Краткие результаты мероприятий по созданию Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации, проведенных в 2003 году Федеральным центром информатизации Счетной палаты Российской Федерации совместно с Государственным НИИ системного анализа и при активном содействии и контроле Счетной палаты Российской Федерации, научно-методического совета и Президиума Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Основанием для проведения работ по созданию информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов, как инструмента, позволяющего сформировать единое информационное пространство контрольно-счетных органов Российской Федерации, явилось поручение IV Конференции Ассоциации в декабре 2002 года.
Основное назначение создаваемой Системы - это повышение качества деятельности руководства и специалистов контрольно-счетных органов.
Задача системы не только автоматизировать деятельность контрольно-счетного органа в соответствии с регламентом, но и дать мощный инструмент для аналитики, экспертизы и прогноза. И, что очень важно, для оперативного контроля исполнения бюджетов всех уровней и аудита эффективности.
Основные особенности ГИАС КСО
Первая и главная особенность - это отсутствие вертикальной подчиненности между контрольно-счетными органами РФ. То есть, информационное взаимодействие может производиться только при условии существования паритетных и взаимовыгодных отношений между руководителями контрольно-счетных органов и законодательных собраний.
На сегодняшний день такие отношения в основном определяются решениями Ассоциации и ее органов управления, а также на уровне прямых соглашений между контрольно-счетными органами.
Вторая особенность - это масштабность и вертикально-интегрированная структура Системы. Необходимость организации вертикально-интегрированного контроля. Такой контроль нужен прежде всего для сопоставления информации об использовании бюджетных средств всех уровней. Именно это и позволяет получить вертикально-интегрированная структура построения нашей системы, то есть в данном случае за простым техническим термином - "четырехуровневая вертикальная информационная интеграция" - стоит очень серьезное оружие государственного финансового контроля.
Третья особенность - это распределенный характер хранения информационных ресурсов. То есть информационные ресурсы системы не централизуются и хранятся у их владельцев на местах. Доступ к информации осуществляется по запросам, регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами, реализованными в адекватную электронную систему санкционированного доступа.
Четвертая особенность - это ярко выраженная социально-экономическая направленность Системы. Так как в конечном итоге характер собираемых и обрабатываемых данных и сведений отражает все аспекты состояния социально-экономического развития, как регионов, так и страны. А это дает возможность реального ситуационного анализа.
Пятая особенность - это большой объем работ, относящихся к области правовой информатики в широком смысле этого понятия. В данном случае это выражается в том, что для эффективного функционирования системы требуется серьезное совершенствование существующего законодательства на всех уровнях. И понятно, что это совершенствование неразрывно связано с построением всей системы государственного финансового контроля Российской Федерации.
Система должна автоматизировать регламентную, во многом внутреннюю, деятельность контрольно-счетного органа. Реальный эффект получается в результате оперативного получения информации из электронных баз данных бюджетополучателей (а это и структуры исполнительной власти и, в конечном итоге, все те, кто получает хотя бы один государственный рубль).
Информационная система, оперативно дающая финансовую и социально-экономическую информацию, позволит обеспечить и превентивность государственного финансового контроля, и мониторинг исполнения бюджета и прозрачность работы чиновников и, тем самым, будет реально способствовать проводимой административной реформе. Таким образом, в силу изложенных особенностей создаваемая ФГУП "СП-Центр" информационная система является действительно уникальной, и такого сложного и динамичного информационного продукта в нашей стране еще не было.
Для реализации работ с самого начала нами была продумана целая программа мероприятий по разворачиванию работ. Эта программа предусматривала обширный набор энергичных и инициативных действий, которые в основном пришлось предпринимать Председателю Счетной палаты.
Здесь и серия обращений к государственным заказчикам ФЦП "Электронная Россия" ( Минсвязи и Минэкономразвития), и подготовка проектов постановлений Правительства и Указов Президента, и обсуждение вопроса в экспертном совете по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности при Председателе Государственной Думы ФС РФ, и заключение соглашений с рядом министерств о сотрудничестве в области информационно-коммуникационных технологий, и многое другое.
Сегодня создание нашей информационной системы поддерживается всеми ведущими министерствами и ведомствами, даже Минфин Российской Федерации и Центробанк России признают ее целесообразность.
Теперь о работах прошлого года.
В сложившихся отношениях госзаказчиков программы "Электронная Россия" по линии Минсвязи РФ в основном ведутся работы, связанные с капитальными вложениями в оборудование и создание информационно-коммуникационных инфраструктур, по линии Минэкономразвития РФ - проекты, связанные с содержательной (интеллектуальной) частью.
В настоящее время ФГУП "СП-Центр" является участником нескольких проектов по линии Минсвязи РФ и Минэкономразвития РФ.
По линии Минсвязи РФ
В сентябре прошлого года Минсвязи РФ провело конкурс на выполнение работ по подключению органов государственной власти к быстрым каналам связи. Суть проекта - это создание корпоративной телекоммуникационной системы передачи и предварительной обработки информации на базе типовых программно-аппаратных комплексов, называемых центрами обработки данных.
В пилотную зону реализации этого проекта в 2003 году вошли:
- Счетная палата Российской Федерации,
- Контрольно-счетная палата Ростовской области,
- Контрольно-счетная палата Государственной думы Ставропольского края,
- Счетная палата Владимирской области.
ФГУП "СП-Центр" в данном проекте определен как организация, принимающая программно-аппаратные комплексы на баланс и в эксплуатацию, с последующим обеспечением соответствующей профессиональной поддержки и сопровождения.
По линии Минэкономразвития
Второй проект касается интеллектуальной части и предназначен для реализации электронных процедур государственного финансового контроля Российской Федерации.
Основная цель Проекта - это реализация электронных административных регламентов контрольно-счетных органов и организация на этой основе эффективного обмена информацией в рамках создаваемого объединенного государственного информационного ресурса контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее ОГИР КСО).
Структуру проекта можно упрощенно представить на следующей схеме:
Говоря другими словами, проект можно условно разделить на две части:
- автоматизация внутренней деятельности контрольно-счетных органов и организация обмена информацией с другими контрольно-счетными органами;
- организация оперативного обмена информацией с другими государственными информационными ресурсами (внешний обмен), например со структурами налоговой службы, федерального казначейства и т.д.
В этом проекте ФГУП "СП-Центр" является головным исполнителем. НИИ СП, как соисполнитель, отрабатывает вопросы совершенствования нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования Системы.
В качестве пилотных объектов были задействованы контрольно-счетные органы, имеющие наибольший научно-технический и интеллектуальный задел. Прежде всего, это:
- Счетная палата Российской Федерации,
- Контрольно-счетная палата Москвы,
- Счетная палата Владимирской области
- Контрольно-счетная палата Госсовета Чувашской Республики.
Состав и характер собираемых данных, возможность их оперативного получения от бюджетополучателей позволяют совершенно реально проводить на их основе социально-экономический анализ и прогноз развития регионов и муниципальных образований. То есть фактически можно решить еще одну крайне важную задачу - делать реальный ситуационный анализ и мониторинг социально-экономического положения региона.
*Публикация подготовлена по материалам работ по линии 14 и 49 мероприятий Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
|