карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Контрольно-счётная палата Ярославской области

Общая информация

Законодательство

Контакты

Деятельность

Планы работ

Отчёты

Экспертно-аналитическая

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

13.03 План работы КК Тульской областной Думы на I полугодие 2006 года. Подробнее

13.03 Краткий отчет КК Тульской областной Думы о проделанной работе за 2005 год. Подробнее

13.03 План работы КСП Амурской области. Закрытый раздел. Подробнее

13.03 Отчет о деятельности КСП Амурской области в 2005 году. Закрытый раздел. Подробнее

10.03 Закон Амурской области об областном бюджете на 2006 год. Подробнее

Фотоархивы АКСОР России


Подробнее

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

С 12.08.05г. проводится опрос сотрудников контрольно-счётных органов - пользователей сайта.

Цель опроса - оптимизация представления информационных материалов на сайте, разработка новых сервисов.

Предлагаем всем заинтересованным лицам заполнить анкету

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Контрольно-счётная палата Ярославской области  >>  Деятельность   >>  Экспертно-аналитическая деятельность Заключение контрольно-счетной палаты Ярославской области на уточненный  проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2004 год» Экспертно-аналитическая деятельность Заключение контрольно-счетной палаты Ярославской области на уточненный  проект закона Ярославской области на проект закона  Ярославской области «Об областном бюджете на 2003 год»

Заключение Контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2003 год».

версия для печати 

1. Общие положения.

Заключение контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2003 год» подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, законом Ярославской области «О контрольно-счетной палате Ярославской области».

На основании статьи 53 закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» и пункта 3.4 Плана работы на 2004 год проведена внешняя проверка в департаменте финансов Ярославской области, который является ответственным за составление и исполнение областного бюджета и обладает бюджетными полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета.

В заключении также использованы результаты проверок и экспертиз контрольно-счетной палаты, проведенных в соответствии с планом работы.

Отчет Администрации Ярославской области об исполнении областного бюджета за 2003 год представлен в Государственную Думу Ярославской области 05.05.2004 и направлен в контрольно-счетную палату Ярославской области 6 мая 2004 года.

В нарушение статьи 51 закона Ярославской области от 23.04.01 № 19-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» не представлен отчет об исполнении целевого бюджетного фонда за отчетный финансовый год.

В нарушение статьи 21 закона Ярославской области от 24.02.98 № 2-з «О порядке и условиях предоставления льгот по налогам и сборам» не представлена информация о сумме, на которую уменьшены доходы областного бюджета за отчетный финансовый год в результате использования льгот по налогам и сборам по отдельным налогоплательщикам, общие суммы уменьшения платежей которых в связи с предоставлением указанных льгот превышают 50 тысяч рублей.

2. Макроэкономические условия исполнения областного бюджета в 2003 году.

Стратегические приоритеты на 2003 год определены в соответствии с постановлениями Губернатора Ярославской области от 14.11.2000 № 764 “О программе социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 гг. “От выживания к благополучию” и от 05.07.2002 № 440 “Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2003 год”.

Согласно постановлению от 05.07.2002 № 440 к основным целям бюджетно-налоговой политики на 2003 год относятся:

  • мобилизация налоговых резервов на фоне экономического подъема,
  • повышение эффективности государственных расходов,
  • снижение объемов государственного долга,
  • усиление финансового контроля за параметрами бюджета на всех стадиях его формирования и исполнения.

Итоги 2003 года свидетельствуют о том, что в ходе исполнения бюджета решен ряд ключевых задач.

Материалы анализа отчётных показателей Программы свидетельствуют о том, что:

  • средняя заработная плата в области составила 4925 руб. или 102,6% от контрольной цифры программы (4800 руб.);
  • объём промышленного производства на душу населения составил 57,8 тыс. руб., или 94,8% от контрольной цифры программы (60,943 тыс. руб.).

Макроэкономические условия исполнения областного бюджета характеризуются в целом положительной динамикой основных показателей развития экономики области.

По доходам на душу населения Ярославская область среди субъектов центрального федерального округа (за исключением г. Москвы и Московской области) имеет самый высокий рейтинг.

Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей, учитываемых в расчетах к областному бюджету 2003, и фактически сложившихся показателей свидетельствует о достаточной достоверности прогнозных данных.

Основные социально-экономические показатели развития Ярославской области за 2003 год.

Показатель

Прогноз 2003

Факт 2003

Исполнение %

В % к 2002 г

Прогноз

Факт

Промышленная продукция в отпускных ценах предприятий (без НДС), млн. рублей

79524,1

79389,3

99,8

103,7

102,7

Валовая продукция сельского хозяйства, млн. рублей

9345,9

10255,5

109,7

102,0

105,2

Объем платных услуг населению, млн. рублей

9568,6

9302,2

97,2

102,3

104,9

Розничный товарооборот, млн. рублей

25064,9

25567,7

102,0

103,1

106,0

Грузооборот по всем видам транспорта, млн. т км

24723,0

22388,1

90,6

105,4

98,4

Среднемесячная заработная плата, руб.

5025,0

4925,0

98,0

125,4

124,4

Индекс потребительских цен, % декабрь к декабрю

114,0

111,9

Объем промышленной продукции по сравнению с 2002 годом составил 102,7%. Однако наблюдается снижение темпа роста данного показателя по сравнению с предыдущим годом на 1,0 процентного пункта.

Динамика изменения объёма промышленной продукции по отраслям.

(по данным Ярославского государственного комитета государственной статистики)

Основные отрасли

Объём 2002 к 2001 году (%)

Объём 2003 к 2002 году (%)

Электроэнергетика

93.0

100.2

Топливная промышленность

101.9

100

Черная металлургия

76.1

95.6

Химическая и нефтехимическая промышленность

102.3

105.0

Машиностроение и металлообработка

99.6

101.0

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

90.7

95.8

Промышленность строительных материалов

107.1

106.7

Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность

158.5

94.4

Легкая промышленность

100.0

107.8

Пищевая промышленность

124.4

104.6

Микробиологическая промышленность

84.0

96.3

Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность

92.2

102.8

Медицинская промышленность

125.5

95.2

Полиграфическая промышленность

107.7

97.3

ВСЕГО:

103.7

102.7

Наиболее высокие темпы роста производства достигнуты в лёгкой промышленности – 107,8%, промышленности строительных материалов – 106,7%, химической и нефтехимической – 105% и пищевой промышленности – 104,6%.

Согласно оперативным данным Ярославского государственного комитета государственной статистики за 2003 год, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) по промышленным предприятиям области (без учета предприятий ОАО «Российские железные дороги») составил 4483,0 млн. руб., или 66,4% к уровню 2002 года. Большое количество промышленных предприятий (41,4%) завершили 2003 год с убытками в сумме 1807,3 млн. руб. К уровню 2002 г. убытки увеличились на 35,6 процента.

Кредиторская задолженность предприятий составила 24564,5 млн. руб., в т.ч. 54,0% предприятий имели просроченную задолженность в сумме 8459,9 млн. руб. В структуре просроченной кредиторской задолженности задолженность бюджету составляет – 2388,8 млн. руб. (28,2%), внебюджетным фондам – 2174,8 млн. руб. (25,7%), поставщикам – 1878,5 млн. руб. (22,2%).

Дебиторская задолженность составила 15310,9 млн. руб., в т.ч. 56,1% предприятий имели просроченную задолженность в сумме 3118,2 млн. руб. Большую часть просроченной задолженности (66,8%) составляют долги покупателей – 2081,9 млн. руб.

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности показывает, что кредиторская превышает дебиторскую задолженность в 1,6 раза, в том числе по просроченной в 2,7 раза.

Сводный индекс потребительских цен в декабре 2003 года по отношению к декабрю 2002 года составил 111,9%, что на 4,2 процентного пункта ниже, чем в 2002 году. Следует отметить, что прогноз индекса потребительских цен при составлении бюджета на 2003 год составил 114,0%, что на 2,1 процентного пункта больше фактического показателя.

В целом, исполнение прогнозируемых макроэкономических показателей обеспечило исполнение доходов областного бюджета (без учёта финансовой помощи), утверждённого 31.12.03 на 90,8%.

3. Доходы областного бюджета.

В соответствии с «Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2003 год», определенными в постановлении Губернатора Ярославской области от 05.07.2002 № 440, политика в сфере налоговых и неналоговых доходов бюджета предусматривает:

  • мобилизацию резервов крупных бюджетообразующих предприятий,
  • расширение налогооблагаемой базы путем создания благоприятных условий для развития частного бизнеса, сокращения нелегального теневого оборота,
  • эффективное управление государственным имуществом.

Администрацией области проведена определенная работа по реструктуризации задолженности предприятий по платежам в бюджет наряду с другими факторами, обеспечивающими поступления в бюджет: индексация налоговых ставок, рост потребительских цен и уровня заработной платы.

За 2003 год доходная часть областного бюджета по сравнению с 2002 годом увеличилась в номинальном выражении в 1,25 раза.

Законом Ярославской области от 31.12.2002 № 82-з «Об областном бюджете на 2003 год» (первоначальная редакция) доходы бюджета были установлены в сумме 7213,6 млн. руб. Последующими изменениями в закон доходы областного бюджета были увеличены на 2220,6 млн. руб., или на 30,8 %, и определены в сумме 9434,2 млн. руб. (приложение № 1).

Исполнение доходов за 2003 год составило 8398,0 млн. руб., или 89,02% от объема, предусмотренного областным законом.

Структура поступлений доходов в областной бюджет по группам доходов представлена в диаграмме (приложение № 2).

Налоговые доходы в сумме всех поступлений 2003 года составили –75%, неналоговые доходы – 2%, безвозмездные перечисления – 22%, доходы целевых бюджетных фондов – 1%; в 2002 году эти показатели составляли 64%, 2%, 16%, 18% соответственно. Изменения в структуре обусловлены отражением в составе налоговых доходов источников, формировавших территориальный фонд, доходы которого ранее учитывались обособленно.

В соответствии с законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2003 год» (с учетом изменений и дополнений) налоговые доходы были определены в сумме 7050,6 млн. рублей и исполнены на 90,05%.

Бюджетные назначения по акцизам на подакцизные товары (90,56%), налогу на имущество предприятий (92,04%) оказались не выполненными.

Почти на уровне плановых показателей года исполнены запланированные показатели по налогу на прибыль организаций – 99,83%, налогу на игорный бизнес – 98%.

Незначительное перевыполнение годовых назначений произошло по налогу на доходы физических лиц – 103,23%, земельному налогу – 105,8%, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 105,92%.

Наибольший процент выполнения – 121,95% - связан с поступлением в доходы областного бюджета единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Структура налоговых доходов в 2003 году в сравнении с 2002 годом претерпела некоторые изменения (приложение № 3).

По информации департамента экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества потери областного бюджета в 2003 году в результате действия налоговых льгот составили 108,7 млн. рублей, в том числе:

  • по закону Ярославской области от 30.11.2002 № 78-з «О налоговых льготах на 2003 год» (налог на имущество, земельный налог, транспортный налог) – 65,3 млн. рублей;
  • по приоритетным инвестиционным проектам – 43,4 млн. рублей;

Таким образом, сумма уменьшения доходов областного бюджета в результате предоставления льгот в 2003 году не превысила предельную величину, установленную ст.20 Закона Ярославской области от 24.02.98 № 2-з «О порядке и условиях предоставления льгот по налогам и сборам» (3,0% расходной части областного бюджета).

В то же время, сумма предоставленных льгот в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличилась на 44,3 млн. руб., или на 68,8%.

Неналоговые доходы исполнены в сумме 199 млн. руб. при назначениях в сумме 157,5 млн. руб., а в сравнении с 2002 годом увеличились на 81,1 млн. руб., или на 68,8 %.

(тыс. руб.)

Наименование источника

неналоговых доходов

2003 год

план

факт

% исп.

уд. вес

Неналоговые доходы , всего:

157490

198982

126,35

100

в том числе:

1.Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности,

99190

123171

124,18

61,90

из них: - арендная плата за земли городов и поселков,

60000

87856

146,43

- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства

19300

16774

86,91

2. Административные платежи и сборы

18800

19577

104,13

9,84

3. Штрафные санкции, возмещение ущерба

3500

2236

63,89

1,12

4. Прочие неналоговые доходы

36000

53998

149,99

27,14

Как видно из таблицы, наибольший удельный вес в составе неналоговых поступлений занимают доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и прочие неналоговые доходы.

Администрацией Ярославской области было принято постановление от 09.06.2003 № 112 «О размере доли прибыли государственных предприятий Ярославской области, подлежащей направлению в областной бюджет». Доля отчислений части прибыли установлена по 35 предприятиям из 91.

В 2003 году поступило платежей от государственных унитарных предприятий на сумму 0,2 млн. руб.

Проверкой отдельных показателей годового бухгалтерского отчета об исполнении сметы доходов и расходов департамента имущества Администрации Ярославской области установлено, что в 2003 году областным бюджетом от ЗАО «Диастера» недополучено прочих неналоговых доходов в сумме 4,6 млн. руб.

В соответствии с уточненным законом о бюджете безвозмездные перечисления в 2003 году были запланированы в сумме 2180,3 млн. руб., фактическое исполнение составило 1808,0 млн. руб., или 82,93%.

Доходы целевых бюджетных фондов составили 42,2 млн. руб., что в сравнении с ожидаемыми поступлениями (45,8 млн. руб.) составляет 92,05%.

4. Расходы областного бюджета.

Политика Ярославской области в сфере расходов сформулирована в постановлении Губернатора «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2003 год». В качестве основных направлений предлагалось:

  • достижение адресности социальной поддержки населения, с одновременным погашением задолженности по социальным пособиям и компенсациям;
  • создание нормативного финансирования учреждений социальной сферы, с учетом подушевого принципа планирования бюджета;
  • повышение качества предоставляемых бюджетными учреждениями услуг при разумной экономии средств;
  • сокращение и ликвидация низкоэффективных и неэффективных государственных расходов;
  • установление в законодательном порядке основных положений и условий осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;
  • усиление ответственности заказчиков областных целевых программ за реалистичностью предусмотренных мероприятий.

В течение 2003 года отдельные направления бюджетно–налоговой политики в области расходов были реализованы.

В 2003 году принят Закон № 31-з от 30.06.2003 «О закупках (поставках) продукции для государственных нужд Ярославской области», в котором в законодательном порядке закреплены основные положения и условия осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Контроль за исполнением положений указанного закона позволит установить эффективность расходования средств областного бюджета.

С целью усиления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, были приняты более действенные меры для перехода на казначейскую систему исполнения бюджета. В соответствии с Постановлением Администрации Ярославской области № 33 от 17.03.2003 «О реализации мер по поэтапному переходу на казначейское исполнение бюджета» на казначейское исполнение бюджета в 1 квартале 2003 переведены Департамент культуры и туризма и Управление информатизации и технических средств Администрации Ярославской области, утвержден Временный порядок финансирования расходов и Положение о порядке открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств для учета операций по исполнению расходов областного бюджета.

Вместе с тем, сформированные на 2003 год областные целевые программы не базировались на четко определенных критериях, увязанных с их ресурсным обеспечением. Не принято достаточных мер по повышению ответственности государственных заказчиков за результаты их осуществления.

В соответствии с Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2003 год» от 31.12.02 № 82-з расходы областного бюджета были утверждены в сумме 8085,4 млн. руб. В течение года плановый объем расходов корректировался четыре раза. Статьей 1 Закона от 31.12.03 № 71-з «О внесении изменений и дополнений в Закон Ярославской области на 2003 год» сумма расходов была увеличена по сравнению с первоначальной на 2142, 8 млн. руб. и утверждена в размере 10228,2 млн. руб.

В соответствии с проектом закона «Об исполнении областного бюджета за 2003 год» фактическое исполнение расходов составило 9211,6 млн. руб., или 90% к уточненному плану. По сравнению с 2001 и 2002 годами процент исполнения расходов бюджета в целом снизился на 5,0 и 4,0 процентного пункта соответственно. Показатели исполнения расходов областного бюджета приведены в приложении №. 4.

Фактический объем выделенных в прошедшем году бюджетных ассигнований на капитальные расходы составил 1890,3 млн. руб. и выполнен на 86%. Процент исполнения капитальных расходов в 2001 и 2002 годах составлял 92%.

Текущие расходы исполнены на 91% от планового объема и определены в сумме 7321,3 млн. руб., что также ниже аналогичного показателя 2001 (96%) и 2002 (95%) годов. Сумма исполненных текущих расходов не превышает объема доходов областного бюджета и составляет 87%, что соответствует требованиям п. 6 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ.

Анализ исполнения расходов показывает, что в анализируемом периоде полностью или с превышением установленного законом показателя исполнены бюджетные назначения по 9 из 57 подразделов областного бюджета.

Плановый объем бюджетных ассигнований на государственное управление и местное самоуправление в соответствии с уточненным бюджетом составил 402 млн. руб. или 3,9% от общего объема расходов областного бюджета; фактические расходы составили 368,4 млн. руб., или 91,6% к уточненному плану. По сравнению с 2002 годом затраты увеличились на 93,1млн. руб., или на 33,8%.

В структуре исполнения расходов по данному разделу (приложение 5) наибольший удельный вес составляют расходы по оплате труда (с учетом единого социального налога) – 227,6 млн. руб. (61,8%), капитальные расходы – 42,2 млн. руб. (11,4%), прочие текущие расходы – 98,6 млн. руб. (26,8%).

Расходы на заработную плату в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличились на 48,6 млн. руб., или на 27,6%.

По подразделу «Функционирование законодательных (представительных) органов власти» при плане в сумме 31,9 млн. руб. фактические расходы составили 30,5 млн. руб. Анализ исполнения расходов показал, что по итогам 2003 года недоиспользовано бюджетных средств на сумму 1,4 млн. руб. от уточненного объема бюджетных ассигнований.

По подразделу «Функционирование исполнительных органов государственной власти» при плане 352,2 млн. руб. фактические затраты составили 322,2 млн. руб. По данному подразделу все статьи расходов профинансированы с отставанием.

По подразделу «Прочие расходы на общегосударственное управление» финансировались 2 получателя бюджетных средств: ГУ Ярославской области «Контрольно-счетная палата» и Государственный архив Ярославской области. Расходы на содержание этих организаций составили 15,7 млн. руб., что составляет 88% от суммы плановых назначений. При этом текущие расходы исполнены на 94%, а объем капитальных затрат профинансирован на 53% от законодательно установленных показателей.

В соответствии с уточненным планом значительно (в сумме 15,2 млн. руб.) увеличены расходы на судебную власть - в частности, на обеспечение деятельности мировых судей. По итогам года расходы по данному разделу профинансированы в сумме 14,7 млн. руб., или на 86% к плану, в том числе фактический объем профинансированных капитальных вложений составил 6,9 млн. руб. при плане 9,0 млн. руб., а объем исполнения текущих расходов составил 7,8 млн. руб. при плане 8,2 млн. руб.

В сумме 243,8 млн. руб., что составляет 95% от плана, исполнены расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства. На низком уровне произведены расходы по подразделу 503 «Уголовно-исполнительная система»: при плане 1,8 млн. руб. фактические расходы произведены в сумме 1,0 млн. руб. Значительно ниже утвержденных показателей профинансированы капитальные расходы в сумме 0, 2 млн. руб., или на 20 % от плана. Вместе с тем текущие расходы по данному подразделу исполнены в сумме 0,8 млн. руб., или на 103% от плана.

В целом расходы по разделу «Промышленность, энергетика и строительство» исполнены в сумме 629,2 млн. руб., что на 123,0 млн. руб. меньше законодательно утвержденной суммы. По сравнению с 2002 годом объем исполненных обязательств по разделу возрос на 212,6 млн. руб., или на 51%. Однако, в течение трёх последних лет процент исполнения расходов по указанной отрасли снижается. Так, в 2001 данный показатель составил 106%, в 2002 году – 95% и в 2003 году – 84%.

Исполнение расходов по подразделу 707 «Строительство, архитектура» составило 583,1 млн. руб., или 83% от суммы годовых назначений, в том числе текущие расходы областного бюджета исполнены на 60%, а капитальные расходы – на 84%. На 194% от суммы плановых назначений в сумме 52,5 млн. руб. профинансированы расходы на государственную поддержку строительства. В рамках исполнения ФЦП «Жилище» в соответствии с планом обеспечены расходы по подпрограмме «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилого фонда» в сумме 4, млн. руб. и мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в сумме 3,0 млн. руб. Также в рамках реализации ФЦП «Дети России» на 100% исполнены расходы в сумме 7,0 млн. руб. по подпрограмме «Дети-сироты». Расходы по статье «Государственные капитальные вложения» профинансированы в сумме 509,8 млн. руб., или на 78% от суммы планового показателя.

Из общего объема бюджетных ассигнований по подразделу «Строительство, архитектура» 62,4% направлено на реализацию адресной инвестиционной программы. Первоначально адресная инвестиционная программа принята в сумме 292,4 млн. руб. по 75 направлениям. В действующей редакции закона программой предусмотрено финансирование 93 объектов в сумме 444,1 млн. руб., что в 1,5 раза больше первоначально принятой.

Всего в 2003 году на реализацию адресной инвестиционной программы направлено 364,0 млн. руб., или 82% от запланированных расходов. По сравнению с 2002 годом сумма исполненных бюджетных обязательств увеличилась на 13% в сумме 41,9 млн. руб.

В полном объеме выполнены бюджетные назначения по 33 объектам. В 2003 году не выделялось средств из областного бюджета по 10 объектам программы.

Менее всего профинансированы объекты:

  • строительство газопровода–отвода п. Борисоглебский –5%;
  • газификация левобережной части (1 очередь),
  • Угличский МО – 5%;
  • строительство дебаркадера
  • для речного порта, г. Рыбинск - 7%;
  • строительство пригородной автостанции «Заволжье» – 8%;
  • строительство и реконструкция областного социально-реабилитационного центра «Медвежонок»,
  • г. Ярославль – 8%;
  • строительство Центра матери и ребёнка ЦРБ,
  • п. Некрасовское – 14%

Законом «Об областном бюджете на 2003 год» расходы по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» утверждены в сумме 266,9 млн. руб., исполнены на 239,8 млн. руб., или на 90% к плану. Удельный вес расходов по разделу сложился в размере 2,6% от общего объема расходов областного бюджета и снизился по сравнению с 2002 годом - на 0,5 процентного пункта. В полном объеме профинансированы расходы на приобретение отечественной техники и племенного скота для сельскохозяйственных производителей на условиях лизинга в сумме 75,0 млн. руб., целевые субсидии и субвенции в сумме 0,2 млн. руб., расходы на ведение государственного кадастра, мониторинга земель, землеустройства и водных биологических ресурсов в сумме 1,0 млн. руб. Выше плановых назначений (106%) исполнены расходы по формированию продовольственных фондов. Значительно ниже (на 39%) профинансированы мероприятия по подпрограмме «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений».

Как и в предыдущие годы, расходы на охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию профинансированы на низком уровне. Так исполнение расходов по данному разделу в 2001 году составило 48%, в 2002 году – 73%, в 2003 году – 64%. Однако, в отличие от прошлых лет в полном объеме исполнены расходы на охрану окружающей природной среды в сумме 2,2 млн. руб. Вместе с тем, фактическое финансирование мероприятий в области контроля за состоянием окружающей природной среды и охраны природы составило 22,9 млн. руб., или 51% против установленного планового объема в сумме 45,0 млн. руб.

В соответствии с ведомственной классификацией расходов по разделу «Транспорт, связь и информатика» финансируются 7 получателей бюджетных средств. В соответствии с бюджетными назначениями профинансированы затраты организациям: ГУ «Яроблтранском» в сумме 13,2 млн. руб., ОАО «Авиация Ярославля» в сумме 1,3 млн. руб. На недостаточном уровне, в сумме 36,6 млн. руб. против запланированных 55,3 млн. руб. (на 66%), профинансированы убытки ФГУП СЖД. По остальным 4 бюджетополучателям сумма исполненных обязательств находится в диапазоне 85-99%.

Бюджетные средства на государственную поддержку транспорта направлялись получателям в форме целевых субсидий на покрытие убытков от перевозки пассажиров. Объем исполненных текущих расходов на указанные цели исполнен в общей сумме на 184,1 млн. руб., или 90% к плану.

По разделу «Развитие рыночной инфраструктуры» годовые бюджетные назначения исполнены в сумме 12,3 млн. руб., что больше на 4,7 млн. руб. исполнения 2002 года, при этом процент исполнения по сравнению с 2002 годом снизился на 20,0 процентного пункта. Капитальные расходы по данному разделу, запланированные в сумме 1,0 млн. руб., не финансировались.

Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2003 год» в первой редакции установлены расходы в области социально-культурной сферы в сумме 1768,9 млн. руб. В течение года плановый объем расходов был увеличен на 11% и составил 1965,8 млн. руб. Утвержденный объем расходов больше аналогичного показателя 2002 года на 31,2%. Фактическое исполнение расходов отраслей социально-культурной сферы в 2003 году составило 1853,1 млн. руб. или 94,3% к плановым назначениям. Финансирование текущих расходов по разделам социальной сферы составило 1674,5 млн. руб., или 95,7% , исполнение капитальных затрат – 178,6 млн. руб., или 82,7% к плану.

По разделу «Образование» выше плановых назначений исполнены расходы на содержание детских домов (128%), детских дошкольных учреждений (108%), специальных школ (107%), институтов повышения квалификации (105%), специальных профессионально-технических училищ (104%), учреждений по внешкольной работе с детьми (102%). На низком уровне (16%) исполнены запланированные бюджетные ассигнования на реализацию региональных целевых программ. Также ниже бюджетных назначений профинансированы капитальные вложения по подразделам: «Среднее профессиональное образование» – на 44%, «Переподготовка и повышение квалификации» – 38%.

По разделу «Культура, искусство и кинематография» бюджетные назначения исполнены на 91% в сумме 158,5 млн. руб. С превышением на 3% в сумме 46, 0 млн. руб. профинансированы расходы на мероприятия по государственной поддержке театров, концертных организаций, цирков и других организаций исполнительских искусств. По предметной статье «Дворцы и Дома культуры, другие учреждения клубного типа» выделены бюджетные ассигнования в сумме 0,1 млн. руб., не утвержденные законом о бюджете. Расходы по подразделу «Прочие расходы в области культуры и искусства» исполнены в сумме 12,4 млн. руб., или на 72% к плану года. На уровне 72% в сумме 11,9 млн. руб. профинансированы расходы на реализацию региональных целевых программ. Прочие ведомственные расходы в области культуры и искусства исполнены на 74% в сумме 0,4 млн. руб.

Финансирование расходов по подразделу «Телевидение и радиовещание» осуществлено в сумме 1,3 млн. руб. (94% к плану), по подразделу «Периодическая печать и издательства» - на сумму 7,0 млн. руб., что соответствует плану года. В течение 2003 года расходы на прочие средства массовой информации были снижены с 0,5 млн. руб. до 0,2 млн. руб. Однако и установленные последней редакцией закона о бюджете плановые назначения по данному разделу не выполнены (процент исполнения – 66%). Капитальные вложения по разделу освоены полностью в сумме 0,3 млн. руб.

Расходы по разделу «Здравоохранение и физическая культура» выполнены в общей сумме 776,0 млн. руб., или на 95% к плану. В составе ведомственных расходов на здравоохранение наибольшая сумма – 432,7 млн. руб. - предусмотрена по статье «Больницы, родильные дома, клиники, госпитали». Исполнение расходов по данной статье составило 421,2 млн. руб., или 97%. С превышением на 7% в объеме 11,3 млн. руб. профинансированы расходы на обслуживание санаториев для больных туберкулезом. В соответствии с планом исполнены расходы на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности.

Текущие расходы по подразделу «Физическая культура и спорт» исполнены на 90% в сумме 150,9 млн. руб. против плана в размере 168,1 млн. руб. По сравнению с 2002 годом объем плановых назначений 2003 года (с учетом изменений) вырос на 43,6 млн. руб., исполнение расходов увеличилось на 30,4 млн. руб.

Исполнение расходов по статье «Прочие учреждения и мероприятия в области физической культуры и спорта» составило 63% в сумме 13,2 млн. руб. против установленных в бюджете – 21,0 млн. руб.

Наряду с этим, в результате проведенного контрольно-счетной палатой анализа установлено, что в 2003 году на мероприятия в области физической культуры и спорта муниципальными округами были привлечены средств областного бюджета в общем объеме 11,4 млн. руб., в том числе в составе запланированных дотаций в сумме 0,8 млн. руб. и в виде финансирования конкретных спортивных мероприятий в сумме 10,6 млн. руб. Постатейный анализ использования финансовой помощи муниципальным округам показал, что на поддержку массового спорта (проведение спортивных соревнований различного уровня и приобретение спортивного инвентаря) фактически истрачено 4,4 млн. руб., и средства в сумме 7,0 млн. руб. направлены на поддержку спортивных команд – хоккейного клуба «Рыбинск».

Исполнение раздела бюджета «Социальная политика» составило 492,7 млн. руб., или 93% к плану года. По подразделу «Учреждения социального обеспечения и службы занятости» основная доля расходов в размере 167,2 млн. руб. предусмотрена на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Исполнение данной статьи составило 166, 0 млн. руб. - 99% к запланированной сумме. Расходы на выплату пособий и социальной помощи в составе подраздела «Социальная помощь» профинансированы на 79%, расходы на выплату пенсий и пособий исполнены на 89% к годовому плану. С превышением на 1% в сумме 11,9 млн. руб. профинансированы расходы на государственную поддержку в области молодежной политики.

По подразделу 1806 «Прочие мероприятия в области социальной политики» исполнение принятых на 2003 год бюджетных обязательств сложилось следующим образом:

  • целевые субсидии и субвенции на реализацию льгот по ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» исполнены на 100%;
  • расходы на реализацию льгот по ФЗ «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы», «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» – на 126%;
  • расходы субъектов РФ и муниципальных образований по реализации ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - на 46%;
  • реализация ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» за счет фонда компенсаций – на 97%;
  • расходы на возмещение установленных льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию – на 100%;
  • расходы на осуществление льгот по ФЗ «О ветеранах», в части полномочий субъекта – на 89%;
  • затраты на реализацию региональных целевых программ – на 82%.

Полностью профинансированы обязательства по выплате пособий гражданам, имеющих детей. В сумме 0,6 млн. руб. или на 11% исполнены бюджетные обязательства по выплате пособий на детей военнослужащих и гражданского персонала.

Наибольший удельный вес в объеме затрат 41,7% в общем объеме затрат областного бюджета составляют расходы по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней».

В течение 2003 года расходы по данному разделу были увеличены в 1,6 раза и составили 4249,6 млн. руб. В соответствии с отчетом фактическое исполнение расходов составило 3841,9 млн. руб. – 90% к утвержденной законом сумме. Недовыполнение бюджетных обязательств по данному подразделу сложилось за счет недостаточного финансирования расходов относительно запланированных по статьям: «Дотации и субвенции» (90%), «Государственные капитальные вложения (76%), а также мероприятий по реализации ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы (94%) и ФЦП «Социальное развитие села до 2010» (74%).

Прочие расходы областного бюджета были запланированы в сумме 109,4 млн. руб., исполнение составило 69 млн. руб. В составе прочих расходов отражается резервный фонд. Законом «Об областном бюджете на 2003 год» размер резервного фонда установлен в сумме 23 млн. руб., что не превышает предельного размера 3% от общего объема расходов, установленного законом Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области». Согласно отчету о расходовании резервного фонда за 2003 год профинансировано расходов на сумму 13,1 млн. руб., или 57% от утвержденной законом.

В составе прочих расходов отражаются также бюджетные кредиты (бюджетные ссуды). Право предоставления кредитов (ссуд) в целях государственной поддержки, в том числе реструктуризации и финансового оздоровления организаций, расположенных на территории Ярославской области, установлено законом о бюджете в пределах 20 млн. руб.; на покрытие кассовых разрывов муниципальным образованиям – в пределах 100 млн. руб. Согласно отчету о предоставленных кредитах из областного бюджета на 01.01.2004 выдано ссуд и кредитов организациям 20,5 млн. руб., погашено – 20,7 млн. руб. Следует отметить, что в числе выданных указана сумма 0,5 млн. руб. - задолженность, поставленная на учет в 2003 году. Согласно справке о предоставленных ссудах бюджетам других уровней на 01.01.2004 муниципальным образованиям выделено 15,2 млн. руб., погашено – 18,6 млн. руб. Остаток непогашенной муниципальными образованиями задолженности составляет 205,7 млн. руб.

Таким образом, фактический объем погашенных бюджетных ссуд и кредитов превысил объем предоставленных средств на 3,6 млн. руб.

5. Анализ финансирования областных программ.

В течение 2003 года в области действовало 48 программ (в 2002 году- 39, в 2001 году - 23). В соответствии с Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2003 год» (в последней редакции) на реализацию данных программ планировалось выделить 1983,1 млн. руб. Фактическое исполнение составило в соответствии с отчетом 1820,7 млн. руб.(91,8%), что составляет 19,8% общей суммы осуществленных в 2003 году расходов.

Анализ исполнения областных программ показывает, что полностью в соответствии с планом профинансировано 8 программ. По 6 программам сумма финансирования превышает 100%. Наименее всего (ниже 50%) исполнены следующие программы:

  • областная программа «Государственная поддержка деятельности в сфере информационных технологий на 2001-2003 годы» – 15%;
  • программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства – 43%;
  • программа содействия занятости населения – 23%;
  • областная программа «Повышение безопасности дорожного движения в Ярославской области» – 15%;
  • областная целевая программа «О мерах по поддержке реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России по Ярославской области» – 23%;
  • областная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Ярославской области» – 39%.

По остальным 28 программам уровень исполнения колеблется от 61 до 99%.

Так же, как и в предыдущие годы, объем средств, запланированных в бюджете 2003 года на исполнение ряда областных программ, не соответствует размеру, предусмотренному в утвержденных программах. Так, основная доля бюджетных ассигнований (60,5% общей суммы финансирования всех программ) приходится на исполнение Губернаторской целевой программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог, автодорожных проездов городов и сел Ярославской области. За 2003 год исполнение данной программы составило 88% от установленного плана, а сумма недофинансирования – 149,1 млн. руб. При этом сумма фактического финансирования выше предусмотренной паспортом программы на 236,9 млн. руб. А по программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на период 2003-2004 годов», наоборот, сумма, предусмотренная бюджетом, ниже указанной в программе на 2003 год.

Существенным недостатком бюджетного финансирования областных программ является неравномерное, непропорциональное выделение бюджетных средств. Как и в прошлые годы, наибольшая часть программ финансируется в 4 квартале. Сравнительный анализ исполнения областных программ за 9 месяцев 2003 года и за 2003 год показал, что на 01 октября прошедшего года 23 программы были профинансированы менее, чем на 50%, в том числе по пяти из них средства из бюджета не выделялись.

Сложившиеся за последние годы тенденции при формировании и исполнении областных целевых программ в виде возрастания количества программ и отставания их финансирования преодолеть не удалось и в 2003 году.

Недостаточно системный и комплексный подход к разработке и реализации программ, в условиях ограниченных средств областного бюджета ведет к снижению эффективности их использования. В результате областные целевые программы все больше становятся дополнительным источником финансирования текущих расходов.

6.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

Контрольно-счетной палатой проанализированы отдельные показатели отчетов об исполнении смет расходов 44 главных распорядителей и получателей бюджетных средств, кассовые расходы которых составляют 4601,9 млн. руб., или 50 % в годовом объеме исполнения областного бюджета.

В ходе исполнения Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2003год» главными распорядителями областного бюджета допускалось отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность, что влияло на эффективность использования средств областного бюджета.

По состоянию на 01.01.2004г. у главных распорядителей и получателей средств областного бюджета задолженность прочих дебиторов (субсчет 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами») составила 97583,9 тыс. руб., что составляет 2,1% к кассовым расходам за 2003 год.

Наибольший удельный вес в общем объеме дебиторской задолженности в сумме 97,6 млн. руб. составляют расходы по статьям: «Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг» – 33,5% в сумме 32,7 млн. руб. (33,5%), «Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования» – 28,3% в сумме 27,6 млн. руб. (28,3%).

Рядом бюджетополучателей не обеспечивается своевременное взыскание не реализованной дебиторской задолженности.

В управлении противопожарной службы УВД области с 2001г. из-за недостаточного поступления федеральных средств на расходы по приобретению угля, ГСМ, прочих расходных материалов числится задолженность за федеральным бюджетом по состоянию на 1 января 2004г. в сумме 708,9 тыс. руб.

В ходе встречной проверки в департаменте культуры и туризма Администрации Ярославской области установлено, что по ряду организаций числится дебиторская задолженность в общей сумме 283,2 тыс. руб. в течение нескольких лет, в том числе задолженность с размере 126, 0 тыс. руб., списанная с баланса в 2004 году из-за несостоятельности должника по решению суда, что является прямой потерей бюджета.

Кроме того, в 2003 году по департаменту культуры и туризма образовалось дебиторская задолженность еще по 21 организации. Наибольшая дебиторская задолженность числится за:

ЯРОМУ «Ярославский проект» – в сумме 373 тыс. руб. с мая 2003 года;

ОАО «Ярнефтехимстрой» - в сумме 500,0 тыс. руб. с сентября 2003 года

ООО фирма «Ремсервис» - в сумме 772,2 тыс. руб. с сентября 2003 года.

По данным баланса Красноборской спецшколы по состоянию на 01.01.2004г. общая сумма авансов ГУП «Ярославльстройматериалы» на реконструкцию котельной, составляет 6287,5 тыс. руб. В 2003г. реальная стоимость реконструкции только по выполнению работ (без учета стоимости оборудования) ориентировочно составляет 2800,0 тыс. руб.

В течение года на проведение реконструкции котельной направлены средства по статье 240330 «Капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, исключая капремонт жилого фонда» 2300,0 тыс. руб. и по статье 110770 «Прочие коммунальные услуги» 300,0 тыс. руб. Указанные средства в полной сумме перечислены ГУП «Ярославльстройматериалы». Таким образом, нецелевой расход средств составляет 2600,0 тыс. руб.

Получателями средств областного бюджета на 1 января 2004г. отвлечено в дебиторскую задолженность:

-по расчетам с бюджетом по налогу с доходов физических лиц –1184 тыс. руб.;

-по расчетам с Пенсионным фондом РФ- 903,9 тыс. руб.,

  • по расчетам с фондом обязательного медицинского страхования-209,4 тыс. руб.

Долг за фондом социального страхования составляет 1616 тыс. руб. При этом только по департаменту образования из общей суммы задолженности в 418 тыс. руб.-183,6 тыс. руб., или 44% не получено от ФСС в связи с несвоевременной подачей рядом учреждений образования в органы социального страхования документов на возмещение расходов по начисленным социальным пособиям: оплата листков по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и др., превышающих сумму начислений единого социального налога в части социального страхования.

На организацию исполнения областного бюджета в 2003 году оказали влияние обязательства, возникшие в предыдущие годы (кредиторская задолженность).

Статьи 219-221 Бюджетного кодекса обязывают главных распорядителей и пользователей бюджетных средств производить свои расходы только в пределах доведенных до них уведомлений о бюджетных ассигнованиях, а также утвержденных смет доходов и расходов.

Сумма кредиторской задолженности бюджетополучателей по анализируемым отчетам на 1.01.2004г. составила 133377,8 тыс. руб. Наибольший удельный вес в общей сумме задолженности имеют такие статьи расходов, как «Оплата коммунальных услуг» – 14920,8 тыс. руб.(11,2%), «Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг» – 60709,4 тыс. руб. (45,5%), «Капитальный ремонт» – 44271,9 тыс. руб. (33,2%).

Выборочная проверка задолженности показала, что отдельные бюджетополучатели имеют долги за выполненные работы и услуги на протяжении значительного периода времени. Так, с 1999г. за департаментом государственного регулирования хозяйственной деятельности Администрации области числятся пени по аренде помещений муниципальному комитету г. Ярославля в сумме 87,6 тыс. руб. С 1998г. из-за отсутствия документов по взаимозачету с нефтебазой у транспортного отдела администрации числится задолженность в сумме 86,8 тыс. руб., а также за ремонт автомашин другим организациям с сентября 2001г. - 130,9 тыс. руб., с августа 2000г. - 23,7 тыс. руб.

По департаменту культуры и туризма имеет место непогашенная кредиторская задолженность: с 2001 - в сумме 96,5 тыс. руб., с 2002 года - в сумме 204,4 тыс. руб.

Результаты проверки, осуществленной контрольно-счетной палатой, позволяют сделать вывод о необходимости принятия главными распорядителями средств областного бюджета дополнительных мер по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности.

7. Анализ исполнения долговых обязательств области

Работа по сокращению государственного долга в рамках долгосрочной программы реструктуризации государственного долга на основе положений закона Ярославской области «О государственных заимствованиях Ярославской области» является одним из основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области последних лет. Анализ динамики объема государственного долга области представлен в таблице.

Динамика государственного долга области 2001-2003


(тыс. руб.)

Показатели

на

01.01.2002

на

01.01.2003

на

01.01.2004

Кредитные соглашения и договоры

480241

378872

685000

Государственные ценные бумаги

31820

0

500000

Бюджетные ссуды и кредиты

333719

424218

387636

Итого собственный долг:

845780

803090

1572636

Поручительства, предоставленные за третьих лиц

2108485

2472579

2216981

Начисленные проценты, пени и проценты, рассчитанные до конца действия договоров поручительства

1066364

1226808

1231905

Всего долг по поручительствам:

3174849

3699387

3448886

Всего государственный долг:

4020629

4502477

5021522

Расходы на обслуживание долга

67354

98574

108291

Доходы без учёта финансовой помощи

4078245

5668435

6589993

Всего расходов

4812052

6659521

9211630

Профицит/дефицит(-)

-33691

63910

-813613

Соотношение объёма расходов на обслуживание госдолга и объёма расходов бюджета (%)

1,40%

1,48%

1,18%

Соотношение объёма госдолга и объёма доходов без учёта фин. помощи из фед. Бюджета (%)

98,59%

79,43%

76,20%

Как видно из таблицы, объем государственного долга области по состоянию на 01.01.2004 по сравнению с началом года увеличился на 519 млн. руб., а по сравнению с началом 2002 года – на 1000,9 млн. руб. В том числе, собственный долг области по состоянию на 01.01.2004 по сравнению с началом года возрос на 769,5 млн. руб., а по сравнению с началом 2002 года – на 726,8 млн. руб. В то же время, долг по гарантиям снизился в течение 2003 года с 3699,4 млн. руб. до 3448,9 млн. руб. (на 250,5 млн. руб.) Несмотря на то, что общая сумма государственного долга за 2002-2003 год выросла, соотношение объема госдолга к объему доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета за этот период сократилось на 22,4 процента. Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета снизилась с 1,4% на начало 2002 года до 1,18% на 01.01.2004.

Долговая книга области ведется в соответствии с требованиями ст. 121 БК РФ. Постановления Администрации и Губернатора Ярославской области, регламентирующие порядок ведения государственной долговой книги области в 2003 году, не принимались.

В долговую книгу внесены все сведения об объеме долговых обязательств области по всем государственным заимствованиям, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и т. д.

Вместе с тем, такие формы обязательств как соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств области прошлых лет, отдельно в долговой книге не отражаются, а включаются в иные формы долговых обязательств.

В соответствии со ст. 27 закона Ярославской области от 12.10.2001 № 45-з «О государственных заимствованиях Ярославской области» в составе отчета об исполнении областного бюджета представлен отчет о состоянии государственного долга.

Всего в 2003 году было привлечено заимствований на сумму 1898,3 млн. руб. при плане 1937,6 млн. руб., погашено 1158,5 млн. руб. при плане 1246,5 млн. руб., направлено на покрытие дефицита областного бюджета 739,5 млн. руб. при плане 691,1 млн. руб. Расходы на обслуживание государственного долга составили 108,3 млн. руб.

Все указанные плановые и фактические параметры не превышают предельные размеры, установленные ст. 107 БК РФ (предельный объем государственного долга области не должен превышать объем доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета), ст. 111 БК РФ (предельный объем расходов на обслуживание государственного долга области не должен превышать 15 процентов объема расходов областного бюджета), ст. 92 БК РФ (размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 процентов объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета).

Анализ исполнения программы государственных внутренних заимствований в 2003 году приведен в таблице:
(тыс. руб.)

Виды долговых обязательств (привлечение/погашение)

Сумма по Закону

Факт.

исполнение

% исп.

Государственные ценные бумаги

500000

500000

100,0

Привлечение средств

500000

500000

100,0

Погашение основной суммы задолженности

0

0

100,0

Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

-114653

-66353

57,9

Получение бюджетных ссуд

90000

90301*

100,3

Погашение основной суммы задолженности

204653

156654

76,5

Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации

305724

306128

100,1

Получение кредитов

1347596

1308000

97,1

Погашение основной суммы задолженности

1041872

1001872

96,2

ИТОГО

691071

739775

107,0

Привлечение средств

1937596

1898301

98,0

Погашение основной суммы задолженности

1246525

1158526

92,9

* долг по гарантиям на сумму 301 тыс. руб. переведён в обязательства области

Анализ кредитных соглашений, договоров на привлечение заемных средств, решения эмиссии показал следующее.

Всего в 2003 году было привлечено кредитных ресурсов кредитных организаций на сумму 1308 млн. руб. при плане привлечения в сумме 1347,6 млн. руб., погашено 1001,9 млн. руб. при плане 1041,9 млн. руб. Остаток задолженности по кредитам по состоянию на 01.01.04 г. составил 685 млн. руб. Кредиты привлекаются на основания постановлений Администрации Ярославской области с указанием банка-кредитора и суммы заимствования. Практически все кредитные договоры с кредитными организациями заключены под соответствующие либо более низкие процентные ставки, чем учетные ставки рефинансирования, установленные Центральным банком Российской Федерации. В то же время, на момент заключения кредитных договоров по 9 договорам установленные процентные ставки были выше ставки рефинансирования на 2,0-4,0 процентных пункта.

Ограничения, установленные ст. 95 БК РФ в части привлечения средств для покрытия дефицита бюджета в виде кредитов только кредитных организаций, соблюдены.

По государственным ценным бумагам привлечено всего средств в сумме 500 млн. руб., погашение которых не предусматривалось.

На основании Решения об эмиссии государственных облигаций Ярославской области с фиксированным купонным доходом, разработанного в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных облигаций Ярославской области, утвержденными постановлением Администрации от 26.06.03 № 96-а и Условиями эмиссии и обращения государственных облигаций Ярославской области, утвержденными приказом департамента финансов от 01.07.03 № 1 (ред. от 20.10.03. № 4), в 2003 году осуществлялся выпуск государственных облигаций Ярославской области с фиксированным купонным доходом. Общий объем выпуска составляет 500 млн. руб. по номинальной стоимости. Объем расходов, связанных с обслуживанием ценных бумаг за 2003 год, составляет 4,51 тыс. руб.

В соответствии с предоставленным отчетом о государственном долге было привлечено бюджетных ссуд и кредитов из федерального бюджета в сумме 90,3 млн. руб. (в том числе в обязательства области переведен долг по гарантиям АО Росовощплодпрому на сумму 0,3 тыс. руб., заемщик Консервный завод «Поречский») при плане 90 млн. руб., погашено 156,7 млн. руб. при плане 204,7 млн. руб.

Областные государственные гарантии в 2003 году предоставлялись по решению Администрации области в пределах, установленных Законом «Об областном бюджете на 2003 год». Решения приняты по 6 организациям на сумму 99,5 млн. руб. Договоры заключены с 4 организациями. Согласно отчету предоставлено гарантий на сумму 34,5 млн. руб., с учетом фактически начисленных процентов и пени – 36,4 млн. руб., а с учетом рассчитанных процентов до конца действия договоров – 36,7 млн. руб. Фактически погашена заемщиками сумма основного долга по гарантиям 2003 года 23 млн. руб. и проценты – 1,95 млн. руб.

На 01.01.2004 основной долг по гарантиям составил 2217,0 млн. руб., что на 255,6 млн. руб. меньше аналогичного показателя на 01.01.2003. Долг по начисленным процентам и пеням за 2003 год вырос на 13% и составил 1110,2 млн. руб. Однако за счёт уменьшения суммы основного долга и суммы процентов, рассчитанных до конца действия договоров, суммарный долг по гарантиям (поручительствам) снизился на 250,5 млн. руб. и составил на конец 2003 года 3448,9 млн. руб.

Согласно договору поручительства департамент финансов Ярославской области погасил задолженность заёмщика ОАО «Ярхимпромстрой» перед ОАО КБ «Севергазбанк» в размере 6,0 млн. руб., 7,0 млн. руб. и 7,0 млн. руб. в июне, июле и августе 2003 года соответственно.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исполнение данных гарантий отражено как предоставление бюджетного кредита, который был погашен заёмщиком (ОАО «Ярхимпромстрой») 02.09.2003 в объёме 20,0 млн. руб.

Проверка состояния первичного учета долговых обязательств показала, что бухгалтерский учет по государственному внутреннему долгу области в 2003 году осуществлялся в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом МФ РФ от 17.02.99г. № 15н. Остатки на 01.01.2004г. по соответствующим счетам Главной книги соответствуют данным о состоянии государственного долга по Долговой книге Ярославской области по состоянию на 01.01.2004г.

Аналитический учет по видам кредитов в разрезе кредитных организаций, по видам ценных бумаг, по видам ссуд, полученных из федерального бюджета, а также в разрезе договоров поручительства и выданных гарантий, осуществлялся в соответствии с п.п. 90 – 94 вышеназванной инструкции.

Выводы.

Контрольно-счетная палата считает возможным рекомендовать принять проект отчета об исполнении областного бюджета за 2003 год.

Предложения.

Исходя из вышеизложенного, контрольно-счетная палата предлагает:

  • при составлении и исполнении бюджета основываться на основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на очередной финансовый год;
  • принять меры по повышению эффективности бюджетных расходов и их оптимизации, разработать современные методы оценки рациональности бюджетных затрат;
  • продолжить работу по формированию и исполнению областных программ, определив критерии отбора мероприятий и программ, увязав их финансирование с приоритетами социально-экономической политики области;
  • принять меры по обеспечению своевременного поступления в бюджет неналоговых платежей.
  • представить отчет об исполнении целевого бюджетного фонда за отчетный финансовый год.
  • полностью перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов.
  • принять дополнительные меры по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности.

Зам. председателя

контрольно-счетной палаты П.И. Уткин

Приложение 1. Показатели доходной части бюджета

подробнее »

Приложение 2. Структура доходов областного бюджета.

подробнее »

Приложение 3. Структура налоговых доходов областного бюджета

подробнее »

Приложение 4. Показатели расходной части бюджета.

подробнее »

Приложение 5. Динамика исполнения расходов по годам

подробнее »

Приложение 6. Источники покрытия дефицита областного бюджета за 2003 год.

подробнее »

наверх страницы

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: +7 (095) 981-66-52, 981-66-53  Факс: +7 (095) 981-66-52