карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Контрольно-счётная палата Ярославской области

Общая информация

Законодательство

Контакты

Деятельность

Планы работ

Отчёты

Экспертно-аналитическая

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

13.03 План работы КК Тульской областной Думы на I полугодие 2006 года. Подробнее

13.03 Краткий отчет КК Тульской областной Думы о проделанной работе за 2005 год. Подробнее

13.03 План работы КСП Амурской области. Закрытый раздел. Подробнее

13.03 Отчет о деятельности КСП Амурской области в 2005 году. Закрытый раздел. Подробнее

10.03 Закон Амурской области об областном бюджете на 2006 год. Подробнее

Фотоархивы АКСОР России


Подробнее

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

С 12.08.05г. проводится опрос сотрудников контрольно-счётных органов - пользователей сайта.

Цель опроса - оптимизация представления информационных материалов на сайте, разработка новых сервисов.

Предлагаем всем заинтересованным лицам заполнить анкету

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Контрольно-счётная палата Ярославской области  >>  Деятельность   >>  Экспертно-аналитическая деятельность Заключение Контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2003 год». Экспертно-аналитическая деятельность Заключение Контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2002 год».

Заключение контрольно-счетной палаты Ярославской области на уточненный проект закона Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2003 год»

 :: КСП Ярославской области

версия для печати 

Заключение контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2003 год» подготовлено в соответствии с требованиями норм Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации», законами Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области», «О контрольно-счетной палате Ярославской области» и по поручению заместителя председателя Государственной Думы Ярославской области от 14.11.2002 № 01-04/956.

При подготовке заключения контрольно-счетная палата учитывала необходимость реализации положений, содержащихся в постановлении Губернатора Ярославской области от 05.07.2002 № 440 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2003 год». В заключении использованы результаты экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.

Общие положения

Проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2003 год» внесен на рассмотрение Государственной Думы Ярославской области с нарушением срока, установленного статьей 26 закона Ярославской области от 23.04.2001 № 19-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области», на 12 дней. В контрольно-счетную палату законопроект направлен 14.11.2002. Перечень и содержание документов, представленных в составе материалов к проекту, соответствует требованиям статьи 172 Бюджетного кодекса РФ, статьи 26 закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области».

Проект бюджета Ярославской области на 2003 год сформирован исходя из пессимистического варианта прогноза социально-экономического развития Ярославской области. При этом, основной макроэкономический показатель – объем валового регионального продукта не прогнозируется, а индекс потребительских цен к уровню 2002 года составляет 115,2%.

Анализ динамики основных показателей за ряд лет свидетельствует о занижении прогнозируемых параметров, что ведет к получению дополнительных доходов в ходе исполнения бюджета, неучтенных в законе о бюджете на очередной финансовый год. Превышение реальных темпов инфляции над прогнозируемыми приводит не только к увеличению инфляционных доходов бюджета, но и к значительному сокращению бюджетных расходов в реальном измерении.

Влияние основных макроэкономических показателей на доходы бюджета Ярославской области в 2000-2003гг

Наименование показателя

Ед. изм.

2000

2001

2002

2003

отчет

прогноз

оценка

Отчет

прогноз

оценка

прогноз

Промышленная продукция (работы, услуги) в отпускных ценах предприятий

в действ. ценах, млн. руб.

45533,8

66000,0

58811,8

60424,6

69868,3

69920,7

79524,1

% к предыд. году

116,7

105,1

111,7

111,4

107,0

103,3

103,7

Индекс-дефлятор производства промышленной продукции

% к предыд. году

116,9

117,2

115,6

119,1

111,2

112,0

109,7

Индекс потребительских цен

% декабрь к декабрю

120,1

117,0

120,7

120,8

116,0

116,2

114,0

% год к году

118,3

118,0

121,3

123,1

117,0

118,1

115,2

Объем доходов бюджета Ярославской области

млн. руб.

3094,0

2650,7

4339,0

4374,0*

4778,4

4916,0

6465,8

6609,6*

6886,2

* уточненное бюджетное задание

Целесообразно зафиксировать в законопроекте прогнозируемые объем и темпы роста валового регионального продукта, так как в соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса РФ данные макроэкономические показатели являются исходными для составления проекта.

Согласно статье 23 закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» составление проекта должно базироваться на основных направлениях бюджетной и налоговой политики. В 2003 году основными целями такой политики являются:

мобилизация налоговых резервов на фоне экономического подъема;

повышение эффективности государственных расходов;

снижение объема государственного долга;

усиление финансового контроля за параметрами бюджета на всех стадиях его формирования и исполнения.

Собственные доходы консолидированного бюджета Ярославской области прогнозируются в сумме 12658,7 млн. рублей с ростом на 17% к уровню ожидаемого исполнения 2002 года.

Консолидированный бюджет области по расходам рассчитан в сумме 14957,3 млн. рублей или с ростом 14% к ожидаемому исполнению.

Бюджет субъекта сформирован с дефицитом в объеме 1323,5 млн. рублей, что составляет 10% собственных доходов субъекта и соответствует требованиям статьи 92 Бюджетного кодекса РФ.

Анализ текстовых статей проекта закона «Об областном бюджете на 2003 год» показал следующее.

Статьей 55 законопроекта установлено, что средства в размере до 10 млн. рублей, дополнительно поступившие в 2003 году в областной бюджет в результате проведенной контрольной работы, направляются на развитие и содержание территориальных налоговых органов, что не соответствует статье 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов исключительно из федерального бюджета.

Статьей 28 проекта закона «Об областном бюджете на 2003 год» предусмотрено право предоставлять кредиты на срок не более двух лет в целях государственной поддержки, в том числе реструктуризации и оздоровления организаций, расположенных на территории Ярославской области. Аналогичная норма предусматривалась законом на 2002 год. Контрольно-счетная палата обращала внимание на отсутствие конкретной цели предоставления кредита и неограниченном круге субъектов его использования, что свидетельствует о нарушении требований пункта 7 статьи 76 Бюджетного кодекса РФ.

В статьях 25 и 28 законопроекта не установлен лимит предоставления кредитов на срок, выходящий за пределы бюджетного года.

При подготовке приложения 9 к законопроекту допущены ошибки при отнесении расходов областного бюджета на 2003 год к целевым статьям и видам расходов функциональной классификации бюджетов РФ.

Так, в нарушение федерального закона от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» в разделе 1100 «Развитие рыночной инфраструктуры» по статье «целевые субсидии и субвенции» ошибочно указан код 485 целевой статьи «дотации и субвенции», которая относится к разделу 2100 «Финансовая помощь бюджетам других уровней».

Кроме того, в подразделе 0709 «воспроизводство минерально-сырьевой базы» раздела 0700 «Промышленность, энергетика и строительство» по целевой статье «финансирование геологоразведочных работ», имеющей код 475, не указан вид расходов, соответствующий коду 410.

До сих пор областной бюджет не переведен на казначейскую систему исполнения бюджета, хотя поэтапный переход осуществляется с 1998 года.

На 2003 год на создание казначейской системы запланированы расходы в сумме 34 833 тыс. руб.

В тоже время, до настоящего момента не подготовлено постановление Администрации Ярославской области «О реализации мер по поэтапному переходу на казначейское исполнение областного бюджета», разработка которого предусмотрена п. 9.6. Плана мероприятий по реализации в 2002 году программы социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 годы «От выживания к благополучию».

Доходы областного бюджета

Первоочередной задачей бюджетной политики в области доходов, определенной Губернатором Ярославской области в постановлении «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2003 год» является увеличение доходов за счет мобилизации резервов крупных бюджетообразующих предприятий, расширения налогооблагаемой базы, путем создания благоприятных условий для развития частного бизнеса.

Доходы проекта областного бюджета на 2003 год сформированы с учетом принятых отдельных глав части II Налогового кодекса РФ, а также нормативов распределения налоговых доходов по бюджетам различных уровней.

В основных показателях проекта областного бюджета на 2003 год доходы определены в сумме 6886,2 млн. руб., что по сравнению с запланированными доходами 2002 года проектируется с ростом на 276,6 млн. руб., или 4,18%.

Удельный вес налоговых доходов в объеме проектируемых доходов областного бюджета в 2003 году составит 83,47%, что на 17,6 процентного пункта выше, чем установлено на 2002 год. Такое значительное увеличение доли налоговых платежей в структуре доходов обусловлено отражением в составе налоговых доходов источников, формировавших территориальный дорожный фонд, доходы которого ранее подлежали учету обособленно. В этой связи на 2003 год предлагается приостановить действие закона Ярославской области от 29.11.2002 № 61-з «О порядке образования и использования средств территориального дорожного фонда». Изменение порядка отражения в проекте бюджета доходных источников, являвшихся ранее источниками формирования территориального дорожного фонда приведет к возможности использования указанных средств на другие цели, т.е. по принципу общего покрытия расходов. Таким образом, без учета данных средств доля налоговых доходов проекта бюджета снижается в сравнении с текущим годом, что в значительной мере обусловлено изменениями федерального законодательства.

Налоговые доходы в соответствии с законопроектом предусматриваются в сумме 5747,6 млн. руб. Прирост налоговых доходов в 2003 году в абсолютном значении по сравнению с ожидаемым исполнением областного бюджета в 2002 году составит 1536,1 млн. руб., или 36,5%.

Неналоговые доходы проекта областного бюджета на 2003 год составят 163,6 млн. руб., или 2,38% в общей сумме доходов, что выше уровня, установленного на 2002 год, на 0,74 процентного пункта.

Данные о доходах областного бюджета на 2003 год, об утвержденных объемах на 2002 год, исполнении за 10 месяцев 2002 года и о структуре доходной части бюджета приведены в приложениях № 1 и 2.

В результате анализа отдельных показателей налоговых доходов проекта закона о бюджете установлено следующее.

Ставка налога на прибыль в областной бюджет в соответствии с Налоговым Кодексом РФ составит 16% против ставки 14,5%, действующей в 2002 году.

Поступления налога на прибыль организаций в бюджет области в 2003 году предусматриваются в сумме 1110 млн. руб., что выше суммы, установленной на 2002 год, на 337 млн. руб., или на 43,6%, и выше ожидаемого исполнения за 2002 год на 410 млн. руб., или на 58,6%.

В то же время, фактическое поступление налога на прибыль организаций за 10 месяцев 2002 года в областной бюджет уже составило 723,7 млн. руб., что выше ожидаемой оценки поступления налога на прибыль в 2002 году (700 млн. руб.), на основе которой рассчитаны планируемые поступления налога на прибыль в 2003 году.

В связи с изложенным сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в доход областного бюджета на 2003 год, требует уточнения в сторону увеличения как минимум на 25 млн. руб.

Прогнозная оценка поступления налога на доходы физических лиц в 2003 году составляет 1101,6 млн. руб.

С учетом тенденции поступления указанного налога может быть уточнена сумма ожидаемого прогноза за 2002 год с 892 млн. руб. до 922 млн. руб., что приведет к увеличению поступления налога на доходы физических лиц в областной бюджет в 2003 году на 37 млн. руб. с учетом коэффициента роста фонда оплаты труда 1,235.

Несмотря на отмену с 01.01.2003 налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, в доходных источниках не учтен переходящий остаток платежей текущего года.

Таким образом, вышеизложенные расчеты свидетельствуют о занижении прогнозных оценок областного бюджета, что повлечет за собой последующие корректировки в сторону увеличения параметров в ходе исполнения бюджета.

В законопроекте предусматривается значительный рост неналоговых доходов (на 50,9%) областного бюджета по сравнению с показателями, утвержденными на 2002 год.

В 2,3 раза по сравнению с текущим годом планируется увеличение суммы доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (57,5 млн. руб.), основную долю в которой составляет арендная плата за земли городов и поселков, в связи с индексацией ставок платежей в 1,8 раза и увеличением доли отчислений в областной бюджет.

Как определено в «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2003 год», эффективное управление государственным имуществом – один из резервов увеличения доходной части бюджета.

В проекте закона по статье «Дивиденды по акциям, принадлежащим государству» прогнозируется уменьшение доходов по акциям, находящимся в областной собственности, что на 0,6 млн. руб., или на 60%, ниже показателя, утвержденного на 2002 год.

По статье «Платежи от государственных и муниципальных организаций» вообще не планируются поступления.

Постановлением Администрации Ярославской области от 18.05.2002 № 75 только 30 из 101 государственного предприятия (30%) установлен размер доли прибыли (от 0,2 до 10%), подлежащей направлению в областной бюджет.

Вместе с тем, из 71 государственного унитарного предприятия, представившего информацию в контрольно-счетную палату, 55 (77,5%) ожидают прибыль по итогам работы за 2002 год.

За истекший период текущего года вышеназванные платежи составили 0,16 млн. руб., а на 2003 год по предложению Департамента по управлению государственным имуществом сумма прибыли, подлежащая перечислению в областной бюджет, может составить порядка 0,26 млн. руб.

При оценке потерь областного бюджета от предоставления налоговых льгот по закону Ярославской области «О налоговых льготах на 2003 год» выпадающие доходы определены в сумме 37,8 млн. руб., что не превышает 3% расходной части областного бюджета. Прогнозируемый объем налоговых льгот по проектам, включенным в Перечень приоритетных инвестиционных проектов, составит 81,2 млн. руб., размер которого действующим законодательством не ограничен.

Расходы областного бюджета

В соответствии с Постановлением Губернатора «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2003 год» первоочередными задачами бюджетной политики в области расходов является достижение адресности социальной поддержки населения, создание нормативного финансирования учреждений социальной сферы, с учетом подушевого принципа планирования бюджета, повышение качества предоставляемых бюджетными учреждениями услуг при разумной экономии средств, сокращение и ликвидация низкоэффективных и неэффективных государственных расходов.

В законопроекте расходы областного бюджета предусматриваются в размере 7713,9 млн. рублей, что на 756,2 млн. рублей, или на 11% превышают плановые расходы 2002 года (приложение № 3).

В отличие от предыдущих лет в проекте бюджета Ярославской области на 2003 год предусматривается увеличение доли текущих расходов и соответственно сокращение удельного веса капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета, что видно из приведенной таблицы:

      Наименование

2001 год исполнение

       2002 год отчет

2003 год проект

                                            Удельный вес в общем объеме расходов в %

   

Текущие расходы

 

           75,5 

           73,9

        80,3

    Капитальные

    расходы

           24,5

           26,1

        19,7

Сумма текущих расходов составляет 90% объема доходов областного бюджета, что соответствует требованиям статьи 92 Бюджетного кодекса РФ.

Процентные платежи, направленные на обслуживание государственного долга в 2003 году останутся на уровне 2002 года и составят 70 млн. руб.

Непроцентные расходы областного бюджета составят 7643,9 млн. руб., что на 11% выше утвержденного на 2002 год уровня расходов и на 13,7% выше уровня их ожидаемого исполнения.

Наиболее весомыми в составе непроцентных расходов областного бюджета на предстоящий год в соответствие с проектом должны стать расходы на финансовую помощь бюджетам других уровней (35,4%), здравоохранение (9,7%), на промышленность, энергетику и строительство (7,8%), социальную политику (6,2%), образование (5,2%).

Динамика структуры расходов бюджета области в разрезе разделов функциональной классификации в общем объеме расходов областного бюджета приведена в приложении № 4.

Анализ материалов таблицы показывает, что увеличение доли проектируемых расходов областного бюджета по сравнению с исполнением 2001года и планом 2002 года происходит практически по всем разделам функциональной классификации расходов. Исключение составляют расходы областного бюджета по разделам: «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Социальная политика», «Обслуживание государственного долга», доля которых в общем объеме расходов снижается.

По проекту бюджета на 2003 год в общей сумме расходов на государственное управление и местное самоуправление 90,9% (305,3 млн. рублей) составляет текущее содержание, на капитальные расходы приходится 9,1% (30,7 млн. рублей). При общем увеличении (на 13,8%) капитальных расходов, по разделам функциональной классификации произошло сокращение по сравнению с планом 2002 года капитальных расходов на содержание законодательных органов государственной власти на 25,5 %.

С увеличением против плана 2002 года предусмотрено финансирование по подразделам расходов «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти» – 14,2% и «Функционирование исполнительных органов государственной власти» – 15%. Наибольший удельный вес в общем объеме затрат по указанным подразделам занимает денежное содержание аппарата обеих ветвей власти (68,5% - по законодательной и 65,7% - по исполнительной власти). При планировании данных расходов учитывался фонд оплаты труда, сложившийся на 01.11.2002. Однако, анализ расходов на содержание аппаратов обоих органов власти показал, что денежное содержание законодательных органов выросло на 6,9%, а исполнительных органов - на 12,6%. В связи с тем, что проектом в предстоящем году не предусмотрена индексация заработной платы для данной категории работников бюджетной сферы, можно сделать вывод, что увеличение расходов на денежное содержание работников исполнительных органов произошло за счет увеличения численности аппарата администрации. Так например, в соответствии с Постановлением Администрации Ярославской области от 23.09.2002 № 159 (в редакции от 25.10.2002 № 178) «О создании департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области» с 01.01.2003 года штатная численность увеличена с 88 до 149 человек.

Общий объем ассигнований на 2003 год по разделу «Судебная власть» предусматривается в размере 10,0 млн. рублей (в 2 раза выше уровня, определенного на текущий год). При этом, расходы на обеспечение деятельности мировых судей увеличились почти в 8 раз.

В составе расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства с наибольшим ростом предусмотрены расходы на обеспечение личного состава сил уголовно-исполнительной системы за счет капитальных расходов - с увеличением против запланированных на 2002год более чем в 5 раз.

По подразделу «Строительство и архитектура» в составе расходов на промышленность, энергетику и строительство предусмотрено выделить 132 млн. рублей Департаменту по управлению государственным имуществом для приобретения в государственную собственность имущества и вклады в уставные фонды государственных унитарных предприятий. Запланированная сумма больше аналогичных бюджетных ассигнований по сравнению с бюджетом 2002 года на 100,5 млн. рублей, или в 4 раза. В проекте бюджета на 2003 год и в сопровождающих его документах отсутствует расшифровка данных расходов (с указанием конкретных предприятий и сумм), что затрудняет оценить эффективность дополнительных ассигнований на указанные цели.

На государственную поддержку по разделу «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика» в проекте областного бюджета выделяется 178,1 млн. рублей, что выше на 15,06% утвержденных параметров 2002 года и ниже на 44,43% исполнения бюджетных назначений 2001 года.

Проектом предусмотрено увеличение по сравнению с текущим годом ассигнований на покрытие убытков предприятиям автомобильного, железнодорожного и водного транспорта (с учетом коэффициента инфляции 1,15). Однако, по имеющимся расчетам, сумма средств областного бюджета не достаточна для покрытия потребностей на указанные цели.

В законопроекте бюджетные ассигнования по разделу функциональной классификации расходов областного бюджета «Развитие рыночной инфраструктуры» в объеме 9,0 млн. рублей предусмотрено направить на финансирование малого бизнеса и предпринимательства с увеличением против плана текущего года в 2,3 раза.

Расходы в области социальной сферы.

Затраты на обеспечение отраслей социально-культурной сферы в соответствии с проектом на 2003 год возросли на 17,6 % по сравнению с утвержденными на 2002 год и составляют 23% в общей структуре расходов областного бюджета. Это позволяет сделать выводы о продолжающейся политике, ориентированной на социальную направленность в области бюджетного планирования.

В целом расходы по разделу «Образование» в соответствии с проектом увеличились на 25,7% по сравнению с бюджетом 2002 года или в 2 раза по сравнению с исполнением 2001 года.

Текущие расходы в области образования составляют 370,8 млн. рублей или 22,6% от плановых назначений 2002 года.

Капитальные расходы в сфере образования на 96,3% выше предусмотренных бюджетом на 2002 год в сумме 12,7 млн. рублей.

Расходы на содержание учреждений общего образования увеличены в сравнении с бюджетом 2002 года на 25,1 млн. рублей, или 27,3%. Изменения структуры расходов подраздела 1402 «Общее образование» свидетельствует о значительном повышении ассигнований на содержание школ-интернатов (81,9%), специальных школ (22,7%). Наряду с этим снизилась сумма расходов на школы-детские сады, школы начальные, неполные средние и средние (на 48,5%).

Незначительно уменьшилась сумма расходов на начальное профессиональное образование ( с 10,2 млн. в бюджете 2002 года до 10,1 млн. рублей в проекте бюджета 2003года).

В подразделе 1405 «Переподготовка и повышение квалификации» также на 32,6 % увеличены расходы по статье «Институты повышения квалификации».

Общее увеличение суммы расходов на образование обусловлено, в основном, запланированным ростом расходов на оплату труда на 10% с 1 января 2003года.

Увеличение расходов по подразделу «Культура и искусство» предусмотрено в проекте на 2003 год по сравнению с бюджетом 2002 года на содержание библиотек (46,7%), музеев и постоянных выставок (26,6%), театров, концертных и других организаций исполнительских искусств (23,7%), а также прочих ведомственных расходов в области культуры и искусства (32,7%).

По разделу «Средства массовой информации» с наибольшим ростом определены расходы на прочие средства массовой информации – в 9 раз выше уровня исполнения 2001 года и в 8 раз выше уровня проектируемых расходов 2002 года. Предусмотрено увеличение по сравнению с текущим периодом расходов на государственную поддержку издательств и периодической печати на 63% и снижение в целом на 35,3% суммы расходов на государственную поддержку и развитие материально-технической базы районных (городских) газет, а также расходов, связанных с их производством и распространением.

Проект бюджета на 2003 год в части расходов по подразделу «Здравоохранение» спланирован с учетом приоритетности данной отрасли. В структуре затрат в области социальной сферы, объем расходов по здравоохранению увеличен на 1,8 процентных пункта по сравнению с текущим годом.

Капитальные расходы составляют 112,2 млн. рублей или 18,4% от расходов по подразделу и на 73,3% превышают долю капитальных затрат 2002 года.

Сумма текущих расходов предусмотрена в сумме 498,1 млн. рублей (с ростом против уровня 2002 года на 23,9%).

Наибольший удельный вес по подразделу «Здравоохранение» составляют расходы на содержание больниц, родильных домов, клиник и госпиталей (75%), а также расходы на прочие учреждения и мероприятия в области здравоохранения (14,3%). В абсолютном выражении суммы затрат по данным видам расходов, по сравнению с утвержденными в 2002 году, увеличились на 111 млн. рублей (31,9%) и на 24,3 млн. рублей (38,5%) соответственно. Объем расходов на здравоохранение вырос по всем видам затрат данного подраздела и увеличился в целом на сумму 143,6 млн. рублей или 30,8% по сравнению с 2002 годом.

По подразделу «Физическая культура и спорт» предусмотрены ассигнования в сумме 120,6 млн. рублей, что на 7,2 млн. рублей ниже уровня 2002 года.

При этом планируется снизить расходы на содержание спортивных команд в сумме 11,8 млн. рублей (на 10,6%). Финансирование прочих учреждений и мероприятий в области физкультуры и спорта увеличено на сумму 4,7 млн. рублей (29,1%).

Проектом бюджета на 2003 год расходы на социальную политику определены в сумме 477,7 млн. рублей, что на 4,75% больше, чем утверждено по бюджету на 2002 год. Однако, доля указанных расходов в общей сумме расходов проекта бюджета снизилась по сравнению с 2001 годом с 7,4% и 2002 годом с 6,5% до 6, 2% в 2003 году.

В составе затрат по данному разделу запланировано увеличение по сравнению с 2002 годом текущих расходов на сумму 25,2 млн. рублей (6%) и снижение на сумму 5,0 млн. рублей (38,5%) капитальных расходов.

Наибольший удельный вес в структуре расходов раздела занимают расходы на учреждения социального обеспечения и службы занятости – 35,7%, государственные пособия гражданам, имеющим детей – 27,6%, Прочие мероприятия в области социальной политики – 19,1%.

По подразделу 1801 «Учреждения социального обеспечения и службы занятости» основные расходы направлены на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов – 88,8%. Расходы на прочие учреждения и мероприятия в области социального обеспечения составляют 11,2% в сумме 72,5 млн. рублей и включают в себя пенсионное обеспечение и ассигнования на реализацию областных программ на общую сумму 44,3 млн. рублей.

По подразделу 1802 «Социальная помощь» расходы определены в объеме 72,5 млн. рублей, что составляет 15,2% от общего объема расходов на социальную политику и на 57,2% больше, чем предусмотрено бюджетом на 2002 год. Основная часть (80,3%) данных расходов направляется на выплату пособий и социальную помощь, а 19,7% - на выплату пенсий и пособий. Причем расходы на выплату пенсий и пособий снижены по сравнению с 2002 годом на сумму 1,0 млн. рублей (6,6%). Капитальные расходы на социальную помощь в отличие от запланированных на 2002 год проектом бюджета не предусмотрены.

По подразделу 1803 «Молодежная политика» в проекте бюджета предусмотрено 11,2 млн. рублей, или 21,3% расходов в 2002 году и 86% от выполненных расходов 2001 года. Сумма расходов на молодежную политику предусмотрена в бюджете в рамках финансирования, определенного в соответствии с социальной государственной программой Ярославской области «Молодежь».

Прирост расходов 2003 году по сравнению с их плановыми назначениями 2002 года обусловлен индексацией расходов бюджетных учреждений областного подчинения в связи с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы, а также прогнозируемым изменением цен и тарифов на отдельные виды товаров и услуг.

Высокий удельный вес прочих расходов в общем объеме расходов областного бюджета затрудняет реализацию принципа адресности и целевого характера бюджетных назначений, и не отвечает принципам прозрачности бюджета.

По подразделу 1806 «Прочие мероприятия в области социальной политики» проектом бюджета на 2003 год предусмотрена сумма в размере 91,4% млн. рублей, что на 14,6% ниже расходов 2002 года.

По сравнению с текущим годом в проекте бюджета 2003 года предусмотрены средства на мероприятия по содействию трудоустройства населения в сумме 2,0 млн. рублей.

Исполнение федеральных законов.

По статье «Расходы на реализацию льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» поменялся вид расходов, вместо запланированных в 2002 году расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме 1,0 млн. рублей , проектом предусмотрены расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами или компенсация расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства.

Значительно – на 40,4% снижены расходы фонда компенсации, средства которого направлены на финансирование Федеральных законов «О социальной защите инвалидов» и федеральных законов о социальной защите граждан, подвергшихся радиации.

В соответствии со ст. 41 проекта реализация вышеназванных законов осуществляется в пределах средств фактически поступивших из Федерального бюджета на указанные цели в части возмещения льгот на жилищно-коммунальные услуги, связь и проезд на транспорте.

Динамика расходов на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и законов о социальной защите граждан, подвергшихся радиации, приведена в таблице:

     Наименование расходов

2002 год

бюджет

2003 год

проект

Отклонения %%

(увеличение +,

  уменьшение -)

Расходы на обеспечение лекарственными средствами

     5,0

      0,6

     -88

Расходы на зубопротезирование

     1,3

      0,4

     -70

Расходы на оплату установки телефонов

     2,0

      1,4

     -43

Расходы на оплату проезда

    20,8

     14,5

     -30

Расходы на обеспечение транспортными средствами

     6,1

      5,0

     -18

Расходы на санаторно-курортное лечение

     7,2

      4,1

     -43

Компенсация расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств

   

    0,23

      0,3

 

     +31

Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг

    2,9

       -

     -100

Расходы на реализацию федеральных законов о социальной защите граждан, подвергшихся радиации

   1,95

     1,96

     +0,5

Итого по фонду компенсаций

   47,5

    28,3

    -40,4

Областные программы

Проектом бюджета Ярославской области на 2003 год предусмотрена реализация 39 областных программ (в проекте бюджета 2002 года – 31, в течение года количество программ было увеличено до 40). На выполнение данных программ планируется выделить 1750,4 млн. рублей, что составляет 22,7% общих расходов областного бюджета.

Анализ исполнения областных программ за 9 месяцев 2002 года показывает, что 24 из них профинансированы менее чем на 50%, причем на пять не выделено средств вовсе. Данная тенденция наблюдается в течение последних лет.

В 2002 году, в девяти случаях сумма финансирования, предусмотренная бюджетом области, была ниже суммы, определенной самой программой, тогда как в 2003 году таких программ уже 20. То есть, более чем в половине случаев планируется выделение средств ниже, чем требуется на 2003 год самой программой. Причем, как видно из опыта прошлых лет, в большинстве случаев, даже предусмотренная бюджетом сумма будет недофинансирована, что несомненно приводит к снижению эффективности данной программы и, возможно, к «омертвлению» ранее вложенных средств.

Сложившееся за последние годы отставание в финансировании программ пока преодолеть не удается. Накопившееся недофинансирование программ, недостаточный контроль за рациональным расходованием средств может привести к дискредитации программно-целевого метода финансирования расходов областного бюджета, призванного обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях.

Возрастание количества областных программ (2001 год – около 20, проект бюджета на 2002 год – 31, проект бюджета на 2003 год – 39) и, одновременно, неполное финансирование значительной их части способствуют неблагоприятной тенденции «распыления» бюджетных средств по многочисленным программам и снижению эффективности их использования.

Сокращение количества программ с одновременным усилением качества и полноты их выполнения приведет к быстрейшему достижению целей, определенных данными программами.

Адресная инвестиционная программа

В проекте областного бюджета на 2003 планируется финансирование адресной инвестиционной программы Ярославской области на 2003 год в размере 255,0 млн. рублей, что составляет 3,3% общих расходов бюджета и на 5,2% меньше средств, предусмотренных адресной инвестиционной программой на 2002 год.

Имеются объекты, строительство которых ведется более десяти лет:

с 1989 года (18-квартирный жилой дом в д.Варегово Большесельский МО);

с 1991 года (школа в р-не Скомороховой Горы г.Рыбинск, пристройка к спальному корпусу дома-интерната г.Рыбинск);

с 1992 года (школа в п.Рязанцево Переславский МО, детский областной диагностический центр г.Ярославль, терапевтический корпус Ростовский МО, газопровод-отвод п.Борисоглебский).

Большее количество «долгостроя» относится к объектам образования и здравоохранения.

Следует отметить, что наиболее весомую поддержку необходимо оказывать переходящим (незавершенным строительством) объектам с высокой степенью готовности, а так же пусковым объектам.

Основные затраты Адресной инвестиционной программы в разбивке по отраслям составили:

здравоохранение 49,0 млн. рублей (19,2% от общей суммы);

коммунальное строительство 38,5 млн. рублей (15,1%);

транспорт 33,0 млн. рублей (12,9%);

кредиторская задолженность 32,0 млн. рублей (12,5%);

образование 29,3 млн. рублей (11,5%).

Следует отметить, что около половины расходов программы приходится на Ярославль и Ярославский МО. Это объясняется высокой стоимостью и концентрацией в областном центре объектов, финансируемых из Адресной инвестиционной программы, так, например, два наиболее «инвестируемых» объекта (детский областной диагностический центр – 21000 тыс. рублей и автовокзал – 23000 тыс. рублей) находятся в Ярославле.

Резервный фонд

Проектом областного бюджета на 2003 год по разделу «Прочие расходы», подразделу «Резервные фонды» резервный фонд Администрации Ярославской области планируется в размере 23 млн. рублей, что на 3 млн. рублей больше, чем предусмотрено в 2002 году и составляет 0,3% общей суммы расходов областного бюджета, запланированных на 2003 год.

Следует отметить, что согласно пункта 4 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Вместе с тем, в 2002 году выделение средств из резервного фонда производилось на иные цели, не связанными с непредвиденными ситуациями.

В свете вышеизложенного, считаем нецелесообразным увеличение резервного фонда.

Дефицит

Дефицит областного бюджета на 2003 год запланирован в размере 827,7 млн. рублей, что составляет 14% к объему собственных доходов областного бюджета. В соответствии с проектом бюджета основным источником финансирования дефицита станут кредиты коммерческих банков в сумме 826,3 млн. рублей. Сумма поступлений от продажи имущества планируется в размере 1,4 млн. рублей.

В источниках финансирования дефицита на 2003 год не учтены ожидаемые доходы от приватизации областного имущества в сумме 4,5 млн. рублей (по данным Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области).

В законопроекте источник финансирования дефицита в виде изменения остатков средств бюджета на счетах банка планируется равным нулю, то есть с учетом неизменности остатков на счетах на начало и конец 2003 года. Такая методика планирования остатков применялась и в предыдущем году: сумма изменения остатков по проекту составляла лишь 0,8 млн. рублей.

Вместе с тем, действующая тенденция исполнения областного бюджета свидетельствует о неуклонном наращивании средств областного бюджета на счетах. Так по состоянию на 01.01.2001 остатки на счетах в банках в рублях и иностранной валюте составили 44,6 млн. рублей, на 01.01.2002 – 101,9 млн. рублей, а на 01.11.2002 – уже 194,6 млн. рублей. Тенденция роста очень яркая. При сохранении такой тенденции исполнения областного бюджета указанные остатки до конца 2003 года могут еще возрасти.

Наличие значительных остатков средств областного бюджета свидетельствует об имеющихся возможностях совершенствования системы управления государственными финансами, повышении качества планирования и исполнения областного бюджета.

Государственный долг

Снижение государственного долга – один из основных ориентиров бюджетной политики на 2003 год, определенный Губернатором области.

Объем государственного долга на 01.01.2003 прогнозируется в размере 4091,5 млн. рублей, что составляет 94% от ожидаемого исполнения доходов областного бюджета (без учета финансовой помощи) за 2002 год. При этом собственные долговые обязательства на 01.01.2003 прогнозируются в сумме 928,8 млн. рублей, что на 83 млн. рублей выше показателей на 01.01.2002, в том числе бюджетные ссуды и кредиты, заимствованные в рублях – 582,3 млн. рублей, в иностранной валюте в пересчете на рубли – 346,5 млн. рублей.

Объем обязательств по договорам поручительства с учетом пени и процентов на 01.01.2003 возрастет на 497,5 млн. рублей.

В законопроекте прогнозируется снижение верхнего предела государственного долга Ярославской области на 01.01.2004 до 90% от суммы доходов областного бюджета 2003 года без финансовой помощи. Государственный долг не должен превысить 5320 млн. рублей. В то же время, верхний объем заимствований увеличен до 1386,4 млн. рублей.

В целом, в проекте областного бюджета на 2003 год погашение долга предусмотрено в объеме 560,2 млн. рублей, что составит 81% к уровню 2002 года (ниже на 128,5 млн. рублей). Однако, привлечение новых заимствований выше уровня 2002 года на 34% (255,1 млн. рублей).

Таким образом, проведение дефицитной бюджетной политики, не позволяет сократить государственный долг, как основной ориентир, без привлечения новых заимствований в условиях значительных выплат по долговым обязательствам.

Предоставление гарантий области в 2002 году планируется в размере 100 млн. рублей. Действующие договоры поручительства (гарантии), предоставленные в основном под кредиты банков. Конкретные заемщики не определены в связи с отсутствием принятых решений о предоставлении гарантий.

Процентные расходы проекта областного бюджета на 2003 год – расходы на обслуживание государственного долга, определены в сумме 70 млн. рублей, что соответствует плановым показателям расходов бюджета области на 2002 год. Законом «Об областном бюджете на 2002 год» эта сумма оценивалась как максимально возможные расходы на обслуживание долга, хотя фактически за 10 месяцев 2002 года эти расходы составляют 76 млн. рублей (в течение последних 7 месяцев (ежемесячно в среднем – 10 млн. рублей).

Долю процентных платежей по государственному долгу в общем объеме расходов планируется снизить с 1,03% к ожидаемой их оценке за 2002 год до 0,9% к планируемым расходам 2003 года. Верхний предельный размер объема расходов на обслуживание долга проектом ограничен 10% объема расходов областного бюджета, в отличие от 15% в текущем году.

Межбюджетные отношения

Одно из направлений совершенствования межбюджетных отношений, определенных постановлениями Губернатора области, упорядочение предоставления финансовой помощи.

По оценкам Контрольно-счетной палаты в 2002 году из областного бюджета на местный уровень передается более 80% средств от суммарного объема доходов местных бюджетов, в том числе примерно 57% через налоговые трансферты (регулирующие налоги) и 24% в виде безвозмездных перечислений (финансовая помощь). Причем в 17 из 19 муниципальных образований финансовая помощь выше 44%, а в некоторых округах превышает 80% объема доходов местных бюджетов.

Степень неравенства бюджетной обеспеченности доходами «богатого» муниципального округа к «бедному» после передачи финансовой помощи осталась достаточно высокой и составляет 5,7.

Вопрос разграничения расходных полномочий не отрегулирован ни на федеральном уровне, ни в субъектах.

Отношение самого высокого уровня подушевых расходов в 2002 году к самому низкому составило 5,1. Это свидетельствует о сильной дифференциации местных бюджетов и о неэффективности применения существующих минимальных нормативов бюджетной обеспеченности.

Сложившаяся в регионе система межбюджетных отношений не в полной мере соответствует принципам бюджетного федерализма. Очевидно, что существующая система поддержки муниципальных образований не стимулирует их к зарабатыванию средств и требует радикальных изменений.

В этой связи, предложенный Администрацией области в 2003 году метод выравнивания по душевому доходу, положенный в основу расчета дотации, несомненно, положительный шаг.

Финансовая помощь муниципальным образованиям увеличится по сравнению с 2002 годом на 437,9 млн. рублей, или на 19,0%.

Доля финансовой помощи в суммарном объеме доходов местных бюджетов увеличится до 28%.

Однако отказ от минимальных нормативов может привести к размыванию основных ориентиров. Поэтому необходимо разработать реальные дифференцированные нормативы бюджетной обеспеченности. В целях укрепления доходной базы муниципальных бюджетов, укрепления их самостоятельности, закрепить фиксированные доли регулирующих налогов на продолжительный срок.

Остается нерешенной проблема возврата ранее выданных ссуд бюджетам других уровней. Контрольно-счетная палата неоднократно обращала внимание на сложившуюся практику не возврата бюджетных ссуд муниципальными образованиями. Согласно справки о предоставленных ссудах из областного бюджета Департамента финансов Ярославской области остаток на 01.10.2002 составил 264,5 млн. рублей, что соответствует сумме остатка на 01.01.2002. Таким образом, задолженность муниципальных образований по ссудам не погашена. Ставится под сомнение возможность их погашения и в следующем году. Поэтому, только принятие эффективных мер действенного механизма реструктуризации задолженности позволит сократить задолженность ссудополучателей.

Выводы и предложения

По результатам рассмотрения проекта закона «Об областном бюджете на 2003 год» контрольно-счетная палата предлагает следующее:

Учесть резерв дополнительных доходов бюджета: по налоговым доходам порядка 62 млн. руб., неналоговым доходам - 0,26 млн. руб.

В соответствии со ст. 55 Бюджетного кодекса РФ отражать в доходных источниках бюджета средства по доходам от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти Ярославской области.

В целях эффективного управления государственной собственностью установить % отчислений от всех государственных унитарных предприятий, имеющих прибыль по итогам деятельности.

Учесть доходы от приватизации областного имущества в 2003 году в сумме 4,5 млн. рублей в источниках финансирования дефицита.

В соответствии со статьей 76 Бюджетного кодекса РФ более четко определить цель предоставления бюджетных кредитов, указанную в статье 28 законопроекта как «государственная поддержка, в том числе реструктуризация и финансовое оздоровление организаций, расположенных на территории Ярославской области», установить ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

Целесообразно уменьшить количество областных программ с одновременной концентрацией бюджетных средств на наиболее социально значимых из них, усилить контроль за качеством выполнения программ.

В целях погашения задолженности по ссудам бюджетам других уровней контрольно-счетная палата предлагает статью 52 дополнить абзацем следующего содержания: «Администрации Ярославской области предусмотреть график погашения муниципальными образованиями задолженности, образовавшейся на 01.01.2003 по бюджетным ссудам в течение пяти лет».

Включить в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2003 год» дополнительные статьи следующего содержания:

  • В течение 2003 года контрольно-счетная палата Ярославской области вправе проводить проверки бюджетов муниципальных образований Ярославской области – получателей финансовой помощи из областного бюджета;
  • В целях обеспечения оперативного контроля за исполнением областного бюджета на 2003 год департамент финансов Ярославской области ежемесячно, не позднее 1 числа второго месяца следующего за отчетным, представляет контрольно-счетной палате Ярославской области копии платежных документов, на основании которых осуществлялись операции со средствами областного бюджета;
  • С целью осуществления внешней проверки исполнения областного бюджета за год все главные распорядители и получатели средств областного бюджета обязаны не позднее 1 мая 2004 года представить в контрольно-счетную палату Ярославской области отчеты об исполнении сметы на их содержание за 2003 год.

ссылки по теме:

Приложения 1-4. (zip-архив файлов формата Exel)

Приложения

23.03.2005

подробнее »

наверх страницы

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: +7 (095) 981-66-52, 981-66-53  Факс: +7 (095) 981-66-52