карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Контрольно-счётная палата Ярославской области

Общая информация

Законодательство

Контакты

Деятельность

Планы работ

Отчёты

Экспертно-аналитическая

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

26.11 Сводные итоги развития Ставропольского края за январь-октябрь 2009 года. Подробнее

26.11 Обновление раздела КСП Брянской области "Методические материалы". Подробнее

23.11 Информация о результатах проверки использования средств бюджета, областного имущества, выделенных Департаменту массовых коммуникаций Ульяновской области. Подробнее

23.11 План работы СП Ульяновской области на 2010 год. Подробнее

Вестник АКСОР

          

Подписной индекс в Каталоге Роспечати - 82288

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Контрольно-счётная палата Ярославской области  >>  Деятельность   >>  Экспертно-аналитическая деятельность Заключение Контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2004 год». Экспертно-аналитическая деятельность Заключение контрольно-счетной палаты Ярославской области на уточненный  проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2004 год»

Заключение контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2005 год»

версия для печати 

Заключение контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2005 год» подготовлено в соответствии с требованиями норм Бюджетного кодекса РФ, законов Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области», «О контрольно-счетной палате Ярославской области» и иных актов действующего федерального и областного законодательства.

При подготовке заключения контрольно-счетная палата учитывала необходимость реализации положений, содержащихся в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, в постановлении Губернатора Ярославской области от 30.07.2004 № 554 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2005 год».

В заключении использованы результаты экспертно-аналитических мероприятий.

Общие положения

В соответствии со статьей 185 орган исполнительной власти вносит проект закона о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного органа в срок, определенный законом субъекта Российской Федерации. Статья 26 закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» устанавливает срок внесения проекта в Государственную Думу Ярославской области не позднее 1 ноября. Срок внесения проекта может быть изменен по решению Государственной Думы Ярославской области только в случае, если федеральными органами государственной власти своевременно не доведены показатели, необходимые для формирования межбюджетных отношений и составления проекта бюджета. Государственной Думой Ярославской области 23.11.2004 принято постановление о переносе указанного срока в связи с обращением Губернатора Ярославской области (от 26.10.2004 № 1/06-2684). Проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2005 год» внесен на рассмотрение Государственной Думы Ярославской области 26.11.2004. В контрольно-счетную палату законопроект направлен 29.11.2004.

Состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона о бюджете, регулируется статьей 181 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, а также статьей 24 закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области».

Представленный к рассмотрению проект закона о бюджете не содержит следующие показатели:

  • расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
  • объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь;
  • распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета.

Текстовая часть проекта закона о бюджете содержит ссылки на приложения к проекту закона:

приложение 3 - распределение бюджетных ассигнований на 2005 год по главным распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета (статья 20);

приложение 4 - расходы областного бюджета на 2005 год по целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации (статья 21);

приложение 7 - распределение регионального фонда финансовой поддержи муниципальных образований (статья 30);

приложение 8 - распределение регионального фонда софинансирования социальных расходов (статья 31);

приложение 9 - распределение фонда муниципального развития (статья 32);

приложение 10 - распределение регионального фонда компенсаций (статья 33).

Представленный проект закона о бюджете не содержит данных приложений. Таким образом, состав показателей, представленных в составе материалов к законопроекту, не в полной мере соответствует требованиям бюджетного законодательства.

Перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета, регламентирован статьей 182 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, а также статьей 26 закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области».

В соответствии с вышеуказанными законодательными актами представлены оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год, прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год, план развития государственного сектора экономики.

В качестве основы для расчётов доходов консолидированного бюджета области принят оптимистический вариант прогнозных показателей социально-экономического развития Ярославской области на 2005 год. Таким образом, предполагается устойчивый рост экономики области и улучшение основных социальных показателей. При этом, основной макроэкономический показатель – объём валового регионального продукта, как и в прошлые годы, не прогнозируется, несмотря на то что такие показатели, как прогнозируемый объём и темпы роста ВРП согласно статье 183 Бюджетного кодекса РФ являются исходными для составления проекта.

Прогнозируемый рост номинальных доходов населения (115,2) превышает прогнозируемый рост потребительских цен (108,7), что свидетельствует о предполагаемой тенденции роста реальных доходов населения.

Ожидаемое исполнение консолидированного бюджета Ярославской области за 2004 год составлено по группам доходов (налоговые, неналоговые и т.д.) и разделам расходов.

Поскольку Администрацией прогнозирование показателей доходной части бюджета на 2005 год строится исходя из ожидаемой оценки доходных источников текущего года и показателях социально-экономического развития региона на следующий год, контрольно-счетная палата считает необходимым представление ожидаемых данных по группам, подгруппам и статьям, а по доходам, которые в структуре доходов законопроекта занимают наибольший удельный вес и являются одними из основных бюджетообразующих доходов (акцизы по подакцизным товарам и т. п.) – по подстатьям бюджетной классификации.

Контрольно-счетная палата полагает целесообразным представление прогноза консолидированного бюджета Ярославской области на 2005 год в разрезе доходов в соответствии с требованиями новой бюджетной классификации, по которой составлен проект закона об областном бюджете, что позволит более обоснованно оценить ряд параметров, предложенных законопроектом.

Прогнозный план приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2005 год, как часть плана развития государственного сектора экономики, содержит перечень открытых акционерных обществ, акции которых подлежат приватизации.

В перечне указаны два объекта. Сведения об объектах, акции которых подлежали приватизации в предыдущие годы и не были проданы до настоящего времени отсутствуют. Кроме того, обращаем внимание на отсутствие расчетов по ряду статей доходной и расходной части бюджета, содержащих четкое финансово-экономическое обоснование, а в некоторых случаях не имеется даже пояснения.

В соответствии с законом Ярославской области «О правовых актах Ярославской области» для реализации права законодательной инициативы любой вносимый законопроект, который влечет увеличение (уменьшение) доходов или расходов областного бюджета, представляется финансово-экономическое обоснование.

Эта норма в полной мере относится и к проекту закона о бюджете. Таким образом, содержание показателей и документов, представленных в составе материалов к законопроекту, требует доработки. Статьей 24 законопроекта предусматривается представление бюджетных кредитов на закупку зерна для нужд Ярославской области.

В нарушение п. 7 ст. 76 Бюджетного Кодекса РФ, проектом закона не установлены ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. Статьей 49 законопроекта устанавливается перечень нормативных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется на 2005 год (приложение 17 к проекту).

Всего отменяется 12 законодательных актов (или их отдельных положений). Из них отменяется 7 законодательных актов (или отдельных их норм), предоставляющих социальные льготы отдельных категориям жителей Ярославской области.

При этом, в соответствии с п.4 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ, в законе о бюджете на очередной финансовый год (в виде приложения) указывается перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

Как следует из содержания Постановления Конституционного Суда РФ, закон о бюджете не может устанавливать положения, не связанные с государственными доходами и расходами. Законопроектом в соответствие с приложением 17 отменяются на 2005 год действие закона Ярославской области от 08.01.1997 №29-з «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Ярославской области» и закона Ярославской области от 02.12.1997 №31-з «О государственной социальной помощи в Ярославской области» в целом.

На основании вышеизложенного, полагаем, что отмена действия норм названных законов Ярославской области, не связанных с определением источников и объемов финансирования мероприятий (например, глава 1 закона Ярославской области от 08.01.1997 №29-з, глава 1 закона Ярославской области от 02.12.1997 №31-з), противоречит п. 4 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ.

Доходы областного бюджета

Планируемые доходы областного бюджета на 2005 год представлены в законопроекте в соответствии с новой бюджетной классификацией РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 27.08.2004 № 72н.

Доходы областного бюджета на 2005 год предусмотрены в объеме 11917,6 млн. руб., или 133% к предыдущему году, т.е. планируются с увеличением на 2969,4 млн. руб.

В структуре доходов безвозмездные поступления составят 446,5 млн. руб., или 55% к уровню предыдущего года.

Следует заметить, что в материалах к законопроекту не приводится подробный расчет величины прогнозируемых доходов, что не позволяет в полной мере оценить размер запланированных доходных источников.

В ходе анализа планируемых показателей доходов контрольно-счетная палата отмечает следующее:

1. Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

При расчете прогноза налога применен индекс-дефлятор роста потребительских цен 1,096. В то же время, при планировании единого налога на вмененный доход использован коэффициент-дефлятор К3, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ, в размере 1,104, устанавливаемый Министерством экономического развития и торговли РФ.

Учитывая, что указанные налоги включены в одну группу «Налоги на совокупный доход», то при планировании этих доходных источников следует применить единый коэффициент.

При расчете единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с использованием коэффициента 1,104 сумма поступлений может дополнительно составить порядка 2 млн. руб.

2. Единый сельскохозяйственный налог.

В статье 5 проекта закона предусмотрены 30% отчисления в областной бюджет единого сельскохозяйственного налога. Вместе с тем, в приложении № 1 к законопроекту в прогнозируемых доходах данный налог не указан.

По состоянию на 01.11.2004 в областной бюджет перечислено налога в сумме 643 тыс. руб. На основании изложенного, предлагаем: - запросить налоговые органы о количестве плательщиков, которые планируют в 2005 году перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, - определить прогнозную сумму налога, подлежащую перечислению в областной бюджет, и отразить ее в доходах бюджета.

В проекте закона Ярославской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2005 год» предусмотрено поступление единого сельскохозяйственного налога в сумме 172 тыс. руб.

Таким образом, оценка перечисления платежей указанного налога в областной бюджет может составить порядка 1,5 млн. руб.

3. Транспортный налог.

По сравнению с планом 2004 года прогнозируемая сумма транспортного налога уменьшена на 105 млн. руб. и составляет 195 млн. руб., несмотря на увеличение ставок налога.

Исходя из сведений о зарегистрированных транспортных средствах на территории Ярославской области, поступления транспортного налога в областной бюджет в 2005 году могут составить порядка 390 млн. руб. без учета льгот.

Величина выпадающих доходов областного бюджета в результате действия налоговых льгот по транспортному налогу, предусмотренных законом Ярославской области «О налоговых льготах на 2005 год», в ставках 2004 года в материалах к законопроекту оценивается в 0,3 млн. руб.

Однако, льготы по транспортному налогу закреплены также в законе Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» (освобождены пенсионеры, сельхозтоваропроизводители), величина которых не включена в итоговую сумму льгот, предоставленных по транспортному налогу. На основании изложенного, следует запросить указанные сведения о льготах в налоговых органах. На 01.12.2004 поступило налога 118,2 млн. руб. из запланированных 300 млн. руб. Таким образом, бюджетные назначения по транспортному налогу рассчитаны, исходя из фактических поступлений налога 2004 года и повышения ставок налога в текущем году.

4. Налог на игорный бизнес. Запланированная сумма налога 292 млн. руб. определена, исходя из количества объектов, подлежащих налогообложению, по состоянию на 01.07.2004. Учитывая постоянный рост количества игровых автоматов на территории области, следует скорректировать сумму налога на игорный бизнес на основе данных на 01.10.2004.

5. Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий субъектов РФ. Сумма указанных доходов в законопроекте определена в размере 200 тыс. руб., в 2004 этот доходный источник планировался в сумме 250 тыс. руб., поступило на 01.11.2004 - 332 тыс. руб.

В прилагаемых материалах к законопроекту «Показатели развития государственных предприятий областной собственности на 2005 год» часть прибыли, подлежащая перечислению в областной бюджет, рассчитана в сумме 262,7 тыс. руб. и составляет лишь 0,93% от чистой прибыли предприятий, оцениваемой в 28,3 млн. руб.

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 гг. «От выживания к благополучию» II этап, одним из важных направлений является повышение эффективности управления государственным имуществом области, государственными унитарными предприятиями. По мнению контрольно-счетной палаты, следует увеличить процент отчислений части прибыли государственных унитарных предприятий Ярославской области до 25% и установить его для всех прибыльных предприятий.

В результате этого, поступления в областной бюджет могут составить порядка 7 млн. руб.

6. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти субъектов РФ и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий субъектов РФ.

Поступление этого доходного источника планируется в сумме 15 млн. руб., что на 36% выше назначений текущего года. Исполнение областного бюджета по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, за 2003-2004 гг. показывает перевыполнение утвержденных бюджетных заданий, что свидетельствует о наличии резервов увеличения поступления доходов по данному источнику.

Так, в 2003 году при плане 7 млн. руб. фактически поступило 8,4 млн. руб.; поступления на 01.11.2004 составили 10,3 млн. руб. при запланированной сумме на год 11 млн. руб. Сумма задолженности по арендной плате на 01.10.2004 года – 0,3 млн. руб.

Сумма льгот, предоставленных арендаторам имущества, за 2004 год – 790 тыс. руб. В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2005 год предусматривается дальнейшее повышение эффективности использования государственной собственности, в частности, обращается внимание на недопущение фактов сдачи объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, максимальное сокращение льгот при использовании имущества.

Постановлением Администрации Ярославской области от 12.10.2001 № 145 «О порядке расчета арендной платы за пользование нежилыми помещениями областной собственности» (в ред. от 15.03.2004) установлена минимальная величина годовой арендной платы для городов области в размере 350 руб. за 1 кв. м., для сельской местности – в размере 250 руб. за 1 кв. м.

По сравнению с ранее действовавшими ставками увеличение ставок в 2004 году составило 67%. В то же время, постановлением мэрии г. Ярославля от 30.01.2004 № 322 «О базовой ставке годовой арендной платы за сдаваемое в аренду муниципальное имущество» установлена ставка в размере 1600 руб. за 1 кв. м. (без учета НДС); т.е. предусмотрено увеличение базовой ставки годовой арендной платы в 2,5 раза. Таким образом, дополнительным резервом неналоговых доходов областного бюджета на 2005 год могут стать поступления от сдачи в аренду имущества по расчетным ставкам, увеличенным в 2 раза, что даст дополнительно около 7 млн. руб.

7. Арендная плата за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и поступления от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков.

Названный вид дохода прогнозируется в сумме 110 млн. руб., что на 22% выше бюджетных назначений текущего года, составляющих 90 млн. руб., в то время как поступления арендной платы за землю на 01.11.2004 составило 108,5 млн. руб.

Таким образом, указанные доходы планируются на уровне поступлений текущего года. За 2003 год при назначении в 60 млн. руб. арендная плата за земли городов и поселков исполнена в сумме 87,9 млн. руб., или 146%. Учитывая изложенное, при отсутствии изменений в действующее законодательство и принимая во внимание вышеназванный процент роста указанных доходов дополнительные поступления в областной бюджет от факта 10 месяцев текущего года могут составить порядка 22 млн. руб.

Оценка потерь областного бюджета в 2005 году от предоставляемых налоговых льгот. В соответствии со ст. 20 закона Ярославской области от 24.02.1998 № 2-з «О порядке и условиях предоставления льгот по налогам и сборам» общая сумма уменьшения доходов областного бюджета в результате предоставления льгот по налогам и сборам законами Ярославской области в течение текущего финансового года не может превышать 3% расходной части областного бюджета.

В нарушение указанного закона величина выпадающих доходов областного бюджета в результате действия закона Ярославской области «О налоговых льготах на 2005 год» превышает установленный норматив на 0,64 процентного пункта и оценивается в сумме 433,4 млн. руб. Кроме того, в указанную сумму льгот не включены льготы по налогам, предоставленные законами Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области», «О налоге на имущество организаций в Ярославской области».

Расходы областного бюджета

В соответствии с Постановлением Губернатора «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2005 год» первоочередными задачами бюджетной политики в отношении расходов являются гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств, создание прозрачного механизма расходования бюджетных средств на основе полного перехода в 2005 году на казначейское исполнение бюджета, переход к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Проект закона «Об областном бюджете на 2005 год» по расходам разработан с применением классификации расходов, отраженной в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», в редакции которого составлен и проект федерального бюджета на 2005 год.

Бюджет области по расходам составлен с учетом разграничения полномочий и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренного Федеральными законами № 95, № 122, № 131.

Проект закона «Об областном бюджете на 2005 год» по расходам представлен в контрольно-счетную палату только по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

В связи с вышеизложенным сделать сравнительный анализ структуры и динамики расходов бюджета не представляется возможным.

Расходы бюджета запланированы без учета прогнозируемого в области индекса инфляции на 2005 год 109,6 %-110,1 %,(ожидаемая инфляция за 2004 год по области 111,5 %), при этом проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» сформирован исходя из индекса инфляции 107,5 – 108,5 %. Проект областного бюджета на 2005 год рассчитан исходя из постановления Губернатора Ярославской области от 02.10.2003 №630 (в ред. пост. Губернатора области от 14.10.2003 №672) «О повышении заработной платы работников организаций бюджетной сферы» и не предусматривает повышения заработной платы работникам бюджетных организаций. Объем бюджетных расходов проекта закона запланирован в сумме 11917,6 млн. рублей, что на 1767 млн. рублей или 17,4 % выше назначений, утвержденных последней редакцией Закона о бюджете на 2004 год. Доля капитальных затрат в общем объеме проектируемых расходов составляет 5,2 % (17,7 % в 2004 году), доля текущих расходов значительно возросла по сравнению с 2004 годом и достигает 94,8 % (82,3 % в 2004 году).

Снижение доли капитальных затрат в 3,7 раза означает снижение расходов областного бюджета, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность.

Процентные платежи, направленные на обслуживание государственного долга в 2005 году, составят 370 млн. рублей или 106,6% от уровня 2004 года.

Непроцентные расходы областного бюджета составят 11547,6 млн. рублей, что на 17,8 % выше утвержденного на 2004 год.

В связи с реформированием межбюджетных отношений в составе непроцентных расходов бюджета области резко увеличивается удельный вес расходов на финансовую помощь бюджетам других уровней 43,4 % против 39,9 % по Закону о бюджете на 2004 год.

Контрольно-счетная палата полагает, что с целью создания прозрачного механизма расходования бюджетных средств в соответствии с

Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2005 год и в связи с выделением из областного бюджета на муниципальный уровень большого объёма целевых финансовых средств, необходим переход на казначейское исполнение бюджетов муниципальных образований.

Кроме того, в общей сумме непроцентных доходов наибольший удельный вес занимают здравоохранение и спорт (17,8 %), национальная экономика (15,7 %), образование (8,3 %), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (4,8 %), государственное управление и самоуправление (3,8 %), социальная политика (3,6 %). Сохраняется тенденция роста удельного веса отраслей социально-культурной сферы в структуре расходов областного бюджета (19,4 % - в 2001г., 21 % - в 2002 году, 17,1 % - в 2003г., 23,5 % - в 2004г., 31,8 % - в проекте 2005 года) и ежегодное увеличение объемов финансирования указанных расходов указывает на продолжающуюся социальную направленность бюджетного планирования.

Однако следует отметить, что в связи с изменением бюджетной классификации Российской Федерации расходы на руководство и управление в сфере установленных функций отнесены на соответствующие этим функциям разделы и подразделы.

В соответствии со статьей 25 Закона Ярославской области “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области” и Постановлением Правительства РФ от 26.11.2004 №690 одновременно с принятием закона «Об областном бюджете на 2005 год» необходимо утвердить территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающую подушевые нормативы финансирования.

В соответствии со статьей 81 Бюджетного Кодекса РФ, запрещающей создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и статьей 16 закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» текстовую часть проекта бюджета следует дополнить статьей четко указывающей, что ассигнования из бюджета предусматриваются на образование резервного фонда Администрации Ярославской области. В проекте бюджета по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» предусмотрена поддержка общественных организаций. Контрольно-счетная палата считает необходимым подчеркнуть, что в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 02.11.2004) «государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.» Таким образом, для выделения средств из бюджета на поддержку общественных организаций необходимо соблюдение определенных законодательно закрепленных условий.

Следует отметить, что исполнение закона о бюджете на 2004 год по средствам областного бюджета, предусматриваемым на развитие рыночной инфраструктуры, за 10 месяцев составляет 787 тыс. руб. или 7,9 % от годовых назначений. В связи с вышеизложенным вызывает сомнение целесообразность выделения средств на развитие рыночной экономики в 2005 году в размере 5 млн. руб. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ «О бюджетной политике в 2005 году» «состояние современного общества требует возрождения массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения, как одного из направлений ориентации общества на здоровый образ жизни, сохранения здоровья и работоспособности, как основы материального благополучия».

Вместе с тем, в проекте бюджета на 2005 год расходы по содержание действующей сети учреждений физической культуры и спорта (14,5 млн. руб.) и проведение спортивных мероприятий (20,6 млн. руб.) не возросли и предусмотрены на уровне последних трёх лет. Данные расходы составляют 44 % суммы, выделяемой на поддержку спортивных команд. В своих заключениях на проекты бюджетов на 2003 и 2004 года контрольно-счетная палата обращала внимание на высокий удельный вес прочих расходов в общем объеме расходов областного бюджета. В представленном законопроекте доля затрат на «другие вопросы» составляет 5,3 % (в 2004 году - 6,3%, в 2003 году – 5%), а общая сумма их назначений составляет 616 млн. руб..

Высокий удельный вес данной категории затрат в составе расходов областного бюджета не отвечает принципам прозрачности бюджета и затрудняет контроль за целевым использованием бюджетных назначений.

Адресная инвестиционная программа.

В 2005 году структура адресной инвестиционной программы претерпела изменения. Выделено два раздела: «Объекты областной собственности» и «Субвенции муниципальным образованиям на капитальные вложения», каждый из которых в свою очередь разделён на программную и непрограммную части с дальнейшей разбивкой по отраслям.

Проектом закона об областном бюджете на 2005 год общий объем инвестиций по объектам областной адресной инвестиционной программы запланирован в размере 221 млн. руб., что составляет 1,9% всех запланированных расходов бюджета области. В 2004 году в соответствии с уточненным планом уровень аналогичных бюджетных ассигнований составил 3,6% от общей суммы затрат.

Объем финансирования адресной инвестиционной программы по сравнению с 2004 годом уменьшился на 142,6 млн. рублей. По сравнению с текущим годом значительно увеличены вложения на жилищное и коммунальное строительство (на 16,7 и 24,8 процентного пункта соответственно) и снижены – на образование, здравоохранение и физическую культуру, сельское хозяйство (на 18,6, 15,6 и 8,8 процентного пункта). Из состава адресной инвестиционной программы представленного проекта исключены разделы «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», «Охрана окружающей среды и природных ресурсов» и «Правоохранительная деятельность».

Пообъектной расшифровки по разделу «Коммунальное строительство», а так же информации по объектам, финансируемым за счёт средств Федеральной адресной инвестиционной программы предоставлено не было. Таким образом, при пообъектном анализе программы данная информация не учитывалась.

В 2005 году планируется финансирование строительства 21 объекта, не считая объектов раздела «Коммунальное строительство».

Предлагается к финансированию: - 20 объектов, переходящих с прошлого года. Из них планируется к вводу в 2005 году – 9 объектов; - 1 объект, не входящий в программу прошлого года – Реконструкция здания ГУ ЯО «Ярославская областная станция по борьбе с болезнями животных». Следует отметить, что по данным, предоставленным департаментом строительства Администрации Ярославской области, средств, запланированных в адресной инвестиционной программе на финансирование вводных объектов достаточно для частичной или полной сдачи данных объектов в будущем году.

В 2005 году приостановлено финансирование из бюджета области в рамках адресной инвестиционной программы более чем 35 объектов, в том числе исключены из разделов: «Образование» - 9 объектов, «Здравоохранение» - 9, «Культура» - 5.

Следует отметить, что среди исключённых объектов вводные отсутствуют. Таким образом, при снижении расходов областного бюджета на объекты адресной инвестиционной программы Ярославской области на 2005 год чётко прослеживается приоритетное финансирование объектов, готовящихся к пуску и переходящих строек.

Областные целевые программы.

К финансированию в 2005 году предложено 50 целевых программ на общую сумму 1899,6 млн. руб., что составляет 88,7% от аналогичного показателя 2004 года. Планируемое финансирование областных целевых программ составляет 15,9% от суммарных расходов, что ниже показателей 2003 и 2004 годов на 3,5 и 5,2 процентного пункта соответственно.

По сравнению с текущим годом в перечне, планируемом на 2005 год, не нашли отражения 14 программ. В соответствии с паспортами данных программ по 11 из них финансирование предусмотрено в 2005 году.

Следует отметить, что за 9 месяцев 2004 года 7 из исключённых программ не финансировались, среди них: «Профилактика внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях Ярославской области», «Защита населения Ярославской области от парентеральных вирусных гепатитов», «Защита населения Ярославской области от гриппа и острых респираторных вирусных инфекций», «О мерах по поддержке реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России по Ярославской области».

На 50% и более уменьшены расходы по 7 программам, таким как «Развитие рыбного хозяйства Ярославской области», «Программа развития и совершенствования бытового обслуживания населения Ярославской области на период 2004-2005 годов», «Государственная поддержка молодых семей».

По 6 программам финансирование увеличено больше чем в 2 раза. Среди них: «Неотложные меры борьбы с туберкулёзом на территории Ярославской области», «Развитие сердечно-сосудистой хирургии в Ярославской области», «Развитие транспортного комплекса Ярославской области. Организационно-информационное обеспечение».

Планируются расходы по 6 новым программам, большей частью, направленным на решение проблем сельской местности: «Социальное развитие села до 2010 года», «Развитие некоммерческих объединений области в сфере садоводства и огородничества», «Развитие льняного комплекса Ярославской области», «Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности: телефонизация, передача данных, оповещение».

Таким образом, общее количество программ по сравнению с 2004 годом уменьшилось на 8 единиц. Следует отметить, что финансирование большей части как действующих, так и новых программ в объеме, установленном в паспортах, не предусмотрено, что не способствует достижению целей, определенных программами.

Источники финансирования дефицита областного бюджета. Государственный долг

Одной из задач в области бюджетной политики Ярославской области является поддержание сбалансированности бюджета и сдерживание роста государственного долга области. Законопроект предлагается принять бездефицитный бюджет, а соответственно планируются равные суммы поступлений из источников финансирования дефицита и средств, направляемых на погашение государственного долга. Согласно приложению 11 к законопроекту, предлагается утвердить следующие источники финансирования дефицита областного бюджета:

1.Положительное сальдо привлечения и погашения долговых обязательств Ярославской области, выраженные в ценных бумагах в объеме 200 млн. руб.;

2.Отрицательное сальдо привлечения и погашения бюджетных кредитов, полученных от других бюджетов – 32,7 млн. руб.;

3.Отрицательное сальдо привлечения и погашения кредитов кредитных организаций – 167,3 млн. руб.

4. Изменение остатков средств областного бюджета равное нулю, то есть с учетом неизменности остатков на счетах на начало и конец 2005 года. Такая методика планирования остатков применялась и в предыдущие годы.

Однако, данные о фактическом исполнении бюджетов свидетельствует о значительном превышении средств областного бюджета на счетах. Контрольно-счётной палатой ранее отмечалось, что наличие значительных остатков средств областного бюджета свидетельствует об имеющихся возможностях совершенствования системы управления государственными финансами, повышении качества планирования и исполнения областного бюджета Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в качестве источника не предлагается.

В соответствии с постановлением Администрации Ярославской области «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2005 год» к приватизации в 2005 году намечены следующие объекты:

  • пакет акций в размере 100 % уставного капитала ОАО «Гаврилов-Ямская типография»;
  • пакет акций в размере 100 % уставного капитала ОАО «Ростовская типография».

Общая стоимость основных средств приватизируемых унитарных предприятий и доли акций области, подлежащей приватизации, отсутствует.

В 2005 году 15 государственных унитарных предприятий предусмотрено преобразовать в открытые акционерные общества, 100% акций которых будет находиться в собственности области.

Общая стоимость основных средств данных предприятий на 01.01.2004 составляет 83 млн. руб. Кроме того, Администрация Ярославской области неоднократно заявляла о продаже в 2005 году крупнейших объектов областной собственности, первоначальная стоимость которых составляет более 500 млн. руб.

В представленном проекте бюджета объем поступлений средств в областной бюджет от приватизации областного государственного имущества в 2005 году не указан. Контрольно-счетная палата Ярославской области считает, что ожидаемые поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в 2005 году составят не менее суммы фактических поступлений за текущий год, т.е. 14 млн. руб. Основной целью формирования источников финансирования дефицита областного бюджета на 2005 год (при бездефицитном бюджете) является исполнение долговых обязательств Ярославской области по погашению государственного внешнего и внутреннего долга.

Средства для погашения долговых обязательств в 2005 году предусмотрены за счет привлечения государственных внутренних заимствований в сумме 1838,7 млн. руб.: бюджетных кредитов – 100 млн. руб., кредитов коммерческих банков – 1238,7 млн. руб., ценных бумаг - 500 млн. руб. При этом планируется погашение внутренних заимствований на сумму 1812,2 млн. руб., внешних заимствований на сумму 26,5 млн. руб. Общая сумма полученных и погашенных заимствований совпадает.

Предоставление гарантий области в 2005 году планируется в размере 100 млн. рублей. Конкретные заемщики не определены в связи с отсутствием принятых решений о предоставлении гарантий. Это является нарушением статьи 117 Бюджетного кодекса, предусматривающей установление законом о бюджете перечня предоставляемых отдельным юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов бюджета.

Предусматривается рост расходов на обслуживание госдолга до 370 млн. руб. Долю расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов планируется снизить с 4% к ожидаемой их оценке за 2004 год до 3,1% к проектируемым расходам 2005 года. Программой государственных внешних заимствований Ярославской области на 2005 год планируется курс - 1,28 доллара США за евро, что не соответствует среднегодовому курсу, предусмотренному в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год – 1,18 доллара США за евро.

Верхние предельные размеры государственного долга, расходов на его обслуживание и объема заимствований соответствуют нормам, предусмотренным Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

Выводы и предложения:

По результатам рассмотрения проекта закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2005 год» Контрольно-счетная палата предлагает следующее:

1. Состав и содержание показателей, представленных для рассмотрения и утверждения в законопроекте, привести в соответствие с требованиями бюджетного законодательства.

2. Учесть резервы дополнительных доходов бюджета: по налоговым доходам - уточнить суммы налогов с учетом вышеизложенных предложений, - отразить в доходах единый сельскохозяйственный налог порядка 1,5 млн. руб., - увеличить сумму единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 2 млн. руб. по неналоговым доходам - в целях эффективного управления государственной собственностью установить норматив части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, не менее 25% от всех государственных унитарных предприятий, имеющих прибыль по итогам деятельности, что позволит получить порядка 7 млн. руб., - повысить ставки арендной платы от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности Ярославской области, что позволит получить порядка 7 млн. руб., - увеличить поступления арендной платы за землю на 22 млн. руб.

3. Привести рассматриваемый законопроект в соответствие с законом Ярославской области «О порядке и условиях предоставления льгот по налогам и сборам» в связи с превышением предельного размера предоставляемых налоговых льгот за счет областного бюджета, уточнив сумму потерь бюджета по транспортному налогу и налогу на имущество.

4. Запланировать поступления от продажи имущества, находящегося в областной собственности в сумме 14 млн. руб.

5. Одновременно с принятием Закона «Об областном бюджете на 2005 год» утвердить территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

6. Включить в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2005 год» дополнительные статьи следующего содержания: - В целях обеспечения оперативного контроля за исполнением областного бюджета на 2005 год департамент финансов Ярославской области ежемесячно, не позднее 1 числа второго месяца следующего за отчетным, представляет контрольно-счетной палате Ярославской области сводные реестры расходов бюджетополучателей по функциональной и экономической классификации; - С целью осуществления внешней проверки исполнения областного бюджета за год все главные распорядители и получатели средств областного бюджета обязаны не позднее 1 мая 2005 года представить в контрольно-счетную палату Ярославской области отчеты об исполнении сметы на их содержание за 2004 год.

7. Статью 34 проекта бюджета изложить в следующей редакции: «Установить, что операции со средствами областного бюджета в части предоставления субсидий и субвенций местным бюджетам осуществляется органом, исполняющим областной бюджет в соответствии с соглашениями о кассовом обслуживании исполнения местных бюджетов в отношении указанных средств. Перевести в установленном порядке на казначейскую систему исполнения бюджеты тех муниципальных образований области, в бюджетах которых доля финансовой помощи из областного бюджета превышает 50 % всех доходов».

8. Текстовую часть проекта бюджета следует дополнить статьей, четко указывающей, что ассигнования из бюджета предусматриваются на образование резервного фонда Администрации Ярославской области.

9. Предусмотреть ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов на закупку зерна для нужд Ярославской области.

Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты П.И. Уткин

ссылки по теме:

Оригинал публикации

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: (499)246-83-86  Факс: