Контрольно-счетная палата Волгоградского городского Совета народных депутатов (далее контрольно-счетная палата), рассмотрев проект постановления Волгоградского городского Совета народных “О Положении о местных налогах на территории Волгограда” (далее - проект Постановления) отмечает:
1. С 1 января 2006 года в соответствии с п.1. статьи 61.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) (ред. от 12.10.2005) “В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
- земельного налога - по нормативу 100 процентов;
- налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.
Пунктом 1 ст.387 Налогового Кодекса Российской Федерации (ред. от 27.07.05) (далее – НК РФ) предусмотрено: “Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований”.
2. Пунктом 1 статьи 394 НК РФ установлено: “Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка”.
Сведения о налоговых ставках предлагаемых в проекте Постановления и принятых в других регионах приведены в таблице (данные правовой системы “Консультант”).
Вид использования земельного уч-ка |
Волгоград |
Ростов |
Москва |
Омск |
Земли с/х назначения |
0,03 |
0,1 |
0,3 |
0,3 |
Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства |
0,03 |
0,1 |
0,3 |
0,2 |
Занятые жилыми домами многоэтажной
И повышенной этажности застройкой и объектам инженерной инфраструктуры, жилищного строительства |
0,02 |
0,05 |
0,1 |
0,2 |
За земли под домами индивидуальной застройки |
0,15 |
0,1 |
1,5 |
0,3 |
Для гаражных кооперативов и индивидуальных гаражей |
0,01 |
0,1 |
0,1 |
1,5 |
Под промышленными объектами, объектами связи |
1,5 |
0,75 |
1,5 |
1,5 |
За земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов власти |
льгота
(0) |
0,35 |
льгота
(0) |
1,5 |
Муниципальные учреждения, финансируемые из бюджета |
льгота (0) |
льгота (0) |
льгота (0) |
льгота (0) |
Данные таблицы показывают, что предлагаемая налоговая ставка в Волгограде по видам использования земель ниже, чем в других регионах. В Ростове ставка земельного налога ниже только по землям под промышленными объектами.
В представленном проекте Постановления отсутствует предварительный расчет по сумме земельного налога, предполагаемого к получению в 2006 году в бюджет Волгограда. По данным департамента экономики и инвестиций администрации Волгограда сумма выпадающих доходов от предоставления отдельным категориям налогоплательщиков льгот, по земельному налогу составляет 506 000 тыс.руб., из них 480 755 тыс.руб.- льготы муниципальным учреждениям, финансируемым из бюджета города.
Сумма льгот, предоставляемых областным структурам составляет 10 126 тыс.руб. В проекте Постановления не представлены материалы, подтверждающие получение льгот муниципальным образованием взамен предоставления льгот по уплате земельного налога областным структурам.
В проекте Постановления предусматривается освобождение от уплаты земельного налога для таких плательщиков налогов, как:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
- ветераны и инвалиды боевых действий;
- инвалиды с детства, инвалиды 1,2 и 3 группы инвалидности;
- физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, в соответствии с Федеральным Законом от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”;
- физические лица, принимающие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Расчетная сумма выпадающих доходов от предоставления льгот в материалах к проекту Постановления не представлена.
Вместе с тем, пунктом 5 статьи 391 НК РФ указанным категориям налогоплательщиков при исчислении земельного налога уменьшают налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс.руб. на одного налогоплательщика на территории муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, предоставляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
3. Ставки налога на имущество физических лиц в предложенном проекте Постановления соответствуют ставкам налога на имущество физических лиц, действующим в текущем году в соответствии с постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 30.10.2002 № 45/835.
Учитывая, что земельный налог в 2006 году является одним из основных доходных источников бюджета Волгограда, контрольно-счетная палата считает целесообразным предложить администрации Волгограда:
- Льготы по земельному налогу физическим лицам, указанным в п.5 ст. 391 НК РФ, предоставлять в соответствии с нормами данной статьи.
- Направить в адрес городского Совета и контрольно-счетной палаты экономическое обоснование по освобождению от налога на земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов власти Волгоградской области, в размере 10 126 тыс.руб.
|