карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Контрольно-счётная палата Ярославской области

Общая информация

Законодательство

Контакты

Деятельность

Планы работ

Отчёты

Экспертно-аналитическая

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

13.03 План работы КК Тульской областной Думы на I полугодие 2006 года. Подробнее

13.03 Краткий отчет КК Тульской областной Думы о проделанной работе за 2005 год. Подробнее

13.03 План работы КСП Амурской области. Закрытый раздел. Подробнее

13.03 Отчет о деятельности КСП Амурской области в 2005 году. Закрытый раздел. Подробнее

10.03 Закон Амурской области об областном бюджете на 2006 год. Подробнее

Фотоархивы АКСОР России


Подробнее

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

С 12.08.05г. проводится опрос сотрудников контрольно-счётных органов - пользователей сайта.

Цель опроса - оптимизация представления информационных материалов на сайте, разработка новых сервисов.

Предлагаем всем заинтересованным лицам заполнить анкету

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Контрольно-счётная палата Ярославской области  >>  Деятельность   >>  Экспертно-аналитическая деятельность Заключение контрольно-счетной палаты Ярославской области на уточненный  проект закона Ярославской области на проект закона  Ярославской области «Об областном бюджете на 2003 год» Экспертно-аналитическая деятельность

Заключение Контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2002 год».

версия для печати 

1. Общие положения.

Заключение контрольно-счетной палаты Ярославской области по отчету Администрации Ярославской области об исполнении областного бюджета за 2002 год, представленному в форме проекта закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2002 год», подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, законом Ярославской области «О контрольно-счетной палате Ярославской области».

На основании статьи 53 закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» проведена проверка департамента финансов Ярославской области как областного органа исполнительной власти, ответственного за составление и исполнение областного бюджета, обладающего бюджетными полномочиями и несущего ответственность в бюджетном процессе в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, и как главного распорядителя средств областного бюджета.

В заключении использованы результаты проверок контрольно-счетной палаты, проведенных в соответствии с планом работы.

Отчет Администрации Ярославской области об исполнении областного бюджета за 2002 год представлен в Государственную Думу Ярославской области 30.04.2003, что соответствует статье 51 закона Ярославской области от 23.04.01 № 19-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области». Отчет Администрации Ярославской области направлен Государственной Думой в контрольно-счетную палату Ярославской области 5 мая 2003 года.

Сводные данные при сверке отчета с регистрами бухгалтерского учета свидетельствуют о достоверности представленного для проверки отчета данным бухгалтерского учета.

Проект закона «Об исполнении областного бюджета за 2002 год» не в полной мере соответствует структуре, которая применялась при утверждении закона «Об областном бюджете на 2002 год», как это предусмотрено пунктом 2 статьи 272 Бюджетного кодекса РФ.

В составе приложений к законопроекту отсутствуют данные об исполнении Программы государственных внутренних заимствований Ярославской области на 2002 год и Программы предоставления государственных гарантий (поручительств) Ярославской области на 2002 год, в части фактически сложившихся показателей.

Одновременно с годовым отчетом представлен отчет об исполнении бюджета территориального дорожного фонда.

В нарушение статьи 21 закона Ярославской области от 24.02.98 № 2-з «О порядке и условиях предоставления льгот по налогам и сборам» не представлена информация о сумме, на которую уменьшены доходы областного бюджета за отчетный финансовый год в результате использования льгот по налогам и сборам.

2. Макроэкономические условия исполнения областного бюджета в 2002 году.

рублей.

По доходам на душу населения Ярославская область среди субъектов центрального федерального округа (за исключением Москвы) имеет самый высокий рейтинг.

Макроэкономические условия исполнения областного бюджета характеризуются в основном положительной динамикой основных показателей развития экономики области.

Объем промышленной продукции по сравнению с 2001 годом составил 103,2%. Наиболее высокие темпы роста производства достигнуты в стекольной и фарфорово-фаянсовой отрасли – 158,2%, пищевой промышленности – 121,5%, промышленности строительных материалов – 105,1%.

Основные социально-экономические показатели развития Ярославской области за 2002 год.

млн. рублей

Показатель

Прогноз 2002

Факт 2002

Исполнение, %

В % к 2001 г

Прогноз

Факт

Промышленная продукция в отпускных ценах предприятий (без НДС), млн. рублей

69868,3

69567,0

99,6

103,7

103,2

Валовая продукция сельского хозяйства, млн. рублей

10803,5

10813,2

100,1

94,6

94,7

Объем платных услуг населению, млн. рублей

8506,9

7640,6

89,8

117,0

105,1

Розничный товарооборот, млн. рублей

22541,6

21436,0

95,1

113,9

108,3

Грузооборот по всем видам транспорта, млн. т км

20902,3

22706,8

108,6

95,5

103,7

Среднемесячная заработная плата, руб.

3945,0

4128,0

104,6

132,9

139,1

Индекс потребительских цен, % декабрь к декабрю

116,0

116,1

Согласно оперативным данным Ярославского государственного комитета государственной статистики финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий области (кроме банков и страховых компаний) составил 6036,4 млн. рублей прибыли, что составляет 62,3% уровня 2001 года. При этом из 1319 предприятий 767 (58,2%) обеспечили получение прибыли в размере 10166,7 млн. рублей и 552 (41,8%) допустили убытки в сумме 4130,3 млн. рублей.

Наибольшая доля прибыли приходится на промышленность – 6770,0 млн. рублей, рост которой по отношению к 2001 году составил 117,2%. Наибольшие убытки – 2003,6 млн. рублей, приходятся на транспорт, тогда как в 2001 году в данной отрасли была получена прибыль в размере 2628,2 млн. рублей. Следует отметить, что такой убыток приходится в основном на железнодорожный транспорт (52,6% всей суммы), возникший вследствие перерасчета амортизационных начислений в соответствии с указаниями Минфина РФ.

Максимальный рост прибыли по сравнению с 2001 годом приходится на следующие отрасли:

  • торговля и общественное питание – в 3,4 раза;
  • жилищно-коммунальное хозяйство – 139,5%;
  • непроизводственные виды бытового обслуживания – 119,2%;
  • промышленность – 117,2%;
  • связь – 114,9%.

Кредиторская задолженность предприятий составила 40622,3 млн. рублей, в том числе 50,8% всех предприятий имели просроченную задолженность в сумме 13362,9 млн. рублей, или 32,9%. В структуре просроченной задолженности наибольший удельный вес занимает задолженность бюджету – 3626,6 млн. рублей (27,1%), далее поставщикам – 3220,3 млн. рублей (24,1%) и внебюджетным фондам – 3172,6 млн. рублей (23,7%).

Дебиторская задолженность составила 20423,9 млн. рублей, в том числе 50,3% предприятий имели просроченную задолженность в сумме 6018,6 млн. рублей (29,5%). Около половины объема просроченной задолженности (47,0%) составляют долги покупателей – 2829,5 млн. рублей.

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности показывает, что кредиторская превышает дебиторскую задолженность в 2 раза, в том числе по просроченной в 2.2 раза.

Сводный индекс потребительских цен в декабре 2002 года по отношению к декабрю 2001 года составил 116,1%, что на 4,7 процентного пункта ниже, чем в 2001 году. Следует отметить, что прогноз индекса потребительских цен при составлении бюджета на 2002 год составил 116,0%, что практически соответствует фактическому показателю.

Анализ отклонений по основным социально-экономическим показателям показал, что в большинстве случаев фактические данные достаточно близки к прогнозным, что свидетельствует об улучшении качества расчетов при прогнозировании макроэкономических показателей при составлении проекта бюджета. Однако, по отдельным показателям (например, объем платных услуг населению: прогноз – 8506,9 млн. рублей, факт – 7640,6 млн. рублей; грузооборот по всем видам транспорта: прогноз – 20902,3 млн. т. км., факт – 22706,8 млн. т. км.) необходимо повышение надежности прогноза.

Следует отметить, что в течение 2002 года четыре раза вносились изменения в доходную часть областного бюджета, благодаря чему первоначальная сумма доходов областного бюджета 5725,3 млн. рублей была увеличена на 16,7% и составила 6678,7 млн. рублей. Таким образом фактически полученная сумма доходов составляет 117,4% по сравнению с первоначальной редакцией закона о бюджете на 2002 год.

3. Общая характеристика исполнения закона Ярославской области “Об областном бюджете на 2002 год”.

Стратегические приоритеты на 2002 год определены в соответствии с постановлениями Губернатора Ярославской области от 14.11.2000 № 764 “О программе социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 гг. “От выживания к благополучию” и от 04.06.2001 № 387 “Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2002 год”.

Согласно постановлению от 04.06.2001 № 387 к ключевым задачам налоговой и финансово-бюджетной политики на 2002 год относятся:

  • снижение долговой нагрузки на бюджет и экономику области;
  • обеспечение устойчивого выполнения органами власти финансовых обязательств перед организациями и жителями области;
  • создание финансовых стимулов для экономического развития и роста поступлений в бюджет, а также для развития собственного налогового потенциала области;
  • создание эффективной системы межбюджетных отношений.

Итоги 2002 года свидетельствуют о том, что в ходе исполнения бюджета решен ряд ключевых задач.

Доходы областного бюджета исполнены на 101%. Сверх сумм, установленных законом поступило 44,8 млн. рублей. Расходная часть исполнена на 94%. При плановом дефиците 405,6 млн. рублей бюджет исполнен с профицитом 63,9 млн. рублей.

Сократились остатки средств на счетах по учету средств областного бюджета с 100,1 млн. рублей на 01.01.2002 до 70,7 млн. рублей на 01.01.2003.

Долговые обязательства области увеличились по сравнению с прошлым годом на 481,9 млн. рублей.

Не закончено формирование системы исполнения областного бюджета через казначейские органы, что уже отмечалось ранее в заключениях контрольно-счетной палаты.

4. Доходы областного бюджета.

В соответствии с «Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2002 год», определенными в постановлении Губернатора Ярославской области от 04.06.2001 № 387, политика в сфере налоговых и неналоговых доходов бюджета предусматривает:

  • обеспечение стабильного роста уровня собираемости налоговых доходов и мобилизация имеющихся налоговых резервов,
  • развитие собственного налогового потенциала области,
  • жесткую и обоснованную политику налоговых льгот.

Администрацией области проведена определенная работа по повышению уровня собираемости доходов наряду с другими факторами, обеспечивающими поступления в бюджет: индексация налоговых ставок, рост потребительских цен, рост уровня объемов производства и заработной платы.

За 2002 год доходная часть областного бюджета по сравнению с 2001 годом увеличилась в номинальном выражении в 1,4 раза.

Законом Ярославской области от 03.01.2002 № 1-з «Об областном бюджете на 2002 год» (первоначальная редакция) доходы бюджета были установлены в сумме 5725,3 млн. руб. Указанным законом (в ред. от 14.01.2003 № 2-з) доходы областного бюджета были увеличены на 953,3 млн. руб., или на 16,7%, и установлены в сумме 6678,7 млн. руб. (приложение № 1).

Исполнение доходов за 2002 год составило 6723,4 млн. руб., или 101% от объема, установленного областным законом.

На 01.01.2002 задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему согласно налоговой отчетности формы № 4-нм по Ярославской области составила 4982,3 млн. руб. (без учета задолженности в территориальный дорожный фонд). На 01.01.2003 этот показатель по данным Департамента финансов составил 4829,2 млн. руб., что свидетельствует о сокращении в течение года задолженности во все уровни бюджетов на 153,1 млн. руб.

В соответствии с Постановлением Администрации Ярославской области от 24.05.2002 № 96-а «О реструктуризации задолженности предприятий области по налогу на пользователей автомобильных дорог, начисленным пеням и штрафам» Департаментом финансов проводилась определенная работа.

В течение 2002 года по данному вопросу вынесено 108 решений о предоставлении права на реструктуризацию на общую сумму 711,1 млн. руб.

На основании Постановления Администрации Ярославской области от 22.08.2001 № 125-а «О реструктуризации задолженности сельхозпредприятий и организаций по обязательным платежам в областной бюджет в 2001 году» решения о реструктуризации просроченной задолженности по обязательным платежам в областной бюджет при одновременной реструктуризации просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ принимаются территориальными налоговыми органами по согласованию с Департаментом финансов Ярославской области.

Сведениями о суммах реструктуризированной задолженности по конкретным налогоплательщикам и суммах, поступивших в течение года, Департамент финансов не располагает. Такие данные имеются в целом за год.

В связи с изложенным и при отсутствии четкого взаимодействия в работе по реструктуризации с территориальными налоговыми органами, ослаблен контроль за поступлением платежей по реструктуризированной задолженности в областной бюджет.

Структура поступлений доходов в областной бюджет по группам доходов представлена в диаграмме (приложение № 2), которая свидетельствует о незначительном ее изменении в 2002 году в сравнении с 2001 годом.

Налоговые доходы в объеме всех поступлений 2002 года составили – 64%, неналоговые доходы – 2%, доходы целевых бюджетных фондов – 18%, безвозмездные перечисления – 16%; в 2001 году эти показатели составляли 64%, 3%, 18%, 15% соответственно.

В соответствии с законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2002 год» (с учетом изменений и дополнений) налоговые доходы были определены в сумме 4355,5 млн. рублей и исполнены на 99,9%.

Структура налоговых доходов в 2002 году в сравнении с 2001 годом претерпела некоторые изменения (приложение № 3).

В структуре налоговых доходов областного бюджета доля акцизов увеличилась с 37% в 2001 году до 38% в 2002 году, налога на доходы физических лиц – соответственно с 20% до 22%. Сократилась доля налога на прибыль предприятий и организаций с 22% в 2001 году до 19% в 2002 году, налога с продаж – с 5% до 3%.

Бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций (19% налоговых доходов) исполнены в 2002 году в сумме 824,8 млн. руб., или на 107% к сумме налога, установленной законом о бюджете.

Один из наиболее весомых доходных источников областного бюджета – 22% - налог на доходы физических лиц, поступление которого составило за отчетный период 975,3 млн. руб., или 109% к назначенной сумме.

В тоже время, бюджетные назначения по отдельным показателям налоговых доходов не исполнены.

Несмотря на то, что поступление акцизов в областной бюджет в 2002 году (1606,1 млн. руб.) увеличилось на 495,2 млн. руб. к прошлому году, исполнение этого доходного показателя составило 96% к назначениям бюджета.

Бюджетные назначения по налогам на совокупный доход выполнены на 71%, на что в значительной мере повлияли изменения как федерального законодательства по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности в части зачета уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и изменение порядка и сроков уплаты налога, так и областного – в части установления понижающих коэффициентов для расчета налога.

Поступление платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов составило 77%, что можно объяснить исполнением решения Верховного Суда РФ от 28.03.2003 № ГКПИ 2002-178 о признании Постановления Правительства РФ от 28.08.92. № 632 незаконным.

По информации департамента экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества потери областного бюджета в 2002 году в результате действия налоговых льгот составили 64,4 млн. рублей, в том числе:

по закону Ярославской области от 16.11.2001 № 52-з «О налоговых льготах на 2002 год» (налог на имущество, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств) – 34,1 млн. рублей;

по приоритетным проектам (с учетом льгот по налогу на прибыль, в соответствии с федеральным законодательством) – 30,3 млн. рублей;

Таким образом, сумма уменьшения доходов областного бюджета в результате предоставления льгот в 2002 году не превысила предельную величину, установленную законодательством области (3,0% расходной части областного бюджета).

Доля неналоговых доходов в поступлениях областного бюджета в 2002 году составила 2% (117,9 млн. руб.), а в сравнении с аналогичным показателем 2001 года снизилась на 1 процентный пункт, или на 39,9 млн. руб.

Значительную долю в структуре неналоговых поступлений – 38,5%, или 45,4 млн. руб. - занимают доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций. К ним относятся:

  • дивиденды по акциям, принадлежащим государству –1,1 млн. рублей;
  • доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 37,1 млн. рублей;
  • проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны – 7,2 млн. рублей. В том числе платежи части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты обязательных платежей и налогов – 0,2 млн. рублей.

    Администрацией Ярославской области было принято постановление от 18.05.2002 № 75 «О размере доли прибыли государственных предприятий Ярославской области, подлежащей направлению в областной бюджет».

    Вместе с тем, постановлением не предусмотрены:

  • единая методика расчета доли прибыли, подлежащей перечислению в бюджет;
  • сроки уплаты доли прибыли государственными предприятиями, а так же меры воздействия за несвоевременную уплату.

Следует отметить, что размер доли прибыли, подлежащей перечислению в бюджет различен для каждого предприятия, определен с учетом отраслевой специфики, не зависит от суммы чистой прибыли государственного предприятия, выручки или суммы чистых активов.

Порядок взаимодействия между структурами Администрации области не регламентирован и, как результат, контроль за полнотой и своевременностью поступлений средств в областной бюджет неэффективен.

В соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 18.05.2002 № 75, исходя из полученной за 2001 год прибыли, следовало направить в бюджет Ярославской области прибыль в сумме 0,4 млн. рублей, фактически перечислено 0,18 млн. рублей, что составляет 45%.

Не перечислена в областной бюджет часть чистой прибыли в сумме 0,22 млн. рублей (или 55 %).

Размер чистой прибыли, полученной всеми государственными унитарными предприятиями за 2001 год, составил 44,3 млн. рублей Вышеназванным Постановлением обязанности по направлению доли чистой прибыли в бюджет Ярославской области возложены только на 30 из 67 государственных унитарных предприятий.

Сумма прибыли оставшихся 37 государственных унитарных предприятий составила 28,4 млн. рублей, или 64,0% от суммы чистой прибыли, полученной всеми ГУП.

5. Расходы областного бюджета.

Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2002 год» были установлены расходы бюджета в размере 6242 млн. рублей. Статьей 1 Закона от 30.12.2002 № 81-з «О внесении изменений в закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2002 год» они были увеличены на 842 млн. рублей и утверждены в сумме 7084 млн. рублей (приложение № 4).

В соответствии с проектом закона «Об исполнении областного бюджета за 2002 год» фактические расходы бюджета составили 6659 млн. рублей, или 94% от показателя, установленного законом «Об областном бюджете на 2002 год» (с изменениями и дополнениями).

Процентные расходы областного бюджета составили 98,6 млн. рублей, или 1,5% от общего объема расходов бюджета и выполнены на 99,6% от установленного объема бюджетных назначений.

Непроцентные расходы – 6560,4 млн. рублей, или 98,5% от общего объема расходов и выполнены на 94% от установленного объема бюджетных назначений, что ниже предусмотренных законом на 424,6 млн. рублей.

На 100% и более исполнены непроцентные расходы по двум разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в том числе «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства» (100%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (114% с учетом средств, выделенных из федерального бюджета).

Полностью или с превышением установленного законом показателя исполнены бюджетные назначения по 11 из 55 подразделов областного бюджета.

По остальным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетные задания исполнены ниже 100%.

Не в полном объеме исполнены расходы бюджета по 100 главным распорядителям и получателям бюджетных средств ведомственной структуры расходов.

Как положительный фактор следует отметить наметившуюся тенденцию к обновлению основных фондов. В 2002 году в общих затратах областного бюджета доля капитальных расходов составляет 30,6% против 24,5% в 2001 году, хотя неисполнение плановых показателей при этом сохраняется.

В соответствии с требованиями п.6 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ сумма исполненных текущих расходов составляет 67% доходов областного бюджета. Указанные расходы произведены в сумме 4625 млн. рублей и профинансированы на 95% относительно плана 2002 года.

Политика Ярославской области на 2002 год в сфере расходов сформулирована в постановлении Губернатора от 04.06.2001 № 387. В качестве основных направлений предполагалось соблюдение единства принципов бюджетной политики области и бюджетного законодательства РФ, выполнение текущих обязательств бюджета по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, сокращение задолженности по детским пособиям, сокращение неэффективных расходов.

Вместе с тем, расходы бюджета области исполнялись в условиях отсутствия законодательства о государственных минимальных социальных стандартах, нормативов минимальной обеспеченности, до сегодняшнего дня так и не принят закон «О закупках продукции для государственных нужд в Ярославской области».

Медленными темпами осуществляется переход на казначейскую систему исполнения бюджета области. На сегодняшний день создано соответствующее подразделение в рамках департамента финансов и завершен конкурс на разработку и внедрение автоматизированной системы казначейского исполнения областного бюджета.

Эти факторы существенно затрудняют контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета.

В целом финансирование текущих обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы в 2002 году осуществлено в соответствии с законодательно утвержденными показателями.

В качестве основного приоритета бюджетных расходов 2002 года сохраняются расходы на социальную сферу. В рассматриваемом периоде сумма указанных расходов по сравнению с прошлым периодом в абсолютном выражении увеличилась в 1,4 раза, однако процент их выполнения по разделам бюджетной классификации ниже, чем в 2001 году.

6. Анализ баланса исполнения сметы доходов и расходов за 2002 год главными распорядителями, распорядителями кредитов и бюджетополучателями средств областного бюджета.

Контрольно-счетной палатой проанализированы 40 балансов исполнения сметы доходов и расходов за 2002 год главными распорядителями, распорядителями кредитов и бюджетополучателями средств областного бюджета, кассовые расходы которых составляют 3784,4 млн. рублей или 58% в общей сумме расходов областного бюджета.

В соответствии со статьями 219 - 221 Бюджетного кодекса главные распорядители, распорядители бюджетных средств, бюджетополучатели должны производить свои расходы только в пределах доведенных до них уведомлений о бюджетных ассигнованиях, а также утвержденных смет доходов и расходов. В то же время, по состоянию на 01.01.2002г. кредиторская задолженность по счету 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» указанных получателей бюджетных средств за оказанные работы, услуги и поставленные товары составила 76,7 млн. рублей или 2,3 % от общей суммы произведенных фактических расходов областного бюджета (3346,7 млн. рублей) по анализируемой совокупности.

Анализ отчетов показал, что кредиторская задолженность образовалась, главным образом, по оплате текущих коммунальных услуг по ежегодным договорам, проведения капитального и текущего ремонтов. Причиной возникновения данных задолженностей лишь в некоторых случаях явилось неполное финансирование из бюджета области расходов, произведенных в пределах утвержденной сметы, в основном – это отсутствие аналитического подхода на стадии составления сметы по расходам, планируемым исходя из необходимой потребности на коммунальные услуги, а также нормативов потребления электроэнергии, воды, топлива и их стоимости у различных поставщиков.

При рассмотрении бухгалтерских расшифровок сумм задолженностей выявляются случаи одновременного наличия дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с бюджетом, с различными организациями за коммунальные услуги, продукты и др., что свидетельствует о недоработке главных распорядителей кредитов по вопросам рационального перераспределения средств между финансируемыми ими бюджетополучателями (в департаменте образования, департаменте социальной защиты населения и труда, департаменте здравоохранения Администрации Ярославской области).

Имеют место случаи образования кредиторской задолженности вследствие погашения кредиторской задолженности прошлых лет за счет финансирования текущего года (в департаменте ЖКХ Администрации области).

Причиной образования кредиторской задолженности явилось также проведение работ по капитальному ремонту без утверждения бюджетных ассигнований по этой статье расходов на 2002 год (Управление судебного департамента Ярославской области).

Наличие кредиторской задолженности должно рассматриваться как постоянно скрытое увеличение кассовых расходов бюджета, а следовательно и его дефицита.

По состоянию на 01.01.2003г. дебиторская задолженность по счету 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» анализируемых отчетов за оказанные работы, услуги и поставленные товары составила 95,1 млн. рублей или 2,5 % от общей суммы произведенных кассовых расходов областного бюджета.

Анализ отчета Управления государственной противопожарной службы показал, что за счет средств бюджета области произведены расходы, которые финансируются из федерального бюджета, в сумме 0,9 млн. рублей, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств областного бюджета.

Имеет место дебиторская задолженность со сроком образования более 2-х лет (департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Администрации Ярославской области, департамент культуры и туризма Администрации Ярославской области).

Излишнее перечисление налога на доходы физических лиц, единого социального налога является необоснованным отвлечением рядом бюджетополучателей средств областного бюджета. Не урегулированы отношения с фондом социального страхования в части возмещения расходов по начисленным пособиям.

Наблюдается тенденция бюджетных организаций к распределению в конце года максимума денежных средств, имеющихся на балансовом счете № 101 "Средства на расходы учреждения" без учета реальных потребностей, тогда как эти средства крайне необходимы для покрытия имеющейся у учреждений значительной кредиторской задолженности.

7. Анализ финансирования областных программ.

Согласно проекту закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2002 год» из 38 областных программ в течение года было профинансировано 37, на общую сумму 1488,0 млн. рублей, что составило 90,8% от запланированной суммы.

По пяти программам сумма финансирования, предусмотренная областным бюджетом на 2002 год превышает сумму, предусмотренную самой программой. В 23 случаях сумма, предусмотренная бюджетом, ниже указанной в паспорте программы, требуемой на 2002 год. Следует отметить, что из вышеуказанных 23 программ недофинансировано 18.

Такие программы, как целевая программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Ярославской области, целевая территориальная программа «Неотложные меры борьбы с туберкулезом на территории Ярославской области на 1999-2004 годы», целевая территориальная программа «Вакцинопрофилактика на 2001-2003 годы и последующий период до 2005 года», областная программа «Повышение безопасности дорожного движения в Ярославской области» профинансированы на сумму большую, чем требуется в паспорте программы.

Всего из 38 программ полностью профинансировано восемь. Двенадцать программ профинансированы менее чем на 80%. Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области на 1997-2003 годы в 2002 году не финансировалась.

Наименее всего профинансированы следующие программы:

-областная программа совершенствования системы коррекционного образования – 17,5%;

  • областная программа «Здоровое долголетие» – 33,3%;
  • областная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Ярославской области на 2001-2003 годы» – 33,7%;
  • областная программа по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности «Безбарьерная среда» – 57,3%.

Это свидетельствует о недооценке значимости исполнения программной части бюджета в ходе реализации закона «Об областном бюджете на 2002 год».

Существенным недостатком бюджетного финансирования областных программ является неравномерное, непропорциональное выделение бюджетных средств. Наибольшая часть программ финансируется в IV квартале. Так анализ исполнения областных программ за 9 месяцев 2002 года показал, что на 01.10.2002 24 программы были профинансированы менее чем на 50%, причем на пять из них не было выделено средств.

Имеет место тенденция увеличения количества областных программ, так в 2001 году их было около 20, в первоначальной редакции закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2002 год» – 31, в течение года путем внесения изменения в закон об областном бюджете было добавлено семь новых программ.

Как уже отмечала контрольно-счетная палата, возрастание количества областных программ и, одновременно, неполное финансирование значительной их части способствуют «распылению» бюджетных средств по многочисленным программам и снижению эффективности их использования.

Оптимизация количества программ с одновременным повышением полноты их выполнения приведет к максимальному достижению целей, определенных данными программами.

8. Анализ исполнения адресной инвестиционной программы Ярославской области.

Адресная инвестиционная программа Ярославской области принята первоначально Законом Ярославской области от 03.01.2002 года № 1-з «Об областном бюджете на 2002 год» в сумме 136,4 млн. рублей по 45 позициям. В действующей редакции закона программа утверждена в сумме 328,8 млн. рублей, что в 2,4 раза больше первоначально принятых бюджетных ассигнований. Всего предусмотрено Адресной инвестиционной программой финансирование 67 объектов.

Всего на реализацию адресной инвестиционной программы из областного бюджета в 2002 году выделено 322,1 млн. рублей, что составляет 98,0% от запланированных расходов. Полностью профинансировано 55 объектов. В 2002 году не выделялись средства на психбольницу в г. Ярославль (кредиторская задолженность) и реконструкцию санатория-профилактория «Сосновый бор» (кредиторская задолженность). Менее всего выделено средств на следующие объекты:

  • восстановление и реконструкция административного здания на Советской пл., д.5 – 36%;
  • управление вневедомственной экспертизы – 75%;
  • центр матери и ребенка ЦРБ в п. Некрасовское – 80%;
  • объекты агропромышленного комплекса – 80%;
  • учебный корпус профучилища № 34 в г. Мышкин – 82%;
  • цех по производству детского питания в г. Ярославль – 82%;
  • 18 кв. жилой дом для ветеранов в с. Варегово – 86%.

В разрезе отраслей, на 100% профинансированы образование, культура, социальное обеспечение, здравоохранение и физкультура, транспорт и коммунальное строительство. Жилищное строительство профинансировано на 99%. И менее всего – на 79%, профинансированы прочие отрасли и направления.

В течение 2002 года введено в эксплуатацию 7 объектов:

  • школа в с. Середа Даниловского МО;
  • реконструкция Семеновской школы, Первомайского МО (1 очередь);
  • Больница в Гаврилов-Яме (пусковой комплекс);
  • водоснабжение гимназии в с. Новоалексеевка Переславского МО;
  • 11 объектов, относящихся к Аэропорту «Туношна»;
  • Музей «Космос»;
  • Дом культуры в п. Ермаково.

pa11

10. Государственный долг области.

В соответствии с постановлением Губернатора Ярославской области от 04.06.2001 № 387 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2002 год» сокращение размера государственного долга Ярославской области в 2002 году, осуществление долгосрочной программы реструктуризации государственного долга, принятие и реализация положений закона Ярославской области от 12.10.2001 № 45-з «О государственных заимствованиях Ярославской области» являются одними из значимых задач в области бюджетной политики.
В нарушение пункта 1 статьи 27 закона Ярославской области от 12.10.2001 № 45-з «О государственных заимствованиях Ярославской области» Государственной Думе Ярославской области не представлен отчет о состоянии государственного долга Ярославской области в составе отчета об исполнении бюджета, в котором должен указываться объем государственного долга Ярославской области по видам и формам государственных заимствований Ярославской области на отчетную дату.

Объем государственного долга Ярославской области по договорам.

млн. рублей

Форма долгового обязательства

По договорам на 01.01.02

По договорам на 01.01.03

Собственные долговые обязательства

845,8

803,1

Обязательства по договорам поручительства (основной долг)

2180,5

2472,6

Начисленные проценты, пени и проценты, рассчитанные до конца действия договоров поручительства

1066,3

1226,8

Всего

4020,6

4502,5

Объем государственного долга по договорам, по состоянию на 01.01.2002 составлял 4020,6 млн. рублей. В течение 2002 финансового года объем долга возрос на 481,9 млн. рублей и составил 4502,5 млн. рублей, что соответствует сумме долга, отраженной в долговой книге.

В сумме долга отражается:

  • по кредитам и ссудам – основной долг;
  • по гарантиям и поручительствам – основной долг, начисленные проценты и пени по договорам поручительства, рассчитанные проценты по договорам поручительства до конца действия договоров.

Общая сумма долга, включая проценты и пени по бюджетным ссудам и кредитам Ярославской области по состоянию на 01.01.2003 года составляет 4637,8 млн. рублей.

11. Выводы.

Контрольно-счетная палата считает возможным рекомендовать принять проект отчета об исполнении областного бюджета за 2002 год.

Анализ проекта закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2002 год» в части расходов, в целом, свидетельствует о выполнении основных задач бюджетной политики области на 2002 год.

12. Предложения.

Исходя из вышеизложенного, контрольно-счетная палата предлагает:

  • продолжить работу по обеспечению исполнения доходов от использования государственной собственности, установив срок уплаты и меры ответственности за несвоевременное перечисление части прибыли государственных унитарных предприятий в областной бюджет;
  • усилить взаимодействие с налоговыми органами по контролю за поступлениями доходов областного бюджета;
  • в целях сокращения неэффективных расходов и усиления контроля за расходованием бюджетных средств следует обеспечить скорейшее принятие закона «О закупках продукции для государственных нужд в Ярославской области» и ускорить переход на казначейское исполнение областного бюджета;
  • оптимизировать количество областных программ, улучшив их финансирование;
  • принять меры по сокращению уже имеющейся и предотвращению образования новой кредиторской задолженности главных распорядителей средств областного бюджета;
  • продолжить работу по сокращению государственного долга Ярославской области.

Председатель

контрольно-счетной палаты С.А. Занина

Приложение 1. Показатели доходной части бюджета.

подробнее »

Приложение 2. Структура доходов областного бюджета

подробнее »

Приложение 3. Структура налоговых доходов областного бюджета

подробнее »

Приложение 4. Показатели расходной части бюджета.

подробнее »

наверх страницы

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: +7 (095) 981-66-52, 981-66-53  Факс: +7 (095) 981-66-52