карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Контрольно-счетная палата Ленинградской области

Общая информация

О палате

Структура

Законодательство

Контакты, обратная связь

Бюджет

Заключение на прект областного закона "Об областном бюджете Ленинградской области на 2007 год"

Заключение по проекту областного закона “Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2005 год”

Деятельность

Планы работ

Отчёты

Методические материалы

Мероприятия

Российско-Канадский семинар

Публикации в СМИ

Контрольно-счетная палата Ленинградской области: бюджетные средства должны расходоваться максимально эффективно

Сервисные ссылки

Электронная библиотека АКСОР

Система управления проектами

Личная страница

Поиск по сайту

Подписка на новости

Последние обновления

16.03 Обновлен раздел КСП Сахалинской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

16.03 Обновлен раздел КСП Сахалинской области "Публикации в СМИ". Подробнее

11.03 Отчет о работе КСП Сахалинской области за 2009 год. Подробнее

11.03 Отчет КСП Сахалинской области о результатах проверки учреждений, оказывающих амбулаторную помощь. Подробнее

Вестник АКСОР

          

Подписной индекс в Каталоге Роспечати - 82288

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
КСП г.Волгоград


romania streamstar
Главная  >>  Контрольно-счетная палата Ленинградской области  >>  Публикации в СМИ Публикации в СМИ

Контрольно-счетная палата Ленинградской области: бюджетные средства должны расходоваться максимально эффективно

04.03.2010

версия для печати 

Насколько эффективно расходуются средства бюджета? Этот вопрос, безусловно – очень важный не только для налогоплательщиков, но и органов власти региона, является приоритетной задачей в работе Контрольно-счетной палаты Ленинградской области, которая является внешним, по сути – независимым, органом финансового контроля. Проводя мероприятия по проверке обоснованности и эффективности использования бюджетных средств, аудиторы КСП оценивают также и то, как повлияли бюджетные вложения на повышение качества и уровня жизни населения.

Подробнее о работе органа внешнего финансового контроля, его основных задачах и планах на текущий год «Вестям» рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Ленинградской области Алексей Ларькин:

–Работа Контрольно-счетной палаты (КСП) Ленинградской области регламентируется областным законом «О контрольно-счетной палате Ленинградской области», новая редакция которого была принята областным Законодательным собранием 25 февраля 2005 года, а первый закон о создании органа государственного внешнего финансового контроля в нашем субъекте РФ – еще летом 1996 года. Именно закон также определяет задачи, которые должна решать КСП.

В первую очередь, это контроль за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями и получателями бюджетных средств Ленинградской области и государственных территориальных внебюджетных фондов. Другим важнейшим направлением нашей деятельности является оказание содействия депутатам Заксобрания Ленинградской области в подготовке и рассмотрении проектов областных законов и законов, влияющих на бюджетные процессы. В-третьих, нашей задачей является информирование депутатов о ходе исполнения областного бюджета, бюджетов государственных территориальных внебюджетных фондов, а также – о результатах проведенных нами контрольно-аналитических мероприятий.

Прежде чем подробнее рассказать о нашей работе, хотелось бы напомнить, для чего именно нужен контроль. Как известно, это один из важнейших элементов любой управленческой системы. Ведь для решения какой-либо задачи в той или иной отрасли, в социальной сфере, сначала разрабатывается проект, готовится обоснование этого проекта, затем он реализуется в соответствии с намеченным планом и, потом, дается оценка результатов работы по его реализации.

Контроль, проводимый на всех стадиях этого процесса, позволяет органам управления получать достоверную и актуальную информацию о том, как реализуется проект. При этом, жизнь практически постоянно вносит какие-то свои коррективы, которые необходимо учитывать в проводимой работе. Кроме того, в случае отклонения от намеченного и утвержденного плана, приходится незамедлительно принимать кардинальные решения. Именно для того, чтобы точно отслеживать ситуацию, оперативно реагируя на происходящие изменения, и нужен контроль.

Наряду с анализом и проверками выполнения уже действующих законов и региональных целевых программ, много внимания в работе КСП уделяется предварительному контролю – то есть экспертизе проектов законов, которые поступают в Законодательное собрание Ленинградской области по инициативе Губернатора Ленинградской области, областного Правительства и самих депутатов.

Осуществляя финансовый контроль, КСП прежде всего проводит экспертизу нормативно-правовых документов с точки зрения их влияния на бюджет Ленобласти: его расходную и доходную части. Полученная в результате контрольно-аналитических мероприятий информация позволяет депутатам Законодательного собрания сформировать объективную точку зрения для дальнейшей работы с рассматриваемыми законопроектами.

Важным направлением является и последующий контроль, позволяющий оценить результаты исполнения бюджета и других областных законов, связанных с расходованием бюджетных средств. При этом, помимо финансового контроля – позволяющего оценить соответствие произведенных расходов требованиям российского бюджетного законодательства, проводится аудит эффективности. Это позволяет оценить, как повлияли бюджетные ассигнования на улучшение качества жизни населения.

Возьмем простой пример. На средства бюджета было приобретено и передано в систему здравоохранения одного из районов медицинское рентгеновское оборудование. Мероприятия финансового контроля позволяют ответить только на узкий круг вопросов, связанных с правомерностью использования бюджетных денег, правильностью проведения конкурсных торгов, выбором поставщиков и подрядчиков.

Однако, дорогостоящее оборудование может быть установлено в амбулатории небольшого поселка, где с его помощью будет проводиться «от силы» несколько обследований в месяц. Или, наоборот, в райбольнице – где будут проводиться десятки обследований каждый день. Понятно, что в первом случае покупка аппаратуры, которая будет фактически простаивать, может оказаться экономически неоправданной… Однако, нельзя «сбрасывать со счетов» и социальный аспект: если оборудование действительно помогло спасти жизнь или здоровье хотя бы одному человеку, то затраты на его приобретение полностью оправдались!

Безусловно, учесть все эти факторы и принять компетентное решение могут только специалисты в данной отрасли. Проводя финансовый аудит и аудит эффективности, мы готовим свои заключения, вносим свои замечания и предложения. Отрадно, что к нашим выводам прислушиваются депутаты Законодательного собрания, Губернатор Ленинградской области, руководители областного Правительства, органов местного самоуправления. При этом, зачастую, они используют подготовленные нами материалы в своей дальнейшей работе.

Мы оцениваем положительно, что руководители и бухгалтера организаций, чья деятельность так или иначе связана с использованием бюджетных средств, обращаются к специалистам палаты за советом, консультацией, направляют письменные запросы по соблюдению тех или иных норм бюджетного законодательства. Такое тесное взаимодействие позволяет избежать возможных нарушений со стороны государственных и муниципальных учреждений. Ведь материалы наших проверок – это по сути пособия, по которым можно выявить и устранить свои ошибки. Сверять по ним свою работу в дальнейшем, чтобы «не наступать на те же грабли». Фактически, в том числе, мы ведем и профилактическую работу, направленную на снижение количества нарушений в бюджетной сфере!

С какими нарушениями приходится сталкиваться в ходе контрольно-аналитических мероприятий?

–Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотел бы еще раз подчеркнуть: главная задача КСП заключается не в том, чтобы просто выявить как можно больше нарушений, а обеспечить снижение их количества путем разъяснительной, профилактической работы, проанализировать качество управления. Поэтому мы не только даем объективные заключения о текущей ситуации по освоению бюджетных средств органом госвласти или местного самоуправления, подведомственными учреждениями, но и объясняем их руководителям и сотрудникам как избежать повторения допущенных ошибок.

Ведь когда мы выявляем нецелевое или необоснованное использование бюджетных средств, то это еще не означает, что деньги были именно «положены в карман»! Наша задача – объяснить, как не допускать повторения подобных ошибок в будущем. Отрадно, что многие руководители относятся с пониманием и благодарностью к заключениям наших проверок.

Должен отметить, что для предупреждения возможных финансовых нарушений, очень важно избежать возникновения условий, позволяющих пойти на такие нарушения. Не секрет, что именно пробелы, нечеткость в законодательных актах создают благодатную почву для коррупции! Поэтому тщательный анализ вносимых на утверждение представительных органов законопроектов является важным и необходимым элементом антикоррупционных мероприятий.

Конечно, особенно внимательно мы подходим к экспертизе проекта бюджета на очередной финансовый год, а также – экспертизам законопроектов, в той или иной степени затрагивающих вопросы бюджетного процесса, формирования и исполнения доходов и расходов бюджета, предоставления различных форм бюджетной поддержки.

Также существует проблема, когда при проведении конкурсов на выполнение государственных и муниципальных заказов по выполнению подрядных работ, оказанию услуг, поставке товаров побеждают ненадежные фирмы. Результатом становится и ненадлежащее по качеству и срокам исполнение госконтрактов, и необоснованное завышение стоимости контрактов уже в процессе их исполнения… По большому счету, речь идет об отсутствии исполнительской дисциплины.

Как показывают результаты контрольно-аналитических мероприятий, ответственным работникам регионального и муниципального уровней следует более жестко и строго подходить к вопросу приемки выполненных работ и услуг! Это относится и к строительству, и к дорожному строительству, и выполнению поставок для учреждений социальной сферы…Просто не должна приниматься работу до устранения подрядчиком всех выявленных недочетов.

При этом, за нарушение сроков исполнения контракта необходимо применять штрафные санкции по отношению к подрядным организациям. Нарушил обязательства по качеству и срокам – плати штраф в казну за ущерб, причиненный жителям! Вплоть до признания фирмы банкротом! Тогда в следующий раз фирмы, не уверенные в том, что смогут исполнить условия контрактов, не будут участвовать в подрядных торгах и уж тем более – не будут «демпенговать». Конечно, ситуация улучшилась за последние годы, но в целом над этой проблемой еще предстоит поработать.

Порой, увы, приходится сталкиваться и с фактами грубого нарушения бюджетного законодательства… Однако, не наша задача – давать правовую оценку действиям того или иного должностного лица. Мы тесно взаимодействуем с прокуратурой, правоохранительными органами – ГУВД, ФСБ. При необходимости, направляем им материалы с результатами проведенных нами контрольных мероприятий.

Быстро реагирует на негативные результаты Губернатор В.П.Сердюков. Меры – разные, до увольнения.

Алексей Владимирович. Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии с органами местного самоуправления.

–Действительно, взаимодействие с органами МСУ является одним из приоритетных направлений нашей деятельности.

Бюджетный кодекс РФ (статья 157) гласит, что орган внешнего финансового контроля субъекта РФ имеет право осуществлять контроль за расходованием денежных средств в муниципальных образованиях, которые получают межбюджетные трансферты из регионального бюджета.

Соответственно, если муниципалитет получает трансферты из региональной казны, то КСП вправе проверить муниципальный бюджет, поскольку его доходная и расходная части учитывают наличие именно этих средств. В ряде случаев действительно обнаруживается, что муниципалитет вполне мог обеспечить решение вопросов местного значения за счет собственных доходов – не обращаясь за помощью в областную казну. Конечно, все эти проверки включаются в план нашей работы по решению Законодательного собрания Ленинградской области.

Кроме того, в соответствии со статьей 38 закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципалитеты могут создавать на своем уровне органы внешнего финансового контроля. Бюджетным кодексом РФ также прописано, что при принятии нормативно-правового акта муниципального образования об исполнении бюджета должно быть сделано заключение органа внешнего финансового (аудиторского) контроля МО.

В 2008 году – по инициативе ряда муниципалитетов, при поддержке Ассоциации муниципальных образований Ленинградской области и Контрольно-счетной палаты Ленобласти – в регионе был создан Совет органов финансового контроля Ленинградской области. Его основная задача – вести методическую, консультационную работу, а также – обучение (с привлечением специалистов КСП) аудиторов муниципальных образований.

Ежеквартально проводятся мероприятия по обмену опытом. Специалисты КСП, участвуя в таких встречах, дают разъяснения по всем изменениям финансового, бюджетного законодательства. Причем, именно по тем вопросам, которые имеют практическое применение в работе органов местной власти. Совет органов финансового контроля Ленинградской области играет, на мой взгляд, важную роль в гражданской самоорганизации, помогая выстраивать систему этических принципов в работе органов МСУ в плане расходования финансовых средств. Ведь при всем желании невозможно проконтролировать все «до последней копейки»! Поэтому очень важно, чтобы руководители органов МСУ, финансисты, бухгалтеры и другие муниципальные специалисты, работающие с бюджетными средствами, придерживались в своей деятельности определенных этических норм.

Пока органы аудита созданы в 101 МО из 222 муниципальных образований. Сейчас, с приходом новых руководителей и обновлением депутатского корпуса во многих муниципалитетах, можно рассчитывать, что количество МО, располагающих собственными органами внешнего финансового контроля, увеличится. Наряду с проведением занятий для вновь избранных или назначенных муниципальных руководителей, а также – аудиторов, вместе с Советом органов финансового контроля Ленинградской области мы подготовили подробные методические указания, которые будут выпущены отдельной книгой и направлены в муниципальные образования.

Должен отметить, что работа органов финансового контроля на муниципальном уровне помогает депутатам, а следовательно – и жителям, представителями которых являются депутаты органов МСУ – иметь точную и достоверную информацию о том, как исполняется бюджет, как идет наполнение его доходной части, на какие цели расходуются бюджетные средства и какова эффективность их вложения. Таким образом, благодаря внедрению финансового аудита, местное самоуправление становится в полной мере действенным механизмом по решению вопросов жителей каждой конкретной территории.

В завершение беседы хотел бы попросить вас рассказать о планах работы Контрольно-счетной палаты Ленинградской области на 2010 год.

–В 2009 году КСП провела более 40 различных контрольных, аналитических и экспертных мероприятий. При этом надо иметь в виду, что зачастую за одной позицией плана стоит несколько охваченных проверкой организаций, несколько муниципальных образований. Помимо основного объекта проверки возникает необходимость выйти на встречные проверки в другие организации. Это же касается и экспертной работы.

Так, «Подготовка заключений на проекты областных законов о внесении изменений и дополнений в областной закон «Об областном бюджете Ленинградской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» – это всего один пункт плана нашей работы в минувшем году. Однако, исполняя его, мы подготовили 11 заключений – именно столько раз в течении года корректировался областной бюджет!

Если говорить о задачах текущего года, то остановлюсь лишь на отдельных из них…

В первую очередь, это внешняя проверка бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств и подготовка заключения на годовой отчет об исполнении областного бюджета Ленинградской области. В составе Правительства Ленинградской области более десяти отраслевых комитетов, которые выступают в роли главных распорядителей бюджетных средств и которых мы обязаны сейчас проверить.

Кроме того, проводится аналитическая работа по ходу реализации областного закона «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области». Данный документ был принят в конце 2008 года и предоставил ряду категорий жителей области право бесплатно получить земельные участки для строительства жилья. Сейчас нам необходимо понять, насколько эффективно работает данный документ, что препятствует его реализации в тех или иных муниципальных образованиях и, затем, представить полученные выводы Губернатору и депутатам Законодательного собрания Ленинградской области для принятия последующих решений.

Важным пунктом нашего плана является проверка эффективного и рационального использования бюджетных средств областного бюджета, в том числе, направленных на обеспечение государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в рамках реализации закона 94-ФЗ. В том числе – на поставку товаров, производимых предприятиями Ленинградской области, в 2009 году и за истекший период 2010 года и другие мероприятия.

Вопрос эффективности, рациональности бюджетных расходов и раньше ставился во главу угла, но особую актуальность приобрел в условиях финансового кризиса и связанного с ним дефицита финансовых ресурсов. Тема эффективности расходования средств бюджетов всех уровней красной нитью проходит в посланиях и выступлениях высших руководителей страны. Постоянно эта задача ставится Губернатором Ленинградской области В.П. Сердюковым. Ее реализация наглядно проявилась в процессе работы Правительства и Законодательного собрания Ленинградской области над областным бюджетом на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Все эти задачи мы способны решить, потому что у нас сложился коллектив высококвалифицированных, принципиальных и – не побоюсь «громких слов» – преданных своему делу специалистов в области осуществления финансового контроля и аудита эффективности. Наглядным подтверждением этому стал тот факт, что буквально на днях аудитор А.Г.Сорокин стал победителем конкурса Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации на звание «Лучший финансовый контролер России».

Беседовал Дмитрий Холостов

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Электронная библиотека АКСОР | Система управления проектами | Личная страница | Поиск по сайту | Подписка на новости | 

Телефон: (499)246-83-86  Факс: