В соответствии с постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 25.02.2004 № 185-III «Об отчете о деятельности Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики в 2003 году» комитетом принимаются меры по повышению действенности проводимой контрольной работы и требовательности к должностным лицам по устранению недостатков в расходовании бюджетных средств, усилению контроля за эффективным использованием государственной собственности.
Выполняя Программу контрольно-проверочных и экспертно-аналитических мероприятий Государственного контрольного комитета УР на 2004 год, только в 3 квартале т.г. проведено 41 контрольно-проверочное и 5 экспертно-аналитических мероприятий. Продолжена практика изучения положения дел по ряду вопросов в целом по республике, с участием территориальных подразделений комитета проведено 2 комплексные и 2 целевые проверки.
Анализ результатов проверок показывает, что имеются недостатки и нарушения бюджетного законодательства, нормативных документов как при распределении (выделении) бюджетных средств, так и на стадии их фактического расходования. Эффективность использования бюджетных средств главными распорядителями и распорядителями, как правило, не рассматривается и отдельно не определяется.
Материалы проведенных проверок рассмотрены на заседаниях коллегии комитета с приглашением руководителей соответствующих министерств и ведомств, а также проверенных организаций. Информации и постановления коллегии по результатам проверок направлены Президенту УР, в Госсовет УР и Правительство УР, заинтересованные министерства и ведомства республики.
Практикуется участие в работе коллегии заместителей Председателя Госсовета УР, председателей постоянных комиссий Госсовета УР, что позволяет принимать конкретные решения по отдельным вопросам, требующим оперативного реагирования.
Результаты комплексных и целевых проверок по наиболее актуальным и значимым темам, в частности касающихся социальной сферы, малого предпринимательства, сельского хозяйства, были рассмотрены на заседаниях Президиума Госсовета УР.
Так, постановлением Президиума Госсовета УР от 23.09.2004 №309-III «О финансировании образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Удмуртской Республике» с конкретными рекомендациями Министерству образования и науки УР даны конкретные рекомендации Министерству финансов УР, Правительству УР и органам местного самоуправления в УР.
В настоящее время реализовано принятое ранее постановление Президиума Госсовета УР по результатам проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию республиканских целевых программ по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Удмуртской Республики. По рекомендации Президиума Госсовета УР Правительством УР пересмотрен и утвержден новый порядок кредитования сельских товаропроизводителей.
Кроме того, материалы проверок обсуждались на коллегиях Министерства здравоохранения УР, Министерства сельского хозяйства и продовольствия УР и других ведомств. Приняты меры по возврату бюджетных средств, устранению недостатков в нормативных правовых актах и иных нарушений.
Проверка выполнения решения по протоколу расширенного совещания при председателе комитета от 05.12.2003 «О результатах проверки организации работы по управлению и распоряжению муниципальной собственностью в муниципальных образованиях и полноты поступления в местные бюджеты (получатели финансовой помощи из бюджета УР) доходов от использования муниципальной собственности в 2002 году и за 9 месяцев 2003 года» показала, что представительными органами местного самоуправления и администрациями городов и районов в основном приведена в соответствие с законодательством правовая база по вопросам распоряжения муниципальной собственностью, составлены реестры муниципальной собственности. Принято 68 местных нормативных актов для обеспечения управления собственностью. После проведенной проверки поступило дополнительно в бюджеты городов и районов 1,9 млн.руб., предъявлено 176 претензий и исков на сумму 3,8 млн.руб.
О повышении действенности проводимых контрольных мероприятий свидетельствует изменившееся в положительную сторону соотношение количества выявленных финансовых нарушений и сообщений о принятых мерах по устранению выявленных недостатков, а также суммы установленных финансовых нарушений и суммы, возмещенной в консолидированный бюджет республики.
В результате проверок в 3 квартале т.г. выявлено 69 финансовых нарушений на сумму 36,3 млн.руб., в т.ч. неэффективное использование бюджетных средств на сумму 7,1 млн.руб. По итогам проверок направлено материалов для принятия мер: в государственные органы республики – 16, в органы местного самоуправления – 39, в правоохранительные органы -3.
За этот же период получено 54 ответа о принятых мерах, согласно которым возвращено государству и организациям всех форм собственности около 2,7 млн.руб., из них в бюджеты всех уровней – около 2 млн.руб., во внебюджетные фонды – 546 тыс.руб., привлечены к различным видам ответственности 9 должностных лиц.
Например, по результатам проведенной Глазовским управлением проверки ГУЗ «Вторая республиканская клиническая больница» принято решение УФОМС о полном восстановлении денежных средств, используемых не по целевому назначению за счет будущего финансирования по прочим статьям, на 01.10.2004 восстановлено 546 тыс.руб.
Согласно сообщению министра сельского хозяйства и продовольствия УР, по результатам комплексной проверки использования бюджетных средств на реализацию республиканской целевой программы «Корма», привлечены за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности должностные лица министерства.
Решением Алнашского районного суда осуждена по ст.160 ч.2 п.в и ст.285 ч.1 УК РФ к 4 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 3 года и взысканием 56 тыс.руб. главный бухгалтер Староутчанской сельской администрации (материалы проверки Можгинского управления).
Решением мирового судьи Воткинского района руководитель ЗАО «Позимское» привлечен по ч.2 ст.5.27 КоАП РФ к административной ответственности – дисквалификации сроком на один год (материалы проверки Воткинского управления).
Рассмотрение на Президиуме Госсовета УР и на заседаниях постоянных комиссий Госсовета УР результатов проведенных комитетом экспертно-аналитических мероприятий, принятие конкретных решений по ним и учет внесенных рекомендаций в законотворческой деятельности свидетельствует о действенности проводимой комитетом работы и в этом направлении.
Например, результаты анализа принятых постановлений и распоряжений Правительства УР по выделению средств из бюджета УР во 2-м квартале т.г. были обсуждены на заседании постоянной комиссии Госсовета УР по бюджету, налогам и финансам. Принятым решением рекомендовано Правительству УР исключить из практики работы осуществление новых видов расходов без внесения соответствующих изменений в Закон о бюджете, ужесточить контроль по выдаче кредитов хозяйствующим объектам из бюджета республики.
Наряду с проверками законности, целевого и эффективного использования средств бюджета УР, выделенных муниципальным образованиям, администрациям городов и районов республики, комитетом осуществляются контрольные и экспертные мероприятия по обращениям руководителей муниципальных образований в соответствии с заключенными соглашениями. Можгинским, Воткинским и Игринским территориальными управлениями комитета были проведены внешние проверки и подготовлены заключения по отчетам об исполнении местных бюджетов.
Органы местного самоуправления своевременно и правильно реагируют на итоговые документы комитета. Как правило, материалы проверок рассматриваются на сессиях районных советов депутатов. В комитет представлены планы устранения отмеченных недостатков с указанием конкретных сроков и исполнителей. Повторные проверки и полученные информации позволяют сделать вывод о положительных тенденциях в сфере бюджетных правоотношений в муниципальных образованиях, а, значит, об эффективности контрольных мероприятий.
В заключении необходимо отметить, что в настоящее время во взаимодействии с Госсоветом УР принимаются меры по дальнейшему повышению эффективности работы комитета.
Заканчивается разработка проекта программы контрольно-проверочных и экспертно-аналитических мероприятий комитета на 2005 год с внедрением аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности.
Продолжается работа по методическому обеспечению контрольной и экспертно-аналитической работы комитета. Разработаны методические рекомендации о порядке подготовки экспертного заключения комитета на проект решения о бюджете на очередной финансовый год; организации и проведению контрольных мероприятий по исполнению расходов бюджета УР. Подготовлены предложения по анализу и контролю использования республиканской собственности в нефтедобывающей отрасли УР.
В перспективе планируется разработать республиканские стандарты (методику) аудита эффективности использования государственных средств.
Принимаются меры по улучшению профессиональной подготовки и повышению квалификации сотрудников комитета с учетом изменений бюджетного законодательства и реформирования бюджетного учета в РФ, а также в целях внедрения аудита эффективности использования государственных средств.
Начальник организационно-правового
управление Государственного контрольного
комитета Удмуртской Республики В.Н.Аникин
|