Уважаемые участники и гости Конференции!
Дорогие друзья!
Я рад приветствовать вас и в вашем лице многотысячные коллективы специалистов и ученых, чья практическая работа связана с одной из важнейших сфер деятельности государства – финансовым контролем за формированием и исполнением бюджетов всех уровней.
За годы реформ органы государственного контроля прошли непростой путь своего становления и развития. Сложилась организационная система, правовое поле деятельности, материальная база, укрепились линии международного сотрудничества.
Ваш высокий профессионализм обеспечивает не только проведение контрольных мероприятий, но дает много полезной информации, нацеленной на профилактику правонарушений в бюджетной сфере и повышение эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества.
Ваша работа проходила и будет проходить в обстановке динамичного развития российского законодательства и тех процессов внутреннего и внешнего характера, которые оказывают влияние на состояние экономики, финансов и социальной сферы.
Наступающий год будет непростым.
Темпы реформ значительно опережают их содержательную часть. Бюджет 2004г. формируется практически “на марше”.
Полным ходом идет реформа органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Она неизбежно затрагивает налоговую политику, бюджетную систему и бюджетный процесс. От нее строится будущий бюджетный федерализм. Она прямо влияет на положение каждого предприятия и каждого гражданина.
Административная реформа совмещается с реформой естественных монополий – жилищно-коммунального хозяйства, железных дорог, энергетики, газовой отрасли. Эти реформы не только меняют налоговую систему, доходные и расходные источники, межбюджетные отношения, но меняют, часто не в лучшую сторону, положение самих налогоплательщиков.
Государственная Дума еще в феврале 2003 года предложила правительству конкретно увязать административную реформу с налоговой и бюджетной реформой. Но только в конце мая 2003 года мы получили от правительства информационное письмо с проектами изменений и дополнений Налогового и Бюджетного кодексов, а сами законопроекты поступили лишь к началу осенней сессии вместе с проектом бюджета на 2004 год.
Среди основных новаций в налоговой и бюджетной политике правительства необходимо отметить меры по разграничению бюджетных полномочий, уточнение бюджетного устройства и организации бюджетной системы, разграничение налоговых доходов по уровням бюджетной системы, установление порядка разграничения расходных обязательств, регулирование межбюджетных трансфертов.
Появится новый институт межбюджетных отношений в лице временных финансовых администраций для тех субъектов, которые окажутся не в состоянии выполнять свои обязательства.
Надо сказать, что идея разграничить доходные источники и расходные полномочия по уровням бюджетной системы весьма заманчива. Она прорабатывалась еще десять лет назад, но ее реализация в прошлые годы откладывалась в связи с неготовностью налогового и бюджетного законодательства, в связи с высокими диспропорциями бюджетной системы, инфляцией, подавленностью финансового состояния налогоплательщиков, кризисом 1998 года и его последствиями.
Но я далек от того, чтобы сказать, что сегодня страна готова к тому формату административных мер в бюджетной системе и реформах естественных монополий, которые предлагает правительство.
Тем более воздержусь от восторгов, связанных с упорной реализацией формулы ухода государства из экономики.
Прорехи от несогласованности реформ вылезают уже сейчас.
Пример – реформа железных дорог. До настоящего времени уплата налогов, в том числе единого социального налога, производилась низовыми звеньями – дистанциями пути, структура которых была привязана к административным границам субъектов Российской Федерации. В новом формате РАО “Российские железные дороги” низовые звенья укрупняются. Ими становятся отделения железных дорог, которые пролегают одновременно по территории нескольких субъектов Российской Федерации. И в связи с этим уплата налогов перемещается на территорию головного офиса каждого отделения, оголяя бюджетную систему других территорий.
Таких примеров очень много. И они пока остаются за рамками обсуждения бюджета на 2004 год.
В числе слабых сторон бюджетной политики, сдерживающих увеличение бюджетной базы регионов, можно назвать отсутствие стимулов для вложений частного капитала в долгосрочные инвестиции.
Опыт многих стран мира представляет широкие возможности решения государственных программ приоритетного характера за счет использования механизма преференций (льгот) для амортизации вложений в основные фонды и технологии. Это особо важно для депрессивных регионов, в том числе Северного Кавказа, для угольных регионов, лишившихся государственной поддержки, для целого ряда отраслей с дефицитом капитала: микроэлектроники, автомобилестроения, авиастроения и многих других.
В отличие от налоговых льгот, которые превращают в “черную дыру” любую сферу их применения, инвестиции в основной капитал связаны с землей, недвижимыми активами, они создают конкретные рабочие места и рождают конкретные новые налоги.
К сожалению, политика правительства в этой сфере реализуется в абсолютно противоположном направлении.
Традиционная ориентация экономической политики и налоговой системы на показатели прибыли привела к тому, что исполнительная власть научилась создавать прибыль в экономике за счет искусственного сжатия ее затрат и накопления огромного долга в сфере амортизации (восстановления) средств, ранее вложенных в создание основных фондов промышленности и сельского хозяйства.
Запредельный износ основных фондов, потеря конкурентных позиций на мировых рынках наукоемкой продукции, утрата многих научных школ – это печальные последствия такой политики.
Обесценение основного капитала ведет к неизбежному снижению стоимости финансовых балансов экономики. Создается эффект “Чем больше мы работаем – тем меньше мы стоим”. Органам государственного финансового контроля он хорошо знаком по проверкам эффективности управления государственным имуществом и фактам беспрецедентного занижения балансовой стоимости при его приватизации. Именно этот эффект лежит в основе утраты отечественного инвестиционного потенциала, массовых банкротств, декапитализации фондового рынка и банковской системы, не способной в связи с этим дать экономике конкурентно дешевый национальный кредит.
Именно этот эффект, имеющий значительные масштабы не только в России, но еще большие – в Беларуси, не позволяет пока осуществить переход в рамках строительства союзного государства к введению единой валюты – российского рубля. Мы должны, открыто обсуждать эти проблемы, вместе искать новые пути их преодоления.
Сегодня нам необходим совместный поиск новых возможностей для роста капитализации отечественного рынка, банковской и страховой систем, повышения ликвидности заемщиков для крупномасштабных долгосрочных инвестиций. Только на этой основе возможно создать условия для технологической модернизации производства, увеличения бюджетного потенциала, восстановления кооперации с партнерами по интеграции и совместного возвращения наших стран в мировую кооперацию производителей наукоемкой продукции. Эта проблема в последнее время получила широкий общественный резонанс и большую политическую значимость.
В июне 2003 года в Государственной Думе прошло совещание, на котором представители многих предприятий, профсоюзов, ВУЗов, Российской академии наук, общественных организаций приняли обращение к Президенту России В.В. Путину с предложениями по созданию правовых и общественно-политических условий для ускоренной амортизации основного капитала, увеличения собственных инвестиционных ресурсов товаропроизводителей, создания за счет этого источников дешевого кредита и достижения экономического и политического паритета России в мировой кооперации и разделении труда.
В развитие поставленных целей начаты действия по созданию новых институтов гражданского общества – Национального бюро финансовых балансов и Национального центра технологий для продвижения полезных инициатив в Парламенте России, в органах исполнительной власти на федеральном и региональном уровне, на двусторонней и многосторонней договорной основе.
В своем Меморандуме участники этих инициатив заявили о содействии тому, чтобы ресурсы от повышения капитализации рынка, поэтапной переоценки и восстановления амортизационных ресурсов основного капитала использовались исключительно на цели технологического перевооружения различных отраслей народного хозяйства, которое должно стать национальной стратегией современного этапа реформ.
Я уверен, что эти гражданские инициативы являются ярким примером того, что сегодня в России существует явная потребность, а также солидная основа для создания нового мышления, направляющего все виды деятельности на цели роста национального богатства и устойчивого развития.
Уважаемые участники Конференции!
Я уверен, что полезный эффект вашей деятельности измеряется не только финансовыми результатами контрольной работы, но содержит огромный потенциал для выработки новых ориентиров и инициатив представительной и исполнительной власти в сложном процессе реформирования нашей страны.
Позвольте пожелать всем вам успешной работы, доброго здоровья и новых свершений на благо процветания нашей Родины!
|