карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Ассоциация контрольно-счётных органов Российской Федерации

Новости

Общая информация

Документы

Президиум

Контакты членов АКСОР

НМС АКСОР

План работы 2003-2005

Информация о работе

Состав

Структура

Положение

Информация о работе

IX конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации

VIII (внеочередная) конференция (Красноярск, 8 июня 2005 года)

VII Конференция (Москва, 27 января 2005г.)

Научно-практическая конференция (Пермь, 8-10 июня 2004 г.)

Семинар-совещание (Екатеринбург, 6-7 июня 2004г.)

VI Конференция (Москва 12-13 февраля 2004г.)

V Конференция (Геленджик, 29-30 сентября 2003г.)

IV Конференция (Москва, 3-5 декабря 2002г.)

III Конференция (Кинешма, 2 июля 2002г.)

Международная научно-практическая конференция (Суздаль, 12-16 февраля 2002г.)

II Конференция (Москва, 3-4 декабря 2001г.)

Публикации АКСОР

Книга "Контрольно-счетные органы Российской Федерации"

Фотогалереи. АКСОР России

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Последние обновления

03.03 Решение заседания Общественного совета внешнего финансового контроля Владимирской области от 14 февраля 2006 года. Подробнее

03.03 Материалы пресс-конференции председателя СП Владимирской области 14.02.2006 г. Подробнее

02.03 Отчет СП Владимирской области о работе в 2005 году. Закрытый раздел. Подробнее

02.03 КСП Карачаево-Черкесской Республики. Подробнее

27.02 Заключение СП Красноярского края по результатам аудиторской проверки эффективности деятельности краевого государственого учреждения "Служба государственного заказа Красноярского края" в 2004 году и 9 месяцев 2005 года. Подробнее

Фотоархивы АКСОР России


Подробнее

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

Опрос сотрудников контрольно-счётных органов

С 12.08.05г. проводится опрос сотрудников контрольно-счётных органов - пользователей сайта.

Цель опроса - оптимизация представления информационных материалов на сайте, разработка новых сервисов.

Предлагаем всем заинтересованным лицам заполнить анкету

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Ассоциация контрольно-счётных органов Российской Федерации  >>  Информация о работе  >>  V Конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации Экспертно-аналитическая оценка проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2004 год V Конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации Налоговая составляющая проекта бюджета 2004 года и ее влияние на бюджеты субъектов Российской Федерации

О состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации

 :: Доклад аудитора Счетной палаты Российской Федерации М.И.Бесхмельницына

версия для печати 

Топливно-энергетический комплекс России оказывает существенное влияние на экономику, социальную сферу и оборонную безопасность страны. Несмотря на экономический кризис последнего десятилетия, Россия сохранила ведущее место в мире среди нефтегазодобывающих стран-экспортеров. За последние годы в стране наращиваются уровни добычи и производства топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), обеспечиваются как внутренние потребности, так и выполнение экспортных обязательств.

Суммарный объем добытых и произведенных первичных топливно-энергетических ресурсов в России в 2002 году составил 1511,9 млн. тонн у.т. (условного топлива), превысив фактический уровень 2001 года на 47,4 млн. тонн у.т. или на 3,3%.

Наибольший рост производства в 2002 году (9,2%) достигнут в нефтяной промышленности. Годовой объем добычи нефтяного сырья составил 380 млн. тонн, что на 31,9 млн. тонн превышает показатель 2001 года.

Объемы переработки нефти в 2002 году на нефтеперерабатывающих заводах России составили 184,4 млн. тонн и выросли на 5,5 млн. тонн (3,1%) против фактического уровня 2001 года.

Добыча природного газа увеличилась на 13,7 млрд. куб. м (2,4%) и достигла 594,8 млрд. куб. м.

Производство электроэнергии по стране достигло 892,0 млрд. кВт.ч, что на 0,7 млрд. кВт.ч (0,1 %) выше, чем в 2001 году, а тепловой энергии – 1426,9 млн. Гкал и снизилось на 49,2 млн. Гкал (3,3%).

Экспорт топливно-энергетических ресурсов увеличился на 56 млн. тонн у.т. (10,4%) и составил 595 млн. тонн у. т., в том числе: нефти – 184,5 млн. тонн (13,8%); дизельного топлива – 28,0 млн. тонн (14,3%); мазута – 25,8 млн. тонн (38,7%); поставка газа увеличилась на 3,0% и составила 186,4 млрд. куб. м.

Суммарный объем поставок топливно-энергетических ресурсов на внутренний рынок в 2002 году снизился на 13,5 млн. тонн у.т. (1,4%) и составил 943,6 млн. тонн у. т.

Топливно-энергетический комплекс был и остается фундаментом развития экономики страны. Доля отраслей ТЭК в объеме ВВП составляет 25,4 % (более 1,6 трлн. рублей), в том числе – 14,1% – нефтяной комплекс, 6,9 % – газовый комплекс, 3,7 % – электроэнергетика и 0,7 % – угольная промышленность.

Рост мировых цен на нефть и другие энергоресурсы положительно повлиял на доходы экспортеров продукции, а также на бюджет государства. В 2002 году ТЭК обеспечил 33,5 % налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации с учетом таможенных платежей и 54,4% всех валютных поступлений страны от экспорта.

Вместе с тем, дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса страны может затормозиться негативными тенденциями в развитии его минерально-сырьевой базы.

Сырьевой потенциал России дает полное право считать нашу страну ведущей мировой энергетической державой.

На территории России открыто и разведано около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, из которых более трети введены в промышленное освоение. Российские месторождения содержат более 10 % мировых разведанных запасов нефти, 33% газа, 11% угля, 26% железных руд, значительную часть разведанных запасов цветных и редких металлов. По объему разведанных запасов никеля, платины, алмазов, ряда других полезных ископаемых Россия занимает одно из первых мест в мире. Имеются крупные запасы апатитов, калийных солей, плавикового шпата и других минеральных ресурсов.

Стоимость разведанных запасов полезных ископаемых по ценам мирового рынка составляет около 30 трлн. долларов США, в том числе стоимость извлекаемых запасов основных групп полезных ископаемых - более 19 трлн. долларов США.

Сырьевую базу нефтегазового комплекса России на современном этапе ее геологического изучения и промышленного освоения составляют 2734 нефтяных, нефтегазовых, газовых и газоконденсатных месторождений, которые открыты в недрах, а также на континентальном шельфе Российской Федерации.

Разведанные извлекаемые запасы нефти в Российской Федерации оцениваются в 25,2 млрд. тонн. По разведанным запасам и добыче нефти Россия занимает второе место в мире.

Месторождения нефти расположены в 40 субъектах Российской Федерации. В Западной Сибири сосредоточено 69% месторождений, Урало-Поволжье – 17%, на Европейском Севере – 7,8% и Восточной Сибири – 3,6%. Основные разведанные запасы нефти расположены в Уральском федеральном округе (66,7 %), где доминирующее положение занимает Ханты-Мансийский автономный округ, в котором сконцентрировано более 50 % российских запасов нефти.

Ведущими недропользователями являются вертикально-интегрированные нефтяные компании: ОАО “Тюменская нефтяная компания”, ОАО “НК “ЮКОС”, ОАО “НК “ЛУКОЙЛ”, ОАО “НК “Сургутнефтегаз”, ОАО “НК “Роснефть”, ОАО “Татнефть”, ОАО “НК “Сибнефть”, ОАО “СИДАНКО”, ОАО “НГК “Славнефть”, АНК “Башнефть”, ОАО “Газпром”. На их долю приходится около 77% запасов нефти.

Наиболее интенсивно минерально-сырьевая база нефтяного комплекса развивалась в 1985 – 1991 годах. Прирост разведанных запасов нефти в эти годы составлял до 1,1 млрд. тонн в год, то есть в два раза превышал ее годовую добычу.

С 1992 года начался обвальный спад геологоразведочных работ. За 10 лет объемы поисково-разведочного бурения на нефть уменьшились более чем в 4 раза, а эксплуатационного – в 7 раз, произошло пятикратное сокращение ввода новых скважин.

Начиная с 1994 года, наметилась негативная тенденция снижения темпов восполнения ресурсной базы углеводородного сырья, в результате чего к 2001 году разведанные запасы нефти уменьшились в целом по стране на 13 %, а в основном нефтедобывающем регионе – Западной Сибири – на 17,5%.

Основные приросты запасов нефти были получены в основном за счет доразведки открытых нефтяных залежей, а также перевода запасов нефти, ранее оцененных – в разведанные. По существу в эти годы был упущен важный период подготовки новых регионов к проведению широкомасштабных поисково-оценочных работ, а в дальнейшем – и к разработке промышленных запасов нефти.

В последние годы прирост запасов нефти и конденсата остается на уровне 200-250 млн. тонн и не компенсирует объемы добычи. Невосполненная приростом запасов добыча нефти за 1994-2001 годы составила около 700 млн. тонн.

За 2002 год прирост запасов нефти и конденсата промышленных категорий составил 260 млн. тонн при добыче 380 млн. тонн, т.е. восполняемость ресурсов составляет лишь 68%.

Ухудшается структура разведанных запасов. В балансе запасов большинства нефтяных компаний доля высокопродуктивных (активных) запасов нефти составляет около 45 % и продолжает снижаться, в то время как доля низкорентабельных запасов возрастает.

Следует отметить, что вновь открываемые нефтяные месторождения в основном мелкие, не превышающие несколько сотен тысяч тонн, и низкодебитные. Дебит нефтяных скважин за 10 лет в целом по России снизился в 5 раз, а в Западной Сибири – более чем в 10 раз. В диапазоне низких дебитов скважин (от 10 до 25 тонн/сутки) и на грани “нулевой” рентабельности находятся более 70% запасов нефти.

Четверть разрабатываемых запасов имеют выработанность свыше 80 %, более трети запасов – обводненность свыше 70 %. Степень выработанности разведанных запасов нефти наиболее высокая в Южном федеральном округе – 83%, в Приволжском – 71%, Уральском – 45% и Северо – Западном – 44% округах.

Фонд бездействующих скважин возрос до 79 тыс. единиц с потенциальной добычей до 80 млн. тонн нефти в год, что привело к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов. Это является грубейшим нарушением Федерального закона “О недрах” в части рационального использования недр.

При сложившейся ситуации уже к 2010 году можно ожидать, что доля рентабельных месторождений может снизиться до 30%.

Разведанные запасы газа в России (свободный газ и газовые шапки) на начало 2002 года составили 46,8 трлн. куб. м. По разведанным запасам газа Россия занимает первое место в мире и обеспечивает до 30% его мировой добычи.

Из общего объема разведанных запасов на Западную Сибирь приходится 36,2 трлн. куб. м (77,7 %), шельф северных морей – 3,2 трлн. куб. м (6,8%), Восточную Сибирь и Дальний Восток – 2,8 трлн. куб. м (6%).

Почти 73% запасов газа сосредоточено в 22 уникальных (свыше 500 млрд. куб. м газа) месторождениях, таких как Оренбургское, Уренгойское, Ямбургское, Заполярное и др. В 104 крупных месторождениях содержится около 24% запасов газа, и лишь около 3% разведанных запасов приходится на многочисленные (663) мелкие и средние месторождения.

Основным недропользователем природного газа является ОАО “Газпром” (68,6 % от общероссийских запасов газа), обеспечивающее около 93 % всей добычи газа России.

Промышленные запасы газа дочерних и зависимых обществ ОАО “Газпром” оцениваются в 28,8 трлн. куб. м, в разработке находится 17,3 трлн. куб. метров газа. Сырьевая база ОАО “Газпром” позволяет осуществлять добычу газа на уровне 530-550 млрд. куб. м в год.

Большая часть запасов свободного газа ОАО “Газпром” была разведана и подготовлена к разработке еще до 1993 года. В последующие годы в связи с резким сокращением объемов геологоразведочных работ сложилась негативная тенденция по уменьшению запасов свободного газа как в целом по России, так и по основному газодобывающему району – Западной Сибири, так как прирост запасов газа не компенсировал его добычу. Лишь с 2000 года в ОАО “Газпром” наблюдается некоторое улучшение показателей сырьевой базы.

В 2002 году объем выполненных геологоразведочных работ возрос до 6,7 млрд. рублей. Пробурено 60,4 тыс. м разведочных скважин, выполнено 10501 пог. км сейсморазведки. Открыто 6 новых месторождений газа.

За счет проведения геологоразведочных работ получен прирост запасов углеводородов: газ – 514,4 млрд. куб. м, конденсат – 18,5 млн. тонн, нефть – 3 млн. тонн.

Однако, несмотря на имеющиеся резервные запасы газа, проблема сырьевой обеспеченности газовой промышленности в России, и ОАО “Газпром” остается достаточно острой.

По разведанным запасам угля Россия занимает третье место в мире после США и Китая.

В Государственном балансе разведанные запасы угля составляют 198,1 млрд. тонн, в том числе в распределенном фонде недр на угледобывающих предприятиях – 29,4 млрд. тонн; промышленные запасы угля составляют 18,2 млрд. тонн.

Негативные тенденции по развитию минерально-сырьевой базы отмечаются в последние годы и в угольной отрасли. Если в 2000 году прирост разведанных запасов угля составлял 266 млн. тонн и компенсировал его добычу, то в 2002 году предусматривается прирост запасов на уровне 143 млн. тонн, или почти в 2 раза ниже прогнозируемой добычи.

Степень обеспечения добычи угля промышленными запасами в настоящее время достаточно высока и в целом по угольной промышленности достигает 65 лет, а по отдельным предприятиям – до 100 лет.

Вместе с тем, в отельных регионах текущая потребность экономики в разведанных запасах не обеспечивается. Так, в Кузнецком бассейне складывается сложная ситуация с запасами коксующихся углей, средняя обеспеченность которыми составляет не более 13 лет. Дефицит разведенных запасов, целесообразных к отработке в современных экономических условиях, испытывают Восточный Донбасс, Урал и Дальневосточный регион.

Положение осложняется тем, что ряд крупных ранее разведанных угольных месторождений не может быть в настоящее время вовлечен в разработку по экономическим, экологическим и прочим причинам. В связи со значительной удаленностью от сети железных дорог сложными в освоении являются 47,3 млрд. тонн разведанных запасов угля в Якутии (Кангаласское и Эльгинское месторождения). Ограничены перспективы востребованности огромных запасов Канско-Ачинского бассейна (78 млрд. тонн) по причине высокой зольности, низкой калорийности и отсутствия подъездных путей.

В этих условиях дальнейшее увеличение добычи угля к 2005 году до 300 млн. тонн, как это предусмотрено энергетической стратегией России, без увеличения объема геологоразведочных работ по приросту запасов и обеспечению эффективной угледобычи на действующих и строящихся шахтах и разрезах, представляется нереальным.

Таким образом, сложившаяся ситуация с минерально-сырьевой базой всех отраслей топливно-энергетического комплекса России – сокращение объемов геологоразведочных работ, нерациональная отработка наиболее рентабельной части запасов, которая не компенсируется в полной мере новыми приростами запасов – угрожает энергетической безопасности страны.

Основная задача государственного регулирования отношений в сфере недропользования – обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального и эффективного использования, охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений российского народа.

Базовыми документами, регламентирующими порядок пользования недрами и финансирование воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, являются Федеральные законы “О недрах” и “О соглашениях о разделе продукции”.

В основе указанных законов заложен принцип совместного и платного пользования недрами, лицензионного порядка предоставления недр в пользование и расчетов с государством на основе СРП. Предполагалось, что законы будут способствовать активному притоку инвестиций (в том числе иностранных) в поиск и разведку нефти, способствовать высоким темпам развития сырьевой базы и подготовки запасов.

На деле оказалось, что большинство недропользователей (особенно нефтяные компании) оформляют лицензии лишь на добычу нефти и редко кто берет на себя риск поиска и разведки ее запасов, что также негативно сказалось на темпах развития сырьевой базы.

Финансирование геологоразведочных работ осуществлялось в основном за счет средств федерального бюджета, аккумулированных в целевом бюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также отчислений на ВМСБ, оставляемых для этих целях добывающим предприятиям. На геологоразведочные работы в нефтегазовом комплексе из федерального бюджета выделялось 50-60 млрд. рублей в год.

В 2001 году Правительством Российской Федерации был упразднен целевой бюджетный фонд, отменены плата за недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также платежи за загрязнение окружающей среды. Вместо рентных платежей был введен единый налог на добычу полезных ископаемых, не дифференцированный по месторождениям. При этом природная рента – сверхприбыль, получаемая благодаря уникальным свойствам месторождений полезных ископаемых, – остается у недропользователей, хотя собственником недр является государство.

Таким образом, проводимая с 2001 года налоговая реформа в сфере недропользования не только не усилила, а наоборот ослабила рентный характер бюджетно-налоговой системы.

С отменой ставок на воспроизводство минерально-сырьевой базы объемы геологоразведочных работ в основных нефтедобывающих регионах России упали в 1,5-1,8 раза, что привело к существенному падению прироста промышленных запасов нефти с газовым конденсатом. Так, если в 2001 году общий объем финансирования геологоразведочных работ на нефть и газ на территории Российской Федерации составлял 46,2 млрд. рублей, то в 2002 году он сократился на 31,2% и составил 31,8 млрд. рублей.

Финансирование работ поискового бурения в нефтяной отрасли уменьшилось за последний год в 1,92 раза – с 23,3 млрд. рублей в 2001 году до 12,2 млрд. рублей в 2002 году. Объемы финансирования разведочного бурения сократились в 1,3 раза – соответственно с 6,1 млрд. рублей до 4,7 млрд. рублей.

В этой ситуации вновь назрел вопрос перехода к практической реализации системы рентных платежей, которая наиболее полно учитывала бы геолого-экономические особенности месторождений и стимулировала их рациональное использование. Механизм изъятия природной ренты должен предусматривать дифференциацию поступлений в бюджет в зависимости от уровня рентабельности разрабатываемого пользователем недр конкретного месторождения.

Контрольные мероприятия, проведенные Счетной палатой Российской Федерации в Министерстве природных ресурсов России, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, Архангельской, Магаданской и Сахалинской областях показали, что отсутствует должный контроль за исполнением недропользователями лицензионных соглашений по разработке месторождений, поступлением в федеральный бюджет средств, полученных от проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами, целевым и рациональным расходованием средств на проведение геологоразведочных работ

Так, Министерством природных ресурсов России, администрацией Омской области и ОАО “Сибнефть” в нарушение Закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах” в лицензионном соглашении об условиях пользования недрами по Крапивинскому месторождению нефти не был предусмотрен разовый платеж за добычу полезных ископаемых. Были выявлены и другие нарушения Закона “О недрах”: 10556 нарушений норм и правил ведения геологоразведочных работ и эксплуатации недр, в том числе: самовольное (безлицензионное) пользование недрами – 27 случаев; несвоевременное внесение в госбюджет платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы – 1627; нарушение стандартов (норм и правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр – 5402 случаев.

Нефтяные компании “ЮКОС”, “ЛУКОЙЛ”, “Роснефть”, “Сибнефть” и “СИДАНКО” в 2001-2002 годах не соблюдали условия лицензионных соглашений на участках недр и месторождений, находящихся в субъектах Российской Федерации: не выдерживали сроки по пересчету запасов углеводородного сырья и обновлению проектной и технологической документации, оговоренных в лицензионных соглашениях и прочее.

Для изменения сложившейся ситуации с состоянием сырьевой базы в топливно-энергетическим комплексе считаем целесообразным объединить усилия Счетной палаты Российской Федерации и Контрольно-счетных палат регионов по обеспечению государственного контроля за рациональным и использованием природных ресурсов, целевым и эффективным расходованием средств, направляемых на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: +7 (095) 981-66-52, 981-66-53  Факс: +7 (095) 981-66-52