 млн. руб., при плане 100 млн. руб.

В течение 2004 года государственный долг области в части бюджетных ссуд и кредитов погашен на сумму 94 млн. руб., что составляет 56% плана. Кроме того, списана задолженность в сумме основного долга в размере 282 млн. руб. по долговому обязательству перед Министерством финансов РФ от 30.12.1994 № 41-1-1-22 (приобретение оборудования для производства детского питания). Таким образом, по состоянию на 01.01.2005 года остаток бюджетных ссуд и кредитов из федерального бюджета, с учетом курсовой разницы в сумме 15 млн. руб., увеличился на 87 млн. руб. или на 23%.

По государственным ценным бумагам в 2004 году было привлечено 1999,12 млн. руб. при плане в 2000 млн. руб. Погашено основной суммы задолженности 500 млн. руб.

На основании Решений об эмиссии государственных облигаций Ярославской области от 11.06.04 № 3 и от 29.10.04 № 6, разработанных в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных облигаций Ярославской области, утвержденными постановлением Администрации от 24.02.03 № 42-а, в 2004 году было осуществлено 2 выпуска государственных облигаций Ярославской области с фиксированным купонным доходом:

(тыс.руб.)

Вид обязательств Дата и № приказа Общий объём выпуска Привлечено Расходы на обслуживание
Государственные облигации Ярославской области 2004 года с фиксированным купонным доходом (государственный регистрационный номер RU25002TRSO)* 11.06.2004 №3 1000000 1000000 74128 ***
Государственные облигации Ярославской области 2004 года с амортизацией долга (государственный регистрационный номер RU34003TRSO)** 29.10.2004 №6 1000000 999120 5480,2
ИТОГО: 2000000 1999120 79608,2
  • ставка первого купона была установлена на аукционе в размере 13,78% годовых

** ставка первого купона 12,5% годовых

*** в том числе 68720 тыс. руб. оплата первых двух купонов

Облигации первого выпуска (государственный регистрационный номер RU25002TRSO) были размещены по цене равной 99,912% от номинальной. Таким образом, дисконт составил 880 тыс. руб.

Областные государственные гарантии в 2004 году предоставлялись по решению Администрации области в пределах, установленных Законом «Об областном бюджете на 2004 год». Решение принято по ЗАО «Научно-технический центр по холодильной технике» на сумму 17,6 млн. руб., однако, гарантийное обязательство не подписано. Постановление Администрации области от 26.01.2004 №11-а «О предоставлении поручительства за ЗАО «Научно-технический центр по холодильной технике» признано утратившим силу.

С учетом фактически начисленных процентов и пени в сумме 306 млн. руб. и рассчитанных до конца действия договоров процентов в сумме 44,8 млн. руб., общий долг по гарантиям на 01.01.2005 года составляет 1121 млн. руб. Фактически погашена (списана) сумма основного долга по гарантиям 2004 года 2261,4 млн. руб. и проценты – 75,3 млн. руб.

Просроченная задолженность по обязательствам области составляет 713,5 млн. руб. или 64 % общего долга по гарантиям, в том числе по ГУП «ТСО Ярославльстрой» - 18,8 млн. евро и по ЗАО «Снежная королева» - 1,7 млн. руб.

Аналитический учет по видам кредитов в разрезе кредитных организаций, по видам ценных бумаг, по видам ссуд, полученных из федерального бюджета, а также в разрезе договоров поручительства и выданных гарантий, осуществлялся в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом МФ РФ от 17.02.99 № 15н.

Политика управления государственным долгом Ярославской области в 2004 году строилась по принципу обеспечения принятых на себя обязательств.

Предложения.

1. Соблюдать требования ст. 51 закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области», ст. 12 закона Ярославской области «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области», ст. 21 закона Ярославской области «О порядке и условиях предоставления льгот по налогам и сборам».

2. Внести изменения в ст. 52 закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области», предусмотрев конкретный перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона Ярославской области об исполнении областного бюджета за очередной финансовый год.

3. Разработать механизм учета в доходах областного бюджета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных организаций, учитываемых в соответствии со ст. 42 БК РФ.

4. Учесть предложения контрольно-счетной палаты, изложенные в аналитической записке «Анализ эффективности управления областной собственностью по формированию неналоговых доходов бюджета в 2004 году».

5. Рассмотреть вопрос о финансировании средств массовой информации, осуществляющих информирование населения о деятельности Администрации, непосредственно через ее централизованную бухгалтерию в целях осуществления действенного контроля за реализацией договорных объемов работ, а также при определении в 2005г. суммы финансирования МУ ИЦ «Берега» учесть, допущенный им в 2004г. нецелевой расход средств в сумме 40 тыс.руб.

6. В целях экономного расходования бюджетных средств рассмотреть вопрос о передаче работы по регистрации граждан-вкладчиков, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках РФ и осуществление им компенсационных выплат, от ГУП «Ярославский удостоверяющий центр» соответствующей структуре исполнительной власти.

7. Закончить переход в 2005 году на казначейскую систему исполнения бюджетов в целях создания прозрачного механизма расходования бюджетных средств.

8. Оптимизировать количество областных целевых программ, улучшив их финансирование.

9. Продолжить работу по реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией долговой политики и управления государственным долгом Ярославской области на 2004-2007 годы.

10. Принять меры в рамках Бюджетного кодекса РФ по погашению задолженности по ссудам, предоставленным из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, в сумме 88,1 млн. руб.

11. Департаменту АПК в целях обеспечения эффективного и целевого использования выделяемых из областного бюджета средств:

  • обеспечить надлежащее исполнение подпункта 3.12 Положения о департаменте в части осуществления должного контроля за расходованием средств областного бюджета, выделяемых для финансирования мероприятий по сельскому хозяйству, рыболовному хозяйству, подготовке кадров, природоохранным мероприятиям,
  • во исполнение пункта 1 части I «Организация бюджетного учета» Инструкции по бюджетному учету (Приказ Минфина от 26.08.2004 №70-н) проводить регистрацию в бухгалтерском учете всех операций, приводящих к изменению активов и обязательств департамента,
  • в соответствии со ст.5 Закона Ярославской области от 30.06.2003 г. № 31-з «О закупках (поставках) продукции для государственных нужд Ярославской области» обеспечивать размещение госзаказа на выполнение работ и услуг для получателей бюджетных средств на конкурсной основе,
  • заключать договоры на оказание информационно-консультационных услуг, а также обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса с четким определением перечня услуг (консультации, семинары, помощь в составлении бизнес-планов и т.п.) и определением получателей услуг (сельхозпроизводители, фермеры и т.п.) и регламентацией их стоимости.

12. Департаменту финансов Ярославской области:

  • в целях обеспечения сокращения дебиторской и кредиторской задолженности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, обеспечить надлежащее оформление им лимитов бюджетных обязательств с учетом действующих классификаций расходов и принятых и неисполненных бюджетом обязательств
  • взыскать с департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования выявленное в ходе проверки нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 1190,9 тыс.руб.

13. Департаменту государственного регулирования хозяйственной деятельности Администрации ЯО в целях обеспечения рационального и экономного использования бюджетных средств рассмотреть вопрос о проведении в рамках областной целевой программы повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области конкурса по качеству исключительно для предприятий, занимающихся производством продукции и оказанием услуг на коммерческой основе с привлечением внебюджетных средств для организации данного мероприятия, а также целесообразности участия бюджетных организаций и внесения ими организационных взносов.

14. Подразделениям Администрации области, осуществляющим предварительный, текущий и последующий контроль за экономным, эффективным и целевым использованием бюджетных средств, обратить особое внимание на представление распорядителями и получателями бюджетных средств достоверной бухгалтерской отчетности об исполнении смет доходов и расходов и соблюдения ими требований Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 26.08.2004 г. № 70-н.

Председатель

Контрольно-счетной палаты Е.Б. Морозова

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: +7 (095) 981-66-52, 981-66-53  Факс: +7 (095) 981-66-52