карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Контрольно-счетная палата Владимирского городского Совета народных депутатов

Общая информация

История

Законодательство

План работы на 2005 год

Должностные инструкции

Деятельность

Заключения

Отчёты

Методические материалы

Публикации в СМИ

Зачем нам нужна эта палата?

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

15.04 Показатели работы КСП Ульяновской области за 2004 - 2008 годы. Подробнее

14.04 Обновление раздела КСП ГС Чувашской Республики "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

14.04 План работы КСП Иркутской области на II квартал 2009 года. Подробнее

14.04 План проверок и ревизий КСП Иркутской области на II кв. 2009 года. Подробнее

13.04 План работы КСП Ярославской области на 2009 год. Подробнее

13.04 Отчет о работе КСП Ярославской области за 2008 год. Подробнее

Вестник АКСОР

          

Подписной индекс в Каталоге Роспечати - 82288

Предложение

«Контроль, анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов»

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Контрольно-счетная палата Владимирского городского Совета народных депутатов  >>  Публикации в СМИ Публикации  в СМИ

Зачем нам нужна эта палата?

 :: Газета «Владимирский акцент» №7 от апреля 2004г.

версия для печати 

В этом месяце исполняется с виду неприметное, но немаловажное на деле событие. Четыре года назад начала свою работу Контрольно-счётная палата (КСП) при Владимирском городском Совете народных депутатов. Ну и что, спросите вы? Эка невидаль. Да и что это ещё за КСП?

А вот не невидаль - ответим мы. Немного в нашем городе организаций, чья деятельность вызывала бы такой страх и ужас, и чья деятельность имела бы для города столь весомое значение. Рассказ об этом сильно напоминает детектив. А впрочем, судите сами...

КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ

А дело было так

После принятия в 1993 году последней Конституции России муниципалитеты были выведены из системы государственной власти, наделены собственными полномочиями и в их рамках получили полную самостоятельность. Таким образом, была нарушена вертикаль прежнего финансового контроля. Область не могла проверить город. Город стал совершенно независим в расходовании финансовых средств. То есть, администрации муниципалитетов освободились от профессионального финансового контроля, как внутреннего, так и внешнего. Наступила финансовая вольница.

Например, в 1998 году с бюджетом города была интересная ситуация. Он был принят в июне (!) с дефицитом в 25%. Хотя уже было понятно, что фактически дефицит составит не менее 40%. А это значит, что в таких условиях чиновник сам решает, кому и сколько дать, а кому и отказать. Чтобы получить своё (узаконенное бюджетом), получатель бюджетных средств должен был бухнуться в ноги чиновнику и выпрашивать.

Спохватившись, и оценив последствия такой самостийности, государство решило навести порядок в государственных и муниципальных финансах. В 1998 году был принят Бюджетный Кодекс Российской Федерации, установивший общие правила игры в бюджетной сфере. В том числе, предоставил право Советам муниципалитетов образовывать контрольно-счётные органы. И городской Совет в декабре того же года решил образовать контрольно-счётную палату.

И кому это надо?

А нужно ли было это чиновнику? Ведь у него отнимались рычаги влияния. Поэтому решения об открытии городской Палаты не случилось. Положение о палате депутаты приняли – а дальше случился стопор. Глава администрации Игорь Шамов наложил своё вето на решение Совета. Кворума на преодоление вето никак не набиралось. Почему? Вроде бы дело очень нужное. А решения всё не было. А ларчик открывался просто - некоторые депутаты напрямую зависят от мэра.

Договориться всегда можно

Следующий год прошёл в поисках компромисса и консенсуса. Компромисс был найден, когда стороны - законодательная и исполнительная ветви власти поняли, что другая сторона - не абсолютное зло. Ответ был очень простой - разделить функции и полномочия. Внутренний контроль - мэрии. Внешний - Совету в лице его Контрольно-счётной Палаты.

В январе 2000 года, наконец, состоялось долгожданное решение об образовании Палаты. В апреле взяли на работу её председателя – и дело пошло.

И КАК РАБОТАТЬ?

Каковы были основные проблемы в работе Палаты: Бюджетный Кодекс не определил ни форму организации контрольного органа, ни методы его работы, ни его полномочия по реализации результатов проверок. В такой ситуации встал выбор: копать - выявлять - наказывать или анализировать - ставить диагноз - лечить. То есть - оздоравливать финансовое состояние организаций. По первой схеме, в условиях сложившейся системы формирования и исполнения бюджета, можно было «закопать» любого чиновника. Но на его место неизбежно сядет другой чиновник. Который рано или поздно будет вынужден повторить негативный опыт своего предшественника. Был выбран второй путь.

Для воплощения в жизнь своих предложений Палате была остро необходима постоянная поддержка Совета. К чести его можно сказать - Палата такую поддержку постоянно ощущала. Поэтому была спокойна за свои тылы. Кроме того, взяла на вооружение немудрённый, но надёжный и проверенный временем метод работы -долбить в одну точку, до посинения. Пока чиновник не скажет: «Хватит, сдаюсь, выполню!». Направления проверок задавали депутаты. А уж внутри этих направлений скрупулезно работали специалисты Палаты.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ЛОГИКОЙ ЧИНОВНИКА

Расходы хочется свернуть

Отдельная песня - расходы бюджета. Их чиновнику очень хочется затуманить, то есть показать одной суммой, а потом эту сумму разделить по своему усмотрению. И самому решить, кому и сколько дать. А кому - не дать. В 2000 году расходы бюджета умещались на 50-ти страницах. Палата предложила сделать бюджет прозрачным для каждого получателя и налогоплательщика. И разработала подробную структуру расходов бюджета. От предложения до результата понадобилось полтора года упорной работы. Сегодня расходы бюджета «умещаются» на 800-х страницах.

Теперь свернуть - не получается

Теперь у чиновника нет былой вольницы. Хочет он или не хочет, нравится ему руководитель предприятия, куда надо направить бюджетные деньги, или не нравится — выбора у него нет. Все статьи расходов расписаны скрупулёзно. По мнению Палаты, это дисциплинирует, снижает накал страстей. Теперь получатель бюджетных средств даже из самого мелкого учреждения всегда знает, сколько и когда ему причитается. Ему нет необходимости бесконечно ходить и униженно выпрашивать законно принадлежащее.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

Основное предназначение Палаты заключается в контроле за формированием и исполнением местного бюджета. Бюджетный Кодекс дал лишь основы данного процесса для всей территории России. В рамках Кодекса каждый отдельный муниципалитет вправе устанавливать собственный порядок на своей бюджетной кухне. Администрация инициативу в этом деле не проявила.

Пришлось Совету с Палатой разрабатывать для города «Положение о бюджетном процессе». Оно обсуждалось около года. Содержание Бюджетного кодекса Российской Федерации и Совет, и мэрия понимали по-разному. Все сомнения (а их было море) каждый трактовал в свою пользу. И вот, наконец, в июле 2001 года было достигнуто соглашение между мэрией и Советом о принятии вышеупомянутого Положения.

Одновременно Палата стала искать методики контрольно-аналитической работы. Проект Закона об основах государственного и муниципального финансового контроля с 2000 года и по сей день благополучно лежит в Государственной Думе. Единой методологии контроля в стране - нет. Пришлось использовать опыт каждого специалиста, а порой идти непроторёнными путями.

Как считать доходы?

Начали с контроля порядка планирования доходов бюджета. Оказалось, что план по доходам постоянно перевыполняется. Было и 250 млн. руб. перевыполнения, было и 450 млн. руб. В чём причина? В методике планирования. Методика одна - глубокомысленно посмотреть в потолок и сказать: «Полагаю, в следующем году у нас будет...». Далее могла быть названа любая цифра (в зависимости от изобретательности и воображения планирующего).

Поскольку перевыполнение плана всегда считалось подвигом и сопровождалось почётом, среднепотолочные цифры позволяли это перевыполнение иметь всегда, когда хочется, и направлять его туда, куда чиновник посчитает нужным. Этот рычаг чиновники городской администрации хотели бы оставить за собой навсегда. Но как считать доходы бюджета города, когда не было самого главного - единых правил или утверждённых инструкций?

Счётной Палатой был сделан принципиальный вывод - необходимы точный прогноз и обоснованный расчёт. То есть, срочно нужны методики расчёта каждого доходного источника бюджета. По её рекомендации администрацией города были разработаны простые, четкие и понятные всем методики, необходимость разработки которых уже подтвердило время. В результате за 2003 год сумма фактически поступивших в бюджет доходов отличалась от прогнозируемых всего на 0,5%!

ЗАГАШНИКИ КАЗНЫ

Непочатый край деятельности Палаты - контроль за использованием муниципального имущества.

Огромные ценности город передал во владение и пользование с целью получения доходов и оказания услуг населению города. Палата с самого начала своей деятельности определила одним из приоритетов контроль за использованием этого имущества. И только в последние полтора-два года появились реальные результаты. Доходы от сдачи в аренду городского имущества, отчисления от прибыли муниципальных предприятий, доходы от оказания платных услуг населению бюджетными учреждениями выросли за этот период почти в 4 раза.

Бюджетное учреждение -это организация, созданная для осуществления функций некоммерческого характера. А вот муниципальное унитарное предприятие (МУЛ) - это коммерческое предприятие. Основной целью которого является получение прибыли. Разница принципиальная. Городские парки культуры и отдыха до июля 2003 года были МУПами. Однако шибко убыточными, доля бюджетных средств в которых значительно превышала зарабо¬танные собственными силами. После вмешательства КСП, в июле 2003 года парки стали учреждениями. И занялись собственно культурой, а не коммерцией.

Поиски продолжаются...

КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ?

После каждой проверки Палата выдаёт конкретные предложения по устранению нарушений и недостатков, по использованию выявленных финансовых резервов. Большинство из них выполнено. А значит Палата, как орган финансового контроля в городе Владимире, состоялась.

Подтверждением тому явился, хотя бы тот факт, что в 2002 году администрация города попросила Палату проверить Троллейбусное управление. И дать предложения по его финансовому оздоровлению. То есть, в корне изменилось отношение городской администрации к самому существованию КСП. От опасений чиновников, что Палата станет монстром, готовым подмять под себя всё и вся, со временем пришло понимание, что свои принцип работы «ставить диагноз и лечить» Палата подтвердила. Кстати сказать, проверенные, как правило, потом от души благодарят специалистов Палаты за квалифицированные советы в работе. Хотя эти самые специалисты отнюдь не «белые и пушистые».

Что у КСП стоит сегодня на повестке дня? Городской бюджет прозрачен, нецелевого расходования средств нет. Вроде бы Палату надо закрывать. Но нет полного счастья в глазах её специалистов. На повестке дня у них - наработка и освоение методик повышения эффективности расходования бюджетных средств и муниципальной собственности. То есть, каждый бюджетный рубль должен быть израсходован экономно, по-хозяйски. И принести максимальную пользу жителям нашего города.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: +7 (495) 986-04-30  Факс: +7 (495)