карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Контрольная палата Государственной Думы Томской области

Общая информация

Структура

Внутренние документы

Контакты

Деятельность

Экспертно-аналитическая

Контрольные мероприятия

Планы работ

Отчеты

Аналитика

Итоги работы Контрольной палаты за 2002-2006 годы

Итоги работы Контрольной палаты за 2002-2004 годы

Новости

Публикации

За грифом "ДСП"

СМИ о нас

Контрольная палата On-Line

Бюллетени

Бюджет

Исполнение бюджета

Информация по состоянию областного бюджета на 1 сентября 2005 года.

Форум

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

В Высшей школе государственного аудита МГУ продолжается набор абитуриентов на подготовительные курсы. Подробнее

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

02.11 Новая редакция Закона о бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми. Подробнее

02.11 Положение "О контрольно-счетной палате Республики Коми" в новой редакции. Подробнее

01.11 Обновление раздела КСП ГС Чувашской Республики "Методические материалы". Подробнее

01.11 Аналитические материалы КСП ГС Чувашской Республики. Подробнее

31.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Контрольная палата Государственной Думы Томской области  >>  Публикации  >>  Бюллетени  >>  Бюллетень №3(8) за 2006 год. Бюллетень №3(8) за 2006 год. Заключение на проект закона Томской области «О бюджете Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год».

Заключение Контрольной палаты на проект закона Томской области «Об областном бюджете на 2007 год»

 :: КП ГД Томской области

версия для печати 

1. Общие положения

Заключение Контрольной палаты Государственной Думы Томской области на проект закона Томской области «Об областном бюджете на 2007 год» (далее – Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Томской области «О Контрольной палате», «О бюджетном процессе в Томской области» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области.

При подготовке Заключения использованы результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проанализированы основные показатели прогноза социально-экономического развития Томской области, плана развития государственного сектора экономики.

Проект закона Томской области «Об областном бюджете на 2007 год» (далее – законопроект, проект закона) внесен Администрацией Томской области (далее – Администрация) на рассмотрение Государственной Думы Томской области с соблюдением срока, установленного статьей 16 Закона Томской области «О бюджетном процессе в Томской области», направлен Государственной Думой в Контрольную палату для подготовки Заключения 9 августа 2006 года.

Перечень и содержание документов, представленных одновременно с законопроектом, в основном соответствуют статье 16 Закона Томской области «О бюджетном процессе в Томской области».

2. Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта областного бюджета

Формирование прогноза социально-экономического развития Томской области на 2007 год осуществлялось с учетом итогов за 2004-2005 годы и на основе прогноза основных параметров социально-экономического развития области на период 2006-2009 годы.

Анализ итогов социально-экономического развития области за 2000-2005 годы и оценка на 2006 год показывают, что в 2004, 2005 годах по основным показателям социально-экономического развития области имело место падение темпов роста, в 2006 ожидается относительная стабилизация и рост несколько выше 100%. В материалах нет данных по валовой добавленной стоимости и объему ВРП за 1 полугодие 2006 года.

Темп роста объемов промышленности в 2003 году составил 115,2%, в 2004 – 108,4%, в 2005 году – 88,7%, оценка 2006 года – 103,1%; сельского хозяйства соответственно – 109,3%, 101%, 94,5% и 103,7%.

Проанализировав макроэкономические показатели, использованные для разработки прогноза социально-экономического развития области на 2007 год, Контрольная палата отмечает возможное занижение прогнозируемых темпов роста по ряду отраслей экономики.

При прогнозировании физического объема отгруженной промышленной продукции к 2007 году применен индекс 106,1. Динамика в общем достаточная, однако следует отметить, что при расчете прогноза ВРП по отраслям промышленности (по ОКВЭД, с 01.01.2005) прогнозируются объемы только по четырем отраслям из 14-ти. Так, в расчете нет данных по объемам издательской и полиграфической деятельности, обработке древесины и производству изделий из дерева, производству резиновых и пластмассовых изделий, производству нефтепродуктов и другим. При этом данные виды деятельности имеют опережающие темпы развития (до 145%). Также из четырех отраслей, по которым представлены расчеты, по мнению Контрольной палаты, по двум отраслям – производству пищевых продуктов и химическому производству - динамика объемов производства позволяет прогнозировать индекс выше на 10 и 5 процентов соответственно.

Анализ динамики физических объемов производства важнейших видов продукции также позволяет прогнозировать объемы как за 2006, так и на 2007 год выше предусмотренных Администрацией по ряду видов продукции, в частности: полиэтилен, пиво, овощи, молоко.

Среднегодовой темп роста объема работ, выполненных по договорам строительного подряда, за 2000-2005 годы составил 115,4%, оценка 2006 -101%, соответственно, умеренно-оптимистичный прогноз на 2007 год может составить не 108%, а выше – 110-113%. Среднегодовой темп роста объемов оборота розничной торговли за 2000–2005 годы составил 114,7%, на 2006 ожидается 113,6%, а на 2007 – только 111,8%; соответственно и этот показатель возможно увеличить до 113-114%. Аналогичная динамика по видам платных услуг. Так, более оптимистичный прогноз можно применить к транспортным услугам, связи, коммунальным, туристским, ветеринарным, услугам образования, спорта, услугам правового характера. Если ситуация на рынке платных услуг в течение последних лет имеет устойчивый рост стоимости и объемов, в том числе жилищно-коммунальных услуг (составляющих четверть от общего объема), нет оснований прогнозировать замедление темпов роста по данной отрасли.

Темп роста ВРП в 2003 году составил 112%, в 2004 году 104,9%, в 2005 году (по предварительной оценке Администрации) – 100,1%, в 2006 году ожидается – 105,4%.

В целом, ВРП в 2007 году прогнозируется в объеме 260 456,9 млн.руб. с темпом роста 106,7%, при индексе потребительских цен 108,7%. В качестве наиболее вероятного сценария развития экономики для формирования проекта областного бюджета выбран 2-ой вариант, названный умеренно-оптимистичным.

На основании изложенного, Контрольная палата считает возможным уточнение расчета прогнозируемого темпа роста ВРП на 2006 год в сторону увеличения, который может составить 106,1% с увеличением объемов примерно на 1,6 млрд. руб.. Соответственно, при уточнении в сторону увеличения темпов роста по отраслям, физических объемов отдельных видов продукции, работ и услуг, указанных в настоящем заключении, расчетно можно прогнозировать увеличение объема ВРП на 2007 год на 4 630 млн.руб., или до 265 087 млн.руб.

Учитывая замедление роста экономики области в 2005-2006 годах, как в сырьевых, так и смежных отраслях и на предприятиях области, и представленный прогноз ее развития на 2007-2009 годы, Контрольная палата считает необходимым рекомендовать усилить роль и влияние государственной поддержки из средств областного и федерального бюджетов для притока инвестиций не только в инновационную сферу (в особой экономической зоне) и поддержку отдельных предприятий за счет национальных проектов, но и действующих предприятий и отраслей, формирующих основную налогооблагаемую базу области, которые:

  • сумели сохранить или создать рынки сбыта промышленной продукции и бизнес в условиях экономических реформ 90-х годов, но которым для сохранения конкурентоспособности и расширения производства требуется модернизация;
  • формируют рыночную, производственную и социальную инфраструктуру;
  • производят потребительские товары и услуги для населения;
  • участвуют в программе ипотечного строительства жилья.

Этим предприятиям необходимо оказать реальную организационную и финансовую поддержку Государственной Думой и Администрацией области за счет совершенствования механизмов реализации инвестиционной политики:

  • увеличения объема выдачи долгосрочных банковских кредитов со сниженным процентом, за счет субсидирования из бюджета процентной ставки по банковским кредитам;
  • получения государственных гарантий Томской области;
  • дополнительного привлечения объема отечественных и зарубежных инвестиций за счет совершенствования инвестиционного законодательства Томской области;
  • модернизации механизмов и увеличения объемов финансирования ипотечного строительства жилья для населения области.

Государственную поддержку предприятий, в том числе с использованием института государственно-частного партнерства, необходимо вести с помощью контролируемого процесса проектного финансирования, который должен давать ясную калькулируемую отдачу, коммерческий и (или) социальный эффект.

3. Доходы областного бюджета

1. Доходы областного бюджета (без учета доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) на 2007 год предусмотрены в сумме 18 925,6 млн.руб., расходы – 18 925,6 млн.руб., без дефицита.

Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета в настоящее время не определен, в законопроекте учтена лишь часть – средства федерального фонда компенсаций и целевые средства бюджету ЗАТО Северск.

В 2007 году предусматривается увеличение собственных доходов областного бюджета до 17 317,8 млн.руб., или на 1 688 млн.руб. по сравнению с ожидаемым исполнением 2006 года, с темпом роста в абсолютном выражении 110,8%, а с учетом индекса потребительских цен в 2007 году 108,7%, реальный рост доходов областного бюджета составит 101,9%.

Доля доходов областного бюджета в консолидированном бюджете в 2007 году сохраняется на уровне 77% (в 2006 году -76,8%).

2. В законопроекте поступление налога на прибыль организаций предусмотрено в сумме 7 119,9 млн.руб., что выше ожидаемого объема за 2006 год на 754, 3 млн.руб. (или 111,8%), доля налога на прибыль в объеме доходов бюджета сохраняется на уровне 41%. Удельный вес налога к общему объему прогнозируемого ВРП снижается до 2,7% (2005 год – 3%, 2006 год – 2,87%),

На основании произведенных расчетов макроэкономических показателей для оценки объема ВРП с учетом повышения ряда показателей, отраженных в настоящем Заключении, Контрольная палата полагает возможным уточнить поступления налога на прибыль организаций в 2007 году в сторону увеличения на сумму 488 млн.руб.

Расчеты Контрольной палаты основаны на том, что занижен ожидаемый объем ВРП на 2006 год и прогноз ВРП на 2007 год, а именно – при расчетах занижены индексы промышленного производства по ряду отраслей, физического объема по ряду видов продукции и услуг, обороту торговли и строительству.

3. Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет на 2006 год предусмотрены в сумме 6 758,3 млн.руб., в областной бюджет 4 055 млн.руб., удельный вес налога в общем объеме доходов областного бюджета составляет 23,4% (2006 -23,1%).

Фонд заработной платы в Томской области, согласно макроэкономическим показателям прогноза социально-экономического развития на 2007 год, имеет рост к 2006 году 117,2%. Однако в реальном выражении прогнозируется замедление темпов роста – 107,8% против 109,9% в 2006 году. Номинальный прирост сформирован практически равным 2006 году - 8170,7 млн.руб. (в 2006 году – 8169,1 млн.руб.).

Основываясь на возможном увеличении прогноза ВРП, Контрольной палатой произведены расчеты, позволяющие прогнозировать объем фонда оплаты труда на 2007 год в сумме 56 463,5 млн.руб. Темп роста составит 119,1%, реальный темп роста – 109,6%. Таким образом, отчисления НДФЛ в консолидированный бюджет могут составить 6892,3 млн.руб., что на 134 млн.руб.больше запланированного, в том числе в областной – на 80 млн.руб.

4. Проектом бюджета предусмотрены доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию в общей сумме 708,8 млн.руб., в том числе:

  • в сумме 366,8 млн.руб. – 50% отчислений, поступающих в областной бюджет от уплаты производителями на территории Томской области акцизов на спирт, 100% отчислений, поступающих от уплаты производителями акцизов на пиво, вина, алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового до 9% и 20% отчислений, поступающих в областной бюджет от уплаты производителями акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25 процентов и свыше 25 процентов;
  • в сумме 341,3 млн.руб. - отчисления от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25 процентов и свыше 25 процентов, перечисляемые с распределительного счета в бюджеты субъектов РФ (доля Томской области 0,8076%);
  • в сумме 0,65 млн.руб. задолженность за 2003 год.

Согласно закону о федеральном бюджете на 2006 год планируемые поступления на распределительный счет для дальнейшего распределения в бюджеты субъектов РФ акцизов на алкогольную продукцию составят с объемной долей спирта свыше 9 до 25 процентов в сумме 2 480,9 млн.руб. и с объемной долей спирта свыше 25 процентов 44 900,9 млн.руб. При условии реализации субъектами РФ алкогольной продукции в 2007 году в объемах 2006 года, акцизы, направляемые с распределительного счета в Томскую область в 2007 году по нормативу 0,8076 составят с учетом индексации ставок 397,3 млн.руб., что на 56 млн.руб. больше предусмотренного проектом бюджета.

Кроме того, согласно показателям прогноза социально-экономического развития Томской области на 2007 год, рост объемов производства пива в 2007 году к ожидаемому объему производства в 2006 году составит по 2 варианту 14,3% (12 000 тыс.дал). При условии реализации произведенной продукции в полном объеме, поступления акцизов на пиво в 2007 году составят 242,2 млн.руб., или на 18,4 млн.руб. больше.

Таким образом, увеличение представленных в проекте бюджета сумм по акцизам может составить 74,4 млн.руб.

5. Согласно расчету по единому налогу на вмененный доход, представленному в пояснительной записке, поступления в консолидированный бюджет в 2007 году должны составить 452,6 млн.руб., а исходя из суммы налога, запланированного в проекте бюджета Томского территориального фонда ОМС, – 490,7 млн.руб. При этом первая цифра представляется более реальной и, следовательно, потребуется уменьшение доходной части бюджета ТТФОМС на 2007 год на сумму 1,9 млн.руб. (1 903,8 тыс.руб.).

6. Поступления налога на добычу полезных ископаемых на 2007 год предусмотрены в размере 1 332,4 млн. руб., что выше ожидаемого в 2006 году уровня поступлений на 16,3 млн.руб., или на 1,2%. В проекте областного бюджета учтены планируемые изменения налогового законодательства в части установления понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки. При расчете налога на добычу нефти цена нефти принята 59,4 долл. за 1 баррель. В настоящее время можно применить параметры проекта федерального бюджета, одобренного Правительством РФ на заседании 17.08.2006 года, которые рассчитаны исходя из прогнозируемого среднего уровня мировых цен на нефть марки Urals - 61долл. за баррель. С учетом вышеуказанного прогноза мировых цен на нефть, расчетные доходы областного бюджета на 2007 год по НДПИ могут быть увеличены на 40,937 млн.руб.

7. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Томской области.

7.1 План развития государственного сектора экономики Томской области, представленный одновременно с Проектом областного бюджета на 2007 год, содержит как информацию, предусмотренную ст.178 Бюджетного кодекса РФ и ст.12 Закона Томской области от 11.11.2005 №197-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области», так и дополнительные сведения, а именно:

  • отраслевая структура, статус областных государственных унитарных предприятий, перспективы их деятельности, планируемые мероприятия по совершенствованию управления ОГУП;
  • данные об областных государственных учреждениях - количество, структура, анализ состава имущества, финансового состояния, затрат, структуры финансирования в 2005-2006 г.г., планы на 2007 год (создание, ликвидация, реорганизация, принятие из муниципальной собственности);
  • данные о количестве, размере находящихся в областной государственной собственности пакетов акций, долей в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ; задачи в области управления данными активами на 2007 год;
  • оценка эффективности использования и основные положения стратегии управления государственной собственностью Томской области (стратегические и тактические контрольные показатели).

В то же время в Плане развития госсектора экономики отсутствуют сведения о предельной штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств. Кроме этого, в соответствии со ст.172 БК РФ, ст.12 Закона Томской области от 11.11.2005 №197-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области» составление бюджета основывается в том числе на плане развития государственного сектора экономики на очередной финансовый год. Рассматриваемый документ назван Планом развития государственного сектора экономики Томской области «за 2006 год» и содержит в основном анализ данных за 2005-2006 г.г.

При рассмотрении Плана развития госсектора экономики обращает на себя внимание тот факт, что содержание раздела «Основные положения стратегии управления государственным имуществом Томской области» идентично аналогичному документу, представлявшемуся с проектом областного бюджета на 2006 год (изменены только цифровые данные и наименования предприятий, организаций). В указанном разделе Плана вновь, как и в прошлом году, продекларированы (без изменения формулировок) теоретические положения, касающиеся стратегических и тактических показателей эффективного управления государственным имуществом, причем тактические (годовые) контрольные показатели также, как и в Плане развития госсектора на 2006 год, приведены на примере 2005-2006 г.г.

При наличии в Плане раздела «Оценка эффективности использования государственной собственности Томской области» как таковая оценка эффективности отсутствует, т.к. приведены лишь цифровые данные по поступлению в областной бюджет средств от использования и продажи областного имущества, без анализа уровня выполнения поставленных задач и соотношения между ожидаемым и фактическим результатом деятельности органов исполнительной власти в сфере управления собственностью Томской области (по Плану развития госсектора экономики в целом, а не только в части доходов), а также без приведения данных, характеризующих социальную эффективность управления областной собственностью и экономическую эффективность приватизированных предприятий (без чего нельзя дать объективную и комплексную оценку эффективности использования государственной собственности).

Предусмотренная Планом развития государственного сектора экономики на 2006 год задача по сокращению общего количества ОГУП по состоянию на 01.01.2007 года до 32-х не достигнута и фактически пересмотрена: в Плане развития государственного сектора экономики на 2007 год общее количество ОГУП по состоянию на 01.01.2007 года увеличено до 43-х, по состоянию на 01.01.2008 года - до 38 (в основном в связи с длительностью процедур ликвидации и конкурсного производства предприятий). Причем в состав 43-х и 38-ми включены 3 предприятия (ГУП ПМК «Туганская», ОГУП «Верхнекетская типография», ГП «Томский областной медицинский информационно-вычислительный центр»), в отношении которых в мае 2006 года приняты решения об их ликвидации в срок до 01.01.2007 года, что свидетельствует об отсутствии преемственности планов и четкости в выполнении управленческих решений.

7.2 Дивиденды по акциям, находящимся в собственности Томской области, предусмотрены на 2007 год в сумме 1200 тыс. руб. от 8-ми открытых акционерных обществ («Томскпромстройбанк», «РИАТО», «Областной сельскохозяйственный торговый дом», «Сибирьтелеком», «Томскэнерго», «Томские магистральные сети», «Томская энергосбытовая компания», «Томская распределительная компания»). Прогноз поступлений доходов по данному источнику на 90 тыс.руб., или на 7%, ниже суммы ожидаемого поступления дивидендов в 2006 году, приведенной в таблице «Оценка ожидаемого исполнения областного бюджета за 2006 год с учетом итогов исполнения по состоянию на 01.07.2006 года» (материалы и документы к законопроекту, часть III, стр. 59), но на 62,758 тыс.руб. больше суммы, указанной в таблице №3 Плана развития государственного сектора экономики Томской области (часть I, стр. 79).

В прогноз поступлений данного вида доходов на 2007 год не включены сведения о 5-ти акционерных обществах, созданных в результате приватизации областных унитарных предприятий путем преобразования в ОАО (в 2005 году - «Томскгеомониторинг», «Томскгеонефтегаз», «Томскавтотранс», в 2006 году - «Проектный институт «Томскгражданпроект», «Медтехника»), которые регулярно достигали положительного результата финансово-хозяйственной деятельности и перечисляли в областной бюджет 10% чистой прибыли. С учетом вышеизложенного, поступления в областной бюджет дивидендов по акциям, находящимся в собственности Томской области, могут быть увеличены на 200 тыс.руб.

7.3 В 2007 году поступления в областной бюджет платежей от областных государственных унитарных предприятий (10% прибыли, остающейся после уплаты налоговых и иных обязательных платежей) планируются в сумме 6 500 тыс.руб., что на 71% выше бюджетных назначений текущего года, составляющих 3 800 тыс.руб., в то время как сумма поступлений данного вида доходов по состоянию на 01.07.2006 года уже составила 5 529 тыс. руб. По оценке Контрольной палаты, ожидаемое поступление в 2006 году данных доходов может составить не менее 9 млн.руб. На 2007 год в условиях сокращения количества ОГУП по сравнению с 2006 годом прогнозируется незначительное сокращение объемов общей выручки от реализации продукции предприятий госсектора (1 364 736 тыс.руб. - план на 2006 год, 1 319 545 тыс.руб. - план на 2007 год) при увеличении размера полученной предприятиями чистой прибыли (51 502 тыс.руб. и 60 783 тыс.руб. соответственно). Исходя из ожидаемого объема поступлений в текущем году, а также учитывая прогнозируемую тенденцию в развитии ОГУП, платежи государственных унитарных предприятий в областной бюджет в 2007 году могли бы превысить как минимум на 1,5 млн. руб. величину, предусмотренную в законопроекте.

7.4 В законопроекте поступление в 2007 году доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти Томской области и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении областных государственных унитарных предприятий, планируется в размере 55 000 тыс.руб. Прогнозный размер поступлений выше законодательно утвержденного и ожидаемого в 2006 году уровня на 7 500 тыс.руб., или на 15,8%. Фактически за 1 полугодие 2006 года поступило доходов по данному источнику в сумме 31 246 тыс.руб. Учитывая размер арендной платы, предусмотренный договорами аренды указанного имущества, действующими по состоянию на 01.08.2006 года, а также сокращение поступлений в областной бюджет арендной платы в связи с приватизацией в 2006 году ряда зданий, находившихся в областной собственности, и передачей помещений в пользование на иных (не связанных с арендой) основаниях, доходы бюджета от аренды областного имущества в 2007 году могут быть увеличены на 2 млн.руб. по сравнению с показателем законопроекта.

7.5 Доходы от сдачи в аренду и продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.

В Плане развития госсектора экономики Томской области на 2007 год отсутствуют данные о размере поступлений в областной бюджет от аренды и продажи земельных участков со ссылкой на Федеральный закон от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Однако отнесение указанным Федеральным законом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, к полномочиям органов местного самоуправления, не означает, что все доходы от распоряжения такими земельными участками в 2007 году будут поступать в местные бюджеты, т.к. соответствующих изменений в бюджетное законодательство не вносилось. Кроме того, следует обратить внимание на п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 №53-ФЗ), согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, норма о распоряжении земельными участками органами местного самоуправления не является императивной и допускает иное законодательное решение на уровне субъекта Российской Федерации.

Несмотря на позицию, изложенную в Плане развития госсектора экономики, в проекте бюджета на 2007 год запланированы доходы от арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и поступления от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков в сумме 283,6 млн.руб., что на 4,1% выше бюджетных назначений и ожидаемого исполнения текущего года (272,6 млн.руб.).

Учитывая планируемое изменение количества заключенных договоров аренды (увеличение в связи с заключением новых договоров и уменьшение в связи с разграничением и выкупом земли), принимая во внимание ежегодное увеличение ставок арендной платы за землю на территории г. Томска (на который приходится около 85-89% поступлений по данному виду неналоговых доходов), а также имеющийся дополнительный резерв по сокращению задолженности по арендной плате за земли (составившей на 01.07.2006 года только по г. Томску - в части областного бюджета - 66,3 млн.руб.), дополнительные поступления в областной бюджет могли бы превысить величину, предусмотренную в законопроекте, на 9 млн.руб.

Данные о поступлениях в областной бюджет в 2007 году средств от продажи земельных участков отсутствуют как в Плане развития госсектора экономики Томской области, так и в доходной части проекта бюджета (в источниках финансирования дефицита бюджета). Департамент по управлению государственной собственностью Администрации Томской области ссылается на невозможность расчета поступлений в областной бюджет от продажи земельных участков в связи с отсутствием в настоящее время порядка отчисления в 2007 году средств от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.

В связи с этим Контрольная палата обращает внимание, что согласно «Методическим материалам по формированию перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007-2009 г.г. по субъектам бюджетного планирования» при подготовке проектировок доходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджета следует учитывать планируемое изменение нормативной базы, регулирующей вопросы аренды и продажи государственного и муниципального имущества, а именно, вступление в силу с 1 января 2007 года изменений в Бюджетный кодекс РФ, устанавливающих следующие нормативы распределения средств, поступающих от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю: в бюджеты субъектов РФ - 30 процентов; в бюджеты муниципальных районов (городских округов) - 70 процентов. Таким образом, необходимо произвести расчет поступлений от продажи земельных участков с учетом вышеуказанного изменения бюджетного законодательства.

Фактические поступления в областной бюджет от продажи земельных участков составили в 2004 году - 6 868 тыс.руб., в 2005 году - 4 695 тыс.руб. (что на 57% выше годового бюджетного задания на 2005 год). В 2007 году объем поступлений по данному источнику может возрасти по сравнению с предыдущими периодами, т.к. если в 2004-2006 г.г. в областной бюджет подлежали перечислению (по нормативу 100%) средства от продажи земельных участков, занятых объектами недвижимости, находившимися до отчуждения в областной собственности, то с учетом вышеуказанных изменений с 01.01.2007 года в областной бюджет должны поступать 30% средств от продажи всех земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.

8. В нарушение п.7 ст.76 Бюджетного кодекса РФ в проекте бюджета на 2007 год не указаны лимиты предоставления бюджетных кредитов из целевого бюджетного продовольственного фонда, фонда поддержки малого предпринимательства и прочих кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года.

В проекте бюджета на 2007 год запланировано поступление процентов от предоставления бюджетных кредитов в сумме 16,9 млн.руб., что на 40% ниже плана 2006 года. Основная доля (более 50%) от всех планируемых поступлений процентов обусловлена наступлением сроков уплаты задолженности по процентам, начисленным по ранее предоставленным кредитам ОАО «ЭкстраСиб».

Контрольной палатой рассчитано, что проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов, в 2007 году могут составить 17,620 млн.руб., в том числе:

  • областного целевого фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции в приравненные к районам Крайнего Севера местности Томской области с ограниченными сроками завоза грузов – 3,050 млн.руб.;
  • целевого бюджетного продовольственного фонда – 3,604 млн.руб.;
  • целевого бюджетного фонда государственной поддержки личных хозяйств – 0,060 млн.руб.;
  • фонда поддержки малого предпринимательства - 1,526 млн.руб.;
  • по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования на условиях лизинга - 0,485 млн.руб.;
  • по кредитам на выполнение областной программы ипотечного жилищного кредитования - 0,225 млн.руб.;
  • ОАО «Экстрасиб» - 8,140 млн.руб.;
  • ТОФА «Томская АККОР» - 0,200 млн.руб.,
  • по кредитам на реализацию предпринимательских проектов расширения эффективных сельскохозяйственных производств – 0,330 млн.руб.

Расхождение с данными Администрации составило 0,710 млн.руб. Кроме того, в проекте бюджета не учтены расходы по предоставлению бюджетных кредитов муниципальным образованиям, а также доходы от уплаты процентов за пользование данными кредитами, плата за которые предусмотрена проектом бюджета в размере учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Так, с начала 2006 года муниципальным образованиям на кассовый разрыв предоставлено бюджетных кредитов на общую сумму 58,5 млн.руб., по состоянию на 01.07.2006 задолженность по возврату составила 8,5 млн.руб., срок погашения которой 15.12.2006. Ожидаемые доходы от уплаты процентов за 2006 год составят не менее 0,7 млн.руб. Предполагая, что расходы на предоставление бюджетных кредитов в 2007 году будут на уровне 2006 года, доходы от уплаты процентов могут составить 0,5 – 0,7 млн.руб.

Таким образом, доходы областного бюджета от уплаты процентов за пользование бюджетными кредитами в 2007 году могут составить 18,310 млн. руб., или на 1,4 млн.руб. больше.

Кроме того, следует обратить внимание, что в законопроекте (Приложение 13 «Положение о предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета на 2007 год») не предусмотрено выделение кредитов из целевого бюджетного Фонда поддержки личных подсобных хозяйств Томской области. В то же время действие Закона Томской области от 13.10.2005 №186-ОЗ "О целевом бюджетном фонде государственной поддержки личных подсобных хозяйств Томской области" на 2007 год в части выдачи кредитов не приостановлено.

9. В проект Программы приватизации (продажи) государственного имущества и приобретения имущества в собственность Томской области на 2007 год в раздел «Прогнозный план приватизации областного государственного имущества» включено 2 позиции: ОГУП «Региональный деловой центр Томской области» (предполагаемый способ приватизации - преобразование в открытое акционерное общество со 100%-ной долей Томской области, в связи с чем доходы в областной бюджет не планируются) и движимое имущество, неиспользуемое и высвобождаемое государственными областными учреждениями и предприятиями с общим планируемым доходом областного бюджета на 2007 год в размере 200 тыс. руб..

При этом согласно Плану развития государственного сектора экономики Томской области на 2006 год предполагалось приватизировать в 2007 году 19 областных государственных унитарных предприятий, в т.ч. 17 предприятий дорожного хозяйства, ОГУП «РДЦ ТО» и ОГУП «ПО «Чаинскагропромхимия». В настоящее время приватизация 18-ти из указанных ОГУП (за исключением ОГУП «РДЦ ТО») запланирована уже на 2008 год без обоснования причин указанного изменения.

В связи с этим Контрольная палата вновь обращает внимание на отсутствие правил (порядка) разработки прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Томской области, без которых программа приватизации представляется необоснованной с точки зрения задач приватизации в очередном году и направлений государственной политики в сфере приватизации на перспективу. По сообщению Департамента по управлению государственной собственностью Администрации Томской области им был подготовлен проект постановления Администрации Томской области об утверждении Правил разработки прогнозного плана приватизации, однако до настоящего времени такой документ не принят.

Вновь не учтены в проекте областного бюджета на 2007 год осуществляемые на федеральном уровне изменения в порядке поступления в бюджет доходов от приватизации государственного имущества: приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 года действие п. 2 ст. 33 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части распределения денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи федерального имущества, а также в части сроков перечисления в федеральный бюджет средств, полученных от покупателей в счет оплаты федерального имущества; признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 26.04.2002 № 270 «О размере и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества». По информации Департамента по управлению государственной собственностью Администрации Томской области в настоящее время только изучается вариант порядка деятельности ОГСУ «Фонд государственного имущества Томской области», при котором в областном бюджете будут предусматриваться все средства, полученные от покупателей государственного имущества, а также расходы ОГСУ на организацию и проведение торгов; при этом окончательное решение предполагается принять «после оценки целесообразности и экономичности» ныне существующего и нового порядка. В связи с этим Контрольная палата в очередной раз обращает внимание на тот факт, что необходимость изменения порядка деятельности ОГСУ «Фонд государственного имущества Томской области» при осуществлении функций по приватизации областного государственного имущества обусловлена требованиями Бюджетного кодекса РФ (ст.ст. 32, 43, 216, 221) и не зависит от целесообразности, экономичности или каких-либо других обстоятельств.

Раздел «Программа приобретения имущества в государственную собственность Томской области» проекта Программы приватизации (продажи) государственного имущества и приобретения имущества в собственность Томской области на 2007 год не сформирован со ссылкой на то, что в настоящий момент не планируется возмездное приобретение имущества в 2007 году в связи с потенциальной возможностью безвозмездного получения имущества из федеральной собственности в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ.

При этом в проекте Адресной инвестиционной программы на 2007 год (государственные капитальные вложения, финансируемые из областного бюджета) предусмотрено 60 млн. руб. на строительство (приобретение) жилья. Таким образом, если в 2007 году предполагается приобретение жилых помещений в собственность Томской области на основании договоров купли-продажи, Программа приобретения имущества в государственную собственность Томской области должна быть сформирована во взаимосвязи с источниками ее финансирования, содержащимися в Адресной инвестиционной программе на 2007 год.

В целом Контрольная палата рекомендует рассмотреть возможность уточнения прогноза доходов бюджета на 2007 год в сторону увеличения в консолидированный бюджет в сумме 751,4 млн.руб., в том числе в областной бюджет в сумме 697,4 млн.руб.

4. Расходы областного бюджета

Расходы областного бюджета на 2007 год предусматриваются в сумме 18 925,6 млн.руб., без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета – 17 317,7 млн.руб. В сопоставимых показателях рост расходов к 2006 году составит 105,9% (+959 млн.руб.), но с корректировкой на индекс потребительских цен на 2007 год реальные расходы снижаются до 97,4% к ожидаемому исполнению за 2006 год.

Анализ законопроекта, материалов к нему и проведенные контрольные мероприятия позволяют рекомендовать обратить внимание на следующее.

1. Согласно представленным документам и материалам, проектом закона не предусмотрено повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений в течение 2007 года, при том, что планируется рост потребительских цен на 8,7%.

2. Нормативный документ, устанавливающий тарифные ставки ЕТС и межразрядные коэффициенты, вводимые с 1 ноября 2006 года, отсутствует. При этом, согласно представленным документам, фонд оплаты труда на 2007 год сформирован, исходя из тарифных ставок и межразрядных коэффициентов ЕТС, вводимых с 1 ноября 2006 года.

3. Согласно материалам, представленным Департаментом финансов по запросу Контрольной палаты, расходы на текущее содержание учреждений социальной сферы на 2007 год в основном планируются на уровне расходов 2006 года.

В рекомендациях Департамента финансов по формированию проектировок по расходам на 2007 год, направленных в адрес главных распорядителей бюджетных средств, указаны:

  • предельные объемы бюджетного финансирования на 2007 год;
  • объем фонда заработной платы с начислениями, учитывающий его рост в соответствии с условиями, устанавливаемыми с 1 ноября 2006 года;
  • объем капитальных расходов;
  • индексы-дефляторы по остальным статьям затрат, в том числе по коммунальным услугам, в размере 1,082;
  • объем расходных обязательств в части уплаты земельного налога, обозначенных как новые обязательства. Однако расходы по уплате земельного налога должны быть учтены как расходные обязательства базового, 2006 года. (только по областным учреждениям социальной сферы размер земельного налога на 2007 год составит 37 млн. руб.).

Кроме того, главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств сообщено, что:

  • им следует учесть, что расходные обязательства в рамках полномочий, возложенных на Департамент (Управление, Комитет, получателя), должны быть исполнены в полном объеме за счет и в пределах доведенных бюджетных ассигнований на 2007 год;
  • для приведения объемов расходных обязательств в соответствие с предельными объемами финансирования следует провести комплексный анализ использования бюджетных средств и представить план мероприятий по более эффективному их использованию, в том числе: путем реорганизации действующей сети учреждений, оптимизации штатной численности, сокращения лимитов потребления тепло- и электроэнергии и др.

При этом в материалах и документах к проекту Закона - план мероприятий по более эффективному использованию бюджетных средств, в том числе: путем реорганизации действующей сети учреждений, оптимизации штатной численности, сокращению лимитов потребления тепло- и электроэнергии не представлен. Перечень получателей бюджетных средств на 2007 год Департаментом финансов в ответ на запрос Контрольной палаты не представлен.

4. В пояснительной записке к проекту закона указано, что из расходов на 2007 год исключены расходы на содержание ОГУ «Медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв». Однако документ, подтверждающий ликвидацию, либо передачу данного учреждения, в ответ на запрос Контрольной платы не получен.

5. Расходы на оплату льготного отпуска лекарственных средств запланированы без индексации, на уровне 2006 года. Расчеты и обоснования в материалах и документах к проекту закона отсутствуют.

6. Согласно данным, представленным по запросу Контрольной палаты Департаментом финансов, расходы по предоставлению мер социальной поддержки, за исключением расходов на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Закон Томской области от 08.06.2006 № 123-ОЗ), не проиндексированы. При этом планируемая на 2007 год численность граждан, получающих меры социальной поддержки, к уровню 2006 года не сокращается.

7. Согласно проекту закона, расходы по подразделу 0806 «Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации» (получатель бюджетных средств – Администрация Томской области) планируется увеличить с 14,1 млн. руб. в 2006 году до 19,1 млн. руб. в 2007 году или на 36%. Расчеты и обоснования увеличения расходов в ответ на запрос Контрольной палаты Департаментом финансов не представлены.

8. В доходной части бюджета субвенция из федерального бюджета на осуществление федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния предусмотрена в сумме 36 635 тыс.руб. При этом в ведомственной классификации расходов бюджета по получателю бюджетных средств - Комитет ЗАГС - расходы определены как субвенция на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния и запланированы в сумме 37 979 тыс. руб., что на 1 344 тыс. руб. больше субвенции из федерального бюджета.

Согласно п. 1.5 раздела 1 Положения о Комитете записи актов гражданского состояния, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 25.12.2003 № 267 (в редакции от 24.08.2005), «Финансирование расходов, связанных с государственной регистрацией актов гражданского состояния, осуществляется в виде субвенций областному бюджету за счет средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций».

9. В проекте закона не предусматриваются средства на возмещение расходов при установлении уровня оплаты населением услуг по теплоснабжению ниже 100 процентов.

10. Платежи по страховому взносу на обязательное медицинское страхование неработающего населения запланированы в объеме 1 567,18 млн. руб., что на 53 млн. руб. больше, чем на 2006 год. В пояснительной записке к проекту бюджета указано, что в состав принимаемых с 1 января 2007 года расходных обязательств включены расходы на введение полного тарифа в системе ОМС с учетом расходов на капитальный ремонт и приобретение оборудования в сумме 68 млн.руб., однако нет пояснений - какие расходы подлежат сокращению в сумме 15 млн.руб. (68млн.руб.-53 млн.руб.).

11. Областные целевые программы.

В проекте закона отсутствует единообразие в отражении расходов на целевые программы.

Расходы по целевым программам запланированы в общей сумме 544,7 млн. руб., по разделу «Общегосударственные расходы». В соответствии с требованиями приказа Минфина России от 21.12.2005 №152н, расходы по целевым программам в ведомственной структуре расходов областного бюджета (приложение 7 к проекту закона) следует отнести к соответствующим департаментам и управлениям, с выделением сумм по каждой программе отдельной строкой, а также отразить расходы по целевым программам в соответствующих разделах и подразделах в приложении 6 к проекту закона. Кроме того, часть расходов по областной целевой программе «Развитие малого предпринимательства в Томской области на 2005-2007 годы» в сумме 9 млн.руб. в функциональной и ведомственной классификации отдельной строкой не выделена.

• При наличии утвержденной областной целевой программы «Совершенствование и развитие автомобильных дорог Томской области до 2010 года (с прогнозом до 2020 года)» в Приложении 11 к проекту Закона представлена Программа строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них на 2007 год. Расходы ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области» по программе отдельной строкой в ведомственной классификации не выделены.

• Законопроектом уже третий год предусмотрено приостановление действия областной целевой программы «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы».

• Областная целевая программа «Развитие лесопромышленного комплекса Томской области на 2003 - 2010 годы» не включена в перечень целевых программ на 2007 год, несмотря на то, что согласно ст. 47 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относится обеспечение воспроизводства лесов, и в доходной части областного бюджета на 2007 год предусмотрена субвенция из Федерального фонда компенсаций на реализацию полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охране, защите и воспроизводству в сумме 22,28 млн.руб. Изменения в программу не внесены.

• Остальные 14 целевых программ, утвержденных Законами Томской области, включены в приложение 14 к законопроекту на общую сумму 486,8 млн.руб.

При этом, на программу «Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы» при расчетных затратах на 2007 год, определенных программой в сумме 10 млн. руб., объем финансирования на 2007 год запланирован в сумме 17,6 млн. руб. или в 1,7 раза больше, на программу «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Томской области на 2005 - 2007 годы» при прогнозе на 2007 год - 21,12 млн. руб., определенном программой, объем финансирования на 2007 год запланирован в сумме 81,12 млн. руб. или в 3,8 раза больше. По двум программам финансирование запланировано в объеме значительно меньшем, нежели утверждено законами Томской области, что не способствует достижению целей, определенных программами.

• В Приложении 14 к проекту Закона также предусмотрен резерв в сумме 57,9 млн. руб.

Кроме изложенного, необходимо обратить внимание на следующее.

Согласно Закону РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» от 17.09.1998 № 157-ФЗ (ред. от 29.12.2004) государство гарантирует в области иммунопрофилактики разработку и реализацию региональных программ (ст.4); а также определяет в ст.15, что обеспечение государственных и муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям осуществляют органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Однако в проекте областного бюджета на 2007 год отсутствуют бюджетные обязательства по финансированию такой программы, как: «Иммунопрофилактика» (Вакцинопрофилактика).

В пояснительной записке к проекту Закона в перечне областных целевых программ, планируемых к утверждению (стр. 32 часть III), на которые запланирован резерв на 2007 год (приложение 14 к проекту закона) отсутствует программа «Оказание высокотехнологичной кардиологической помощи населению Томской области на 2007-2010 годы».

Указанное в приложении 14 проекта закона название программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры Томской области на 2007 - 2010 годы» не соответствует названию программы, утвержденной Законом Томской области от 08.08.2006 № 163-ОЗ «Модернизация коммунальной инфраструктуры Томской области в 2006 - 2010 годах».

В строке 15 приложения 14 предусмотрено резервирование 57 870 тыс.руб. Однако, ни законопроектом, ни приложениями к нему, порядок и условия использования данного резерва не предусмотрены. Резервирование средств без указания целевого назначения и распределения по получателям, нарушает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст.38 БК РФ). Кроме того, бюджетное законодательство (ст.ст.81, 153, 217 БК РФ) не предусматривает формирование в составе бюджета иных резервов бюджетных средств, кроме резервных фондов органов исполнительной власти.

12. Адресная инвестиционная программа.

Расходы областного бюджета по адресной инвестиционной программе (государственные капитальные вложения, финансируемые из областного бюджета) предусмотрены законопроектом в размере 520 млн.руб., что составляет 117,9% к программе 2006 года. С учетом прогнозируемого индекса инфляции стоимости строительных работ на территории Томской области на 2007 год, который по данным филиала ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», по Томской области составит в среднем 1,108, затраты, предусмотренные программой, увеличатся в 1,2 раза к уровню 2006 года.

Основные расходы по программе в разрезе отраслей составляют:

  • общегосударственные вопросы - 11,618 млн. руб. (2,2 % от общей суммы);
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность- 16,667 млн.руб.(3,2%);
  • национальная экономика - 122,5 млн.руб. (23,6 %);
  • жилищно - коммунальное хозяйство -210 млн.руб. (40,4 %);
  • образование - 42,909 млн.руб. (8,3 %);
  • здравоохранение и спорт - 116,306 млн.руб. (22,3 %).

Расходы по разделам «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство» включают в себя расходы на проведение проектно-изыскательских работ. Данные расходы при утверждении целесообразно рассматривать пообъектно. Также расходы, предусмотренные на мероприятия по строительству (приобретению) жилья следует обосновать: указать категории получателей жилья, механизмы передачи, способы и формы осуществления расходов как на строительство, так и на приобретение жилья. Необходимо конкретизировать и планируемые расходы на градостроительные мероприятия.

При составлении проекта бюджета на 2007 год не учтены замечания и предложения Контрольной палаты, изложенные как в заключении на проект бюджета на 2006 год, так и в отчете о совместной со Счетной палатой РФ проверке эффективности использования средств бюджетов на финансирование госкапвложений, касающиеся неполного отражения в областной адресной инвестиционной программе расходов на капитальное строительство, а именно:

  • отсутствуют расходы в общей сумме 300,5 млн. руб. на строительство объектов инженерной инфраструктуры и офисных помещений в особой экономической зоне, а также проектно-изыскательские работы, предусмотренные ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2007 год (Приложение 7 к законопроекту);
  • отсутствуют расходы в общей сумме 281,82 млн. руб. на строительство объектов, предусмотренных областными целевыми программами. При этом согласно данным части I «Материалы и документы к проекту бюджета на 2007 год» (стр. 147) Адресная инвестиционная программа сформирована в общей сумме 801,82 млн.руб. и включает в себя программную и непрограммную части;
  • отсутствуют расходы на капитальное строительство объектов, финансируемых за счет некоторых субвенций муниципальным образованиям;
  • не отражены расходы по Программе строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них.

Департаментом строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области, а также ОГУ «Облстройзаказчик» на запрос Контрольной палаты не представлены сведения по объектам, включенным в Адресную инвестиционную программу, которые обосновывают их включение в законопроект, а именно: сметная стоимость, наличие экспертных заключений, стоимость ранее выполненных работ и остаточная стоимость объектов. В связи с чем не представляется возможным провести анализ правомерности и необходимости финансирования по каждому из включенных объектов.

Департамент экономики Администрации Томской области, курирующий областные целевые программы, в ответе на запрос Контрольной палаты информировал, что не владеет информацией, обосновывающей включение в законопроект объектов капитального строительства по ОЦП, в частности - о сметной стоимости объектов, о стоимости ранее выполненных работ и остатках сметной стоимости. В связи с этим Контрольной палатой сделан вывод, что расходы на капитальное строительство по ОЦП включены в проект бюджета без должного обоснования, необходимого для финансирования капитальных вложений по строительству.

В нарушение п.1 ст.79 БК РФ Адресная инвестиционная программа не содержит указаний на решения органов исполнительной власти Томской области (распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области) о предоставлении бюджетных инвестиций, в соответствии с которыми государственные капитальные вложения включены в программу. Указанное нарушение не позволяет определить целевое назначение инвестиций и конкретные объекты выделения бюджетных средств.

Кроме того, Адресной инвестиционной программой по строке «Строительство (приобретение) жилья» предусмотрено выделение 60 млн.руб. Однако, в Приложении 12 в строке «Приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Томской области» данные инвестиции не учтены.

С учетом изложенного, объем финансирования по Адресной инвестиционной программе требует уточнения по объему в целом и по содержанию. При рассмотрении согласительной комиссией Администрации необходимо представить подтверждающие документы по объектам.

13. Программа строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них.

«Программа строительства и реконструкции автомобильных дорог…» по источнику финансирования также должна быть отражена в общем объеме государственных капитальных вложений за счет средств областного бюджета – в Адресной инвестиционной программе.

Финансирование Программы запланировано в объеме 490 млн.руб.. Данные по объему финансирования за счет средств федерального бюджета в Программе не указаны.

Объем финансирования Программы на 2007 год составляет 100% к общему объему финансирования 2006 года за счет средств областного и федерального бюджетов (173% к уровню 2006 года за счет областного бюджета).

Приоритетным направлением по объемам финансирования (73% от объема работ по строительству и реконструкции объектов) является продолжение работ на 2-х объектах, проводимых в текущем году, при этом запланированный объем финансирования объекта «Реконструкция автодороги М. Мыс - Парабель – Каргасок на участке 0-15 км.» позволит ввести его в эксплуатацию в 2007 году, а объем финансирования по объекту «Строительство автодороги Первомайское - Белый Яр на участке 102-112 км.» составляет 60% от объема незавершенных работ.

Следует отметить, что Программой не предусмотрено финансирование 2-х объектов («Реконструкция производственной базы при автодороге Мельниково–Кожевниково–Чилино–Базой в Кожевниковском районе», «Строительство РММ на производственной базе в с. Мельниково на автодороге Томск – Колпашево в Шегарском районе»), работы по которым начаты в текущем году за счет утвержденного финансирования в общей сумме 3 млн. руб., при этом по объекту «Реконструкция производственной базы…» отсутствует разработанная и утвержденная должным образом проектно-сметной документация.

Общий объем остатков незавершенного строительства по 8-ми объектам, за исключением вышеуказанного объекта, стоимость которого из-за отсутствия сметных расчетов не определена, составит 307,3 млн.руб. в текущих ценах по состоянию на 01.01.2007.

Запланировано финансирование 5-ти новых объектов в общей сумме 85 млн.руб., четыре из которых предусмотрено ввести в 2007 году в эксплуатацию, а один - «Модернизация автодороги Кенга-Кедровый» запланирован в сумме 50 млн.руб., составляющей только 5% от суммы необходимых затрат. По мнению Контрольной палаты, включение данного объекта в Программу при значительных объемах долгостроя нецелесообразно.

Информация ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области» Администрации Томской области о проектно-сметной документации по всем объектам, включенным в Программу, содержит следующее:

  • на все объекты, работы на которых запланированы в продолжение работ нынешнего года, имеется проектно-сметная документация с положительным заключением государственной вневедомственной экспертизы;
  • по 2-м вновь начинаемым объектам («Строительство мостового перехода через реку Селенка на автомобильной дороге «Высокий Яр –Новая Бурка», «Строительство мостового перехода через реку Нижняя на автомобильной дороге «Колпашево-Белый Яр») проектно-сметная документация находится в стадии проведения государственной вневедомственной экспертизы;
  • по 3-м вновь начинаемым объектам («Модернизация автодороги Кенга-Кедровый», «Строительство мостового перехода через реку Сухая протока на подъезде к причалу ДРСУ», «Строительство мостового перехода через реку Ашурга на автомобильной дороге «Тегульдет-Белый Яр») проектно-сметная документация находится в стадии разработки.

Расходы на приобретение дорожно-эксплуатационной техники запланированы в сумме 30 млн.руб., что в 2 раза превышает расходы бюджета по текущему году. Расчет, обосновывающий данный вид затрат, не представлен.

При рассмотрении Программы целесообразно конкретизировать суммы по расходам на проведение проектно-изыскательских работ, которые включены в Программу в сумме 135,5 млн.руб. без указания объектов. По данным ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области» планируются проектные работы по строительству мостового перехода через реку Вах на автодороге Стрежевой-Нижневартовск» и строительству мостового перехода через реку Обь на автодороге Томск-Колпашево у г. Колпашево.

5. Дефицит бюджета, госдолг и расходы на обслуживание госдолга

На 2007 год предусмотрен бездефицитный областной бюджет.

Верхний предел государственного внутреннего долга Томской области на 01.01.2008, установленный ст. 13 проекта Закона, составляет 7 630 млн.руб. или 44,1% к доходам бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, что не превышает предельно допустимый уровень, установленный ст.107 Бюджетного кодекса РФ (100%).

Расходы на обслуживание государственного долга Томской области предусматриваются в сумме 400 млн. руб. или 2,1% объема расходов бюджета, что не превышает предельно допустимый размер, установленный ст.111 Бюджетного кодекса РФ (15%).

Предельный объем обязательств по государственным гарантиям предусмотрен в проекте областного бюджета в сумме 800 млн. руб. или 4,3% к доходам бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций.

6. Анализ соответствия законопроекта Бюджетному кодексу РФ и иным актам законодательства Российской Федерации и Томской области

Проанализировав текстовую часть законопроекта, Контрольная палата отмечает следующее.

  1. Статья 18 законопроекта определяет право Департамента финансов Администрации Томской области на основании представлений органов местного самоуправления вносить изменения в размеры субвенций из областного Фонда компенсации в пределах общего объема средств, выделяемых местным бюджетам. Однако, согласно п.3 ст.85 и ст.140 БК РФ расчет размера субвенций по каждому муниципальному образованию проводится на основании единой методики. Распределение субвенций утверждается законом о бюджете на очередной финансовый год (п.4 ст.140 БК РФ). БК РФ и Закон Томской области от 12.10.2005 № 190-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области» не предусматривают право органов исполнительной власти субъекта РФ самостоятельно изменять, утвержденные законом о бюджете, размеры субвенций, утвержденных законодательно с применением единой для всех муниципальных образований методики. Таким образом, статья 18 законопроекта неправомерно наделяет Департамент финансов полномочиями по изменению утвержденных размеров субвенций.
  2. Статьей 19 законопроекта определено целевое назначение средств, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов, – капитальный ремонт муниципальных объектов социальной сферы. Однако, в нарушение п.3 ст.10 Закона Томской области от 12.10.2005 № 190-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области» законопроект не устанавливает условия и порядок предоставления субсидий. Представленный вместе с законопроектом проект Закона Томской области «Об областном фонде софинансирования социальных расходов» также указывает на необходимость включения в закон об областном бюджете Методики распределения средств Фонда.
  3. Статья 22 проекта закона требует уточнения в части оплаты услуг федеральных и ведомственных организаций здравоохранения, так как в системе ОМС в тариф включены расходы только на заработную плату с начислениями, медикаменты, продукты питания и мягкий инвентарь.
  4. Редакционные правки:
  • В Приложении 20 в п.4 Перечня законов после слов «полномочиями по» дополнить словом «государственной».
  • В Приложении 22 наименование колонки 2 «Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований» изложить в новой редакции «Дотации местным бюджетам из фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
  • Наименование Приложения 25 после слова «Фонда» добавить словом «софинансирования».

По проектам законов, внесенных одновременно с проектом бюджета:

• Предложенный проект Закона Томской области «О предоставлении местным бюджетам субвенций на содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений» не устанавливает порядка и условий выделения субвенций. Пояснительная записка, обосновывающая необходимость принятия закона и ожидаемые результаты, к проекту не приложена.

• Предложенные в третьем абзаце п.1 статьи 1 проекта Закона Томской области «О внесении изменений в отдельные законы Томской области» изменения второго абзаца Приложения к Закону Томской области от 05.12.2005 № 214-ОЗ «О предоставлении субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» противоречат п.10 ст.159 ЖК РФ.

• В связи с тем, что представленный проект Закона Томской области «Об областном фонде софинансирования социальных расходов» дублирует нормы Закона Томской области от 12.10.2005 № 190-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области», а порядок и условия предоставления средств Фонда устанавливаются законом об областном бюджете, считаем нецелесообразным принятие данного закона в предложенной редакции.

Учитывая изложенное, Контрольная палата полагает необходимым при рассмотрении законопроекта Государственной Думой Томской области учесть замечания и предложения, содержащиеся в настоящем Заключении.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: