карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Ассоциация контрольно-счётных органов Российской Федерации

Новости

Общая информация

Документы

Президиум

Контакты членов АКСОР

НМС АКСОР

План работы 2003-2005

Информация о работе

Состав

Структура

Положение

Информация о работе

IX конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации

VIII (внеочередная) конференция (Красноярск, 8 июня 2005 года)

VII Конференция (Москва, 27 января 2005г.)

Научно-практическая конференция (Пермь, 8-10 июня 2004 г.)

Семинар-совещание (Екатеринбург, 6-7 июня 2004г.)

VI Конференция (Москва 12-13 февраля 2004г.)

V Конференция (Геленджик, 29-30 сентября 2003г.)

IV Конференция (Москва, 3-5 декабря 2002г.)

III Конференция (Кинешма, 2 июля 2002г.)

Международная научно-практическая конференция (Суздаль, 12-16 февраля 2002г.)

II Конференция (Москва, 3-4 декабря 2001г.)

Публикации АКСОР

Книга "Контрольно-счетные органы Российской Федерации"

Фотогалереи. АКСОР России

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

03.03 Решение заседания Общественного совета внешнего финансового контроля Владимирской области от 14 февраля 2006 года. Подробнее

03.03 Материалы пресс-конференции председателя СП Владимирской области 14.02.2006 г. Подробнее

02.03 Отчет СП Владимирской области о работе в 2005 году. Закрытый раздел. Подробнее

02.03 КСП Карачаево-Черкесской Республики. Подробнее

27.02 Заключение СП Красноярского края по результатам аудиторской проверки эффективности деятельности краевого государственого учреждения "Служба государственного заказа Красноярского края" в 2004 году и 9 месяцев 2005 года. Подробнее

Фотоархивы АКСОР России


Подробнее

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

С 12.08.05г. проводится опрос сотрудников контрольно-счётных органов - пользователей сайта.

Цель опроса - оптимизация представления информационных материалов на сайте, разработка новых сервисов.

Предлагаем всем заинтересованным лицам заполнить анкету

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Ассоциация контрольно-счётных органов Российской Федерации  >>  Информация о работе  >>  II Конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации Об итогах работы Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации за 2001 год и задачах по совершенствованию системы государственного финансового контроля II Конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации

Выступление заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Л.Кудрина

 :: АКСОР

версия для печати 

Добрый день, уважаемые товарищи - участники такой важной Конференции, я очень заинтересован в том, чтобы сегодня поделиться какими-то соображениями, информацией о подготовке исполнения бюджета этого года, подготовленном в проекте бюджета 2002 года, поскольку понимаю, что федеральный бюджет является ядром экономической политики, ядром бюджетной политики страны. И он в полной мере отражается на тех полномочиях и как расходных обязательствах, так и доходных возможностях субъектов Российской Федерации, он связан всеми нитями с региональными бюджетами, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальными. И, конечно, насколько счетные палаты всех регионов смотрят на свои бюджеты, как ведут контроль, что как бы закладывают в методологию, политику при проведении контроля - это очень важно. Хотелось, чтобы у нас в стране вырабатывалась единая методологическая база для понимания всех основных бюджетных вопросов.

И в этой связи я хочу сказать о некоторых вещах. Сначала на примере 2001 года. В этом году профицит федерального бюджета (федеральный бюджет у нас в этом году профицитный) составит около 2,5% ВВП по финансированию и по кассовому исполнению - примерно эту же величину, около 2,4-2,5% ВВП. В прошлом году мы тоже свели бюджет с профицитом около 1,46% (фактически 1,5%) по кассовому исполнению и 1,14% - по финансированию. Чем отличается финансирование и кассовое исполнение, вы прекрасно знаете. Но только теперь (впервые) при подготовке бюджета 2002 года мы закладываем, мы планируем профицит федерального бюджета, и это теперь становится такой необходимой реальностью, необходимым, обязательным элементом бюджетной политики.

Профицит - это превышение доходов над расходами, и зачастую непосвященные считают, что это некие лишние расходы. Мне звонят губернаторы и говорят: «Алексей Леонидович, у вас профицит, вы нам денег отгрузите, пожалуйста, у нас еще что-то можно построить, какой-нибудь крупный объект или погасить долги». Очевидно, что это превышение доходов над расходами имеет несколько значений, целей, и, прежде всего, это впервые способность в последние два года направлять эти средства (превышение доходов над расходами) на погашение государственного долга Российской Федерации. Политика жить в долг, жить не по средствам (во-первых, жить в долг, которая проводилась с 1992 по 1999 годы) была отчасти вынужденная, но зачастую она была чрезмерной по объемам заимствований и увеличению долгового бремени. Фактически формирование дефицита бюджетов.

Она была очевидно чрезмерной и завершилась кризисом 1998 года, который был спровоцирован и мировым кризисом, и нашей внутренней политикой, но стала в этой связи с наложением двух кризисов особенно болезненной для российской экономики. Скажем так, и для российской экономики именно бюджетный дефицит, накопленный долг, объем краткосрочных обязательств, которые мы не могли рефинансировать в короткий период в условиях кризиса, снижение доверия к рынкам, спровоцировали кризис в экономике: рост инфляции, снижение доходов населения. Это должно стать для нас серьезным уроком, поэтому теперь мы понимаем, что после определенной девальвации 1998 года мы получили объем государственного долга как внешнего, так и внутреннего, суммарно значительно превышающий ВВП Российской Федерации, предельный для того, чтобы вообще Россия считалась платежеспособной страной.

И последовательная политика последних двух лет по экономии расходов, по тому, чтобы научиться жить по средствам, привела к тому, что только в прошлом году (по результатам прошлого года) общий долг России находился на уровне где-то 138 - 140% к ВВП, в то время как в этом году мы к концу года будем иметь около 55 - 60%. То есть за один год очень серьезно сократили долговое бремя, это означало, что мы не брали серьезные заимствования, не привлекали МВФ, не привлекали на мировых рынках, снизили заимствования на внутренних рынках и превышение расходов над доходами направили на погашение долга. Это серьезно повысило надежность экономической политики страны, прогнозируемость экономических показателей, ее в меньшей степени зависимость от конъюнктурных, в том числе на мировом рынке, стечений обстоятельств и позволяет говорить о том, что объем долга к уровню ВВП ниже 60% позволяет стране войти в число стран с абсолютно нормальным объемом долга, соответствующим стандартам Европейского сообщества.

Таким образом, и здесь мы показали, что мы теперь стали цивилизованной страной с совершенно умеренными расходами, живем по средствам и можем контролировать, управлять своим бюджетным процессом. Вместе с этим могу сказать, что мы несем серьезное долговое бремя и ежегодно оно пока очень высокое. В этом году мы до конца года в общей сложности выплатим около 13,75 млрд. долларов в виде платежей по внешнему долгу (основной части долга) и процентным платежам, из них около 1448 миллионов - Международному валютному фонду.

Скажу, что, перестав заимствовать у Международного валютного фонда, погашая уже второй год долги, к концу этого года по результатам декабря общий объем долга перед Международным валютным фондом составит 7690 млн. долларов, что ниже квоты Российской Федерации в Международном валютном фонде. Имеется в виду квота нашей доли в уставном капитале. Это такая граница, такая черта, где мы становимся такой же нормальной страной и в отношениях с Международным валютным фондом. Это означает, что нам не нужны специальные программы мониторинга Российской Федерации.

В этом году мы имеем с Международным валютным фондом так называемый постпрограммный мониторинг по завершению программ, которые отслеживаются для стран, у которых заимствования все-таки выше их доли в уставном капитале. Теперь мы будем такой нормальной страной, и наше участие, я бы сказал, в ведущих международных финансовых организациях (мы в МВФ члены Союза директоров, в Международном банке реконструкции и развития — члены «восьмерки»), на мнение которой будут обращать внимание, и мнение которой будет авторитетным, потому что мы не только можем высказывать свое мнение, мы показываем, что мы умеем быть совершенно цивилизованной страной. Прежде всего, это не для того, чтобы хорошими казаться вне, это позволяет решать внутренние проблемы.

Действительно, сегодня при подготовке бюджета 2002 года многие слышали: «Какая будет цена и выдержит ли бюджет, не затрещит ли по швам, не будет ли секвестра?» И мы говорили о том, что в бюджет заложена цена на нефть, от которой считаются доходы, валютные поступления в страну, платежный баланс, доходы федерального бюджета. Доходы федерального бюджета серьезно зависят от топливно-энергетического комплекса, от экспорта топливно-энергетической составляющей. Если взять нефть, нефтепродукты и газ, то около 40% доходной части, прежде всего, федерального бюджета связаны с этой составляющей. Снижение на 1 доллар цены нефти за баррель в среднем на год влечет за собой снижение доходов федерального бюджета на 1 млрд. долларов и консолидированного бюджета - на 1,7 млрд. долларов. То есть для нас все-таки остается чувствительной эта конъюнктура мирового рынка по цене на эти важнейшие энергоносители.

И поэтому нам нужно быть готовыми к тому, что, даже если по не зависящим от нас причинам не зависящая от нас внешняя среда ухудшится, мы будем способны нормально выполнять свои социальные обязательства: зарплату, текущее содержание, сохранение обороноспособности, управляемости (то есть содержания всех госорганов). И мы должны именно под эти пессимистические сценарии тоже подстраиваться, имея в виду, что мы должны обещать только то, что, мы всегда знаем, будет выполнимо.

Когда государство способно это сделать, когда оно может сказать, что мы выполним всегда эти обязательства, мы не залезем в дополнительные долги, которые будем судорожно пытаться где-то получить в Международном валютном фонде, идя на некие дополнительные условия по таким заимствованиям, в том числе структурным, то все понимают, мы уверены в себе, мы проводим свою политику, мы платежеспособны. В этой связи мы планируем таким образом доходы и расходы бюджета, чтобы выполнить вот эти важнейшие социальные обязательства и быть кредитоспособными по всем нашим долгам.

Сегодня мы можем смело сказать, что на 2002 год мы смогли подготовить и принять бюджет, который может выполнить все повышенные социальные обязательства, взятые с учетом заработной платы и денежного довольствия, и будет платежеспособным по всем мировым долгам. Это серьезно повышает доверие к российской экономике и наряду с проводимыми реформами в области судебной реформы, пенсионной системы (что тоже серьезно затрагивает финансовую систему), государственных внебюджетных фондов, земельной реформы, бюрократизации экономики, КЗоТа, Таможенного кодекса, всей реформы внешнеэкономической деятельности, наше стремление вступить в ВТО и активное продвижение на переговорах этой темы позволяет говорить о том, что Россия становится привлекательной страной. Те мизерные объемы инвестиций, внутренних и внешних (внутренние, потому что им было просто невыгодно инвестировать), и капитал, как правило, больше 20-23 млрд. долларов в среднем за год «убегал» из страны, теперь эти капиталы могут больше оставаться здесь.

Есть позитивная тенденция - снижение оттока капитала к объему внешнеторгового оборота, который ежегодно увеличивается, и будем считать, что это ростки новой экономической ситуации. Наряду с тем что в мировой экономике последний год и будущий год считаются кризисными, идет абсолютное снижение валового внутреннего продукта в США, в ряде стран во второй половине этого года, что позволит вырасти экономике, допустим, такой страны, как США, только на 1% (то есть в первом полугодии рост, во втором - снижение, общий рост - 1 %). В первом полугодии следующего года - снижение, затем ожидается рост, но еще никто не знает точно, насколько глубоким будет спад и насколько длительным будет по продолжительности, поэтому в ноябре переоценены перспективы экономического роста в мировой экономике и экономике Соединенных Штатов.

Я могу привести данные, допустим, Международного валютного фонда как одного из крупнейших экспертов экономики США. В октябре еще оценивался в следующем году 1,2%, в ноябре уже оценивался 0,7%, то есть, переоценен в сторону уменьшения. Нам, кстати, все время тоже говорят: «Вы неправильно спланировали, вот видите, пересматривайте свои прогнозы». Мировая экономика в течение года 4 раза переоценивала свои тенденции роста на следующий год, корректировались все подходы ко всем бюджетам. Должен сказать, в меньшей степени корректировался подход к российскому бюджету. Международный валютный фонд в мае давал прогноз по росту российской экономики на следующий год - 4%, в июле - 4%, в октябре - 4,2% (то есть даже в сторону увеличения) и в ноябре - 4,2% сохранил, при том, что мировая экономика чувствует себя менее комфортно на следующий год, чем раньше.

Должен сказать, что, безусловно, одним из факторов, ухудшающих положение, являются события 11 сентября. В значительной степени это сделано, но, может быть, еще предстоит только определить до конца, насколько событие 11 сентября повлекло дополнительные кризисные обстоятельства. Очевидно, что со второй мировой войны экономика Соединенных Штатов впервые перекрыла свои границы и для въезда, и выезда людей и товаров. И с учетом той новой интеграции, которая за последние годы сложилась в мировой экономике в зависимости всех экономик друг от друга, насколько это серьезно подорвет доверие. И плюс ожидание новых террористических актов подрывает опять же некое доверие.

Я приведу такой бытовой пример. Вчера встречался с известным артистом, он говорит: «Я полетел впервые в Штаты, написал сразу завещание». То есть всякое может быть, и вы видите, как на психологию, доверие к экономике, к потреблению влияют эти события в потреблении транспортных услуг. Как известно, авиакомпании снижают объем своих перевозок, снижается потребление энергоносителей - это мы еще только в полной мере будем ощущать и оценивать. Поэтому мы должны быть готовы к этой внешней среде, которая может быть несколько хуже, чем мы ожидаем, а эта среда потребляет наши энергоносители, наш экспорт, в результате этих продаж мы имеем положительный платежный баланс и доходы федерального бюджета. Я немножко, может быть, больше об этом сказал, но нужно понимать, что мы должны готовить и у вас в субъектах Российской Федерации к более жесткой ситуации, быть готовыми отвечать на эту ситуацию.

Я бы отметил, что, конечно, невзирая на эти возможные риски, мы на следующий год спланировали бюджет сначала под прогноз доходов 23,5 доллара за баррель, это ниже даже, чем в этом году или в прошлом, когда в среднем за год доходила цена на нефть до 26. Мы зато запланировали, что та нижняя граница, где мы будем себя чувствовать комфортно и выполним весь бюджет даже в таком большом объеме и с учетом погашения долгов при 18,5. Разница между этими двумя сценариями - это тот профицит, который пойдет в размере 178,3 млрд. рублей, которые заложены в бюджет следующего года, и который должен был бы пойти в размере 68566 млн. рублей на погашение долга и в размере 109765 млн. рублей - на формирование финансового резерва. Если мы будем в этом диапазоне (от 18,5 доллара за баррель до 23,5 доллара за баррель) на мировом рынке по цене на нефть, на нефть по юралс, о которой мы говорим, которая добывается, экспортируется из России, то мы будем находиться в постоянном профиците.

Но теперь, когда есть ожидание, что вот это снижение мировой экономики даст и может повлиять на снижение цен на нефть, например, до 16,5 доллара за баррель, мы должны понимать, хотим ли мы расстаться со своим завоеванием - бездефицитным бюджетом, - хотим ли мы снова тратить на расходы за счет заимствований и сохранить такой объем обязательств? Должен сказать, что главным ответом на этот вопрос стало принятие бюджета в третьем чтении, где мы себе пометили, что в случае, если сложится более худшая ситуация, то объем расходов в размере 68,6 млрд. рублей мы не профинансируем, мы отложим. Мы отложим их с начала года на конец года и будем оценивать ситуацию по ходу исполнения бюджета, и только если мы будем уверены, что ситуация будет благоприятной, мы профинансируем эти 68,6 млрд.рублей.

Это означает, что Дума приняла соответствующую таблицу по разделам, определив те суммы, которые все бюджетополучатели, прежде всего, главные распорядители кредитов, должны будут оценить по объему тех мероприятий, расходов, объектов, по которым будут произведены расходы. Как правило, это капитальные вложения, капитальный ремонт, закупка оборудования, которые должны быть отложены во вторую очередь, и на эти 68,6 млрд. мы можем скорректировать расходы бюджета. И тогда и при более низкой цене на нефть мы будем находиться в рамках бездефицитного бюджета, полностью исполняя свои социальные платежи.

Кто-то в Думе заметил: «Ну, мы помним эти времена, когда были защищенные, незащищенные статьи бюджета». Как хотите, называйте, но отчасти это так. Но это более управляемая ситуация, чем была раньше, когда у нас ситуация с бюджетом из года в год ... Если помните, с 1992 по 1996 год пять бюджетов Санкт-Петербург представлял, утверждал, исполнял, я помню хорошо эти времена со стороны регионов страны, и тогда у нас бюджеты не исполнялись, и мы делили бюджет на защищенные, незащищенные статьи.

Но на самом деле это значительно более развитый механизм, чем даже был тот, поэтому я бы его не назвал в полном смысле такими словами. Это, скорее, ближе исполнение 2001 года, когда у нас есть 120 статья о дополнительных доходах, и если мы их получаем, мы их тратим, не получаем - не тратим, но заранее не обещаем. Это ближе уже, но хотя мы считаем, что они более вероятны - расход доходов будущего года - и по этим 68 миллиардам, я думаю, в большей части мы их исполним. И здесь я хочу сказать, что наши прогнозы связаны с тем, что мы будем в коридоре около 16,5-18,5 доллара за баррель, ближе к 18,5, то есть ближе к исполнению бюджета в соответствии с одним из сценариев, который был заложен при его подготовке.

Таким образом, мы в целом считаем, что расходы будут исполняться и будет исполняться одно из основных его обязательств - финансовая помощь субъектам Российской Федерации и трансферты, и фонд компенсаций. Они обязательно попадают в состав никаким образом не обусловленных, а строго исполняемых обязательств. В том числе те фонды, которые мы создали - 13,7 миллиарда для поддержки регионов по выплате заработной платы и фонд в размере 3 миллиардов, который будет создан для поддержки регионов, у которых налоговая база сократилась больше, чем в других регионах, и 5 миллиардов, которые мы планируем для помощи субъектам по субсидированию жилищно-коммунального хозяйства, для проведения жилищно-коммунальной реформы - вот эти составляющие мы сделаем максимально обязательными. Я повторяю, только по фонду субсидирования мы еще посмотрим, сейчас будем оценивать ситуацию, может быть, он будет поменьше, но все остальные фонды (трансферты, фонд компенсаций, поддержка зарплаты, снижение налоговой базы) будут работать в полном объеме и не попадают, и не переносятся эти расходы никуда.

Безусловно, итогом 2001 года и того, что мы запланировали на 2002 год, станет обязательно эта новая политика в консолидации бюджетов на уровне федерального бюджета и финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В результате этой политики не в одинаковом положении по сравнению с прошлым периодом оказываются доноры и дотационные регионы. И могу сказать, я уже высказывался по этому поводу, считаю, что в стране, в которой 66% налоговых доходов собирается в 10 субъектах Российской Федерации, жить по принципу «50 на 50» невозможно.

И сейчас, перераспределив значительную часть профицита донорских регионов через фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, увеличив его в составе бюджета и направив эти перераспределенные средства на интересы субъектов, мы получили в значительно большей степени выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Мы очередные несколько процентов обеспеченности, на которую мы повысим в 2001 и в 2002 году, получим, то есть мы идем постепенно по повышению, по выравниванию бюджетной обеспеченности по всем основным расходам в субъектах Российской Федерации. Считаем это необходимым.

Нам говорят, что есть элемент иждивенчества, но на самом деле, мы считаем, сейчас находимся в пределах нормальной зависимости, когда все равно быть дотационным невыгодно. Все-таки бюджетная обеспеченность в этом году будет в среднем 77% от российской по целому ряду субъектов, то есть дотационные субъекты мы выравниваем до уровня 77% от среднероссийской, а доноры останутся значительно выше среднероссийской по бюджетной обеспеченности. И в этой связи мы поднимемся в следующем году до уровня примерно 82% бюджетной обеспеченности от среднероссийской по всем дотационным субъектам.

Но это, безусловно, не позволяет еще говорить, что эти субъекты живут замечательно, хорошо, им ничего делать не надо, не надо заниматься налоговой базой, поэтому вот они будут только ждать очередного увеличения трансфертов. Конечно, нет, но я думаю, что именно в результате этого года и следующего у нас возникнет в большей степени та база, которая будет в дальнейшем меньше меняться. Причем она в основном в этом году и следующем меняется из-за изменения налоговой системы, в этом году мы сократили налог с оборота, в этом году НДС у нас поступает 100% в федеральный бюджет, в следующем году налог на полезные ископаемые перевели в большей степени в федеральный бюджет. То есть некоторые субъекты природную ренту будут меньше получать в свой бюджет там, где идет сама добыча. Это достояние государства, это достояние страны.

С другой стороны, мы знаем, что в 2003 году еще один налог с оборота будет сокращен, а с 2004 года уйдет налог с продаж, и тем самым некое перераспределение еще может усилиться, хотя может какие-то налоги замести, например, налог с оборота на другие налоги в сфере потребления горюче-смазочных материалов, и закрепим за регионами. Может быть выход и таким. Таким образом, некоторое перераспределение в этом и следующем году может еще происходить. Но мы считаем дальше, нормативы будут тяготеть к более постоянным величинам, и это создаст дополнительные стимулы для того, чтобы каждый регион наращивал свои налоговые возможности.

Сейчас же, конечно, они в значительной степени зависят от той реальной производственной базы, которая сложилась до реформы. Сейчас она, возможно, будет заметно меняться и в большей степени зависеть от субъектов Российской Федерации. В этой связи проводимая политика, считаем, позитивна, мы могли в целом решить проблему заработной платы и текущих своевременных выплаты во всех субъектах Российской Федерации. Мы смогли вытащить вопрос текущих выплат детских пособий, реализации ряда обязательств по Закону о ветеранах, инвалидах и других, мы считаем, что этот шаг был очень серьезным и позитивным.

С этого года у нас заработали в полной мере и стали поступать в федеральный бюджет все налоги в соответствии с федеральным законодательством Башкортостана, Татарстана, с 2001 года поступают налоги и по Чеченской Республике, с 2002 года мы будем утверждать бюджет Чеченской Республики, и здесь мы продвинемся. Но пока он будет утверждаться не Парламентом Чеченской Республики или Собранием, а соответствующий порядок утвердит Президент, но он будет подчиняться бюджетным принципам.

Я бы мог говорить о налоговой системе, собственно, сейчас не буду тратить больше времени, все знают, какие изменения происходят, но мы в большей степени со следующего года (не с 2002, а уже с 2003), по-видимому, закрепим земельный налог 100% за субъектами Российской Федерации. Я бы сказал, что развитие казначейской системы серьезно затрагивает бюджеты субъектов Российской Федерации. Могу сказать, что в текущем году в соответствии с Бюджетным кодексом 27 бюджетов субъектов Российской Федерации перешли на полное кассовое обслуживание федерального бюджета. 61 субъект Российской Федерации перевел на обслуживание в федеральные платежи федеральные программы, которые осуществляются через субъекты Российской Федерации. Мы дальше будем продолжать эту работу, контроль за средствами повышается.

Я приведу пример, скажем, по федеральному бюджету. Заработавшая система строгого учета всех обязательств на лицевых счетах бюджетополучателей, когда очень строго должны быть выполнены все нормативные документы, которые касаются утвержденного бюджета, доведенного до главных распорядителей лимита бюджетных обязательств, разассигнованных по соответствующим бюджетным учреждениям средств по статьям (то есть в виде сметы), и затем, когда бюджетные учреждения начинают исполнять свою смету, приходят в казначейство для исполнения этих обязательств, строго должны эти договоры, контракты соответствовать, с одной стороны, выделенным бюджетным обязательствам постатейно, а во-вторых, сами договоры должны быть полноценными. Не как раньше, когда, например, потребляет школа электроэнергию или какая-то воинская часть, ну и каждый год потребляет, и не пишешь в договоре ни сумму, ни санкции, которые будут осуществляться. А штрафные санкции, наоборот, могут быть оценены достаточно высоко.

И вот сегодня уже есть федеральный надзор за тем. какие договоры заключает бюджетополучатель, строгость увеличилась. И я должен сказать, казалось бы, все мы с высшим образованием, все мы знаем эти нормативные акты, можем читать инструкции, их исполнять, у нас есть серьезные бухгалтерские службы, но подготовиться к этому и реализовать в полном объеме оказалось даже в этом году невозможно. Могу сказать, что блокированные средства на бюджетных счетах оказались ненужными для текущего потребления по федеральному бюджету в течение года 90 млрд. рублей на сегодняшний день, то есть, 3 млрд. долларов оказались не нужны.

Безусловно, я считаю, что они нужны, мы не так хорошо живем, но когда-то кто-то вдруг выяснил, что теперь нужно тендеры проводить по государственным закупкам, даже если небольшие партии оборудования. Дальше выяснилось, что смета в течение полугода федеральным ведомствам не доводилась. Дальше. Смета доведена по статьям, то она превышает потребности, то меньше потребности, которую реально в договоре должно учесть, реализовать это бюджетное учреждение. Таким образом, оказалось, что эта нормативная вертикаль и строгое выполнение учета этих обязательств показали недостатки нашей системы, показали, насколько были велики такие зазоры, насколько мы были, может быть, недостаточно грамотными в составлении договоров, и эти средства просто не уйдут, пока все условия не будут исполнены. Значит, целевое назначение средств резко возросло.

Я бы сказал без ложной скромности, в этом году мы провели на федеральном уровне маленькую бюджетную революцию. И только теперь при выполнении всех этих обстоятельств казначейство будет исполнять договоры, контракты. Есть, конечно, и накладки, мы, может быть, не всегда правы, слишком строги. Мне рассказывали, что где-то мы проверяем марку бетона, которая используется для цементирования или для каких-то объектов. И, тем не менее, когда-то, когда Госбанк России исполнял казначейские функции бюджета СССР, это было. Выходили специальные работники, замеряли, сколько проложено, выясняли марки бетона, которые применяются, соответствует ли это всем нормам. Тогда это было. Теперь, когда мы стали даже поверхностно проверять, может, мы не всегда являемся специалистами, но вот эта строгость стала возвращаться, и стали появляться недовольства.

Могу сказать вам еще одно достижение федерального бюджета и казначейской системы. Мы решили, что внебюджетные средства, получаемые бюджетными учреждениями, которые в отличие от лицевых счетов, открытых в казначействе по бюджетным средствам, как правило, по внебюджетным средствам открывались в банках, получаются на государственном имуществе, предоставлением услуг или выполнением работ, которые выполняют соответствующие государственные учреждения, получающие заработную плату от государства. Поэтому мы решили все-таки не то чтобы контролировать эти средства, но провести учет, и с прошлого года стали проводить учет.

В этом году заработки федеральных бюджетных учреждений превысят 100 млрд. рублей, и это снова серьезная сумма, сопоставимая со многими бюджетами. Есть ряд отраслей, которые в большей степени, такие как образование, здравоохранение, - самые зарабатывающие отрасли. И теперь эти счета открываются в казначействе, и внебюджетные средства перечисляются на эти счета в казначейство. Конечно, они под контролем начинают расходоваться, многие недовольны, в одних случаях это абсолютно понятно - это вуз, платное обучение, в других случаях - это спонсорские средства для проведения каких-то спектаклей, директора театров не очень хотят, чтобы эти средства находились под контролем. В следующем году мы пойдем на эксперимент.

С одной стороны, мы не можем снизить контроль за работой бюджетных учреждений, за исполнением их смет за счет федерального бюджета, потому что по всем обязательствам бюджетных учреждений федеральный бюджет несет субсидиарную ответственность. Если они приняли на себя обязательства, которые закреплены договором и в соответствии с уставом этого бюджетного учреждения, учебного заведения, и они превысили какие-то обязательства, которые они имели право взять, или не оплатили их вовремя по каким-то своим недоразумениям, эти счета предъявлены учреждению, затем они предъявляются соответствующим бюджетам федерального казначейства. То есть сначала списываются, если это со сметы бюджетного учреждения, потом предъявляются счетам федерального бюджета.

Мы в этом году имеем сотни, я бы сказал, тысячи исков, и с этого года утвержден порядок списания со счетов. Раньше (даже в прошлом году) у нас была такая норма: не запланировано в бюджете, ну и не будем как бы платить по этим счетам. Но это ненормальная ситуация, безусловно, мы должны жить в рамках Гражданского кодекса, значит, мы должны отвечать по этим обязательства, наводить порядок, снимать директоров или учитывать обязательства, не давать им заключать. Но если они заключены, если есть такие обязательства, мы обязаны их исполнять, в том числе по судебным решениям.

В этой связи мы ввели строгий порядок и учета, и строгий порядок исполнения. Такое постановление действует, и со счетов списываются. Но это говорит о том, что мы должны впредь строго следить за обязательствами бюджетного учреждения, а если бюджетное учреждение хочет иметь больше прав, пожалуйста, превращайтесь в государственное унитарное предприятие, переходите в форму акционерного общества (скорее всего, государственное унитарное предприятие) и вы будете иметь субсидию на выполнение государственного заказа, будь то в области театральной деятельности, будь то в области здравоохранения, образования. Вы будете полностью сами распоряжаться своими счетами, они будут открыты в коммерческих банках, но мы вам перечислили по заказу и дальше не несем ответственности ни за вашу заработную плату, ни за платежи по электроэнергии, теплу. И дальше вы как хозяйствующее ведомство, уплачивающее налоги с заработанных средств, а живете, уже как бы самостоятельно распоряжаетесь средствами.

Вот такой эксперимент начнется в следующем году в области Министерства культуры по ряду учреждений. Сейчас этот эксперимент разрабатывается, но только мы здесь очень серьезно проверим эффективность такого перехода. Конечно, мы будем вынуждены на налоги несколько больше планировать средств, потому что эти услуги будут выполняться уже с большими налогами, но, по-видимому, кому-то будет интересно перейти на этот путь. Научные учреждения в значительной степени уже работают по этой системе.

В завершение хочу сказать, что мы сейчас также совершенствуем свою контрольную работу в Министерстве финансов, у нас реорганизован департамент финансового контроля и аудита, он сейчас снова разбит на два департамента - финансового контроля и аудита - это две самостоятельные отрасли. Сейчас принят Закон об аудиторской деятельности, под него будет действовать самостоятельный департамент, здесь своя методология, своя отчетность, департамент финансового контроля будет больше работать с бюджетными средствами. В составе Министерства финансов у нас валютный контроль продолжает действовать, здесь законодательство по валютному контролю будет серьезно корректироваться в ближайшее время. В составе Министерства финансов работают другие контрольные органы, но недавно за счет численности КРУ Минфина мы создали Комитет по финансовому мониторингу. Это самостоятельный орган исполнительной власти, подотчетный Министерству финансов и возглавлять который будет первый заместитель Министра финансов (в Министерстве финансов введена еще одна должность первого заместителя).

И что такое Комитет по финансовому мониторингу, который будет работать в рамках Закона по борьбе с отмыванием, легализацией доходов, полученных преступным путем? Это в двух словах означает, что теперь все операции в стране свыше 600 тыс. рублей (будь то в кредитном учреждении, в инвестиционных компаниях, финансовых компаниях, почтовых, телеграфных переводах, в ломбардах и т.д.) все эти учреждения сначала на бумажных носителях, потом в электронном виде, потом в режиме реального времени будут показывать на мониторах этого Комитета эти операции. И те операции, которые будут вызывать подозрения, а есть целая методика определения такого рода операций, будут дополнительно доследоваться в рамках этого подразделения, и только в случае, если будут найдены серьезные основания, по которым мы видим, что сделка имеет сомнительный характер, они будут передаваться на доследование в соответствующие правоохранительные органы.

Для такого органа не существует банковской тайны, все эти операции по всем клиентам известны. Безусловно, очень строгая отчетность по утечке информации (уголовная отчетность с этим Законом по борьбе с отмыванием, и Уголовный кодекс), всего будет 300 человек, из них 200 - в центральном аппарате, это люди, которые будут сидеть за компьютерами и отслеживать, проверять ряд информации. Но, на наш взгляд, это новая форма финансового контроля за финансовыми потоками, более соответствующая нынешнему этапу развития рынка и нашей интеграции мировому пространству.

Сегодня, между прочим, вступила в действие конвенция по борьбе с отмыванием денег, которая была подписана в 1999 году и ратифицирована в мае этого года Российской Федерацией. Это означает, что все органы таких стран, которые такую конвенцию поддержали, будут обмениваться информацией. Должен сказать, очень пришлось пройти серьезное противодействие внутри Думы и правых, и левых по поводу этого, не только потому, что этот орган будет определенно (как все боятся) правоохранительным органом, но он будет контрольным органом с точки зрения отслеживания информации. Многие не очень хотят, чтобы нам теперь другие страны на доверительной основе предоставили информацию о том, у кого какие счета в других банках. То есть не очень-то многие хотели принимать этот Закон. И это высокая ответственность, нам теперь нужно предоставлять самим также информацию по запросам таких же международных ведомств в отношении других сделок, которые кажутся подозрительными.

Здесь, видите, и у нас ответственность за информацию, которую мы будем передавать, чтобы ненароком как бы не опорочить, может быть, там такие бизнесмены вполне честно работают, но здесь очень важно не пролить на них определенное подозрение. А с другой стороны, и нам будет предоставляться такая информация, с которой мы должны будем работать очень оперативно. Должен сказать, такая информация к нам начинает поступать, и она очень интересная. С ней придется очень серьезно работать, она касается и многих компаний, которые выводили деньги за рубеж, и лиц, в том числе чиновников, которые выводили. Такая информация от зарубежных стран в рамках действующего теперь законодательства будет к нам поступать. Поэтому надеюсь, что тот капитал уменьшится.

Спасибо вам за внимание.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: +7 (095) 981-66-52, 981-66-53  Факс: +7 (095) 981-66-52