Открыл конференцию ответственный секретарь АКСОР, заместитель руководителя аппарата Счетной палаты РФ Николай Столяров. Он отметил важность проведения такой встречи и вопросов, обсуждаемых на ней. Контрольно-счетную палату Ленинградской области Николай Столяров выделил как один из лучших органов внешнего контроля среди субъектов Российской Федерации, у которого есть что позаимствовать и чему поучиться. Он поздравил КСП с десятилетием и вручил памятный знак за эффективную и успешную работу Председателю палаты Андрею Васильеву.
В свою очередь Председатель КСП Ленинградской области А. Васильев отметил, что проводимый аудит эффективности - это зеркало всей государственной системы и каждого чиновника в отдельности. Цель его - способствовать тому, чтобы бюджетные средства использовались с наибольшей отдачей. После этого участники заседания обратились к повестке дня.
С докладом об итогах проведения аудита эффективности государственной поддержки дорожной отрасли выступил Сергей Гнилицкий, аудитор КСП Ленинградской области.
Он сообщил, что КСП была разработана методика оценки эффективности дорожной отрасли. Для определения конкретных мероприятий, приоритетная реализация которых могла бы дать максимально возможный эффект, при ограниченном объеме бюджетной поддержки, было выделено три основных критерия: доступность, безопасность и экстернальность (под последним понимается степень влияния автомобильных дорог на социально-экономическое развитие региона в целом).
Рассмотренная методика получила одобрение специалистов научных, исследовательских, проектных и строительных организаций, Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Ленобласти и ГИБДД. Также такая система критериев оценки совпала с мнением жителей области, среди которых был проведен социологический опрос. Таким образом, приоритет изучения получили те показатели, которые, по мнению экспертов, имели наибольшую степень влияния на результаты деятельности дорожной отрасли в целом.
Если говорить о критерии доступности, то общая протяженность автомобильных дорог в области составила 11 тысяч километров, и здесь Ленобласть занимает 2-е место по Северо-Западному региону. В целом по России наш регион занимает 12-е место по протяженности и 16-е место по плотности автодорог. Как отметил Сергей Гнилицкий, протяженность и плотность дорог, с точки зрения обеспечения объема перевозок, как внутренних, так и транзитных, являются вполне достаточными.
Что касается критерия экстернальности, то здесь докладчик отметил тенденцию сокращения государственной поддержки дорожной отрасли, что наблюдается и в целом по России по причине нехватки средств.
Уровень безопасности федеральных автомобильных дорог заслужил хорошую оценку жителей Ленинградской области и работников дорожно-ремонтных предприятий. Но, как и везде, дорожно-транспортные происшествия имеют место, и основная их доля приходится на зимний и переходный периоды. Поэтому необходимо повысить сцепные качества дорожных покрытий.
За 4 года прирост протяженности автодорог составил 85 км, 69 км дорог было реконструировано. При этом на текущий и капитальный ремонт региональных автодорог в среднем ежегодно выделялось около 300 млн рублей, что ниже их фактического износа. Поэтому необходимо действеннее оценивать эффективность вложения государственных средств на содержание и капитальный ремонт дорог.
О предварительных итогах аудита эффективности использования государственных средств, выделенных в 2003-2005 годах на агропромышленный комплекс региона, рассказал Андрей Сорокин, аудитор КСП Ленинградской области.
Аудит эффективности в этой отрасли осуществлялся по трем критериям, характеризующим бюджетный, экономический и социальный эффект: адекватность системы государственного управления АПК, результативность и экономичность. Государственная поддержка должна выполнять важную роль регулятора направления деятельности сельскохозяйственных предприятий и осуществлять государственную политику в агропромышленном комплексе.
В 2003-2005 годах на государственную поддержку АПК, в который входят 270 предприятий, было использовано более 3 млрд рублей, в том числе 30% - из федерального бюджета, 34% - из областного. При этом бюджетные назначения были выполнены практически в полной мере, недофинансирование составило менее 5% от суммы утвержденных бюджетных ассигнований. Темп роста государственной поддержки составил 104%, при этом темп роста объема валовой продукции сельхозпроизводства - 115%. Если взять, к примеру, отрасль животноводства, здесь темп роста государственной поддержки составил 168%, достаточно увеличились и объемы реализованной продукции. (Ленинградская область занимает первое место по выпуску молочной продукции.)
Андрей Сорокин привел показатели экономичности и эффективности государственной поддержки растениеводства и животноводства, из чего следует, что государственная поддержка достаточно существенно влияет на развитие отраслей сельскохозяйственного производства, при этом она также имеет стимулирующий характер.
Социальную эффективность государственной поддержки в настоящее время характеризует среднегодовое количество работников и среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве. За определяемый период количество работников сократилось, что обусловлено экономической ситуацией в стране и оттоком рабочей силы в промышленное производство. При этом среднемесячная заработная плата увеличилась на 3,5 тысячи рублей.
Темп роста оплаты труда на предприятиях сельского хозяйства составил 122%, что опережает темпы роста государственной поддержки на 18% и темпы роста объема валовой продукции сельскохозяйственного производства на 7%.
Необходимость четкого обоснования бюджетных расходов - одно из важных требований бюджетной реформы. Начинают безвозвратно уходить в прошлое схемы планирования расходов «из общих соображений» или от их ранее достигнутого уровня. Принципиально новое в бюджетном процессе состоит в том, чтобы оптимизировать расходы, научиться добиваться при минимальных затратах наибольшего экономического и социального эффекта.
|