Прошедший год оказался напряженным не только в силу интенсивности проводимых контрольных, экспертных и аналитических мероприятий, но в большей мере из-за их характера.
В 2003 году работа Счетной палаты области велась по трем направлениям аудита эффективности, возглавляемым аудиторами.
Это:
- направление контроля эффективности использования
государственной собственности области в хозяйственной сфере;
- направление контроля эффективности использования
государственной собственности области на государственное
управление и социальную сферу;
- направление контроля эффективности бюджетного управления
социально-экономическими процессами в области.
В составе каждого направления сформированы структурные подразделения — инспекции, осуществляющие основные контрольно-аналитические и экспертные виды государственного финансового контроля, среди которых — аудит эффективности. В ее штате содержится всего один работник — инспектор, который на время проведения контрольных мероприятий формирует расширенную, с участием на безвозмездной основе ученых и специалистов, инспекцию, сам возглавляя ее. Инспекторы ведут проверки в широком спектре их видов, которые выходят за пределы реальных возможностей, но в совокупности объективно определены задачами аудита бюджета и в целом внешнего государственного финансового контроля. Например, один из двух инспекторов направления контроля расходов бюджета области в хозяйственной сфере функционально обеспечивает контроль эффективности:
- межбюджетных отношений областного бюджета с бюджетами
федерального и местного уровней и использования финансовой помощи;
а также использования областной собственности:
- на сельское хозяйство, охрану окружающей среды и природных
ресурсов;
- на жилищно-коммунальное хозяйство;
- на содержание соответствующих структур в системе управления
областью и муниципальными образованиями.
Ясно, что он должен обладать знаниями не только в сфере бухгалтерского учета и отчетности, бюджета и экономики региона; финансового, гражданского, бюджетного и уголовного права.
Инспектор должен владеть основами:
- оптимального управления сложными социальными системами;
- оценки их эффективности;
- экономико-математических методов,
а также иметь аналитические способности, практический опыт работы в указанных областях и на государственной службе.
И это одна из самых важных проблем, порождающая определенные недостатки в качестве нашей работы, что мы признаем и о чем откровенно говорим. Это проблема кадров, которую мы стремимся решать и самостоятельно.
При приеме на работу опираемся на основные критерии, которые содержатся в квалификационных требованиях к государственным служащим, утвержденных Коллегией Счетной палаты. Уровень квалификации сотрудников палаты регулярно, в ходе подготовки к аттестации государственных служащих, проверяется с помощью нами разработанных специальных программных тестов и вопросов для устного собеседования. Из 22 работников 21 (96 %) имеет высшее или неполное высшее образование, в том числе 17 (77 %) — профильное финансово-экономическое или юридическое. Каждый четвертый сотрудник обладает вторым высшим образованием, трое обучаются с целью получения дополнительного специального образования. Около 64 % сотрудников Счетной палаты находятся в возрасте до 40 лет. Стаж государственной службы до 5 лет имеют 5 сотрудников (24 %), от 5 до 10 лет - 7 человек (33 %), более 10 лет -10 работников (45 %). В Счетной палате работает 13 (59 %) женщин.
С целью постоянного совершенствования профессиональных навыков, повышения квалификации сотрудников используем потенциал Ассоциации контрольно-счетных органов России. В Счетной палате области ведется обязательная профессиональная учеба по темам, соответствующим программе «Государственный финансовый контроль».
Однако только собственные методы не обеспечат необходимую системность внешнего государственного финансового контроля и требуемую его эффективность. Анализ нашей деятельности за последние три года показывает, что среднестатистическое контрольно-аналитическое мероприятие продолжается два календарных месяца, в котором принимают участие не менее двух сотрудников Счетной палаты. Лишь ценой многократной перегрузки обеспечивается тот объем работы, за который мы отчитываемся ежегодно. Не случайно 9 последних плановых проверок, проведенных в 2003 году, коллегия рассматривала уже в 2004 году. Таким образом, эффективный внешний государственный финансовый контроль в нашей области может быть обеспечен, но при одновременном усилении информатизационной составляющей с качественным и количественным укреплением кадрового состава Счетной палаты.
В 2003 году коллегией Счетной палаты рассмотрен 71 вопрос по основной деятельности, в том числе 22 вопроса по результатам контрольных мероприятий; 25 - по контролю за реализацией ранее принятых коллегией решений; 24 заключения, среди которых 5 финансовых экспертиз проектов законов о бюджетах Владимирской области, 7 финансовых экспертиз проектов законов Владимирской области о целевых программах, 6 финансовых экспертиз на иные проекты законов Владимирской области, 5 заключений об исполнении бюджетов Владимирской области.
В ходе финансовой экспертизы законопроектов и анализа отчетов об исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования охвачены все доходные статьи и разделы функциональной классификации расходов. Установлено занижение доходов бюджетной системы области оценочно более чем на 58 млн. руб.
Мы с удовлетворением отмечаем реакцию Губернатора области на наши материалы. Так, в 2003 году Губернатором издано постановление «О мерах по устранению недостатков, изложенных в заключении Счетной палаты Владимирской области по отчету об исполнении областного бюджета за 2002 год» от 10.06.03 № 302. Предложения и рекомендации по результатам инвентаризации Счетной палатой областных целевых программ были учтены в постановлении Губернатора «О ходе реализации областных целевых программ и перспективах на 2004 год» от 09.07.03 № 347.
Однако из 60 предложений, направленных органам государственной власти области по результатам экспертно-аналитической деятельности, реализовано только 28. К примеру, в проекте закона «О бюджете Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год» не учтены предложения Счетной палаты по увеличению доходов от единого налога по упрощенной системе и для отдельных видов деятельности.
Одно из направлений деятельности Счетной палаты - контроль эффективности формирования доходов областного бюджета. Проведенными мероприятиями охвачены доходные статьи областного бюджета «Налог на прибыль организаций», «Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности». (Их доля в доходной части областного бюджета составила соответственно 15,48% и 2,42% (всего 17,9%).
По результатам анализа полноты и своевременности поступления налога на прибыль в областной бюджет за период с 2000 по 9 месяцев 2003 года Счетной палатой сделан вывод, что изменения порядка определения налоговой базы, обусловленные принятием 25 Главы Налогового кодекса России, отрицательно сказались на поступлении этого налога в бюджет области.
Новый порядок его взимания и расчета амортизации позволил многим из крупнейших налогоплательщиков теперь на условно законном основании занижать налогооблагаемую базу и сводить платежи в бюджет по этому налогу фактически к нулю. Например, на заводе Автосвет по итогам 2002 года, по данным бухгалтерского учета, получена прибыль более 7 млн. рублей (7101 тыс. рублей), а по данным налогового учета за этот же период -убыток почти в 17 млн. рублей (16897 тыс. рублей). Даже успешно функционирующие предприятия занижают свою прибыль в целях снижения сумм выплат в бюджет и, тем самым, сокращают расходный потенциал бюджета. При этом увеличивают объем собственных оборотных средств, что позволяет улучшить показатели платежеспособности и, соответственно, снизить кредиторскую задолженность, в том числе перед бюджетом, поднять заработную плату работникам. Однако, одна из целей налоговой реформы -рост расходов на модернизацию и развитие производства в результате снижения налогового бремени - до настоящего времени не реализована. В целом, по итогам 2003 года, предприятиями области в собственное производство направлено почти на 9 % инвестиций меньше, чем в 2002 году.
Главное внимание в 2003 году Счетной палатой уделялось контролю эффективности использования государственной собственности. Проведенными в течение года контрольными мероприятиями было охвачено 87 объектов. Установлено, что около 88 млн. рублей (87675,7 тыс. руб.) использовано с нарушением действующего законодательства, в том числе свыше 3 млн. рублей (3090,4 тыс. руб.) профинансированы не целевым образом. Во исполнение решений коллегии Счетной палаты объектами контроля восстановлено более чем на 6 млн. рублей (6170,7 тыс. руб.) бюджетных средств и имущества.
Контрольно-аналитическими мероприятиями были охвачены основные разделы функциональной классификации расходов бюджета, составляющие почти 89 % его объема. Проверено около 17 % общего объема финансовой помощи, передаваемой органам местного самоуправления.
По фактам установленных в ходе проверок нарушений и недостатков 15 представлений направлены в органы государственной власти и местного самоуправления, в учреждения области. Один материал был передан для принятия мер прокурорского реагирования.
При проведении проверок приоритетное значение отдавалось целевому и эффективному использованию бюджетных средств в жилищно-коммунальной сфере, в том числе на подготовку ЖКХ к новому отопительному сезону, и в здравоохранении (по 6 мероприятий или 16,7 % от всех проверок). Не меньшее внимание уделялось аудиту эффективности использования бюджетных средств в муниципальных образованьях (9 направлений проверок или 12,5 % от всех проверок) и органами государственной власти, их должностными лицами (7 объектов контроля или 9,72 % от всех проверок).
Контрольные мероприятия были проведены в округе Александров, городах Владимир, Ковров, Собинка, Лакинск, а также в Гусь-Хрустальном, Киржачском, Петушинском, Собинском, Судогодском, Юрьев-Польском районах.
Результаты проверок свидетельствуют о серьезных недостатках в использовании общественных местных ресурсов не только с точки зрения его эффективности, рациональности, но и законности, целевого характера, в организации системного и качественного муниципального контроля использования бюджетных ресурсов. Завышенная штатная численность органов местного самоуправления привела к сокращению в 2003 году расходов в социальной сфере на 18 млн. рублей. Превышает установленную и штатная численность милиции общественной безопасности, за счет чего меняется ее структура и финансируются федеральные должности. Что также следует отнести к серьезным проблемам внешнего регионального финансового контроля в муниципальных образованьях. Думаю, что мы в ближайшее время сможем предложить мягкую форму организации муниципального финансового контроля и аудита местных бюджетов в условиях дефицита соответствующих специалистов в муниципальных образованьях, недостатка бюджетных средств.
К сожалению не все выявленные нами нарушения принимаются к устранению и областными учреждениями. Отдельные государственные органы, например, департамент строительства и архитектуры и департамент здравоохранения, как правило, не представляют исчерпывающей информации, не предлагают к конструктивной реализации предложений контрольных направлений Счетной палаты.
В целях дальнейшего повышения эффективности Счетной палаты мы приступили к созданию собственными силами информационно-аналитической системы на базе программно-аналитического комплекса «Контроль, анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов во Владимирской области», получившего Свидетельство об официальной регистрации программы. Она, кроме решения контрольно-аналитических и экспертных задач, что велось уже в 2003 году, обеспечит подготовку к принятию органами государственной власти вариантов управленческих решений.
В 2004 году нам также предстоит решать сложные задачи повышения эффективности использования государственных ресурсов области, а также собственной деятельности по осуществлению внешнего государственного финансового контроля. Активному решению задач эффективного управления бюджетными процессами будет способствовать интенсификация работ по системному информационному и телекоммуникационному обеспечению деятельности государственных органов. В настоящее время в нашей области, наряду с другими регионами, реализуется пилотный проект федеральной целевой программы «Электронная Россия». В его рамках при поддержке областного руководства создается филиал Федерального центра информатизации Счетной палаты Российской Федерации. Главная его задача — объединение всех участников бюджетного процесса области в единую систему планирования, исполнения и контроля бюджета в реальном масштабе времени.
Кроме этого будем проводить:
• Анализ итогов приватизации государственной и муниципальной
собственности, проведенной за период с 1993 по 2003 годы.
• Анализ деятельности органов государственной власти и их
должностных лиц по внедрению новых информационных технологий в
целях повышения эффективности государственного управления.
• Аудит эффективности деятельности органов государственной
власти и их должностных лиц по использованию государственных
ресурсов.
• Анализ методов внешнего аудита местных бюджетов в целях
повышения его качества и минимизации расходов на содержание
контрольно-счетных органов муниципальных образований.
• Повышение эффективности внешнего аудита проектов
государственных бюджетов, иных контрольно-аналитических и
экспертных мероприятий, проводимых Счетной палатой Владимирской
области.
Председатель Счетной палаты В.Д.Чечеткин
|