карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Законодательство

Российская Федерация

Республика Адыгея

Республика Алтай

Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Брянская область

Республика Башкортостан

Белгородская область

Республика Бурятия

Вологодская область

Владимирская область

Воронежская область

Волгоградская область

Республика Дагестан

Еврейская автономная область

Ивановская область

Иркутская область

Республика Ингушетия

Калининградская область

Республика Калмыкия

Калужская область

Камчатская область

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Республика Коми

Коми-Пермяцкий АО

Корякский АО

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Республика Марий Эл

Московская область

г. Москва

Республика Мордовия

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермская область

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

г. Санкт-Петербург

Саратовская облать

Сахалинская область

Республика Саха (Якутия)

Свердловская область

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО

Республика Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Республика Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Читинская область

Чувашская республика

Чукотский АО

Эвейский АО

Ярославская область

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Внимание конкурс!

Контрольно-счетная палата Республики Адыгея объявляет конкурс

на замещение вакантной должности государственной гражданской службы консультанта КСП Республики Адыгея;

на включение в кадровый резерв на должности государственной гражданской службы Республики Адыгея инспектора, консультанта Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея.

Последние обновления

10.10 Заключение контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края на проект закона Приморского края "О краевом бюджете на 2007 год". Подробнее

09.10 "Кому выгодно неэффективное использование средств, предназначенных для оздоровления "Цветов жизни"? Подробнее

03.10 Закон Ставропольского края "О Счетной палате Ставропольского края". Подробнее

02.10 Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Тверской области. Подробнее

27.09 Отчет Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики о своей деятельности в 2005 году. Подробнее

Предложение

«Контроль, анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов»

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Массажистки москвы с услугой эротический массаж.
Главная  >>  Законодательство   >>  Ненецкий АО Ненецкий АО

ЗАКОН НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

версия для печати 

9 апреля 1997 года N 64-ОЗ

в ред. окружных законов от 14.06.1998 N 133-ОЗ, от 15.06.2002 N 359-ОЗ

   
      9 апреля 1997 года                                         N 64-ОЗ
      ------------------------------------------------------------------
   
                      ЗАКОН НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
   
                     О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ СОБРАНИЯ
                    ДЕПУТАТОВ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
   
                                                                  Принят
                                                     Собранием депутатов
                                            Ненецкого автономного округа
                              (Постановление от 2 апреля 1997 года N 35)
   
               (в ред. окружных законов от 14.06.1998 N 133-ОЗ,
                           от 15.06.2002 N 359-ОЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус контрольно-счетной палаты

Контрольно-счетная палата Собрания депутатов Ненецкого автономного округа (далее - контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуется решением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа (далее - окружное Собрание), является его структурным подразделением и подотчетна ему.

В своей деятельности контрольно-счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Ненецкого автономного округа, настоящим законом и решениями окружного Собрания депутатов.

Контрольно-счетная палата имеет бланки со своим наименованием.

Статья 2. Задачи контрольно-счетной палаты

Задачами контрольно-счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета округа и окружных внебюджетных и валютного фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • контроль за эффективностью и целесообразностью расходования окружных государственных средств и использования окружной собственности, оценка эффективности и целесообразности предоставления льгот по налогам, кредитов за счет средств окружного бюджета;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов окружного бюджета и бюджетов окружных внебюджетных и валютного фондов;
  • финансовая экспертиза проектов окружных законов, а также нормативно-правовых актов органов государственной власти округа, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств окружного бюджета, или влияющих на формирование и исполнение окружного бюджета и окружных внебюджетных и валютного фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей окружного бюджета, внебюджетных и валютного фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств окружного бюджета, окружных внебюджетных и валютного фондов в уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;
  • контроль за рациональностью и эффективностью использования финансовых ресурсов, выданных на возвратной основе;
  • ежеквартальное представление Собранию депутатов Ненецкого автономного округа информации о ходе исполнения окружного бюджета и о результатах проводимых контрольных мероприятий.

Глава 2. СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

Статья 3. Состав контрольно-счетной палаты

Контрольно-счетная палата состоит из начальника палаты и специалистов (аудитора и главного специалиста).

(абзац в ред. окружного закона от 15.06.2002 N 359-ОЗ)

Состав контрольно-счетной палаты и должностные оклады сотрудников утверждаются окружным Собранием в рамках штатного расписания Собрания депутатов.

Должностные лица контрольно-счетной палаты не могут заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

Статья 4. Начальник контрольно-счетной палаты

Начальник контрольно-счетной палаты назначается на должность окружным Собранием на период его полномочий большинством голосов от установленного числа депутатов и слагает свои полномочия перед вновь избранным окружным Собранием.

Начальник контрольно-счетной палаты должен иметь высшее образование и стаж работы в области государственного управления, контроля, экономики, финансов - не менее 5 лет.

Начальник контрольно-счетной палаты:

  • осуществляет руководство деятельностью контрольно-счетной палаты и организует ее работу в соответствии с настоящим законом и планом работы, утверждаемым окружным Собранием;
  • представляет окружному Собранию отчеты о работе контрольно-счетной палаты;
  • принимает участие в работе комитетов, сессий окружного Собрания, заседаниях по финансовым вопросам администрации Ненецкого автономного округа, пользуется правом внеочередного приема должностными лицами органов государственной власти округа;
  • принимает непосредственное участие в проведении комплексных ревизий и тематических проверок;
  • представляет контрольно-счетную палату в органах государственной власти Ненецкого автономного округа и Российской Федерации.

Статья 5. Специалисты контрольно-счетной палаты

(статья в ред. окружного закона от 15.06.2002 N 359-ОЗ)

Аудитор и главный специалист контрольно-счетной палаты принимаются на службу председателем Собрания депутатов по результатам конкурса либо по представлению начальника контрольно-счетной палаты, согласованному с Палатой законодательных предположений, и увольняются в порядке, предусмотренном действующим законодательством. На должности аудитора и главного специалиста контрольно-счетной палаты принимаются лица, имеющие высшее финансовое или экономическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.

Аудитор контрольно-счетной палаты исполняет обязанности начальника контрольно-счетной палаты в период его отсутствия.

Служебные обязанности аудитора контрольно-счетной палаты:

  • участие в комплексных ревизиях и тематических проверках, проводимых контрольно-счетной палатой;
  • проведение анализа и подготовка заключений по исполнению окружного бюджета и окружных внебюджетных фондов, разработка предложений по более эффективному расходованию государственных средств, средств внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов Собрания депутатов по бюджетно-финансовым вопросам;
  • выполнение других поручений начальника контрольно-счетной палаты по осуществлению задач контрольно-счетной палаты.

Служебные обязанности главного специалиста контрольно-счетной палаты:

  • участие в комплексных ревизиях и тематических проверках, проводимых контрольно-счетной палатой;
  • финансовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов Собрания депутатов по бюджетно-финансовым вопросам;
  • выполнение других поручений начальника контрольно-счетной палаты по осуществлению задач контрольно-счетной палаты.

Глава 3. ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

Статья 6. Виды деятельности контрольно-счетной палаты

В процессе реализации задач, изложенных в статье 2 настоящего закона, контрольно-счетная палата осуществляет экспертно-аналитическую, контрольную, ревизионную, информационную и иную деятельность, обеспечивает контроль за исполнением бюджета округа и бюджетов (смет) окружных внебюджетных и целевых фондов, что предусматривает:

  • проведение оперативного контроля за исполнением бюджета округа в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета округа, окружных внебюджетных фондов;
  • экспертизу проектов окружного бюджета, окружных программ, законов и иных нормативно-правовых актов и документов, затрагивающих финансовые ресурсы округа;
  • анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в окружное Собрание предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  • подготовку и представление заключений и ответов по вопросам, относящимся к компетенции контрольно-счетной палаты, по поручению окружного Собрания, председателя и заместителя председателя окружного Собрания.

В целях осуществления задач контрольно-счетной палаты в проведении комплексных ревизий и тематических проверок по согласованию с председателем, а в его отсутствие с заместителем председателя Собрания депутатов, могут привлекаться специалисты со стороны в пределах средств, предусмотренных сметой расходов.

(абзац введен окружным законом от 15.06.2002 N 359-ОЗ)

Статья 7. Организация и планирование работы контрольно-счетной палаты

Контрольно-счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением окружного бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности контрольно-счетной палаты. Годовые планы работы контрольно-счетной палаты утверждаются окружным Собранием депутатов. Текущие планы работы утверждаются председателем Собрания депутатов по рекомендации Палаты законодательных предположений.

(абзац в ред. окружного закона от 15.06.2002 N 359-ОЗ)

Обязательному включению в план работы контрольно-счетной палаты подлежат поручения окружного Собрания, а также обращения групп депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа. Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы подлежат запросы органов государственной власти и местного самоуправления.

Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решений окружного Собрания.

Статья 8. Область действия контрольных полномочий контрольно-счетной палаты

Контрольные полномочия контрольно-счетной палаты распространяются на органы государственной власти (в том числе их аппараты) и учреждения в Ненецком автономном округе в части исполнения окружного бюджета, внебюджетных и валютного фондов.

Контрольные полномочия контрольно-счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления в части средств, передаваемых им для выполнения государственных полномочий, предприятия, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из бюджета округа и окружных внебюджетных фондов или используют собственность округа либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством округа или органами государственной власти округа налоговые и иные льготы и преимущества.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия контрольно-счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств окружного бюджета, использованием собственности округа и управлением ею, а также в части предоставленных законодательством округа или органами власти налоговых и иных льгот и преимуществ.

Статья 9. Предоставление информации по запросам контрольно-счетной палаты

Все органы государственной власти Ненецкого автономного округа, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам контрольно-счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности (в пределах полномочий, указанных в статье 8 настоящего закона).

При проведении проверок контрольно-счетная палата получает от проверяемых учреждений, предприятий, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

Информация предоставляется в недельный срок (если более длительный срок не оговорен в запросе) на основании письменного запроса за подписью председателя счетной палаты.

Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, организаций и учреждений от своевременного предоставления необходимой информации, документации по требованию контрольно-счетной палаты, а также предоставление недостоверной (ложной) информации влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.

Статья 10. Оперативный контроль за исполнением бюджета округа, окружных внебюджетных и валютного фондов

Контрольно-счетная палата в процессе исполнения окружного бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями окружного бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

Счетная палата ежеквартально по установленной форме предоставляет окружному Собранию депутатов оперативный отчет о ходе исполнения окружного бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными законом Ненецкого автономного округа об окружном бюджете на текущий год показателями за истекший период.

Конкретный перечень отчетности и документов, а также сроки их предоставления в контрольно-счетную палату утверждаются окружным Собранием.

Статья 11. Комплексные ревизии и тематические проверки

(статья в ред. окружного закона от 15.06.2002 N 359-ОЗ)

Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются в соответствии с утвержденным планом.

В ходе проведения проверок на основе документального подтверждения достоверности финансовой отчетности, анализа финансового состояния определяются своевременность и полнота взаимных расчетов проверяемого объекта и окружного бюджета, законность, целесообразность и эффективность расходования средств, использования собственности округа, обоснованности получения налоговых и других льгот и преимуществ.

Результаты проверки оформляются итоговым документом: справкой или актом. При отсутствии нарушений составляется справка за подписью проверяющего (руководителя группы), без подписей руководителя и главного бухгалтера проверяемого объекта. При установлении нарушений и недостатков в деятельности проверяемого объекта составляется акт.

Акт представляется руководителю проверяемого объекта для ознакомления. По результатам ознакомления руководитель проверяемого объекта должен письменно удостоверить факт ознакомления с актом. В случае отказа от ознакомления с актом руководитель должен письменно удостоверить свой отказ. При наличии возражений или замечаний руководитель проверяемого объекта в течение 5 рабочих дней после представления акта для ознакомления направляет их в письменном виде в адрес контрольно-счетной палаты.

О результатах проведенных проверок контрольно-счетная палата информирует окружное Собрание, главу администрации округа, руководителей соответствующих органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. При выявлении нарушений законов, влекущих за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.

При проведении проверок должностные лица контрольно-счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения проверки и оформления ее результатов в виде акта или справки.

Должностные лица контрольно-счетной палаты и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, проводимых контрольно-счетной палатой.

Статья 12. Контроль за кредитными ресурсами и заемными средствами

Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за:

  • соблюдением порядка предоставления из бюджета округа, в том числе за счет валютных средств, и окружных внебюджетных фондов ссуд и льготных кредитов, их целевым использованием, порядком расчетов за пользование кредитами и своевременностью их погашения;
  • обоснованностью и соблюдением порядка предоставления бюджетных гарантий по кредитам, получаемым предприятиями, учреждениями и организациями округа;
  • обоснованностью и эффективностью размещения временно свободных средств окружного бюджета и окружных внебюджетных фондов, в том числе в кредитных учреждениях и вложения в ценные бумаги;
  • использованием заемных средств, привлекаемых администрацией округа путем выпуска облигаций, долговых обязательств и других видов государственных ценных бумаг, а также получаемых краткосрочных кредитов банка.

Статья 13. Контроль за поступлением в окружной бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью округа

Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за поступлением в бюджет округа средств, полученных в результате распоряжения и управления собственностью округа, в том числе от ее приватизации, продажи, передачи в аренду.

Статья 14. Экспертиза и заключения контрольно-счетной палаты

Контрольно-счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по:

  • проекту бюджета округа и вносимым в него изменениям и дополнениям;
  • проектам законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Ненецком автономном округе;
  • проектам бюджетов (смет доходов и расходов) окружных внебюджетных фондов;
  • проектам программ, финансируемым из окружного бюджета;
  • проектам договоров Ненецкого автономного округа, влекущим последствия для окружного бюджета.

По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, контрольно-счетная палата проводит экспертизу и готовит заключение на основании поручений окружного Собрания, его председателя, заместителя председателя.

Статья 15. Взаимодействие контрольно-счетной палаты с органами государственного и ведомственного контроля

При проведении проверок и ревизий по вопросам, относящимся к компетенции контрольно-счетной палаты, она взаимодействует с органами государственного и ведомственного контроля (управление внутренних дел, прокуратура, окружное финансовое управление, контрольно-ревизионное управление, Государственные налоговые инспекция и полиция, таможня, иные государственные и ведомственные контрольные органы).

Контрольно-счетная палата и территориальные подразделения органов государственного и ведомственного контроля оказывают друг другу содействие в осуществлении контрольных функций, обмениваются информацией о результатах проводимых ревизий и проверок.

Статья 16. Полномочия должностных лиц контрольно-счетной палаты при проведении проверок

Должностные лица контрольно-счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению контроля имеют право беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и служебные помещения независимо от форм собственности, на которые распространяются контрольные полномочия контрольно-счетной палаты, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы специалистов контрольно-счетной палаты, проводящих проверку, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать выполнение работ по делопроизводству.

Требования должностных лиц контрольно-счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для должностных лиц государственных органов, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.

Статья 17. Представление контрольно-счетной палаты

По результатам проведенных мероприятий контрольно-счетная палата направляет органам государственного управления Ненецкого автономного округа, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности.

Представление контрольно-счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок, если срок не указан - в течение 20 дней со дня его получения.

О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации контрольно-счетная палата уведомляется незамедлительно.

Статья 18. Предписание контрольно-счетной палаты

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений контрольно-счетной палаты, создания препятствий для ведения контрольных мероприятий, контрольно-счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений, организаций обязательные для исполнения предписания, подписанные начальником контрольно-счетной палаты.

При повторном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний контрольно-счетной палаты начальник контрольно-счетной палаты, по согласованию с окружным Собранием, может принять решение о приостановлении всех операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций, а материалы проверки передать в правоохранительные органы для проведения следственных мероприятий и принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Гарантии правового статуса работников контрольно-счетной палаты

Сотрудники контрольно-счетной палаты являются государственными служащими, их статус, права и обязанности регулируются действующим законодательством, настоящим законом, законом "О государственной службе Ненецкого автономного округа".

Воздействие на должностных лиц контрольно-счетной палаты с целью воспрепятствовать исполнению ими своих служебных обязанностей либо добиться принятия необоснованного решения, насильственные действия, распространение заведомо ложной и искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Должностные лица контрольно-счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости.

Статья 20. Ответственность должностных лиц контрольно-счетной палаты

Должностные лица контрольно-счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность результатов проводимых ими проверок, в том числе представляемых в государственные органы или предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Должностное лицо контрольно-счетной палаты, допустившее злоупотребление своим служебным положением, а также другие противоправные действия, доказанные в установленном законом порядке, освобождается от исполнения своих обязанностей: аудитор - распоряжением председателя Собрания депутатов, а начальник контрольно-счетной палаты - решением Собрания депутатов.

(в ред. окружного закона от 14.06.1998 N 133-ОЗ)

Статья 21. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

   
      Председатель Собрания депутатов                Глава администрации
      Ненецкого автономного округа          Ненецкого автономного округа
      В.А.ВЫУЧЕЙСКИЙ                                           В.Я.БУТОВ
   
      г. Нарьян-Мар.
      9 апреля 1997 года.
      N 64-ОЗ
   
   
      ------------------------------------------------------------------

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: , 645-66-53  Факс: