Проверка эффективного и целевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий целевых программ Омской области, является одним из основных направлений контрольной деятельности КСП Омской области.
Согласно Закону Омской области «О Контрольно-счетной палате Омской области» План работы КСП Омской области формируется в первую очередь из предложений комитетов Законодательного Собрания Омской области. По предложению комитета по экономической политике и инвестициям Законодательного Собрания Омской области КСП Омской области в 2009 году были проведены проверки выполнения мероприятий, целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию целевой программы Омской области «Обеспечение безопасности дорожного движения в Омской области на 2007-2012 годы».
Исполнителями программных мероприятий в соответствии с законом о целевой программе являлись пять органов исполнительной власти Омской области:
- Министерство здравоохранения Омской области;
- Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области;
- Министерство образования Омской области;
- Управление внутренних дел по Омской области;
- Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области.
Контрольным мероприятием были охвачены четыре органа исполнительной власти Омской области и бюджетное учреждение здравоохранения Омской области (БУЗОО) «Территориальный центр медицины катастроф», получившие в 2008 году денежные средства на выполнение мероприятий указанной программы. В счет финансирования запланированных расходов на реализацию программных мероприятий исполнителем, которых было утверждено Министерство здравоохранения Омской области, выделено было финансирование БУЗОО «Территориальный центр медицины катастроф».
Общая сумма израсходованных в 2008 году на реализацию мероприятий Программы денежных средств составила 10662,2 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что все исполнители программных мероприятий, полученные бюджетные средства использовали по целевому назначению. И, вместе с тем, выявлены отдельные нарушения и недостатки, допущенные исполнителями мероприятий Программы при расходовании бюджетных средств, которые выразились в следующем.
В БУЗОО «Территориальный центр медицины катастроф» установлено неэффективное использование средств в сумме 70,0 тыс. рублей. В отсутствие правовой нормы, позволяющей передавать областное имущество в федеральные учреждения, учреждением были приобретены в рамках реализации программных мероприятий медицинские укладки для оказания первичной медицинской помощи, которыми должны быть оснащены стационарные посты милиции и автомобили дорожно-патрульной службы. Проверка показала, что имущество, приобретенное для указанной цели, не используется по назначению, а хранится на складе учреждения. Причем, аналогичная ситуация с таким же имуществом, приобретенным в 2007 году так же в рамках реализации программных мероприятий (на сумму 159,0 тыс. рублей).
В Министерстве по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области установлено несоблюдение норм Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении 8 договоров гражданско-правового характера (на общую сумму 612,0 тыс. рублей), условиями которых не были предусмотрены сроки выполнения обязательств и ответственность за их нарушение.
В Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области, Управлении внутренних дел по Омской области выявлены случаи несоблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и условий государственных контрактов. За нарушение сроков поставки товаров для государственных нужд оба органа исполнительной власти не предъявили контрагентам требование об уплате неустойки в суммах 3,0 и 28,0 тыс. рублей, соответственно.
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области, не создав конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, размещало заказы для государственных нужд с отступлением от установленных законодательством норм (несоблюдение требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ). Кроме того, без наличия каких-либо правовых оснований ГУ ГОЧС по Омской области передало областное имущество на сумму 879,8 тыс. рублей, приобретенное за счет средств, выделенных на Программу, в пользование федеральному органу.
При осуществлении проверок эффективного и целевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий целевых программ Омской области, КСП Омской области в обязательном порядке обращает внимание на соблюдение исполнителем мероприятий Программы порядка ведения бюджетного учета средств, израсходованных на реализацию программных мероприятий. Как правило, часто встречающееся нарушение – это несоблюдение требований Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» при оформлении хозяйственных операций и первичных документов, принимаемых к бюджетному учету. Замечания по ведению бюджетного учета выявлены в Министерстве по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Управлении внутренних дел по Омской области и Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области.
По результатам контрольного мероприятия была оценена эффективность Программы. Оценка эффективности Программы согласно Закону Омской области от 24.07.2006 №775-ОЗ «О целевой программе Омской области «Обеспечение безопасности дорожного движения в Омской области на 2007-2012 годы» проводится путем сравнения фактического значения целевых индикаторов по данным УВД по Омской области за отчетный период со значениями, установленными Программой на каждый год. Фактически достигнутый в 2008 году показатель целевого индикатора №1 «Снижение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий» в 4,6 раза превышает показатель, установленный Программой. Этот результат, как наиболее нравственно и социально значимый на наш взгляд, свидетельствует об эффективности реализованных программных мероприятий. Вместе с тем, прогнозируемого «Снижения количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими» (показатель №2), установленного Программой, в отчетном периоде пока не достигнуто. В 2008 году вместо планируемого снижения этот показатель вырос в 2,7 раза. Проверенный период является лишь вторым годом реализации мероприятий Программы, рассчитанной на 5 лет, в связи с чем, полагаем, что оценивать эффективность всей Программы по результатам 2008 года не совсем объективно. В то же время отклонение от заданных параметров должно послужить поводом для более детального анализа содержания мероприятий целевых программ и их конкретного влияния на показатели целевых индикаторов.
Аудитор КСП Омской области Р.В.Борисенко
|